Знаки зодиака у шумеров

ГОРОСКОП ШУМЕРОВ

Единственный надежный источник для реконструкции астрономических знаний шумеров — их культовый календарь. Шумерский культовый календарь, являвшийся о.

Каждый месяц календаря начинался с новолуния и содержал 29 или 30 суток в нерегулярной последовательности. В свою очередь, сутки делились на 12 равных двойных часов, обозначавшихся шумерским словом для определения длин и расстояний (что-то вроде мили); двойные часы разделялись на 30 уш, или градусы времени. Один градус времени содержал в точности 4 современные минуты. Впрочем, в народе предпочитали пользоваться простым разделением суток на три так называемые «стражи» (1 стража = 8 часам). Летом ночные стражи были короче, чем зимой, а дневные длиннее.

С календарем из Ниппура, без сомнения, связана и образная система Зодиака (известного только из поздних вавилонских источников). Шумеры заметили, что каждый год в одном и том же месяце на горизонте восходит определенное созвездие, и связали восход этого созвездия с состоянием природы в данном месяце. Это состояние фиксировалось традиций в ритуально-мифологической форме. Так появился известный нам вавилонский Зодиак:

Овен — название, представляющее собой игру смыслов и клинописных знаков. У шумеров это созвездие называлось лу-хунга — «Наемный Работник» или «Доброволец». Созвездие восходило в период весеннего равноденствия и начала ниппурского года, когда избирался новый царь. Согласно традиции, избранник должен был быть добровольцем, который хочет вызвать на поединок силы старого мира и сразиться с ними. Это жертвующий собой юноша, который знает, что его решимость таит в себе двойную опасность: либо он будет убит на поединке, либо через какое-то время, уже будучи царем, погибнет от руки такого же претендента. С жертвой добровольца сравнивается обычай приносить в жертву Новому году ягнят-первинок. Когда клинописные обозначения созвездий начинают сокращать, название лу-хунга редуцируется до лу, причем сперва его пишут знаком Ш2 — «человек», а затем знаком 1ЛЗ, который представляет собой стилизованное изображение барана. Жертвенный царь и жертвенный ягненок сливаются в единый образ весенней новогодней жертвы.

Телец — название, напрямую связанное с ритуалом второго ниппурского месяца. Тельцом называли бога Нинурту, победившего всех соперников своего го-Рода и после победы совершившего обряд священного брака со своей невестой. В это же время совершается ассоциативный со священным браком обряд утаптывания и распахивания сырой после разлива земли, на поле выводились как стадные волы, так и волы, запряженные в плуги. Смысл событий месяца — война, любовь и пахота. Все эти грани объединяет образ свирепого и плодовитого быка (а также трудолюбивого вола).

Близнецы — название, связанное с почитанием братьев-близнецов Сина и Нергала, рожденных Энлилем и Нинлиль в подземном мире. После этого один из братьев, Син, стал богом Луны и ушел на небо; другой, Нергал, остался под землей управлять миром мертвых.

Рак — сложное по переплетению ассоциаций название. Восход этого созвездия совпадает с периодом летнего солнцестояния, после которого солнце начинает пятиться назад, в подземный мир, а также с ранним севом зерновых, также уходящих под землю. С событиями этого времени связаны ритуальные проводы весеннего бога Думузи в подземный мир и его последующее оплакивание. Думузи в данном случае является олицетворением и опускаемого в землю зерна, и снижающегося солнца.

Лев — название, связанное с состязаниями, которые проводились в честь царя-героя Гильгамеша юношами городских кварталов. Гильгамеш и Саргон, стремившиеся оставить по себе бессмертную память военными походами, часто сравнивались со львом. Лев олицетворял одновременно царя зверей и солнце (из-за гривы). Именно таким солнечным царем-победителем был Гильгамеш.

Дева — название, связанное с обрядом очищения богини Инанны, вернувшейся на землю из подземного мира (где она, скорее всего, безрезультатно искала Думузи).

Весы — символ осеннего равноденствия, уравнивающего ночь и день. В шумерской традиции это время суда, который бог Солнца устраивает живым и мертвым, а также время почитания судей загробного мира Ануннаков.

Причина именования восьмого зодиакального созвездия Скорпионом из клинописных источников неясна.

Девятое созвездие называлось Пабильсаг, по имени шумерского героя, отождествлявшегося с Нинуртой и Нергалом. На межевых камнях из Вавилона этот герой изображен с луком в руке, отсюда и пошло более позднее именование Стрелец.

Десятое созвездие называлось Рыбокозленок. Оно восходило в период зимнего солнцестояния и было связано с ритуалом выведения из подземного мира и кормления умерших отцов государства. Его символика связана с одним из образов бога Энки: рыба символизировала недоступные глубины премудрости, а козленок — пророчество о грядущей судьбе человечества.

Водолей — позднее название созвездия, которое в клинописных текстах именуется Великан. В самом деле, на многих шумеро-аккадских изображениях можно видеть высокорослое, длинноволосое и бородатое существо мужского пола, от плеч или раскинутых рук которого отделяются два водных потока. Символика созвездия связана с проливными дождями, максимум которых выпадает в Месопотамии именно в это время (январь—февраль).

Рыбы имели и другое имя — Хвосты. Как и название последнего ниппурского месяца, «жатва», название последнего зодиакального знака символизировало конец цикла, уход жизни в область водного хаоса.

Читайте также:  Китайский лунный календарь знаки зодиака

Из Вавилона дошло несколько астрономических текстов, являющихся копиями более ранних шумерских. Из них можно узнать, что умели делать шумеры в этой области. Они могли определять восходящие и заходящие звезды, равноденствия и солнцестояния, планетные периоды, а также делать предзнаменования на основе затмений луны и появления комет. Но о каких-либо теоретических выводах или хотя бы о произвольных спекуляциях шумеров, связанных с астрономическими расчетами, мы ничего не знаем. Нет никакого сомнения в том, что астрология как система взглядов зародилась в Вавилоне и Ассирии, то есть уже после гибели шумерской цивилизации. Но, несомненно, и то, что в истоках астрологии находится шумерское мироощущение, основанное на соответствии между содержанием помесячного ритуала и именем восходящего в данном месяце созвездия, между событием социальной жизни и появлением на небе феномена вроде затмения или кометы. Для шумеров такое чувство жизни как подобия, жизни как соответствия было органичным, в этом, можно сказать, проявлялась имплицитная сторона их религии и идеологии. Но для наследников Шумера их ощущение жизни приобрело характер доктрины, рационального постулата. Вместе с совершенствованием вычислительного искусства астрономов детализировалась и предсказательная литература, причем астрологи к концу клинописной цивилизации Двуречья имели уже несколько основных пособий, своего рода учебников, по которым учились вплоть до эпохи Селевкидов и Парфянского царства.

Источник

Знаки Зодиака у шумеров

Астрономия и календарь

Спектр астрономических знаний, которыми обладали шумеры уже на самых ранних стадиях своего развития, это еще одна тайна шумерской цивилизации. Сегодня уже ясно, что астрономические документы, дошедшие до нас из Древнего Вавилона, являются копиями более ранних шумерских текстов. Найдены сотни глиняных табличек, содержащие астрономические термины, формулы, таблицы, причем все вычисления сделаны с удивительной точностью. До сих пор не прекращаются споры ученых о том, как именно были сделаны эти расчеты. Могли ли сами шумеры произвести столь точные наблюдения, да и вообще, зачем они были им нужны на заре цивилизации.

Судите сами, более пяти тысяч лет назад шумеры уже умели вычислять периоды вращения звезд и планет, пользуясь гелиоцентрической моделью вселенной, очень напоминающей современную.

Шумеры знали все планеты вращающиеся вокруг Солнца, хотя Уран был открыт только в 18 в. Всю небесную сферу они делили на видимую часть, которую они называли «лицо неба», и «сердце неба»- часть, которая была скрыта от них. Шумерские астрономы разделяли восходящие и заходящие звезды и наблюдали за их движением относительно линии, где небесный купол, смыкается с землей – горизонтом. Самая высокая точка небесного купола находилась в центре, ее мы сейчас называем зенит. Шумеры четко различали периоды зимнего и летнего равноденствия и периоды солнцестояния. Столь широкие познания в области астрономии и позволили шумерам создать первый в истории человечества лунно-солнечный календарь. Шумерский календарь появился в священном городе Ниппуре, а затем им стали пользоваться все жители Южного Двуречья при отправлении культов и обрядов. В основе календаря очень точное сопоставление чередования лунных фаз с годовым циклом вращения солнца. В шумерском календаре год состоял из 12 месяцев, 2 полугодий и 4 сезонов, а каждые несколько лет специальным указом дополнительно вводился тринадцатый месяц, целью которого было выравнивание циклов вращения Луны и Солнца.

Зодиакальные созвездия

С культовым календарем из Ниппура связано и еще одно наследие шумерской цивилизации – система Зодиака. Найденные тексты и рисунки подтверждают, что шумеры четко выделяли двенадцать созвездий вдоль пути, который совершает Солнце в течение года. Шумеры отобрали пальму первенства в этой области у греков, которые якобы ввели Зодиак, впервые объединив звезды в созвездия. (Хотя, справедливости ради надо отметить, что ученые Древней Греции признавали, что их знания происходя от халдеев Месопотамии). Образные и выразительные символы и названия знаков Зодиака шумеров сохранились практически в неизменном виде до наших дней.

Шумеры заметили, что в одно и то же время каждый год на небесной сфере восходит всегда определенная группа светил. Светила они объединили в созвездия. Каждому созвездию сопоставили состояние окружающего их мира, природы в этот конкретный месяц. Это закреплялось в обрядах и ритуалах, которые нашли свое отражение в символах и названиях зодиакальных созвездий.

Овен. Это созвездие начинало год и появлялось на небосводе в период весеннего равноденствия. В это время избирался новый царь, в шумерском названии созвездия — «Доброволец», лу-ханга. Согласно обряду, юноша-доброволец должен вызывать на поединок прежнего правителя, символизирующего силы старого мира. Таким образом, он приносит себя в жертву: либо он будет убит сразу на поединке либо умрет позднее, будучи царем, от рук такого же смельчака-добровольца.

Клинописное название созвездия сокращают до «лу». Его обозначают вначале знаком «человек», позднее в шумерских текстах для обозначения созвездия появляется знак, который представляет собой изображение барана: жертва добровольца сопоставляется с ритуалом жертвования Новому Году ягнят первогодок.

Телец. Это созвездие второго месяца шумеров, когда заканчиваются разливы рек. В это время бог Ниннурту, которого называли Тельцом, одолев всех врагов, совершает обряд брака со своей невестой.

Читайте также:  Дева знак зодиака август сентябрь

Священный брак ассоциативно связывают с обрядом утаптывания и распахивания почвы, еще влажной после разлива, готовой к зарождению новой жизни. В это время начинается пахота, на поле выводят волов, запряженных в плуги. Образ быка, трудолюбивого и плодовитого, становится символом месяца.

Близнецы. В этом названии нашла отражение традиция почитания братьев Сина и Нергала. Близнецы были рождены в подземном мире. Один из близнецов, Нергал, стал управлять миром мертвых под землей, второй отправился на небо, став богом Луны. Название с глубоким философским подтекстом.

Рак. Созвездие восходит в период летнего солнцестояния. Солнце достигает своей наивысшей точки, после чего начинает снижаться, «пятиться назад». В это время весенний бог Думузи отправляется в подземный мир. Народ устраивает ритуальные проводы и оплакивание.

Лев. В этом месяце между юношами проводили состязания, в честь царя Гильгамеша, героя шумерского эпоса, которого часто сравнивали со львом. Лев, величественный и всемогущий царь зверей, победитель, как и легендарный Гильгамеш, был так же символом Солнца, вернее его золотистая грива.

Дева. Богиня Инанна возвращается из подземного мира, где безрезультатно разыскивала Думузи, на землю. Производится обряд ее очищения. Этот ритуал и дал название созвездию.

Весы. День и ночь уравниваются. Весы — это олицетворение осеннего равноденствия. В это время по шумерским обрядам бог Солнца устраивает суд над живыми и мертвыми, как на чашах весов, сравнивая их грехи и благие дела.

Скорпион. Исследователи, к сожалению, так и не выяснили истоки происхождения этого названия.

Стрелец. Сами шумеры называли его именем героя эпоса Пабильсаг. На сохранившихся изображениях он держит в руках лук, поэтому позднее это созвездие стали называть Стрелец.

Козерог. Шумеры дали ему название Рыбокозленок. В месяц зимнего солнцестояния проводился обряд, во время которого умершие правители возвращались из подземного мира для принятия пищи. Образ правителя подземного мира Энки символизировала рыба, олицетворявшая непостижимые глубины премудрости, а козленок – вестник грядущей судьбы рода человеческого.

Водолей. Шумеры называли его Великан. В это время в Месопотамии идут проливные дожди, максимальное количество осадков выпадает именно в январе-феврале. Символом зодиакального созвездия становится волосатый длиннобородый мужчина огромного роста. В его руках сосуды, из которых изливается два мощных водяных потока. Этот рисунок часто можно встретить на аккадско-шумерских изображениях

Рыбы. Шумеры называли его еще Хвосты. Это последний месяц календарного года шумеров и последнее созвездие цикла. Это некая граница, за пределами которой находится область водного хаоса, и рыбы становятся символом перехода жизни в иное пространство.

В основе системы Зодиака шумеров лежит соответствие между ритуалом, обрядом месяца и названием зодиакального созвездия, видимого на небе. На чувственном, невыраженном явно уровне в системе Зодиака шумеры отразили связь между событиями жизни земной и расположением небесным светил, событиями жизни общественной и небесными феноменами, вроде солнечных или лунных затмений, прохождения комет. Мироощущение земной жизни как подобия жизни небесной органично присуще религии и образу мыслей шумеров. И хотя астрология как наука зародилась в Ассирии и Вавилоне уже после загадочного исчезновения шумерской цивилизации, истоки ее находятся в шумерском Зодиаке.

Источник

Вавилонский Зодиак. Культовый календарь шумеров

Единственный надежный источник для реконструкции астрономических знаний шумеров — их культовый календарь.
Шумерский культовый календарь, являвшийся основным и эталонным для жителей всего Южного Двуречья, происходит из священного города Ниппура, божеством, которого, напомним, был регулятор мирового порядка и владыка природы Энлиль.
Календарь этот лунно-солнечный, он основан на корректном согласовании смены лунных фаз с годовым путешествием солнца вблизи созвездий небесного экватора. Календарь хорошо различает периоды равноденствий и солнцестояний, состоит из 360 дней, 12 месяцев и 4 сезонов.

С целью уравнения двух циклов каждые несколько лет специальным указом вставлялся дополнительный 13-й месяц. Каждый месяц календаря начинался с новолуния и содержал 29 или 30 суток в нерегулярной последовательности.
В свою очередь, сутки делились на 12 равных двойных часов, обозначавшихся шумерским словом для определения длин и расстояний (что-то вроде мили); двойные часы разделялись на 30 уш, или градусы
времени. Один градус времени содержал в точности 4 современные минуты. Впрочем, в народе предпочитали пользоваться простым разделением суток на три так называемые «стражи» (1 стража = 8 часам). Летом ночные стражи были короче, чем зимой, а дневные длиннее.

С календарем из Ниппура, без сомнения, связана и образная система Зодиака (известного только из поздних вавилонских источников).
Шумеры заметили, что каждый год в одном и том же месяце на горизонте восходит определенное созвездие, и связали восход этого созвездия с состоянием природы в дан ном месяце. Это состояние фиксировалось традиций в ритуально-мифологической форме.
Так появился известный нам вавилонский Зодиак:

• Овен
название, представляющее собой игру смыслов и клинописных знаков. У шумеров это созвездие называлось лу-хунга — «Наемный Работник» или «Доброволец». Созвездие восходило в период весеннего равноденствия и начала ниппурского года, когда избирался новый царь. Согласно традиции, избранник должен был быть добровольцем, который хочет вызвать на поединок силы старого мира и сразиться с ними. Это жертвующий собой юноша, который знает, что его решимость таит в себе двойную опасность: либо он будет убит на поединке, либо через какое-то время, уже будучи царем, погибнет от руки такого же претендента. С жертвой добровольца сравнивается обычай приносить в жертву Новому году ягнят-первинок. Когда клинописные обозначения созвездий начинают сокращать, название лу-хунга редуцируется до лу, причем сперва его пишут знаком Ш2 — «человек», а затем знаком 1ЛЗ, который представляет собой стилизованное изображение барана.
Жертвенный царь и жертвенный ягненок сливаются в единый образ весенней новогодней жертвы.

Читайте также:  Мужчины скорострелы по знаку зодиака

• Телец
название, напрямую связанное с ритуалом второго ниппурского месяца.
Тельцом называли бога Нинурту, победившего всех соперников своего го-Рода и после победы совершившего обряд священного брака со своей невестой. В это же время совершается ассоциативный со священным браком обряд утаптывания и распахивания сырой после разлива земли, на поле выводились как стадные волы, так и волы, запряженные в плуги. Смысл событий месяца — война, любовь и пахота.
Все эти грани объединяет образ свирепого и плодовитого быка (а также трудолюбивого вола).

• Близнецы
название, связанное с почитанием Братьев-близнецов Сина и Нергала, рожденных Энлилем и Нинлиль в подземном мире. После этого один из братьев, Син, стал богом Луны и ушел на небо; другой, Нергал, остался под землей управлять миром мертвых.

• Рак
сложное по переплетению ассоциаций название. Восход этого созвездия совпадает с периодом летнего солнцестояния, после которого солнце начинает пятиться назад, в подземный мир, а также с ранним севом зерновых, также уходящих под землю. С событиями этого времени связаны ритуальные проводы весеннего бога Думузи в подземный мир и его последующее оплакивание. Думузи в данном случае является олицетворением и опускаемого в землю зерна, и снижающегося солнца.

• Лев
название, связанное с состязаниями, которые проводились в честь царя-героя Гильгамеша юношами городских кварталов. Гильгамеш и Саргон, стремившиеся оставить по себе бессмертную память военными походами, часто сравнивались со львом. Лев олицетворял одновременно царя зверей и солнце (из-за гривы). Именно таким солнечным царем-победителем был Гильгамеш.

• Дева
название, связанное с обрядом очищения богини Инанны, вернувшейся на землю из подземного мира (где она, скорее всего, безрезультатно искала Думузи).

• Весы
символ осеннего равноденствия, уравнивающего ночь и день. В шумерской традиции это время суда, который бог Солнца устраивает живым и мертвым, а также время почитания судей загробного мира Ануннаков.

• Скорпион
Причина именования восьмого зодиакального созвездия Скорпионом из клинописных источников неясна.

• Девятое созвездие называлось Пабильсаг, по имени шумерского героя, отождествлявшегося с Нинуртой и Нергалом. На межевых камнях из Вавилона этот герой изображен с луком в руке, отсюда и пошло более позднее именование Стрелец.

• Десятое созвездие называлось Рыбокозленок. Оно восходило в период зимнего солнцестояния и было связано с ритуалом выведения из подземного мира и кормления умерших отцов государства. Его символика связана с одним из образов бога Энки: рыба символизировала недоступные глубины премудрости, а козленок — пророчество о грядущей судьбе человечества.

• Водолей
позднее название созвездия, которое в клинописных текстах именуется Великан. В самом деле, на многих шумеро-аккадских изображениях можно видеть высокорослое, длинноволосое и бородатое существо мужского пола, от плеч или раскинутых рук которого отделяются два водных потока. Символика созвездия связана с проливными дождями, максимум которых выпадает в Месопотамии именно в это время (январь-февраль).

• Рыбы
имели и другое имя — Хвосты. Как и название последнего ниппурского месяца, «жатва», название последнего зодиакального знака символизировало конец цикла, уход жизни в область водного хаоса.

Из Вавилона дошло несколько астрономических текстов, являющихся копиями более ранних шумерских. Из них можно узнать, что умели делать шумеры в этой области.
Они могли определять восходящие и заходящие звезды, равноденствия и солнцестояния, планетные периоды, а также делать предзнаменования на основе затмений луны и появления комет. Но о каких-либо теоретических выводах или хотя бы о произвольных спекуляциях шумеров, связанных с астрономическими расчетами, мы ничего не знаем.

Нет никакого сомнения в том, что астрология как система взглядов зародилась в Вавилоне и Ассирии, то есть уже после гибели шумерской цивилизации.
Но, несомненно, и то, что в истоках астрологии находится шумерское мироощущение, основанное на соответствии между содержанием помесячного ритуала и именем восходящего в данном месяце созвездия, между событием социальной жизни и появлением на небе феномена вроде затмения или кометы. Источник https://astrojurnal.ru/
Для шумеров такое чувство жизни как подобия, жизни как соответствия было органичным, в этом, можно сказать, проявлялась имплицитная сторона их религии и идеологии. Но для наследников Шумера их ощущение жизни приобрело характер доктрины, рационального постулата.

Вместе с совершенствованием вычислительного искусства астрономов детализировалась и предсказательная литература, причем астрологи к концу клинописной цивилизации Двуречья имели уже несколько основных пособий, своего рода учебников, по которым учились вплоть до эпохи Селевкидов и Парфянского царства.

Автор В.В.Емельянов

Источник

Оцените статью