Значение амулета медуза горгона

Змеевик (оберег, амулет)

Змеевики (змеевые луны) – металлические и каменные медальоны обычно округлой, овальной, иногда восьмиугольной формы с изображением христианского святого с одной стороны и змей (от 6 до 14) с другой; служили амулетами от болезней. Иконография головы Горгоны – характерная черта популярных византийских и древнерусских амулетов – «змеевиков», где она является изображением дна – болезнетворного демона.

Появившись в русской культуре в XI–XII веках, змеевики продолжали бытовать вплоть до XV–XVI веков. На лицевой стороне находилось изображение какого-либо христианского сюжета, например, Богородицы, Михаила-архангела, Бориса и Глеба, и греческая надпись-молитва, а на оборотной стороне, прилегавшей к груди владельца и невидимой для окружающих, господствовали два восходящих к античности сюжета: отрубленная голова горгоны Медузы со змеями, вырастающими из неё, и змееногая прародительница скифов, также окружённая змеями. Самый знаменитый из древнерусских змеевиков – «Черниговская гривна Владимира Мономаха». Подобные артефакты свидетельствуют о сохранении в православной Руси пережитков язычества.

Типы узора

Что касается характера стороны со змеями, то, согласно изучению А. С. Орлова, они делятся на 8 типов:

  • Мощный (в центре голова или верхняя часть человеческой фигуры с извивами змеиных тел)
  • облегчённый (практически идентичная мощному типу, но с более упрощёнными формами)
  • безобразный (женская фигура с извивающимися змеями вместо ног, змеи находятся также в руках фигуры и образуют крылья женщины)
  • вензелевидный (человеческая фигура полностью образована змеями)
  • колесовидный сигматический (от человеческой головы радиально расходятся змеиные тела, при этом змеиные головы обращены в одну сторону, как на коловрате)
  • серповидный встречный (восемь змеиных туловищ, которые сгруппированы по парам и представляют собой крестообразную фигуру, тела змей имеют серповидный изгиб, а головы развёрнуты в разные стороны)
  • серповидный пересекающийся (состоит из 12 змей, 8 змей сгруппированы попарно, а остальные четыре представляют дополнительный косой крест, змеиные шеи в верхней части пересекаются)
  • серповидный сложнопересекающийся (человеческая голова, от которой вверх и вниз отходят по 4 змеиных туловища, в стороны отходят по 2 змеиных туловища, при этом тела змей переплетаются в сложных формах).

Медуза Гаргона или русалка?

Часто встречающиеся змеевики с человеческой головой, у которой вместо волос змеи, относит нас к мифу о Медузе Горгоне, который существовал в Древней Греции. По этой и по некоторым другим признакам многие исследователи делают вывод, что

изначально амулеты змеевики были изобретены в Греции, и только потом проникли в другие страны. Подобно тому, как Персей, отрубив голову Горгоне и держа её в руке взглядом от себя, превратил в камень чудовище, так и змеевик, который носился человеком, представлял живое олицетворение этой истории. Взгляд Медузы Горгоны с амулета должен был уничтожить все опасности и всех врагов. Если учесть ещё и тот факт, что в древней Греции голова Горгоны изображалась на панцирях и щитах воинов, то вполне вероятным может быть то, что змеевики были изобретены в Греции.

Стоит сказать, что не стоит со 100% уверенностью быть уверенными, что изображение на змеевиках является греческой медузой Горгоной. В славянской традиции и верованиях также были существа, как русалки (изображались со змеиным хвостом), изображавшиеся со змеиным телом. Стоит вспомнить и многоглавого Змея-Горыныча, древнерусского дракона, который во многих мифах и сказаниях изображается именно как 12-главый, что вполне соответствует количеству змей на змеевиках. Дракон о нескольких змеиных головах был практически главным действующим лицом многих фольклорных сказаний, поэтому изображение змееголового существа или скопления змей вполне может относиться и к славянской традиции.

Скифская богиня Апи

У древних скифов была змееногая богиня Апи. Змеи в язычестве были очень сильно распространены. Змеи являются мифологическими символами самой Земли, поэтому их изображение на амулетах не является каким-то экзотическим новшеством для славян и могло зародиться именно на Руси, а не Византии.

Тождество змеевиков именно поверьям славянских народов доказывает и человеческая фигура со змеями не вместо волос, а вместо ног. Здесь уже нельзя говорить о медузе Горгоне, так как всякое сравнение будет большим преувеличением. Змееногие фигуры больше похожи или на славянских русалок или на скифскую богиню Апи. При этом стоит заметить, что богиня Апи является божеством Земли! Именно по этой причине вместо её ног изображаются змеи, как существа символизирующие землю. Так каким же образом на амулеты змеевики попали такие разные Боги, как Богиня Земли из славянских верований и Горгона из греческих мифов? Может быть, мнение исследователей глубоко ошибочно и Горгонами змей назвали уже в позднее время, когда люди увидели в образах славянских Богов схожие черты с греческими языческими Божествами и существами?

Может быть и такое, что изначально змеевики были исконно-славянскими амулетами, на которых изображались Божества Земли со змеями в руках, со змеями на голове и со змеями вместо ног. В этом случае становится понятно, что символизировал этот амулет и что он означал. Так же становится понятно, почему змеевики были так распространены на Руси, где смутно представляли себе – кто такая медуза Горгона, а, скорее всего, и вовсе не знали, зато знали древних языческих Богинь Земли, которых и изображали на своих амулетах. Также становится понятно, почему славяне носили с собой эти амулеты. Если исходить из последних выводов, то распространённость этих оберегов была вовсе не из-за того, что на одной из сторон было нарисовано экзотическое чудовище с непонятным значением, а из-за того, что амулет представлял собой языческую «иконку», который символизировал силы Земли, являлся символом плодородия и оберегом от злых сил загробного мира.

Читайте также:  Евро 2020 талисманы рисунков

Оберег змеевик и его свойства

Магические свойства змеевика восходят к биполярному пониманию мироздания в языческой трактовке. Наши предки разделяли своих богов на Темных и Светлых, при этом, в их понимании, тьма и свет далеко не всегда обозначали добро и зло, как в христианской традиции. Темные Боги не были злыми, точно так же, как и не каждый плохой поступок является злом, а хороший – добром. Славянский дуализм находит своё воплощение именно в амулетах, подобных змеевику.

На передней стороне обычно был символ или образ какого-либо светлого бога, а на внутренней – его антагониста. Такое сопряжение давало максимально полную защиту от каких-либо неприятностей, сочетая в себе как защитные и созидающие свойства светлой энергетики, так и разрушительные – тёмной. За счет этого, любой негатив, направленный на владельца змеевика, не просто поглощался амулетом или отражался хозяину, но и усиливался, нанося более мощный ответный удар по недоброжелателю. Отметить следует и то, что остальные свойства змеевиков разнились в зависимости от изображенных на них символов.

Христианские традиции поначалу переняли практику использования подобных знаков, однако, однозначная трактовка в виде победы светлого, лицевого образа над злым проявлением, изображенным на обратной стороне, лишила амулет своей сути, превратив его просто в красивое украшение, которое впоследствии практически забылось. Именно за счет того, что светлая и темная сущность в подобном амулете тратят всю энергию на борьбу друг с другом, свойства змеевика с подобным значением никак не проявлялись в жизни человека.

Особенности змеиной свастики

Змеиная свастика очень часто ошибочно именуется змеевиком, имея совершенно другое значение. Такая ошибка возникла только из-за внешнего вида амулета. Сама по себе свастика и символы, имеющие её в своей основе, такие как Перунов Цвет или Яроврат, обозначают движение, чаще всего – движение Солнца по небосводу. Так как в славянской традиции змеи всегда отождествлялись с подземным миром и потусторонними силами, змеиные амулеты в виде свастики обозначали движение Солнца вне нашего мира. Таким образом, магическое значение этого знака в первую очередь касалось раскрытия спрятанных, глубинных талантов, развития магических способностей и познания таинств.

Кроме того, змеи выступали ещё и в качестве защитника своего владельца, но, не ограждая его от неприятностей, а наказывая любого потенциального обидчика за попытку причинить зло. При ношении подобного знака следует проявлять максимальную осторожность, так как чрезмерное углубление в скрытые тайны может навредить неподготовленному человеку и даже довести его до психического расстройства и стать причиной болезней. Следует понимать саму суть темной потусторонней энергетики и уметь её использовать, ведь амулет всегда будет пытаться «сломать» вас, а жители тонкого мира – взять вас под свой контроль.

Особенности очистки и зарядки

Как и любой другой талисман, перед применением Змеевик нужно очистить. Лучше всего для этого подходит земля и огонь. После очистки амулет непременно нужно подержать на солнце, а затем при свете луны. Эта простая процедура позволит

перевести энергетику талисмана в нейтральное состояние. Остается правильно зарядить оберег и сделать это должен его будущий владелец.

Процедура не очень сложная, но требует максимальной сосредоточенности. Оберег нужно положить перед собой, потереть ладони друг об друга и удерживать их над предметом на расстоянии 20–25 см в течение некоторого времени. Желательно при этом ярко представить, как личная энергетика выходит из ладоней и наполняет амулет.

Как сделать змеевик?

Многие считают, что настоящий змеевик должен быть сделан своими руками, и подобное мнение имеет логическое объяснение. В первую очередь, во время работы над любой вещью, она поглощает энергию своего создателя, впоследствии – храня её, приумножая и обращая на благо своего владельца. Энергетика чужого человека может оказаться вредной, опасной или, в лучшем случае, просто не будет вам соответствовать и нести пользы.

Тем не менее, это не значит, что покупать какие-либо талисманы или амулеты нельзя. Это можно делать, предварительно произведя очищение амулета, о чем можно прочитать подробнее в соответствующей статье. Но, с приобретением змеевиков, а тем более – змеиной свастики, следует проявлять максимальную осторожность, так как такая вещь может лишиться энергетики владельца, но смысл, вложенный в неё создателем, останется в любом случае. Если вы соберетесь создавать змеевик сами, его можно сделать как из дерева, так и из металла, но обязательно такого, который можно было бы отполировать до блеска. Такие материалы подчеркивают дуализм символа, ведь деревья одновременно питаются водой из подземных источников и недр, и солнечным светом исходящим с небес, а металл сам по себе является символом глубин, но его отражающие свойства напоминают свет солнца или луны.

Читайте также:  Талисман знака скорпиона знак смерти

При изготовлении вы должны четко осознавать значение каждого из символов, которые вы наносите на ваш талисман, и иметь точное понимание того, что они могут вам предоставить, поэтому, не стоит браться за подобную работу, если вы только начинаете знакомиться со славянской историей, мифологией, традицией и культурой. В остальном же, каких-либо отдельных правил для создания таких амулетов нет, и вы можете проводить эксперименты в весьма широких рамках. Естественно, для работы следует брать только новые инструменты, не использовавшиеся для бытовых нужд. То же самое относится и к материалам. В целом, змеевик является мощным оберегом, но с его использованием следует проявлять осторожность, поэтому покупка или изготовление должны быть тщательно обдуманными и взвешенными решениями.

Заключение

Змеевик – это символ удачи, исцеления от болезней и благополучного завершения дела. Змей с четырьмя головами – мистический символ времен древнего анимизма. Он носится на кожаном шнурке поверх рубашки. Причем, носить его мог как мужчина, так и женщина. Практически все талисманы на удачу не требовали принадлежности к тому или иному полу.

Змеевик отгонял все плохое от человека, а змеиные головы зорко следили за тем, чтобы человек не пропустил удачу. Очень часто его раскручивали, выясняя, в каком направлении стоит отправиться на поиск счастья. Этот удивительный талисман чаще всего изготавливали из металла, но находят и деревянные изображение. Главное правило – передавать или дарить свой Змеевик нельзя. Это все равно, что свою удачу другому отдать. Кто такое добровольно сделает?

Источник

Почему Горгона Медуза стала символом Дома Версаче и острова Сицилия

Миф о горгоне Медузе неисчерпаем по своему содержанию. Этот монстр являлся в кошмарных снах не одному поколению детей, воспитывавшихся на древнегреческих мифах. Ну еще бы: чудовище, покрытое чешуей, с огромными ручищами, стальными когтями, длинными острыми клыками, извивающимися змеями вместо волос и с ужасающим взглядом, превращающим в камень любого, кто осмелился посмотреть ему в глаза. Кто на самом деле был этот зловещий монстр, и можно ли себе представить, что Зло может породить Добро и, что Красота наказуема. В этом обзоре вы сможете найти ответы на эти и другие вопросы.

Горгона Медуза. Миф о происхождении зловещего чудовища

Персей передает Афине голову горгоны Медузы. Золотая рельефная пластина

Однако горгона Медуза не всегда была хтоническим чудовищем. Если быть точнее — Медуса (от древнегреческого — «защитница, повелительница»). Согласно преданию древнегреческой мифологии Медуза была самой красивой из троих сестер — морских дев, родители которых были боги бурного моря и пучины. Прекрасная девушка с золотистыми длинными локонами вызывала восхищение у мужчин и губительную для нее самой зависть у женщин.

Колесница Посейдона. Римская мозаика.

Сам бог моря Посейдон был очарован ею. Как-то пытаясь укрыться от его посягательств, Медуза спряталась в храме Афины, но хитрый владыка морей, обернувшись птицей, настиг девушку и насильно овладел ею. Богиня Афина, питавшая к ней неприязнь, страшно разгневалась и превратила красавицу в чудовищного монстра, покрытого толстой чешуей. По одной из версий древнего мифа лицо ее стало «широким и круглым, как львиная морда, с расширенными застывшими глазами, с густой гривой волос, вздыбленных и извивающихся, тысячами змей, с бычьими ушами, с разверстым ртом, где торчали страшные кабаньи клыки. Язык ее высовывался наружу и свисал на щетинистый подбородок».

Терракотовый горгонейон (амулет), изображающий Медузу

Основная же версия гласит, что лицо у Горгоны было женским, с длинными клыками желтого цвета, страшными глазами, которые могли убить каждого одним лишь взглядом и волосами превратившимися в ядовитых змей.

Голова Медузы — горгоны на эгиде

Сестры Медузы, решив разделить ее судьбу, также превратились в горгон. А по иной версии сама Афина превратила их в чудовищ, у которых«вместо волос были змеи, а вместо зубов — клыки наподобие кабаньих; руки их были из бронзы, а крылья из золота. Глаза их злобно сверкали. И кто бы ни встретился с ними взглядом, бог или человек, он обращался в камень». Но в отличии от Медузы, ее сестры были бессмертны. Желая укрыться от людей, они отправились на «край земли», и местом их обитания стал затерянный в океане остров.

Горгоны. Античная вазопись

А среди людей стали ходить страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах и предания о том, что тот кто смог бы завладеть головой Медузы, тот получил бы священное звание «повелителя страха». Богиня Афина, так и не простившая Медузе ее неземной красоты, сподвигла на этот подвиг Персея — сына Данаи и Зевса, юношу горячего и честолюбивого. Стоило ей лишь слово молвить, и Персей опрометчиво заявил, что может добыть все: «Если нужно, то и голову Медузы Горгоны».

Афина вручает Персею зеркальный щит. Автор: Бернхард Роде.

И Афина подарила ему щит, отполированный до блеска, а Гермес — бог красноречия вручил ему адамантовый серп, которым можно было отсечь голову Медузы. В пути Персей добыл крылатые сандалии, шлем-невидимку и волшебный мешок. И вооружившись серпом и щитом, одев сандалии, храбрец обезглавил спящую Медузу, глядя в блестящий медный щит на ее отражение, чтобы не встретиться взглядом с ее глазами, превращавшими все живое в камень.

Читайте также:  Старославянские обереги для девушки

Затем спрятав трофей в мешок, Персей скрылся от разъяренных сестер горгоны в шлеме-невидимке. А из пролитой крови Медузы появились на свет ее дети — красавец великан Хрисаор и знаменитый крылатый белоснежный конь Пегас, любимец муз и покровитель поэтов, которые были плодом ее связи с Посейдоном. Попавшие же в воды морей и океанов капли крови Медузы стали кораллами, а капли, упавшие на земли Ливии, превратились в ядовитых змей и гидр.

Рождение Хрисаора и Пегаса из крови горгоны Медузы

По дороге домой отважный Персей, используя отсеченную голову горгоны как грозное оружие, совершил немало подвигов. Он спас Андромеду, царскую дочь, отданную на съедение морскому чудовищу отвергнутым женихом. Спас свою мать от притязаний Полидекта, превратив его и всех его приверженцев в каменные статуи.

Персей обращает Финея в камень. (1705-1710). Автор: Ricci Sebastiano. Риччи Себастьяно

В конце концов Персей передал отрубленную голову Медузы Афине, которую та прикрепила к своему легендарному щиту — эгиде, «горгонейону». Сама же богиня воительница стала называться не только «Горгоноубийцей», но и «Горгопой» — богиней со страшным взглядом.

Античная ваза. «Персей передает Афине голову Медузы горгоны»

И это всего лишь одна из множества версий легенды о горгоне Медузе, несправедливо наказанной за свою красоту.

Горгона Медуза, воспетая поэтами, художниками, скульпторами

Голова горгоны Медузы. Автор: Леонардо да Винчи

Древнегреческими мифами вдохновлялись в разные времена многие художники, скульпторы, поэты и в своем творчестве обращались к этому неоднозначному образу.

Полотно «Голова Медузы Горгоны» — произведение итальянского художника Микеланджело Караваджо, выполненное на заказ кардинала Франческо Дель Монте для подношения в дар Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.

«Голова Медузы Горгоны». (1597—1598). Автор: Микеланджело Караваджо

Приобретенный в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски послужил для Караваджо основой для натяжки холста, на котором художник попытался передать на языке живописи невыразимое, то есть запечатлеть крик, вырывающийся изо рта отсеченной головы горогоны. Художнику удалось достичь поразительной иллюзии — посредством живописных приемов. Выпуклый щит он превратил в вогнутую поверхность, на которой отрубленная голова с искаженным от ужаса лицом и злобно шипящими змеями вместо волос, вопит от боли, источая потоки крови.

Голова Медузы Горгоны. Мрамор. (1630). Автор: Джованни Лоренцо Бернини

Прежде чем этот необычный щит был отправлен во Флоренцию, его увидели многие ценители творчества Караваджо, в том числе поэт Джамбаттиста Мариноа, который вдохновившись увиденным написал пространное стихотворное произведение, посвященное полотну, наполненное восторженных эпитетов:

«Ты победил — злодейка пала,
И на щите Медузы лик.
Такого живопись не знала,
Чтоб на холсте был слышен крик.»

Голова горгоны Медузы. (1617-1618). Автор: Питер Пауль Рубенс

Полотно Караваджо вдохновило и его ученика Питера Пауля Рубенса, который позаимствовал идею у своего учителя и написал свою картину «Голова горгоны Медузы».

Стремление художника напугать, шокировать и поразить современников своей работой, запечатлевшей отсеченную голову Медузы, достигло цели. Голова мифического чудовища, с живыми змеями вместо волос, лицом искаженным гримасой боли, глазами полными ужаса и страха перед смертью; пролитой кровью, из которой рождаются все новые и новые змеи, расползающиеся в разные стороны, потрясает зрителя до глубины души и вводит в оцепенение.

Персей с головой Медузы. (1554). Флоренция. Италия. Статуя Бенвенуто Челлини

Голова Медузы как символ защитницы и повелительницы

В Древней Греции горгонейон, изображающий голову Медузы, превратился в популярный талисман, призванный оберегать от зла, а коралловые бусы стали служить как защитный оберег.

С веками голову Медузы перестали изображать так ужасно, и ее образ стал ассоциироваться с доброй богиней. А горгонейон превратился в обычный декоративный элемент, украшающий многие архитектурные памятники, возведенные на протяжении долгих столетий античности и средневековья.

Голова Медузы-горгоны в архитектурном ансамбле

Этот артефакт стал оберегать владельцев от разных напастей и прочих невзгод. В наше время горгонейон является эмблемой Дома Версаче и присутствует в официальном геральдическом символе острова Сицилии.

Эмблема острова Сицилия

Современный вариант горгонейона более сдержанный спокойный — змеи заменены колосьями пшеницы, показывающими изобилие острова.

Горгонейон. / Коллекция Медуза Ронданини

Изделия Versace не только восхищают красотой, но и защищают своего обладателя от зла. Да и взгляд отвести от них так же тяжело, как и от роковых глаз Медузы.

Коллекция Le Grand Divertissement

Попала морская дева и на звездное небо. В созвездии губителя Персея находится астеризм (группа звезд) под названием Голова Горгоны.

Итальянский художник Тициан в своем творчестве неоднократно обращался к древнегреческим мифам. Полотно «Наказание Сизифа» является тому подтверждением.

Поделитесь этим постом с друзьями

Источник

Оцените статью