Василий Шукшин
Василий Шукшин — биография
Василий Шукшин — известный советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель, Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РФ.
Всесоюзная настоящая известность пришла к актеру после киноленты «Калина красная»
Василий Шукшин весь состоял из загадок и противоречий. Писал о деревне, но жить желал в столице, снимал кино о жизненных ценностях, а сам пил и поколачивал своих жен. Даже его смерть до сих пор окутана тайной.
Василий Шукшин – простой русский мужик, но очень талантливый, впрочем, как и все русские люди. Он не только писал литературные произведения, но и сам готовил по ним сценарии для фильмов, потом сам их снимал, играя зачастую главные роли. Всё у него получалось легко, непринуждённо. Мало кто знает, как надрывалась душа, как болело сердце.
Детство и юность, семья
Василий Шукшин родился в 1929 году в сибирском селе Сростки в крестьянской семье. Васе не было и четырех лет, когда его отца Макара Леонтьевича обвинили в «антиколхозном заговоре» и расстреляли.
Васю и его младшую сестру Наташу растила мать. После ареста мужа односельчане пытались выселить ее с детьми из дома, но Мария Сергеевна смогла свое имущество отстоять. Позже она вышла замуж за хорошего человека: отчима Шукшин всегда вспоминал с теплотой.
В деревне была семилетка, чтобы учиться дальше, из Сросток нужно было уезжать. Василий уезжает на обучение в Бийский автомобильный техникум. Денег семье не хватало, через два года Шукшин бросает учёбу и возвращается домой. В родной деревне Василию предложили место слесаря в колхозе. Настоящая биография творца начинается только сейчас.
Во время службы на Черноморском флоте, Василий Шукшин много пишет. Рождаются рассказы, первыми слушателями которых были сослуживцы. Но армия закончилась для будущего актера рано, врачи поставили диагноз язвы желудка. Врачи, не желая брать ответственность на себя, комиссовали Василия из рядов Советской Армии.
На Родине Василий Шукшин сдал экзамены за курс средней школы, стал работать учителем словесности, но это был способ прокормиться, особого удовольствия учительская стезя ему не доставляла.
Фильмы, литература
Биография сделала резкий поворот в сторону. Семья отдаёт последние деньги сыну, и Шукшин едет покорять столицу. Во ВГИКе он поступает на факультет режиссуры. Попутно писатель Василий Макарович предлагает московским издательством свои рассказы. Жизнь становится насыщенной, начинается работа в кино. В «Тихом Доне» он играет роль эпизодическую. Это стало удачным дебютом, в следующем фильме Василий играл уже главную роль.
Актёру Вачилию Шукшину стало поступать много предложений. Как режисссёра его ещё не знали, а он ждал именно этого. Он сделал это в фильме «Из Лебяжьего сообщают», малозаметная картина, но значимая, так как послужила началом нового витка творческой биографии. «Живёт такой парень» стал признанием таланта Василия Макаровича.
Писал Василий Шукшин о простых людях, которые пытаются достойно выйти из трудных ситуаций, приготовленных для них судьбой. «Калина красная» приковала внимание зрителей на долгие годы, нехитрая история заставляет сопереживать и сочувствовать. В картине есть всё: юмор, драматизм жизненных судеб, философский аспект, размышление над смыслом жизни.
Посмотрев историю Егора Прокудина, зрители не могли сдержать слёз. Но поклонникам творчества Шукшина впору было плакать о самом писателе. Василий Макарович работал на износ, участились приступы язвы.
Задумав новый фильм о Степане Разина, Василий Макарович усиленно собирает исторический материал. В этот период создаётся картина «Пески-лавочки», она получает хорошие отзывы кинокритиков. Начались съёмки военной эпопеи «Они сражались за Родину». Шукшину не суждено было посмотреть отснятый фильм, они почти сняли всё, но актёр скончался на итоговой части съёмок.
Ни на секунду нельзя сомневаться, что кино заполонило всю сущность актёра и режиссёра. Василий Шукшин продолжает писать и издавать романы, повести, рассказы. И в каждом произведении автора капля по капле раскрывается загадочная русская душа.
Личная жизнь
Первой женой Василия Шукшина стала любовь его юности Мария Шумская, но она отказалась сопровождать мужа в столицу. Он вернулся через несколько лет за разводом, которого так и не получил. Василий встретил другую женщину, но это не послужило поводом дать Шукшину развод. На многие ухищрения идёт писатель, он женится на Лидии Александровой, знакомится с Лидией Федосеевой.
Невероятное обаяние писателя и актёрское мастерство обольщать делали Василия Шукшина притягательным для многих женщин. Но только Лидия Федосеева-Шукшина всегда была рядом с мужем.
Язва желудка, открывшаяся много лет назад, не отпускала Шукшина всю жизнь. С каждым возлиянием приступы становились все чаще и тяжелее. В 1974 году Василий Макарович уехал на съемки фильма «Они сражались за Родину». Лидия была на кинофестивале и сопровождать мужа не могла, о чем сожалеет до сих пор.
Смерть
Съемочная группа жила на корабле «Дунай». Все свободное время Шукшин проводил в своей каюте, был крайне грустен и неразговорчив. Когда приятель заглянул к нему, то заметил, что Василий что-то рисует на пачке сигарет. «Да так, горы, небо, дождь. В общем, похороны. » — пояснил Василий Шукшин. Мрачное предчувствие. Той же ночью его сердце остановилось.
Незадолго до этого Василий с приятелем отправился на местном «уазике» в баньку, но по дороге они наехали на кошку. «Плохая примета — к покойнику!» -мрачно заметил водитель. Крик бедного животного был таким душераздирающим, что Василий Шукшин забился в нервном припадке.
Ночью у него прихватило сердце. Шукшин вышел в коридор, где его заметили коллеги и дали успокаивающих капель. Медсестры в тот момент поблизости не было, и Василий Макарович отправился к себе в каюту. А утром 2 октября 1974 года актеры Николай Губенко и Георгий Бурков обнаружили его бездыханное тело. В официальную причину смерти — инфаркт миокарда — никто из близких не поверил.
В свои 45 лет Василий Шукшин был здоров, на сердце не жаловался, зато рассказывал о многочисленных творческих планах.
Один за другим пронеслись слухи: мол, в его каюте все было перевернуто вверх дном, как будто что-то искали; что стоял запах корицы — верный признак «инфарктного» газа; тело Шукшина было скрючено, словно его отравили. Ни одна из версий не была подтверждена.
Коллеги хлопотали, чтобы Василия Макаровича похоронили на Новодевичьем кладбище, но кто-то из чиновников отказал: «Слишком жирно будет!» Участок выделили только после обращения Сергея Бондарчука к председателю Совета Министров СССР Косыгину. Власти сделали все, чтобы на похороны явилось как можно меньше народа: сообщили ложное время, запретили видеосъемку, не выпустили из автопарка ни одного такси. И все же люди толпами шли в Дом кино проститься со своим кумиром — приносили крестики, иконки, ветки калины. Кто бы что ни говорил, а Василий Шукшин был настоящим народным героем.
Обе дочери Шукшина связали свою жизнь с театром и кино, выбрав профессию актрисы. Мария Шукшина признаётся, что отец её многому научил. Почему актёр скоропостижно скончался во время съёмок от сердечного приступа, остаётся загадкой. Накануне Василий Макарович тщательно обследовался по поводу своей хронической язвенной болезни. Никаких отклонений от нормы врачи не заметили, хотя приступы боли участились.
Источник
ЖИЛ ТАКОЙ ПАРЕНЬ ВАСИЛИЙ ШУКШИН
Имя Василия Шукшина можно встретить на Алтае повсюду. Оно не только на афишах концертов, выставок и кинофестиваля, рекламных баннерах, но в памяти и сердце каждого его земляка. Приуроченные к годовщине его рождения уже сорок лет проводятся Шукшинские чтения – праздник, собирающий бессчётное множество гостей и жителей Алтая. Через года он являет нам настоящий, крепкий, истинный характер русского человека.
Непростой характер Василия Макаровича Шукшина знаком каждому, кто читал его произведения или смотрел его фильмы. Каждый рассказ Шукшина – особый случай, с единственным характером. Потому разрешение драмы тоже единственное в своем роде. Даже если мы обнаружим общую и универсальную основу конфликта: восстановление справедливости, попранного человеческого достоинства, поиск своего предназначения, – то каждый его вариант и разрешение особые и неповторимо индивидуальные. Запоминающиеся герои его литературных произведений или сценические образы – все натуры яркие, зачастую максималисты, не признающие запретов, полумер. Им чужд самоконтроль, их анархичная и необузданная душа всегда во власти своеволия, не выдерживающая напора страстей в испытании предопределённых несообразностей и неудач жизни. Писатель, сценарист и актёр Шукшин тщательно изучает людей, противопоставленных суровым обстоятельствам, выписывает их порой неожиданные, часто непредсказуемые поступки, представляет вызывающие уважение удивительные человеческие характеры.
Истоки творчества любого художника это всегда глубина его личности. В той или иной мере, проблема, которую он ставит перед собой и которую решает затем художественными средствами, всегда отражена в его гороскопе. Сюжет внутреннего беспокойства автора – то, к чему он притягивается воображением или обстоятельствами своей жизни, запечатлён в планетарном рисунке в момент его рождения. Так получается, что герой Шукшина – это он сам, поставленный судьбой в различные испытания, преодоление которых, их осмысление воображением автора, направляется положением планет и их аспектными взаимоотношениями в гороскопе. И даже, если характеры он списывает со своего ближайшего окружения, то варианты развития судьбы героев он примеряет на себя, пропускает через себя, а на экране просто играет самого себя таким, каким он был в жизни.
Цельность натуры Василия Макаровича, её неразменность и неподверженность коррозии жизни отражает Солнце во Льве. Находясь в знаке собственного управления, Солнце – всегда сильное, однако в гороскопе Шукшина оно управляет 8-м домом, имеющим атрибут причины смерти. Находя астрологическое соответствие сердцу и указывая на поражение в обстоятельствах смерти именно сердечно-сосудистой системы, Солнце проявляет уже не признак силы, а фактор уязвимости в гороскопе. Напряжение канала Льва провоцирует состояния несовместимые с жизнью, и это, несомненно, накладывало отпечаток на формирование характера. Лишённое мажорных аспектов и не занимающее сколько-нибудь выделенного положения в гороскопе Солнце у Шукшина добавляет его характеру внутреннюю сдержанность, экономное расходование энергии и большую скромность, столь не характерную для солнечного Льва. Напористый, пробивной и несгибаемый шукшинский характер объясняется двумя другими равнозначными факторами гороскопа. Одним из них является образованная линиями аспектов геометрически правильная фигура равностороннего треугольника, связывающая Луну, Юпитер и Марс в конфигурацию аспектов, именуемую в астрологии тау-квадрат. При этом, находящийся в вершине треугольника Юпитер является управителем Асцендента или, как это принято называть в астрологии, владыкой рождения, то есть планетой, определяющей личность и имеющей в гороскопе наибольшую значимость. В силу внутренней геометрической организации и концентрации энергии тау-квадрат всегда даёт усиление энергетического потока витальности. Именно его динамизм порождает напористый характер и неуспокоенность души Василия Макаровича.
Оппозиция Луны и Марса делит зодиакальную окружность таким образом, что девять планет оказываются в одной полусфере, а десятая в другой. Этой планетой и вторым важным фактором, представляющим характер Василия Шукшина, является противопоставленный планетам Сатурн. В принятой астрологической традиции такое расположение планет называется «корзиной». При этом саму «корзину» составляет заполненная планетами полусфера, а противопоставленная ей отдельно стоящая (или группа из двух-трёх планет в соединении) называется «ручкой». Вся энергия, накопленная в заполненной планетами зоне «корзины», фокусируется и служит опорой в деятельности этой планеты, которой в нашем рассматриваемом случае является Сатурн. Оказавшийся в «ручке» Сатурн значительно усилен своим положением в гороскопе. Он в 1-м доме и восходит, что, несомненно, усиливает личность, выделяет её из общего ряда, даёт возможность влиять на окружающих. Это лидер с твёрдым несгибаемым характером. Его реакция на внешние стимулы быстрая, импульсивная, без значительного обдумывания. Весьма характерной в этом смысле является проза Шукшина, основу которой составляет диалог. Автор даёт только небольшие комментарии и ремарки, позволяя героям высказаться в той спонтанной шукшинской манере отыгрыша, когда кажущийся уже заготовленным к месту ответ быстро перебивает реплику собеседника. Хотя значительная роль в процессе собственно описания принадлежит всегда опережающему время Урану в 3-м доме, но генерирует этот процесс именно Сатурн. Представляющий крепкую выстраданную жизненную позицию, он не требует долгого обдумывания, значительно заостряя характеры героев, делая их рельефно выпуклыми, сообразно столь значимой его позиции в гороскопе.
Шукшин всегда отличался своей выделенностью среди студентов ВГИКа, с которыми у него складывались довольно путаные отношения. Одни считали его забиякой и сумасбродом, другие – неотёсанной деревенщиной, третьи – баловнем судьбы и карьеристом, четвёртые – отчаянным спорщиком, пятые – нелюдимым и угрюмым, шестые – чутким и душевным. Столь разные характеристики, но они представляют разные грани одной и той же планеты Сатурн, стоящей в гороскопе на восходе и представляющий личность. Принципиальная позиция по Сатурну может казаться сумасбродной с желанием карьерного роста. Спор, как и любой разговор, хотя и является функцией Меркурия, но желание доминировать, сказать последнее слово – это прерогатива Сатурна, как и нелюдимость, выражающаяся выделением человека с предоставлением его самому себе, показывающая силу личности, её сосредоточенность и большие обязанности, возлагающиеся на неё судьбой. Сатурн, выделяющий личность, несомненно, придаёт ей индивидуальность. А собственное «я» у Шукшина – деревенское, корни свои он никогда не скрывал, всю свою жизнь не теряя связи со своей малой родиной, опираясь в своём творчестве на простых людей, в подлинной народности черпая истоки своего вдохновения. Известно, что в качестве протеста «узким брюкам» Василий Макарович разгуливал по ВГИКу в кирзовых сапогах. Сам он писал по этому поводу: «Рассуждал я так: они копируют Запад, а я тогда возвращусь назад, в Русь». Протест – также весьма характерное определение для противопоставленного остальной «корзине» Сатурна. Планетарный рисунок гороскопа очень живо воссоздаёт эти и подобные им ситуации, когда совокупности людей, представленной заполненной планетами полусферой, противопоставлен один человек – сам Шукшин, гордый и непокорный – Сатурн в 1-м доме. Он как будто актёр на сцене, и на него направлены взоры собравшихся полукругом зрителей. Характерно, что 5-й, актёрский дом гороскопа, не содержит планет. Шукшин – актёр первого дома, он всегда играет себя самого, фокусируя истинно народный характер своей личности: непокорной, разухабистой, бунтарской.
Немало дополняют эти характеристики аспекты Сатурна. Трин к Нептуну даёт отмечаемую многими душевность, а оппозиция с Венерой значительно усложняет и без того непростой характер Василия Шукшина. Венера, всегда представляющая в гороскопе тему взаимоотношений, этики и эстетики, находясь в сложном аспекте с Сатурном, даёт категоричность в выборе социальных связей и значительную полярность в приятии или неприятии людей. Такому положению Венеры чужда эстетика официоза светских раутов, официальных приёмов и банкетов, где нужно говорить ровно то, что положено. Шукшину претит «пустое баловство», «манерность» или «холодная игра ума». Он озабочен вопросами нравственности, оправдания собственного существования, поисками духовной опоры в жизни и готов высказать всё то, что его не устраивает, прямо в лоб, без обиняков. Оппозиция Венеры с Сатурном даёт большое напряжение с крайними состояниями: дисгармонию души, разлад с миром, драматизм нравственных поисков, или напротив – достижение высшей гармонии и чувства единения с людьми. Самое трудное при таком положении планет – это оставаться нейтральным. Принимая во внимание, что во влиянии Сатурна всегда содержится скрытое переданное отцовское качество, весьма интересным представляются воспоминания самого Шукшина: «Отец был на редкость неразговорчивый. Он мог молчать целыми днями. И неласковый был, не ласкал жену. Другие ласкали, а он нет. Мама плакала». Поразительно точные слова, помогающие понять принцип планетарного взаимодействия, а через него характер и особенности личных взаимоотношений в судьбе Шукшина. Далее он продолжает: «Работать отец умел и любил. По-моему, он только этим и жил – работой. Уезжал на пашню и жил там неделями безвыездно. А когда к нему приезжала мама, он был недоволен. – Я ехала к нему, как к доброму, – рассказывала мама. – Все едут, и я еду – жена ведь, не кто-нибудь. А он увидит меня, возьмёт топор и пойдет в согру дрова рубить. Разве не обидно? Дура была молодая: надо было уйти от него». Эстетические принципы Венеры люблю-не люблю, нравится-не нравится оказываются крайне поляризованными при жёстком воздействии Сатурна. Оппозиция этих планет демонстрирует большое внутреннее напряжение во взаимоотношениях родителей, которое было унаследовано и давало столь непростой и неуживчивый характер их сыну.
Непростыми были отношения Василия Макаровича с женщинами, которых он очень тонко и чутко понимал, тщательно, хотя и немногословно скупо, выписывая их характеры, оставаясь в жизни верным себе, принося отношения в жертву своему предназначению. Женившись на односельчанке Марии Шумской во время летнего возвращения в Сростки, после её отказа ехать в Москву Шукшин закончил с ней отношения. Согласия на развод та не дала, и этот брак Василию Макаровичу удалось «нейтрализовать», только потеряв паспорт. В планетарной оппозиции Венера в 6-м доме значительно уступает силе Сатурна в 1-м, что объясняет эту коллизию. В действительности, официального развода не произошло, а угрозы приехавшего в Москву тестя, напавшего на зятя с ножом и грозившему ему партийными разборками, из-за опасения за свою жизнь и карьеру не позволили Шукшину узаконить отношения с другими женщинами, с которыми он имел длительные отношения: Лидией Чащиной и Викторией Софроновой. Венера в аспекте с Сатурном, конечно же, стремится к официальным и законным отношениям. Но одним из проявлений Сатурна является страх, как и любые препятствия и ограничения, особенно выраженные при аспекте оппозиции. И только набрав социальный вес и почувствовав уверенность (силу Сатурна), Шукшин смог вступить в свой второй законный брак с Лидией Федосеевой. При этом на его личные взаимоотношения оказывало влияние положение Венеры в двойном знаке Близнецов – попадая в отношения между двумя женщинами, он продолжительное время не мог решить, с какой из них жить, поддерживая отношения с обеими. А потом сожалел и метался, уходя и возвращаясь, сообразно аспекту оппозиции, не позволяющему достижению устойчивого баланса или стабильного положения. «Ко мне бабы липнут, а я никому не отказываю», – заявлял он в минуты откровения. Кроме того, аспект Венеры с Сатурном давал и социальную градацию отношений. При силе Сатурна и его положении в 1-м доме, определяющем личность, Шукшин с простотой деревенской логики стремился получить личную выгоду от связей с занимающими высокое положение москвичками, но уважения к ним не испытывал, называя фифочками. Не чувствуя себя ничем обязанным, он говорил: «Этой барыньке в жизни повезло» и продвигал через неё публикацию своих рассказов или использовал для совершения нужного знакомства либо получения прописки.
Венера находится в близком соединении с Юпитером, стоящем в истинном, геометрическом центре заполненной планетами «корзины». Обе планеты в Близнецах вместе с другим углом тау-квадрата – Марсом в Деве (в знаках Меркурия) представляют писательский талант Шукшина. Управитель Асцендента Юпитер получает дополнительное меркуриальное усиление своим положением в 6-м доме, проявляя своеобразие шукшинской прозы по 6-му дому, а не по более привычному и характерному для писателя 3-му дому гороскопа. Ментальные воздушные концепции Близнецов, облекаясь в форму земных вибраций Девы, выражают практический крестьянский ум и рациональную смётку сельского жителя. Историчность и тяготение к народно-поэтическому искусству – к слову, былине, сказке, притче направляется положением Меркурия в знаке Рака, из его глубин черпающего художественное вдохновение и через конкретный и поэтически многозначный образ земли, объединяющего понятия родной дом и родная деревня, пашня, степь, мать-сыра земля. Совершенно закономерно, что в центре этого поэтического ряда выделен образ матери. Управляющая знаком Рака и начинающая «корзину» Луна неизбежно стоит в начале любого дела. От материнского участия отталкиваются главные сюжеты жизни Василия Шукшина. Наиболее характерно проявляющим положение Луны во 2-м финансовом доме гороскопа является тот факт, что когда в 1954 году он отправился в Москву поступать во ВГИК то, чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову. А благодаря завершающему аспекту Луны – трину с Меркурием происходит обратная рефлексия к образу матери у самого Василия Макаровича и у его героев: «А что скажет мать?», «вдруг вспомнилась мать. », «только матери не говори, пусть она не узнает». Василий Макарович всегда поддерживал свою мать, регулярно посылая для неё и для сестры значительные суммы денег, проявляя эту связь Луны с Меркурием. По воспоминаниям старшей дочери Екатерины: «Главной женщиной в жизни Василия Макаровича была его мать Мария Сергеевна Шукшина». Через неё он всегда ощущал и никогда не терял связь со своей малой родиной, родным домом, родной алтайской деревней. Уезжавшего Васю мать просила трижды поцеловать печь, сказав: «Матушка-печка, как согревала ты меня, кормила и поила, так благослови в дальнюю дорогу». Народно-образные ассоциации и восприятия Меркурия обобщаются Юпитером в систему понятий высоких и сложных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в прошлое череды поколений, о Родине, о необъяснимо притягательной силе земли, образ которой становится как центром содержания, так и системой ценностей и духовно-нравственных ориентиров, составляющих основу художественных концепций Шукшина-писателя.
Юпитер, находясь в вершине тау-квадрата и фокусирующий энергию планетарного взаимодействия в гороскопе, передаёт её всей прозе Василия Шукшина. Его рассказ, непременно, должен «разбередить душу, войти прямо в сердце слушателей. Утешить их, успокоить, чему-то научить, поделиться тем, что самого рассказчика волнует, из души рвётся», не допуская праздного суесловья. Мощная энергетика и напор тау-квадрата создавали этот «разрыв души» и то огромное напряжение, в котором жил Василий Шукшин, о чём он сам свидетельствует: «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран. И хорошо, и плохо. Хорошо – не позволил сшибить себя; плохо – начинаю дёргаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения». Рассуждения справедливые, поскольку 6-й дом гороскопа является показателем здоровья и находящийся в нём Юпитер, как вершина тау-квадрата испытывающий огромное напряжение, вместе с поражённой Сатурном Венерой создавали большой риск для здоровья. В течение всей жизни Шукшина беспокоила язвенная болезнь, однако обследования и специального лечения по этому поводу не проводилось. Дважды он переносил пневмонию, но при том, что обе планеты имеют эссенциальную слабость по дому, в больнице был всего несколько раз, когда иначе уже было нельзя, и всегда в письмах к матери отмечал своё здоровье, на которое особо никогда не жаловался: «Здоровье у меня хорошее. Устаю только». Напряжение аспектов находило разрядку в удивительной творческой работоспособности Шукшина, являвшейся замещающим эквивалентом болезни, одновременно проявляя несгибаемую волю ведущую его к цели. «Ничего, болезнь не так уж и страшит: какое-то время можно будет ещё идти на карачках», – запишет он, выйдя из больницы в 1966 году в период квадратуры дирекционного Солнца к Юпитеру.
Своеобразие таланта Василия Макаровича также состоит в том, что представленный Луной в Рыбах передний край «корзины», одновременно являющийся одной из вершин тау-квадрата, влиянием управляющего знаком Нептуна связывает кинематограф и литературу в единое целое этой мощной конфигурацией аспектов, каковой является тау-квадрат. Сам же Нептун аспектом трина с Сатурном дополнительно притягивает личность к этой сфере интересов. Сергей Залыгин писал о необычайной разносторонности дарования Шукшина: «Ведь Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильм литературен в лучшем смысле этого слова. Эта слиянность самых разных качеств и дарований не только в целое, но и в очень определённое, вполне законченное ещё и ещё радует и удивляет нас сегодня, будет радовать и удивлять всегда». Луна в Рыбах представляет также флотское прошлое Василия Шукшина: его призвали осенью 1949 года на Балтийский флот, а в следующем году перевели на Черноморский. Но служил он не на корабле, а береговым матросом, в качестве морского радиста поддерживая на дежурстве наземную радиосвязь с боевыми кораблями. Это соединение суши и моря отражено в гороскопе оппозицией Марса в знаке Земли и Луны в знаке Воды, а коммуникативная функция радиосвязи передаётся меркуриальным влиянием через Юпитер в Близнецах, замыкающий тау-квадратом эту оппозицию на себя. Подобным образом происходила связь с взаимопроникновением литературы и кинематографа в жизни Василия Макаровича Шукшина.
Находящаяся во власти Нептуна Луна в Рыбах объясняет ещё одну особенность личности Василия Шукшина, проявившуюся в пагубном пристрастии к алкоголю. Луна в гороскопе отделяется от квадратуры с Юпитером и оппозиции с Марсом, формируя ближайший мажорный аспект квадратуры к Венере. Луна оказывается встроенной в напряжение оппозиции Сатурн-Венера и вся сложность затруднений коммуникации с внешним миром имеет сброс и возможность разрядки на Луну. Но поскольку аспект квадратуры не является гармоничным, то и баланс трудностей планетарного взаимодействия Сатурна и Венеры через аспект к Луне принимает такие специфические формы проявления. Выпить, чтобы наладить контакт – это общее место в жизни и творчестве Шукшина. Луна в Рыбах испытывает сильное влияние от управителя знака Нептуна. Его вибрации, создающие поле изменённого сознания, производят трансформацию реальности, сглаживая трудности и уводя личность в иррациональное состояния лёгкости и беспроблемности. Алкоголь при этом является простым и доступным средством, проявляющим эти функции диспозитора Луны. Алкогольные предпочтения героев его прозы даже являлись дополнительной характеристикой персонажа: положительные герои всегда пьют медовуху, самогон и водку, а герои-снобы, «жентльмены» – шампанское, коньяк и виски. Запои у Шукшина продолжались неделями, сильно осложнявшими ему жизнь благодаря поражающему воздействию на Луну Марса. Во хмелю Василий Макарович бывал необузданно грубым и задиристым. Пьяными скандалами с избиениями служителей закона и, как результат, строгим выговором с занесением в учётную карточку, либо случаями, когда его «бездыханное тело» доставлялось женой домой, и иными нелицеприятными фактами отмечены многие воспоминания о нём.
Давно известно, что самым лучшим планетарным средством против искажений Нептуна является Сатурн, который рационализирует иррациональную иллюзорность Нептуна, возвращая человека к действительности. Участие самой личности, её желание избавиться от вредной привычки, является при этом необходимым. Роль именно такого противоядия в гороскопе Шукшина исполняют две планеты, определяющие личность, Сатурн и Солнце, а также их минорные аспекты. Солнце и Марс имеют между собой аспект 40°, а Луна и Сатурн оказываются связанными аспектом 80°, называемыми в астрологии нонагоном и бинонагоном. Относящиеся к группе, так называемых, кармических аспектов, нонагон и бинонагон имеют сходный принцип воздействия, устанавливая правила и регламент, заставляющие жить с внутренним ощущением необходимости выработки, а затем следования этим правилам и оказывающие жёсткое воздействие при их нарушении или неисполнении. Дав себе слово «завязать» в 1969 году, в период одновременного пересечения Солнцем и Сатурном меридиана его гороскопа, Шукшин неукоснительно придерживался данного самому себе слова до конца жизни, даже не попробовав коллекционного шампанского или знаменитого чешского пива, будучи на кинофестивалях за границей, и не «уважив» Шолохова на встрече с писателями в станице Вешенской. Ощущение от воздействия кармических аспектов Сатурна и Солнца, способствующих выстраиванию его личной системы ценностей, можно почувствовать в известной фразе писателя: «Ты счастлив, когда ты смел и прав». Характер он имел крепкий и упорный, направляемый прежде всего восходящим Сатурном, противопоставленным остальным планетам в «корзине» и фокусирующим их энергию на себе, а досужие рассуждения о том, что Шукшина «сгубила пьянка» несостоятельны. Причина его ранней смерти кроется в другом.
Марс, находящийся в 8-м доме его гороскопа, управляет 4-м, связывая фигуру отца с темой смерти. Известно, что, когда Василию ещё не исполнилось четырёх лет, 26 марта 1933 года его отца заключили в тюрьму. Обвинение было весьма серьёзным: участник и организатор контрреволюционной повстанческой группировки. Судила Макара Леонтьевича особая тройка ОГПУ, приговорив его к расстрелу, который уже через месяц 27 апреля был приведён в исполнение. Проявив себя подобным образом через внутреннюю взаимосвязь в гороскопе, смерть становится доминантой жизни и очень важной частью сюжета в творчестве Василия Шукшина. Именно смертью разрешаются коллизии его героев – не совладав с потоком жизненных обстоятельств, они сводят счёты с жизнью. Зачастую тому виной являлись трудности социального взаимодействия. Случай с отцом имеет ту же причину. Об этом можно с уверенностью рассуждать, зная особенности характера Макара Леонтьевича, а также принимая во внимание вскрывшиеся дополнительные подробности. После произошедшей в 1956 году реабилитации из материалов дела явствовало, что арестован он был по доносу односельчанина, и весь «контрреволюционный заговор» по сути своей являлся не чем иным, как простым сведением счётов. В оппозиции Сатурн-Венера гороскопа Василия Шукшина кроется именно эта кармическая тема его рода, противоречиями разъедающая целостность его натуры.
Но насильственная смерть отца является не единственной, случившейся в его роду: в разное время по той или иной причине преждевременно погибли семь дядьёв и два двоюродных брата. А в ноябре 1961 года от менингита скоропостижно скончался муж сестры Василия Макаровича, оставив вдову с двумя детьми. Ранняя смерть подтачивает его род с мужской стороны, перекладывая на женщин необходимость превозмогания утраты и поиска компенсационного равновесия собственного бытия. Мужчины рода в той или иной мере должны были чувствовать этот нависший над ними рок кармического долга разобщения с людьми и с жизнью. Во всяком случае, уже тогда, в возрасте 32 лет в письме, которое Шукшин послал сестре Наталье через сорок дней после кончины зятя, среди других строк ободрения, направленных на укрепление её духа с призывом жить во имя детей: «Береги здоровье – оно уже не твоё, а их…», он напишет и следующее: «Я хочу, чтобы меня похоронили так же по-русски, с отпеванием, с причитаниями – и чтоб была жива моя мама и ты с ребятишками». Ощущение предела собственного бытия было весьма характерно для мироощущения Василия Шукшина. Существовала также некая неотвратимость и в притягивании смерти у его героев. Астрологическим объяснением этому служит конфигурация планет в его гороскопе. В полукруге, образующем «корзину», при развёртке этой фигуры гороскопа во времени, движение происходит в естественном направлении Зодиака от переднего края, представленного Луной к заднему краю «корзины», представленному Марсом. Таким образом, Марс в 8-м доме гороскопа, содержащем астрологические факторы смерти, завершает это движение сообразно развитию и развязке сюжета произведений Шукшина.
Об этом же феномене своего гороскопа им сказана фраза в одном из интервью: «Три вещи надо знать о человеке: как он родился, как женился, как умер. ». Значения слов в ней легко находят соответствие астральным символам. Рождение идёт от Луны, символизирующей мать, брак представлен Венерой в середине конфигурации и смерть на выходе из «корзины», определяемая её другим краем: Марсом в 8-м доме, – вот это три важные точки гороскопа Василия Шукшина и три составные части его представления об основах бытия. Если расширить сигнификацию Венеры, рассматривая её не только в качестве управителя брака, но и более шире: управителем взаимоотношений и способности ладить с людьми вообще, то в главном фокусе проблем жизни оказывается поражённая Сатурном эссенциально слабая по знаку и дому Венера с искажением её функции передачи энергии от человека в мир и обратно от мира к человеку. Соучастие, сочувствие и другие совместные программы Венеры оказываются сильнейшим образом нарушены, вызывая разъединение в душе, разногласие с людьми и разобщение с социальными эгрегорами. Вот это составляет существо переданной кармической родовой проблемы, нарушающей чувство внутренней гармонии и разрушающей цельность личности Василия Шукшина.
С возраста примерно сорока лет он начал чувствовать сильнейший душевный раскол. Считая себя всегда «деревенским», Шукшин вдруг ощутил свой отрыв от корней. В полной мере «городским» он так и не стал: в Москве его считали «деревенским» и ценили именно за провинциальную самобытность, а в родных Сростках он стал «городским». Когда в 1967 году уже известным писателем и актёром, лауреатом Государственной премии Василий Макарович приехал в Сростки, местная библиотекарша решила устроить его творческую встречу с земляками. «А что нам с Васькой встречаться? То ли мы его не видели?» – отреагировали на мероприятие односельчане, не удостоив его посещением. Шукшин ходил по избе, нервно курил: «И за что вы меня так? Гады. Я ж вас люблю!» Но полученная за два года до этого квартира в Москве наряду с завистью к пробившемуся в столице земляку разъединили его с деревней, наглядно проявляя противопоставленную личность Сатурна в «ручке» всему полукругу планет «корзины». Другим внешним событием, чётко обозначившим этот раскол, явилась покупка квартиры для сестры в Бийске, куда она переехала со своими детьми. Мать осталась в Сростках одна, и вскоре встал вопрос и о её переезде в город. Вместе с тем Василий хотел забрать Марию Сергеевну к себе в Москву, но одновременно он был категорически против продажи родного дома в деревне. Он даже сам порывался вернуться в Сростки, чтобы там жить и писать. «Так у меня вышло к сорока годам, что я – ни городской до конца, ни деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорей так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато. Долго в таком положении пребывать нельзя, я знаю – упадёшь. Не падения страшусь (какое падение? откуда?) – очень уж, действительно, неудобно», – сформулировал Шукшин своё состояние.
Социальное разобщение Венеры аспектом оппозиции затрагивало статус личности, определяемой Сатурном в 1-м доме. Но затем этот личностный конфликт начал проникать глубже, вовлекая в него Солнце, теми вопросами личностной самоидентификации, которые сам себе задавал Шукшин. Внутренний конфликт с расщеплением собственного «я» нарушал цельный, единый и неделимый принцип универсальности зодиакального Льва, вызывая серьёзные нарушения в этой зоне Зодиака, становясь смертельно опасным в силу положения во Льве куспида 8-го дома гороскопа. Причиной ранней смерти Василия Шукшина явилась потеря внутренней личной цельности и невозможности обретения её во внешнем мире. Он умер в расцвете сил и славы, подорванный внутренним конфликтом внешней социальной разобщённости. Завершающий «корзину» Марс, проявляя собственную военную стилистику, позволил ему сняться в одной из его лучших ролей в фильме «Они сражались за Родину», внезапно прервав его жизнь на завершающей стадии съёмок. Но на задаваемый самому себе вопрос Василий Шукшин успел ответить своей цельной натурой: «Не в том дело – из деревни или из города пришёл ты в эту жизнь, а в другом: остался ли ты человеком?».
Источник