- Образ и характеристика Андрея Болконского — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Портрет: описание внешности, манера поведения
- Происхождение, семья
- Характер
- Отношение к окружающим
- Отношение к светскому обществу
- Отношение к семье
- Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова
- Андрей Болконский и Наташа Ростова
- Служба. Участие в войнах
- Духовные искания
- Начало пути духовных исканий
- Духовное перерождение
- Заключение
- Андрей Болконский
- Описание героя
- Происхождение, внешность, характер
- Аустерлицкое сражение
- Встреча с французским императором
- Две встречи с дубом
- Отношения с Наташей Ростовой
- Война 1812 года и смерть Болконского
- Роль героя в произведении
- Развитие героя по мере сюжета
- Отношение автора к герою
- Прототипы
- Экранизации героя
Образ и характеристика Андрея Болконского — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Андрея Болконского занимает важное место. Этот герой ищет собственный путь, своё предназначение видит в служении Отчизне.
Портрет: описание внешности, манера поведения
Князь Андрей Болконский — молодой человек небольшого роста, весьма красивый, «с определёнными и сухими чертами». Лицо князя выразительно, по его выражению видно, какие чувства он испытывает. Когда в начале романа читатель видит его на вечере Анны Павловны Шерер, скучающий, усталый взгляд Болконского говорит о том, что все светские люди, собравшиеся в гостиной, ему надоели.
С людьми, неприятными ему, князь обращается «сухо-неприятно», часто «с гримасой, портившею его красивое лицо», говорит с ними резким, неприятным голосом. Но к тем, к кому относится хорошо, он обращается с доброй улыбкой, говорит ласково.
Происхождение, семья
Андрей Болконский — дворянин, единственный сын генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского, безвыездно жившего в своём имении Лысые Горы. Отец дал сыну хорошее образование, трудовое воспитание, приучил быть деятельным. Младшая сестра князя Андрея княжна Марья жила вместе с отцом, а князь Андрей жил в Петербурге вместе со своей женой Лизой.
Характер
Андрей Болконский — незаурядный человек с непростым характером. Он склонен к анализу не только внешних событий, но и своего душевного состояния. Его суждения указывают на острый ум, хорошее образование, широкий кругозор. Он очень начитан, много знает, следит за событиями в мире.
Андрею Болконскому присущи следующие черты характера:
- деловитость, практическая цепкость, стремление к деятельности, полезной для общества;
- любовь к Родине;
- сильная воля;
- решительность;
- храбрость;
- гордость, независимость;
- верность своему слову;
- замкнутость, сдержанность;
- скептицизм;
- отвращение к лицемерию.
Такие черты характера как скептицизм и замкнутость проявляются у князя Андрея даже в общении с теми, кого он любит: с отцом, княжной Марьей, Пьером, Наташей.
Князь Андрей, в отличие от Пьера, не любит мечтательного философствования, он деловит, собран, трудолюбив, деятелен.
Отношение к окружающим
Пьер Безухов «всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми». К окружающим Болконский относится по-разному, в зависимости от своего мнения о них.
Отношение к светскому обществу
К людям высшего света князь Андрей относится с презрением. С ними он вежлив, холоден, насмешлив, с досадой слушает их пустые речи, не притворяясь заинтересованным. Ему надоели люди, имеющие на себе «общий светский отпечаток», он говорит с ними сухо, неохотно, часто презрительно. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!» — говорит Болконский Пьеру Безухову перед уходом на войну.
Отношение к семье
Своего отца, давшего ему прекрасное воспитание и образование, князь Андрей любил, к его чудачествам относился «в основном» снисходительно. Он уважал отца за знания, трудолюбие, чувство собственного достоинства и прислушивался к его мнению. Хотя князь Андрей был независим, он уступил, когда отец потребовал, чтобы сын отложил свадьбу с Наташей Ростовой на год. Князь Андрей не хотел заслужить гнев отца, когда, может быть, его отцу осталось жить недолго. Это разрушило бы половину его счастья, как он писал сестре из-за границы.
К сестре княжне Марье Болконский относится хорошо, сочувствует ей, что с отцом ладить непросто, так как к старости его характер стал тяжёлым.
В браке князь Андрей несчастлив. Его жена Лиза «воспитана и росла в свете». Она легкомысленна, весела, добродушна, то есть её характер совсем не похож на характер князя Андрея. В их семье нет любви и счастья. Когда жена умирает в родах, Болконский винит себя в том, что относился к Лизе холодно, с иронией, уделял ей мало внимания.
К маленькому сыну Николеньке князь испытывает любовь, переживает, когда мальчик заболел, ухаживает за ним.
Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова
Князь Андрей очень хорошо относится к Пьеру Безухову, он добр к нему, считает его одним живым человеком среди всего петербургского света, ценит за простоту, совестливость, доброту.
Пьеру же его старший друг казался «образцом всех совершенств», он поражался его силе воли, «необыкновенной памяти, начитанности», его поражало в князе Андрее «отсутствие способности мечтательного философствования».
Андрей Болконский и Наташа Ростова
Любовь к Наташе помогла князю Андрею вернуться после депрессии к полноценной жизни, поверить, что он ещё может быть счастлив. Общение с этой оживлённой, поэтической, прелестной девушкой пробудило в нём лучшие чувства. Слушая её пение, он почувствовал, что «в душе его произошло что-то новое и счастливое».
Наташа тоже полюбила князя и приняла его предложение стать женой. Однако, по настоянию отца Болконский отложил свадьбу на год и уехал за границу. Наташа, не выдержав испытания разлукой, увлеклась Анатолем Курагиным и написала жениху письмо с отказом. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой, Болконский вновь возвратился в армию.
Когда смертельно раненный князь Андрей попадает под опеку семьи Ростовых, уезжавших из Москвы, Наташа стала ухаживать за ним. Она винила себя в измене жениху, в том, что принесла ему горе. Князь Андрей прощает её.
Служба. Участие в войнах
Не в силах больше вести пустую светскую жизнь, князь Андрей идёт на войну служить адъютантом к Кутузову. Ещё одна причина этого — мечты о славе.
Его чувство собственного достоинства проявилось в столкновении со штабными офицерами, равнодушными к тому, что французы разбили союзную австрийскую армию. Он говорит, что если штабным офицерам нет дела до общего успеха или общей неудачи, то они не офицеры, а «лакеи, которым дела нет до господского дела» (том 1, часть 2, глава 3).
Болконский участвовал в Шенграбенском сражении. В Аустерлицком сражении он совершил подвиг: бросившись со знаменем вперёд, поднял весь батальон в атаку и был ранен в голову.
Во время Отечественной войны 1812 года князь Андрей отказался от штабной работы, чтобы командовать полком. Он сблизился с солдатами, заботился об их благосостоянии. Накануне Бородинского сражения князь говорит Пьеру о решающей роли «духа войска»: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть» (том 3, часть 2, глава 25).
Во время Бородинского сражения Болконский получил осколочное ранение в живот от разорвавшейся гранаты.
Духовные искания
Андрей Болконский, человек с богатым внутренним миром, прошёл непростой жизненный путь, это был долгий путь духовных исканий.
Начало пути духовных исканий
Поиск смысла жизни начинается у этого героя с мечты о подвиге и славе. Он убеждён в не случайности своего присутствия в мире. В начале романа читатель видит князя, мечтающего о славе, о подвигах ради счастья и благополучия людей. Такую славу, по его мнению, обрёл его кумир Наполеон Бонапарт. Во время военных действий Болконский ищёт случая найти «свой Тулон», подобно Наполеону, и отличиться на поле боя.
Лёжа после тяжёлого ранения в голову на поле под Аустерлицем, князь Андрей видит над собой бездонное, спокойное небо. Это вечно небо говорило о бренности его желания славы. К раненому подъезжает со свитой Наполеон, любующийся убитыми русскими солдатами. Болконский видит ничтожность этого человека и разочаровывается в своём кумире. Он осознал незначительность «великого» Наполеона с его славой по сравнению с вечностью неба Аустерлица. Князь понял всю глупость войны, мелочность мечты о славе, осознал, что главные ценности в жизни — это близкие люди, их счастье.
Духовное перерождение
Выжив после ранения, пережив смерть жены, князь Андрей решил больше не служить, а жить для себя и своих близких. За два года жизни в деревне он внутренне изменяется, его духовное перерождение, начавшееся под Аустерлицем, продолжается. У Болконского уже нет узкоэгоистических целей, он думает о семье, о будущем сына, обустраивает своё имение Богучарово.
В эти два года Болконский перевёл в одном своём имении крестьян в вольные хлебопашцы (то есть освободил от личной крепостной зависимости), в другом заменил барщину оброком. Он много читал, следил за внешней и внутренней политикой, занимался «составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений».
Свой новый взгляд на жизнь Болконский высказал Пьеру, когда тот приехал к нему в Богучарово. По его мнению, счастье заключается в отсутствии двух действительных несчастий: угрызений совести и болезни. Разговор с Пьером на пароме (когда тот говорил о вечности, о правде, о том, что человек — часть «огромного, гармоничного целого») возродил «что-то лучшее», что было в князе. С этого свидания с Пьером у Болконского началась его новая жизнь, хотя внешне ничего не изменилось.
После ночи в Отрадном, когда он случайно услышал, как Наташа восхищалась весенней лунной ночью, утром по дороге домой Болконский увидел, что старый дуб покрылся листвой. И князь Андрей окончательно решил, что в 31 год жизнь не кончена. Он хотел, чтобы его жизнь была не для него одного, «чтобы на всех она отражалась».
Князь возвращается к активной жизни. Он хочет служить Отечеству и едет в Петербург, чтобы передать свою записку о военном уставе государю. Там он познакомился с государственным секретарём Сперанским и стал членом комиссии составления воинского устава. Через некоторое время Болконский разочаровывается в деятельности Сперанского, который участвовал в подготовке государственной конституции. Он понимает тщетность усилий человека что-то изменить в государстве и жизни вообще, понимает стихийность жизненных событий.
После Шенграбенского сражения раненный в голову Болконский испытывал сострадание и любовь ко всем людям — и к братьям, и к врагам. Смертельно раненный в Бородинском сражении, он ясно понял, что истинная любовь — это когда любишь и ближних, и врагов, что такая любовь — и есть смысл жизни.
Заключение
Образ Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» во многом отображает нравственные искания самого автора. Духовный путь князя Андрея, поиск смысла жизни показывается в продолжении почти всего действия романа. Характеристика образа Андрея Болконского поможет уяснить смысл и философскую идею произведения.
Характеристика образа Андрея Болконского, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Источник
Андрей Болконский
Андрей Болконский. Актер В. Тихонов. Х/ф «Война и Мир». 1967
Андрей Болконский – главный герой романа-эпопеи «Война и Мир», один из положительных персонажей Л.Н. Толстого. Потомственный князь, блестящий офицер, он находится в поисках собственного пути, считая своим главным предназначением служение Отчизне. Прототипами Болконского могли быть сразу три реальных человека, живших в эпоху войны 1812 года.
Описание героя
Происхождение, внешность, характер
Предками князя Андрея Болконского были представители высшей аристократии из старинного, знатного рода дворян. О его матери ничего не известно, возможно, она умерла, когда дети были еще маленькими. Воспитанием Андрея и его сестры Марьи занимался отец – довольно жесткий человек с упрямым характером. Отношения с отцом у Андрея были напряженными с самого детства. По мере взросления он уже не предпринимал попыток сблизиться со своим суровым родителем, потому что все так же натыкался на черствость и непонимание. С сестрой же у него сложились самые теплые отношения. Андрей жалел Марью, которая всю свою жизнь посвящала служению капризному графу Болконскому.
Первое впечатление о Болконском можно составить по словам самого Толстого: «… Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой…».
Еще одна характеристика Болконского представлена в разговоре с Пьером: «его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым ярким блеском». Сухим и неприступным был Болконский по отношению к тем, кто вызывал у него антипатию. К ним относились бюрократы и карьеристы, бездушные, эгоистичные личности. В отношениях с простыми людьми князь был искренним и доброжелательным. У него был талант особого чутья на людей с отсутствием фальши, лживости и лицемерия.
Болконский производил впечатление человека, наделенного незаурядным умом, который привык постоянно анализировать как внешние события, так и душевные переживания. Его стремление к государственной деятельности обусловлено не только личным тщеславием, но и стремлением принести пользу обществу, служить на благо своего народа и отчизны. Его можно назвать кристально честным, но немного запутавшимся патриотом, который не перестает искать смысл жизни и ответы на мучившие его вопросы.
Аустерлицкое сражение
Поскольку Андрей воспитывался отцом генерал-аншефом, служившим еще в екатерининские времена, объяснимо его рвение к военной службе. Стремясь, во что бы то ни стало проявить себя в ратном деле, он, еще в 1805 году подал прошение на фронт. Еще одной причиной была усталость Андрея от насквозь фальшивого и пропитанного лицемерием, светского общества. Даже беременная жена Лиза, к которой он давно охладел, не могла повлиять на принятое им решение: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно».
В армии Болконский назначается на должность адъютанта Кутузова. Понимая всю важность грядущего Аустерлицкого сражения, он грезит о славе, но не исключает и собственной гибели. В самый критический момент, когда под давлением наступающих французов началось смятение в русских войсках, готовых к отступлению, Андрей поднимает с земли упавшее знамя и разворачивает солдат в атаку.
Его героический поступок, вызванный, скорее, честолюбием и жаждой славы, завершается тяжелым ранением. Болконский падает, и ему впервые в жизни открывается огромное, бесконечное небо. Он смотрит в него и начинает понимать, в чем состоит наивысшая ценность жизни: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все это пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». И еще он видит, как Наполеон удовлетворенно окидывает взглядом поле брани, наполненное стонами раненых и умирающих солдат.
Встреча с французским императором
Андрей попадает в плен, где снова встречается с Наполеоном. Видимо, мужество русского офицера оставило в душе Бонопарта какое-то одному ему понятное чувство. По его приказу Болконский переводится в госпиталь, а потом и вовсе отпускается на свободу. Андрей должен быть благодарен своему кумиру, но воспоминание о его цинизме на поле Аустерлицкого сражения в прах развеивает его священный трепет перед этим самовлюбленным тираном.
Вернувшись в имение, Андрей застает умирающую жену. Даже родившийся сын Николенька не может предотвратить все больше овладевающую им депрессию. Болконский решает, что со службой покончено, и воевать он больше не пойдет. Он принимает решение всю свою жизнь посвятить семье и воспитанию ребенка. Встреча с Пьером окончательно убеждает его в том, что он делает правильный выбор.
Две встречи с дубом
Природа в романе Толстого играет роль не только красивого фона. Встречаются эпизоды, где она помогает лучше понять состояние героя, подталкивая его к осознанию своего пути и места в жизни. Так было и в жизни Андрея Болконского, которому довелось дважды, в разные периоды проезжать мимо старого, векового дуба.
При первой встрече дерево напоминает Андрею сурового, угрюмого и больного старца-великана: «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками». Дуб был безразличен к «обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца», словно утратил веру во все хорошее. Невольно Болконский сравнил себя с этим дубом и обнаружил, как же они были похожи в этот момент! Та же израненная после смерти жены и от несбывшейся славы душа, то же отсутствие веры во что-то лучшее, что, по его мнению, уже никогда с ним не произойдет.
Но Андрей не догадывался, что в его жизни будет еще одна встреча с этим дубом. Случилась она, когда он возвращался от Ростовых из Отрадного, где в одну из ночей услышал Наташино восхищение природой. Болконский с изумлением смотрел на дуб и не мог поверить своим глазам. Он ожил и стоял «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно».
На Андрея нахлынул такой мощный прилив счастья, что ему снова захотелось жить: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
Отношения с Наташей Ростовой
Решивший покончить с военной карьерой, Андрей, чтобы развеять набегавшую временами хандру, отправляется к Ростовым в Отрадное. Там он впервые видит Наташу, – девочку, которая умеет просто радоваться тому, что живет, что на чистом небе светит солнце и что рядом близкие и родные люди. Андрей, отвыкший от такой естественной непосредственности, любуется этой, ни на кого не похожей девушкой и еще не знает, что она навсегда изменит его судьбу.
Следующая встреча на первом балу Наташи положила начало их отношениям. Красивый, статный офицер кружил в центре сверкающего зала хрупкую и нежную партнершу, которая светилась таким неподдельным счастьем, что вызывала восхищение у всего московского бомонда.
Молодые люди начали встречаться и все больше понимали, что их объединяет нечто большее, чем взаимная симпатия. И для Наташи, и для Андрея было свойственно доброжелательное отношение к миру и окружающим, оба были равнодушны к светским шаблонам и условностям. Отношения развивались, и Наташа уже видела в Болконском своего мужа. Все шло к тому, чтобы объявить о дате предстоящей помолвки.
Старый князь Болконский неодобрительно отнесся к выбору сына. Он считал его невесту слишком юной и неопытной и не мог доверить ей воспитание своего внука. Таим образом, несмотря на объявленную помолвку, свадьба была отложена на год.
Война 1812 года и смерть Болконского
Юная, неопытная Наташа не выдерживает разлуку и попадает в умело расставленные сети красавца Анатоля – циничного и безнравственного развратника. Болконский после расторжения помолвки вновь отправляется на фронт. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу», – таковы его последние слова Пьеру, означающие полный разрыв отношений с Наташей Ростовой.
В ходе Бородинского сражения князь Болконский получает смертельное ранение в живот. По воле случая он попадает к Ростовым и на одной из их подвод, вместе с другими ранеными покидает Москву. Встреча с Наташей в очередной раз переворачивает жизнь Андрея. Оба понимают, что уже никогда не будут вместе, но чувствуют и другое – то, как они дороги друг другу. До последнего вздоха Болконского Наташа самоотверженно ухаживает за ним, мысленно вымаливая прощение у этого человека.
Андрей прощает и своего соперника Анатоля, и свою возлюбленную Наташу Ростову. Его ненависть остается в прошлом, поэтому он, прощая весь мир, обретает гармонию с самим собой. Преодолевая свой ужас перед смертью, он понимает, что, покидая жизнь, открывает для себя нечто новое, незнакомое и великое. С этой же, земной жизнью, связь Андрея с каждой минутой становится все слабее и слабее. Все беды, проблемы, желания, которые так тяготили его, отходят куда-то на последний план, становятся ничтожными перед лицом того таинственного, что ждет его впереди.
Его долгая и мучительная смерть ниспослана ему для того, чтобы он успел и смог духовно очиститься, переоценить жизнь, обрести гармонию с миром и принять ее смиренно, как что-то неотвратимое и естественное: «Умереть – значит… вернуться к общему и вечному источнику».
Роль героя в произведении
Почти все персонажи Л.Н. Толстого обречены на поиски долгого и трудного пути истины и справедливости, который должен привести их к пониманию общечеловеческих проблем мироздания. Такой «дорогой чести» прошел и его герой, князь Андрей Болконский. Его недолгая судьба – это путь к смерти, во время которого он лишь изредка соприкасался с теплым биением жизни. На его примере Толстой стремился показать, что не нужно бояться что-либо менять, потому что сама жизнь и состоит из падений и взлетов, ошибок и их исправления.
Несмотря на стремление к славе, Андрей Болконский остается величайшим героем русской литературы, истинным патриотом Отечества, забота о котором является его долгом. На примере двух главных персонажей – Пьера и Андрея Толстой показывает, что, несмотря на разные пути, оба они являются лучшими представителями высшего общества. Поиски смысла жизни подводят их к одинаковому пониманию – этот смысл состоит в единении с народом, в абсолютной любви к этому народу.
Развитие героя по мере сюжета
Изначально этому герою, по замыслу Толстого, была отведена довольно скромная роль. Тщеславный индивидуалист должен был слиться с основной массой и пасть на поле брани. Но в процессе работы над романом автор заставил своего персонажа пройти огромный путь эволюции.
В сражении под Аустерлицем Болконский переполнен жаждой совершения подвига. Он понимает, что ему предоставляется уникальный шанс. Он берет знамя, представляя себе, что этим поступком спасает русское войско. Но внезапное ранение обрывает его честолюбивые мечты. Величайшее небо, открывшееся герою, приводит его к пониманию, что в сравнении с настоящей жизнью все эти военные баталии ничтожны и бессмысленны. Он возвращается в имение и решает посвятить себя семье.
Под влиянием череды событий – ранения, последующего плена и смерти жены Андрей впадает в глубокую депрессию. В это время происходит его первая встреча с дубом, которая наталкивает героя на мысль, что жизнь для него кончена. Постепенное возрождение к жизни происходит после встречи с Наташей в Отрадном. Болконским овладевает жажда государственной деятельности. Но общение с видным деятелем того времени Сперанским обнажает всю фальшь бюрократического аппарата, и он снова испытывает разочарование.
После разрыва с Наташей Болконский вновь идет в армию. По его мнению, только находясь рядом с простыми солдатами, а не в штабе, он сможет принести пользу Отечеству. Став командиром полка, Андрей еще больше сближается с народом, который уважительно называет его «наш князь». Происходит душевное обновление Андрея, главная роль в котором принадлежит простым русским солдатам.
Тяжелое ранение во время Бородинского сражения порождает у Андрея страстное желание жить. На перевязочном пункте начинаются его мучительные поиски истины и подведение итогов собственной жизни: «Отчего мне было жалко расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». В эти минуты к нему вдруг приходит мысль об огромной, всепрощающей любви к людям, которую бы он нес им, если бы продолжил жить.
Когда рядом с ним оказывается Наташа, князь Андрей приходит к идеалистическому пониманию любви и смерти: «Любовь есть бог, и умереть – значит, мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Перед самой кончиной ему снится сон, в котором он, испытывая ужас перед смертью, из последних сил борется за жизнь. Но победу одерживает смерть, и Болконский просыпается с пониманием, что это и есть желанное освобождение. С этой мыслью князь покидает этот мир.
Толстой проводит своего героя по трудному пути нравственных исканий. Болконский прожил достойную жизнь и принял достойную смерть, покинув этот мир счастливым человеком. «Эта была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу». Анализируя духовный мир князя Андрея и его деятельность, можно предположить: если бы он не умер, его последующие искания привели бы его к декабристам.
Отношение автора к герою
Лев Николаевич Толстой характеризуется тем, что почти всегда выражает определенное отношение к своим героям. Возможно, это связано с тем, что писатель очень четко разграничивает понятия добра и зла, что помогает лучше понять поступки его персонажей.
Болконский близок автору хотя бы потому, что свое жизненное предназначение он связывает со служением народу. Он заботится о крестьянах и даже предоставляет некоторым из них свободу, наделив землей. Остальным заменяет барщину оброком. Это качество близости к народу было очень ценно для самого Толстого, совпадающего взглядами со своим героем.
Свое положительное отношение к Болконскому Толстой проявляет и в том, что изображает его, как лучшего представителя аристократии. Он наделяет этот образ замечательными чертами дворянина-патриота, готового отдать жизнь за Отчизну. Толстой прекращает путь его исканий геройской гибелью во имя спасения родины.
Даже смерть героя связана с мировоззренческой философией самого Толстого. В границах романа писатель возвышает земную любовь со всеми ее ошибками над христианской. В этом заключено противоречие духовных ценностей Андрея, которые так и остались для него до конца не постижимыми. Продолжить поиски этой истины предстоит его лучшему другу Пьеру Безухову.
Прототипы
В свое время поисками прототипов Андрея Болконского занимался краевед Николай Фролов. По его мнению, прообразами князя могли быть два человека. Один из них – молодой офицер гвардейского полка Петр Михайлович Волконский, возглавивший в Аустерлицком сражении атаку резервного батальона.
Вторым прототипом он называл князя Дмитрия Николаевича Голицына. Во время войны с Наполеоном этот офицер гусарского полка получил тяжелое ранение в бою под Бородино. Он умер в 1812 году, будучи ровесником главного героя.
Много совпадений в биографиях прослеживается и с генералом-лейтенантом Николаем Тучковым. Он также был смертельно ранен в Бородинском сражении и после долгих мучений скончался в Ярославле.
Экранизации героя
За все время своего существования знаменитый роман Л.Н. Толстого пережил пять экранизаций. Первый фильм был снят в Америке и вышел на экраны в 1959 году. Роль Андрея Болконского исполнил голливудский актер Мел Феррер. Во второй раз зрители познакомились с экранной версией романа в 1967 году. Этот четырехсерийный фильм стал классикой советского кинематографа, получив Главный приз Московского международного кинофестиваля. Он стал одним из первых советских фильмов, удостоившихся «Оскара».
Постановкой фильма занялся уже хорошо известный актер и режиссер Сергей Федорович Бондарчук. Курировало масштабный проект Министерство культуры СССР, возглавляемое Е. Фурцевой. Актеру Вячеславу Тихонову на тот момент было 34 года, и за его плечами уже были такие фильмы, как «Молодая гвардия» и «Дело было в Пенькове». Мечтая получить роль Андрея, он подходил к Бондарчуку и пытался объяснить, что у него есть свое понимание этого сложного персонажа. Однажды он напрямую обратился к режиссеру с вопросом: «Сергей, а каким ты себе представляешь Андрея Болконского?». Он посмотрел на меня и сказал: «Ну что ты, Слава, Болконский совсем другой!»
Спорить Тихонов не стал и уехал в другой город сниматься в фильме «Оптимистическая трагедия». Тем временем, на роль Болконского взяли Иннокентия Смоктуновского, который вскоре от нее отказался из-за роли Гамлета. Следующим утвержденным актером был Олег Стриженов, который также отказался от этой роли. Тогда Фурцева настояла, чтобы Болконского играл только Тихонов.
Бондарчуку удалось «вылепить» из мягкого Тихонова железного и тщеславного аристократа Болконского. Тихонов же, в свою очередь, своими внутренними качествами и прекрасной внешней физической формой сумел доказать в этом фильме, что таков и есть князь Андрей. Порядочный, интеллигентный, высокодуховный и нравственный человек, в то же время, не лишенный некоторой меланхолии. Болконский в исполнении Тихонова – это романтический бунтарь, при внешнем благополучии одолеваемый бурями, «как будто в бурях есть покой».
В 1972 году вышла очередная версия фильма производства Великобритании, в 2007 году – «Война и мир» совместного производства России, Франции, Германии, Италии и Польши. И, спустя сорок лет, в 2016 году, ВВС вновь выпустила на экраны киноверсию романа Льва Толстого. Сериал получился необыкновенно атмосферным, хотя с некоторым «англиканским» налетом.
- Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
- Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
- Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – Л.: Детская литература, 1978.
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
- Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М Достоевского. – М., 1988.
Источник