Вопреки предсказаниям синоптиков дождя не было

Запятая между частями сложносочинённого предложения

Знаки препинания в сложном предложении

Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.

При этом между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да в значении «и», ни…ни ), противительные (союзы а, но, да в значении «но», однако, же, зато, а то, впрочем ), разделительные (союзы или, либо, ли… или, ли… ли, то ли… то ли, то… то, не то… не то ), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже, значит ) и пояснительные (союзы а именно, то есть, или в значении «то есть»):

а) Повествование у меня получается строго документальным, и дальше я должен идти избранной стезей (Чив.); И вновь одиноко заблещет вода, и глянет ей в око ночная звезда (Забол.); Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы (Крыл.);

б) Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети, выехали им навстречу (Наб.); В окнах дома блестел ленинградский слепой свет, но для нас обоих и это место и этот свет казались священными (Пауст.); Дорого, зато хорошая вещь; Антон Семенович, разрешите проводить девчат из Пироговки, а то они боятся (Мак.); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Купр.); Все ребята хотели тебя здесь дожидаться, да я отговорил (Фад.); В этом году ему не удалось поступить в институт, впрочем все еще было впереди ;

в) Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов, кричал ли на дворе павлин, или кашлял кто-нибудь в передней, всем невольно приходило на мысль, что Михаил Ильич серьезно болен (Ч.); Блеснет ли день за синею горою, взойдет ли ночь с осеннею луною, я все тебя, далекий друг, ищу (П.); Не то дождь моросит, не то снежная крупа сыплется; То ли не нравится работа машинистки, то ли не понравился этот Филимонов (Сим.); То он собирался поступить в зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кав.);

г) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм; и притом осторожность никогда не мешает (Я.); Я собралась уезжать, брат тоже складывал вещи; От тепла и сырости его клонило в сон, да он и не старался противиться (Сим.); Тучи надвигаются, значит будет дождь ;

д) Нужно добывать именно хлеб, то есть нужно пахать, сеять, косить, молотить (Ч.); Отец всегда старался занять детей интересным делом, а именно он покупал новые книги, придумывал забавные игры.

Примечание. Союзы ли…или в сложносочиненном предложении относятся к повторяющимся союзам. Это же сочетание союзов может использоваться и в предложении со сказуемыми, отнесенными к общему подлежащему, тогда запятая перед или не ставится. Ср.: Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит (Л.). – Видит ли он это или не видит – не столь важно.

В сложносочиненном предложении с одиночными союзами и, да (в значении «и»), или, либо запятая не ставится в следующих случаях:

1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть: В ветер леса́ шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам (Пауст.); Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края (Пришв.); К полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди (Пауст.); Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела ; если же придаточная часть относится только к одной из частей сложносочиненного предложения, то вторая часть его отделяется запятой: Когда я крепко двинул лыжи под гору, облако холодной снежной пыли взвилось мне навстречу, и по всему девственно-белому, пушистому косогору правильно и красиво прорезались два параллельных следа ;

2) если части сложносочиненного предложения имеют общее вводное слово, общий обособленный член или общую, поясняемую ими, часть сложного предложения: Словом, время уже истекло и пора было уходить; Вопреки предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Было у Анны необъяснимое ощущение : еще чуть-чуть и вся эта история кончится (Щерб.); Останавливаться было нельзя : ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.);

Читайте также:  Креативные предсказания для печенья

3) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные предложения: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); однако если номинативных предложений больше, чем два, и союз и повторяется, то запятые ставятся – по правилу, которое действует при выделении однородных членов предложения (см. § 26): Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и чаек полет, и пробег бычка, и круглой медузы лед (Багр.); И голубой дымок, и первых встреч неясная тревога, и на плечи наброшенный платок, казенный дом и дальняя дорога (Сим.) (в последней части – казенный дом и дальняя дорога – запятой нет, так как эта часть воспринимается как единое целое; повторение союза и прервалось перед частью казенный дом );

4) если части сложносочиненного предложения представляют собой безличные или неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого: С деревьев капало и вокруг пахло листвой; Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления ;

5) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения; объединяющей здесь оказывается интонация, а в побудительных предложениях могут быть и общие частицы: Где будет собрание и кто его председатель? – общая вопросительная интонация; Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! – общая восклицательная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! – общая частица.

Источник

Вопреки предсказаниям синоптиков дождя не было

Сложносочиненным называют такое предложение, части которого равноправны по смыслу и грамматически. Например:

Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке (И. Тургенев).

Наступила зима, и первый снег упал на землю.

Средства связи в сложносочиненном предложении — это интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные, присоединительные, пояснительные).

Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного предложения, отделяются друг от друга запятой , например: Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. (Л.) Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (Т.)

Запятая не ставится перед одиночным соединительным и разделительным союзом, если:

соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член , например: Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр (Г.);

соединяемые ими предложения имеют общее придаточное предложение или часть сложного предложения , например: Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском (Т.); Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.);

части сложного предложения представляют собой безличные или неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого : С деревьев капало и вокруг пахло листвой; Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления ;

части сложного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения : Где состоится собрание и кто его председатель?

части сложного предложения имеют общее вводное слово или обособленный член , например: Словом, время уже истекло и пора было уходить. Вопреки предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал.

Когда во втором предложении содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление , то между предложениями ставится тире , например: Он знак подаст — и все хохочут (П.) Стрела выходит из колчана, взвилась — и падает казак с окровавленного кургана (П.).

Если соединяемые предложения являются значительно распространёнными, уже имеют внутри себя запятые или менее тесно связаны между собой по смыслу, то между ними ставится точка с запятой , например: Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы (Ч.). Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне (П.).

Читайте также:  Предсказание про коронавирус индийским мальчиком

Источник

Помогите пожалуйста!

Какое из выделенных слов не является предлогом?
1) Вокруг дома был высокий забор
2) Ветер дул навстречу
3) Накануне отъезда все сбились с ног
4) Вот реки предсказаниям синоптиков дождя не было

В каком предложении использовано такое выразительное средство языка, как перифраза?
1) Страна березового ситца не заманит шляться босиком
2) Бой идет святой и правый
3) И Гамлет. мысливший пугливыми шагами

Какое предложение является побудительным и невосклицательным?
1) Как долго я тебя буду ждать
2) Цветите, юные, и здоровейте телом
3) А теперь, пожалуйста, подойдите к окну
4) Кто из вас не любовался чудесным звездным небом

Какое существительное относится к среднему роду?
1) Тбилиси
2) Шимпанзе
3) Домишко
4) Интервью

Какая лексическая ошибка допущена в предложении?
Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов.
1) Плеоназм
2) Смешное паронимов
3) Неснятая полисемия
4) ошибка в употребление омонимов

В каком ряду все формы слов образованы правильно?
1) пять черешен, красивая тюль, лучшие шофера
2) торты, ректора, более добрее
3) мыть шампунью, пара туфель, в обеих руках
4) он ответствен, пара носков, многолюдный Батуми

Вспомните, что такое синекдоха. Какое из приведенных названий сказок содержи в себе синекдоху?
1) >
2) >
3) >
4) >

Источник

Сложносочинённое предложение
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
slozhnosochinyonnoe_predlozhenie.ppt 2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сложносочиненные предложения Сложносочиненными называются такие сложные предложения, предикативные части которых связаны интонацией и сочинительными союзами. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока ещё стоит без листьев .

Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами Соединительные союзы: и да (=и) ни…ни тоже также В этих сложносочиненных предложениях выражается: А) одновременность Б) последовательность В) причина И вот в туманной вышине запели птички, и восток озолотился. Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами Разделительные союзы: то…то или (иль) либо…либо не то…не то то ли…то ли В этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения: А) чередование Б) взаимоисключения То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дали возмутит.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами Противительные союзы: а не только… но и но да (=но) однако зато В сложносочиненных предложениях одно явление сопоставляет с другим или противопоставляется другому Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит. Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения Между частями сложносочиненного предложения обычно ставится запятая, реже – точка с запятой. Не то дождь моросит, не то снежная крупа сыплется. Сидел рыбак весёлый на берегу реки; и перед ним по ветру качались тростники.

Между частями сложносочиненного предложения иногда ставится тире перед союзом и (реже перед союзами но),если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену событий. Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Надо успеть записать. Малейшая задержка — и мысль, блеснув, исчезнет. Душа, как прежде, каждый час полна томительною думой – но огонь поэзии погас.

В сложносочиненном предложении запятая не ставится: 1.Если его части объединены общим второстепенным членом или общим придаточным предложением Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края. Когда взошло солнце , роса высохла и трава позеленела. 2 . Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями Это кто такие и что им надобно? Пусть светит солнце и птицы поют!

3.Если части сложносочиненного предложения имеют общее вводное слово, общий обособленный член или общую, поясняемую ими, часть сложного предложения Словом , время уже истекло и пора было уходить. Вопреки предсказаниям синоптиков , небо уже прояснилось и дождь перестал. Останавливаться было нельзя : ноги засасывало и следы наливались водой. 4.Если части сложносочиненного предложения представляют собой безличные или неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого С деревьев капало и вокруг пахло листвой.

Примечание. Между частями сложносочиненного предложения может стоять запятая и тире как единый знак препинания Оскалив зубы, староста стал драть его кнутом по чем попало, — и от боли и от ужаса Аверкий проснулся весь в слезах. На очереди были полицейские пункты, — и там о Давиде никто ничего не слыхал. Такое разделение частей сложносочиненного предложения несколько устарело.

Задание В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью. Спутанная трава в саду полегла, (1) и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, (2) цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, (3) ни проехать, (4) и пастухи перестали гонять в луга стадо. (К.Паустовский)

Укажи сложносочинённое предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания 1.Берёзка мила и при солнце, и в самый серый день, и при дождике. 2.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 3. Дари щедрее счастье людям и сам ты будешь им богат. 4. Нет ответа.

Тест Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания. А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой. Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом. В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна. Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой. 1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания. А.Б.В.Г. 2.Укажите сложносочиненные предложения. А.Б.В.Г. 3. Найдите предложение с общим второстепенным членом. А.Б.В.Г.

Вывод: Сложносочиненным предложением (ССП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи сочинительных союзов. При соединении частей с помощью сочинительных союзов части остаются относительно независимы друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые отношения выявляются из значения союзов, стоящих между частями.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Пусть гром гремит и ветер воет! 2. Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик еще не уснувшей птицы или раздается неопределенный звук. 3. Ночью печально и широко пело море и было холодно. 4. Весна и уже тепло. Задание: Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор предложений, составить схемы. Фонетический разбор слов воет, ветер

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы. I.

Урок представляет собой модуль — цикл по представленной теме.

Методическая разработка модульного урока — цикла.

Презентация для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание 16: Пунктуация в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами.

Содержание:1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.2. Контрольно – измерительные материалы.3. Список литер.

Конспект урока повторения «Постановка запятой в предложениях с однородными членами и в сложносочинённом предложении. Повторение.10-11 класс.» содержит теоретический и практический материал.

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого пр.

Источник

Читайте также:  Когда будет предсказания ванги 2012 год
Оцените статью