- Оберег Живые помощи – правила чтения и использования
- Что собой представляет?
- Когда эффективен текст и как действует?
- Каков текст и как правильно использовать?
- Правила чтения
- Священный текст
- Создание священного оберега: пояс и магический браслет
- Молитва «Живые помощи»
- История молитвы
- Как правильно читать молитву «Живые помощи»?
- Текст молитвы «Живые помощи» (псалом 90)
- На старославянском языке
- На русском языке
- «Живые помощи» — молитва и оберег от любой беды
- Тайна молитвы «Живые помощи»
- Молитва «Живые помощи» — как и от чего помогает?
- Живые в Помощи(пояс и молитва)
- Пояс «Живые помощи»
- Как молиться
- Молитва «Живый в помощи»
- Текст молитвы
- «Живые помощи» — что это?
- Оберег «Живые помощи»
- Создание священного оберега: пояс и магический браслет
- «Живые помощи»
Оберег Живые помощи – правила чтения и использования
Верующим людям, которым нужна помощь Господа в тяжелой ситуации, следует приобрести в монастыре мощнейший христианский оберег «Живые помощи» или самостоятельно прочитать эту молитву. Обращаться к божественному тексту можно, только если нет иного выбора, например, близкий смертельно болен или нужно уберечься от могущественных врагов. Современные практики считают, что в основе Псалма лежат языческие обращения, а потому колдуны и ведьмы, не связанные с черной магией, тоже могут использовать могущественные слова.
Что собой представляет?
Молитву могут читать не только христиане, но и практики, обращающиеся за помощью к языческому пантеону. По данным некоторых историков, основой для могущественного текста стали речи-обращения язычников.
Текст «Живые помощи», изначально называемый Псалом 90 в Псалтыре, считается одним из наиболее сильных обращений к Богу. Священнослужители сравнивают его с «Отче наш», так как оба текста объединяет идея спасения. В христианстве считается, что написал строки Моисей, а потому приверженцы иудаизма тоже в тяжелых случаях, когда нужна помощь, используют молитву. Можно просто читать священные письмена или, чтобы усилить воздействие, создать оберег. В последнем случае наносить текст нужно самостоятельно или обратиться в церковь или монастырь за готовым и освященным куском ткани с молитвенными надписями. Оберег окажет помощь тяжелобольному, убережет от крупных несчастий и случайной смерти. Живые свидетели отмечали, что молитва творит чудеса и спасает в ситуациях, когда оказываются бессильны врачи.
Когда эффективен текст и как действует?
Оберег в виде молитвы оказывает помощь только в кризисных ситуациях, когда стоит вопрос жизни и смерти. Просто так обращаться к «Живые помощи» не следует, ведь это установление прямой связи со Всевышним, которая способна уберечь и духовную, и физическую составляющую. Эффективна молитва, только если применяется истинно верующим, однако безгрешным быть необязательно, как и придерживаться строгих постов. Священный текст пробудит веру и усилит ее, создав энергетический кокон, который окажет следующее положительное воздействие применяющего ее человека:
- защита от тяжелых болезней и осложнений;
- уничтожение злых потусторонних сущностей;
- обретение сил для выздоровления;
- оберег от врагов, завистников, колдунов и ведьм;
- защита от стихийных бедствий;
- помощь в путешествии;
- борьба с собственными пороками;
- обретение спокойствия и гармонии в душе;
- избавление от фобий и неуверенности в себе.
Вернуться к оглавлению
Каков текст и как правильно использовать?
Правила чтения
Чтобы оберег оказал помощь, священнослужители настаивают на строгом соблюдении следующих предписаний:
Желательно, чтобы во время молитвы человек держал крестик в руках.
- Большой силой обладает выученная, а не читаемая с листка молитва.
- Нельзя бездумно тараторить текст, важно осознавать смысл и произносить каждое слово со спокойствием.
- Для усиления действия слов лучше сжать в ладонях крестик или икону.
- Если человек христианин, то между повторением божественного текста нужно креститься. Представители отдельных течений могут использовать другие знаки веры.
- Можно читать текст для помощи другому, но тот должен знать об этом и тоже верить, иначе эффекта не будет.
- Произнося молитву, нельзя допускать посторонние размышления. Важна полная сосредоточенность.
Вернуться к оглавлению
Священный текст
Евангелие от Матфея рассказывает, что молитва уберегает от грехов и не дает нарушать божьи предписания. В момент слабости священнослужители советуют повторять текст, лучше 3 или 9 раз.
Одна из вариаций молитвы, которую следует читать, когда нужна божественная помощь, следующая:
«Тот, кто живет под присмотром Бога, под кровом Властителя Небесного. Обращается к Господу: убежище мое, защитник, Бог, уповаю лишь на Него! Убережет от ловчих сетей, мыслей мятежных, плечами осенит и под крылышки возьмет. Щит и охрана — такова правда Господа. Не побоишься ночных кошмаров, стрелы, рассекающей дни, и злоумышлений, являющихся тогда, когда не ждали. От беса полуденного убережет. Упадет рядом 1000 и 10000, но не подойдут. Глядеть станет глазами твоими и воздаяние грешивших узрит, ведь сказано: Верование мое — Бог! Господь стал убежищем. Не подойдет зло, рана телесная не приблизится. Как воинству небесному приказано — уберечь и сохранить тебя в любом пути. Унесут на руках, не дадут зацепиться ногой о камень. На змея, василиска наступить придется, попереть власть льва. За что полюбил Меня, избавлю, покрою, ведь познал Мое имя. Позовет Меня и расслышу: буду в скорби и укажу путь к Спасению!».
Создание священного оберега: пояс и магический браслет
Зачастую божественный текст с просьбой о помощи пишут на ленточке синего цвета и носят в кармашке. Но если нужна помощь в очень тяжелой ситуации, священники рекомендуют изготовить оберег в виде браслета. Лучше выбирать натуральный материал. Готовый оберег, который куплен у монахов и служителей Господа, можно сразу использовать. Если браслет предназначается другому, то во время передачи, следует вспомнить ощущения, которые были испытаны в святом месте. Носить оберег можно на любой руке, но не следует афишировать на нем внимание посторонних. Лучше прятать под рукавами кофты.
Другой, более древний способ создания оберега, это ношение пояса. Буквы вышиваются на натуральной ленте или наносятся краской. Готовый пояс приобретается у священнослужителей или делается собственноручно. Если писать молитвенные слова самостоятельно, то предварительно рекомендуется выдержать пост и пройти очищение. Считается, что такой оберег дополнительно принесет владельцу везение. Но, чтобы пояс оказал помощь, при первом надевании читается молитва 1 или 3 раза, а узелок вяжется только левой рукой. Носить оберег нужно до тех пор, пока не наступит улучшение, а затем нужно снять. Постоянно носить молитвенные надписи не следует: хотя люди не рассказывали о побочных эффектах, но беспокоить Бога без надобности не рекомендуется.
Источник
Молитва «Живые помощи»
Одно из названий молитвы «Живые помощи» — 90 псалом. Текст прописан в известном Псалтыре. Говорят, что это не просто слова, это особый оберег от многих земных бед и напастей. Молитва «Живые помощи» стоит на том же почетном уровне как «Отче Наш».
История молитвы
Все молитвословы важны, если они направлены на спасение души. Если верить преданию, текст молитвы «Живые помощи» написал пророк Моисей. Но одной из основных версий является то, что автором может быть и царь Давид. Используется молитвослов не только в православии, но и в иудаизме. В древние времена лекари не могли излечить некоторые болезни, тогда многие отправлялись за помощью к Богу, чтобы недуг отошел. Говорят, что многих спасла именно эта молитва. Со старославянского языка на русский молитва «Живые помощи» псалом 90 была переведена совсем недавно.
Как правильно читать молитву «Живые помощи»?
Есть несколько правил, которых вы можете придерживаться, используя текст молитвы «Живые в помощи» на русском языке:
- Верующие могут выучить молитвослов наизусть.
- Написать текст на отдельном листе и носить всегда с собой, дабы в трудных ситуациях иметь возможность сразу прочесть.
- Многие распечатывают слова на ленте, которую повязывают вокруг пояса. Она служит особым оберегом.
- Можно вышить на поясе и читать молитву «Живые помощи» в нужных ситуациях.
Лучше соблюдать правила чтения молитвы:
- Читать три раза;
- Важна интонация и голос, последний должен быть ровным и тихим;
- После первого прочтения следует перекреститься три раза и выдержать небольшую паузу.
Говорят, помощь не заставит себя ждать и в трудную минуту будет протянута рука помощи нуждающимся. Благо молитва «Живые в помощи Вышняго» на русском языке доступна всем верующим.
Текст молитвы «Живые помощи» (псалом 90)
На старославянском языке
Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей
1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.
2 Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.
3 Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна,
4 плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его.
5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни,
6 от ве́щи во тме преходя́шия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго.
7 Паде́т от страны́ Твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю Тебе́, к Тебе́ же не прибли́жится,
8 оба́че очи́ма Твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши.
9 Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище Твое́.
10 Не прии́дет к Тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ Твоему́,
11 я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о Тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х.
12 На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́,
13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я.
14 Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.
15 Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его,
16 долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́.
На русском языке
Хвалебная песнь Давида. Не надписан у евреев.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 за плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Источник
«Живые помощи» — молитва и оберег от любой беды
«Живые помощи» — это великое достояние христианского мира. Эта молитва творит чудеса, помогая людям не только в трудные минуты их жизни, но и оберегая от несчастий и тяжелых болезней.
Данная молитва весьма популярна, причем не только у православных верующих, но и у тех, кто больше внимания уделяет народным верованиям. Все дело в том, что, согласно распространенному убеждению, корни этой молитвы языческие. Считается, что изначально была написана еще до прихода христианства на Русь. Позднее, когда Русь приняла православие, изменился и текст.
На сегодня молитвенный текст сочетает в себе оба начала. Так он выглядит сейчас:
Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится. Говорит Господу: прибежище мое и защита моя ты, Бог мой, на которого я уповаю! Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы. Крыльями своими осенит тебя и под крыльями Его будешь безопасен, щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке. заразы, опустошающей в полдень. Падут возле тебя тысяча и десять тысяч, но к тебе не приблизятся. Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: Господь упование мое. Всевышнего избрал ты прибежищем твоим. Не приключится тебе зло и язва не приблизится к жилищу твоему, ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь, попирать будешь льва и змия. За то, что возлюбил Меня, избавлю его, защищу его, потому что познал имя моё. Воззовёт ко Мне и услышу его, с ним я в скорби его и явлю ему спасение Мое.
Тайна молитвы «Живые помощи»
Правильное название этой молитвы — Псалом 90. Находится он в книге Псалтырь. Используется как молитва для помощи божьей и спасения от опасности в определенной ситуации, а также как постоянный оберег от всех бед. В этом плане молитва является одной из самых сильных, наравне с «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», поскольку изначально ее цель — спасение.
Многие ученые, церковь и священнослужители заявляют, что изначальным автором является Моисей, а не языческие мудрецы. Что самое интересное, древность этой молитвы делает ее поистине уникальной, поскольку она используется не только в христианстве, но и в иудаизме.
Текст молитвы «Живые помощи» обычно носят с собой — записывают текстом на сложенной ленточке. Многие предпочитают просто класть ленточку в карман или завязывать ее вокруг пояса, однако можно носить ее и на груди.
Эта древнейшая молитва спасала многих людей и лечила ужасные болезни, которые не брали на себя даже лучшие врачи. Она являет собой отличный оберег от любой напасти. Молитва «Живые помощи» приносит удачу, но только в те моменты, когда она действительно сильно нужна. Это прямой диалог с Богом, просьба о защите тела и души.
Источник
Молитва «Живые помощи» — как и от чего помогает?
Существует много молитвенных текстов, которые имеют особую значимость для верующих людей. Молитва «Живые помощи» является мощным оберегом, помогающим в разных ситуациях. Ее правильно название – псалом 90 и по силе и значимости ее приравнивают к «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся».
Живые в Помощи(пояс и молитва)
90 псалом особо любим всеми православными. Многие даже? не смеют начать своего дня, не прочитав его. И не зря, я думаю. Человек, читающий этот псалом, находится под особой защитой и благодатью
Скажем сразу: ношение этого пояса не обязательно для Православного Христианина – как обязательно ношение нательного крестика. Но благоговейно, с молитвой повязывая этот пояс на теле, мы тем самым словно бы укрываемся за мощным щитом, оберегающим от нападения вражеских сил. Ведь и сам 90-й псалом (молитва «Живый в помощи…») читается отдельно от 12-й кафизмы во время бедствия и нападения врагов.
Во все времена Христиане прибегали к этой молитве Давидовой в дни тяжелых испытаний и бед. Матери и жены, провожая своих близких на войну, надевали пояс с этой молитвой или вкладывали в потайной карман листочек с переписанным от руки псалмом, веря, что молитва защитит
не только «от стрелы летящия во дни», но и от пуль и снарядов. И сколько воинов благодаря этому вернулись домой из самых жарких битв без единой царапины! Спасла молитва…
И в мирное время все мы на поле невидимой брани с врагом рода человеческого. А значит, и пояс с молитвой не будет лишним. Особенно когда идет речь о ребенке. Православные дети обычно с радостью надевают пояс с молитвой, целуют изображение креста на нем. Хорошо, если вы приобретете шелковый или атласный пояс: они более прочны и прослужат дольше.
Пояс с 90-м псалмом надевается под платье или рубашку. Хорошо, когда таковой пояс наденет на мирянина священник – есть такая традиция на Руси. Сейчас появились брючные ремни с этой молитвой и крестом на пряжке, их можно носить вместо пояса. Относиться к поясу, как ко всякой святыне, следует бережно. И конечно, надо помнить, что не только сам освященный предмет (в данном случае – пояс) оберегает человека, но и его собственное молитвенное делание. Прежде чем надеть пояс, постарайтесь прочесть 90-й псалом. Многие верующие выучивают молитву «Живый в помощи» наизусть и в течение дня неоднократно творят ее, призывая на помощь себе Всемилостивого Бога.
“Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя улова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое”.
Пояс «Живые помощи»
Уже упоминалось, что раньше одним из самых популярных оберегов был пояс, на котором вышивался текст этой мощной молитвы. В церковных лавках можно приобрести уже готовые ленты, на которых нанесена специальными красками молитва. Церковный пояс «Живые помощи» не только защищает, но и приносит своему обладателю удачу. Священнослужители утверждают, что когда человек его надевает, то он должен произнести молитвенный текст, чтобы укрепить веру и силу оберега. Узел завязывают под левой рукой.
Как молиться
Прямой диалог с Богом оказывает человеку помощь. В основе разговора должны лежать взаимоотношения с Господом, которые нужно уметь выстраивать.
Молитва «Живые помощи» — не простой набор слов, а прямое общение с Всевышним. Стоит попросить у своего духовного наставника благословения на чтение священного текста.
В народе ее признали одним из сильнейших охранных священных текстов, стоящих наряду с «Отче наш» и «Богородице Дево».
Важно предварительно покаяться в своих грехах, исповедоваться и причаститься. Если нет возможности отправиться в церковь, стоит молиться в домашних условиях. Главное, придерживаться таких правил:
- остаться наедине, чтобы ничего не отвлекало;
- настроиться на нужный лад, отбросить плохие мысли;
- читать текст четко, вдумываясь в смысл каждого слова;
- не использовать в голосе требовательные нотки;
- иметь светлые намерения и сильную веру, иначе прошение не окажет нужного действия.
Молитву «Живые помощи» нужно проговаривать, когда есть сильная нужда в помощи Господа. Святые слова лучше выучить наизусть. Читать их с молитвослова разрешается только на первых порах.
Повторяют текст 3 раза, делая паузы. Во время мольбы нужно периодически креститься, выражая тем самым свое уважение и почтение Всевышнему. Текст можно прослушать, но делать это нужно 40 раз подряд.
Не стоит надеяться на мгновенный результат. Сидеть сложа руки также не нужно. Человек должен прилагать все усилия, чтобы разрешить ситуацию. После получения желаемого следует вознести хвалу Всевышнему, отблагодарить его за содействие.
Молитва «Живый в помощи»
Огромное количество верующих утверждает, что представленная молитва способна сотворить чудо, которое они наблюдали своими глазами. Сильная молитва «Живые помощи» может быть прочитана за самого себя, а еще за близких людей, которые нуждаются в помощи и поддержке. Стоит заметить, что священнослужители читают молитвенный текст на старорусском языке, но для удобства понимания он был адаптирован под правила русского языка, причем все церковные каноны были соблюдены.
Текст молитвы
Есть две версии появления молитвы. Согласно первой, ее написал Моисей. По другой — текст придумал царь Давид израильский, чтобы избавить страну от мора. Случилось это примерно в XI-X веках до н. э. Священные слова стали широко использоваться, потому что отлично зарекомендовали себя.
Исходный текст молитвы «Живые в помощи» написан на старорусском языке. Его чаще читают священники или сильно верующие люди. Легче воспринимается и запоминается перевод на современный русский язык. Эта версия записана, согласно православным церковным канонам. Звучит она так:
«Живые в помощи» — молитва, которая творит чудеса. Человек может прочувствовать ее силу сразу после прочтения текста, потому что появляется благодать. Передать, что это такое, словами сложно. Но когда просящий испытает ее, он сразу поймет, о чем шла речь.
В Псалтыре молитва записана под названием 90 Псалом «Живые в помощи Вышняго». Текст напоминает людям, что стоит жить согласно заповедям Божьим. Его почитают не только христиане. Используют священные слова также в иудаизме. Существует языческий вариант прошения, который по силе приравнивают к христианскому «Отче наш».
«Живые помощи» — что это?
Расположен псалом 90 в книге Псалтырь и используют его для того, чтобы попросить о Божьей помощи и спасении. Священнослужители считают, что «Живые» помощи» – это молитва, которую должны знать все. Большинство ученых и служителей церкви уверены, что автором молитвенного текста является Моисей, но есть и предположение, что это творение языческих мудрецов. «Живые в помощи» – молитва, которая выделяется среди тем, что она используется не только в христианстве, но и в индуизме. Традиционно молитвенный текст носят с собой в качестве оберега.
Оберег «Живые помощи»
В древности текст 90 Псалма вышивали на поясах. Они получили такое же название — Живые помощи. Готовый оберег покупают в церковной лавке. Он представляет собой ленту с нанесенной специальной краской молитвой. Называется Иконный складень.
Пояс помогает своему владельцу приобрести удачу, он способен защитить его от разных трудностей. Перед одеванием оберега стоит проговорить священные слова. Его нужно завязать на поясе так, чтобы узел оказался слева. Во Вторую мировую войну работницы ткацкой фабрики в военную форму вшивали 90 Псалом. Возможно, такие манипуляции спасли жизнь многим солдатам.
В качестве оберега используют также браслет с нанесенной молитвой «Живые помощи». Слова чаще гравируют. Такую вещь можно купить. Церковь признала ее. Если браслет приобретен для себя, то стоит сразу надеть его. Не имеет значения, на какую руку. Одновременно проговаривают слова молитвы, которые усиливают действие оберега. Он помогает человеку защититься от сглаза и порчи.
В качестве оберега можно носить с собой молитву, написанную на листе бумаги. Его складывают несколько раз. Когда человек чувствует нужду, обращается к священному тексту в любое время. Злоупотреблять оберегом нельзя. Используют его только в трудной ситуации.
Создание священного оберега: пояс и магический браслет
Если возникает необходимость, то такой атрибут можно приобрести в монастыре.
Зачастую божественный текст с просьбой о помощи пишут на ленточке синего цвета и носят в кармашке. Но если нужна помощь в очень тяжелой ситуации, священники рекомендуют изготовить оберег в виде браслета. Лучше выбирать натуральный материал. Готовый оберег, который куплен у монахов и служителей Господа, можно сразу использовать. Если браслет предназначается другому, то во время передачи, следует вспомнить ощущения, которые были испытаны в святом месте. Носить оберег можно на любой руке, но не следует афишировать на нем внимание посторонних. Лучше прятать под рукавами кофты.
Другой, более древний способ создания оберега, это ношение пояса. Буквы вышиваются на натуральной ленте или наносятся краской. Готовый пояс приобретается у священнослужителей или делается собственноручно. Если писать молитвенные слова самостоятельно, то предварительно рекомендуется выдержать пост и пройти очищение. Считается, что такой оберег дополнительно принесет владельцу везение. Но, чтобы пояс оказал помощь, при первом надевании читается молитва 1 или 3 раза, а узелок вяжется только левой рукой. Носить оберег нужно до тех пор, пока не наступит улучшение, а затем нужно снять. Постоянно носить молитвенные надписи не следует: хотя люди не рассказывали о побочных эффектах, но беспокоить Бога без надобности не рекомендуется.
«Живые помощи»
«Живые помощи». 90-й псалом и пояса с текстами молитв в русской народной традиции
В наши дни в церковной и околоцерковной среде получила определенное распространение практика ношения поясов (лент) с текстом 90-го псалма («Живый в помощи Вышняго…»). От прихожан и «захожан» можно также услышать, что переписанную либо напечатанную на бумаге «чудотворную молитву» «живые помощи» (народное название 90-го псалма) необходимо постоянно носить с собой или пришивать к одежде.
Однако важно отметить, что подобное «применение» 90-го псалма коренится не в церковных традициях, а в народной обрядности.
В народных верованиях ношение пояса, тесьмы, нитей с завязанными узлами имеет магически-охранительное значение. У восточных славян была повсеместно распространена вера в целительную силу «наузов» (узлов) – различных «навязанных» амулетов. Мифопоэтическое сознание видит главное противодействие и предохранение против всяких уз и оков чародейства… в вещественных навязах или наузах, одаренных также чародейной силой, которые… человек, с условными заговорами и обрядами, навязывал себе на разные части своего тела
Процесс завязывания есть процесс преодоления, употребления силы одного лица для уничтожения силы другого; процесс этот магический: нитью обвязывается больной человек, следовательно, и болезнь обвязывается, человек завязан – завязана и болезнь, снимается нить с человека, с нею снимается и болезнь; нить бросается, зарывается в землю, кладется в отверстие дерева, которое затем забивается, с нитью бросается и зарывается в землю связанная болезнь.
Чтобы видно было, что завязывается болезнь, на снятой с больного нити завязываются узлы. Магическое значение завязывания передается и нитям и узлам. Отсюда всякий узел сам по себе уже представляет нечто волшебное, магическое и служит источником магического воздействия. Носить на себе нить, шнурок, пояс, тесьму, полоску кожи, завязанные узлом, уже само по себе важно, так как эти предметы имеют охранительное значение…»
С древнейших времен в обрядах и быту пояс рассматривался как очень сильный оберег, приносящий благополучие и здоровье его владельцу. Пояс из тонкой плетеной сетки, где завязывание каждого узла сопровождалось чтением определенной молитвы, носили на голом теле. В народном представлении ношение пояска (так же как и нательного креста) защищало человека от воздействия нечистой силы, колдунов и наводимых ими болезней и «порчи». А такие способы «лечения» болезней или «защиты от порчи», как обвязывание ниткой (часто красной шерстяной) рук, ног, поясницы, завязывание узелков, встречаются среди суеверных людей и в наши дни.
Осуждая использование «наузов», Русская Церковь следовала примеру Церкви Византийской. Амулеты и талисманы всякого рода были повсеместно распространены на территории Византийской империи. Употребление их неоднократно порицалось в поучениях святых отцов и в постановлениях Соборов. Правило 36-е Лаодикийского Собора (IV в.) запрещает «предохранилища», которыми суеверные христиане во время болезни перевязывали больное место на теле либо постоянно носили на шее. Отцы Собора называют эти «предохранилища» оковами души. Смешение христианских понятий с языческими («демонским колдовством») трактовалось Церковью «как особо тяжкий грех, ведущий к профанации святыни и кощунству».
Хотя после принятия христианства наряду с языческой символикой или вместо нее в колдовской практике и вообще в народной обрядности стали использоваться христианские понятия, символы, молитвы и т. п., магическая сущность того или иного языческого обряда при этом не изменилась. В качестве одного из примеров этого можно привести появление так называемых ладанок.
В начале XX в. А. В. Балов писал: «Ношение амулетов и талисманов весьма распространено. Всего чаще носят на шее ладанки… Ношение… ладанки считается крестьянами средством, предохраняющим человека от всякого зла вообще, а в частности, от различных болезней».. Под ладанкой (ладонкой) понимался обычно небольшой тканевый мешочек, в который зашивали как собственно кусочек ладана (например, взятый от какой-нибудь особенно чтимой местной иконы), так и другие предметы (сброшенная кожа змеи и проч.), обладавшие, по народным представлениям, свойством лечить болезни или предупреждать их появление. Так, после совершения Таинства крещения на ребенка надевали «для здоровья» ладанку, в которую бабка зашивала пуповину, житное зернышко и три кусочка росного ладана. Верили, что ладан сам по себе наводит панический страх на нечистую силу и колдунов. В ладанку нередко просто зашивалась бумажка с текстом какой-либо молитвы (например, так называемой «воскресной молитвы», то есть «Да воскреснет Бог…») или заговора (обычно от лихорадки). Ладанки носили на шейном гайтане, рядом с нательным крестом.
Такого рода «ладанки» относились к разряду амулетов в работах как светских, так и церковных исследователей. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) писал: «Как можно видеть в нашей Кормчей Книге… делатели и раздаватели… амулетов называются узольниками, потому что у простого народа амулеты сии составляют узолки, или так называемые ладанки».
Сходный с ладанками обереговый характер имели и пояса с текстами молитв.
«Поскольку сам пояс всегда воспринимался как мощнейший оберег, то естественно было дополнять его знаками, несущими тоже значение оберегов. Сначала это были элементы орнамента, знакомые всем и потому легко читаемые». Основное значение амулетов придавалось ромбам, кругам и свастике. Иногда в своем сложном сочетании элементы орнамента образовывали целый рассказ. Позднее, когда язык орнамента забылся, узоры стали дополняться надписями. С XVIII века пояса и опояски с надписями – «со словесами» – начинают широко распространяться. На поясах вышивались инициалы и имена владельцев, поэтические и дарственные формулы («Кого люблю, того дарю», «Дарю тому, кто мил сердцу моему»), а также тексты молитв.
Распространенный в наши дни псевдоправославный «Молитвенный щит православного христианина» (включающий такие образцы фольклора, как «молитва задержания»), дает, в частности, совет «носить освященный пояс (хорошо, если сам священник прочитает молитву и завяжет его на вас)». Но при чтении подобных рекомендаций возникает вопрос: станет ли языческий по своей сути и цели (дать человеку магическую защиту, не требуя от него духовных усилий в молитве и покаянии) ритуал завязывания пояса приемлемым с точки зрения Православия только потому, что его совершит священник.
Убеждение в обереговой силе поясов с текстами молитв следует рассматривать как частный случай суеверных представлений о «защитных» функциях пояса вообще. То значение, которое, как мы видели, придавалось и до сих пор придается в народе так называемым «охранным» поясам с текстом 90-го псалма, позволяет отнести их к запрещенным 36-м правилом Лаодикийского Собора «предохранилищам».
Мы не имеем в виду, что практика носить с собой молитву, псалом, иконку в принципе предосудительна. Магизм будет состоять в веровании в то, что ношение какого-либо предмета (скажем, иконы или текста молитвы) имеет охранительную силу само по себе, независимо от поведения человека. Иными словами, свободное обращение к Богу, личное усилие человека в молитве становится ненужно.
В рассматриваемом нами случае отметим тот факт, что, поскольку носимые при себе молитва или псалом не читаются (они, в сущности, вообще не предназначены для чтения), их текст становится неважен и в народе резко искажается. Вместо слов «Живый в помощи» появляются «живые помощи», «живым в помощь» и даже «живые мощи». При этом, по наблюдению Андрея Десницкого, в простонародных вариациях на тему 90-го псалма «наибольшим искажениям оказались подвержены не туманные слова и выражения, вроде «аспида и василиска» (за непонятностью их оставляют как есть), а те, которые, казалось бы, почти не отличаются от русских. «Живый в помощи Вышняго» превращается в «живую помощь» (по аналогии со «скорой помощью», очевидно), или в анекдотические «живые помочи». «Падет от страны твоея тысяща» заменяется на «падет от стрелы твоея тысяча», и смысл высказывания меняется кардинально: вместо образа праведника, остающегося невредимым среди всеобщего бедствия, перед нами предстает супермен, убивающий одной стрелой тысячу врагов» . Таким образом, искажения свидетельствуют не только о непонятности церковнославянского текста псалма, но и об активном вовлечении его в магическую практику, которое сопровождается переделыванием оригинального текста в соответствии с требованиями мифологического мышления.
Протодиакон Андрей Кураев по поводу веры в исключительную «охранительную силу» 90-го псалма замечает: «Не человек защищает себя от «ужасов в ночи», разбрызгивая вокруг святую воду и развешивая повсюду талисманы. Господь хранит того, кто полагает в Нем свою надежду. И сам этот псалом никого и ни от чего не защитит. Защита не в том, чтобы носить его в кармане, привязать к притолоке или обвязать вокруг талии. Не псалом защищает, но Господь – если человек верит в Бога как в Господа (то есть в то, что воля именно Божия, а не колдовская определяет ход событий в его жизни и господствует над нею), в Его защиту, в Его могущество (а не в могущество пояска, бумажки или своей молитвы-заклинания). Каково условие того, что Господь дает такую защиту? – Просто вера человека в нее. «Ибо ты сказал: Господь упование мое». И этого обращения сердца к Богу достаточно для защиты. Дальнейшее определяется только волей двух: волей Бога и волей человека (не отречется ли он от Завета, обернувшись в сторону язычества?). Желания же всех остальных: врагов, колдунов, язычников, бесов – здесь уже бессильны».
Источник