Занятие с детьми куклы обереги

Конспект занятия в старшей группе «Народная кукла-оберег»

Ирина Кушнарева
Конспект занятия в старшей группе «Народная кукла-оберег»

Возрастная группа: старшая группа.

-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

-Воспитывать уважение к труду народных умельцев, создававших этих кукол.

-Формирование знаний о неоднозначности куклы в народных традициях (кукла-игрушка, кукла-оберег).

-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, народными традициями;

-Развивать внимание, эмоциональность, чувство прекрасного.

— Учить различать кукол по внешнему виду, по названию.

— Объяснить,почему так называли кукол: Параскева-пятница, Столбушка, Радостея и др.

— Пополнить словарь новыми выражениями.

— Учить составлять описание предмета.

Развивающая среда: выставка кукол, книжки-раскраски, цветные карандаши.

-Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. (Выкладываю куколок)

-Да, вы правы, это куколки-кувадки или куколки-обереги. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей)

-Правильно, оберег от слова «оберегать». Наши предки, жившие в стародавние времена на Руси, верили, что такие куколки помогают людям в разных жизненных ситуациях. Куколок делали безликими, чтобы «в них не вселился злой дух».

-Посмотрите на экран. Эта куколка — Параскева-пятница. Осенью, по окончании уборки, женщины и девушки собирались на посиделки в одной избе. А чтобы дело спорилось, нитки не путались, иглы не ломались, в первый день посиделок делали куколку Параскеву-пятницу

-А вот куколки Столбушка и Радостея. Как вы думаете, которая из них Радостея и почему? (Ответы детей)

Нахождение куколки Радостеи в доме и общение с ней возвращало людей в радостно-благостное состояние

— Такое же значение имели куколки Вепская радость и Весёлка

-А вот кукла Баба-Берегиня. Она берегла и охраняла дом от дурного глаза и злых людей.

Кукла Мать-Берегиня была оберегом матери и детей

-Куколки-кормилки. Там, где кормилка всегда есть хлебушек да молоко для детушек

-Кукла Рябинка с детками — символ женской мудрости и зрелости.

-Куклы Барыня и Богатушки делались на богатство в доме

-Делали женщины разных куколок-помощниц.

-Иван-да-Марья делались на счастливое замужество. А Званка-желанка — на заветное желание

Муз.пауза: Куколка Весёлка приглашает вас на русскую народную хороводную игру «Пойду ль да выйду ль я»

-Куклы-пеленашки делали для самых маленьких деток. Кукла Московка была символом многодетного материнства

-Куколка Утешница утешала плачущего ребёнка, кукла Ведучка призвана была вести дитя по жизни

К вербному воскресенью делали куколок-вербниц

-Куколка Убоженька учила детей быть милосердными

-Зимой детям делали куколку Санницу

-Делали куклы Крупенички и Кубышки-травницы

-Для игр делали куколок из талаша

-Кто в кукол не играл, тот детства не видал.

Чтение сказки «Крупеничка».

Прикреплённые файлы:

narodnaja-kukla-obereg_hd3pd.pptx | 7858,33 Кб

Фотоотчет о результатах реализации детско-родительского проекта «Кукла-оберег «Солнечный конь» в старшей группе В целях формирования общей культуры личности ребенка целесообразно в жизнь современных детей вводить народные традиционные куклы. Народные.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [Н]. Кукла Надя в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [н]. • Развивать навыки звукового анализа и синтеза. •.

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Оберег» Цель: познакомить детей с традициями и обычаями русского народа. Задачи: — углублять и расширять представления детей о семейных старинных.

Мастер-класс для педагогов «Кукла-оберег» Уважаемые, коллеги! Приближается праздник — 8 Марта. В дошкольных учреждениях работают в основном женщины. Так хочется, чтобы все женщины.

Мастер-класс «Кукла-оберег Мелиссушка» «Кукла — оберег Мелиссушка»- моё совместное творчество с дочерью! Мы живём в прекрасном мире! И наш мир прекрасен потому, что мы сами строим.

Мастер-класс «Очистительная кукла-оберег» Материалы для очистительной куклы: • куски ткани для юбки (размером 40 x 18 см); • вата; • полоска ткани цветной (размером 3×20 см); • косынка.

Мастер-класс «Пасхальная кукла-оберег» Пасха – любимый и почитаемый всеми православный праздник, он всегда был по-весеннему ярким и долгожданным! Пасхальные празднества длились.

НОД «Народная кукла — оберег» НОД «Народная кукла — оберег» Задачи: -Формирование знаний о неоднозначности куклы в народных традициях (кукла-игрушка, кукла-оберег).

Мастер-класс «Русская народная кукла — оберег Веснянка» Доброе время суток, уважаемые коллеги и гости моей странички! Совсем не много осталось до окончания холодного периода года — зимы. Не.

Фотоотчет о проведении мастер класса «Народная кукла-оберег» в старшей группе Татьяна Ошнурова Этот мастер класс помогла провести Ярославцева Александра Валерьевна- библиотекарь Белоярской сельской библиотеки. Цель:создать.

Источник

Знакомство с русской народной куклой, Кукла- оберег.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия (Подготовительная группа)

Читайте также:  Лучшие материалы для амулетов

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_kukly.docx 185.65 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с русской народной куклой,

Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями.

Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы.

Научиться изготавливать простейшую куклу – скрутку.

Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

тряпичные, соломенные, урожайные, современные куклы; иллюстрации, порядок изготовления тряпичной куклы, сундук, иллюстрации русских народных кукол «Ангелочек», «Неразлучники», «Масленица», «Купавка», куклы-обереги.

Материалы: ткань, нитки (заранее нарванные).

На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. И вот однажды заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: «Что же ты хочешь? » Тихо-тихо прошептал мальчик: «Хочу увидеть солнышко… «. А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко. Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он, как можно помочь сыну. Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи. Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: «Ну, вот и солнышко! » С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук)

— Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять. (Кукла)

— Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель из сундука красивую современную куклу)

— Скажите, ребята, а для чего нужны куклы? А у вас есть куклы?

— Посмотрите внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)

— А из какого материала они сделаны?

Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы. (воспитатель достает куклы: тряпичные и соломенные)

— Скажите, а такие куклы у вас есть?

— Как вы думаете, из чего они сделаны?

— Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?

— Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, а эти куклы из соломы и ткани.

— Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла.

— Посмотрите, перед вами куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).

— Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.

— Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

— Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.

— Давно–давно были вот именно такие куклы.

Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.

Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег ? (Ответы детей).

Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Куклу-оберег наряжали, но никогда ей, ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.

Как вы думаете, называлась такая кукла без лица? (Ответы детей).

Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие».

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.

Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.

Для изготовления куклы нам понадобится семь кусочков ткани, которые нужно оторвать от большого куска. Материал желательно подобрать ярких расцветок. Ширина должна быть приблизительно в три раза меньше длины.

Куколка должна уместиться на ладони, поэтому можно просто положить ладошку два раза по длине, и взять, немного поменьше.

Мы сложим каждый кусочек ткани вдоль дважды вдоль.

Подравниваем все полоски, что у нас получились пополам.

Перевязываем нитью, отделяя голову от туловища.

Руки вместе с косынкой выполняются из квадратного куска ткани красного цвета.

Закрепляем косыночку на голове, перевязываем нитью. Расправляем рукава.

Нить можно закрыть красивой ленточкой (тесьмой). Помните, что куклу мы делаем по всем правилам, и, значит, мы не пользуемся ножницами.

Какие красивые куклы у вас получились! Но у наших кукол нет лица. Лицо, как правило, оставалось белым. Считается, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик.

Хоровод с куклами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале вы можете дети познакомятся с русской народной куклой.

Дети знакомятся с русскими народными промыслами и традициями.Научаться изготавливать простейшую куклу – скрутку.

Дети знакомятся с разными видами игрушек и изготовлением тряпочной русской народной куклы.

ЦЕЛИ УРОКА: 1) Познакомить с историей русской тряпичной куклы.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки.ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ:·.

Данный конспект занятия знакомит детей с русской народной куклой, с разновидностью кукол, которыми играли наши предки. Дети сами мастерят куклу из лоскутов ткани.

Тема: «Знакомство с русской народной куклой»Возрастная группа: старший дошкольный возрастФорма совместной деятельности: беседа, играФорма организации: групповая, индивидуальная, парн.

Источник

Занятие «Тряпичная кукла-оберег»

Светлана Завьялова
Занятие «Тряпичная кукла-оберег»

• Создать условия для изготовления тряпичной куклы

• Продолжать развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие способности

• Развивать умение выделять и использовать средства выразительности

• Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения

• Знакомить детей с произведениями народного искусства (поговорки)

• Развивать мелкую моторику, воображение, положительные эмоции

• Воспитывать толерантность, сопереживание, бережное отношение к игрушкам

• Развивать полоролевое взаимодействие

Материалы к занятию

• Образец тряпичной куклы

• Ткань, бисер, греча, толстая нить, проволока

(звучит народная песня «Колыбельная»)

Педагог убаюкивает куклу, призывая детей создать условие для сна куклы — тишину.

Кукла засыпает, Аня укладывает куклу в коляску, а Юра качает.

— Ребята, посмотрите, как много разных игрушек в нашем детском доме. Эти игрушки сделаны на фабриках. А раньше игрушки делали своими руками. Хотите узнать, какие они были? Для этого нам нужно войти в дом. Но для того чтобы дом открыл свои двери, давайте поиграем с пальчиками.

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем

И в гости приглашаем.

Садитесь за красивый стол,

На красивый стул.

— Мы проговорили с вами волшебные слова, размяли пальчики и теперь можем зайти в дом. Ой, а кто это нас встречает?

— Нравится вам кукла?

— Из какого материала она сделана?

— Какие части тела мы видим у куклы?

— А чего нет у куклы?

— Куколки не имели лица, считалось, что в безликую куколку не может вселиться злой дух и навредить.

— Давайте сделаем такую же?

— Я предлагаю вам сделать сегодня куклу своими руками и подарить ее ребятам, которые к нам скоро придут, потому что кукла, сделанная своими руками, всегда будет хранить тепло ваших ручек. Сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей куклы, но и научиться делать кукол так, как их делали наши прабабушки.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие инструменты, которыми человек мог пораниться, поэтому тряпочки и нитки, будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Для того, чтобы изготовить тряпичную куклу брали лоскут ткани, набивали его другими лоскутками или ватой и делали головку-узелок, связав по бокам получались ручки.

(Во время работы воспитатель рассказывает детям)

— На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла, была самой распространенной игрушкой.Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть» куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Но, кроме игровых кукол, в доме всегда были куклы-обереги, которые отводили от хозяев несчастья и болезни. Кукламприписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

— Давайте попробуем поставить куклу. Не стоит! Что необходимо для того, чтобы наша куколка могла стоять? (Туловище)

— Туловище набивали разными материалами, а какими именно вы узнаете, пощупав и отгадав материалы в волшебной шкатулке.

— Как вы думаете, что там?

(Дети нащупывают в шкатулке гречу, перемешанную с бисером.)

— Раньше куколок набивали гречкой и другими крупами – они назывались крупяничками, а куколок, которых набивали травами и соломой называли травницами. Но в нашем мешочке гречка и бисер перемешались! Надо разделить их – гречкой мы наполним туловище нашей куколки, а из бисера сделаем бусы.

Поговорки и пословицы:

Дело учит, мучит, да кормит.

Лишнее ремесло за плечами не виснет.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Творческая работа детей.

— Любили ли раньше дети играть?

— Во что они играли?

— Как вы думаете, чем занимались девочки раньше?

— Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы.Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица. Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства. Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка –нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей,зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду.Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом,а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

А наша Аня сейчас попробует запеленать куколку, которую мы сделали.

— А чем занимались мальчики?

— Сыновья были главными помощниками отца. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель. Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми. Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал.

Для куколки Юра закрепит колыбельку.

— Как называется кукла, которую мы сделали из тряпочек?

— От чего она будет оберегать?

— Как можно играть с этой куклой?

— Теперь вы прямо как настоящая семья! Дайте своей куколке имя… Какие вы молодцы и рукодельники!

— Как вы думаете, понравится ли новым ребятам наша куколка?

— Вам осталось убаюкать свою дочку-куколку.

Занятие в рамках кружка «Календарь оберегов. Традиционная тряпичная обереговая кукла» Цель занятия: приобщение обучающихся к историко-культурным традициям родного края. Задачи: Ознакомить- с темой «Обереги и.

Детско-взрослое сообщество «Народная тряпичная кукла» Цель: Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества. Задачи: 1. Познакомить с изготовлением.

Кукла-оберег «Валдайский колокольчик» Мои ребятишки очень любознательный и трудолюбивый народ! И мы, путешествуя по историческим страницам России, знакомились с национальными.

Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег» задачи: — формировать у детей познавательный интерес к истории русской куклы; — познакомить с куклой – оберегом; — развивать у детей.

Каркуша — народная тряпичная кукла Первый весенний месяц. Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей — пернатых странников.

Конспект образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности «Тряпичная кукла» Непосредственная деятельность : художественно — эстетическая. Вид деятельности : конструирование. Программные задачи: 1. Знакомство с народными.

Консультация для родителей «Традиционная тряпичная кукла в жизни современных детей» «Кто в куклы не играл — тот детства не видал» (рус. нар. мудрость) Народная кукла — огромный пласт нашей истории. Куклы сопровождали наших.

Кукла «Вишенка» — кубанская свадебная кукла-оберег Кукла Вишенка – кубанская свадебная кукла оберег. Богата кубанская земля. На ней переплелись обычаи, традиции, обряды издавна живших или.

Мастер-класс: тряпичная кукла «Баба-Яга» Предлагаю мастер-класс куклы БАБЫ-ЯГИ. Кукла БАБА-ЯГА — это мощный оберег домашнего очага. Все окружающее нас пространство – это огромный.

Мастер-класс с родителями «Кукла-оберег» Мастер – класс с родителями «Кукла – оберег» Цель: развитие интереса к истокам народного творчества. Задачи: 1. Формировать представление.

Источник

Читайте также:  Браслет оберег для женщины близнеца
Оцените статью