Виктор Гюго — биография
Первый симптом любви у молодого человека — робость, а у девушки — смелость
Виктор Мари Гюго (франц. Victor Marie Hugo) — французский писатель-романтик (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма, политик. Член Французской академии (1841). Зодиака — Рыбы.
Предисловие к драме «Кромвель» (1827) — манифест французских романтиков. Пьесы «Эрнани» (1829), «Марион Делорм» (1831), «Рюи Блаз» (1838) — воплощение бунтарских идей. В историческом романе «Собор Парижской богоматери» (1831) сильны антиклерикальные тенденции. После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил политический памфлет «Наполеон Малый» (1852) и сборник сатирических стихов «Возмездия» (1853).
Романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами. Сборники стихов «Восточные мотивы» (1829), «Легенда веков» (т. 1-3, 1859-1883); роман о Французской революции «93-й год» (1874).
Лидер романтического движения
Виктор Гюго родился 26 февраля 1802 года в Безансоне. Он был третьим сыном капитана (позднее генерала) наполеоновской армии. Его родители часто разъезжались и в конечном счете 3 февраля 1818 получили официальное разрешение жить раздельно. Виктор воспитывался под сильным влиянием матери, чьи роялистские и вольтерианские взгляды наложили на него глубокий отпечаток. Отец сумел завоевать любовь [en] и восхищение сына после смерти [en] своей жены в 1821 году. В течение долгого времени образование Гюго было бессистемным. Лишь в 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда перешел в лицей Людовика Великого.
По окончании лицея Виктор Гюго вместе со своими братьями предпринял издание двухнедельного журнала «Консерватер литерер», где опубликовал свои ранние стихи и первую версию мелодраматического романа «Бюг Жаргаль» (1821). Он увлекся подругой детских лет Адель Фуше, но встретился с решительным неодобрением матери, и только после ее смерти отец позволил влюбленным встречаться.
Первый сборник молодого поэта «Оды и разные стихотворения» (1822) снискал одобрение короля Людовика XVIII: Виктор Гюго был награжден ежегодной рентой в 1200 франков, что позволило ему жениться на Адель. В 1823 году он издал свой второй роман «Ган Исландец», написанный в русле « готической» традиции. Это означало сближение с романтизмом, что отразилось и в литературных связях: друзьями Гюго стали Альфред де Виньи, Шарль Нодье, Эмиль Дешан и Альфонс де Ламартин. Вскоре они образовали группу Сенакль при журнале «Мюз франсез», который обладал ярко выраженной романтической направленностью. Особо теплыми были отношения между Гюго и Шарлем Сент-Бевом, опубликовавшим в еще одном романтическом издании — журнале «Глоб» — хвалебную рецензию на «Оды и баллады» (1826).
В 1827 году Гюго выпустил пьесу «Кромвель», которая оказалась слишком длинной для постановки на сцене, однако ее знаменитое «Предисловие» стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Виктор обрушился на классицистские единства времени, места и действия, выступил в защиту сочетания возвышенного с гротеском и выдвинул требование использовать более гибкую систему стихосложения, отказавшись от александрийского двенадцатисложника. Этот манифест романтической драматургии во Франции, а также проникнутая гуманистическими идеями повесть «Последний день осужденного» (1829) и поэтический сборник «Восточные мотивы» (1829) принесли Гюго громадную славу.
Период с 1829 по 1843 год оказался для Гюго в высшей степени продуктивным. В 1829 появилась пьеса «Марион Делорм», запрещенная цензурой из-за нелестного изображения Людовика XIII. Меньше чем за месяц Виктор написал свою вторую драму — «Эрнани». За скандальной постановкой 25 февраля 1830 последовали другие, столь же шумные. «Битва за Эрнани» завершилась не только триумфом автора пьесы, но и окончательной победой романтизма: «Бастилия классицизма» в сфере драматургии была разрушена. Не меньший резонанс имели и последующие пьесы, в частности, «Король забавляется» (1832) и «Рюи Блаз» (1838).
Особое место в творчестве Виктора Гюго занимает «Собор Парижской Богоматери» (1831), поскольку здесь он впервые продемонстрировал свои великолепные возможности в прозе. Как и в драмах этого периода, персонажи романа обрисованы посредством романтической символизации: это исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах; эмоциональные связи возникают между ними мгновенно, а их гибель обусловлена роком, который служит способом познания действительности, ибо в нем отражается противоестественность «старого строя», враждебного человеческой личности. В этот же период достигает полной зрелости и поэтический дар великого поэта.
16 марта 1831 года в Париже вышел роман «Собор Парижской Богоматери». Роман был написан Гюго с целью вывести в качестве главного героя готический собор Парижа, который в то время собирались снести, либо модернизировать. Вслед за выходом романа во Франции, а затем во всей Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников. В этом произведении автор воскресил бурную жизнь французской столицы 15 века. События романа развиваются в Париже на фоне собора Нотр-Дам де Пари, который является без лишнего преувеличения действующим лицом романа. И это не случайно: Нотр-Дам де Пари — не только географическое, но и духовное «сердце» Парижа. Над своей книгой Гюго работал с 25 июля 1830 по 14 января 1831 года, с перерывом в несколько месяцев, совпавшим с разразившейся в Париже революцией.
Сборники лирических стихотворений Виктора Гюго — «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840) — возникли в значительной мере благодаря личным переживаниям. В это время в жизни Гюго произошли важные события: Сент-Бев влюбился в его жену, а сам он проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ. В 1841 году литературные заслуги Гюго получают, наконец, признание Французской Академии, куда его избрали после нескольких неудачных попыток.
В 1842 году Виктор Гюго выпускает книгу путевых заметок «Рейн» (1842), в которой излагает свою программу интернациональной политики, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. Вскоре после этого поэт пережил страшную трагедию: в 1843 его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули во время кораблекрушения на Сене. Удалившись на время от общества, Гюго стал обдумывать план большого социального романа под условным названием «Невзгоды». Работа над книгой была прервана революцией 1848 года: писатель вступил в сферу активной политики и был избран в Национальную Ассамблею.
Изгнание и триумф
После государственного переворота 2 декабря 1851 года писатель скрылся в Брюссель, оттуда перебрался на остров Джерси, где провел три года, а в 1855 — на остров Гернси. За время долгого изгнания Виктор создал величайшие свои произведения. В 1852 была опубликована публицистическая книга «Наполеон Малый», а в 1853 появились «Возмездия» — вершина политической лирики Гюго, блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III и всех его приспешников.
В 1856 году вышел сборник «Созерцания» — шедевр лирической поэзии писателя, а в 1859 были изданы первые два тома «Легенды веков», которые утвердили его славу великого эпического поэта. В 1860-1861 годах Виктор вновь обратился к роману «Невзгоды», значительно его переработав и расширив. Книга была напечатана в 1862 году под названием «Отверженные». Всемирную известность получили такие персонажи этого прославленного романа, как благородный каторжник Жан Вальжан, осужденный за кражу буханки хлеба, превратившийся в зверя и возродившийся к новой жизни благодаря милосердию доброго епископа; инспектор Жавер, преследующий бывшего преступника и воплощающий собой бездушное правосудие; алчный трактирщик Тенардье и его супруга, истязающие сиротку Козетту; влюбленный в Козетту юный энтузиаст-республиканец Мариус; парижский сорванец Гаврош, героически погибший на баррикадах.
В период своего пребывания на Гернси Виктор Гюго опубликовал книгу «Уильям Шекспир» (1864), сборник стихотворений «Песни улиц и лесов» (1865), а также два романа — «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Первый из них отражает пребывание В. Гюго на Нормандских островах: главный герой книги, наделенный лучшими чертами национального характера, проявляет необычайную стойкость и упорство в борьбе с океанской стихией. Во втором романе Гюго обратился к истории Англии в эпоху царствования королевы Анны. В основе сюжета лежит история лорда, в раннем детстве проданного торговцам людьми (компрачикосам), которые превратили его лицо в вечную маску смеха. Он колесит по стране [en] в качестве бродячего актера вместе с приютившим его стариком и слепой красавицей, а когда ему возвращают титул, выступает в палате лордов с пламенной речью в защиту обездоленных под издевательский хохот аристократов. Покинув чуждый ему мир, он решает вернуться к прежней бродячей жизни, но смерть возлюбленной приводит его в отчаяние, и он бросается в море.
После крушения режима Наполеона III в 1870 году, в самом начале Франко-прусской войны, Виктор Гюго возвращается в Париж в сопровождении верной Жюльетты. В течение многих лет он воплощал оппозицию империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему стала оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе.
Избранный в Национальную Ассамблею в 1871 году, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. В 1872 писатель издал сборник «Грозный год», свидетельствующий об утрате иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842 года.
В 1874 Гюго, совершенно равнодушный к новым веяниям в прозе, вновь обратился к историческому роману, написав «Девяносто третий год». Несмотря на множество точных сведений о революционной Франции, в романе вновь торжествует романтическая символизация: один из героев воплощает беспощадность к контрреволюционерам, а второй — милосердие, которое превыше всех гражданских раздоров; революцию же писатель именует «очистительным горнилом», где ростки новой цивилизации пробиваются сквозь хаос и мрак.
В возрасте 75-ти лет Виктор Гюго издал не только вторую часть «Легенды веков», но и сборник «Искусство быть дедом», на создание которого его вдохновили внуки Жорж и Анна. Заключительная часть «Легенды веков» вышла в 1883 году. В том же году Жюльетта Друэ умерла от рака [en] , и эта утрата подкосила силы Гюго. (Е. Д. Мурашкинцева)
Факты о жизни и творчестве Виктора Гюго
1. Виктор Гюго родился в семье генерала наполеоновской армии и дочери судовладельца. Впоследствии, рассказывая о своем детстве, он подчеркивал один факт, который узнал от отца: он был зачат во время прогулки в горы, на самой высокой горе Донон, самой высшей вершине Вогезов, среди облаков. На вершине — значит, над всем миром. Виктор был третьим сыном в семье. Два брата — Абель и Эжен были здоровыми [en] , жизнерадостными детьми [en] . Третий же, Виктор, самый слабый и болезненный [en] из всех, всегда оставался задумчивым и печальным. Семья часто переезжала, так как этого требовала карьера отца. Раннее детство будущий писатель провёл на Корсике, в Италии и Испании. Обучался Виктор большей частью в Мадриде, вместе с детьми испанской аристократии, которые относились к нему пренебрежительно, может быть именно из детства и идет его нелюбовь к высшим слоям общества.
2. Мать Гюго безумно влюбилась в офицера по фамилии Лагори, который был крёстным отцом Виктора, и вместе с детьми уехала от мужа. Леопольд Гюго сделал блестящую карьеру и стал состоятельным человеком, а новый избранник матери был расстрелян за участие в заговоре против Наполеона. Юность будущего писателя прошла под знаком тяжелейшего бракоразводного процесса, который устроили его родители. Спасением для него стала рано проявившаяся страсть к сочинительству. Первые свои произведения он написал в 14-летнем возрасте.
3. В 20 лет Виктор Гюго женился на Адель Фуше. В браке у него родилось [en] 5 детей, из которых первенец умер в младенчестве, а старшая дочь трагически погибла в возрасте 19 лет во время медового месяца, катаясь на яхте. Из всех детей Гюго наиболее интересна судьба младшей дочери – Адель, единственной из них, кто пережил своего прославленного отца. В 1975 году Франсуа Трюффо обратился к истории её жизни и трагической любви в фильме «История Адели Г.» с Изабель Аджани в роли главной героини. В популярной литературе получил распространение термин «синдром Адели», которым описываются случаи страстной безответной платонической любви.
4. Первая зрелая работа Виктора Гюго, «Последний день приговорённого к смерти», была написана в 1829 году . Повесть оказала большое влияние на таких писателей, как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Федор Михайлович Достоевский. Клод Ге, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы — романа–эпопеи «Отверженные». Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris («Собор Парижской Богоматери»), опубликованный в 1831 году и быстро переведённый на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов появления романа было последующее привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали сохранять. В предисловии от автора к роману было написано следующее: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».
5. Всего Виктор Гюго создал 13 пьес, 9 романов и множество стихов и небольших литературных произведений. Был избран членом Французской Академии. Многие его произведения были экранизированы. Особенно часто экранизировали «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», а из пьес «Рюи Блаз». Также существует много опер на сюжеты Гюго, самые известные из которых «Риголетто» Верди и «Эрнани» Верди и Беллини. Также были созданы мюзиклы по романам «Отверженные» (Шёнберг, 1980) и «Нотр-Дам де Пари» (Коччанте, 1998).
6. Последние годы жизни Гюго жил с семьёй сына Шарля. К тому времени два его сына были уже мертвы. Гюго жил с невесткой и двумя внуками. Он обожал своих внуков Жоржа и Жанну, и написал поэтический сборник «Искусство быть дедом». Еще до смерти Гюго улицу, на которой находился особняк писателя, назвали его именем. Гюго умер в возрасте 84 лет от воспаления легких, окруженный славой и богатством в 1885 году. Гроб с телом Виктора Гюго был выставлен в течение двух суток под Триумфальной Аркой, которую закрыли чёрным крепом. После пышных национальных похорон прах писателя был помещён в Пантеоне.
7. Гюго вполне вероятно, автор самой короткой переписки в истории почты. Когда в 1862 году вышел его новый роман «Отверженные», писатель находился в отпуске, но ему всё не терпелось узнать реакцию читателя на свое произведение. Поэтому Гюго послал своему издателю срочную телеграмму, состоящую из одного символа: «?». То, в свою очередь, также был немногословен, прислав лишь: «!».
На фото: Виктор Гюго с внуками Жанной и Жоржем
Сочинения Виктора Гюго
- Œuvres complètes, v. 1 — 48, P., 1904 — 38;
- В русском переводе — Собр. соч., т. 1 — 15, М., 1953 — 56;
- Избранные произведения, т. 1 — 2, М. — Л., 1952.
Знаменитые цитаты Виктора Гюго
- Мы рождаемся с криком, умираем со стоном. Остается только жить со смехом;
- Творец книги — автор, творец её судьбы — общество;
- Жизнь — это цветок, а любовь — нектар;
- Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг;
- Высшее счастье в жизни — это уверенность в том, что вас любят, любят ради вас самих, вернее сказать — любят вопреки вам;
- Если можно вообразить себе что-то страшнее ада, где страдают, то это ад, где скучают;
- Подлинное неравенство в браке — это неравенство душ;
- Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга;
- Быть добрым совсем нетрудно: трудно быть справедливым;
- Наши поступки могут вознести нас до небес и швырнуть в глубочайшую пропасть. Мы — дети наших деяний;
- Перед великим умом я склоняю голову, перед великим сердцем[en] — преклоняю колени;
- Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям;
- Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой;
- Меняйте ваши мнения, сохраняйте ваши принципы: меняйте листья, сохраняйте корни;
- Смех — это солнце [гор] : оно прогоняет зиму с человеческого лица;
- У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности;
- Первый признак истинной любви у мужчин — несмелость, у женщины — смелость;
- В Мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло.
Виктор Гюго скончался 22 мая 1885 года в Париже, от пневмонии. После смерти удостоился государственных похорон, продолжавшихся 10 дней, в которых приняло участие около десяти миллионов человек, а гроб с его останками 1 июня был помещен в Пантеон — рядом с Вольтером и Руссо.
Видео: Виктор Гюго — биографический очерк
- Алексеев М. П., В. Гюго и его русские знакомства. «Литературное наследство», М., 1937, № 31 — 32;
- Арагон Л., Гюго — поэт-реалист, Собр. соч., т. 10, Москва, 1961;
- Брахман С., «Отверженные» В. Гюго, М., 1968;
- Данилин Ю. И., В. Гюго и французское революционное движение XIX в., М., 1952;
- История французской литературы, т. 2, М., 1956;
- Лафарг П., Легенда о В. Гюго, в его сб.: Литературно-критические статьи, М., 1936;
- Луначарский Анатолий Васильевич. В. Гюго. Творческий путь писателя, М., 1931;
- Николаев В. Н., В. Гюго. Критико-биографический очерк, 2 изд., М., 1955;
- Реизов Б. Г., Гюго, в его кн.: Французский исторический роман в эпоху романтизма, Л., 1958;
- Роллан Р., Старый Орфей, Собр. соч., т. 14, М., 1958;
- Сержент Ж., Рисунки В. Гюго, сокращ. пер. с франц., [М., 1970];
- Трескунов М. С., В. Гюго, Очерк творчества, 2 доп. изд., М., 1961;
- его же, В. Гюго, Л., 1969;
- Audiat P., Ainsi vécu V. Hugo, P., 1947;
- Cachin М., V. Hugo de 1848 à 1851, «La Pensée», 1952, № 41;
- Escholier R., V. Hugo, cet inconnu, P., 1951;
- Foucher P., Souvenirs, P., 1959;
- Maurois A., Olimpio ou la vie de V. Hugo, P., 1954: Perche L., V. Hugo, P., 1952;
- V. Hugo. [Par J. de Lacretelle, A. Maurois, Н. Guillemin e. a.], [P., 1967].
Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме 🙂 |
И чуть ниже оставьте комментарий.
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети [en] -внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя.
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Источник