- Презентация «Орнамент в народном костюме» презентация к уроку по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Разнообразие и значение традиционного русского орнамента
- Экскурс в историю
- Смысл и значение
- Красота и защита
- Промыслы и ремесла
- Рисуем в народном стиле
- О русской вышивке
- Народный костюм
- Сохраняя традиции
Презентация «Орнамент в народном костюме»
презентация к уроку по теме
В данной презентации собран и обобщен материал из истории народного костюма.Ткани, цвет, значение орнамента в народном костюме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ornament_v_narodnom_kostyume.pptx | 768.21 КБ |
konspekt_v_gostyah_u_hozyayushki.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
о рнамент в народном костюме
Ткани , цвет , о рнамент КИСЕЯ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, очень тонкая, прозрачная. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В крестьянском костюме использовалась для рубах и покрывал СЕРМЯГА (СЕРМЯЖИНА ) — толстое неокрашенное сукно домашней выработки . В XIX веке использовалось для шитья верхней одежды. ТАФТА — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью. Жесткость появлялась благодаря тугой скрутке нитей, из которых изготавливалась ткань. В XIX веке тафту вырабатывали русские фабрики. Она использовалась крестьянами для шитья сарафанов, душегреек, головных уборов. ТИК — грубая льняная или хлопчатобумажная ткань, полосатая, домашнего изготовления или фабричного производства.
ХОЛСТ — льняная или конопляная ткань полотняного переплетения домашней выработки. На праздничную одежду шел обычно тонкий холст ( кужельный , новина, усчина ), на будничную — более грубый ( изгребный ). Холст широко использовался в русском крестьянском костюме XIX — первой четверти XX века. ХРЯЩ — толстый, грубый холст домашнего изготовления. ШТОФ — шелковая плотная ткань с одноцветным узором. В XIX веке изготавливалась русскими фабриками. В крестьянском быту использовалась для шитья праздничных рубах, сарафанов, юбок, головных уборов. ШЛЁНКА (ШЛЁНСКАЯ ШЕРСТЬ) — нитки и ткань из шерсти овцы шленской породы, появившейся в России в XVIII веке. Шленка (как сама ткань, так и пряжа) ценилась в русской деревне за мягкость, прочность. Использовалась для шитья праздничных сарафанов, изготовления бахромы, кистей, поясов.
Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры, где одежда кончалась (т.е. в местах, где одежда касалась открытого тела) — у ворота, на подоле, на манжетах. Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени.
Знак Воды — волнистая или ломаная линия. Дождь изображается вертикальными линиями. Реки, подземные воды, «хляби небесные» — горизонтальными. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Дерево Оно и первый кормилец в эпоху собирания плодов, оно и жилище, оно и тепло в холодную зиму, без него нет очага, на котором готовят пищу. Оно же древо жизни, древо познания, мировое древо. Дерево — законченный и совершенный образ мира.
Треугольник — символ человека. Треугольник, обращенный вершиной вверх, являлся солнечным и имел символику жизни, огня, пламени, жара (горизонтальная линия — воздух), мужского начала, горы. Обращенный вершиной вниз, треугольник являлся лунным и имел символику матери, воды, холода, женского начала (горизонтальная линия — земля).
Женский образ — один из основных в русском орнаменте. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Называют этот образ по — разному: великая богиня земли, плодородия, мать — сыра земля, Макошь , что означает «мать хорошего урожая». Часто в орнаменте присутствуют: — крылатые руки, — змеевидные / растениевидные / ноги, — ромбообразная голова (положение Богини в модели мира, ромб — древний знак) или голова в виде трилистника (связь Богини с Древом жизни).
Растительный орнамент самый распространенный в народном костюме. Он использует самые многочисленные и разнообразные вариации мотивов. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости .
Символ легкости и нежности
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
детский сад комбинированного вида № 816
109444, г. Москва, улица Ташкентская дом 3 корпус 2, тел.ф. 377 – 08 – 65, 372-26-01
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе
В гостях у хозяюшки
ст. воспитатель Вивдич О.Н.
Познание : изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы. Способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Труд и художественное творчество : научить работать с тканью при создании выразительных образов.
НОД поводится в музее народного быта, в окружении старинных вещей и предметов.
Воспитатель в группе сообщает детям, что их в гости ждет хозяюшка русской избы.
— Здравствуйте, мои дорогие, рассаживайтесь. Позвала я вас в гости, чтобы показать необычные игрушки. Скажите, есть у вас куклы?
— Вот и я сделала для своего малыша кукол. Посмотрите.
Хозяюшка показывает кукол, дети рассматривают.
— В старину в русской деревне каждая хозяйка в доме занималась рукоделием. А для забавы детей делали вот таких кукол.
Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него. Считалось, что кукла оберегала его от болезней. И называли этих кукол –оберегами.
Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках. Мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.
Кукла Кувадка вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу — оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.
Для изготовления куклы используем лоскуты яркой разноцветной ткани и нитки-мулине.
Кукла — пеленашка или кукла-младенчик служила оберегом, т.е. оберегала младенца от всего плохого, злого. Так же давали куклу в ручку ребенка в качестве естественного массажера.
Сделать ее очень просто.
Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. А ношеная ткань — тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы. Ткань плотно скручиваем в скатку, перетягиваем посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Завязываем узел. Потом обозначаем голову. Для этого перетягиваем скатку нитями, выделяя треть длины.
Повязываем платочек, запеленываем плотно в пеленку и обертываем ленточкой. Кукла готова.
В конце занятия ребята играют со своими куклами, укачивая их под колыбельную (мелодия на магнитофоне):
Ай ду-ду ду-ду ду-ду
сидит ворон на дубу
сидит ворон на дубу
он играет во трубу
он играет во трубу
во серебряную
во серебряную
разрисованную
ворон-ворон, не дуди
нашу крошку не буди
а баю-баю-баю
сидит ворон на краю
сидит ворон на краю
и играет во трубу
звонко трубушка играет
сон и дрему нагоняет
петушок-петушок,
золотой гребешок
масляна головушка
шелкова бородушка
что ты рано встаешь
голосисто поешь
деткам спать не даешь
котик, брысь
котик, брысь
под кроватку спать ложись
положечек заверни
правой лапкой обойми
у кроватки не мурчи
нашу детку не буди
ой люли, ой люли
прилетели журавли
как они летели
все них глядели
журавли курдыкали
киски все мурлыкали
а качи-качи-качи
прилетели к нам грачи
сели на ворота
а ворот а скрип-скрип
а сыночек спит-спит
сиди котик на печи
понемножку лепечи
уж как я тебе коту
за работу заплачу
за работ у заплачу
дам на платьице парчу
ой ты котик серенький
не ходи по сеничкам
иди на полати
сына покачати
баю баю баю бай
ты собачка не лай
ты собачка не скули
нашего сына не буди
бай бай бай бай
не ходи в избу бабай
дитю в люльке не пугай
и в гудочек не гуди
дитя спит не разбуди
кач кач кач кач
привезет отец калача
матери сайку
сыну балалайку
станет сына качать
в балалечку играть
вот и люди спят
вот и звери спят
птицы спят на веточках
зайки спят на травушке
утки на муравушке
дети все по люлечкам
спят поспят
всему миру спать велят.
Источник
Разнообразие и значение традиционного русского орнамента
Русская культура зародилась много веков назад.
Издревле русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.
Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.
Традиционный русский орнамент
Экскурс в историю
Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.
Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.
Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.
Даже в экстерьере домов прослеживалась символика
Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.
В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.
Смысл и значение
Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.
Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.
Каждый символ имеет определенное значение:
- Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.
Священный Алатырь
- Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.
Один из вариантов изображения Дерева Царствования
- Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.
Варианты изображения символа солнца у славян
- Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.
Символ Орепей
- Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.
Славянская символика очень разнообразна
Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.
Красота и защита
Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).
Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.
Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги
Промыслы и ремесла
Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.
Наиболее популярными можно назвать:
- Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.
Роспись гжелью — старинный промысел
- «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.
Роскошная жостовская роспись
- «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.
Хохлома популярна и в наши дни
- Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.
Старооскольские глиняные игрушки
- Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.
Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар
Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.
Рисуем в народном стиле
Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.
Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:
- Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
- Разложить рисунок на простые детали.
- Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
- Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
- Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.
И вот уже готов уникальный узор.
Подобный узор под силу нарисовать каждому
О русской вышивке
Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.
Цвет важная составляющая рукоделия.
Люди наделяли его сакральными свойствами:
- Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
- Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
- Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
- Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
- Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.
Традиционная русская вышивка
Нить тоже наделялась определенными качествами:
- Лен символ мужественности.
- Шерсть это защита, покровительство.
В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.
- Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
- Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
- От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
- Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
- Мужчин защищали зеленым и синим узором.
Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.
Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани
Народный костюм
Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.
Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.
Русский народный костюм отличается разнообразием
Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:
- Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
- Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.
Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.
Сохраняя традиции
Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.
Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.
Русская коллекция Ив Сен Лорана
Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.
Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник