- Гадания. Карты Таро
- Все авторы колоды таро
- Подлинная история карт Таро: от игр миланских герцогов до «Золотой зари» лондонского герметизма
- Считается, что карты может использовать любой, кто относится к ним с почтением, верит им и соблюдает законы этого искусства.
- Энтузиасты создали метросексуальные Таро, колоду мемных реалий и даже Таро «Восстание ведьм», посвященное анархистам, антифа и секс-работницам.
- Интеллектуальные развлечения итальянской знати
- Читайте также
- Генезис знакомых нам карт Таро начался в Северной Италии во второй половине XV века.
- Главная инновация Таро — появление пятой масти, старших карт. Первое документальное упоминание такой колоды было обнаружено в архивах Леонелло д’Эсте, графа Феррары, и относится к 1442 году.
- Как два миланских герцога изобрели Таро
- Именно в колоде Висконти — Сфорцы и формируется символическая система Таро. Она — очевидное порождение североитальянской культуры эпохи Возрождения.
- Хелен Фарли считает, что Башня — по-итальянски Torre — могла иметь для Висконти личное значение. Династия долго соперничала и боролась за власть с другой знатной семьей Милана — делла Торре. Включив ее символ в свои колоды, герцог Филиппо увековечил бы род злейших врагов.
- Может быть интересно
- Встреча Таро и оккультизма
- Де Жебелен верил, что древние люди жили гораздо лучше людей современных. По его мнению, Таро — это древнеегипетская книга Тота, записанная в символическом виде. С ее помощью древнеегипетские жрецы зашифровали мудрость, чтобы она могла пройти через тысячелетия и быть узнанной лишь достойными.
- Может быть интересно
- Современные адепты Таро ценят вклад, который внес в их традицию де Жебелен, однако считают его недалеким интерпретатором, а вот Эттейллу почитают гораздо более проницательным и талантливым магом. Именно ему удалось впервые связать Таро с герметической философией.
- Одна из ключевых идей герметизма — принцип соответствий. Согласно нему явления из разных плоскостей бытия обнаруживают поразительное подобие, а всё сущее подчинено единым законам. Химические вещества тождественны словам, небесным телам и математическим символам, а наш мир подобен высшим, сокрытым от человека мирам. Это допущение и делает возможным магию и алхимию, в основе которых лежит символическое воспроизведение этих тождеств.
- Таро в XIX веке
- Леви стал первым, кто напрямую связал карты Таро и каббалистическое Древо Жизни. Десять младших карт колоды символизируют десять сфирот, а 22 карты старшего аркана — связи между ними. Леви считал, что Таро придумали древнееврейские священники, составившие каббалу, а само название карт полагал акронимом слова «Тетраграмматон», которое должно заменять сакральное имя бога из четырех букв (JHWH).
- Читайте также
- Уэйт критиковал попытки предыдущих авторов надуманно привязать Таро к историческим нарративам и предлагал сосредоточиться на символизме самих карт, в котором без всяких египетских божеств сокрыта та самая Тайная Традиция, которую всегда искали оккультисты. Больше всего ему претила идея связи между Таро и каббалой, которая, по его мнению, ограничивала и сглаживала мудрость карт.
Гадания. Карты Таро
Уэйт Артур Эдвард
Карты Таро давно стали неотъемлемым атрибутом эзотерики. С их помощью последователи этого учения получают ответы из невидимого мира на интересующие их вопросы. Без них давно уже невозможно.
Древние эзотерические знания всегда были предметом интереса людей, но часто находились под запретом. Далеко не каждый человек может стать их обладателем. Однако в наши дни такой запрет немного ослаб.
Уверенно раскладывать и читать карты Таро под силу не только магам. Благодаря учебнику, разработанному Геннадием Белявским, вы можете основательно, последовательно и подробно изучить значения Арканов.
фон Гугенхайм Макс
Книга посвящена изложению системы Таро Артура Э.Уэйта. Помимо краткого очерка об истории Таро, в книге приводится детальный анализ предсказательных значений всех 78 карт колоды, а также представлены.
Это самая популярная в мире книга о Рунах — древнем западном оракуле, который может стать вашим верным спутником и помощником на пути самораскрытия. Ральф Блюм сумел описать многовековую мистическую.
Эстер и Джерри Хикс
Жизнь Эстер и Джерри Хикс посвящена счастливой возможности – делиться с людьми мудрым Учением Абрахама, смысл которого – научиться ощущать радость Бытия. Как же связаны между собой «радость Бытия» и.
Меньшикова Ксения Евгеньевна
Книга Ксении Меньшиковой посвящена древним знаниям о рунической магии. Она откроет множество тайн, научит лучше понимать руны, иначе смотреть на мир и самих себя. Следует отметить, что эта книга не.
В магической силе Рун — прошлое, настоящее и будущее.
Произведено в Италии.
Каждая карта в колоде Таро может рассказать вам 21 историю о том, почему вы ее вытянули. Что вас ожидает, что привело вас в настоящее, что вас тревожит и какой следующий шаг будет самым правильным?
Книга рассказывает о самом загадочном средстве влияния на судьбу — рунах. К ним можно относиться по-разному: как к средству достижения богатства и власти или использовать для предсказания судьбы.Мы.
Котельникова Анна Анатольевна
Это ценное пособие по изучению и применению системы гадания Марии Ленорман, личной гадалки императрицы Жозефины. Книга научит читать карты и говорить на языке образов. Она послужит хорошим подспорьем.
В этой книге вы найдете максимум полезной информации, чтобы самостоятельно освоить и начать практиковать использование карт Таро для самопознания, предсказаний и оказания эффективной.
Невский Дмитрий Владимирович
Если вы держите в руках эту книгу, значит, вопросы взаимоотношений полов и природы поступков людей волнуют вас на этом этапе жизненного пути. Эта книга в состоянии помочь вам как в этих вопросах, так.
Вторая часть Учебника Таро посвящена, главным образом, значениям номерных карт Младших Арканов — в прямом и перевернутом положении. Также особое внимание в нем уделяется изучению психологических.
Мудрецы дзен говорят, что будущее развивается из нынешних событий, идей и взглядов, и предсказать его нельзя. Согласитесь, здравое зерно в этом есть: невозможно составить гороскоп Будды или прочитать.
Труд выдающегося французского мистика и оккультиста Жерара Энкосса, писавшего под эзотерическим псевдонимом Папюс, посвященный символике и толкованию карт Таро.
Таро. Древняя мистическая система.
Эта книга поможет вам открыть для себя волшебный мир Таро. Известный эксперт-таролог Хайо Банцхаф в соавторстве с Элизой Хеммерляйн дает пояснения к картам двух самых популярных в мире колод — Таро.
Невский Дмитрий Владимирович
В 2008 году была написана книга «Таро Манара. Магия любви», посвященная не столько работе с колодой Таро Манара, одной из самых популярных колод в мире о Любови и Взаимоотношениях, сколько самой теме.
Невский Дмитрий Владимирович
Что управляет человеком? Желания, стремления, интерес – вот двигатель, который побуждает человека к действию, поступку.
Что может ограничить человека? Страх, опасение, неуверенность – то, что сложно.
Более ста лет прошло с того времени, когда известный французский хиромант А. Дебарроль создавал эту книгу, увлеченно споря с оппонентами и безусловно соглашаясь с теми, кого он называл своими.
Источник
Все авторы колоды таро
21 способ толкования карт Таро
Мэри К.Гри создала замечательную методику, которая включает в себя 21 способ интерпретации каждой карты Таро. Она предлагает каждому желающему, подобно герою древних мистерий, пройти шаг за шагом все этапы инициации, постигая великие тайны Старших Арканов и обретая новый взгляд на мир и самого себя. Автор раскрывает уникальные секреты работы с колодой Таро, благодаря которым можно получить ответы на важные и волнующие вопросы: кто мы, куда идем, чего на самом деле хотим, как этого достичь и что нужно сделать, чтобы встретить свою родственную душу. Книга Мэри К.Гри помогает осознать скрытые негативные мотивы поведения и заменить их на позитивные, приносящие радость и процветание. Более того, она содержит подробные рекомендации, позволяющие творить новую, счастливую судьбу — с чистого листа.
Данная книга представляет собой синтез традиционных и авторских методов, благодаря которым вы сможете:
найти дополнительные способы получения информации от карты;
расширить понимание значения каждой карты;
узнать, как вести журнал Таро;
освоить уникальные способы интерпретации раскладов;
создать новые жизненные сценарии;
развить индивидуальный стиль толкования карт Таро.
Эта книга бесценный дар всем любителям Таро, а также тем, кто желает создать гармоничные отношения, наполнить свою жизнь любовью и радостью, раскрыть свои уникальные таланты и воплотить в жизнь сокровенные желания своего сердца и самые смелые мечты.
Абрахам С. — Как гадать на картах Таро
Книга «Как гадать на картах Таро» обучит вас быстрому и точному прочтению раскладов Таро. Здесь вы найдете разнообразные расклады на все случаи жизни и всегда сможете выбрать тот, который ответит на интересующий вас вопрос: о любви, деньгах, здоровье, карьере — и даже поможет угадать выигрышные номера в лотерее!
Таро в вопросах и ответах.
Авторы книги Рут и Уолд Амберстоун к настоящему моменту имеют уже больше семидесяти лет тарологической практики на двоих и являются основателями процветающей Школы Таро, организаторами конференций и фестивалей, посвященных Таро.
Книга «Таро в вопросах и ответах» — это собрание техник и методов работы с картами, содержащее проверенную информацию и четкие ответы на семьдесят восемь реальных вопросов, возникших у тарологов самых разных школ. Опытному тарологу она послужит справочником, содержащим корректные формулировки и выверенные ответы, новички же сочтут ее золотоносной жилой полезной информации, практических идей и рекомендаций относительно того, как гадать на Таро.
Тайны характера. Человек в зеркале четырёх элементов, астрологии и Таро
С древнейших времен люди описывали земную действительность по четырехчастному принципу: четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии, четыре свойства (теплый, холодный, сухой, влажный).
Система знаний о четырех стихиях тесно переплетается с астрологией, эзотерикой и системой Таро. Согласно древним источникам, каждая стихия оказывает свое уникальное воздействие на личность человека. В данной книге Огонь, Вода, Воздух и Земля — это образы, которые издревле используются для описания основных четырех типов человеческой индивидуальности.
Знаменитый астролог и таролог Хайо Банцхаф со знанием дела и чувством юмора рассказывает нам о четырех различных типах характера со всеми присущими каждому из них особенностями. Также автор говорит о том, как, используя знания о четырех стихиях, мы можем лучше понять себя и окружающих, обрести целостность и сделать нашу жизнь наполненной и радостной.
Как каждая стихия проявляется в нашем характере?
В чем состоит наш скрытый потенциал?
Какая сила внутри нас ждет своего пробуждения?
Как взаимодействуют между собой люди разных стихий?
Что поможет нам стать более гармоничными и целостными?
В каком направлении мы можем развиваться наиболее успешно?
В книге «Тайны характера» автор с юмором и потрясающей глубиной помогает найти ответы на эти и другие вопросы, а также дает глубокий анализ древних знаний о системе четырех стихий с точки зрения алхимии, астрологии и карт Таро.
В конце книги вы найдете тест «Четырех стихий» — анкету, которая поможет вам самостоятельно составить свой характерологический портрет, раскрыть все четыре стороны своей личности и достичь гармоничной целостности.
Источник
Подлинная история карт Таро: от игр миланских герцогов до «Золотой зари» лондонского герметизма
Гадание на картах Таро — пожалуй, самый популярный сегодня способ предсказания будущего. Провидицы в пестрых одеждах, которые за деньги рассказывали посетителям ярмарок о том, что их ждет, остались в прошлом, но их главный инструмент, гадальные карты, стали заметной частью современной культуры. Александр Артамонов — о том, как французские оккультисты XVIII столетия превратили карточную игру в магическую практику.
У успеха Таро два секрета. Во-первых, завораживающая символическая система, которая впитала в себя элементы множества оккультных и мистических традиций. Можно получить эстетическое наслаждение, просто разглядывая карты. Во-вторых — подлинный демократизм. Таро в том виде, в каком они известны современной западной цивилизации, никогда не были эксклюзивным инструментом, доступным лишь посвященным.
Считается, что карты может использовать любой, кто относится к ним с почтением, верит им и соблюдает законы этого искусства.
Классическая колода Таро состоит из 78 карт. В них есть младшие арканы — карты четырех мастей — жезлов, мечей, кубков и пентаклей/монет. В каждой масти есть карты от единицы (туза) до десятки, а также четыре «придворные» карты — паж, рыцарь, королева и король. Старшие арканы — 22 уникальные карты без масти. Их нумерация и названия могут отличаться в разных колодах.
Старшие арканы Таро. Источник
Сегодня свои колоды Таро придумывают и продают очень многие. Можно найти колоды по литературным произведениям и сериалам, особенно в жанре фэнтези — например, по «Алисе в Стране чудес» или «Властелину колец».
Энтузиасты создали метросексуальные Таро, колоду мемных реалий и даже Таро «Восстание ведьм», посвященное анархистам, антифа и секс-работницам.
Классической колодой Таро считается колода Райдера — Уэйта — Смит: именно их дизайн первым приходит на ум почти каждому, когда речь заходит о гадании на картах. На ней основаны почти все остальные колоды. Старшие арканы в ней выглядят следующим образом:
2 — Верховная жрица (Папесса)
5 — Верховный жрец (часто — Иерофант, или Папа)
10 — Колесо Фортуны
Гадание на Таро — это целая наука. Каждый год издаются десятки книг, посвященных интерпретации карточных раскладов. Общая идея заключается в том, что каждая из карт имеет свой смысл. Например, Повешенного (за ногу, не за горло) часто интерпретируют как тупиковое положение, из которого нелегко выбраться без потерь. Шестерка кубков означает благоприятную ситуацию, благополучие и гармонию.
Комбинации карт позволяют составить общую картину из этих единиц смысла. Если Повешенный в раскладе окажется в позиции, обозначающей настоящее, а шестерка кубков — в будущем, это будет означать, что человека ждут сложности, из которых он выберется с потерями, однако в результате будет вознагражден.
Интеллектуальные развлечения итальянской знати
Европейские оккультисты XVIII и XIX веков утверждали, что Таро придумали жрецы Древнего Египта, а по миру их распространили цыгане, которые вплоть до XIX века считались потомками египтян.
В 1889 году французский мистик Жерар Анкосс, более известный под псевдонимом Папюс, писал:
«Игра в карты, называемая Таро, которой владеют цыгане, является Библией Библий. Это книга Тота Гермеса Трисмегиста, книга Адама, книга Первоначального Откровения древних цивилизаций. Таким образом, в то время как масоны, умные и сильные люди, утратили традицию; когда жрецы, тоже умные и сильные, утратили Эзотеризм; цыгане, хотя и невежественные, и порочные, дали нам ключ, который позволяет объяснить всю символику древних эпох».
Эта версия не выдерживает никакой критики хотя бы потому, что в ее основе лежит давно опровергнутое средневековое предположение о происхождении цыган от древних египтян. На самом деле они пришли из Индии.
Читайте также
Генезис знакомых нам карт Таро начался в Северной Италии во второй половине XV века.
Само слово «Таро» происходит от итальянского Tarocci, которым и называли древнейшие версии таких колод. Этимология слова ясна не до конца, однако очевидно, что оно итальянское.
Таро возникли как вариация обычных карточных игр, которые появились примерно за столетие до этого. Скорее всего, сама идея карточной игры пришла в Европу через мусульманскую Испанию из Аравии, Китая или Индии. Первое упоминание об игральных картах в Европе относится к 1371 году, когда колоду заказал себе король Арагона Педро IV. Через десятилетие упоминания об игральных картах встречаются уже в документах и летописях многих западноевропейских стран.
Одна из древнейших сохранившихся колод обычных карт, примерно 1470 года. В этой колоде уникальные масти — охотничьи рожки, собачьи ошейники, петли для дичи и привязи для собак. Источник
Главная инновация Таро — появление пятой масти, старших карт. Первое документальное упоминание такой колоды было обнаружено в архивах Леонелло д’Эсте, графа Феррары, и относится к 1442 году.
Впрочем, вероятно, что к этому моменту Таро были известны и относительно распространены в североитальянских государствах уже несколько лет. В документах того времени встречается много упоминаний расписанных вручную дорогих карт, которые известные художники делали на заказ для богатых аристократов. До наших дней они не дошли.
Каждая колода имела собственную систему мастей и символику старших карт, которую придумывали заказчики. На них изображали библейских персонажей, античных богов, аллегории человеческих добродетелей и пороков. Такие колоды стали способом самовыражения для итальянской знати эпохи Возрождения, среди которой были в моде интеллектуальные забавы.
Подобные карты никто и не думал использовать для гадания. Ими играли в игры, судя по всему, напоминавшие современный бридж. Не сохранилось ни одной точной записи, объясняющей их правила, вероятно, они были и так всем известны.
Некоторые исследователи считают, что, помимо игр и интеллектуального самовыражения, итальянская аристократия использовала прото-Таро для того, чтобы запоминать классические сюжеты античной литературы и средневековой философии. Такой метод игрового обучения, основанный на постоянном визуальном воспроизведении образов, отстаивал еще Фома Аквинский.
Как два миланских герцога изобрели Таро
В 1449 году венецианский генерал Якопо Антонио Марчелло отправил колоду Таро анжуйской герцогине Изабелле. В письме, которое сопровождало карты, он указал, что карты ему отдал некий венецианский придворный Сципио Караффа, который встретился с ним в лагере миланской армии и убедил подарить карты Изабелле. Марчелло уверял, что карточную игру изобрел их недавно почивший современник — герцог Милана Филиппо Висконти, который родился в 1397-м и правил с 1412 по 1447 год. Марчелло утверждал, что придумать новую карточную игру герцогу помог его секретарь — Марчиано ди Торнтона, который увлекался философией и астрологией.
Герцог Филиппо Мария Висконти. Источник
Герцог Висконти был очень некрасив и страдал от множества врожденных болезней, а потому не любил появляться на публике и запрещал художникам рисовать его, кроме случаев крайней необходимости. В то же время он был хитрым и расчетливым правителем и вдобавок высокообразованным человеком. Всю свою жизнь он любил интеллектуальные игры, которые предпочитал всем остальным видам досуга.
Оригинальная колода карт герцога Висконти до наших дней не дошла, однако частично сохранилось сочинение ди Торнтоны, где тот объясняет смысл и принципы игры. Колода стала промежуточным этапом перехода от обычных игральных карт к Таро. В игре четыре обычные масти, которым соответствуют животные, но есть и наполненная символизмом пятая масть, карты которой хоть и были связаны с остальными четырьмя, но как бы довлели над ними. Вот ее карты:
- Добродетели (орел): Юпитер, Аполлон, Меркурий, Геракл;
- Богатства (феникс): Юнона, Нептун, Марс, Эол;
- Целомудрия (черепаха): Паллант, Диана, Веста, Дафна;
- Удовольствия (голубь): Венера, Бахус, Церера, Купидон.
Марчиано описал лишь 24 карты в этой колоде, однако, скорее всего, в каждой масти существовали младшие карты.
Карты из одной из колод Висконти — Сфорцы. Источник
До самой смерти в 1447 году Висконти заказывал разным художникам новые колоды, которые всё больше походили на знакомые нам Таро. После его смерти и последовавшего за ней династического кризиса власть в Милане перешла к династии Сфорца. Ее основатель Франческо тоже увлекался картами и сам создал несколько колод. Карты миланских герцогов исследователи объединяют в категорию «Таро Висконти — Сфорцы» . Частично сохранились 15 таких колод.
Именно в колоде Висконти — Сфорцы и формируется символическая система Таро. Она — очевидное порождение североитальянской культуры эпохи Возрождения.
Карты, обозначающие космические тела, появились в игре благодаря повальному увлечению итальянской знати астрологией. Карты вроде Стойкости, Милосердия и Силы олицетворяли человеческие достоинства, которые были популярной темой литературы Возрождения. Карта Отшельник, на которой изображен старый седой мужчина, изначально символизировала время.
Волшебник в ранних картах был уличным фокусником или жонглером, который показывает фокусы перед детьми на ярмарке. В колоде Висконти — Сфорцы он называется Il Bagatella — «мелочь, несущественная вещь» — и стоит в самом низу старших арканов. Император и Императрица символизировали правителя Священной Римской империи и его супругу. Иерофант — это папа римский, а Жрица — персонаж популярной в Средние века легенды о папессе Иоанне, которая в IX столетии якобы обманула католическую церковь и заняла Святой престол. Дуализм этих двух пар карт отсылает к традиционному сюжету дуализма власти мирской и церковной. Образы Правосудия (Фемиды) и Колеса Фортуны заимствованы из древнегреческой традиции.
Il Bagatella из колоды XV века. Источник
Происхождение других карт не так очевидно, однако и их значения легко объясняются через североитальянский культурный контекст. Исследователи считают, что Колесница символизировала карнавальную процессию или свадьбу. По мнению религиоведки Хелен Фарли, Колесница могла обозначать Римскую церковь — такую аллегорию можно найти в «Божественной комедии» Данте или в трудах святого Иеронима Стридонского. Изображение Смерти в виде скелета, вероятно, символизировало чуму, вспышки которой периодически случались в Италии в XV веке.
Питер Брейгель Старший. Фрагмент картины «Триумф смерти», 1527 год
Карта Повешенный связана с традицией «позорных рисунков» , на которых изображались предатели, воры и мошенники, подвешенные в унизительной позе вниз головой. Не сохранилось ни одной фрески этого жанра, однако есть множество набросков таких фресок, сделанных именитыми художниками.
Источник
В колоде Висконти — Сфорцы не было лишь двух карт современного старшего аркана — Башни и Дьявола. Башня появилась в традиции Таро еще в XV веке и наверняка была известна Висконти. В ранних колодах она интерпретировалась как Вавилонская башня, дом Бога, дом дьявола, ворота ада.
Хелен Фарли считает, что Башня — по-итальянски Torre — могла иметь для Висконти личное значение. Династия долго соперничала и боролась за власть с другой знатной семьей Милана — делла Торре. Включив ее символ в свои колоды, герцог Филиппо увековечил бы род злейших врагов.
Дьявол появился в Таро лишь в XVI веке просто потому, что во времена последнего Висконти и первого Сфорцы его образ почти не использовали в живописи.
В начале XVI века традиция Таро распространилась по югу Франции. Здесь окончательно сформировалась колода, которую будут ошибочно называть марсельской.
Может быть интересно
В марсельской колоде используется привычная система мастей и присутствуют 22 карты старшего аркана. Вплоть до XVI или XVII века марсельская колода была лишь одной из многих региональных вариаций Таро, однако примерно к 1700 году стала доминирующей везде, кроме Италии — там в каждой провинции были свои колоды и карточные игры.
Марсельская колода. Источник
Встреча Таро и оккультизма
К XVIII веку Таро становятся одной из самых популярных карточных игр в Европе. В нее играют в Париже и Женеве, Мадриде и Санкт-Петербурге. Однако оккультизм не имел к картам никакого отношения до конца века.
Впервые эти два мира соприкоснулись во Франции за несколько лет до Великой Французской революции, когда Западную Европу охватила настоящая эпидемия египтомании. Считается, что одним из первых Таро в эзотерическом контексте заинтересовался масон Антуан Кур де Жебелен, который сочетал увлечение к оккультизму с занятиями общественными науками. В своем десятитомном псевдоантропологическом opus magnum «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным», опубликованном в 1781 году, он посвятил одну главу истории карт Таро.
Де Жебелен верил, что древние люди жили гораздо лучше людей современных. По его мнению, Таро — это древнеегипетская книга Тота, записанная в символическом виде. С ее помощью древнеегипетские жрецы зашифровали мудрость, чтобы она могла пройти через тысячелетия и быть узнанной лишь достойными.
Само название карт, по его мнению, состоит из двух слов древнеегипетского языка — Тар и Ро, которые переводятся как «царская дорога». Это была чистой воды манипуляция — тогда никто не знал, как звучал древнеегипетский язык, а первая табличка, которая позволила расшифровать его, была найдена в 1799 году.
Де Жебелен утверждал, что Колесница символизировала древнеегипетского бога Осириса, Звезда — Изиду, а Дьявол — их злобного брата Тифона. Карты Папа и Папесса он называл Жрецом и Жрицей. Карту Повешенный, по его мнению, нужно перевернуть: на самом деле, она должна называться Осторожность и на ней изображен человек, который стоит, балансируя на одной ноге. Масти он интерпретировал как четыре сословия древнеегипетского общества: монеты — купцы, чаши — жрецы, палки или дубинки (которые превратятся в более благородные жезлы лишь через несколько десятилетий) — крестьяне, а мечи — воины и цари.
Повешенный/Осторожность и Справедливость из колоды де Жебелена. Источник
В этом же томе Жебелен поместил сочинение другого автора, графа де Мелле. Де Мелле разделил 21 карту на три группы, каждая из которых символизировала эпоху истории человечества. Карты с 21-й по 15-ю обозначали Золотой век и процесс сотворения мира, с 14-й по восьмую — Серебряный век, а нижние семь — «гнусный» Железный век, длящийся и поныне. Также граф впервые соотнес карты с буквами еврейского алфавита.
Зарисовки колоды Таро де Жебелена. Источник
Через три года после выхода работы де Жебелена французский предсказатель Жан-Батист Альетте под псевдонимом Эттейлла (его фамилия наоборот) выпустил первое пособие по гаданию на Таро. Он приписывал себе изобретение картомантии — оккультной науки о гадании на картах. Еще в 1770 году вышла его первая книга о гадании на картах, в том числе на Таро — правда, никакого Египта там не было.
Может быть интересно
Исследователи утверждают, что Эттейлла был знаком с де Жебеленом и воспринял его идеи. Эзотерик писал, что карты Таро разработала группа из 17 магов во главе с Гермесом Трисмегистом через 171 год после Великого потопа. Эттейла перевернул систему нумерации старшего аркана де Мелле и переинтерпретировал многие карты.
Первая карта старшего аркана символизировала мистика, или того, кто задает картам вопрос. Следующие семь карт изображали процесс сотворения мира — Папа обозначал сотворение света, Папесса — небес и т. д. Карты с девятой по 12-ю обозначали человеческие достоинства (тут у Эттейллы не было ничего нового), а с 13-й по 21-ю — важнейшие состояния жизни человека. Так, Маг у него обозначает печаль или болезнь, Разрушенный Храм — бедность и тюремное заключение, а Шут — безумие.
В 1788 году Эттейлла создал Общество интерпретаторов книги Таро, в которое вошли несколько десятков увлеченных спиритуалистов. В 1790-м, за год до смерти, он создал собственную колоду — первую в истории, предназначенную не для игры, а для гадания, а также основал школу магии. Ученик Эттейллы, которому он завещал руководство школой, через несколько лет будто бы просто растворился, а школа была распущена. Впрочем, в те годы французам уже было не до гаданий.
Таро Эттейллы, 1857 год. Источник
Современные адепты Таро ценят вклад, который внес в их традицию де Жебелен, однако считают его недалеким интерпретатором, а вот Эттейллу почитают гораздо более проницательным и талантливым магом. Именно ему удалось впервые связать Таро с герметической философией.
Философия герметизма возникла в поздней Античности, когда в эллинистическом Египте вступили в синтез две традиции: культы древнегреческого Гермеса и древнеегипетского бога мудрости и письменности Тота. Из их смешения возник образ Гермеса Трисмегиста — древнего полубожественного мудреца, который жил гораздо раньше, чем самые ранние греческие философы. Ему приписывают создание множества философских работ — «Герметического корпуса». В своих работах Эттейлла часто обращается к «Пэмандру» — центральной работе корпуса. Хотя еще в XVII столетии историки обнаружили, что в действительности эти тексты были написаны, скорее всего, в II–IV веках.
Герметизм — обширное учение, которое, помимо мистики, покрывает множество тем — фундаментальную философию, мораль и этику, религию. Однако в нем присутствуют и магические, алхимические и астрологические тексты. С философской точки зрения он находится на стыке неоплатонизма, пифагореизма и стоицизма. В религиозных вопросах герметизм был довольно расплывчат, хотя в общем виде и утверждал существование единого бога-создателя, который тождественен со всем сущим. Поэтому герметизм нашел отклик у некоторых раннехристианских и мусульманских теологов.
Одна из ключевых идей герметизма — принцип соответствий. Согласно нему явления из разных плоскостей бытия обнаруживают поразительное подобие, а всё сущее подчинено единым законам. Химические вещества тождественны словам, небесным телам и математическим символам, а наш мир подобен высшим, сокрытым от человека мирам. Это допущение и делает возможным магию и алхимию, в основе которых лежит символическое воспроизведение этих тождеств.
Многих людей, которые на протяжении двух тысячелетий называли себя герметистами , не слишком интересовала собственно философия Трисмегиста. В учении их привлекала лишь магическая составляющая.
Таро в XIX веке
Великая Французская революция и наполеоновские войны прервали развитие традиции Таро почти на сто лет. Новый всплеск увлечения оккультизмом и интереса к Таро начался во второй половине XIX века. Следующим после Эттейллы великим картомантом считается мистик и философ Альфонс-Луи Констант, известный под псевдонимом Элифас Леви (1810–1875).
Его философия — гремучая смесь раннего французского социализма, которому он был верен с юных лет, свободно понятого католицизма и оккультизма. Леви презирал дешевое картежничество и фокусы и считал оккультные науки методом внутреннего совершенствования человека. Тем не менее он не гнушался экспериментировать с любыми спиритуалистскими таинствами эпохи — некромантией, общением с духом умерших и, конечно же, гаданием на картах.
В основе мистического учения Леви лежала каббала, которую он дополнял идеями из пифагореизма и христианского мистицизма.
Каббала — это школа мысли в иудейской мистике, зарождение которой можно отнести к V–II векам до н. э. Многие идеи каббалы близки к гностицизму — здесь тоже присутствует идея тождественности символа и сущего явления. Самый знаменитый концепт каббалы — Древо Жизни, в котором ивритские буквы выстраиваются в схему устройства Вселенной. Впервые эта идея появляется в книге Сефер Йецира. Десять окружностей-сфирот , соответствующие цифрам, обозначают стадии творения и силы, которые использует бог-создатель для творения и упорядочивания сотворенного. Сфирот связаны между собой 22 связями, которые обозначаются буквами еврейского алфавита.
Леви стал первым, кто напрямую связал карты Таро и каббалистическое Древо Жизни. Десять младших карт колоды символизируют десять сфирот, а 22 карты старшего аркана — связи между ними. Леви считал, что Таро придумали древнееврейские священники, составившие каббалу, а само название карт полагал акронимом слова «Тетраграмматон», которое должно заменять сакральное имя бога из четырех букв (JHWH).
Роль, которая в его системе отведена «придворным» картам младших арканов, не очень ясна.
Карты старшего аркана Таро на каббалистическом Древе Жизни. Источник
Современные адепты Таро критикуют Леви за нечеткость его системы: аналогии между буквами и картами порой кажутся притянутыми за уши и бессмысленными. Главная его заслуга — сопоставление карт с Древом Жизни и еврейским алфавитом, которое стало основным способом эзотерической интерпретации Таро.
Во второй половине XIX века британцы заразились от французов страстной тягой к оккультизму. Как грибы после дождя по всей стране возникали тайные общества и ордена, члены которых практиковали магические ритуалы. Ключевым для истории Таро, да и для всей западной культуры, стал самый крупный и популярный из них — герметический орден «Золотая заря».
«Золотую зарю» основали в 1888 году оккультисты Уильям Уэсткотт и Сэмюэл Мазерс. Они утверждали, что за десять лет до этого получили 60 страниц зашифрованных оккультных текстов, в которых описывались герметическая философия, каббала и магические ритуалы, в том числе способы гадания на Таро. Книга были написаны простым шифром — английским языком, но справа налево, а также с использованием еврейских цифр.
Читайте также
Уэсткотт и Мазерс рассказывали, что манускрипт передал им один известный пожилой масон, который к тому времени уже скончался. Откуда взялся текст на самом деле, неясно. В разные времена последователи ордена связывали появление манускрипта с разными тайными оккультными организациями Европы. На самом деле, вероятно, основатели «Золотой зари» сами создали его, чтобы сфальсифицировать преемственность своей организации.
Изначально философия ордена была основана на трудах Леви, Эттейллы и де Жебелена. «Золотая заря» активно эксплуатировала египетскую тему — подразделения организации были названы в честь богов Гора, Осириса и Исиды-Урании, а также каббалу — организационная структура ордена копировала Древо Жизни.
Орден просуществовал вплоть до 1970-х годов, однако по-настоящему могущественной и массовой организацией он был с 1890-х и до начала Первой Мировой войны, после чего погряз во внутренних распрях. Через «Золотую зарю» прошло множество известных и талантливых людей тогдашней Британии. О влиянии ордена на мировую культуру и религиозное сознание западной цивилизации написаны сотни книг.
Как и Леви, «Золотая заря» соотносила младшие десять карт Таро с десятью сфирот, а карты старшего аркана — со связями между ними. Мазерс дополнил эту систему, связав со сфирот еще и ранги младшего аркана: тузы со сфирот Кетер, десятки — с Малкут и т. д.
Вместе с супругой Моной Мазерс разработал свою колоду, в которой присутствовали образы из египетской, еврейской, греческой и даже кельтской и германо-скандинавской мифологии, однако большого распространения она не получила. В манускрипте «Золотой зари» было сказано, что Таро могут не только предсказывать будущее, но и влиять на него. Поэтому к использованию Таро допускались лишь члены ордена высокого уровня посвящения.
В дальнейшем развитии Таро ключевую роль сыграл неформальный лидер лондонской ветви «Золотой зари» Артур Уэйт. Его считают одним из главных интеллектуалов оккультизма той поры. Как и Леви, он питал неприязнь к демонстративным фокусам и трактовал оккультное знание и магию как способы личного развития и возвышения человеческой индивидуальности.
Уэйт критиковал попытки предыдущих авторов надуманно привязать Таро к историческим нарративам и предлагал сосредоточиться на символизме самих карт, в котором без всяких египетских божеств сокрыта та самая Тайная Традиция, которую всегда искали оккультисты. Больше всего ему претила идея связи между Таро и каббалой, которая, по его мнению, ограничивала и сглаживала мудрость карт.
В 1911 году он вместе с художницей-оккультисткой Памелой Смит создал ту самую завораживающую колоду Таро, которая сегодня считается классической. Смит и Уэйт разработали глубокомысленные символические иллюстрации для каждой карты, в том числе для младших арканов. При этом в большинстве случаев картинки устроены так, что легко указывают на значение карты. Например, на семерке мечей, которую обычно интерпретируют как сложную ситуацию, требующую неординарных решений, изображен человек, который с трудом пытается унести в руках пять мечей, при этом еще два воткнуты в землю — их у него взять не получилось.
Источник
Некоторые исследователи Таро полагают, что разработать колоду Смит и Уэйту помогли их известные друзья по «Золотой заре» — великий ирландский поэт Уильям Йейтс, который и привел Уэйта в орден, и театральная актриса и феминистка Флоренс Фарр.
После Уэйта и Смит традиция осмысления и интерпретации Таро продолжила развиваться. Однако их тонкое и оригинальное восприятие Таро по сей день является самой популярной интерпретацией карт.
В следующей части мы расскажем о том, что увидели в карточных раскладах Таро великие мистики Елена Блаватская и Алистер Кроули, как предлагал интерпретировать карты крестный отец психоанализа Карл Юнг и как их используют современные психотерапевты.
Источник