- Определите, нет ли нарушений норм литературного языка в данных предложениях. Если есть, то внесите исправления. Поезда
- Ответ или решение 2
- Предварительная работа. Составление плана
- Запись упражнения в соответствии с литературными нормами
- Уроки русского языка в 7 классе
- Главная > Урок
- Задание №2. Запишите предложения, ставя существительные после предлогов в дательном падеже. 1.Вопреки (прогноз) метеорологов погода установилась хорошая. 2.Благодаря (поступок) таксиста нарушители были задержаны. 3.Согласно (приказ) директора наши ученики будут проходить практику в медколледже. 4.Благодаря (обильные дожди) в нашем лесу появилось много грибов. 5.Согласно (указание) агронома в саду высажены фруктовые деревья.
- Ответы
Определите, нет ли нарушений норм литературного языка в данных предложениях. Если есть, то внесите исправления. Поезда
Ответ или решение 2
Предварительная работа. Составление плана
Для читабельности предложений оформим их соответственно (первое слово в предложении записывается с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка):
- Поезда прибывают согласно графика.
- Должность начальника цеха была занята им согласно приказа.
- Вопреки прогноза установилась дождливая погода.
- Вопреки предсказания метеорологов снег шел всю неделю.
- Благодаря искусства врача операция прошла успешно.
Для удобства выполнения упражнения, составим план, который послужит опорой:
- прочитаем предложения,
- выделим (зрительно и на слух) нарушены ли нормы литературного языка,
- подчеркнем нарушения,
- определим с чем связано данное нарушение (в нашем случае это нарушение падежных окончания существительных),
- зададим необходимый вопрос и изменим окончание существительного.
Запись упражнения в соответствии с литературными нормами
Прочитаем предложения, подчеркнем нарушение литературных норм в предложениях:
- Поезда прибывают согласно графика .
- Должность начальника цеха была занята им согласно приказа .
- Вопреки прогноза установилась дождливая погода.
- Вопреки предсказания метеорологов снег шел всю неделю.
- Благодаря искусства врача операция прошла успешно.
В упражнении слова согласно, вопреки и благодаря являются производными предлогами. Как известно, предлоги не пишутся с существительными именительного падежа.
Чтобы правильно записать окончания существительных, зададим вопрос от предлога к существительному и запишем соответствующее окончание:
- Поезда прибывают согласно (чему?) графику. (творительный падеж, мужской род, окончание -у);
- Должность начальника цеха была занята им согласно (чему?) приказу (творительный падеж, мужской род, окончание -у);.
- Вопреки (чему?) прогнозу установилась дождливая погода (творительный падеж, мужской род, окончание -у);.
- Вопреки (чему?) предсказанию метеорологов снег шел всю неделю (творительный падеж, мужской род, окончание -ю);.
- Благодаря (чему?) искусству врача операция прошла успешно. (творительный падеж, средний род, окончание -у).
В данных предложениях присутствуют нарушения норм русского языка. исправить их следует таким образом:
Поезда прибывают согласно графику.
Должность начальника цеха была занята им согласно приказу.
Вопреки прогнозу установилась дождливая погода.
Вопреки предсказаниям метеорологов снег шёл всю неделю.
Благодаря искусству врача операция прошла успешно.
Источник
Уроки русского языка в 7 классе
Главная > Урок
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
У р о к 102. Непроизводные и производные предлоги
Цель урока: познакомить учащихся с непроизводными и производными предлогами, с приемами отграничения их от омонимичных частей речи; формирование умений отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи. Работа по развитию речи: предупреждение ошибок на употребление предлогов.
Повторение: написание приставок на з-, с- ; безударные личные окончания глаголов; падежные окончания существительных; знаки препинания в сложном предложении, при причастном обороте.
I . Работа с перфокартой. Написание приставок на з-, с-.
II. Синтаксический разбор предложения Берега стояли во мгле, будто прислушиваясь к немолчному шороху все прибывающей воды.
III. Объяснение нового материала.
— Чем различаются производные и непроизводные предлоги?
I V . Закрепление материала.
1. Упр. 296 (устно).
Учащиеся находят производные и непроизводные предлоги, определяют безударные личные окончания предлогов.
2. Упражнение на замену непроизводных предлогов производными.
Стоять у стола (около стола), прийти за (вместо) другого, из-за (вследствие) болезни, ходить у (возле) дома, отказаться из-за (вследствие) нездоровья.
Внимание семиклассников обращается на то, что предлог обязательно включается в падежный вопрос, а также на способ разграничения предлогов и соответствующих знаменательных слов.
О б р а з е ц р а с с у ж д е н и я: в первом предложении слово впереди зависит от слова шли , к нему ставится вопрос г д е?, оно является обстоятельством, выраженным наречием.
Во втором предложении к данному слову нельзя поставить вопрос, потому что место действия называется не этим, а другим словом — отряда . Слово же впереди не является членом предложения и служит для выражения зависимости существительного от глагола. Следовательно, это предлог.
3. Запись предложений с заданием определить предлоги и омонимичные им части речи.
1) Я знаю этот лес вдоль и поперек. 2) Тропинка шла вдоль обрыва, извиваясь в тени деревьев. 3) Поперек речонки лежало небольшое бревно. 4) Вблизи виднелся лес. 5) Вблизи села протекала речка. 6) Петя надеялся на встречу с товарищами. 7) Товарищи шли навстречу друг другу.
Правило-помощник: производный предлог чаще всего может быть заменен непроизводным или другим производным предлогом: Поперек речонки лежало бревно.— Через речонку лежало бревно.
Предупреждение ошибок в употреблении предлогов.
Домашнее задание: § 50; упр. 297.
У р о к 103. Простые и составные предлоги.
Морфологический разбор предлога
Цель урока: знакомство с простыми и составными предлогами, с порядком и образцом морфологического разбора предлогов; отработка умения разбирать морфологически предлоги.
Работа по развитию речи: употребление предлогов в речи.
Повторение: ь после шипящих в существительных; чередование гласных в корне.
I . Проверка домашнего задания «по цепочке».
II . Объяснение нового материала (§ 51).
III . Закрепительно-тренировочное упр. 303.
IV . Чтение § 52. Учащиеся разбирают морфологически предлоги в предложении Узкими горными тропами вдоль берега реки группа геологов пробиралась к лагерю.
Орфографическая диктовка с заданием морфологически разобрать любые два предлога.
Расположились вблизи дач, показалось из-за туч, появился предо мной, выскочил из-под лыж, изо дня в день, по истечении недели, по прибытии из командировки, сквозь лесную глушь, изо всех сил, пробирались мимо рощ, на протяжении многих месяцев, оторваться ото льда.
V . Запись предложений.
Учащиеся ставят существительные после предлогов благодаря, согласно, вопреки в дательном падеже.
1) Вопреки (прогноз) метеорологов погода установилась хорошая. 2) Благодаря (поступок) таксиста нарушители были задержаны. 3) Согласно (приказ) директора наши ученики будут проходить практику на заводе. 4) Благодаря (обильные дожди) в нашем лесу появилось много грибов. 5) Согласно (указание) агронома в саду высажены фруктовые деревья.
Домашнее задание: § 51, 52; упр. 304.
У р о к и 104—105. Развитие речи.
Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине
(А. В. Сайкина «Детская спортивная школа»)
по данному началу
О работе над репортажем см. в книге: Л а д ы ж е н с к а я Т. А., З е п а л о в а Т. С. Развивайте дар слова.— м., 1990.
Уроки 106—107. Слитное и раздельное написание
Цель урока: познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формирование умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи, правильно писать производные предлоги.
Развитие речи: работа по предупреждению ошибок в употреблении предлогов.
Повторение: падежные окончания существительных.
I . Упражнение на предупреждение ошибок в употреблении предлогов.
Согласно (просьба), (приказ); вопреки (предсказание); наперекор (желание); благодаря (случайность).
II . Синтаксическая пятиминутка.
На доске — предложение На вершине сосны пристроился дятел, и его стук разносился по всему лесу. Учащиеся должны записать предложение, включив в первую его часть причастный, во вторую — деепричастный обороты; обозначить их графически.
III . Объяснение нового материала.
1. Правописание производных предлогов, образованных от наречий.
Запись на доске.
Правило-помощник, помогающее отличать производные предлоги от омонимичных слов: между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.
Закрепление материала — упр. 308.
2 . Правописание производных предлогов, образованных от существительных в косвенных падежах с непроизводными предлогами.
Запись в раздел ученического словаря «Таблицы».
Различайте предлоги и существительные
В течение всего года он усердно занимался.
Сочетания с предлогами в течение, в продолжение имеют значение времени, отвечают на вопросы к о г д а? к а к д о- л г о?
Ремонтировали дом в продолжение месяца = в течение месяца.
В заключение (под конец) статьи были подведены итоги. ( В заключение = «под конец», «в итоге».)
Вследствие (из-за) засухи река обмелела.
Ввиду (из-за) дождя экскурсия не состоялась. ( Вследствие, ввиду = «из-за, по причине».) Сочетания с предлогами вследствие, ввиду указывают на причину, отвечают на вопросы п о ч е м у? п о к а- к о й п р и ч и н е?
В течении реки много поворотов.
1) Начальная форма — течение реки .
2) Вопросы: смысловой — г д е? падежный — в ч е м?
3) Можно вставить прилагательное: в (нижнем) течении реки.
Следовательно, это имя существительное на -ие , в предл. п. окончание -и .
В продолжении (г д е? в ч е м? — П.п.) романа встретились старые герои.
В продолжение (к у д а? в о ч т о? — В.п.) введены новые герои.
Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости. (Заключение — осуждение; в длительном заключении .)
В следствие по делу о хищении вкралась ошибка.
Начальная форма — следствие (по делу).
Существительное на — ие ; к у д а? в о ч т о? — В. п., окончание -е
В следствии (г д е? в ч е м? — П. п., сущ. на -ие , окончание -и ) по делу выяснилось много новых фактов.
Запомните: иметь в виду .
Шел, не смотря себе под ноги.
(Обозначает добавочное к основному глаголу действие — «шел и не смотрел»;
можно заменить деепричастием не глядя ;
относится к глаголу, отвечает на вопрос к а к? ч т о д е л а я?)
Пошли в поход, несмотря на непогоду.
(Можно заменить «вопреки чему-то», имеет значение уступки — «хотя была непогода».)
Соорудили что-то вроде (наподобие) плота.
Условились насчет (об) экскурсии.
Согласовать в роде, числе, падеже.
Деньги поступили на счет Фонда мира.
Запись предложений с комментированием.
1) Ввиду сильных морозов соревнования были отменены. 2) Имейте в виду, что улицу надо переходить в установленных местах. 3) Из газеты он сделал что-то наподобие шляпы. 4) Они договорились насчет совместного похода на байдарках.
Чтение и анализ § 53.
Домашнее задание: § 53; упр. 309.
У р о к и 108—109. Слитное и раздельное написание
I . Синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся должны записать предложение Мне навстречу неслись облака, и ракиты тревожно шептались , включив в первую часть его причастный, а во вторую — деепричастный обороты; обозначить их графически, составить схему предложения. Причастие и деепричастие разбирают по составу.
II. Проверка домашнего упражнения.
На доске или экране проецируется через эпидиаскоп или графопроектор работа одного из учеников. Остальные сверяют с ней свою работу, анализируют ошибки.
III. Закрепительно-тренировочные упражнения (по выбору учителя).
1. Предупредительный диктант.
1. 1) Шли по долине в течение целого дня. 2) В течении реки следует опасаться водоворотов. 3) Нелегко отыскать ошибки в следствии. 4) В течение дня река неузнаваемо изменилась. 5) Ошибки допущены вследствие невнимательности. 6) В продолжении романа появляются новые герои. 7) В продолжение часа слышались шорох и шепот. 8) В быстром течении реки мелькнула лодка. 9) Вследствие непогоды мы задержались в пути.
2. 1) В продолжение двух дней мои дела продвинулись. (М. Лермонтов.) 2) Ввиду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым. (К. Станюкович.) 3) Вопреки предсказаниям старожилов погода прояснилась, и мы, погрузив вещи в лодку, благополучно добрались по реке до поселка. 4) Вследствие сильного снегопада была нарушена телеграфная связь. 5) Несмотря на уговоры матери, я уехал учиться в город. 6) В течение дня тень не падает два раза в одно место. (Пословица.) 7) Несмотря на усталость, мы продолжали путь. 8) Письма были чем-то вроде дневника.
2. Выборочный диктант.
Выпишите в два столбика словосочетания, в которых предлоги пишутся: а) слитно; б) раздельно.
Ввиду изменившейся обстановки; иметь в виду правило; говорить насчет похода; рассказать в продолжении романа; действовать вопреки рассудку; посмотрел ему вслед; шли след в след за волком; доходы перевести на счет школы; ввиду недостатка времени; вроде сахара; шел, несмотря на жару; узнал впоследствии; в продолжение часа.
3. Какой предлог употребить?
Запишите, обозначьте падежные окончания существительных.
Лекция (литература, восстание декабристов, творчество Айвазовского); книга (русский фарфор, животный мир Африки); беседа (прочитанное за лето, поэзия).
Рецензия (книга, доклад, сочинение); отзыв (книга, лекция, кинофильм).
4. Верно ли употреблен один и тот же предлог в разных предложениях? Почему? Запишите предложения в исправленном виде.
1) Благодаря упорному труду экзамены были сданы хорошо. 2) Благодаря сильным морозам соревнования не состоялись. 3) Полет был отменен ввиду сильных ливней. 4) Ввиду подготовки к карнавалу школьники украсили зал.
Домашнее задание: упр. 310; подготовиться к контрольному словарному диктанту.
Источник
Задание №2. Запишите предложения, ставя существительные после предлогов в дательном падеже.
1.Вопреки (прогноз) метеорологов погода установилась хорошая.
2.Благодаря (поступок) таксиста нарушители были задержаны.
3.Согласно (приказ) директора наши ученики будут проходить практику в медколледже.
4.Благодаря (обильные дожди) в нашем лесу появилось много грибов.
5.Согласно (указание) агронома в саду высажены фруктовые деревья.
Ответы
Отвечу только на 4 вопроса: 1) 1, 4 и 5
18 : 1, 4. 19 -2,4. 20-1,4,5
20. Цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
Стая диких уток с пронзительным криком промчалась над нашими головами,(1) и когда мы услышали,(3) с каким шумом они опустились на реку,(4) то нам стало немного не по себе.
П. Третьяков всю жизнь увлекался собиранием картин, и к тридцати пяти годам был уже известным всей России коллекционером.
22. Пропущенные гласные:
1. напАдение, по-нЕмецки, обАяние
2. умЕстить, рАстение, сИтуация
3. вИноватый, свИдание, примИрить (врагов)
4. прИвилегия, умнОжать, пробИраться
5. кОсички, загОревать, перИодический.
Номера строк с проверяемыми безударными гласными в словах:
23. Знаки препинания:
Безусловно, нет ничего сильнее и бескорыстнее материнской любви; всякие привязанности и страсти, бушующие спонтанно, или слабы, или ненадёжны, поскольку произрастает любовь матери к ребёнку ещё в утробе, и всю жизнь она является родительским оберегом.
24. Знаки препинания:
На бугре, размокшем от воды и ставшем оловянным от дождей, среди мокрой, гниющей щепы и листвы, среди пней и молодой поросли, пахнущей свежестью, стоит, качаясь на ветру, будто на курьих ножках, одинокая изба, чужая людям.
25. Слитно, дефис или раздельно:
Охотник был ПО-ЛИСЬИ хитёр, но я разобрался В ТАЙНЕ.
ЧТО БЫ было с нами, если бы не родителей, а ТАКЖЕ поддержка друзей.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ оратор улыбнулся И ТАК торжественно закончил речь, что зал взорвался аплодисментами.
ВПОПЫХАХ я забрела в тупик и в ТОТ ЧАС совсем не расстроилась. —
Ты ТОЖЕ должен понимать: это ВВИДУ сложившихся обстоятельств.
26. Предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации:
(тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. в И.п.)
1) Белая лошадь с развевающейся гривой, прискакавшая к нам из незапамятных времён, − символ удачи и надежды.
3) Всадник на белом коне − один из самых популярных сюжетов русской иконы.
5) А рождение белого жеребёнка − событие крайней редкости.
6) Может, поэтому люди верят: встретившаяся им на пути редкая белая лошадь − редкая удача.
27. Ошибка в образовании формы слова:
МОКНУЛА под дождём (мокла)
28. Соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением:
4) Те, кто не смог посмотреть новый фильм «Тихого Дона», очень сожалели об этом.
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом:
5) Те, кто изучал математику, конечно, знают за Евклида.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
9) Соблюдая правила этикета, можно даже неудовольствие выразить так, что никто не обидятся.
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью:
8)Куинджи считал себя русским, предками «моими называл греков, которые со времён античности населяли Причерноморское побережье».
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами:
1) Спортсмены, которые будут выступать на чемпионате мира, сейчас не только упорно тренируются, а и мечтают о победе.
Источник