ТЕСТОВЫЙ ТРЕНИНГ. Найдите верное утверждение
Найдите верное утверждение.
Морфологические нормы связаны…
а) с основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа
б) с употреблением слова в соответствии с его лексическим значением
в) с правилами построения предложения
г) с соблюдением норм согласования и управления.
Найдите предложение, в котором нет нарушения морфологической нормы.
а) Свободных местов, к сожалению, нет.
б) Дайте, пожалуйста, триста граммов рокфора.
в) Мы ехали около полторы сутки.
г) По этому маршруту могут ездить лишь опытные шофера.
3. Какой предлог пропущен в предложении:
… всем предсказаниям синоптиков погода стояла чудесная.
4. Морфологическая ошибка допущена в предложении …
а) После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.
б) Врач удалил болезненную мозоль.
в) Лицо женщины было скрыто густой вуалью.
г) Крыша была добротно покрыта толью.
5. Не являются разными по значению словами:
б) образа – образы
в) соболя – соболи
г) слесаря – слесари
6. Не соответствует морфологическим нормам форма родительного падежа множественного числа:
7. Род существительных определен верно:
а) коммюнике (ср.род)
б) салями (муж. род)
в) пенальти (ср.род)
г) иваси (муж. род)
8. Не является существительным мужского рода:
9. Не является существительным женского рода:
10. Форма множественного числа существительного образована правильно в следующем ряду:
а) берега, директора, паспорта
б) крема, офицера, бега
в) шофера, торты, договора
г) профессора, столяра, маляра
11. Прилагательное … имеет степени сравнения.
Источник
Найдите предложение, в котором нет нарушения морфологической нормы.
а) Свободных местов, к сожалению, нет.
б) Дайте, пожалуйста, триста граммов рокфора.
в) Мы ехали около полторы сутки.
г) По этому маршруту могут ездить лишь опытные шофера.
3. Какой предлог пропущен в предложении:
… всем предсказаниям синоптиков погода стояла чудесная.
4. Морфологическая ошибка допущена в предложении …
а) После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.
б) Врач удалил болезненную мозоль.
в) Лицо женщины было скрыто густой вуалью.
г) Крыша была добротно покрыта толью.
5. Не являются разными по значению словами:
б) образа – образы
в) соболя – соболи
г) слесаря – слесари
6. Не соответствует морфологическим нормам форма родительного падежа множественного числа:
7. Род существительных определен верно:
а) коммюнике (ср.род)
б) салями (муж. род)
в) пенальти (ср.род)
г) иваси (муж. род)
8. Не является существительным мужского рода:
9. Не является существительным женского рода:
10. Форма множественного числа существительного образована правильно в следующем ряду:
а) берега, директора, паспорта
б) крема, офицера, бега
в) шофера, торты, договора
г) профессора, столяра, маляра
11. Прилагательное … имеет степени сравнения.
Нарушения морфологической нормы нет в сочетании.
а) в двухтысячнодевятом году
б) с обеих сторон
в) полутора миллионный город
г) о сто девяносто пяти студентках
13. Глагол … не имеет формы повелительного наклонения.
14. От глагола … можно образовать деепричастие.
15. Не относится к нарушению синтаксических норм:
а) неправильный порядок слов
б) неправильное употребление деепричастных оборотов
в) неправильное согласование
г) неправильное образование степени сравнения
16. Нарушены правила управления в словосочетании:
а) примириться с судьбой
б) завершиться с успехом
в) уверенность в будущем
г) памятник Шаляпину
17. Правила управления не нарушены в словосочетании:
а) скучаю по вас
б) скучаю по вам
в) вернуться по окончанию спектакля
г) ответить на вопрос в заключении доклада
18. Словосочетание … построено правильно:
а) пригласить друзей на мое день рождение
б) подготовиться к восьмому марту
в) отдыхать в Сочах
г) находиться в Гусь-Хрустальном
19. Найдите причину коммуникативной неудачи предложения:
Благодаря пожару сгорел лес.
а) неправильное управление
б) неправильное употребление однородных членов
в) неправильное употребление производных предлогов
г) неправильный порядок слов
20. Найдите причину коммуникативной неудачи предложения:
Продается коляска для новорожденного синего цвета.
а) неправильное управление
б) неправильное употребление однородных членов
в) неправильное употребление производных предлогов
Источник
Тема 5. Синтаксические нормы русского языка
ТЕСТЫ
Тест 1. Соответствует действительности утверждение: Морфологические нормы связаны с
a) основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа;
b) употреблением слова в соответствии с его лексическим значением;
c) правилами построения предложения;
d) соблюдением норм согласования и управления.
Тест 2. Нет нарушения морфологической нормы в предложении:
a) Свободных местов, к сожалению, нет.
b) Мне бы ключ от двести семнадцатой комнаты.
c) Мы ехали около полторы сутки.
d) По горной дороге могут ездить лишь опытные шофера.
1. Тест 3. Не имеют вариантных форм множественного числа
a) шофёры – шофера;
b) крейсеры – крейсера;
c) корректоры – корректора;
d) инспекторы – инспектора.
Тест 4. Верным при объяснении ошибки в предложении: У партизанов не было иного выхода — является рассуждение:
a) Существительное партизан в родительном падеже множественного числа имеет окончание – ов (ср. берегов, казаков и т.д.).
b) Существительное партизан в родительном падеже множественного числа имеет нулевое окончание (ср. много грузин, армян и т.д.).
c) Существительное партизан относится к несклоняемым существительным (ср. мадам).
d) Существительное партизанв родительном падеже множественного числа имеет вариантное окончание – ов и нулевое окончание.
Тест 5. В предложении: …всем предсказаниям синоптиков погода стояла чудесная — пропущен предлог
Тест 6. Допущена морфологическая ошибка в предложении:
a) После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.
b) Врач удалил болезненную мозоль.
c) Лицо женщины было скрыто густой вуалью.
d) Крыша была добротно покрыта толью.
Тест 7. Не являются разными по значению словами:
b) образа – образы;
d) кузовы – кузова.
Тест 8. Не соответствует морфологическим нормам форма родительного падежа множественного числа:
Тест 9. Род слова определен верно:
a) коммюнике – существительное среднего рода;
b) салями – существительное мужского рода;
c) пенальти – существительное среднего рода;
d) кольраби – существительное мужского рода.
Тест 10. Являются разными по значению словами:
a) инспектора – инспекторы;
c) ордена – ордены;
d) офицера – офицеры.
Тест 11. Устаревшей является форма слова:
Тест 12. Вариантными являются формы:
a) плацкарта – плацкарт;
b) компонента – компонент;
c) арабеска – арабеск;
d) клавиш – клавиша.
Тест 13. Литературной является форма глагола во фразе:
a) Он не мог сам выползть из ямы.
b) Выпрягешь коня и домой.
c) Вырежь эти фигурки.
d) Выручь меня в последний раз.
Тест 14. Является неверной грамматическая форма слова:
Тест 15. Допущена грамматическая ошибка в предложении:
a) Надо прибавить к полтораста рублям еще пятьдесят.
b) Прошло всего полторы недели.
c) Не хватает полутора суток для завершения работы.
d) Недостает около полутораста книг по специальности.
Синтаксические нормы предписывают правильное построение словосочетаний и предложений. Строя предложения, необходимо помнить, что в русском языке при свободном порядке слов предпочтительным является прямой порядок слов, а не обратный (инверсия). При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, исходная информация – новой информации. Если не соблюдать этот порядок, предложение может быть двусмысленным. Например, как понять фразу: «Хозяин дома спал?» То ли речь идет о спящем хозяине дома, то ли о том, где спал хозяин? В предложении: «В древних документах подобного рода термин отсутствует» сочетание подобного рода может относиться к сочетанию древних документах или к слову термин.
Строя словосочетание, необходимо помнить об управлении.Например, директор чего-либо, заведующий чем-либо, оплатить что-либо, заплатить за что-либо, рассказать о чем-либо, указать на что-либо, беспокоиться о ком-либо, тревожиться за кого-либо, превосходство над чем-нибудь, преимущество перед кем-либо и др.
Предлоги благодаря, согласно, вопрекитребуют употребления дательного падежа – согласно расписанию.
Для выражения причинно-следственных связей используются предлоги ввиду, вследствие, в связи, в силу и др.
Ошибочно употребление двух подлежащих: Комната она была вовсе не маленькой.
Часто неоправданно включение слова такой: Условия автоматизации, они такие.
При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных, и в единственном, если речь идет о неодушевленных (большинство студентов сдали экзамены).
При словах много, мало, немного, немало, сколько, кто, что сказуемое ставится в единственном числе: Сколько схем было разработано? Что случилось?
Вводя в предложение деепричастный оборот, помните, что основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом: Читая книгу, студент обычно делал записи. Нарушение данного правила приводит к ошибкам: Проезжая Байкал, было очень красиво.
При употреблении однородных членов предложения следует учитывать следующие обстоятельства:
| невозможно соединение в качестве однородных членов неоднородных понятий – изучать математику и сорта чая; а также нельзя включать видовые и родовые понятия – я люблю математику, физику, учебные предметы;
| двойные союзы должны связывать именно однородные члены: он не только получил техническое задание, но и выполнил его;
| при двух однородных членах ставится общее управляемое слово в том случае, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать лекции (неправильно: любить и думать о стране).
Нередко встречаются ошибки, связанные с употреблением предлогов. Как сказать: я скучаю по тебе или я скучаю о тебе?
Более давней нормой было употребление предлога пои местоимения в предложном падеже: по ком, по чем, по нем, по нас, по вас. Существительные в данной конструкции имели форму дательного падежа: по отцу, по матери, по другу. Поскольку существительные с предлогом поимели форму дательного падежа, то и местоимения стали приобретать эту же форму: по кому, по нему, по чему, по ним. Предложные формы по ком, по нем, по чем в настоящее время устарели, встречаются редко.
Сохраняют старую форму предложного падежа после предлога по местоимения мы, вы: по нас, по вас. Употребление дательного падежа у этих местоимений (по нам, по вам) считается нарушением литературной нормы.
Особого внимания требуют предлоги наи в.Они указывают на пребывание в каком-то месте или передвижение в какое-то место. Предлог впоказывает, что движение направлено внутрь чего-либо (в сад, в дом, в город) или обозначает пребывание внутри (в саду, в доме, в городе). Предлог науказывает, что движение направлено на поверхность чего-либо (на гору, на дерево, на крышу), или означает пребывание на какой-либо поверхности (на крыше, на палубе). Но чаще выбор предлога определяет традицией.
С названиями государств, регионов, краев, областей, городов, сел, деревень, станиц употребляется предлог в: в России, в Англии, в Краснодарском крае, в станице Вешенской, в деревне Молитовка.
С названием островов, полуостровов используется предлог на: на Камчатке, на Диксоне, на Капри.
Предлог на употребляется с названиями проспектов, бульваров, площадей, улиц; предлог в – с названиями переулков, проездов: на бульваре Вернадского, на площади Победы, на улице Суворова, в Банном переулке, в проезде Серова.
Если названия горных областей имеют форму единственного числа, то используется предлог на, если форму множественного числа — предлог в. Ср.: на Кавказе, на Эльбрусе, на Памире и в Альпах, в Гималаях.
Предлоги в и на в некоторых конструкциях антонимичны предлогам изи с: поехал в Ставрополь — вернулся из Ставрополя, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.
Необходимо избегать нагромождения придаточных предложений, например: Инженеры-конструкторы собрались на совещание, которое состоялось в актовом зале,который недавно был отремонтирован строителями, которые постарались исправить недоделки в срок, который был установлен планом, который месяц назад утвердили в этом же зале.
В романе М. Булгакова «Собачье сердце» пример неправильного построения предложения: «Мы, управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома. — Кто на ком стоял? — крикнул Филипп Филиппович».
Использованная литература
1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 45 – 46).
2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 65 – 66).
Источник