Вид оберега у казахов

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Nomad Kazakhstan, Обереги от сглаза у казахов.

Вторник, 13 Февраля 2018 г. 18:16 + в цитатник

Обычно, эти украшения состоят из нескольких гармонично связанных между собой частей, отличающихся своеобразием форм и красотой декора. В собрании Государственного музея искусств им. А. Кастеева имеется уникальная по своему художественному и декоративному решению подвеска-оберег ?кіая?, занимающая центральное место в одной из витрин в зале декоративно-прикладного искусства Казахстана. Эта интересная по своей конструкции ?кіая? датируемая ХІХ веком была приобретена научными сотрудниками музея во время экспедиции в Восточном Казахстане. Изделие выполнено в традиционной форме, верхняя часть представлена в виде тумара с крупной прозрачной вставкой из стекла в центре и мелкими вставками из бирюзы по краям.

Археологические данные свидетельствуют, что первыми украшениями были именно амулеты и талисманы – всевозможные ожерелья, браслеты, кольца и другие украшения, изготовленные из костей, зубов, когтей и других частей животных.
Слово «амулет» произошло от арабского слова, означающего «носить». В широком смысле это название применимо к любым украшениям-оберегам, которым приписываются магические свойства. Появлению различных типов оберегов способствовала вера людей в их сверхъестественную силу, которая по представлению древних могла оградить человека от воздействия внешних недобрых сил, нападений врагов и животных. Обереги подразделяются на вещественные (предметные), символические и словесные (заговоры).

В ювелирных украшениях и амулетах вставки и подвески из камней применялись не только для декоративного завершения, они осмысливались как стерегущее око. Наиболее излюбленными камнями казахов были сердолик, кораллы и бирюза. Каждый камень наделялся определенной символикой, а также магическими и лечебными свойствами.

Доктор исторических наук Ш. Тохтабаева в книге «Серебряный путь казахских мастеров» пишет: «Сова осмысливалась казахами двойственно. С одной стороны, она воспринимается как представитель темных сил и поэтому считается способной противодействовать отрицательным явлениям, поскольку зло, причисляя ее к своему разряду, не причиняет ничего дурного тому, кто ею обладает. С другой стороны, сова обожествляется. На птиц-тотемов в быту казахов существовал запрет охоты, но, вместе с тем, повсеместно в Казахстане в ходу были обереги из когтей, перьев филина. Приходилось сову покупать у представителей тех родов, где тотемами выступали другие животные.

Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него.

По словам очевидцев, такой обряд существует в Западном Казахстане и по сей день.
В Казахстане повсеместно в качестве оберегов использовали когти и перья филина. Казахи и киргизы почитали филина как священную птицу. Вероятно, это поверье было связано с осмыслением роли филина как птицы, бодрствующей ночью, и способной охранять людей от злых духов, действующих преимущественно в ночное время.

Образ птицы у казахов, как у многих народов мира, символизировал счастье, свободу и добро. Наделенный сильным охранным свойством ?кі играл немаловажную роль в свадебной церемонии ?кі-та?у. Родственники жениха в день сватовства родителей и родственников невесты одаривали подарками, а невесте прикалывали к ее головному убору ?кі, после чего она считалась засватанной. Традиция ?кі-та?у с некоторыми изменениями существует по сей день. Казахи проявляли особый интерес также к подвескам-оберегам ?кіая?, которые пришивали к женскому головному убору от сглаза.

Кораллы, способствующие жизненному благу и большому потомству, часто применялись в украшениях как подвески. Семантическое значение красного цвета многозначно. Это цвет родовой крови, символ огня, энергии, солнца и тепла. Также большой популярностью пользовалась и бирюза, по предположению она приносила счастье, удачу и отражала самочувствие – в случае болезни бирюза меняла свой цвет.
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время украшения-обереги ?кіая? не находят применения в современном быту и моде.

Но по-прежнему продолжают пользоваться большой популярностью пучки перьев филина – ?кі, которые, в качестве своеобразного талисмана, часто прикрепляют в салон автомобиля, на музыкальный инструмент – домбру, а также на настенные ковры в интерьере жилого дома. Все это свидетельствует о том, что в народе этот фетиш до сих пор не утратил своего первоначального значения – оберега.

Читайте также:  Талисманы амулеты для торговли

СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Nomad Kazakhstan
Символическое значение украшений-оберегов в мировоззрении казахского народа
На протяжении многих столетий казахские ювелирные украшения были и остаются неотъемлемой частью национального костюма, придавая ему особую нарядность и торжественность.

В число вещественных оберегов входят различные амулеты и талисманы (от сглаза, порчи, болезней и т. д.), заговоренные народными целителями, знахарями, обладающими зарядом положительной энергии.
Каждый из типов амулетов имел специальное предназначение, место хранения и ношение. Обычно они хранились в отдельно отведенном месте или их вкладывали в амулетницы – бойт?мар, т?марша или ?олты?ша, изготовленные из серебра. Такие амулеты можно было носить и как самостоятельное украшение.

Основой нижней части являются крупные разветвленные когти филина с множеством подвесок из коралловых бус и круглых вставок из стекла красного цвета на удлиненных цепочках.
Магико-охранную функцию в изделии играют когти филина оправленные в серебро, а также тумары, выполненные в виде треугольных пластин. Издавна треугольная форма считалась символом женского начала и мировой горы. Все религии отмечают многообразие мифологических функций мировой горы, которая воспринимается как модель вселенной, отражающей элементы и параметры космического устройства.

Таким образом, люди не нарушая запрета, одновременно приобщались к своему тотему, приобретая его защиту».
Для предотвращения сглаза и порчи пучок перьев филина – ?кі, как правило, подвязывали к колыбели новорожденного ребенка. Из перьев филина делали султанчики для детских головных уборов, их пришивали сбоку на настенный ковер т?скииз, а также подвешивали к домбре, чтобы оградить акынов от сглаза.
Пучки перьев филина как оберег используются также у киргизов, узбеков и туркмен. Якуты для защиты детей от воздействия негативных сил к колыбели ребенка подвязывали голову, коготь и клюв совы.

К наиболее простым типам относятся кожаные амулеты либо амулеты на тканевой основе, имеющие треугольную форму.
Обереги предназначались не только для людей, но и для жилища и домашнего скота. Например, шаныра? юрты женщины украшали яркими разноцветными кистями – шаша?, которые свисали с купола жилища, словно мерцающие звезды; на стены вешали богато вышитый ковер-оберег – т?скииз, с пришитыми сбоку перьями филина – ?кі и т. д. По традиции, появившегося на свет верблюжонка первое время оберегали и не показывали посторонним. Позже шили специальную яркую уздечку, к которой прикрепляли амулет-т?мар от сглаза.

Источник

Казахские обереги и их тайны: как кочевники прогоняли злых духов 4943—>

Не секрет, что раньше наши предки верили в духов. Во времена тенгрианства люди в степи считали, что есть хорошие и плохие духи. К первым относили, например, духов предков — аруахов, ко вторым — джинов-бесов. Чтобы избавиться от нечистой силы, применялись различные практики. Одна из них — кружение вокруг больного, в переводе на казахский – «айналайын». Чокан Валиханов писал, что это слово у казахов самое нежное и самое верное выражение любви, ведь, кружась около больного, человек забирал себе всю боль.

Sputnik Казахстан рассказали, что значат обереги казахов.

Почему форма тумара треугольная

В качестве оберегов от всевозможных жизненных бед использовали тумары. Чаще они были треугольной и цилиндрической формы. С приходом ислама тумары стали использоваться как футляры для молитв, их начали носить на шее. Треугольная форма оберега может восходить к представлениям о солнечном луче, женской плодовитости.

В чем сила перьев филина

С доисламского периода степняки верили, что от злых духов сохраняют голова филина, когти и перья птицы. Амулеты с изображением животных и птиц были порождением шаманизма и митраизма.

Перья филина привязывали к юрте и к колыбелям детей, пришивали на детскую одежду, настенные ковры, головные уборы, а также подвязывали к домбре, чтобы оградить акына от сглаза. Такая традиция сохраняется и по сей день.

Интересно, что сова для казахов была и представителем злых сил. Было поверье, что злые силы не причиняют ничего дурного тем, кто обладает частью совы, так как принимают за своих.

В то же время эта птица почиталась по-особому: амулеты из совы было получить трудно, так как в священную птицу не стреляли. Двойственное отношение к сове можно заметить на амулете «уки аяк». Он представляет собой пару когтей в серебряной оправе, смоделированных завитками вверх.

Раковины каури

Действенным оберегом считали и раковины каури. Их называли «жылан бас» – змеиная голова. Образ змеи и сегодня можно увидеть в казахском прикладном искусстве. Змея и раковина каури символизировали женское начало и плодородие.

Раковинами каури и бусами «көзмоншақ», которые имитировали глаз, украшали головные уборы девушек. В степи верили, что так можно предотвратить сглаз.

Читайте также:  Serious sam луксор четыре амулета

«Есть и животные, которых боятся черти. Например, при родах – верблюда-самца и ежа. К колыбели детей привязывают ежовые иглы, а при родах кладут их на страждущую. Замечательно, что волосы русского человека употребляют также в числе средств для изгнания болезни», — писал Валиханов.

Сила сережек

С древних времен оберегом казахи считали серьги, поэтому женщины носили их с детства и на всю жизнь.

С покойниц снимали все украшения, кроме серег. Считалось, что, если этого не сделать, в уши проползет змея. Если надо было снять серьги, то приходилось рвать мочки ушей.

Магическая природа серег усиливалась символикой: их части были в форме змеи, пики, солнца, месяца, спирали. Старшее поколение и сегодня считает серьги оберегами, серьги обязательно входят в придание невесты.

Верили в степи и в силу перстней. До наших дней дошла выражение: «чтобы пища была чистой, на руках должен быть перстень». Неспроста на сороковой день после рождения ребенка в воду для купания бросали серебряное кольцо.

Отпугивать нечистую силу призваны были украшения для волос. Считалось, что в волосах обитает часть души, поэтому косы нельзя стричь, а вычесанный волос не бросали.

Сегодня во многих казахских женских украшениях встречаются подвески в виде конусовидных, фигур, имитирующих колокольчики. Казахи верили, что такие подвески своим шумом или звоном защищали от темных духов.

Оберегом был также пояс серебряными бляхами, который зачастую имел символическую форму солнца, рыбы, совы.

Источник

Женщина без украшений как будто мертва: какие секреты скрывают древние драгоценности казахских девушек

Казашки всегда любили носить украшения! Трудно представить, что чувствовала невеста, когда надевала в день свадьбы до 10 килограммов разных серебряных вещиц!

Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения Шайзада ТОХТАБАЕВА много лет изучает ювелирное искусство Казахстана. Говорит, сейчас снова в моде этностиль. Какие же тайны скрывают кольца, браслеты, серьги и как считать с них информацию? Что предки считали мощным оберегом? Об этом и о многом другом исследователь рассказала “КАРАВАНУ”.

Более 20 лет Шайзада Тохтабаева провела в экспедициях, общалась с зергерами, старейшинами, изучала особенности разных ареалов, искала редкие ювелирные украшения, которые ныне хранятся в музее.

Демонстрируя фотографии во время своей лекции в Музее имени А. Кастеева (Курс лекции малой Академии искусств «Асем Алем»), она рассказала, что одни из первых украшений, обнаруженные казахстанскими археологами, относятся к эпохе бронзы.

Наши предки-язычники верили в силу неба, солнца, звезд, нечистую силу. Отсюда – множество суеверий, некоторые из которых дошли до наших дней.

Признак хорошего тона – дарить кольца

– Существовало этикетное правило у казахов – женщина должна носить перстень, в противном случае приготовленная ею пища не будет считаться чистой, – говорит Шайзада Тохтабаева. – Непременно женщины носили браслеты, чтобы энергия не уходила из рук. Это еще можно объяснить тем, что большинство украшений делали из серебра, обладающего, как известно, лечебными, антисептическими и обеззараживающими свойствами. Через год после рождения девочке прокалывали уши и надевали шелковую нитку или маленькое колечко, поскольку серьги были важным маркером половой принадлежности.

Бедные девушки также надевали серьги, височные подвески, выполненные из серебряной проволоки.

По мере взросления у девушки украшений становилось больше, а формы их более красочными.

Будущая невеста носила серьги с изображением солнца, полумесяца, звезды или семян, зерен – символов плодородия.

Носили девушки также ожерелье, перстни, браслеты, а камзол застегивали на серебряные застежки (капсырма). В косы обязательно крепили серебряные украшения с подвесками, которые оттеняли ее походку.

В западных ареалах в приданое невесты включалось около 100 украшений. Они предназначались для подарков родственницам мужа.

Чем их было больше, тем благополучнее считалась семья. На второй день после свадьбы молодая супруга могла раздаривать свои украшения. Это считалось признаком хорошего тона.

– Когда женщина умирала, с нее снимали все украшения, оставляли только серьги. Было такое поверье: если их нет, в уши проползет змея, – продолжает исследователь. – В Западном Казахстане я обнаружила любопытный обычай: старушки специально надевали очень тяжелые серьги, вследствие чего мочки ушей отвисали, а затем разрывались естественным образом от тяжести. Таким образом, из-за экономических соображений не надо было серьги зарывать вместе с усопшей.

А если супруг умирал, его вторая половина снимала с себя все украшения. Женщина без украшений считалась… мертвой. Только через год траура она могла что-то надеть, но очень скромное.

Мужчины в казахской степи тоже носили перстни, нагрудные медальоны и пояса, декорированные серебряными бляхами.

Какую информацию несут узор и техника

В культуре казахов не было случайных вещей: форма, стиль, орнамент могут многое рассказать о хозяине украшения. Если подобраны правильно.

– Украшения всегда служили этнодифференцирующим фактором, – рассказывает Шайзада Тохтабаева. – Каждая территория имела свои технологии, наработки, стиль, орнамент, так что ювелирное искусство на территории Казахстана развивалось самостоятельно.

Центральный Казахстан отталкивался от животного мира, на юге преобладал растительный мотив, а на западе, где в основном “геометрический” стиль, доминировала тема космоса.

Дело в том, что местные зергеры свое вдохновение черпали, преимущественно глядя на небо. В украшениях этого ареала часто присутствуют мотивы звезд, которые наделялись мощным очищающим действием. В целом, украшения Западного Казахстана – своего рода феномен ювелирного искусства. Взять хотя бы популярный браслет, соединенный цепями с кольцами. Такого рода браслеты есть в Индии, на Северном Кавказе, больше нигде в мире их нет.

Женщины-сватьи носили перстень на два пальца. Он символизировал единение двух семей. Раньше главы рода надевали огромные перстни, покрывавшие всю кисть руки.

У казахов были популярны височные подвески в форме пики. Считалось, они обладают охранным свойством. В Центральном Казахстане, на севере, востоке присутствовал чеканно-гравировочный стиль с изображением растительных мотивов. Закат серебряного века

Горизонтальные ожерелья больше характерны для севера. Любопытный момент: к ним подвешивали российские монеты, это было модно.

Древняя техника – литье – в большей степени была развита в Северном, Центральном, Восточном Казахстане. А на юге зергеры предпочитали эмалевый стиль.

В казахском ювелирном искусстве также присутствуют заимствованные элементы. Например, полихромная эмаль сформировалась на основе работ узбекских мастеров. При ее выполнении чаще наносили голубые, синие красители, символизирующие культ неба.

Ну а самые популярные мотивы, которые есть в украшениях современных женщин, – спираль, S-образный знак – символ бесконечности.

Примечателен перстень “птичий клюв” – “кұстумсық” овальной формы, осмысливаемый как мощный оберег, как, впрочем, и треугольный оберег тұмар. От сглаза, болезней, порчи всегда носят бирюзу, сердолик, коралл.

По словам исследователя, все это говорит о том, что работает закон сохранения энергии, художественных идей и технологических навыков.

Да, во все времена ювелирные изделия отражали имущественный статус их обладателя. Обратите внимание: обеспеченные люди всегда носят украшения в одном стиле.

Дар свыше: благо или наказание?

– Профессия ювелира была популярна?

– Она была очень почетная, ведь далеко не каждый мог стать зергером. Обычно дар передавался от отца к сыну. Когда я собирала материал, многие мастера рассказывали, что они часто подвергались серьезным испытаниям. Расскажу истории из жизни. У одного мужчины отец был ювелиром. В советское время это искусство перестало развиваться, и он пошел работать учителем математики в школу. Вскоре стал терять зрение. Однажды во сне ему напомнили, кем был его отец и что мужчина должен взять инструменты, поехать в родное село, оборудовать мастерскую и тогда вылечится. Так он и сделал. Я была у него в гостях, видела мастерскую… Зрение чудесным образом вернулось! Зергер из Чингистая

В народе говорят: если отец или мать обладают каким-то талантом, дети, внуки должны его продолжать. Если этого не делать, их ждет наказание.

Я даже написала об этом статью “Дар свыше: благо или наказание?”.

Отец одного казахстанского политика тоже был зергером.

Но юноша решил пойти другим путем, даже нашел старушку, которая обладала даром отводить талант с помощью молитв.

Я впервые такое услышала. Что интересно, парень отошел от династического дара, выучился на бухгалтера. Сейчас он успешный политик. Но на досуге все равно работает с металлом.

В чапане живет энергия хозяина

– Меняется ли мода на ювелирные украшения?

– Конечно, все меняется. Но антикварные украшения, ручная работа всегда в цене. Заметила: национальные казахские украшения, в основном носят девушки, женщины, ориентированные в искусстве. Многие современные художники работают в этностиле. Это сейчас модно. Много наших украшений уехало на ПМЖ в США, Европу.

– Встречаются ли ошибки в орнаментах у современных мастеров?

– Я не видела. Ошибки вижу в основном на одежде, когда наносят крупные узоры, характерные для напольного ковра. На ковре они читаются, на футболках, платьях – нет.

– Слышала, что металл, камни запоминают информацию, потому чужие серьги, кольца не стоит носить, чтобы не повторить судьбу этих людей…

– Если судьба мамы, бабушки была тяжелая, некоторые женщины боятся ее повторить и не носят их украшения. А вообще родовые вещи очень ценятся, особенно украшения и ковры тех, кто был успешен, прожил долгую счастливую жизнь.

У казахов есть традиция, когда кусочек от “счастливого” старого ковра обязательно вставляют в новый.

Ружье, чапан и украшение успешного человека хранили дома. Считалось, в чапане живут его дух, энергия.

Источник

Читайте также:  Амулеты шрек по выпускам
Оцените статью
Фото — Фото предоставлены Шайзадой ТОХТАБАЕВОЙ