Витражи знаки зодиака собор

Сюжеты витражей: знаки Зодиака

Довольно часто в соборах можно встретить изображения знаков Зодиака — когда на витражах, когда в скульптурных группах. Кого-то из читателей я, возможно, разочарую сразу: отношения к астрологии эти изображения не имеют!

Чтобы понять, зачем они тогда нужны, посмотрим на витраж Зодиака в Шартрском соборе.

Вот ссылка на это же фото в очень большом разрешении . На самом деле, полное название этого витража — витраж Зодиака и годового цикла работ; в правой половине находятся медальоны со знаками Зодиака, а в левой — картины, изображающие работы в разные месяцы года. Их соединение в одном витраже, с одной стороны, объясняется общей темой времени, а с другой — подчеркивает связь между астрономическим временем и течением времени на Земле.

Но одной астрономией не ограничивается: есть здесь и христианский символизм. Овен ассоциируется с Христом, Агнцем Божиим, Водолей — с крещением, Весы — с взвешиванием душ на Страшном Суде. Самый интересный символизм у Рыб — можно вспомнить, что рыба была тайным знаком первых христиан, а изображение двух рыб можно истолковать как изображение Ветхого и Нового Завета: они связаны, как эти рыбы, но Новый Завет заменяет собой Ветхий (мертвую рыбу, плывущую кверху брюхом).

В следующий раз мы посмотрим на изображения годового цикла работ — это еще один популярный сюжет в средневековой иконографии, его можно встретить не только на витражах, но и, например, в напольных мозаиках — как в соборе Отранто на «каблучке» Италии.

_________________________________
Почитать еще:
Витраж Зодиака на сайте Les vitraux de la cathédrale de Chartres (если кликнуть по ссылке Les médaillons в меню справа, откроется страница с пронумерованной схемой витража, по клику на цифру открывается страница с этим фрагментом в хорошем разрешении)

Мой телеграм-канал , где будут появляться ссылки на новые посты серии
Телеграм-канал «Итальянские контексты» , где много интересного об Италии — а в этом году каждый месяц начинается с «листочка» календаря из собора Отранто

Источник

За чей счет витраж

В заключительной части серии о витраже Зодиака и годового цикла работ в Шартрском соборе расскажу о двух оставшихся медальонах — а заодно мы поговорим о вечной интересной теме: о деньгах 🙂

Вот ссылка на это же фото в очень большом разрешении для желающих рассмотреть его подробнее — сегодня нас интересуют два самых нижних медальона, слева и справа.

Они изображают людей, которым этот витраж, собственно, обязан своим существованием — спонсоров его изготовления. Витражи были очень дорогими, особенно из стекла таких ярких и чистых цветов, как в Шартрском соборе, но, к счастью, именно на них наиболее охотно жертвовали деньги, и не только знатные люди, но и цеха ремесленников. Своего рода спонсорская табличка.

На витраж Зодиака и годового цикла работ скинулись, по всей видимости, виноделы и Тибо VI, граф Блуа и Шартра. Почему «по всей видимости»? Документальных свидетельств нет, но нижние медальоны витражей обычно изображают спонсоров.

Читайте также:  Все про знак зодиака рак девочка подросток

Стоит заметить, что ремесленники обычно изображаются за работой — и для историков это бесценная возможность изучить, как люди работали и какими инструментами пользовались.

Правда, с этими виноделами не все так просто: в Шартре XIII века не было цеха виноделов. Теоретически, это могли быть виноделы другого города или области — например, Шампани, с правителями которой граф Тибо был связан родственными узами.

С медальоном, на котором изображен граф Тибо, тоже не так все просто: на нем есть надпись, но она не поддается однозначному прочтению (возможно, из-за не очень удачных поздних реставраций). Изображенный рыцарь — точно граф Тибо, на щите у него герб рода Блуа. Самая вероятная трактовка — граф Тибо преподнес витраж в дар от имени графа Тома дю Перше, своего родственника, убитого в битве при Линкольне в 1217 году.

На этом рассказ о витраже Зодиака и годового цикла работ завершен — но не рассказ о витражах! Следите за новыми публикациями на канале 😉

______________________________
Почитать еще:
Витраж Зодиака на сайте Les vitraux de la cathédrale de Chartres (если кликнуть по ссылке Les médaillons в меню справа, откроется страница с пронумерованной схемой витража, по клику на цифру открывается страница с этим фрагментом в хорошем разрешении)
Люди Шартрских витражей (включая еще одно изображение графа Тибо)

Мой телеграм-канал , где будут появляться ссылки на новые посты серии

Источник

Время для главного

Продолжаем изучать витраж Зодиака и годового цикла работ в Шартрском соборе — в прошлых постах я рассказывала о медальонах со знаками Зодиака и годовым циклом работ, а в этом расскажу о двух из оставшихся четырех медальонов и что они изображают (и почему).

Рассмотреть этот витраж можно по ссылке на это же фото в очень большом разрешении . Как я уже упоминала, тема этого витража — время; именно поэтому на нем изображены созвездия и месяцы года. С одной стороны, это годовой цикл — год заканчивается, начинается следующий; с другой — в верхней точке витража круг неожиданно размыкается в центральном медальоне, изображающем Христа — и это не совсем обычное изображение.

Изображение самого Христа очень каноничное — это Христос во славе, поднимающий правую руку в благословении. Дело в деталях: он сидит на алтаре, по сторонам от него две горящие свечи, символизирующие то, что время проходит, и буквы Альфа и Омега, первая и последняя буквы греческого алфавита («Я есмь Альфа и Омега, начало и конец»). Такое изображение Христа называется Хронократор, «властитель времени». Жест Христа, указывающий на небо, одновременно как бы разрывает круг времени и напоминает о том, что оно не вечно, и о том, что жизнь не сводится к ее повседневному течению.

А в самом нижнем медальоне, тоже прямо по центру, изображен, видимо, звон в церковные колокола. С одной стороны, колокольный звон отмерял часы и таким образом регулировал рабочий день, а с другой — звон призывал людей на службу и тоже напоминал, что труды земные — еще не все.

Читайте также:  Йен сомерхолдер знак зодиака

Кстати, вот и здесь справа от каноника два человека, которые явно прервали работы и смотрят на храм.

Но темой времени витраж Зодиака и годового цикла работ не исчерпывается — по обе стороны от нижнего полумедальона есть еще два изображения людей, и о них-то мы и поговорим в следующий раз.

_________________________________
Почитать еще:
Витраж Зодиака на сайте Les vitraux de la cathédrale de Chartres (если кликнуть по ссылке Les médaillons в меню справа, откроется страница с пронумерованной схемой витража, по клику на цифру открывается страница с этим фрагментом в хорошем разрешении)

Мой телеграм-канал , где будут появляться ссылки на новые посты серии

Источник

Сюжеты витражей: годовой цикл работ

Продолжаем изучать витраж Зодиака и годового цикла работ в Шартрском соборе — сегодня посмотрим на его правую часть, то есть на годовой цикл работ (правда, как выяснится, сюжеты здесь гораздо разнообразнее, чем просто сельскохозяйственные работы).

Рассмотреть этот витраж можно по ссылке на это же фото в очень большом разрешении . Кстати, читать витражи следует снизу вверх и слева направо — то есть мы начинаем с нижнего левого угла и идем наверх.

Особенность шартрского витража в том, что год здесь начинается с января — не везде в Средние века было так, год мог начинаться и с 1 марта, и с 25 марта (благовещения), и с Пасхи. Посмотрим теперь на каждый месяц по отдельности!

Первый уже необычен, особенно если вспомнить, что этот витраж называется витражом Зодиака и годового цикла работ: изображен на этом медальоне римский бог Янус (от имени которого происходит название месяца январь) и знак Зодиака Водолей. Необычно и изображение Януса — как правило, его изображают с двумя лицами, смотрящими в прошлое и будущее, а здесь он с тремя.

Февраль — самый холодный месяц года, наружных работ нет, поэтому человек греется дома. Очень уютная домашняя сцена, много деталей — кресло, кувшин, печка, кочерга; причем кресло и печка нарисованы в перспективе!

В марте начинаются работы в полях и на виноградниках: здесь виноградарь (тепло одетый, даже в перчатках!) подрезает виноградные лозы. Тема виноделия вообще очень популярна, в том же Шартре она много раз встречается на витражах. Это может иметь и символический смысл, как и изображение трудов на полях: хлеб и вино очень важны для литургии, в ее ходе они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.

Здесь изображен рыцарь с боевым конем (в мае уже тепло и сухо, гораздо лучшие условия для военных походов) и Близнецы — обычно их изображали в виде двух обнаженных молодых людей, возможно, Кастора и Поллукса.

Июнь, июль, август, сентябрь, октябрь

А здесь уже крестьянские работы в поле и на винограднике — косьба (июнь), жатва (июль), молотьба (август), сбор урожая винограда (сентябрь) и заливка вина в бочки (октябрь).

Вероятно, самый грустный медальон — на нем изображен забой свиньи, которую тщательно откармливали до этого. Свиней забивали с двойной целью — чтобы не кормить зимой и чтобы засолить мясо про запас.

Читайте также:  Зачем нужен знак зодиака весы

Можно заметить подпись «Декабрь» — она здесь явно по ошибке, тем более что следующий медальон подписан точно так же.

А это, напротив, самый радостный медальон — он изображает пир! Скорее всего, рождественский, и похоже, что королевский. Интересная деталь — два окна позади пирующего, одно открытое и другое закрытое; возможно, они символизируют наступающий и уходящий год.

Интересно, что на витраже изображены как крестьяне, так и король (или, в любом случае, богатая и знатная персона). На нескольких оставшихся нерассмотренными медальонах есть и другие люди — но о них мы поговорим в следующий раз!

_________________________________
Почитать еще:
Витраж Зодиака на сайте Les vitraux de la cathédrale de Chartres (если кликнуть по ссылке Les médaillons в меню справа, откроется страница с пронумерованной схемой витража, по клику на цифру открывается страница с этим фрагментом в хорошем разрешении)

Мой телеграм-канал , где будут появляться ссылки на новые посты серии

Источник

Символы и знаки Нотр-Дам де Пари

С начала года во Франции участились нападения на католические церкви, в том числе и поджоги. К примеру, 17 марта 2019 года в Париже загорелась церковь Saint-Sulpice, возведенная в середине 17 века. Официальное заключение — поджог. Кто-то разбил окно над дверью и бросил горящую промасленную тряпку. Сгорела дверь, пострадали витражи, но пожарные оперативно справились. До сих пор не было объявлено, кто являлся поджигателем.

И вот теперь серьезно пострадал от огня один из архитектурных символов французской столицы, католический храм в центре Парижа.

Не раз собору грозила опасность. В конце XVII века при Людовике XIV могилы и витражи были разрушены. Он мог быть уничтожен во времена Великой Французской революции, в конце XVIII века, когда одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы он был снесен, то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах».

Генрих Четвертый, лидер гугенотов, венчавшийся в соборе, в свое время произнес: «Париж стоит мессы». Король Франции принял католицизм и даровал свободу вероисповедания протестантам. Слова Генриха, которые многими расцениваются как верх цинизма, принесли все же стране окончание жестоких религиозных междоусобных войн.

Мистическую ауру, присущую собору, очень хорошо воспроизводит Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери».

Другой писатель, Фульканелли, в книге «Загадки соборов» называет собор альфой и омегой Парижа и «памятником концу времен». Он писал: «Интересно также толкование символики центрального круглого витража на фронтоне собора — такие круглые витражи иногда называют розеткой. Зодиакальные знаки этого витража, а также символы зодиака, высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии, обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже, начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака Рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции, знаку Рыб соответствует планета Венера.»

Источник

Оцените статью