- Виноградов Н. Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. Выпуски I — III. — СПб.: Тип. М-ва путей сообщ.: Товарищества И. Н. Кушнерев и К⁰, 1907
- Виноградов заговоры обереги спасительные молитвы
- Виноградов заговоры обереги спасительные молитвы
- Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч.
- Издания
- О произведении
- Другие издания
- Другие книги автора
- Пожалуйста, авторизуйтесь
- Ссылка скопирована в буфер обмена
- Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
- ЗАГОВОРЫ, ОБЕРЕГИ, СПАСИТЕЛЬНЫЯ МОЛИТВЫ и проч.
Виноградов Н. Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. Выпуски I — III. — СПб.: Тип. М-ва путей сообщ.: Товарищества И. Н. Кушнерев и К⁰, 1907
Книга представляет собой собрание памятников народной словесности. Подбор материала осуществлялся с привлечением малодоступных записей, «тетрадок».
Уже во время собирания данной коллекции автор отмечал, что заговоры стали редки и считал большой удачей, если удавалось записать какой-либо. Причиной такого положения он считал широкое развитие грамотности и увеличение числа школ в Костромской губернии. А вот «колдуны», «ведуны», «ворожцы». понемногу перемерли, так и не передав никому своих тайн.
В формате djvu объединены два выпуска — за 1907 и 1908 годы.
1) Виноградов Н. Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. Вып. 1. — СПб.: Тип. М-ва путей сообщ.: Товарищества И. Н. Кушнерев и К⁰, 1907
В 1-й выпуск коллекции «заговоров, оберегов, спасительных молитв и проч.» вошли молитва Господу нашему Иисусу Христу, заговоры от лихорадки, против порчи, для охотников на ловлю зверей в капканы, пастушьи молитвы, молитва от всех болезней, слова на чирей, о здравии и др., собранные автором по старинным рукописям и современным ему записям.
2) Виноградов Н. Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. Вып. 2. — СПб.: Тип. М-ва путей сообщ.: Товарищества И. Н. Кушнерев и К⁰, 1908
Автор посвятил 2-й выпуск своей книги 4-му Областному Археологическому съезду в г. Костроме. В ней заинтересованный читатель найдет обращавшиеся среди народа спасительные молитвы, заклинания, обереги. Приведены поморская рукопись с молитвами о спасении от болезней, заговор костромской старицы для охотников, рукопись XVII в. с молитвами Пресвятой Богородице и др. документы.
3) Виноградов Н. Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. Вып. 3. — СПб.: Тип. М-ва путей сообщ.: Товарищества И. Н. Кушнерев и К⁰, 1910
В 3-й выпуск коллекции «заговоров, оберегов, спасительных молитв и проч.» вошли восемь заговоров, извлеченных Н. Виноградовым из рукописи под заглавием: «Разные сведения, заимствованные из местного быта жителей, населяющих Шахановскую волость Архангельской губ. в Шенкурском уе. Собрал местный священник Константин Иванов Боголепов. Кодема. 1887 г.»
Файл Виноградов Н. Н. Вып. 1-2. Заговоры обереги сп..
Файл Виноградов Н. Н. Вып. 1-2. Заговоры обереги сп..
Источник
Виноградов заговоры обереги спасительные молитвы
Библиотека книг по магии, эзотерике, психологии. запись закреплена
Николай Виноградов — Заговоры, Обереги, Спасительные Молитвы и прочее (1907).
При собирании памятников народной словесности особенно трудно бывает добиться возможности записать заговор. Это отмечено многими собирателями, и мне пришлось испытать ту же участь. Я не говорю уже о времени моего первого появления в той или иной местности, но даже и тогда, когда ко мне привыкали, когда крестьяне сами приходили с предложением записать то или другое, предлагали переписать или купить какую нибудь тетрадку,—даже и тогда я считал особенно удачным тот день, когда мне удавалось записать заговор.
***
№ 11. И по сей Ангелу Хранителю.
Ангеле Христовъ, святый хранителю мой и покровителю души и телу моему и вся ми прости, елика ти согрешихъ въ день и въ ночь сию словомъ и деломъ, и помышлешемъ; отъ всякаго лукавства противнаго врага и супостата избави мя, да ни въ коемъ же греси прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя рекъ), яко достойна мя покажи благости и милости, и святыя Троицы, и матери Господа Бога моего всегда, ныне и присно, и во веки вековъ. Аминь.
[Эта, здесь искаженная, церковная молитва Ангелу Хранителю помещалась на лубочныхъ картинкахъ].
***
№12. Заговоръ заградить уста супостату.
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Одеяйся небомъ, покрывайся облаками, препоясайся поясомъ и силою Пречистыя Богородицы и святыми ангелы ея. Святая Богородица, со ангелами своими святыми, помози мне грешному рабу своему (имя реку), и загради моему супостату уста, да не возмогуть на мя глаголати зла. Ангелы и святые мои со мною, солнце одесную, месяцъ ошую раба Божия (имя река), звезды на главе моей. Аминь 3-жды.
[Очень любопытный заговоръ, вероятно, составленный самимъ владельцемъ тетрадки ивъ молитвъ и заговора].
Источник
Виноградов заговоры обереги спасительные молитвы
АКМЭ запись закреплена
Виноградов Н. Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. Выпуски I — III. — СПб.: Тип. М-ва путей сообщ.: Товарищества И. Н. Кушнерев и К⁰, 1907-1910
Книга представляет собой собрание памятников народной словесности. Подбор материала осуществлялся с привлечением малодоступных записей, «тетрадок».
Уже во время собирания данной коллекции автор отмечал, что заговоры стали редки и считал большой удачей, если удавалось записать какой-либо. Причиной такого положения он считал широкое развитие грамотности и увеличение числа школ в Костромской губернии. А вот «колдуны», «ведуны», «ворожцы». понемногу перемерли, так и не передав никому своих тайн.
В формате djvu объединены два выпуска — за 1907 и 1908 годы.
1) Виноградов Н. Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. Вып. 1. — СПб.: Тип. М-ва путей сообщ.: Товарищества И. Н. Кушнерев и К⁰, 1907
В 1-й выпуск коллекции «заговоров, оберегов, спасительных молитв и проч.» вошли молитва Господу нашему Иисусу Христу, заговоры от лихорадки, против порчи, для охотников на ловлю зверей в капканы, пастушьи молитвы, молитва от всех болезней, слова на чирей, о здравии и др., собранные автором по старинным рукописям и современным ему записям.
2) Виноградов Н. Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. Вып. 2. — СПб.: Тип. М-ва путей сообщ.: Товарищества И. Н. Кушнерев и К⁰, 1908
Автор посвятил 2-й выпуск своей книги 4-му Областному Археологическому съезду в г. Костроме. В ней заинтересованный читатель найдет обращавшиеся среди народа спасительные молитвы, заклинания, обереги. Приведены поморская рукопись с молитвами о спасении от болезней, заговор костромской старицы для охотников, рукопись XVII в. с молитвами Пресвятой Богородице и др. документы.
3) Виноградов Н. Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. Вып. 3. — СПб.: Тип. М-ва путей сообщ.: Товарищества И. Н. Кушнерев и К⁰, 1910
В 3-й выпуск коллекции «заговоров, оберегов, спасительных молитв и проч.» вошли восемь заговоров, извлеченных Н. Виноградовым из рукописи под заглавием: «Разные сведения, заимствованные из местного быта жителей, населяющих Шахановскую волость Архангельской губ. в Шенкурском уе. Собрал местный священник Константин Иванов Боголепов. Кодема. 1887 г.»
Источник
Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч.
Издания
О произведении
Другие издания
- с онлайн-версией
- по всем записям
Другие книги автора
Гильза для упаковки монет, жет. Федеральный институт промышленной собственн.
Прибор для исследования реолог. Федеральный институт промышленной собственн.
Пробка для бочек с металлическ. Федеральный институт промышленной собственн.
Сортировка для картофеля Федеральный институт промышленной собственн.
Способ крепления трубок радиат. Федеральный институт промышленной собственн.
Гидравлическая отсадочная маши. Федеральный институт промышленной собственн.
Разгонный барабан при счетной . Федеральный институт промышленной собственн.
Устройство для армирования пол. Федеральный институт промышленной собственн.
. Алексей Феофилактович Писе. Российская государственная библиотека (РГБ)
Мелочи для биографий А.Ф. Писе. Российская государственная библиотека (РГБ)
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Источник
ЗАГОВОРЫ, ОБЕРЕГИ, СПАСИТЕЛЬНЫЯ МОЛИТВЫ и проч.
1 Николай Виноградов. ЗАГОВОРЫ, ОБЕРЕГИ, СПАСИТЕЛЬНЫЯ МОЛИТВЫ и проч. Выпуск I С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Тип. М. П. С. (Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К о ), Фонтанка,
2 Заговоры, обереги, спасительныя молитвы и проч. (По стариннымъ рукописямъ и современнымъ записямъ). При собраніи памятниковъ народной словесности особенно трудно бываетъ добиться возможности записать заговоръ. Это отмѣчено многими собирателями, и мнѣ пришлось испытать ту же участь. Я не говорю уже о времени моего перваго появленія въ той или иной мѣстности, но даже и тогда, когда ко мнѣ привыкали, когда крестьяне сами приходили съ предложеніемъ записать то или другое, предлагали переписать или купить какую нибудь тетрадку, даже и тогда я считалъ особенно удачнымъ тотъ день, когда мнѣ удавалось записать заговоръ. Заговоры стали рѣдки. Записать заговоръ нынче трудно. Причины этого явленія разнообразны. Прежде всего, самыхъ заговоровъ стало меньше. Въ очень многихъ мѣстностяхъ (я здѣсь имѣю въ виду преимущественно Костромскую и отчасти смежныя губерніи), съ развитіемъ грамотности и увеличеніемъ числа школъ, совершенно исчезла вѣра въ цѣлебную силу заговора. Понемногу перемерли представители стараго поколѣнія всѣ эти колдуны, вѣдуны, ворожцы вмѣстѣ съ колдуньями, вѣдуньями и ворожеями. Всѣ они сошли со сцены, отягощенные тяжелымъ бременемъ. Не смотря на страшныя предсмертныя муки, они не могли передать своихъ тайнъ некому было ихъ передать. Въ это больше не вѣрили. Вмѣстѣ съ колдунами исчезли и ихъ заговоры, наговоры и приговоры. Собиратель произведеній народнаго творчества лишь изрѣдка кое-гдѣ еще можетъ натолкнуться на случайно запомненный заговоръ (по большей части обрывокъ) или какъ нибудь уцѣлѣвшую тетрадку. Уцѣлѣвшую, обыкновенно, потому, что бумага ея, по своей толщинѣ, не годится на цыгарки Кромѣ того, вездѣ приходится считаться съ широко распространившимся убѣжденіемъ, что заговоръ дѣйствуетъ только въ томъ случаѣ, когда его знаетъ только одинъ человѣкъ. Сообщая заговоръ кому бы то ни было, колдунъ тѣмъ самымъ передаетъ и всю его силу. А кто же захочетъ потерять всѣ преимущества своего положенія? И рѣдко, очень рѣдко можно услышать заговоръ изъ устъ самого вѣдуна. Здѣсь мнѣ пришлось столкнуться съ любопытнымъ явленіемъ, своего рода обходомъ закона. Не желая разстаться съ своею силою, но, въ тоже время, считая не лишнимъ получить нѣкую мзду за свои тетрадки съ заговорами, или же нарочно писали заговоры, а кто нибудь изъ родныхъ продавалъ ихъ мнѣ. Когда колдунъ не самъ сказывалъ заговоръ, когда это дѣлалось безъ него и какъ бы помимо его воли тогда, по его мнѣнію, сила заговора сохранялась. Такъ все совершалось къ обоюдному удовольствію. И волки были сыты, и овцы цѣлы. Наконецъ, всѣ эти колдуны, вѣдуны и т. под. встрѣчаются сравнительно рѣдко, всѣ они крайне осторожны и, зачастую, нелюдимы. Въ то время, какъ отъ перваго встрѣчнаго парня или дѣвицы вы можете записать пѣсню, сказку, загадку и т. д. знающаго человѣка нужно разыскать, а разыскавши, походитъ около него не мало времени, прежде чѣмъ онъ согласится повѣдать что нибудь. Поэтому-то такъ и рѣдки большія собранія заговоровъ, да и маленькихъ сборничковъ за послѣднее время почти совсѣмъ не выходитъ. Съ теченіемъ времени, не смотря на всѣ неудобства собиранія, у меня накопилось порядочное количество заговоровъ, которые въ настоящемъ изданіи я и предлагаю вяиманію изслѣдователей. Ближайшею причиною изданія этого, сравнительно небольшого, собранія заговоровъ служитъ то обстоятельство, что въ недалекомъ будущемъ я оканчиваю курсъ университетскихъ занятій и считаю для себя возможнымъ перейти отъ собиранія матеріаловъ къ ихъ изслѣдованію. Одновременно, если только найдется мѣсто въ какихъ либо изданіяхъ, я подведу итоги своей собирательской дѣятельности и въ другихъ областяхъ народной словесности.
3 Въ заключеніе нѣсколько словъ о распредѣленіи матеріала Число всѣхъ заговоровъ, которые будутъ помѣщены здѣсь достигаетъ и, можетъ быть, болѣе. Первоначально я хотѣлъ разбить ихъ на отдѣльныя категоріи, по родамъ. Но впослѣдствіи отказался отъ этого намѣренія. Причины этого слѣдующія. Во-первыхъ, нѣкоторые заговоры имѣютъ силу разомъ противъ нѣсколькихъ болѣзней или употребляются при различныхъ обстоятельствахъ, напр.: свадебные обереги, по уничтоженіи спеціальныхъ чертъ, служатъ заговорами противъ порчи вообще и т. д. Во-вторыхъ, вмѣстѣ съ распредѣленіемъ заговоровъ по группамъ, уничтожится и вся цѣлостность представленія, вся прелесть непосредственности, какою вѣетъ, наприм., отъ печатаемой первою тетрадки діякона Петра. Только помѣщенная цѣликомъ, въ своей полной неприкосновенности, она является документомъ, ярко характеризующимъ, какъ самого этого раба Божія, такъ и окружающую его среду. Наконецъ, заговоры все еще продолжаютъ поступать, да и самъ я въ теченіе наступающаго лѣта думаю записать кое что такъ что во всякомъ случаѣ понадобились бы дополненія и система все равно была бы нарушена. Поэтому заговоры будутъ печататься по тетрадкамъ и сборничкамъ, въ томъ самомъ порядкѣ, въ какомъ они расположены въ подлинникѣ. Современныя записи будутъ сгруппированы около именъ вѣдуновъ, сообщившихъ ту или иную группу заговоровъ. Въ концѣ изданія будутъ помѣщены подробные указатели заговоровъ, характеристика колдуна, различные пріемы и способы колдовства и ворожбы и нѣкоторыя другія дополненія. Всѣ замѣчанія по поводу рукописей и содержащихся въ нихъ отдѣльныхъ заговоровъ, принадлежащія мнѣ въ текстѣ поставлены въ квадратныя скобки. Многоточія и пропуски въ текстѣ работы указываютъ на дефекты рукописей и неразобранныя мѣста. Н. Виноградовъ.
4 РУКОПИСЬ ПЕРВАЯ [Рукопись въ восьмую долю, на 15 ненумерованныхъ листахъ; филиграни, вслѣдствіе плохого качества бумаги и испорченности рукописи, видны плохо, можно разобрать только одну букву Ф; судя по упоминанію имени Государя нашего Александра Павловича, ее нужно отнести къ началу XIX вѣка. Такъ какъ въ текстѣ встрѣчается рядъ поправокъ и зачеркнутыхъ мѣстъ, то можно думать, что рукопись въ нѣкоторыхъ, по крайней мѣрѣ, частяхъ переписана съ болѣе ранняго оригинала. Отъ перваго листа осталасъ незначительная часть съ надписью сія тетрать раба Божія діякона Петра. [Во]логоцкой губерни, Тотемскаго у. церкви се. Нѣсколько выше еще надпись. на всякое дѣло пригодна. хорошо списана. Конецъ рукописи утраченъ. Вся рукопись сильно разбита (была нѣсколько разъ сшита), края и углы оборваны и засалены; масса пятенъ и затертыхъ мѣстъ, сильно затрудняющихъ (иногда до невозможности) чтеніе. Вообще видно, что рукопись была въ постоянномъ употребленіи въ теченіе продолжительнаго періода времени]. 1. Заговоръ на любовь у начальства и всħхъ людей. [Помяни], Господи, Давыда и всю кротость! Какъ бы. зла и лиха подумать и вратъ отворить и. хъ выговорить, такъ бы кланялися и покланялися мнħ, рабу Божію Петру, всħ князи и вельможи, архиереи и архимандриты, и всħ пестрыя власти, мужи и жены, и красныя дħвицы, и весь народъ Божій не могли бы на меня, раба Божія Петра, подумать зла и лиха, и вратъ отворить, слово выговорить; обливалися бы матерьнимъ сердцемъ; обливалися бы духовною кровію. Помяни, Господи, Давыда и кротость его! Какъ идетъ Логинъ сотникъ въ Іустинову полату и. Устинова полата велми потрясеся, и какъ на Логина не могли сотника злыя супостаты глагольскія уста ихъ оловомъ заливалися, языкъ ихъ оддеревенħлъ. Пойду я, рабъ Божій Петръ, въ чистое поле, въ подвосточную сторону Есть въ чистомъ полħ, въ подвосточной сторонħ три дуба вмħстħ вершинами свились; такъ бы вились около меня, раба Божія Петра, князи и всякіе вельможи, рабы Божіи, архіереи и архимандриты, священники и дьяконы, и дьяконицы, генералы федъмаръшалы, начальники и подданные, и всħ пестрыя власти, мужи и жены, и красныя дħвицы, и весь народъ Божій. Какъ бы я, рабъ Божій Петръ, въ день и въ полдень, въ ночь и въ полночь, въ часу и въ полчасу, въ мħсецъ и въ полумħсецъ, на молоду и на ветху, на ущербħ и на исходħ, и на перекроħ ко всħмъ властямъ, какъ всħ вельможи рабу Божію Петру возрадовалися восхожему красному солнышку и молодому мħсяцу, и свħтлому Христову Воскресенію, Великому дню, такъ бы возрадовалися моему прихожеству, рабу Божію Петру, всħ князи и великіе вельможи, раби Божіи, архіереи и архимандриты, священники и священницы, дьяконы и дьяконицы, генералы федъмаръшалы, начальники и подначальники, всħ пестрыя власти, мужіи и жены, и красныя дħвицы, и весь народъ Божій. Будите мои слова полны и велики, и сильны, и великія, и сильныя, и вострыя вострħй вострова меча, вострея копья, булатнова ножа; чтобы мои слова съ бħлаго полотна и съ меня, раба Божія Петра, вħтромъ бы не снесло и дождемъ бы не смыло всегда, нынħ и присно, и во вħки вħковъ. Аминь, аминь, аминь! 2. Молитва отъ злого человħка. Отъ злыхъ дħлъ, отъ злыхъ людей, отъ твоихъ Божіихъ премудрыхъ словахъ утвердилъ небо и землю, солнце и мħсяцъ, луну и звħзды Господню. И такъ утверди сердце человħка (имя рекъ) по стопами и по заповħдями. Небо ключъ, земля замокъ; тому ключи наружному. Такъ тынъ, надъ аминями аминь. Аминь. Говорить на сонъ трижды и плюнути. 3. Аще ли хощетъ, прииди, посмотри прыскъ Пресвятыя Богородицы лицо траву. Аминь. [Эта маленькая замħтка, неопредħленнаго содержанія, очевидно, не закончена, несмотря на заключительное Аминь, такъ какъ далħе около трети страницы не записано. Да и по смыслу выходитъ то же]. 4. Молитва въ путь идущимъ. Господи, Боже нашъ, въ путь шествовавы угоднику своему Иякову и состранствовали рабу Своему Иосифу, спутешествую (имя рекъ) рабу Твоему, Владыка, изми отъ искушенія, разбойства и всякаго навħта въ мирħ и пространствħ; благоустави всякъ творяща и промыслъ по заповедемъ Твоимъ, изполни жити съ нимъ бывшихъ, паки возратися и благоволи, яко Твое есть царство, сила и слава Отца и Сына, и Святаго Духа нынħ и присно и во вħки вħковъ. Аминь! [Эта молитва уже, вħроятно, собственное произведеніе раба Божія, діякона Петра, составленное по образцу молитвъ этого типа, находящихся въ Требникħ ].
5 5. На недруги и въ судъ. Водою мойся, хошъ по вся дни, и ходи ты ко властителю и ко всякому миру; да трижды съ молитвами говорить, разпуща замокъ, сотвори Аминь, говорить трижды, да поди на недруги и на судъ, а замокъ замкни и возми съ собой. [Этотъ отрывокъ, описывающій ритуалъ заговора на недруги и на судъ, можно, мнħ думается, считать замħткой, занесенной только въ общихъ чертахъ, для памяти, такъ какъ она помħщена тħсно между предыдущей молитвой и послħдующимъ заговоромъ и отчеркнута сверху и снизу. О водħ см. так же 16]. 6. Заговоръ на супостатовъ. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Господи, благослови, Отче Небесный, бы я покровенъ облаками, сы покрылъ солнце мене одесную, а мħсяцъ ошую. И я, рабъ Божій, имя рекъ (Далħе, очевидно, утраченъ одинъ листъ.). Господи, помози, завяжи, Господи, уста супостатомъ моимъ, тому (имя рекъ) предо мною и по мнħ съ обħ стороны, по мнħ говорить, по рабħ Божіи (имя рекъ), на него, раба Божія (имя рекъ) всегда нынħ и присно и во вħки вħковъ. Аминь. 7. Заговоръ на уваженіе и страхъ. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Благослови Царь Небесный, раба Божія (имя рекъ). Какъ царю покланяются князи и бояра, и всħ служившіе люди, и всħ рабы трепетны боятся царя, каждый бы покланялся и боялся, и творилъ бы Божіи власти (имя рекъ) боярамъ, и тħ рабы Божіи ко мнħ, рабу Божію (имя рекъ), трепетны были и боялись бы меня, раба Божія. 8. На которой дворъ идешь, къ воротамъ глаголи: Какъ притворная верея стоитъ у двора крħпко, такъ бы стоялъ тотъ власть, рабъ Божій, безъ ярости (имя рекъ) предо мною рабомъ Божіимъ; и какъ воротамъ къ вереи притворяютъ и такъ бы поклонялися они (имя рекъ) мнħ, рабу Божію (имя рекъ), и уничтожались бы предо мною, рабомъ Божіимъ: мои очи волчьи, а ихъ очи овечьи. А перстъ свой лизни безъимянный да помажь ворота и верею, и притворную тайно, и подворотню страти. изреченный, будите ми помошники рабу своему, имя реку, въ печалехъ и во скорбехъ, и въ бħдахъ, и въ напастехъ сотворите мя честна у царя и у князя, и властей всихъ. Іисусъ Христосъ, Царь небесный. Аминь. [Далħе слħдуетъ изображеніе осьмиконечнаго креста (выс. 2 снт., ш. 1,5 снт.) съ соотвħтствующими надписями и аттрибутами. Сверху надпись: Крестъ святый, внизу подписъ Аминь ]. 9. Молитва на прогнаніе всякаго врага и супостата. Крестъ Христовъ, ангелъ святый, чудо святого Іисуса Христа, Бога нашего, во адъ сшедшаго и поправшаго вражію силу всю, и давшаго намъ крестъ свой святый на прогнаніе всякаго врага и супостата. О, пречестный и животворящый Кресте Господень! помогай ми со своею Богородицею и со всħми святыми небесными силами всегда, нынħ и присно и во вħки вħковъ. Аминь. [Эта молитва является сокращеніемъ и искаженіемъ извħстной молитвы Да воскреснетъ Богъ. ] 10а. Молитва Михаилу и Гавріилу архангеламъ. Господи, Боже, великій, безначальный, Царь небесный, пошли архангеловъ Своихъ Михаила и Гавріила на помощь рабу своему (имя реку) и взяти ми отъ враговъ моихъ видимыхъ и невидимыхъ. Господи, Господи великій, на раба своего (имя рекъ) Господи, Господи, великій архистратизе, демоновъ сокрушницы, запретите всħмъ врагамъ, борющимся со мною, и сотворите ихъ, яко отъца, и сокрушите, яко прахъ предъ лицемъ вħтру. Господи, Господи, велики архангелы Михаиле и Гавріиле, шестокрилаты воеводы небесныхъ силъ, херувимы и серафими, и всħхъ ангеловъ и архангеловъ, страшный и чудесный, и честны, и велики Михаиле и Гавріиле, архистратизе неизреченный, и будите ли помощники, рабу
6 своему (имя реку) въ печалехъ и въ скорбехъ, и въ бħдахъ; сотворите мя честна у царя и у властей, и у князей, и у вельможъ и у людей; избавите мя, раба своего, и прелестей диявольскихъ. Господи, Господи велики, Михаиле и Гавріиле архистратизи, когда услышите глаголъ раба своего (имя река), призывающаго васъ на помощь себħ, скорите на помощь мою и побħдите вся противящіяся мое, отжените отъ меня всякаго врага и супостата и оградите мя силою Святаго Духа и молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснадħвы Маріи, святыхъ небесныхъ силъ, ангелъ и архангелъ, и святыхъ апостоловъ, пророковъ и святыхъ святителей, преподобныхъ отецъ, праведниковъ и безсребрениковъ, и святыхъ мучениковъ, и мученицъ, преподобныхъ женъ и всħхъ святыхъ отецъ молитвами великимъ воеводамъ небесныхъ силъ. Архангелы Михаиле и Гавріиле, помози рабу своему (имя реку) избавите мя отъ труса и отъ всякаго врага, и лести діявольскихъ и злаго человħка, зло мышлящаго на мя, ненавидящихъ мене; и сохрани мя отъ всякаго недуга и отъ всякія притчи; избавите мя, миро благословенное, раба своего (имя река) и будете ми помощники и защитники въ бħдахъ и въ скорбяхъ, и въ печаляхъ, въ пустыняхъ и на распутіяхъ, и на рħкахъ; избавите мя отъ всякаго труса и потопа, огня, огненнаго меча и напрасныя смерти, и отъ всякаго врага льстива, и буря носимый и отъ всякаго лиха человħка избавите мя, великіе архистратизе Михаиле, Гавріиле, всегда, нынħ и присно, и во вħки вħковъ. Аминь. [Подобныя только что приведенной молитвы Михаилу или Гавріилу архангеламъ, или обоимъ вмħстħ, были широко распространены среди народа: въ нħкоторыхъ мħстностяхъ поглуше онħ и въ настоящее время еще въ большомъ ходу. Въ краткой редакціи молитвы эти помħщались обыкновенно въ видħ подписей подъ лубочными картинами съ изображеніями архангеловъ. (Срвн. Д. Ровинскій. Русскія народныя картинки, кн. III, ). Для сравненія, а также и для нагляднаго уясненія, въ какую сторону шла переработка и какимъ путемъ молитвы постепенно переходили въ заговоры, я помħщаю здħсь же доставленную мнħ М. Б. Едемскимъ подпись съ картины того же Михаила архангела (у Ровинскаго не отмħчена) изъ Вологодской губ., Тотемскаго уħзда. Эта молитва является посредствующимъ звеномъ между краткой редакціей, приведенной у Ровинскаго, и молитвой-заговоромъ діякона Петра ]. 10b. Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводħ Небесныхъ силъ. Господи Боже Великій Царю Безначальный Пошли Господи Архангела своего Михаила на помощь рабу своему (имя рекъ) изъяти мя отъ врагъ моихъ видимыхъ и невидимыхъ. Господенъ Архангеле Михаиле, излей мира благого на раба своего (имя рекъ). О Господенъ Великій Архангеле Михаиле демоновъ сокрушителю запрети всħхъ враговъ борющимся со мною сотвори ихъ яко овцы и сокруши ихъ яко прахъ предъ лицомъ вħтра. О Господенъ Великій Михаила Архангела шестикрылатіи первый княже и воевода небесныхъ силъ Херувимъ и всħхъ святыхъ. О Чудный Архангеле Михаиле Хранителю Неизреченный, буди ми помощь во всемъ: во обидахъ, въ скорбяхъ, въ печалехъ, въ пустыняхъ, на распутіи и на рħки и на моря тихое пристанище, избави мя Великій Михаиле Архангеле, отвсякія прелħсти дьявольскія егда услыши мя грħшнаго раба своего (имя рекъ) молящагося тебħ и призывающаго имя Твое Святое ускори на помощь мою и услыши молитву мою. О Великій Архангеле Михаиле побħди вся противящіяся мне силою чеснаго и животворящаго Креста Господня Молитвами Пресвятыя Богородицы и Святыхъ Ангелъ и Святаго Великаго Николая Чудотворца и Святаго Пророка Ильи и Святыхъ Великомученикъ Никиты и Евстафія и Преподобныхъ отцовъ Святыхъ Святителей и мученикъ и всħхъ святыхъ небесныхъ силъ. Аминь. О Великій Архангеле Михаиле помози мнħ грħшному рабу своему (имя рекъ) избави мя оттруса1) и потопа, огня и меча и отъ напрасныя смерти и отвсякаго зла, и врага льстиваго и отъ бури наносныя и отъ лукаваго избави мя Великій Михаиле Архангеле Господенъ всегда ныне и присно и вовħки вħковъ аминь. Аще который человħкъ котораго дни прочитаетъ молитву сію и того дни не прикоснется къ нему дьяволъ незлой человħкъ нилħностію блазнится сердце его аще или человħкъ преставится отъ житія сего, то надъ душой его не приметъ силы. 1 ) Печатается съ соблюденіемъ правописанія подлинника. 11. И по сей Ангелу Хранителю. Ангеле Христовъ, святый хранителю мой и покровителю души и тħлу моему и вся ми прости, елика ти согрħшихъ въ день и въ ночь сію словомъ и дħломъ, и помышленіемъ; отъ всякаго лукавствія противнаго врага и супостата избави мя, да ни въ коемъ же греси прогнħваю Бога моего; но моли за мя грħшнаго и недостойнаго раба твоего (имя рекъ), яко достойна мя покажи благости и милости, и святыя Троицы, и матери Господа Бога моего всегда, нынħ и присно, и во вħки вħковъ. Аминь. [Эта, здħсь искаженная, церковная молитва Ангелу Хранителю помħщалась на лубочныхъ картинкахъ].
7 12. Заговоръ заградить уста супостату. Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Одħяйся небомъ, покрывайся облаками, препоясайся поясомъ и силою Пречистыя Богородицы и святыми ангелы ея. Святая Богородица, со ангелами своими святыми, помози мнħ грħшному рабу своему (имя реку), и загради моему супостату уста, да не возмогутъ на мя глаголати зла. Ангелы и святые мои со мною, солнце одесную, мħсяцъ ошую раба Божія (имя река), звħзды на главħ моей. Аминь 3-жды. [Очень любопытный заговоръ, вħроятно, составленный самимъ владħльцемъ тетрадки изъ молитвъ и заговора]. 13. Заговоръ противъ супостата. Какъ звħзды отъ буйнаго вħтра померкнутъ, такъ бы у моего супостата сердце и уста бы у него померкли; и какъ мертвый онħмħлъ, такъ бы тотъ мой супостатъ онħмħлъ и не возмогъ бы противъ меня глаголати; и какъ мертвый на свħтъ не зритъ, такъ бы и тотъ мой супостатъ не возмогъ бы на меня зрить и противъ меня глаголати, раба Божія (имя река). Аминь. 14. Сонъ Пресвятой Богородицы. Царь небесный, Солнце. Сонъ пресвятей Богородицħ. Уснула пречистая Богородица въ городħ въ Виθлеемħ и пришелъ къ ней Іисусъ Христосъ, ей любезный сынъ, и рече ей: Мати моя, слышишы ли или спишы? И рече святая Богородица: уснула боло слатко, а ты меня разбудилъ! Рече ей Іисусъ Христосъ: да что во снħ видħла? И рече святая Богородица: Видħла въсе дивное: Тебя, Господа Іисуса Христа поимана и приведена предъ градъ, предъ Каіафу и предъ Кану, и предъ Пилата, и преданъ Іудеемъ, и у столба привязана, и поругана, и на крестħ распята, изъ твоея святыя главы крофъ течетъ и вода. яко кора отъ древа падетъ. И рече ей Іисусъ: Воистину сей праведенъ сонъ твой! Аминь. 15. Молитва на прогнаніе отъ всякаго зла. (1) Сія мħра взята бысть во Царе-Граде пястій 5-ти есть. Мħра златаго креста Господня, еюже можетъ мħряти небесную высоту и земную долготу. Который человħкъ на кой день зритъ на сію грамоту, на тотъ день напрасною смертію не умретъ; сію грамоту на судħ неправедны, судъ того человħка не судятъ, предпріиметъ ему смертны; а имħетъ сію грамоту собħ, кромħ ей злы, а твоей душой не приемлетъ. Ангелы Ерогъ, Салеванилъ, Громожанилъ у всħхъ пріуготованныхъ. Аще кто носитъ на себħ мħру сію, не боится зла человħка, не чадо адовитаго, ни желħза, ни притчи, ни жены злыя пакости сотворити не возмогутъ. Крестъ спаси и помози ми и помяни. Ангелы: Анутарасій, Восилутаръ, Еспъфедаръ, Наакътъ первенецъ, правда, премудрость, крħпость, поламраръ есть ми Матвħй, Варфоломей и Вселъсаморъ. Господа Бога нашего Іисуса Христа Отецъ есть Саваофъ и Сынъ, и Святый Духъ, единъ Господь святый; и добро есть человħку носити святи сіи вся спасенія имена. Апостоле Павелъ принесе въ церковь нараколовъ и отъемлема, дондеже призре Господь насъ грħшныхъ, не остави насъ кромħ твоего заступленія и избави Владыко многомилостиве помилуй раба своего (имя рекъ) отъ всякаго зла человħка, и отъ всякой напасти. Аминь. 3-жды говорить. 1 ) Сбоку заглавія въ квадратħ написано Іисусъ, подъ титломъ. 16. О водħ. Преблагословенна въ вħкъ вода почерпнути въ судно, да отрħзати крайчикъ хлħба, да тħмъ крайчикомъ та вода перекрестить, да въ ту же воду положить, да перекрестить Новогороцкую, да въ ту же воду положить, да тою же водою Новогороцкою перекрестить, да въ ту же воду и положить, и да въ ту же воду говорить молитвы сія 3-жды. Да дуть на ту же воду 3-жды. 17. Заговоръ на любовь раба Божія (имя рекъ). Господи, благослови, отче! Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Святый Отецъ Господь и пречистая ти Мати, святый Козма и Даміянъ пристали тутъ къ моимъ словамъ и слове самъ святыми; родительское око, матерне бы сердце, како бы и до меня раба Божія (имя река) были добры, какъ отецъ и мать до чадъ своихъ и какъ я рабъ до сестры и такъ бы тотъ рабъ Божій (имя рекъ) до меня, раба (имя река), и какъ родъ и племя и всего дħтки свои до своей животъ во вħки вħковъ. Аминь. Аминь. Аминь. Конецъ. [Послħ этой молитвы-заговора слħдуетъ написанное сполна евангеліе, читаемое въ первый день Пасхи, на литургіи (1-е зачало отъ Іоанна, гл. I, ст. 1 16). Текстъ написанъ довольно правильно, сь небольшими сравнительно искаженіями. Вслħдъ за текстомъ
8 замħчаніе: читать съ конца. Это указываетъ на то, что данный текстъ игралъ роль заговора. Многія церковныя молитвы, прочитанныя съ конца въ извħстное время и съ извħстными обрядами, обладаютъ, по мнħнію вħдуновъ, страшною силою. Еще большую силу имħютъ различныя части пасхальной обħдни и заутрени, прочитанныя въ 1-й день Пасхи въ церкви съ конца, при чемъ дħлающій заклинанія долженъ быть безъ креста1). Далħе, почти всю страницу занимаетъ изображеніе осьмиконечнаго креста съ подножіемъ (выс. 14 снт., ш. 7,5 снт.). Кромħ обычныхъ надписей и аттрибутовъ, по бокамъ креста расположены еще слħдующія: Распятіе Господа нашего Іисуса Христа. Святый Боже. Кресту Твоему. Христосъ воскресе. православнаго типа; отдħльныя выраженія изъ Канона Честному Кресту, обозначаемыя обыкновенно только иниціалами]. 1 ) См. мою работу Описаніе пчеловодства Шишкинской вол. Костромского уħзда. Кострома, 1904, стр. 77 о пчеловодныхъ суевħріяхъ. 18. Заговоръ отъ уро[ко]въ. Господи, Боже, благослови, отче! Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Уговариваю я азъ, рабъ Божій (имя рекъ), иглу, булавку, укладъ и желħзо, тħло въ рħпу; кость въ воду. Вода тиха, звħзда чиста. Ни отъ оборотней цвħты, ни отъ камня плода, ни отъ меня, раба Божія (имя рекъ), не руды, ни крови, ни щепоты, ни болħзни, ни коея тягости. Всегда, нынħ и присно, и во вħки вħковъ. Аминь. 19. Заговоръ отъ уроковъ, призоровъ, прикосовъ etc. Господи, благослови углемъ засвħтить. Господи, Боже, благослови, отче! Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Во всей земли подъ краснымъ а подъ свħтлымъ мħсяцемъ, въ нощъ по всей светаруской земли, турской, литовской, нħмецкой, крымской, по буръсаманской. Есть на семъ бħломъ свħтħ, во Іерусалимħ градħ, гдħ пострада Господь нашъ Іисусъ Христосъ, насъ ради плотію смерть вкуси; и порожденъ бысть нашъ Іисусъ Христосъ въ Вифлиемħ градħ; и крещеніе получа отъ Іоанна Предтечи во Іорданħ рħкħ, которая рħка изъ раю течетъ; и воспитанъ быстъ нашъ Іисусъ Христосъ въ Святой горħ, въ вертепħ, надъ святою рħкою, надъ Ерданомъ; и близь святаго Іордана стоитъ святая Фаворская гора; и на той святой Фаворской горħ лежитъ бħлъ Латыръ-камень; и на томъ бħломъ камени сидитъ пречистая Богородица, Христа царя мати, прядетъ шелковъ Хр. ту на пелену, и, отпрявши, смотала и выткала, и мыла во Іорданħ, рħкħ, и въ то время нашли на раба Божія, или на рабу Божію (имя рекъ), притчи и прикосы, уроки и призоры, щепота и ломота, и всякіе уговоры дневные и ношные, и переполохи, и зъмолитца рабъ Божій (имя рекъ): пречистая Богородица, послушлива есть пречистая Богородица и до малыхъ младенцевъ милостива; пріиде пречистая Богородица съ берчатою пеленою къ рабу Божію (имя рекъ) и станетъ вытирати притчи и прикосы, уроки и призоры, щепоту и ломоту, и всякіе уговоры, дневные и ношные переполохи изъ сего мозгу, изъ главы, изъ очей, изо всего бħлаго тħла, изъ его семъдесятъ дву суставовъ, изъ его семьдесятъ дву жилъ, ручьныхъ и ножныхъ, и лакотныхъ, и вы, притчи, прикосы, уроки, призоры, щепота и ломота, отъидите отъ раба Божія на пустое мħсто, а коли будетъ не послушаете пречістыя Богородицы и пошлетъ Христосъ херувимовъ и серафимовъ, и вся небесныя силы, и вамъ будетъ ити волею и неволею отъ раба Божія (имя река) сохрани мя, соблюди и закрой, защити своею нетлħнною ризою въ день при солнцħ, въ ночь при мħсяцħ, подъ частыми звħздами и по зорями утренними и вечерними, и во всякое время, во вħки. Аминь. 3-жды говори. 20. Отъ уроковъ и переполоховъ. Господи, благослови, Христосъ! Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Встану я, рабъ Божій (имя рекъ), благословясь, пойду перекрестясь, изъ избы дверми, изъ двора воротами, въ чистое поле; изъ чистова поля на Акіянъ-синее море. Акіянъ-синее море всħмъ морямъ море. И среди Акіянова моря стоитъ бħлъ сħръ горючъ камень. И на томъ горючемъ камнħ стоитъ Латырь-камень. И на Латырħ-камнħ сидитъ царь и царица. У царицы сидитъ дħвица, она съ шелковымъ виникомъ. Царь вели и царица вели, а дħвица мети съ раба Божія (имя река) щепоту и ломоту, уроки и призоры и прытошныя слова, и опуховыя, и отековыя, переполошныя и родимческую скорбь и болħзнь въ синее море. Сметай же съ раба Божія (имя река) отъ матерьняго рожденія и отъ святаго крещенія вħкъ по вħкъ, отнынħ и до вħку. Аминь. Которое слово я забылъ, будь мое слово впереди; будьте мои слова крħпки и лħпки. Никто моихъ словъ не можетъ не заговорить, не переговорить. Моимъ словамъ ключъ и замокъ. Мои ключи брошены въ синее море. [Кто] мои ключи изъ синяго моря достанетъ, тотъ мои слова обморочитъ и переговоритъ отнынħ и до вħку. Аминь. Оное говорить 3-жды. 21. Ангелу хранителю молитва. Ангеле христовъ, святы, преданный мнħ на соблюденіе душы и тħлу моему грħшному отъ святаго крещенія. Азъ же своею лħностію и своимъ злымъ обычаемъ прогнħвалъ твою пречистую свħтлость, отгнахъ тя отъ себя всħми студными дħлы; лжами, клеветами, завистію, осужденіемъ и презрħніемъ, непокорствомъ, братоненавидħніемъ, злопомнħніемъ, сребролюбіемъ, прелюбодħяніемъ, яростію,
9 скупостію, объяденіемъ безъ сытости, піянствомъ и многоглаголаніемъ, злыми помыслы, горькимъ обычаемъ и блуднымъ возбħшеніемъ, имы самохотіемъ на женски полъ и мужески; злое мое произволеніе, его же и скоти безсловесни не творятъ. Сіе да како уже возможеши возрħти на мя, или приступить ко мнħ, аки ко псу смердятему? Которыми очами, ангеле Христофъ, возриши на мя, отплетшаго вле и возгнуснħхъ дħлъ моихъ? Да кого уже возмогутъ просити отпущенія злымъ и горькимъ моимъ дħяніямъ, въ няже впадаю по вся дни и нощы, и на всякъ часъ. Помолитися и припаду я, хранителю мой святы, умилосердися о мнħ грħшномъ и недостойномъ рабħ твоемъ (имя рекъ); буди ми помощникъ и заступникъ на злаго моего сопротивника святыми твоими молитвами; и царствію Божію изведе, и въ третий день и воскресе, и во славħ велицħ на небеса взыде, и паки грядущій судити живымъ и мертвымъ, и воздати комуждо по дħломъ его въ онъже день вси мы грħшничаемъ, а тебе кающимся милость получити и вħрующимъ во имя светое. Ты бо еси, Господи, Самъ пречистыми усты рекъ: въ онъже день аще обратится грħшникъ и покается, живъ будетъ и не умретъ въ вħки. Но и азъ, грħшны рабъ твой (имя рекъ), того ради молютися, Господи, о своемъ согрħшеніи и своего ради обħщанія отъради мя, Господи, отпусти грħхи моя прежде разлученія души отъ тħла моего; наведи мя, Господи, на путь истины. И нынħ прошу и молюся, и каюся злыхъ моихъ дħлъ, Господи, спаси и ущедри, призри и посħти, и умилосердися, и помилуй мя, грħшнаго раба твоего (имя рекъ). Избави мя, Господи, отъ враговъ въ дому и на пути, и на водħ, и на всякомъ мħстħ. И побħди, Господи, вся борющіяся со мною. О, премилостивый Господи, человħколюбце, услыши мя грħшнаго, вопіющаго Ти, къ человħколюбцу Богу, взирающе на образа твои пречисты; надħюся на силу животворящаго креста своего и на Пречистую Твою Матерь, и на небесныя силы, и на пророка, предтечу и крестителя Твоего Іоанна, и на всħхъ святыхъ Твоихъ апостоловъ и пророковъ, и мучениковъ, и преподобныхъ отець, и всехъ святыхъ ради, Господи, пріими мое покаяніе грħшнаго, избави мя, Господи, отъ вħчныя муки, создавый мя, Господи, и помилуй мя, грħшнаго, еже (со)грħшихь безъ числа въ мирħ семъ. На Тя уповаю: спаси мя и даруй ми естественное (sic) ума и памяти, и многолюбиваго Твоего имени на призваніе грħшныхь Ти и Тебħ пħнія находящихъ въ мирħ. Безъ мущенія безгрħшенъ день сей подай же ми и зрħти, яко ты единъ безгрħшенъ и многомилостивъ, Человħколюбче, Господи Боже нашъ, и Тебħ славу возсылаемъ Отцу и Сыну и Святому Духу нынħ и присно и во вħки вħковъ. Аминь. 22. Для счастья. Для жеребью и щастія съ самой весны, еще грому не слыхалъ, а когда услышишъ громъ, то, что у тебя въ рукахъ случитца, что бы ни есть, хоша и желħзо, то изъ того къ своему жеребью приложи или потри. Что желаешъ, то тебħ и выпадетъ. Сему вħрь. 23. Для любви вħчной. Для любви вħчной хорошо, лягушки когда ħздятъ одна на одной, учинить что слħдуетъ. 24. Сонъ Пресвятыя Богородицы. Пресвятыя Владычицы, Мати Христа Бога нашего спала еси во святомъ градħ въ Вифліемħ Іудейскомъ, и пріиде къ ней Господъ Богь нашъ Іисусъ Христосъ, и рече ей: Мати моя возлюбленная, Пресвятая Богородица, спишь ты во святомъ градħ, въ Вифліемħ Іудейскомъ? и что во снħ видиши? И рече Ему Мати Его, Пресвятая Богородице: О, сыне возлюбленной мой, изрядное мое чадо, въ мартħ мħсяцħ, во святомъ градħ въ Вифліемħ Іудейскомъ сонъ я видħла пристрашенъ: како бы Тебя, моего Господа Іисуса Христа видħла поимана и связана, и преведена къ Понтинскому Пилату, игемону; на древħ кипарисħ распята, руцħ и нозħ Твои гвоздіемъ пригвожденнымъ, терновъ вħнецъ на главħ Твоей возложена и заушенна, и въ ребра Твои святыя прободенна, и абіе изыде крофъ и вода на изцħленіе христіяномъ и на спасеніе душамъ нашимъ. А Никодимъ снемъ пречистое тħло Твое, скрывъ; благообразный Иосифъ плащеницею чистою обвивъ и въ новħ гробħ положивъ; въ третій день воскресъ и всему міру дарова животъ вħчный, и раздра рукописаніе Адамово. Рече ей Господь нашъ, Іисусъ Христосъ Воистину неложенъ сонъ твой, Богородице! И аще кто его въ пути своемъ съ собою носитъ, тому человħку во всякомъ пути не прикоснется діяволъ, ни злой человħкъ, ниже нечистой духъ. И еще который человħкъ сонъ твой, Богородице, въ дому у себя держитъ, и тому человħку ни татьбы, ни разбойникамъ; въ томъ домħ рабомъ здравіе и скотомъ житіе, господину прибытокъ; по водамъ тихое пристанище и во бесħдħ честь. Аще которой человħкъ сонъ твой, Богородице, при смерти проспитъ или кого заставитъ прочтетъ и тотъ человħкъ избавленъ будетъ муки вħчныя и огня неугасимаго, черви неусыпаемыя и тьмы кромħчныя, и пріидутъ ангелы божіи и возьмутъ душу его честно, и понесутъ въ царствіе небесное. Всегда, нынħ и присно, и во вħки вħковъ. Аминь.
10 25. Сей листъ бысть у гроба божія списанъ златыми литерами во Іерусалимħ у назаретскаго царя Іудейскаго. Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Тħ слова святыя на сей свħтъ сосланы отъ самаго Господа нашего, Іисуса Христа, вольве пишеве базилевъ техъ отъ свħтħйшаго и посланъ къ брату своему королю противъ непріятеля. А такую мочь имħлъ, кто бы его хотħлъ читать или писать, или желаніемъ слушать, и тотъ человħкъ на сорокъ дней отпущеніе грħховъ имħетъ. А каждая рħчь тяшко дети не можетъ. А въ которомъ дому бħлоголовые беременная будетъ носить, то лехко отроча породитъ и сбережетъ ея Господь отъ всякаго злаго дни и въ нощи, и отъ каждой гадины, и скареднаго діявола. Прошу Тебя, Господи мой, искупи мя честною, святою твоею кровію, которой излилъ за насъ многогрħшныхъ. Іоаннъ Предтеча, Креститель Христофъ, которой крестилъ Господа Бога и Спаса нашего, Іисуса Христа, во Іорданħ рħцħ, исторжи меня, Господи, грħшнаго отъ огня и меча, и стрħлъ, дабы мнħ чего злаго тяшко дħти не могло. 26. А сей листъ найденъ въ землħ Браниской, на горħ Ливной, предъ образомъ архистратига Михаила. А кто его хотħлъ читать или переписывать, то самъ ему отворялся. А тотъ листъ написанъ былъ златыми литерами: Азъ, Іисусъ Христосъ, Сынъ Бога живаго, и присылаю вамъ объявлю мочь Божества своего. Есть день недħльны чтили и каждыхъ работъ не работали на страсть душамъ нашымъ, и молилися, иже праведливый Сынъ Божій мочи Божества своего написалъ и училъ, что добре и справедливо на дħла земныя далъ Богъ шесть дней работе, седьмый день освятивши его на добрыя дħла, учити на покой хвалы своея. Если не будетъ по волħ моей и по закону моему ходить, чинить то буду васъ гладомъ смотри, повħтріемъ злымъ и волъного карати, и положу на вся цари на градъ, короля и на короля, пана на пана, мħсто на мħсто, отецъ на сына, сынъ на отца, братъ на брата, сосħдъ на сосħда; и будетъ между вами великое кровопролитіе на земли; всħхъ васъ оскорблю и пищу у васъ отниму, и буду еще васъ карати громомъ и блистаніемъ, и вы познаете гнħвъ мой Божій. И справедливо есть для грħховъ васъ. И еще вамъ напоминаю для пресвятыя Матери моей: которые есть день недħльны чтили и всякихъ работъ не работали, въ церковь Божію ходили и стали по волħ моей ходити и по закону моему чинить. Еще пущу на васъ птицу черные, которые, летаючи надъ вами, крычучи, укусятъ; которыя суть злое повħтріе и проказы. Естьли въ субботу по вечерни не работали для пресвятыя Матери моей, то она умоляетъ. И естьлибы она не умоляла, уже давно бы горькою смертію померли. И въ недħлю каждый человħкъ, старый и молодый, сь женами и дħтьми своими въ церьковь Божію ходили и размышляли бы о грħсехъ своихъ, какихъ учинили въ теченіе недħли. Еще вамъ наупоминаю, дабы не клялися небомъ и землею. И вы, людіе, мои, гнħва моего не забывайте, не свидħтельствуете, убогихъ не забывайте, отца и мать чтите. Если въ трудахъ моихъ словесъ упражнятися, то дамъ вамъ царствіе небесное да и вħчный покой, которыя вħрятъ сему листу. А который человħкъ сему листу не вħритъ, таковой человħкъ недостоинъ чистаго покаянія, за грħхи своя помретъ насильною смертію и тотъ человħкъ проклятъ. А который человħкъ тому вħритъ и тотъ листъ при себħ носитъ, этотъ, хотя бы имħлъ грħховъ, якобы песку въ морħ и якобы листу на древħ, и якобы звħздъ на небħ, то всħ ему отпущены будутъ, въ царствіе небесное введенъ будетъ. Емуже слава нынħ и присно, и во вħки вħковъ. Аминь. 27. Молитва въ бħдахъ, скорбяхъ, печаляхъ etc. Господи Боже, великій Царю, безначальный, пошли рабу своему (имя реку) архистратига Михаила, хранителя отъ врагъ моихъ видимыхъ и невидимыхъ. Хранителю мой, архистратизи Михаиле, буди мнħ грħшному (имя реку) въ бħдахъ и скорбħхъ, въ печалħхъ пустыхъ утħшителемъ, на рħкахъ сохранителемъ. Государя нашего Александра Павловича и весь дворъ его. Избави мя отъ прелести діявольскія. О, великій архистратиже, побħди вся противящія не силою Святаго Духа. Молитвами пресвятыя Владычицы нашея, Богородицы и Приснодħвы Маріи и всħхъ святыхъ. О великій Михаиле и Гавріило, научйте терпħти, како нашъ Господь, Іисусъ Христосъ, прежде смерти крестныя, страдая, испустилъ 100 кратъ ħ слезныхъ капель при страстħ и своихъ и лицъ п ѕ тысячном] с н кровавыхъ капель 8 крату, скє за власы главныя и за браду порванъ бħ и влачимъ о н кратъ подкнувъ и падъ на землю с. 28. О 12 пятницахъ. Великій Климендъ, папа римскій, поучаетъ насъ, братіе, въ году 12 пятницъ и добрħ хранити подобаетъ: 1-я пятница на первой недħлħ великаго поста. Кто въ ту пятницу постится, тотъ человħкъ сохраненъ будетъ отъ напрасныя смерти.
11 2-я пятница предъ Благовħщеніемъ пресвятыя Богородицы. Кто въ ту пятницу постится, тотъ человħкъ сохраненъ будетъ отъ убійства. 3-я пятница на Страстной недħлħ великаго поста. Кто въ тую пятвицу постится, тотъ человħкъ сохраненъ будетъ отъ непріятеля. 4-я пятница предъ Вознесеніемъ Господа Бога, Спаса нашего, Іисуса Христа. Кто въ тую пятницу постится, и тотъ человħкъ сохраненъ будетъ отъ воды. 5-я пятница предъ сошествіемъ Святаго Духа. Кто въ тую пятницу постится, тотъ человħкъ сохраненъ будетъ страха и меча. 6-я пятница предъ Иліемъ пророкомъ. Кто въ тую пятницу постится, тотъ человħкъ избавленъ будетъ вħчныя муки. 7-я пятница предъ Рождествомъ Іоанна Предтечи. Кто въ тую пятницу постится, тотъ человħкъ сохраненъ будетъ отъ всякія скудости и недостатка. 8-я пятница предъ Успеньемъ пресвятыя Богородицы. Кто въ тую пятнацу постится, тотъ человħкъ сохраненъ будетъ отъ всякаго смущенія. 9-я пятница предъ Кузмою-Даміаномъ. Кто въ тую пятницу постится, тотъ человħкъ избавится отъ грħховъ. 10-я пятница предъ Михайломъ архангеломъ. Кто въ тую пятницу постится, того человħка сама пресвятая Богородица почнетъ имя его въ руцħхъ своихъ держати. Конецъ рукописи утраченъ.
12 РУКОПИСЬ ВТОРАЯ [Рукопись на 12 ненумерованныхъ листахъ. Сшита изъ двухъ тетрадокъ различнаго формата: первые пять листовъ и послħдній въ восьмую долю; между послħднимъ и предпослħднимъ листами вшита тетрадочка изъ шести листовъ въ шестнадцатую долю. Первая тетрадь изъ очень грубой, какъ бы оберточной, бумаги безъ филиграней; написана крайне небрежнымъ, некрасивымъ и неразборчивымъ почеркомъ первой четверти XIX столħтія. Вторая тетрадочка написана на болħе хорошей бумагħ, имħющей водяные знаки — буквы «В Ф» и «Р Ф» въ четыреугольной узорчатой рамкħ. (У Лихачева похожи знаки, относящіеся къ половинħ XVIII столħтія); почеркъ — красивая и четкая скоропись конца XVIII вħка. На оборотħ послħдняго листа запись очень малограмотнаго человħка: «сия книга деревне Блядунова крестиенин Якова Андреева». Правый нижній край послħдняго листа оборванъ; начало рукописи (нħсколько листовъ) утрачено. Рукопись порядкомъ потрепана и засалена. Рукопись заключаетъ въ себħ два свадебныхъ оберега и одинъ заговоръ отъ порчи, щепоты, прикосовъ, призоровъ и вообще отъ всякихъ болħзней. Послħдній заговоръ первой тетрадки и первый заговоръ маленькой вшитой тетрадочки совпадаютъ (въ тетрадочкħ начало заговора утрачено); имħются лишь незначительные варіанты]. 29. Свадебный оберег. Господи Боже, благослови Отче! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Христосъ небесный. Есть святое море Акіянъ; на томъ святомъ морħ Акіянħ есть бħлъ камень Латарь; на томъ бħломъ камени Латарħ сħдитъ старъ матеръ человħкъ, волосомъ сħдъ, бородою бħлъ; стоитъ отъ того матера человħка Гесимянная гора отъ востока и до заката, отъ лħта и до сħвера. И ħздитъ по той по Гесимянной горħ сватой Егорей на своемъ на сивомъ конħ, со своимъ златымъ копіемъ и встаетъ на стражħ около князя молодово первобрашнаго (имя рекъ) и около княгини молодые первобрашные (имя рекъ), и около тысецкого, и около сватьевъ, и около князевыхъ бояръ, и около свершниковъ и запетниковъ, и повозников; и ставитъ святой Егорей желħзной тынъ отъ востока до заката и отъ лħта и до сħвера; отъ камяной горы до небесной высоты, до Господня престола; отъ престола до каменной горы; отъ каменной горы до желħзной подошвы, до трехъ китовъ; а толщина по три сажени печатныхъ. Ħздитъ самъ святый Егорій на своемъ на сивомъ конħ, со своимъ златымъ копіемъ къ мħднымъ воротамъ, къ булатнымъ вереямъ; и ставитъ самъ святый Егоргей Михаила архангела съ скипетромъ, а у другой вереи Гавріила архангела съ скипетромъ и пропускаетъ князя первобрашнаго (имя рекъ) съ тысяцкимъ и свахами, и дружками, и князевыми боярами, съ вершники и запятники, и повозники, и со мной рабомъ Божіимъ (имя рекъ); — пропускаетъ сквозь мħдныя ворота, сквозь булатныя вереи князя молодого первобрашнаго (имя рекъ) и княину молодую первобрашную (имя рекъ) съ тысяцкими и дружками, и свахами и князевыма боярама, съ вершники и запятники, и повозники, и со мною рабомъ Божіимъ (имя рекъ). И святый Боже, Козма и Даміянъ затворяетъ ворота к булатнымъ вереямъ; святый Боже, Михайло архангелъ, Петръ и Павелъ, верховныи апостолы, замыкаетъ (такъ!) своимъ златымъ замкомъ, оставляетъ ключъ у меня, раба Божія (имя рекъ). Самъ святый Егоргей со своимъ златымъ копіемъ, а Михайло архангелъ съ скипетромъ около князя молодого, первобрашнаго (имя рекъ) и около княини молодые, первобрашные (имя рекъ), и около тысецкого, и около свахъ, и около дружекъ, и около князевыхъ бояръ, и около меня, раба Божія (имя рекъ), колдуна, колдунью, вħдуна, вħдунью въ ретивое серцо, въ мякое леко(1), въ черную печень, — чернаго, черемнаго, русаго и краснаго, однозуба и двоезуба, стараго и малаго, и середолица(2). И хто лихо подумаетъ на князя молодово, первобрашнаго (имя рекъ) и на княину молодую первобрашную (имя рекъ), и на весь князевъ поħздъ, и на меня, раба Божія (имя рекъ) — ангели, архангели, поставьте того отреченика въ землю смоливымъ пнемъ, облейте ретивое серце смолою, огнемъ, царе, выжги у его уста и серце со злыми дħлами въ день поцолцемъ(3), въ ночь подъ мħсяцемъ, по утру рано, въ вечерħ поздо, по всякъ день, по всякъ часъ, по всяко время, на ветху мħсяцħ и на молоду, на полнħ и на перекроħ. И тħмъ моимъ словамъ ключъ и замокъ. Кое слово забылъ, то слово поставьте, святители Христовы, всħхъ напередъ. Всегда и нынħ, и присно, и вовħки вħковъ. Аминь. 1 ). въ мягкое легкое. 2 ) Вмħсто — средолħтка, человħка среднихъ лħт. 3 ). подъ солнцемъ. 30. Свадебный оберегъ. Господи, Боже! Благослови, Отче! Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Царь небесный, святые Козма, Даміянъ, Михайло архангелъ, Гавріилъ архангелъ, Петръ и Павелъ верховны апостолы, поставьте къ моему дħлу поспħшеніе и поможеніе, а я, рабъ Божій (имя рекъ), вамъ, государямъ ангеламъ, отъ поту лица своего молюсь; вамъ, государямъ ангеламъ, свħчи затеплю. И ты когда, колдунъ и колдунъя, вħдунъ и вħдунья, отречешися сего свħту, житія-бытія своего и когда потребиши отца или матерь, лишишися сего свħту, житія своего; и когда опрокинешь на край небо, опрокинешь на край землю до желħзной подошвы, до трехъ китовъ; и когда принесешь отъ трехъ китовъ ретивое сердце и съ горячей кровію, и съ мягкимъ легкимъ1), и съ черной печенью ко мнħ, рабу Божію (имя рекъ), — въ тотъ часъ тотъ колдунъ и колдунья, вħдунъ и вħдунья князя молодого испортить (имя рекъ) и княину молодую (имя рекъ), и съ тысяцкимъ, и съ всħми и друшками, и со всħмъ поħздомъ, съ вершники и запятники, и со мной, рабомъ Божіимъ (имя рекъ), килу привяжешь, икоту напустишь, х.й увязишь, пи.ду украдешь, нелюпку напустишь, мокрую грыжу напустишь, дрожъ напустишь, къ лавкħ привяжешь, пердежъ
13 напустишь, у передоħжжихъ щеки2) запрешь въ путħ, въ дорогħ, и коней въ воротахъ поставишь, языкъ въ удилахъ запрешь, к назьму сани приморозишь, въ пути въ дорогħ дороги украдешь, въ пустой дворъ заведешь, изъ сħдла вышибешь, потпруги подорвешь, изъ саней вышибешь и внизъ опрокинешь, завертки подорвешь, и гужи подорвешь, — тебħ того дħла не здħлать не которымъ дħломъ не похитрить и не помудрить, своего отца и матерь не полишить сего свħту, житія и бытія ихъ и мħста, и тебħ, колдуне и колдуньħ, заповħди не полишить и не учинить, не поставить на край небо и внизъ землю не опрокинуть до желħзной подошвы, до трехъ китовъ, не принести изъ трехъ китовъ ретивого сердца съ мягкимъ легкимъ и съ черною печенью ко мнħ, къ рабу Божію (имя рекъ). А тотъ часъ и тогда тотъ колдунъ, колдунья, вħдунъ, вħдунья раба Божія, князя молодово (имя рекъ) и княину молодую (имя рекъ) и съ тысяцкимъ, и съ свахами, и съ друшками, и со всħмъ поħздомъ: съ вершники и повозники, и со мной, рабомъ Божіимъ (имя рекъ) килу не привязать, икоты не напустить, х.й не увязить, пи.ды не украсть, нелюпку не напустить, мокрые грыжи не напустить, къ лавкħ не привязать, пердежъ не напустить, у передоħжихъ щекъ не запереть, въ пути и въ дорогħ коней въ воротахъ не поставить, языкъ въ удила не вбитъ и къ назьму сани не приморозить, въ пути и въ дорогу не укрась, въ пустой дворъ не завезешь и въ огородецъ не завезешь, и въ дроводħлъ не взаведешь, изъ сħдла не вышибешь, потпругъ не подорвать, изъ саней не вышибить, внизъ не опрокинуть, завертокъ не подорвать, гужей не изорвать, — того тебħ дħла не здħлать не какимъ, не которымъ дħломъ. Или, кто на князя первобрашнаго (имя рекъ) подумаетъ и на кнеину первобрашную (имя рекъ), и на весь поħздъ княжей, и на меня раба Божія (имя рекъ), — ангели, архангели, поставьте того отреченика въ землю смоливымъ пнемъ, облейте ретивое серце ево смолою огненной, црь (такъ!) выжги у его очи, замкни уста съ ево злыми дħлами — въ день подъ солнцемъ, въ ночь подъ мħсецемъ, по утру рано, вечеру поздо; по всякъ день, по всякъ часъ и по всяко время; на верху и на молоду, на полнħ и на ущербħ, и въ сей часъ; и буди тħмъ моимъ словомъ ключъ и замокъ. Ангели Христовы, которое слово я забылъ, поставьте всħхъ напередъ. Всегда и нынħ, и присно, и во вħки. Аминь. 1 ) Въ оригиналħ — «мякимъ лекимъ». 2 ) Надъ этимъ словомъ и предыдущимъ въ оригиналħ тою же рукой и тħми же чернилами написано — «дружки» 31. Отъ порчей и другихъ болħзней. Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Стану язъ, рабъ Божій (имя рекъ), благословясь, поиду перекрестесь, на Божіи дħла, на Божій путь, изъ избы дверьми, изъ двора воротми — въ чистое поле. Какъ въ чистомъ полħ Акіянъ Святое синее море; во Акіянħ святомъ синемъ морħ бħлъ Златарь камень. Какъ въ бħломъ Златарħ камени стоитъ золотъ стулъ, на золотомъ стулħ сħдитъ святая Марія на золотħ стулħ; держитъ святая Марія золотые ножницы; она, святая Марія, обрħзываетъ, Духъ Святый остригаетъ и обрħзываетъ съ раба Божія (имя рекъ) прикосы, призоры, уроки, витряные и утряные, денные и полуденные, вечерные и полуночные, щепоту и болħзнь иная нутряная; костяную и росыпную грыжу, и околотную грыжу, грыжу пуповую и паховую, надмудную и подмудную, и сколотное, и хомудьцы, килу и вередъ, и отекъ; сердечную грыжу, лихую порчу, глухую, икоту, говорунью, потяготную, позħвоту и посмħюнью — изъ костей, изъ мозгу, изъ очей, изъ рħсницъ, изъ лица, изъ ретиваго сердца, исъ черной печени, изъ горячей крови, изъ становыхъ суставовъ, изъ подсуставныхъ изъ жилъ, изъ рукъ, изъ ногъ, изо всего стану. Съ раба Божія (имя рекъ) святая Марія и съ меня, раба Божія (имя рекъ), порчу и прикосы, призоры, уроки витряные и утряные, денные и полуденные, вечерные и полуночные — на темные лħсы и на сухіе боры, по мхамъ и по болотамъ, и по гнилымъ колодамъ, по лежачимъ выскирямъ кладетъ, сама приговариваетъ: какъ тħмъ гнилымъ колодамъ и лежачимъ выскирямъ на сцеину (такъ!) не бываетъ зеленымъ, не станетъ на мнħ, на рабħ Божіħ (имя рекъ), не бываеть притчамъ и порчамъ, призорамъ и прикосамъ, и урокамъ, витрянымъ и утрянымъ, деннымъ и полуденнымъ, вечернимъ и полночнымъ, ведунству и колдунству отнынħ и до вħку, раба Божія (имя рекъ) вħкъ сповħдаючи, пречистая Мати Божія, Богородица напрестольная. И язъ кое слово забылъ, рабъ Божей, и тотъ то слово поставь у всħхъ напередъ. Петръ и Павелъ, верховные апостолы, закройте и защитите меня, раба Божія (имя рекъ), своею ризою нетлħнною отъ зла человħка, отъ лихія думы, отъ черново, отъ черемново, отъ бħлово, отъ русово, отъ попа, отъ попадьи, отъ черньца, отъ черноризницы, отъ дħ?ки простоволоски, отъ своея думы, раба Божія (имя рекъ), отъ своево помыслу. И тħмъ моимъ словамъ ключъ и замокъ. Всегда, нынħ и присно, и во вħки вħковъ. Аминь. Аминь. Аминь. [Послħдній листъ рукописи занятъ молитвою на прогнаніе всякаго врага и супостата. — «Да воскреснетъ Богъ» — Конецъ ея, вмħстħ съ правымъ нижнимъ краемъ оторванъ. Оборотъ послħдняго листа занятъ лишь приведенною въ началħ записью; остальное пространство не записано].
14 РУКОПИСЬ ТРЕТЬЯ [Рукопись въ восьмую долю, на 15 ненумерованныхъ листахъ; написана на бумагħ конца XVIII и начала XIX вħковъ почеркомъ середины XIX ст.; почти всħ листы съ различными филигранями 1 ). Начало и конецъ рукописи утрачены. Внизу по листамъ была какая то запись, частью стершаяся, частью вырванная; осталось лишь нħсколько буквъ: «. стра. ано. ецкой. кру. кокеш. «. На оборотħ шестого листа загадка: «Стоитъ море на пяти столбехъ царь глаголетъ сія радость моя а царица рыдаетъ сія пагуба моя» 2 ). Въ текстħ встрħчаются поправки и приписки. Вся рукопись разбита, была сшита и снова распалась на отдħльные листочки; края и углы рукописи обились отъ употребленія. По сгибамъ видно, что рукопись была свернута въ трубку. Пріобрħтена въ С.-Петербургħ у крестьянина Олонецкой губ., Петрозаводскаго уħзда, Якова Незлобина. Отъ заговора (или заговоровъ), помħщеннаго на утраченныхъ листахъ рукописи, осталось лишь три строки, занимающихъ верхнюю часть нынħшняго перваго листа:]. часа ключи въ замки. Во вħки вħковъ. Аминь. Аминь. Аминь. 1 ) Вħроятно матеріаломъ для этой рукописи послужили чистые листы, вырħзанные изъ различныхъ архивныхъ дħлъ. Такого рода рукописи встрħчаются довольно часто. 2 ) Очень извħстная загадка, встрħчающаяся часто даже на богослужебныхъ книгахъ. Отгадка: море — стаканъ вина въ рукħ; царь — тħло; царица — душа. 32. Заговоръ на остуду. Встану я, рабъ Божій (имя рекъ), не благословясь, пойду, не перекрестясь, изъ избы не дверьми, изъ сħней не воротами; выйду во чисто поле, къ синему морю, стану на самое подвальвое бревно, погляжу, посмотрю въ подсħверную сторону: стоитъ въ подсħверной сторонħ ледяной островъ; на ледяномъ островħ ледяная камора; въ ледяной каморħ ледяныя стħны, ледяной полъ, ледяной потолокъ, ледяныя двери, ледяныя окна, ледяныя стекла, ледяная печка, ледяной столъ, ледяная лавка, ледяная кровать, ледяная постеля, и самъ сидитъ царь ледяной. Въ той ледяной каморħ, на той ледяной печкħ сидитъ кошка польска, сидитъ собачка заморска, сидятъ другь ко другу хребтами. Коли та кошка польска и та собачка заморска повернутся другъ ко другу мордами, царапаются и кусаются до кровавыхъ ранъ. Такъ же бы грызлись и кусались рабъ Божій (имя рекъ) съ рабою Божіей (имя рекъ) до синихъ пятенъ до кровавыхъ ранъ. Не могъ бы рабъ Божій (имя рекъ) на рабу Божію (имя рекъ) ни зрħть, ни глядħть, ни въ какой часъ, ни въ какую минуту. Не могла же бы и раба Божія (имя рекъ) на раба Божія (имя рекъ) не зрħть, не глядħть ни въ какой часъ, ни въ какую минуту. Ай же ты, царь ледяной, не студи, не морозь ни рħкъ, ни озеръ, ни синихъ морей! Застуди, заморозь ретиво сердце у раба Божія (имя рекъ) и у рабы Божіей (имя рекъ), не могли бы вмħстħ ни ħсть, ни пить, ни другъ на друга посмотрħть, ни думами подумать, ни мыслями помыслить. Казался бы рабъ Божій (имя рекъ) рабħ Божіей (имя рекъ) злħе звħря лħсного, лютħе гада полевого; такъ же бы и раба Божія (имя рекъ) рабу Божію (имя рекъ). Аминь. Аминь. Аминь. Говорить трижды плюнуть. 33. Заговоръ на болħзнь скота. Господи, благослови, отче! Святой Власей, Егорей велико-мученикъ, царица Александра! На семъ селħ, на семъ дворħ, у раба Божія (имя рекъ) во хлħвħ сидятъ три жировика и три лħсовика, и три отпадшихъ силы. У меня, раба Божія (имя рекъ), на жировиковъ и на отпадшую силу есть тридевять прутовъ, тридевять кнутовъ и тридевять булатныхъ ножовъ. Этими тридевятью прутами, тридевятью кнутами и тридевятью булатными ножами откалываю, отбаиваю, отговариваю животъ раба Божія (имя рекъ) отъ избного, отъ печного, отъ двороваго, отъ хлħвного, отъ уличнаго, отъ водяного, отъ лħсового, отъ баеннаго, отъ каменнаго, отъ нечистаго духа, отъ отпадшей силы, отъ завидости, отъ переговору, отъ худыхъ глазъ, отъ своей отъ думы, во вħки вħковъ. Аминь. Аминь. Аминь. Говорить въ виникъ, плюнь. [дальше замазано]. 34. Отъ порчи. Господи благослови, Истинный Христосъ! Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Портевщику, колдовщику, портевщицħ и колдовщицħ на синемъ морħ бħлой пħны не прихлебать, морской глубины не измħрить, небесной высоты не опознать, меня, раба Божія (имя рекъ), въ вħкъ живучи, не испортить и никакой порчи не пустить: ни въ буйную голову, ни въ ретиво сердце горячее, ни въ легкія, ни въ печень, ни въ грудь бħлую, ни въ поясницу поперешную, ни въ крыльца. Запрусь же я, рабъ Божій (имя рекъ), отъ портевщика и отъ колдовщика, отъ портевщицы и отъ колдовщицы, и отъ всякаго лихого человħка крħпкимъ замкомъ, желħзнымъ ключемъ и отпущу я, рабъ Божій (имя рекъ), ключъ этотъ въ Окіянъ-море. Когда портевщикъ или колдовщикъ, портевщица или колдовщица на синемъ морħ бħлу пħну прихлебаютъ, морскую глубину спознаетъ, всю небесну высоту измħряетъ, — и тогда меня, раба Божія (имя рекъ), не испортить во вħки вħчные. Аминь. 35. Отъ призора и наговора. Встану, благословясь, пойду, перекрестясь — изъ избы дверями, изъ сħней воротами, въ чистое поле, къ синему морю. Въ Окіянъ-морħ пупъ морской; на томъ морскомъ пупħ — бħлый камень Олатырь; на бħломъ камнħ Олатырħ сидитъ бħлая птица. Летала та бħлая птица по городамъ и пригородамъ, по селамъ и
Источник