- Знаки препинания в сложносочиненном предложении
- Синтаксический разбор сложносочиненного предложения
- Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «И»
- Постановка запятой перед союзом «и», соединяющим однородные члены предложения
- Постановка запятой перед союзом «И», соединяющим простые предложения в составе сложного.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
1. Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми , если между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да, ни. ни ), противительные (союзы а, но, да, однако, же, зато, а то ), разделительные (союзы или, либо, ли. или, ли. ли, то. то, не то. не то ), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже ) и пояснительные (союзы а именно, то есть ).
Например: Повествование у меня получается строго документальным , и дальше я должен идти избранной стезей (Чив.); Недоразумение было налицо , и повинен в нем был, конечно, Иван Николаевич (Булг.); На Бронной уже зажглись фонари , а над Патриаршими светила золотая луна (Булг.); В Кара-Бугазе есть соль , но нет угля, нефти. (Пауст.); Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована , и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой , а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом (Булг.); Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов, кричал ли на дворе павлин , или кашлял кто-нибудь в передней, всем невольно приходило на мысль, что Михаил Ильич серьезно болен (Ч.); Нужно добывать именно хлеб , то есть нужно пахать, сеять, косить, молотить (Ч.); Быков плохо понимал, почему Васильев отказался от поездки , да и мало интересовали летчика личные планы поручика (Саян.).
Союзы ли. или в сложносочиненном предложении приравниваются к повторяющимся союзам, и поэтому запятая перед или ставится, в отличие от употребления этого же союза при однородных членах в простом предложении, где сочетание ли. или не образует повторяющихся союзов, вследствие чего запятая перед или не ставится.
Сравните: Судьба ли нас свела опять на Кавказе , или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит (Л.); Сохранился ли еще в ее памяти любовный образ прекрасного моряка , или ее внимание к умершему и к его семье было дружеской благодарностью за прошлое счастье (Купр.); – Видит ли он это или не видит (Г.).
2. В сложносочиненном предложении запятая не ставится в следующих случаях:
1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть.
Например: Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края (Пришв.); Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела;
Если же придаточная часть относится только к одной из частей сложносочиненного предложения, то вторая часть его отделяется запятой.
Например: Ромашов знал отлично, что Шурочки нет в этой светлой, точно праздничной группе , но , когда он глядел туда, – всякий раз что-то сладко ныло у него около сердца , и хотелось часто дышать от странного, беспричинного волнения (Купр.);
2) если части сложносочиненного предложения объединены общим вводным словом, имеют общий обособленный член или объединяются пояснительным значением по отношению к третьей части – поясняемой ими.
Например: Словом, время уже истекло и пора было уже уходить; Вопреки всем предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Вскоре мы оказались перед ущельем: внизу шумела вода и слышалось падение камней; Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.);
3) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные или безличные предложения однородного состава.
Например: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); С деревьев капало и вокруг пахло листвой.
Однако если номинативных предложений больше чем два и союз и повторяется, то запятые ставятся – по правилу, которое действует при выделении однородных членов предложения.
Например: Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и пробег бычка , и круглой медузы лед (Багр.); И голубой дымок , и первых встреч неясная тревога , и на плечи наброшенный платок , казенный дом и дальняя дорога (Сим.).
Запятая ставится и в случае, если сказуемые безличных предложений не однородны по своему составу.
Например: Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко (О. Б.);
4) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения; объединяющей здесь оказывается единая интонация, в побудительных предложениях могут быть и общие частицы.
Например: Где будет собрание и кто его председатель ? – общая вопросительная интонация; Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! – общая восклицательная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! – общая частица; объединяющим элементом может быть и союз: Кончились майские холода , стало тепло , и зажухла черемуха. Зато наметились бутоны рябины и расцветает сирень (Пришв.).
3. В сложносочиненном предложении может стоять точка с запятой , если его части значительно распространены и имеют внутри запятые.
Например: Ужас сердце чует в этот краткий миг, который делит гул громовый на удары ; а они гремят, и тучи разрываются, бросая золотые стрелы, молний из рядов своих на землю. (М. Г.) Мне это показалось парадоксом, и не сразу я понял смысл его слов ; но он такой: за Кильдинским королем культурная страна, тысячи таких же, воспитавшихся в гражданской свободе, тяжком труде в горах, таких же одиноких, но невидимо связанных между собой королей. (Пришв.) Хотя он и знал дорогу , но в прошлый раз ездил к танкистам днем ; ночью же все казалось другим, незнакомым. (Каз.)
4. Между частями сложносочиненного предложения может стоять тире , если вторая часть предложения заключает в себе значение результата, резкого противопоставления или представляет собой неожиданное присоединение по отношению к первой части.
Например: Поезд влетел в сумерки – и все предметы за окном слились в одну сплошную черноту (Ток.); Они посидят рядком на завалинке, покурят, поговорят о том, о сем – и быть по сему (Крут.); Сначала я старался не зачерпнуть воды или грязи в туфли, но оступился раз, оступился другой – и стало все равно (Сол.); Раз-другой прошел он по селу – и все к нему привыкли (Крут.); Быть может, он даст денег, правительство разрешит – и монастырь вновь воскреснет (Пришв.); По дубу перейдем ручей – и на болото (Пришв.); Спроси – и не скажу (Пришв.); Вначале так боишься пропускать даром минуты: ты знаешь, что время ограничено, задержат тебя по-пустому – и ты навсегда пропустишь (Пришв.); Он упорно избегал оставаться с ней наедине – то таскал за собой Пику , то жаловался на нездоровье (Фад.); Не было видно окон четвертого этажа, моргнуло – и за решеткой явилось бледное пятно (Пришв.); Положишь палочку на воду – и она поплывет по течению (Пришв.).
5. В сложносочиненном предложении может быть запятая и тире как единый знак препинания.
Например: Оскалив зубы, староста стал драть его кнутом по чем попало , – и от боли и от ужаса Аверкий проснулся весь в слезах (Бун.); На очереди были полицейские пункты , – и там о Давиде никто ничего не слыхал (Пришв.); Еще один поворот дороги , – и она потянулась к мосту (Наб.).
Такое разделение частей сложносочиненного предложения можно считать несколько устаревшим: во-первых, из-за излишнего нагромождения знаков препинания, особенно если предложение недостаточно распространено, не осложнено внутренними выделениями; во-вторых, если части предложения распространены, то такой знак нечетко передает взаимоотношения частей, особенно если внутри имеется тире.
Употребление запятой и тире как единого знака препинания нельзя смешивать с сочетанием запятой и тире, когда каждый знак стоит на собственном основании.
Например: Он, по старой привычке, заразился было этим чувством, но скоро понял, что пожару он только обрадовался, обрадовался развлечению, тому, что прибегут к нему, потащат его из риги на траву, понял и то, что пожар далеко и что ничего этого не будет , – он опять почувствовал равнодушие, опять лег (Бун.); Чувствовалось под неприятно слабеющими ногами, как снизу что-то нарастает, приподнимает, потом валит набок, расступается , – и пол все глубже уходит из-под ног (Бун.); Кто знает, сколько времени придется пробыть в тайге , – и все время за спиной Гринька и его товарищи (Шукш.).
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения
1. Определите тип предложения:
а) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
б) по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное);
в) по отношению к высказыванию (утвердительное или отрицательное).
2. Выделите предикативные конструкции.
3. Определите тип синтаксической связи, укажите тип союза:
а) по значению (соединительный, противительный, пояснительный);
б) по структуре (простой, составной);
в) по функции (одиночный, повторяющийся).
4. Объясните постановку знаков препинания.
5. Проведите разбор частей сложного предложения (по образцу простого предложения).
6. Составьте схему предложения.
Я пожал им руки с улыбкой, и они охотно стали расссазывать о себе. (М.Пришвин.)
1.
а) Предложение повествовательное;
б) невосклицательное;
в) утвердительное.
2. Предложение сложносочиненное, в нем две предикативные основы: Я пожал им руки с улыбкой и Они охотно стали рассказывать о себе.
3. Предикативные конструкции, они связаны сочинительным союзом и :
а) соединительным;
б) простым;
в) одиночным.
4. В конце повествовательного предложения стоит точка; перед союзом и ставится запятая.
5. Предложение Я пожал им руки с улыбкой — двусоставное: подле-жащее я выражено местоименным существительным; сказуемое пожал — простое глагольное, выражено предикативной формой глагола; распространенное: косвенное дополнение им и прямое дополнение руки, а также обстоятельство образа действия с улыбкой относятся к сказуемому пожал; полное.
Предложение Они охотно стали рассказывать о себе — двусоставное: подлежащее они выражено местоименным существительным; сказуемое стали рассказывать — составное глагольное, выражено инфинитивом полнозначного глагола рассказывать и вспомогательным глаголом стали; распространенное: о себе — косвенное дополнение, а также обстоятельство образа действия охотно относятся к сказуемому стали рассказывать; полное.
Источник
Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «И»
Союз «и» может соединять, во-первых, однородные члены предложения, во-вторых, простые предложения в составе сложного.
Чтобы правильно поставить запятую перед союзом «и», необходимо отличать структуру сложносочиненного предложения от простого предложения с однородными сказуемыми или подлежащими. Поэтому сначала напомним определения простого и сложносочинённого предложений.
Сложносочиненное предложение – предложение, в котором две и более грамматических основ связаны сочинительными союзами (например, и, а, но, однако, или и т.д.)
Простое предложение – предложение с одной грамматической основой.
Предложение с однородными сказуемыми, которые образуют сочинительную связь, не являются сложными.
Например: Жара и усталость взяли , однако ж, свое , и я заснул мертвым сном (две основы, сложносочиненное предложение). Огромная и ослепительно яркая луна стояла уже над горою и ясным зеленоватым светом заливала город (одна основа – подлежащее и два относящихся к нему сказуемых, простое предложение).
Постановка запятой перед союзом «и», соединяющим однородные члены предложения
Запятая СТАВИТСЯ , если союз «И»
1) при однородных членах повторяется.
Например: А березка мила и при солнце , и в серый день , и при дожде .
2) связывает больше двух однородных членов.
Например: В лесу одному шумно , и жутко , и грустно , и весело .
Запятая НЕ СТАВИТСЯ , если однородные члены соединены попарно (отделяются друг от друга пары).
Например: На Крите жили привольно и весело, нараспашку и не таясь .
Постановка запятой перед союзом «И», соединяющим простые предложения в составе сложного.
Запятая СТАВИТСЯ , если
1) соединяются простые предложения в составе сложносочинённого: [ ], и [ ].
Например: Надвигалась гроза , и тучи заволокли всё небо.
2) после придаточной части предложения следует вторая часть двойного союза ТО, КАК или НО:
Например: Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой , и когда садился на извозчика , то приказывал поднимать верх.
Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу , и если пристально вглядеться , то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.
Запятая НЕ СТАВИТСЯ , если
1) обе части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение.
Например: Там (вот это общий второстепенный член) синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.
У Ивана Ивановича (и это тоже он) большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу
2) объединены два безличных предложения (то есть в предложении подлежащего нет), имеющие в своем составе синонимичные члены:
Например: Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой.
3) общее придаточное предложение.
Например: Если бы не было дождей , вся зелень давно высохла бы и земля лежала бы в морщинах и трещинах.
4) общее главное предложение.
Например: Ласточка простилась с Дюймовочкой , как только солнце пригрело и земля растаяла.
5) общее вводное слово (чаще всего это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения.
Например: Словом , время уже истекло и пора было уже уходить. Вопреки всем предсказаниям синоптиков , небо уже прояснилось и дождь перестал.
6) объединены два вопросительных, побудительных, восклицательных или назывных предложения.
Например: Где же твоя деревня и ждут ли нас там?
Пусть кончится зима и наступят теплые деньки !
Важно!
В случаях постановки запятой перед союзом «и», соединяющим ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО, логика постановки знака такая же, как при однородных членах.
Например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и земля стонет от боли . (союз «и» одиночный)
Он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно , и как они оказались в окружении , и как отряду все же удалось пробиться к своим. (союз «и» повторяется)
К сожалению, разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения, знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные, приводит к неумению многих заканчивающих курс русского языка ориентироваться в том, как и когда применяется то или иное правило. К тому же теоретические знания часто не позволяют правильно разобраться, какое из правил необходимо применить, поэтому даже при знании правил не все школьники способны употреблять их к месту и адекватно.
Поэтому мы предлагаем вам еще один путь усвоения данной пунктограммы, который был обозначен Николенковой Н.В.: идти от «внешних» признаков организации предложения, то есть от количества использованных союзов «и». Мы считаем, это позволит немного упростить работу по правильной расстановке знаков препинания.
Источник