Занятие изготовление кукол оберегов

Конспект мастер-класса «Изготовление куклы- оберега»
материал по технологии (6 класс)

Паспорт занятия

Тема: Работа с текстильным материалом

Изделие: Кукла — оберег

Класс: 6

Место проведения: учебный кабинет

Время:40 минут

Цель: формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении куклы — оберег

Задачи

1. Образовательные (предметные результаты)

  • дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
  • познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
  • научить изготавливать тряпичную куклу;
  • развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;
  • развивать умения изготовлять куклу без использования иголки
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

2. Развивающие (метапредметные результаты)

Познавательные УУД:

  • Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Развивать умение находить ответы в диалоге с учителем;
  • Развивать моторику рук, координацию движений;
  • Добывать новые знания в процессе обсуждения;
  • Развивать творческие способности, мышление, воображение;
  • Развивать умение формулировать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

  • Развивать умение слушать и понимать речь учителя;
  • Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • Развивать умение участвовать в диалоге на уроке.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_master-klassa.docx 26.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»

открытого мастер – класса по

изготовлению куклы — оберега

Климова Марина Владимировна

Тема: Работа с текстильным материалом

Изделие: Кукла — оберег

Место проведения: учебный кабинет

Цель : формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении куклы — оберег

1. Образовательные (предметные результаты)

  • дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
  • познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
  • научить изготавливать тряпичную куклу;
  • развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;
  • развивать умения изготовлять куклу без использования иголки
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

2 . Развивающие (метапредметные результаты)

  • Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Развивать умение находить ответы в диалоге с учителем;
  • Развивать моторику рук, координацию движений;
  • Добывать новые знания в процессе обсуждения;
  • Развивать творческие способности, мышление, воображение;
  • Развивать умение формулировать своё предположение.
  • Развивать умение слушать и понимать речь учителя;
  • Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • Развивать умение участвовать в диалоге на уроке.
  • Развивать умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя;
  • Развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Развивать умение организовывать свое рабочее место;
  • Развивать потребность выполнения правил на уроке;
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии качества выполненной работы;
  • Развивать умение вырабатывать критерии изделия;
  • Развивать умение оценивать свою деятельность на уроке.

3. Воспитательные (личностные результаты):

  • Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу;
  • Воспитывать уважительное отношение к мнениям других людей;
  • Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества;
  • Воспитывать позитивное отношение к плодотворному взаимодействию на уроке.

5. Воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Основной метод: практическая работа

словесные: рассказ, объяснение, диалог, беседа, опрос

наглядные: демонстрация, образец, наблюдение.

методы поощрения: похвала, благодарность, одобрение.

методы контроля: контроль учителя и самоконтроль, рефлексия

Дидактические средства обучения:

для учащихся: ткань, нитки, зерно (крупа)

для учителя: образцы изделия, поэтапные рисунки, ткань, нитки, кусочек синтепона.

1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.

2.Сообщение темы, целей занятия.

Педагог: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.

Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?

Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.

3. Изучение нового материала.

Педагог: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Изначально тряпичная кукла была элементом ритуальных обрядов, а не игрушкой для детей. Кукол изготавливали, как оберег для дома, а так же от сглаза и болезней. На них возлагали надежды по защите урожая, сохранения богатства и привлечения «ко двору» благополучия.

Все народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;
  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.

Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Кукла на счастье. Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Кукла День и Ночь символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Её делали под Новый год. Она жила в доме и хозяин с хозяйкой разговаривали с куклой . Ежедневно цтром её поворачивали к себе светлой стороной, а вечером -темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачным в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне-чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Кукла оберегала всех домочадцев-охраняла их душевный настрой.

Пеленашка Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

Подорожница -помещалась в ладошку так как её брали с собой в дорогу. Жены давали мужьям. Укуклы в руках узелок в который клали либо золу (символ домашнего очага) либо горошину, чтобы быть в пути сытым.

Берегиня дома -несла частичку души хозяйки и хозяина и помогала защищать дом. К тому же она приносила в дом достаток для чего в руки её давали узелок. Вешали берегиню над входом выше головы, так чтобы она могла видеть входящих в дом. Народ считал, что она оберегает отплохого глаза и злых людей.

Ровно год был отпущен оберегу, который называли «12 лихорадок». Делали её в виде 12 фигурок подвешанных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. Которых звали Дряхлея, Глупея, Ленея, Немея, едея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. 15 января каждого года оберег заменялся на новый.

Обережных кукол, как правило, делали женщины. Ведь именно женщина во все времена была хранительницей домашнего очага и благополучия семьи. Куклам никогда не «рисовали» лицо. Безликость имела очень важное значение. Считалось, что лицо могут иметь только одушевлённые особи. И, что, если нарисовать лицо кукле , в неё может вселиться «злой дух».

Правда, иногда куклам-оберегам «перекрещивали» лицо нитяным крестом (в то время крест был знаком солнца, которому поклонялись как божеству). Никаких других обозначений на лицо куклам–хранительницам не наносили.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

«Кубышка — травница». Эта кукла защищала от болезней, наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни или ставили у кровати больного. Периодически её необходимо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах. Через два года травку в кукле необходимо менять.

Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

Крупеничка или Зерновушка -кукла из мешковины наполненная гречкой или пшеницей. Главная кукла в доме. Крупеничка помогала в тяжелые голодные времена. Ежегодно её наполняли новым зерном, а весной для посева первые горсти зерна брали именно из Крупенички.

Педагог: И сегодня я предлагаю вместе изготовить куклу-оберег безсонница

5 Практическая работа

Обереги – один из самых популярных видов подарков. Их дарят на все возможные праздники, выбор их воистину огромен. Куколку оберег издревле принято считать символом хранительниц очага. Она может стать неплохим подарком на 8 марта от ребенка. Славянские куколки обереги — символы плодородия женщины и они всегда обладают пышным бюстом и округлыми формами. Их принято дарить всем девочкам, женщинам и бабушкам весной. Куколку легко изготовить своими руками. В набивку можно добавить успокаивающие травы, например валериану — такая куколка поможет быстро и крепко заснуть.

Материалы и инструменты: ножницы, лоскуты хлопковой ткани, нитки, кусочек синтепона.

Вырежьте из ткани 5 квадратов размером 10 на 10 см: 3 белым и 2 любого другого цвета;

Порвите синтепон на мелкие кусочки (в этом с удовольствием вам поможет ребенок);

Выделите 3 комка синтепона: один большой и два маленьких;Наполните белый квадрат большим кусочком синтепона и перетяните нитью, повторите процедуру с двумя цветными квадратами, обязательно сравните кусочки наполнителя по размеру, иначе груди будут разного размера (добавьте трав, если хотите);

Примотайте голову к грудям; Сложим руки для куколки: возьмем квадрат и сложим его по диагонали, затем еще раз и еще раз. Повторим процедуру со вторым квадратом;

Приложим ручки со спины к куколке и примотаем ниткой;
Вырежем из ткани прямоугольный треугольник со сторонами 10 см и завяжем его как платочек;
Если хотите, вырежьте маленький фартук.

Источник

Конспект занятия «Куклы-обереги»

Казармина Евгения Евгеньевна
Конспект занятия «Куклы-обереги»

Возраст детей: старший дошкольный возраст 5-6 лет

Цель: содействие развитию интереса детей к изучению обрядовых кукол в народных традициях.

— познакомить детей с многообразием обрядовых кукол и их ролью в жизни человека;

— раскрыть символическое значение обрядовых кукол;

— развивать мелкую моторику в процессе создания куклы

— воспитывать интерес к народной игрушке, аккуратность и трудолюбие, бережное отношение.

— обрядовые народные куклы;

— материалы для изготовления куклы: две рябиновые палочки 25см (для тела) и 18 см (для рук,белый лоскут 18х18 см для головы, немного синтепона, красные нитки, полоска для повойника, косынка, бусы.

— музыкальный центр, флешка с записями народной музыки.

Презентация с поэтапным показом изготовления куклы.

Ход занятия:

В старину когда-то

Время не теряли

Много пряли, ткали…

Под рукой,что было

Куклы берегиньки

Так из века в век

Род свой сохраняли,

И культуру русскую

Воспитатель:Дети послушайте загадку:

Лоскуток да ниток катушка

В умелых руках оживает игрушка

Воспитатель: (показывае куколку)

«Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.

Куколка тряпичная, очень симпатичная!»

-Наши куколки непростые. Как вы думаете, почему? (ответы детей).Да,они сделаны своими руками из натуральных материалов. А ещё их называют обрядовыми куклами.

Как вы думаете, что значит «обереги»(от слова оберегать, беречь, охранять). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т. д. Кукол — оберегов было много на разные случаи. К ним относились очень серьёзно, считалось, чем больше кукол, тем больше счастья.

Куклы-обереги делались безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свои волшебные обережные свойства и в неё могли вселиться злые духи.

Сейчас о некоторых обрядовых куколках я вам расскажу. Чтобы было нам удобнее, давайте сядем на стульчики возле нашего сундука.

Для маленьких деток делали куклу-пеленашку.

Пусть она младенца оберегает

И злых духов отгоняет.

Еще до рождения ребенка, его мама скручивала такие куклы и развешивала вокруг колыбельки. Колыбелька в то время прикреплялась к потолку на пружине и в народе называлась люлькой или зыбкой. Считалось, что Пеленашка бережет ребеночка от сглаза, болезней, от дурных снов, от злых людей.

С наступлением холодов, чтобы дети не болели, делали куклу «Кубышку –травницу»

Стоит внутри себя, собрав

Собранье самых разных трав.

Вот чем куколка богата. Вам здоровье обеспечит,

Ведь она травою лечит.

Она наполнялась душистой лекарственной травой, куклу надо было помять в руках, и по комнате разнесётся травяной дух, который отгонит духов болезней.

А вот куколка необычная- это куколка Зерновушка (крупеничка).

Крупеничка — оберег сытости, достатка.

Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.

От кормилицы Земли силы приходили.

Под иконами в углу бережно хранили.

В старину, чтобы в доме было сытно и богато,хозяйка дома делала куклу «зерновушку»Эта кукла хранила силу урожая до будущего года.

-А эта куколка, должна быть интересна нашим девочкам. Это кукла –«Рябинка».Кукла «Рябинка»— одна из самых любимых среди народных кукол. Она завораживает своей женственностью, душевностью и какой-то незримой силой. Сильнейший оберег вашему дому от всего нежелательного, негативного Оберег любви и здоровья в вашем доме Помещается напротив или рядом с входной дверью. Куклу «Рябинку» называют воином против всех проявлений зла. Основой куклы является рябиновая палочка.

-Вот и закончились куколки в нашем сундучке. И неудивительно. Ведь не обо всех обрядовых куклах мы поговорили. Наша с вами задача дальше узнавать об этих куклах.

На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра –«Маланья»

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки под углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одно рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели (руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так (ребёнок показывает любое движение)

-А сейчас мы с вами отправимся в мастерскую, изготавливать куклу

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придётся не лениться

И старанье приложить!

Воспитатель приглашает детей за стол с заготовками, рассказывает и показывает поэтапное изготовление куклы-оберега «Рябинушка»

Физминутка во время работы:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики (дети несколько раз соединяют пальцы рук в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы узлы вязать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем кукол наряжать!

_- Молодцы, какие замечательные куклы у вас получились.

По окончании работы дети строят «Пирамиду добра».

-Что доброго хорошего вы пожелаете человеку. которому сделали оберег? Кто придумал- выйдет в круг, произнесёт своё доброе пожелание, вытянет руку вперёд и положит её сверху на мою ладонь или на ладонь ребёнка, уже высказавшего своё пожелание.

Конспект занятия по звуковой культуре речи с использованием дидактической игры «Куклы Оля, Уля, Аля» Дидактическая игра «Куклы Аля, Оля, Уля». Автор: Драгунова Ксения Цель: Знакомство с буквами А, У, О. Закрепление правильного произношения.

Фотоотчет «Куклы-обереги» Многие тысячелетия назад, наши далекие предки старались защитить себя и свою семью от злых духов, от сглаза, от ведьм и колдунов. Необходимо.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе «Бусы для куклы Даши» Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие». Цель: Воспитывать интерес к изобразительной.

Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе «Ожерелье для куклы» Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе «Ожерелье для куклы» Программная сущность:1. Обучать ребенка изображать нестандартным.

Конспект занятия кружка по рисованию «Платье для куклы» Конспект по рисованию в младшей группе. Занятие № 10 Тема: Платье для куклы (Рисование оттисками печати и ватными палочками) Цель: Формировать.

Мастер-класс для родителей и детей «Казачьи обереги — обрядовые куклы» И снова, здравствуйте! Не публиковала ничего с прошлого года! Но сейчас поднакопилось много нового, так что милости прошу, заглядывайте.

Мастер-класс «Куклы-обереги для мам» Заканчиваются новогодние каникулы. Много веселья, радости, подарков, морозных дней принесли они детям. Огромное количество новогодних.

Фотоотчет «Мое новое увлечение. Куклы-обереги из ниток» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Все началось с создания мини-музея «Кукол» в моей группе, кукол родители, принесли много, но не.

Мои куклы-обереги из ткани, сделанные своими руками Друзья, коллеги, сегодня хочу представить вам свою коллекцию кукол. Когда началось моё увлечение точно не скажу, как-то так понемногу, при.

Снежный музей под открытым небом на участках ДОУ «Народные куклы — обереги» и «Дымковская игрушка». Фотоотчет Снежный музей под открытым небом на участках ДОУ «Народные куклы — обереги» и «Дымковская игрушка».Фоторепортаж. Муниципальное Бюджетное.

Источник

Читайте также:  Амулет женское изобилие руны
Оцените статью