Жан жак руссо знак зодиака

Жан-Жак Руссо — биография, информация, личная жизнь

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Изучил прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например, в Швейцарии. Музыковед, композитор и ботаник.

Франко-швейцарец по происхождению, впоследствии за идеализацию республиканских порядков своей родины известный как «Женевский гражданин», «защитник вольностей и прав» (А. С. Пушкин) Руссо был уроженцем протестантской Женевы, сохранившей до XVIII в. свой строго кальвинистский и муниципальный дух.

Мать, Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла при родах.

Отец — Исаак Руссо (1672-1747), часовщик и учитель танцев, остро переживал потерю жены.

Жан-Жак был любимым ребёнком в семье, уже с семи лет зачитывался вместе с отцом до утренней зари «Астреей» и жизнеописаниями Плутарха. Воображая себя античным героем Сцеволой, он обжёг себе руку над жаровней.

Из-за вооружённого нападения на согражданина его отец, Исаак, был вынужден бежать в соседний кантон и там вступил во второй брак. Жан-Жак, оставленный в Женеве под опекой дяди по линии матери, 1723-1724 годы провел в протестантском пансионе Ламберсье, потом был отдан в учение к нотариусу, а в 1725 году — к гравёру. В это время он много читал, даже во время работы, за что подвергался суровому обращению. Как он пишет в своей книге «Исповедь», из-за этого он привык лгать, притворяться, красть.

Уходя по воскресеньям за город, он не раз возвращался, когда ворота уже были заперты, и ему приходилось ночевать под открытым небом. В 16 лет, 14 марта 1728 года, он решился покинуть город.

За воротами Женевы начиналась католическая Савойя — священник соседней деревни предложил ему принять католицизм и дал ему письмо в Веве, к госпоже Франсуазе Луизе де Варан (Warens, урожд. de la Tour du Pil; 31 марта 1699 — 29 июля 1762). Это была молодая женщина из богатой семьи кантона Во, расстроившая своё состояние промышленными предприятиями, бросившая мужа и переселившаяся в Савойю. За принятие католицизма она получала пособие от короля. Жан-Жак Руссо выпустили на улицу.

Он поступил лакеем в аристократический дом, где к нему отнеслись с участием: сын графа, аббат, стал учить его итальянскому языку и читал с ним Вергилия. Встретившись с проходимцем из Женевы, Руссо вместе с ним ушёл из Турина, не поблагодарив своего благодетеля.

Он снова появился в Аннеси у госпожи де Варан, оставившей его у себя и сделавшейся его «мамашей». Она научила его правильно писать, говорить языком образованных людей и, насколько он к этому был восприимчив, держаться по-светски. Но «мамаше» было только 30 лет; она была совершенно лишена нравственных принципов и в этом отношении имела самое вредное влияние на Руссо. Заботясь о его будущем, она поместила Руссо в семинарию, а потом отдала в учение к органисту, которого он скоро бросил и вернулся в Аннеси, откуда госпожа де Варан уехала, между тем, в Париж.

Более двух лет Руссо скитался по Швейцарии, претерпевая всякую нужду. Однажды был даже в Париже, который ему не понравился. Он совершал свои переходы пешком, ночуя под открытым небом, но не тяготился этим, наслаждаясь природой. Весной 1732 года Руссо стал снова гостем госпожи де Варан; его место было занято молодым швейцарцем Ане, что не помешало Руссо оставаться членом дружеского трио.

В своей «Исповеди» он описал самыми страстными красками свою тогдашнюю влюблённость. По смерти Ане он оставался вдвоём с госпожой де Варан до 1737 г., когда она отправила его лечиться в Монпелье. По возвращении он нашёл свою благодетельницу близ города Шамбери, где она взяла в аренду ферму в местечке «Les Charmettes»; её новым «фактотумом» был молодой швейцарец Винцинрид. Руссо называл его братом и снова приютился у «мамаши».

Он поступил в 1740 г. домашним наставником в семью Мабли (брата писателя), жившую в Лионе. Но он был весьма мало пригоден для этой роли; он не умел вести себя ни с учениками, ни с взрослыми, тайком уносил к себе в комнату вино, строил «глазки» хозяйке дома. В итоге, Руссо пришлось уйти.

После неудачной попытки вернуться в Шарметты, Руссо отправился в Париж, чтобы представить академии изобретённую им систему обозначать ноты цифрами; она не была принята, несмотря на «Рассуждение о современной музыке», написанное Руссо в её защиту.

Руссо получает место домашнего секретаря у графа Монтегю, французского посланника в Венеции. Посланник смотрел на него как на слугу, Руссо же воображал себя дипломатом и стал важничать. Впоследствии писал, что спас в это время Неаполитанское королевство. Однако, посланник выгнал его из дома, не уплатив жалованья.

Руссо вернулся в Париж и подал жалобу на Монтегю, увенчавшуюся успехом.

Ему удалось поставить написанную им оперу «Les Muses Galantes» в домашнем театре, но она не попала на королевскую сцену.

Не имея средств к существованию, Руссо вступил в связь со служанкой гостиницы, в которой жил, Терезой Левассер, молодой крестьянкой, некрасивой, неграмотной, ограниченной — она не могла научиться узнавать, который час — и весьма вульгарной. Он признавался, что никогда не питал к ней ни малейшей любви, но обвенчался с ней спустя двадцать лет.

Читайте также:  Самые токсичные знаки зодиака девушки

Вместе с ней он должен был держать у себя её родителей и их родню. У него было 5 детей, которые все были отданы в воспитательный дом. Руссо оправдывался тем, что не имел средств их вскормить, что они не давали бы ему спокойно заниматься и что он предпочитает сделать из них крестьян, чем искателей приключений, каким был он сам.

Получив место секретаря у откупщика Франкёля и его тёщи, Руссо стал домашним человеком в кружке, к которому принадлежали известная мадам д’Эпине, её друг Гримм и Дидро.

Руссо часто гостил у них, ставил комедии, очаровывал их своими наивными, хотя и разукрашенными фантазией рассказами из своей жизни. Ему прощали его бестактности (он, например, начал с того, что написал тёще Франкёля письмо с объяснением в любви).

Летом 1749 г. Руссо шёл навестить Дидро, заключённого в Венсенском замке. По дороге, раскрыв газету, прочёл объявление от дижонской академии о премии на тему «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». Внезапная мысль осенила Руссо; впечатление было так сильно, что, по его описанию, он в каком-то опьянении пролежал полчаса под деревом; когда он пришёл в себя, его жилет был мокр от слёз. Мысль, осенившая Руссо, заключает в себе всю суть его мировоззрения: «просвещение вредно и сама культура — ложь и преступление».

Два года спустя его оперетта «Деревенский колдун» была поставлена на придворной сцене. Людовик XV напевал его арии; его хотели представить королю, но Руссо уклонился от чести, которая могла создать ему обеспеченное положение.

Г-жа д’Эпине, идя навстречу вкусам Руссо, построила для него в саду своего загородного имения близ Сен-Дени дачу — на опушке великолепного монморансийского леса. Весной 1756 года Руссо переехал в свой «Эрмитаж»: соловьи распевали под его окнами, лес стал его «рабочим кабинетом», в то же время давая ему возможность целые дни блуждать в одиноком раздумье.

Руссо был как в раю, но Тереза и её мать скучали на даче и пришли в ужас, узнав, что Руссо хочет остаться в Эрмитаже на зиму. Это дело было улажено друзьями, но 44-летний Руссо страстно влюбился в 26-летнюю графиню Софи д’Удето (фр. Sophie d’Houdetot), «подругу» Сен-Ламбера, дружески расположенного к Жан-Жаку. Сен-Ламбер был в походе; графиня весной 1757 года поселилась одна в соседнем поместье. Руссо часто её навещал и, наконец, поселился у неё; он плакал у её ног, в то же время укоряя себя за измену «другу». Графиня жалела его, слушала его красноречивые признания: уверенная в своей любви к другому, она допускала интимность, доведшую страсть Руссо до безумия. В изменённом и идеализированном виде эта история была использована Руссо в развитии сюжета его романа «Юлия, или Новая Элоиза».

Г-жа д’Эпине насмешливо относилась к любви уже немолодого Руссо к графине д’Удето и не верила в чистоту их отношений. Сен-Ламбер был извещён анонимным письмом и вернулся из армии. Руссо заподозрил в разглашении г-жу д’Эпине и написал ей неблагородно-оскорбительное письмо. Она его простила, но её друзья были не так снисходительны, особенно Гримм, который видел в Руссо маньяка и находил опасным всякое потворство таким людям.

За этим первым столкновением скоро последовал полный разрыв с «философами» и с кружком «Энциклопедии». Г-жа д’Эпине, отправляясь в Женеву на совещание со знаменитым врачом Теодором Троншеном, пригласила Руссо проводить её. Руссо ответил, что странно было бы больному сопровождать больную; когда Дидро стал настаивать на поездке, упрекая его в неблагодарности, Руссо заподозрил, что против него образовался «заговор», с целью осрамить его появлением в Женеве в роли лакея откупщицы и т. п.

О разрыве с Дидро Руссо известил публику, заявив в предисловии к «Письму о театральных зрелищах» (1758), что он более знать не хочет своего Аристарха (Дидро).

Оставив «Эрмитаж», он нашёл новый приют у герцога Люксембургского, владельца замка Монморанси, предоставившего ему павильон в своём парке. Здесь Руссо провёл 4 года и написал «Новую Элоизу» и «Эмиля», читая их своим любезным хозяевам, которых он в то же время оскорблял подозрениями, что они не искренно к нему расположены, и заявлениями, что он ненавидит их титул и высокое общественное положение.

В 1761 г. появилась в печати «Новая Элоиза», весной следующего года — «Эмиль», а несколько недель спустя — «Общественный договор» («Contrat social»). Во время печатания «Эмиля» Руссо был в большом страхе: он имел сильных покровителей, но подозревал, что книгопродавец продаст рукопись иезуитам и что его враги исказят её текст. «Эмиль», однако, вышел в свет; гроза разразилась несколько позже.

Парижский парламент, готовясь произнести приговор над иезуитами, счёл нужным осудить и философов, и приговорил «Эмиля», за религиозное вольнодумство и неприличия, к сожжению рукой палача, а автора его — к заключению. Принц Конти дал об этом знать в Монморанси; герцогиня Люксембургская велела разбудить Руссо и уговаривала его немедленно уехать. Руссо, однако, промешкал целый день и едва не стал жертвой своей медленности; на дороге он встретил посланных за ним судебных приставов, которые с ним вежливо раскланялись.

Читайте также:  Анжелика косполова знак зодиака

Руссо нашёл убежище в княжестве Невшательском, принадлежавшем прусскому королю, и поселился в местечке Мотье. Он нашёл здесь новых друзей, блуждал по горам, болтал с сельчанами, пел романсы деревенским девушкам. Он приспособил себе костюм — просторный, подпоясанный архалук, широкие шаровары и меховую шапку, оправдывая этот выбор гигиеническими соображениями. Но его душевное спокойствие не было прочно. Ему показалось, что местные мужики слишком важничают, что у них злые языки; он стал называть Мотье «самым подлым местопребыванием». Три с небольшим года прожил он так; затем настали для него новые бедствия и скитания.

Когда-то Руссо называл Вольтера «трогательным», но на самом деле не могло быть бо́льшего контраста, как между этими двумя писателями. Антагонизм между ними проявился в 1755 г., когда Вольтер, по случаю страшного лиссабонского землетрясения, отрёкся от оптимизма, а Руссо вступился за Провидение. Пресыщенный славой и живя в роскоши, Вольтер, по словам Руссо, видит на земле только горе; он же, безвестный и бедный, находит, что всё хорошо.

Отношения обострились, когда Руссо, в «Письме о зрелищах», сильно восстал против введения в Женеве театра. Вольтер, живший близ Женевы и развивавший посредством своего домашнего театра в Фернее вкус к драматическим представлениям среди женевцев, понял, что письмо направлено против него и против его влияния на Женеву. Не знавший меры в своём гневе, Вольтер возненавидел Руссо: то глумился над его идеями и сочинениями, то выставлял его сумасшедшим.

Полемика между ними особенно разгорелась, когда Руссо был запрещён въезд в Женеву, что он приписывал влиянию Вольтера. Наконец, Вольтер издал анонимный памфлет, обвиняя Руссо в намерении ниспровергнуть женевскую конституцию и христианство и утверждая, будто он уморил мать Терезы.

С 1770 г. он поселился в Париже, и для него наступила более мирная жизнь; но душевного покоя он всё-таки не знал, подозревая заговоры против него или против его сочинений. Главой заговора он считал герцога де Шуазеля, который приказал завоевать Корсику будто бы для того, чтобы Руссо не стал законодателем этого острова.

В масонских архивах Великого Востока Франции Руссо, также как и Граф Сен-Жермен, числится в списках членов масонской ложи «Общественного Согласия Святого Иоанна Экосского» с 18 августа 1775 года и до своей кончины.

Согласно одной версии, летом 1777 г. состояние здоровья Руссо стало внушать его друзьям опасения. Весной, 1778 г. один из них, маркиз де Жирарден, увёз его к себе в загородную резиденцию (в Шато де Эрменонвиль). В конце июня для него был устроен концерт на острове среди парка; Руссо просил похоронить его в этом месте. 2 июля Руссо внезапно скончался на руках Терезы.

Его желание было исполнено; его могила на острове «Ив» стала привлекать сотни поклонников, видевших в нём жертву общественной тирании и мученика гуманности — представление, выраженное юношей Шиллером в известных стихах, сопоставляющих с Сократом, погибшем якобы от софистов, Руссо, пострадавшего от христиан, которых он пытался сделать людьми. Во время Конвента тело Руссо, одновременно с останками Вольтера, было перенесено в Пантеон, но 20 лет спустя, во время реставрации, два фанатика тайно ночью похитили прах Руссо и бросили его в яму с известью.

Есть и другая версия смерти Руссо. В швейцарском городе Биле/Бьенне, недалеко от Невшателя, в центре старого города, на доме 12 по улице Унтергассе, висит табличка: «В этом доме Ж.-Ж. Руссо нашел свою смерть в октябре 1765 года».

Источник

Жан-Жак Руссо — краткая биография

Полное имя: Жан-Жак Руссо
Дата рождения: 28.06.1712
Место рождения: Женева, Швейцария
Знак зодиака: Рак
Деятельность: Философ, писатель
Дата смерти: 02.07.1778 (66 лет)

Детство и юность

Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 г. в кальвинистской Женеве. Его мать, Сюзанна Бернар, скончалась через неделю после родов. Отец, Исаак Руссо, был часовщиком и подрабатывал учителем танцев. Потеряв жену, Исаак всю свою любовь направил на сына, отдавая всё свободное время его воспитанию.

С юных лет мальчик вместе с отцом читал древнегреческие мифы и составленные Плутархом жизнеописания известных греков и римлян.

Однако из-за ссоры с другим горожанином в скором времени Исааку пришлось уехать из Женевы в соседний кантон. Там он нашёл себе новую жену. Жан-Жака отец оставил на попечение дяди по материнской линии. В 1723 г. дядя определил мальчика в протестантский пансион Ламберсье, где он провёл 2 года. Затем Жан-Жак поступил в обучение к нотариусу, а через год — в мастерскую гравёра. Юноша много читал, даже на работе, за что часто подвергался наказаниям.

По воскресеньям молодой человек уходил за город и часто возвращался после закрытия ворот, из-за чего ему приходилось ночевать под открытым небом.

Краткая биография

  1. В марте 1728 г. в возрасте 16 лет Руссо решил сбежать из Женевы. Он попал в Савойю, в которой исповедовали католицизм. Священник, к которому обратился Жан-Жак, предложил ему принять католическую веру и направил к госпоже Франсуазе Луизе де Варан.
  2. Франсуаза помогла молодому человеку попасть в туринский монастырь, где обучали новообращённых (прозелитов). Там Руссо провёл 4 месяца, после чего стал католиком.
  3. Затем в Турине молодой человек устроился лакеем в дом знатного семейства, где к нему отнеслись с большим участием. Вместе с их сыном он учил итальянский язык.
  4. Поработав несколько месяцев, Жан-Жак вновь оказался у госпожи де Варан. Она занялась его образованием, научила правописанию, грамотной речи и светским манерам. Затем она устроила молодого человека в семинарию, а потом — учеником органиста. Сама Франсуаза в это время уехала из Турина.
  5. На протяжении 2-х лет Руссо вёл кочевой образ жизни, бродяжничал по Швейцарии, нуждался.
  6. В 1732 г. он вновь появился в доме госпожи де Варан и прожил у неё до 1737 г.
  7. В 1737 г. у Жан-Жака обнаружили полип в сердце, и благодетельница отправила его поправить здоровье на юг Франции, в город Монпелье.
  8. В 1740 г. в Лионе Руссо нашёл место домашнего наставника, но, не умея ладить с детьми, не смог долго там продержаться и уехал в Париж.
  9. Затем в Венеции он устроился домашним секретарём к французскому посланнику Монтегю, но и на этой должности пробыл не долго. Его выгнали без уплаты жалованья за неподобающее поведение.
  10. Руссо вновь отправился в Париж. Там он получил место секретаря у коммерсанта Франкёля. Он стал посещать литературный салон мадам Луизы д’Эпине, где имел большой успех благодаря своей наивности и бестактности, забавлявших публику. Там Жан-Жак познакомился с писателем и философом Дени Дидро и другими энциклопедистами.
  11. В 1749 г. Руссо удостоился премии дижонской академии за свою идею о вреде просвещения и культуры.
  12. В 1751 г. была поставлена написанная Руссо оперетта «Деревенский колдун», снискавшая успех в обществе.
  13. В подтверждение собственных идей о возврате к природе философ отказался от выгодного места и стал переписчиком нот. Он начал вести себя как дикарь, одевался в грубую одежду, совершал оскорбительные выходки. Благодаря этому среди просвещённых людей Руссо стал модным, его посещали, приглашали на обеды и ужины, осыпали подарками.
  14. Приехав в Женеву в 1754 г. философ вновь обратился в кальвинизм, желая получить гражданство.
  15. В 1755 г. вышло «Рассуждение» философа, в котором он осуждал все достижения культуры и гражданского общества, чем опять вызвал бурю восторгов.
  16. В 1756 г. госпожа д’Эпине построила в своём имении для Руссо коттедж – «Эрмитаж», – где он мог писать и наслаждаться близостью к природе.
  17. Вскоре из-за увлечения Руссо молодой невесткой госпожи д’Эпине Софи д’Удето, произошла ссора, а затем и полный разрыв с мадам д’Эпине и её кружком, в частности с Дидро.
  18. У философа появился новый покровитель – герцог Люксембургский. Он предложил Руссо пожить в павильоне, расположенном в его парке. Там Жан-Жак прожил 4 года.
  19. В период с 1757 по 1760 гг. Руссо написал роман «Юлия, или Новая Элоиза», опубликованный в 1761 г. и ставший невероятно популярным.
  20. После выхода в 1762 г. трактата по образованию «Эмиль» и книги «Общественный договор», Руссо был вынужден бежать из Парижа, т.к. его, как автора этих книг, хотели арестовать, а сами книги постановили сжечь.
  21. После недолгих скитаний философ обосновался в местечке Мотье Невшательского княжества. Там он прожил 3 с лишним года.
  22. В 1766 г. по приглашению шотландского философа Дэвида Юма Руссо отправился в Англию. Через некоторое время, поругавшись с хозяином, писатель вернулся в Париж.
  23. С 1765 по 1770 гг. Жан-Жак писал свой автобиографический роман «Исповедь», который во многом далёк от истины.
  24. В 1778 г. друг писателя маркиз де Жирарден увёз Руссо в свой загородный дом, опасаясь за его здоровье.
  25. 2 июля 1778 г. Жан-Жак Руссо неожиданно скончался.
Читайте также:  Мужчина год обезьяны знак зодиака близнецы

Личная жизнь

Лишённый с детства матери, Руссо всю жизнь искал материнской любви. Многие женщины, с которыми он близко сходился, были значительно старше его.

Его благодетельница, 30-летняя госпожа де Варан, с которой он познакомился в 1728 г., стала для 17-летнего юноши любовницей и наставницей.

Франсуаза Луиза де Варан

Это были довольно длительные отношения, после перерывов Руссо несколько раз вновь возвращался к госпоже де Варан, несмотря на то, что у неё были другие молодые любовники.

В 1737 г., находясь в Монпелье, у Жан-Жака случился короткий, но бурный роман с мадам де Ларнаж – многодетной матерью, старше Руссо на 20 лет.

В 1745 г. Жан-Жак познакомился с 24-летней неграмотной служанкой Терезой Левассёр, которая стала его сожительницей, а в последствии и женой. Обвенчалась пара спустя 20 лет. Брак не был счастливым, Руссо говорил, что никогда не любил супругу. Всех 5-х детей, рождённых Терезой, Руссо поместил в приют, т.к. не имел средств для их содержания и считал, что дети будут мешать его работе.

Вывод

Жан-Жак Руссо был писателем и философом франко-швейцарского происхождения. Он стал одним из самых ярких мыслителей эпохи Просвещения, хотя многие его идеи довольно спорны.

Жан-Жак Руссо в поздние годы

Он написал обличающие свой век сочинения, педагогические наставления, специальные трактаты по музыке и ботанике, стихи, пьесы, несколько опер.

Идеи Руссо, касающиеся общественного устройства, педагогики, его взгляды оказали огромное влияние на развитие философии, культуры и общества в целом.

Источник

Оцените статью