- Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. а) Вопреки невери . , предсказани . , совет . , обещани . , желани
- Ответ или решение 1
- Вопреки сомнение предсказание общение совет
- Как написать хороший ответ?
- Нормы русского литературного языка: учебное пособие (12 стр.)
- Синтаксические нормы
- Согласование сказуемого с подлежащим
- Правописание существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки план-конспект урока на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. а) Вопреки невери . , предсказани . , совет . , обещани . , желани
Ответ или решение 1
а) Вопреки неверию, предсказанию, совету, обещанию, желанию, указанию.
Согласно приказу, распоряжению, предписанию, заявлению, уставу, закону.
Наперекор судьбе, врагу, расчету.
Благодаря заботе, уходу, случаю, старанию, настойчивости , друзьям.
б). Гулять по саду, видно по вам, соскучиться по ним, расставить книги по полкам, вернуть по истечении срока, бродить по лесу, тосковать по нам, ударить по нему, ходить по театрам, стрелять по окопам, платить по окончанию работы, горевать по детям, продавать билеты по прибытию поезда, благодаря знаниям, вопреки распоряжению, с горя, из ревности, со стыда, по неосторожности, от волнения.
Источник
Вопреки сомнение предсказание общение совет
Вопрос по русскому языку:
Раскройте скобки, образуя словосочетания с данными предлогами; определите стилистическую окраску данных предлогов. Употребите их в небольшом связном контексте. Согласно (приказ, распоряжение, предписание). Вопреки (сомнение, предсказание, обещание, совет). Благодаря (забота, уход, случай, внимание, друзья).
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Источник
Нормы русского литературного языка: учебное пособие (12 стр.)
1. Согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление, устав, закон, договор, соглашение, план).
2. Вопреки (сомнение, предсказание, общение, совет).
3. Наперекор (судьба, враги, злые силы, расчеты).
4. Благодаря (забота, уход, случай, внимание, настойчивость, друзья, товарищи).
Задание 18. Выберите один из вариантов, характерных для современного русского языка.
Банкнот – банкнота, вольер – вольера, георгин – георгина, желатин – желатина, манжет – манжета, (толстый – толстая) мозоль, (билет) с плацкартой – с плацкартом, погон – погона, (покрыть) толем – толью.
Задание 19. Вставьте в случае необходимости пропущенные буквы.
1. Поздн… барокко характеризуется декоративной пышностью деталей.
2. На плечи молодой женщины был. накинут. пушист. боа.
3. Гороно разослал. по школам тексты сочинений.
4. «Юманите» обратилась к французам с призывом принять участие в выборах.
5. Таинственн. инкогнито вел. себя странно.
6. Мали присоединил. к резолюции, принятой группой африканских государств.
Задание 20. Употребите данные аббревиатуры в словосочетаниях, выявляющих их родовую принадлежность.
КГБ, ФСБ, ООН, ЕЭС, АТС, МВФ, СПИД, МКАД, МГУ.
Задание 21. Выберите правильный вариант из заключенных в скобки слов.
1. На фермах нашего района среди девушек есть уже опытные (трактористы – трактористки), хорошо справляющиеся с работой (комбайнеры – комбайнерки).
2. В ближайшее время состоится защита диссертации (аспиранта – аспирантки) Никитиной.
3. Девушка – (кондуктор – кондукторша) мило улыбается.
4. В числе (делегатов – делегаток) на Всемирном конгрессе женщин была Валентина Терешкова.
5. В женской парикмахерской (лучшим мастером – лучшей мастерицей) считается Т. Леонова.
6. Входные билеты в кинотеатр проверяли две женщины – (билетеры – билетерши).
7. (Чемпионом – чемпионкой) мира по шахматам среди женщин стала Майя Чибурданидзе.
8. На конференции выступила (руководитель – руководительница) проекта Р.Д. Никифорова.
9. Большой успех выпал на долю молодой пианистки – (лауреата – лауреатки) конкурса имени Шопена.
Задание 22. Найдите ошибки в предложениях и исправьте их.
1. Роль Несчастливцева в «Лесу» исполнял молодой актер.
2. Купите мне пару чулок и две пары носок.
3. Периодически астрономам удается хорошо наблюдать Марса.
4. Совхозный сад занимает свыше ста гектар.
5. Документы для поступления в институт нужно представить к 15 июлю.
6. Мы находились в самом большом цеху завода.
7. Собран большой урожай помидор.
8. Разделите все это на несколько равных доль.
9. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.
Задание 23. Исправьте предложения с ошибками в употреблении форм числа имен существительных.
1. В романе «Мать» Горький показал революционеров, принадлежащих к разным социальным средам.
2. Неправильные выражения часто встречаются в речах детей.
3. Партизаны иногда попадали в окружения, но смело вырывались из них.
4. Нужно воспитывать у молодежи правильные отношения к явлениям окружающей действительности.
5. Опытные шофера уверенно вели машины.
6. Учителя школ района проводят систематический обмен опытам работы.
7. В представлениях героев Чернышевского всё было по-другому.
Задание 24. Спишите предложения, раскрыв скобки.
1. Знакомство зрителей с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино.
2. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек).
3. В произведениях (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные проблемы.
4. Перу профессора (Петр Черных) принадлежит ряд интересных работ.
5. В концерте приняли участие отец и сын (Ойстрах).
6. На днях состоялся вечер памяти (Жан-Батист Клеман).
7. Похождения итальянского авантюриста XVIII века (Казанова) послужили сюжетом для кинофильма.
8. В Москву приехали известные врачи супруги (Найк).
9. В классической японской литературе видное место занимают стихи принцессы (Нукада).
10. Оба аспиранта (Ивановы) успешно защитили диссертацию.
Задание 25. Исправьте ошибки в употреблении имени прилагательного.
1. Ученик был способный к математике.
2. У мальчика появились и более худшие привычки.
3. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.
4. Подробный ответ бессмысленен.
5. Комната низкая для такой мебели.
6. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.
7. Партия была отложена в несколько более лучшем положении для белых.
8. Ученик всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.
9. Эти материалы периодической печати всегда интересные и доступные.
10. Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее, ярче.
Задание 26. Исправьте ошибки в употреблении форм числительных.
1. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.
2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.
3. Город находился в полутораста километров от областного центра.
4. Успеваемость в классе составляет 96,5 процентов.
5. Страна отмечала восемьсотпятьдесятилетие со дня основания Москвы.
6. В соревнование по лыжному спорту включилось 243 юношей и девушек.
Синтаксические нормы
Синтаксические нормы регламентируют построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений.
Согласование сказуемого с подлежащим
1. При подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и т. д.), сказуемое может стоять как в единственном числе (грамматическое согласование), так и во множественном числе (согласование по смыслу). Например:
Большинство Государственной Думы голосовало за снижение налогов, меньшинство было против.
Большинство заняли отведенные для них места.
Проценко вполне отчетливо представлял себе, что большинство, очевидно, умрут здесь… (К. Симонов).
Грамматическое согласование чаще используется в научной и деловой речи, а согласование по смыслу – в разговорной, художественной и публицистической речи.
2. Если подлежащее выражено собирательным существительным и имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа, то сказуемое ставится как в единственном, так и во множественном числе:
Большинство участников конференции прибыло из соседних областей.
Большинство участников конференции прибыли из соседних областей.
3. Если при подлежащем, находящемся в препозиции, имеется причастный оборот или определительное придаточное предложение с союзным словом который, причем причастие или слово который стоит во множественном числе, то сказуемое ставится во множественном числе. Например:
Большинство выпускников средней школы, поступивших в Тульский государственный университет, прошли предварительное тестирование по русскому языку.
Большинство выпускников средней школы, которые поступили в Тульский государственный университет, прошли предварительное тестирование по русскому языку.
4. Если при подлежащем имеются однородные сказуемые, то сказуемые употребляются во множественном числе:
Большинство заочников своевременно выполнили все контрольные работы, успешно сдали зачеты и хорошо подготовились к экзаменам.
5. Сказуемое в страдательном обороте обычно ставится в единственном числе. Например:
Большинство гостей было размещено в гостиницах города. Ряд выпускников вуза направлен на заводы Тулы.
6. При подлежащем, выраженном сочетанием числительного с существительным, сказуемое может быть как в единственном, так и во множественном числе. При этом форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, форма множественного числа – на раздельное. Например:
Пять студентов сдавало зачет по теоретической механике. (Здесь: группа из пяти студентов.)
Пять студентов сдавали зачет по теоретической механике. (Здесь: каждый из студентов в отдельности.)
7. Форма единственного числа сказуемого употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени и т. д., так как в этом случае имеется в виду единое целое. Например:
На ремонт общежития ушло пятьдесят тысяч рублей. До летней сессии осталось чуть больше месяца.
8. При числительных два/двое, три/трое, четыре/четверо сказуемое обычно ставится во множественном числе:
Профессору ассистировали два молодых хирурга.
Профессору ассистировали двое молодых хирургов.
Однако сказуемые, выраженные глаголами со значением состояния, обычно употребляются в форме единственного числа:
При больнице состояло два человека (И. Тургенев).
Может быть две смелости: одна – привитая воспитанием, другая – врожденное свойство характера (В. Панова).
Источник
Правописание существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки
план-конспект урока на тему
Краснокутский зооветеринарный техникум –
ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ имени Н.И.Вавилова» Преподаватель русского языка и литературы: Кусайло Ольга Александровна .
Тема: «Правописание существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки».
1.Обучающие: закрепить навык правописания производных предлогов, научить применять знания на практике.
2.Развивающие: развитие языкового чутья, осознанное овладение нормами языка на основе теоретических знаний.
3.Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка.
Презентация «Правописание предлогов», мультимедийный проектор.
Тип : комбинированный урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков.
Форма работы : индивидуальная, групповая , самостоятельная.
Методы : практический, беседа, самостоятельная работа, закрепление материала, репродуктивный.
- Организационный момент (готовность к уроку, приветствие преподавателя).
2. Фронтальная беседа. (слайд 2-3)
— Что такое предлог? Для чего он служит? ( Предлог — служебная часть речи, с помощью которой выражаются отношения между главным и зависимым компонентами словосочетания.)
— Что мы уже знаем о предлоге? (Предлоги, являясь служебными словами, не имеют самостоятельного лексического значения и поэтому отдельно от других слов не употребляются. Предлоги не являются членами предложения, а входят в состав членов предложения, выражаемых существительными, с которыми они связаны ( зайти в школу — обстоятельство места, грустить о товарище — дополнение).
С точки зрения морфемного состава предлоги делятся на простые и сложные. Простые состоят из одного слова (без, из, перед, около, возле, вследствие, благодаря). Сложные состоят из двух и более слов (вблизи от, начиная с, несмотря на, в отношении, по причине и др.).
В зависимости от происхождения предлоги делятся на непроизводные и производные .)
-Какие предлоги называются производными? (Классификация производных предлогов производится в зависимости от того, с какой частью речи сохраняется у них связь).
-Из каких частей речи образуются производные предлоги? (Выделяются наречные, отыменные и отглагольные предлоги).
-В каком стиле речи употребляются?
Студентам выборочно раздаются карточки. (проверка ошибок в группе).
3.Отличие производных предлогов от омонимичных частей речи.
-Сравним 2 словосочетания: шел впереди и шел впереди колонны
1) Чтобы почувствовать разницу в значении этих словосочетаний, подберем к каждому из них иллюстрацию. Рисунок разместим в соответствующую колонку сравнительной таблицы.
2) Разберемся, в чем состоит разница в грамматическом значении слова ВПЕРЕДИ в этих словосочетаниях. Для этого поместим в соответствующую колонку сравнительной таблицы следующие парные суждения:
— смысловой вопрос задается к слову ВПЕРЕДИ – смысловой вопрос задается к группе слов ВПЕРЕДИ КОЛОННЫ;
— слово ВПЕРЕДИ входит в формулировку вопроса внутри словосочетания (шел впереди чего?) – слово ВПЕРЕДИ не входит в формулировку вопроса внутри словосочетания (шел где? );
— слово ВПЕРЕДИ работает самостоятельно – слово ВПЕРЕДИ работает в предложно-падежном сочетании.
3) Сделаем вывод о грамматической принадлежности слова ВПЕРЕДИ в этих словосочетаниях. ( Шел впереди – наречие; шел впереди колонны – предлог.)
Углубление знаний. (слайд7)
— Как отличить производный предлог от омонимичной части речи? Составим алгоритм. Перенесите получившуюся схему-алгоритм в рабочую тетрадь.
4 . Ввод в новую тему .- (слайд 8 – 15) «Правописание предлогов благодаря, вопреки, вследствие» Определим цель нашей работы на уроке:
— формировать умение правильно писать производные предлоги.
Особое внимание мы будем сегодня уделять написанию предлогов благодаря, вследствие, вопреки. Эти предлоги схожи с самостоятельными частями речи и их нужно уметь отличать, чем мы и будем сейчас заниматься.
Предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперекор употребляются только с дательным падежом (согласно вашему распоряжению, вопреки вашему желанию, благодаря чуткому отношению, наперекор судьбе) . Употребление их с родительным падежом недопустимо. Предлог благодаря по своему значению может употребляться только с существительными, обозначающими что-то положительное, то, за что можно благодарить: благодаря вашему совету, помощи, солнечной погоде и т. д. Сочетания типа «завод не выполнил план благодаря ошибкам главного инженера» неверны (правильно: из-за, вследствие ошибок).
Следует знать употребление предлогов из и с с родительным падежом существительного при обозначении направления обратного движения. Предлог из противоположен предлогу в (иду в школу — из школы, еду в Россию — из России) ; предлог с противоположен предлогу на (иду на концерт — с концерта) .
Предлог благодаря по происхождению является деепричастием.
1) Благодаря отца, мы стали с ним прощаться (деепричастие); 2) Благодаря
обильным весенним дождям яровые хлеба были превосходные (предлог). Деепричастие благодаря употребляется с винительным падежом;
лексическое значение деепричастия обусловливает преимущественное
сочетание его с существительными одушевлёнными, винительный падеж
которых совпадает по форме с родительным (благодаря брата, благодаря
учителя за помощь и т. п.). Влиянием форм винительного одушевлённого,
очевидно, и объясняется употребление после предлога благодаря
существительных в родительном падеже, например: «благодаря совета»,
«благодаря весенних дождей» и т. п. Такое употребление является
Лексическое же значение предлога благодаря обусловливает сочетание
его с существительными, имеющими «положительное» значение,
обозначающими нечто такое, чему можно принести благодарность,
например: благодаря вашему совету. благодаря солнечной погоде. и т. п.
Поэтому сочетания вроде Поезд потерпел крушение благодаря небрежности
стрелочника следует считать неудачными.
Предлог согласно по происхождению является наречием. Раньше он
употреблялся в сочетании с первообразным предлогом с; при этом сочетании
существительное ставилось в творительном падеже, например: Савельич,
согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (П.) Это сочетание
считается вполне литературным и в современном языке, но встречается оно
редко. Вместо него чаще употребляется предлог согласно с дательным
падежом, например: Согласно вашему приказанию рота на смотр
построена. Обороты с предлогом согласно более свойственны речи деловой,
в которой иногда при предлоге согласно встречается родительный падеж
(согласно вашего приказания), что противоречит литературной норме.
При предлоге вопреки, который по происхождению является наречным, в
литературной речи тоже употребляется дательный падеж, например: Вопреки
предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (Л.) (Сравните
дательный падеж при глаголе перечить.) В живой речи иногда встречается
ошибочное употребление родительного падежа.
С дательным падежом употребляются ещё три наречных предлога:
навстречу, подобно, наперекор, например : I) Я бросился навстречу брату.
2) Подобно грохотанью дальнего грома за лесом раздавался глухой шум
водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных. В употреблении
дательного падежа с предлогами навстречу и подобно ошибки встречаются
редко, чаще ошибочно употребляют родительный падеж при предлоге
наперекор: это, очевидно, объясняется влиянием синонимичного предлога
против, который сочетается с родительным падежом (наперекор желанию,
но против желания).
1.Попробуйте поставить вопрос к предлогу.
2. Попробуйте удалить предлог.
Отменили (по какой причине?) по причине облачност и .
Предлоги, как вам уже известно, «работают связистами» – вместе с падежным окончанием они являются грамматическим средством связи слов в предложении. Представим, что такую роль предлоги не выполняют. Не справляешься с работой – иди вон! Удаляем предлог – получаем: отменили облачности. Грамотное получилось выражение? Убедились, что по причине – это предлог?
— Входит ли предлог в состав вопроса?
бежал ( навстречу кому?) навстречу брату;
- Производный предлог можно заменить непроизводным предлогом.
- Между предлогом и словом можно поставить вопрос или прилагательное.
- Наречие можно изъять, а предлог нет.
запомните : 1. Предлог входит в состав вопроса.
2. Он не является членом предложения..
3). Различайте Производные предлоги и существительные Насчет (=о, об) экскурсии (насчет чего?) В течениЕ часа. (В течение чего?) В продолжениЕ пяти дней. (В продолжение чего?) В заключениЕ хочется сказать. В отличиЕ от него. (В отличие от кого?) Но вследствиЕ ошибки. (Вследствие чего?) Е
5.Актуализация изученного . Проверка понимания материала.
Самостоятельная работа в тетрадях. Употребите вместо точек подходящие по смыслу синонимичные предлоги (благодаря, вопреки, вследствие)
… недостатка времени не будем уходить от главной темы.
… густого тумана все полеты отменили.
… ранения Ибрагим вместо парика носил повязку.
…знаниям контрольная работа написана на 5.
… подчиненного положения Якова в пансионе, товарищи обращались с ним небрежно.
… приказу нас разместили в деревне.
Упражнения 531, 532 (у доски)
-Составьте предложения с предлогом благодаря ;
с предлогом в продолжение и с существительным в продолжении ;
с предлогом вследствие и с существительным в следствии .
Благодаря болезни я не был в театре. Согласно графика мы управились во время. Вопреки предсказаний, прогноз погоды не оправдался. Полет был отменен благодаря сильным ливням. Команда была выполнена, вопреки приказа командира.
Тестирование. «Проверь себя».
1- задержка вследствие снегопада
2- в морском течении
3- настороженность в отношении к новичку
4- отступили вследствие больших потерь
5-спорили о заключении рассказа
6- купался в продолжение всего лета
7- в течении реки
8- в течение часа
9- в продолжение утра
10- договорились насчет помощи
11- помог в завершении строительства дома
12- в следствии по делу
Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном
падеже; предлоги, относящиеся к этим словам, подчеркните.
1.Сейчас, согласно (единый генеральный план застройки) города, он
быстро благоустраивается. (Из газет.)
2) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километров.
3) Они будут видеться, будут каждый день просиживать по (несколько) часов вместе.
4) Благодаря (открытый нрав) Готлиба Шульца вскоре они разговорились дружелюбно. (П.)
5) В Петербурге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло.
6) Благодаря (масса новых впечатлений) день для Каштанки прошёл незаметно.
Составить рассказ «Этот необычный мир», используя производные предлоги.
-Чему мы учились сегодня на уроке? Что закрепляли? Научились ли отличать предлог от существительного с предлогом?
— Как отличить предлог от самостоятельной части речи?
— Расскажите о классификации предлогов по происхождению.
8. Подведение итогов, выставление оценок.
9. Домашнее задание. Подготовка к семинарскому занятию. «Предлоги».
Спишите, ставя заключенные в скобках слова и словосочетания в нужном падеже.
- Согласно (приказ военного коменданта), эшелон был отправлен точно в назначенное время.
- Согласно (распоряжение директора), в цехах была проведена проверка техники безопасности.
- Согласно (предписаний санитарной инспекции), на водостоках были установлены очистные сооружения.
- Владимир решил уехать из родного города вопреки (желание родителей).
- Вопреки (ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ)не интересоваться подробностями недавней аварии, мать внимательно слушала радио.
- Благодаря (содействие общественных организаций) спортклуб был переведен в новое благоустроенное помещение.
- Уровень заболевания гриппом среди школьников удалось снизить благодаря (применение профилактических мер).
- Благодаря (централизованное снабжение деталями) цех сборки стал работать ритмично, без перебоев.
Сочетайте данные предлоги с существительными. Полученные сочетания запишите и укажите падеж существительных.
- Вопреки (неверие, сомнение, предсказание, обещание, совет, желание, указание).
- Согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление,обязательство).
- Благодаря (заботы, уход, случай, старание, внимание, друзья, товарищи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки | 42.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснокутский зооветеринарный техникум –
ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ имени Н.И.Вавилова» Преподаватель русского языка и литературы: Кусайло Ольга Александровна .
Тема: «Правописание существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки».
1.Обучающие: закрепить навык правописания производных предлогов, научить применять знания на практике.
2.Развивающие: развитие языкового чутья, осознанное овладение нормами языка на основе теоретических знаний.
3.Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка.
Презентация «Правописание предлогов», мультимедийный проектор.
Тип : комбинированный урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков.
Форма работы : индивидуальная, групповая , самостоятельная.
Методы : практический, беседа, самостоятельная работа, закрепление материала, репродуктивный.
- Организационный момент (готовность к уроку, приветствие преподавателя).
2. Фронтальная беседа. (слайд 2-3)
— Что такое предлог? Для чего он служит? ( Предлог — служебная часть речи, с помощью которой выражаются отношения между главным и зависимым компонентами словосочетания.)
— Что мы уже знаем о предлоге? (Предлоги, являясь служебными словами, не имеют самостоятельного лексического значения и поэтому отдельно от других слов не употребляются. Предлоги не являются членами предложения, а входят в состав членов предложения, выражаемых существительными, с которыми они связаны ( зайти в школу — обстоятельство места, грустить о товарище — дополнение).
С точки зрения морфемного состава предлоги делятся на простые и сложные. Простые состоят из одного слова (без, из, перед, около, возле, вследствие, благодаря). Сложные состоят из двух и более слов (вблизи от, начиная с, несмотря на, в отношении, по причине и др.).
В зависимости от происхождения предлоги делятся на непроизводные и производные .)
-Какие предлоги называются производными? (Классификация производных предлогов производится в зависимости от того, с какой частью речи сохраняется у них связь).
-Из каких частей речи образуются производные предлоги? (Выделяются наречные, отыменные и отглагольные предлоги).
-В каком стиле речи употребляются?
Студентам выборочно раздаются карточки. (проверка ошибок в группе).
3.Отличие производных предлогов от омонимичных частей речи.
-Сравним 2 словосочетания: шел впереди и шел впереди колонны
1) Чтобы почувствовать разницу в значении этих словосочетаний, подберем к каждому из них иллюстрацию. Рисунок разместим в соответствующую колонку сравнительной таблицы.
2) Разберемся, в чем состоит разница в грамматическом значении слова ВПЕРЕДИ в этих словосочетаниях. Для этого поместим в соответствующую колонку сравнительной таблицы следующие парные суждения:
— смысловой вопрос задается к слову ВПЕРЕДИ – смысловой вопрос задается к группе слов ВПЕРЕДИ КОЛОННЫ;
— слово ВПЕРЕДИ входит в формулировку вопроса внутри словосочетания (шел впереди чего?) – слово ВПЕРЕДИ не входит в формулировку вопроса внутри словосочетания (шел где? );
— слово ВПЕРЕДИ работает самостоятельно – слово ВПЕРЕДИ работает в предложно-падежном сочетании.
3) Сделаем вывод о грамматической принадлежности слова ВПЕРЕДИ в этих словосочетаниях. ( Шел впереди – наречие; шел впереди колонны – предлог.)
Углубление знаний. (слайд7)
— Как отличить производный предлог от омонимичной части речи? Составим алгоритм. Перенесите получившуюся схему-алгоритм в рабочую тетрадь.
4 . Ввод в новую тему .- (слайд 8 – 15) «Правописание предлогов благодаря, вопреки, вследствие» Определим цель нашей работы на уроке:
— формировать умение правильно писать производные предлоги.
Особое внимание мы будем сегодня уделять написанию предлогов благодаря, вследствие, вопреки. Эти предлоги схожи с самостоятельными частями речи и их нужно уметь отличать, чем мы и будем сейчас заниматься.
Предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперекор употребляются только с дательным падежом (согласно вашему распоряжению, вопреки вашему желанию, благодаря чуткому отношению, наперекор судьбе) . Употребление их с родительным падежом недопустимо. Предлог благодаря по своему значению может употребляться только с существительными, обозначающими что-то положительное, то, за что можно благодарить: благодаря вашему совету, помощи, солнечной погоде и т. д. Сочетания типа «завод не выполнил план благодаря ошибкам главного инженера» неверны (правильно: из-за, вследствие ошибок).
Следует знать употребление предлогов из и с с родительным падежом существительного при обозначении направления обратного движения. Предлог из противоположен предлогу в (иду в школу — из школы, еду в Россию — из России) ; предлог с противоположен предлогу на (иду на концерт — с концерта) .
Предлог благодаря по происхождению является деепричастием.
1) Благодаря отца, мы стали с ним прощаться (деепричастие); 2) Благодаря
обильным весенним дождям яровые хлеба были превосходные (предлог). Деепричастие благодаря употребляется с винительным падежом;
лексическое значение деепричастия обусловливает преимущественное
сочетание его с существительными одушевлёнными, винительный падеж
которых совпадает по форме с родительным (благодаря брата, благодаря
учителя за помощь и т. п.). Влиянием форм винительного одушевлённого,
очевидно, и объясняется употребление после предлога благодаря
существительных в родительном падеже, например: «благодаря совета»,
«благодаря весенних дождей» и т. п. Такое употребление является
Лексическое же значение предлога благодаря обусловливает сочетание
его с существительными, имеющими «положительное» значение,
обозначающими нечто такое, чему можно принести благодарность,
например: благодаря вашему совету. благодаря солнечной погоде. и т. п.
Поэтому сочетания вроде Поезд потерпел крушение благодаря небрежности
стрелочника следует считать неудачными.
Предлог согласно по происхождению является наречием. Раньше он
употреблялся в сочетании с первообразным предлогом с; при этом сочетании
существительное ставилось в творительном падеже, например: Савельич,
согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (П.) Это сочетание
считается вполне литературным и в современном языке, но встречается оно
редко. Вместо него чаще употребляется предлог согласно с дательным
падежом, например: Согласно вашему приказанию рота на смотр
построена. Обороты с предлогом согласно более свойственны речи деловой,
в которой иногда при предлоге согласно встречается родительный падеж
(согласно вашего приказания), что противоречит литературной норме.
При предлоге вопреки, который по происхождению является наречным, в
литературной речи тоже употребляется дательный падеж, например: Вопреки
предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (Л.) (Сравните
дательный падеж при глаголе перечить.) В живой речи иногда встречается
ошибочное употребление родительного падежа.
С дательным падежом употребляются ещё три наречных предлога:
навстречу, подобно, наперекор, например : I) Я бросился навстречу брату.
2) Подобно грохотанью дальнего грома за лесом раздавался глухой шум
водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных. В употреблении
дательного падежа с предлогами навстречу и подобно ошибки встречаются
редко, чаще ошибочно употребляют родительный падеж при предлоге
наперекор: это, очевидно, объясняется влиянием синонимичного предлога
против, который сочетается с родительным падежом (наперекор желанию,
но против желания).
1.Попробуйте поставить вопрос к предлогу.
2. Попробуйте удалить предлог.
Отменили (по какой причине?) по причине облачност и .
Предлоги, как вам уже известно, «работают связистами» – вместе с падежным окончанием они являются грамматическим средством связи слов в предложении. Представим, что такую роль предлоги не выполняют. Не справляешься с работой – иди вон! Удаляем предлог – получаем: отменили облачности. Грамотное получилось выражение? Убедились, что по причине – это предлог?
— Входит ли предлог в состав вопроса?
бежал ( навстречу кому?) навстречу брату;
- Производный предлог можно заменить непроизводным предлогом.
- Между предлогом и словом можно поставить вопрос или прилагательное.
- Наречие можно изъять, а предлог нет.
запомните : 1. Предлог входит в состав вопроса.
2. Он не является членом предложения..
3). Различайте Производные предлоги и существительные Насчет (=о, об) экскурсии (насчет чего?) В течениЕ часа. (В течение чего?) В продолжениЕ пяти дней. (В продолжение чего?) В заключениЕ хочется сказать. В отличиЕ от него. (В отличие от кого?) Но вследствиЕ ошибки. (Вследствие чего?) Е
5.Актуализация изученного . Проверка понимания материала.
Самостоятельная работа в тетрадях. Употребите вместо точек подходящие по смыслу синонимичные предлоги (благодаря, вопреки, вследствие)
… недостатка времени не будем уходить от главной темы.
… густого тумана все полеты отменили.
… ранения Ибрагим вместо парика носил повязку.
…знаниям контрольная работа написана на 5.
… подчиненного положения Якова в пансионе, товарищи обращались с ним небрежно.
… приказу нас разместили в деревне.
Упражнения 531, 532 (у доски)
-Составьте предложения с предлогом благодаря ;
с предлогом в продолжение и с существительным в продолжении ;
с предлогом вследствие и с существительным в следствии .
Благодаря болезни я не был в театре. Согласно графика мы управились во время. Вопреки предсказаний, прогноз погоды не оправдался. Полет был отменен благодаря сильным ливням. Команда была выполнена, вопреки приказа командира.
Тестирование. «Проверь себя».
1- задержка вследствие снегопада
2- в морском течении
3- настороженность в отношении к новичку
4- отступили вследствие больших потерь
5-спорили о заключении рассказа
6- купался в продолжение всего лета
7- в течении реки
8- в течение часа
9- в продолжение утра
10- договорились насчет помощи
11- помог в завершении строительства дома
12- в следствии по делу
Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном
падеже; предлоги, относящиеся к этим словам, подчеркните.
1.Сейчас, согласно (единый генеральный план застройки) города, он
быстро благоустраивается. (Из газет.)
2) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километров.
3) Они будут видеться, будут каждый день просиживать по (несколько) часов вместе.
4) Благодаря (открытый нрав) Готлиба Шульца вскоре они разговорились дружелюбно. (П.)
5) В Петербурге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло.
6) Благодаря (масса новых впечатлений) день для Каштанки прошёл незаметно.
Составить рассказ «Этот необычный мир», используя производные предлоги.
-Чему мы учились сегодня на уроке? Что закрепляли? Научились ли отличать предлог от существительного с предлогом?
— Как отличить предлог от самостоятельной части речи?
— Расскажите о классификации предлогов по происхождению.
8. Подведение итогов, выставление оценок.
9. Домашнее задание. Подготовка к семинарскому занятию. «Предлоги».
Спишите, ставя заключенные в скобках слова и словосочетания в нужном падеже.
- Согласно (приказ военного коменданта), эшелон был отправлен точно в назначенное время.
- Согласно (распоряжение директора), в цехах была проведена проверка техники безопасности.
- Согласно (предписаний санитарной инспекции), на водостоках были установлены очистные сооружения.
- Владимир решил уехать из родного города вопреки (желание родителей).
- Вопреки (ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ)не интересоваться подробностями недавней аварии, мать внимательно слушала радио.
- Благодаря (содействие общественных организаций) спортклуб был переведен в новое благоустроенное помещение.
- Уровень заболевания гриппом среди школьников удалось снизить благодаря (применение профилактических мер).
- Благодаря (централизованное снабжение деталями) цех сборки стал работать ритмично, без перебоев.
Сочетайте данные предлоги с существительными. Полученные сочетания запишите и укажите падеж существительных.
- Вопреки (неверие, сомнение, предсказание, обещание, совет, желание, указание).
- Согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление,обязательство).
- Благодаря (заботы, уход, случай, старание, внимание, друзья, товарищи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русскогоязыка для 2 класса по программе Начальная школа 21 века.
Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов, работающих по программе «Школа России».
С точки зрения морфемного состава предлоги делятся на простые и сложные. Простые состоят из одного слова (без, из, перед, около, возле, вследствие, благодаря). Сложные состоят из двух и более слов (вб.
Урок русского языка во 2 классе.
quot;Правописание гласных и согласных в корне слова» 4 класс.
Задачи урока:1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное.2.Осознать ценность совместной деятельности.3.Развивать монологическую и диалогическую речь.4.Контролировать чистоту род.
Статья предназначенна для студентов,в целях общего воспитания будущего исполнителя,специалиста в музыкальной сфере.
Источник