Установка предсказания негативного будущего

Установка предсказания негативного будущего

Данная установка представляет собой тенденцию верить в то, что ожидания негативного развития событий оправдаются, при этом не важно, были ли эти ожидания высказаны или же существовали в виде мысленных образов.

Представим такую ситуацию: началась зима, выпал снег, ударили морозы и на реке только-только стал лед. Но отдельные отчаянные смельчаки уже стали переходить реку по этому молодому льду. Вы считаете, что небезопасно выходить на лед, так как он недостаточно окреп, и переходите реку по мосту. Разумно? Абсолютно. Потому что мы прогнозируем то, что может произойти при попытке перейти реку по молодому льду, и нашему внутреннему взору предстает совершенно неутешительная картина.

Теперь представим другую ситуацию. Но сначала вспомним одну известную сказку братьев Гримм – «Умная Эльза». Вот ее вольный пересказ:

Однажды пошла жена (Эльза) в подвал за молоком (в оригинале, не поверите, за пивом!) и пропала. Муж (Ганс) ждал-ждал, а жены все нет. И кушать (выпить, следуя оригиналу) уже хочется, а она все не приходит. Он забеспокоился: «Не случилось ли чего?». И отправился за ней в подвал. Спускается по ступенькам и видит: сидит его благоверная и плачет горькими слезами. «Что случилось?» – воскликнул супруг. А она в ответ: «Видишь, топор висит у лестницы?». Он: «Ну да, и что?». А она сильнее слезами заливается. «Да что произошло, скажи же, наконец!» – взмолился муж. Супруга и говорит: «Вот появится у нас ребеночек, и пойдет он, когда подрастет, в подвал, а топор сорвется и убьет его насмерть! Вот ужас-то и горе горькое!». Муж, конечно, успокоил, как мог, свою вторую половину, не забыв назвать ее «умной» (в оригинале – даже от души обрадовался: «большего ума мне в хозяйстве и не надо»), проверил, прочно ли топор закреплен, но настроение себе своими надуманными предположениями жена уже испортила. И сделала это совершенно напрасно. Теперь придется успокаиваться и восстанавливать душевное равновесие не одну пару часов…

Ну а теперь вернемся из мира сказок в мир реальный.

У вас должны пройти переговоры с важными партнерами. Однако вам известно по предварительным телефонным беседам, что их заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве минимальна. Вы погружаетесь в нерадостные мысли, начинаете рисовать картины будущего, в которых партнеры отказываются от ведения совместных дел, и приходите к выводу о бесперспективности предстоящих переговоров. А тому, что расценивается как бесперспективное, естественно, уделяется незначительное количество времени и усилий, следовательно, подготовка к переговорам будет практически отсутствовать. Участвуя в переговорах и «зная» заранее, что они провальные, будете ли вы предпринимать активные действия по отстаиванию собственной позиции? Вряд ли. И в итоге вероятность того, что переговоры будут провальными, возрастет до максимума. Нарисовав фантастическую картину будущего, мы начинаем относиться к нему как к настоящему. И в момент представления себе некого будущего мы испытываем настоящие эмоциональные переживания, которые отражают нашу оценку этого будущего. И это вымышленное будущее начинает определять настоящее: если я предполагаю, что как только я выйду за некую дверь, на меня свалится кирпич, то я не пойду в эту дверь. То же с переговорами. Ничто не указывало на 100 %-ную вероятность отрицательного исхода встречи. Вероятность провала и успеха была одинаковой. Однако определенный внутренний настрой, видение дальнейшего развития событий привели к преждевременному снижению настроения и необоснованному сожалению о потере партнеров. Ну а если они уже потеряны, то какой смысл что-либо предпринимать?

Вот так, становясь пророками, а вернее – псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем незаметно для себя делаем все для их воплощения, и в итоге их же и получаем. Но выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем не есть само будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение, необходимо проверять на истинность. А возможно это в некоторых случаях только эмпирическим путем (методом «проб и ошибок»). В других случаях, когда мы обладаем опытом аналогичных ситуаций, нам все же следует придерживаться более реалистичной оценки вероятности возникновения тех или иных вариантов. В этом мире возможно все, но с разными шансами реализации. Выпадение осадков и высадка инопланетян не исключены, однако вероятность этих событий различна. Возможность возникновения некоторых событий мы иногда искусственно приуменьшаем (например, попадание в ДТП), вследствие чего неоправданно рискуем, и напротив, вероятность других событий (обладающих ничтожными шансами) и их последствий резко преувеличиваем, вследствие чего испытываем лишние переживания и телесный дискомфорт.

Источник

Установка предсказания негативного будущего

Установка предсказания негативного будущего

90 % наших забот касается того, что не случится.

Это привычка верить своим мрачным ожиданиям, сформулированным словесно и в качестве мысленных образов. Вспомним страдания и мытарства «умной» Эльзы, подмеченные братьями Гримм в их сказке. Ее, казалось бы, разумные рассуждения о будущем – на поверку всего лишь бесплодные фантазии и досужие домыслы, отвлекающие от реальной жизни и настоящих проблем.

Не зная объективно свою ситуацию, мы стараемся заполнить неизвестность и в отсутствие фактов нередко соблазняемся фантазией. На ее болотистой основе начинаем просчитывать ходы, которые оказываются ошибочными в принципе. А поскольку просчитать все невозможно, стратегия «умной Маши» – подумать сразу о самом худшем варианте. Мол, если я буду к нему готова, все остальное как-нибудь решу. В результате мы выбираем наихудший и, как следствие, неразрешимый вариант, переживать нерешаемость которого и расстраиваться по этому поводу можно сколько угодно.

Применяя ту же самую стратегию к жизни, давайте подумаем, как часто вместо того, чтобы объективно оценить происходящее, мы пытаемся просчитать ходы наперед, и как часто они потом оказываются ведущими не вперед, а в сторону.

Для трансформации данной иррациональной установки стоит сознательно подмечать свои «забегания» вперед, в зону неизвестного будущего, останавливать фантазию и корректировать рассуждения, возвращая себя к фактам настоящего. Приучите заменять свои фантастические представления о будущем конкретными, но гибкими, а главное – обоснованными реальными фактами и планами. Как говорится, «мухи отдельно, котлеты отдельно». Разделяйте реальность и домыслы относительно будущего!

Людей, регулярно испытывающих чрезмерные и необоснованные объективными обстоятельствами опасения и страхи, отличает одна важная особенность: кроме того, что у таких личностей повышенная мнительность, впечатлительность, тревожность и требовательность, характерной для них является привычка не жить настоящим. Это относится как ко времени, так и к содержанию происходящего в настоящий момент. Говоря современным языком, такой человек бо?льшую часть времени проводит, погрузившись в свою внутреннюю реальность, некий виртуальный мир. Он наполнен событиями прошлого, ожиданиями от будущего и многочисленными фантазиями на эти темы. Регулярно и многократно, скорее всего, с детства, погружаясь в оторванные от реальности грезы, человек приучает себя жить в этом блестящем, но искусственном мире.

Читайте также:  Предсказания святого отрока вячеслава

Часто в обычной жизни нет моментов, насыщенных чем-то интересным и привлекательным для него, и в такой момент многие предпочитают переключаться на фантазии и грезы. Со временем жить погруженным в мысли становится все привычнее. Подсознание с доверием относится к приходящей из сознания информации. Если раньше она в основном была получена от органов чувств, постепенно начинает доминировать информация, являющаяся продуктом мышления. Это можно сравнить с тем, что мы можем получать картинку, видя ее своими глазами или внутренним взором. Подобные виртуальные картины и даже фильмы, выглядя правдоподобно, могут вводить психику и организм человека в заблуждение. По легенде, на первом показе первого продукта иллюзиона – фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда» – часть зрителей, испугавшись приближающегося паровоза, вскочили со своих мест и поспешили к выходу. Так и фильмы-страшилки, неоднократно «прокручиваемые» в голове людьми, привыкшими к стратегиям мнительности и тревожности, приводят к всплескам страха. Но как рыба, плавающая в воде, не замечает ее, пока не окажется на суше, так и человек, погруженный в свои виртуальные фильмы ужасов и клипы с нарезкой сюжетов собственных бед, не видит разницы между реальной и правдоподобной, но виртуальной опасностью.

Нельзя сказать, что опасностей не существует. Тот, кто утверждает это, как минимум лукавит или сильно нездоров. Не стоит менять черные очки паранойи на розовые очки наивности – в обоих вариантах нас ждут неприятности. Опасности, безусловно, есть, и их немало, но их вероятность существенно отличается в разных ситуациях. Важнее всего научиться точно и адекватно оценивать эти вероятности и риски.

Гарантию, что с человеком ничего уже не случится, дает только смерть. Тогда уже ничего не может произойти и все безопасно. Поэтому важно принять условия реальной жизни, где возможно все. Но у этого «всего» разная вероятность. Приняв риск реальной жизни, можно тем не менее не терять спокойствие и присутствие духа за счет точного и адекватного понимания текущей ситуации и степени вероятности возможных угроз.

Несмотря на сознательное понимание необоснованности своих сомнений, негативные мысли, резко преувеличивающие степень опасности, могут навязчиво лезть в голову. Однако ничего и никогда не предпринималось бы, если бы требовалось опровергнуть все возможные возражения. Поэтому важно опровергнуть свои ошибочные суждения, обосновать безопасность выбора и действовать несмотря на остаточную тревогу.

Многие люди – не только доморощенные гадалки и маги, но даже ученые – пытались предсказать будущее. Но, как мы знаем из многочисленных примеров истории, они действуют «задним числом», когда все произошло и находится много желающих рассказать, что они «так и знали»! Как относиться к подобным гаданиям, особенно если они навязчиво лезут в нашу голову?

В 1926 году немецкий ученый Вернер Гейзенберг сформулировал знаменитый принцип неопределенности: чтобы предсказать, каким будет положение и скорость частицы, нужно уметь производить точные измерения ее положения и скорости в настоящий момент. Для этого надо направить на частицу свет – часть световых волн на ней рассеется и можно будет определить положение частицы в пространстве. Однако точность этого измерения будет не выше, чем расстояние между гребнями двух соседних волн. Поэтому для точного измерения положения частицы нужен коротковолновый свет. В то же время, согласно гипотезе Макса Планка, свет невозможно использовать произвольно малыми порциями и не бывает меньшей частицы, чем один квант. Этот квант света внесет возмущение в движение частицы и непредсказуемо изменит ее скорость. Кроме того, чем точнее измеряется положение, тем короче должны быть длины световых волн, и, следовательно, тем больше будет энергия одного кванта. Следовательно, возмущение скорости частицы станет больше. Иными словами, чем точнее вы пытаетесь измерить положение частицы, тем менее точными будут измерения ее скорости, и наоборот.

Следствия принципа неопределенности имеют большое значение для нашего восприятия окружающего мира. Случай играет важнейшую роль в нашей жизни, поэтому для улучшения качества и устранения причин нервного напряжения стоит привнести в нее идею принципа неопределенности. При этом нельзя забывать о разной вероятности – частое часто, а редкое редко! Готовиться надо не ко всем возможным вариантам и тем более не к крайним (чаще всего подмывает именно к негативным), а наиболее вероятным, то есть к среднестатистическим.

Мы тратим, пропускаем сквозь пальцы лучшие минуты, как будто их невесть сколько в запасе. Мы обыкновенно думаем о завтрашнем дне, о будущем годе, в то время как надобно обеими руками уцепиться за чашу, налитую через край, которую протягивает сама жизнь, непрошеная, с обычной щедростью своей – и пить, и пить, пока чаша не перешла в другие руки. Природа долго потчевать и предлагать не любит.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Иррациональные установки: как ошибочные убеждения влияют на нашу жизнь

Каждый человек периодически попадает в ситуации, которые вызывают у него негативную реакцию различной интенсивности. Это происходит из-за наличия в нашем мышлении иррациональных установок, которые заставляют нас испытывать эмоции, несоизмеримые реальному масштабу проблем.

На самом деле наши негативные реакции зависят не от самих ситуаций, в которые мы попадаем, а от того, как мы воспринимаем все события и явления в нашей жизни. Несмотря на тот факт, что абсолютно рациональных людей не существует, каждый человек способен осознать свои иррациональные установки и избавиться от них, чтобы повысить свою осознанность и улучшить качество своей жизни.

В данной статье мы рассмотрим, как возникают иррациональные установки, чем они характеризуются и как влияют на жизнь человека, а также расскажем об этапах работы по избавлению от них.

Понятие «иррациональные установки»

Феномен иррациональных убеждений рассмотрен в рамках идей когнитивно-бихевиорального подхода, согласно которому, проблемы человека обусловлены искажениями в его восприятии реальности, а наши реакции зависят не от самих событий окружающего мира, а от того, как мы воспринимаем эти события: как мы интерпретируем и осмысляем их.

Эти искажения формируются в процессе развития человека, преимущественно в раннем детстве, и основываются на неправильных представлениях об окружающем мире и самом себе. Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников.

Иррациональные установки представляют собой жесткие когнитивно-эмоциональные связи. Они имеют характер предписания, требования, приказа, носят абсолютистский характер и имеют вид жестких требований к себе, другим людям или миру, не имеющих исключений.

Ряд специфических качеств, присущих иррациональным установкам:

  • абсолютистский характер (категоричны, им присущи слова-абсолюты: «всегда», «никогда», «все», «никто», «ничто», «должен» и т.д.);
  • потенциал внушения (формируются на базе идей, к которым человек приходит не самостоятельно, а перенимает из социума);
  • неосуществимость (недостижимы, именно это их качество приводит к появлению невротических реакций).

Наличие иррациональных установок в мышлении заставляет человека испытывать постоянный стресс от несоответствия его ожиданий к реальности с ней самой. Они приводят к возникновению негативных эмоций, несоизмеримых значимости событий, и дисфункциональным поведенческим реакциям, что снижает эффективность деятельности человека, приводит к дезадаптации личности и ухудшению качества жизни индивида.

Иррациональные установки напрямую влияют на наши реакции (эмоциональные, телесные и поведенческие) и «активизируются», когда происходит какое-то событие, которое им противоречит. Процесс реакции нашего организма на такое событие состоит из трех этапов:

  1. Возникновениеавтоматических мыслей. В ответ на любое событие, происходящее с нами, появляются автоматические мысли. Они «мелькают» в сознании, являются неосознаваемыми человеком и возникают, как результат наличия у человека тех или иных промежуточных убеждений – «правил», согласно которым, он определяет, что «хорошо», а что «плохо». Если возникшая в нашей жизни ситуация соответствует этому «правилу», мы относим это событие к положительным, а если нарушает, то считаем его негативным и немедленно реагируем на него.
  2. Эмоциональный отклик. В ответ на автоматические мысли наступает эмоциональный отклик. Если убеждения человека рациональны и позитивны, то автоматические мысли и эмоции будут здоровыми и положительными. Но в случае, если убеждения человека иррациональны и негативны, то автоматические мысли и эмоции будут отрицательными, невротическими и деструктивными.
  3. Поведенческая и телесная реакции. Эмоциональный отклик порождает за собой два вида реакций – поведенческую и телесную. Поведенческая реакция проявляется в виде трех основных стратегий: отступление (искажение реальности для подтверждения убеждения), побег (вытеснение чувств и мыслей из своего сознания с помощью отвлечения внимания или избегание ситуаций, в которых убеждение может возникнуть) и контратака (гиперкомпенсация путем строго противоположных убеждению действий). Тело моментально реагирует на любые невротические эмоции такими симптомами, как потливость, учащенное сердцебиение и дыхание, напряжение мышц и т.д.
Читайте также:  Знаменитые предсказания эдгара кейси

Теперь вы лучше понимаете, какое негативное влияние оказывают иррациональные установки на наши реакции. Избавиться от них можно, обнаружив когнитивные ошибки мышления и создав в нем рациональные убеждения.

Как избавиться от иррациональных установок

Иррациональные установки заставляют людей попадать в ловушки мышления и действовать нефункционально, дезадаптивно и даже деструктивно. Меняя свои установки и свое мышление, вы меняете свое отношение к ситуации, тем самым корректируя свою реакцию на события и явления окружающего мира.

Избавиться от иррациональных установок и заменить их на более адаптивные и позитивные возможно, однако это сложный и длительный процесс, в ходе которого необходимо:

  1. Выявить негативную эмоцию, которую вы испытываете (грусть, злость, гнев, ревность, подавленность, стыд, чувство вины и т.д.)
  2. Определить, какое событие вызвало эту эмоцию.
  3. Понять, какие мысли у вас возникли в связи с произошедшим событием.
  4. Идентифицировать, какое конкретно иррациональное верование привело вас к этим мыслям.
  5. Осознать наличие у себя иррациональных установок путем самонаблюдения.
  6. Понять, что эти установки не только иррациональны, но и деструктивны, с помощью переосмысления и рационализации (когнитивный самоанализ).
  7. Заменить иррациональные установки альтернативными рациональными установками.

Чтобы провести работу над иррациональными установками, необходимо узнать, какие, в принципе, существуют когнитивные искажения.

Базовые иррациональные установки

Альберт Эллис, американский психолог и психотерапевт, идентифицировал несколько базовых иррациональных установок и выделил слова-маркеры, по которым их можно распознать.

Долженствование

Основывается на идее долга в отношении себя (я должен), других (другие должны) или окружающего мира (мир должен человеку).

Слова-маркеры: должен/не должен, должны/не должны, должно/не должны, обязательно, во что бы то ни стало и т.п.

Примеры: «я должен быть хорош во всем», «все люди должны меня уважать», «мужчины должны обеспечивать женщин», «мир должен обеспечивать меня всеми возможными благами».

Когда вы считаете, что сами чего-то должны (себе, другим, миру), вы неизбежно обрекаете себя на страдания, поскольку постоянно будете попадать в тупик: вам необходимо что-то сделать, но возможности исполнить это требование у вас не будет, причем это никак не будет зависеть от вас. Когда вы считаете, что другие люди что-то должны, вы раз за разом будете сталкиваться с тем, что окружающие поступают не так, как вы считаете нужным. Когда вы считаете, что вам что-то должен мир (природа), вы также пытаетесь повлиять на то, что от вас никак не зависит и над чем вы не властны.

Доказать, что кто-то кому-то что-то должен, невозможно. Понятие долга исключает наличие каких-либо физических альтернатив. Например, человек действительно «должен» есть, потому что иначе он умрет. Во всех остальных случаях такая оценка реальности – это ни что иное, как ваше личное требование, чтобы действительность соответствовала вашим желаниям, т.е. удовлетворяла их.

Чтобы избавиться от установки долженствования, необходимо осознанно заменить абсолютное требование на пожелание, использовать в своем мышлении понятие «мне бы хотелось» вместо «должен». Так вы будете думать о том, как достичь желаемого, но не будете испытывать стресс, если ваши желания не будут осуществляться.

Например, заменив установку «я должен всегда быть лучше всех» на «мне бы хотелось быть в числе лучших», вы создаете себе мотивацию к достижению, но не ожидаете того, что это обязательно произойдет, а значит, в случае неудачи вы будете испытывать гораздо меньший стресс.

Катастрофизация

Представляет собой гиперболизацию негативной составляющей ситуации или явления, любое негативное событие воспринимается человеком, как «конец света».

Слова-маркеры: катастрофа, ужас, кошмар, конец света, это конец и т.п.

Примеры: «ужасно, если я не нравлюсь ей», «ужасно, если я не смогу получить эту работу», «если меня бросит моя девушка, то это будет катастрофа».

Если логически проанализировать влияние «негативных» событий на нашу жизнь, можно понять, что в мире нет ничего «ужасного», а каждая, даже самая неблагоприятная, на первый взгляд, ситуация имеет две стороны: не только негативную, но и позитивную. Важно научиться видеть в препятствиях возможности и здраво оценивать реальность, в которой мы живем.

Например, если вас увольняют, у вас будет больше времени на самообразование и семью, кроме того, это отличный шанс найти работу, которая будет вам подходить гораздо больше: ведь если вас уволили, значит, было какое-то несоответствие между вами и этим трудовым местом.

Иррациональную установку «это приведет к чему-то ужасному» необходимо заменить на позитивную установку вроде «да, эта ситуация неприятна, но выход есть всегда, у меня достаточно сил, чтобы преодолеть это и извлечь для себя пользу».

Предсказание негативного будущего

Склонность думать о том, что все будет плохо, независимо от наличия объективных на то причин, т.е. верить своим надуманным негативным предположениям и ожиданиям.

Слова-маркеры: так и будет, это непременно случится/произойдет, иначе быть не может и т.п.

Примеры: «если я скажу ей что мне не нравится ее поведение, она непременно перестанет со мной общаться» или «если я съем кусочек торта, то я обязательно поправлюсь».

Придерживаясь установки предсказания негативного будущего, человек сам того не подозревая делает все для того, чтобы его опасения воплотились в жизнь. Ожидая негатива, мы испытываем стресс и теряем способность рационально мыслить.

Вместо того, чтобы предсказывать исход ситуации на основе своего прошлого негативного опыта, подумайте, какие на самом деле есть варианты развития событий. Действительно ли есть только один возможный вариант, который когда-либо произошел с вами? Вспомните, случалось ли в вашей жизни или в жизни других людей нечто другое, абсолютно противоположное?

Замените установку «все будет именно так» на мысль «произойти может что угодно, я не могу предсказывать будущее: если случится что-то хорошее, я буду этому рад, а если произойдет нечто плохое, я смогу с этим справиться».

Читайте также:  Предсказание бога перуна славянам

Максимализм (крайняя форма – перфекционизм)

Проявляется в виде того, что человек оценивает себя, окружающих людей и мир в целом согласно высшим стандартам из всех гипотетически возможных.

Слова-маркеры: все или ничего, по максимуму, на все 100%, только лучшее и т.п.

Пример: «я буду делать все идеально, либо не буду делать ничего».

Выбор таких ориентиров при оценке реальности приводит к тому, что человек теряет способность наслаждаться промежуточными результатами и ценить их. Если постоянно ожидать от себя, от других людей и от мира «только лучшего», вы будете постоянно находиться в состоянии фрустрации, что неизменно приведет к снижению удовлетворенности жизнью.

Научитесь ценить то, что имеете, объективно оценивайте свои и чужие способности и возможности и не гоняйтесь за недостижимым. Разумеется, стремиться к идеалу похвально, но это не означает, что вы должны обесценивать то, чего удалось достичь вам или другим людям уже сейчас.

Например, установку «я хочу все делать идеально» можно заменить на убеждение «я сделаю все от меня возможное, чтобы максимально реализовать свои возможности в каждом деле».

Дихотомическое мышление

Понятие «дихотомия» в переводе на русский означает «рассечение на две части». Дихотомическое мышление представляет собой тенденцию относить все к одной из двух взаимоисключающих категорий (такое мышление еще называют «черно-белым» или «мышлением крайностями»).

Слова-маркеры: так либо эдак, третьего не дано, да или нет и т.п.

Примеры: «хороший или плохой», «добрый или злой», «красивый или уродливый», «святой или грешник», «умный или глупый», «победитель или проигравший».

Все в мире относительно, и никто не может сказать, что на самом деле является «плохим», «хорошим», «красивым», «уродливым» и т.д. Воспринимая все в мире в «черно-белом варианте», где нет никаких оттенков и полутонов, человек теряет возможность видеть многообразие вариантов и наслаждаться им, что приводит к разочарованию и опустошению.

Научитесь видеть вещи такими, какими они являются на самом деле, и заметите, что во всем есть свои достоинства и недостатки.

Используйте установку «все в мире относительно» вместо попыток определить все объекты окружающего мира в одну из двух антагонистических категорий.

Персонализация

Тенденция интерпретировать события в аспекте личных значений, т.е. связывать все происходящее вокруг со своей личностью без всяких для того оснований.

Слова-маркеры: местоимения первого лица единственного числа (я, меня, мною, мне).

Примеры: «если кто-то смеется, то он смеется надо мной», «это все из-за меня».

Постоянное сосредоточение на самом себе и своих недостатках формирует деструктивную форму самоанализа – самокопание, человек надумывает то, чего на самом деле нет.

Большинству людей мы сами, наши поступки, наша внешность и т.д. абсолютно безразличны. Если вам кажется, что каждый ваш шаг постоянно оценивают, то это признак невротического расстройства, с которым нужно работать, чтобы изменить свое собственное отношение к себе.

Поменяйте установку «все смотрят на меня и оценивают» на установку «люди заняты своими делами, у них нет времени и причин на то, чтобы оценивать меня и осуждать».

Сверхобобщение

Характеризуется выведением категоричного суждения по частному признаку относительно совокупности. Иными словами, человек использует избирательную информацию (один или несколько критериев), на основе которой делает неоправданный общий вывод касательно какой-то ситуации или объекта.

Слова-маркеры: никто, все, нигде, всегда, вечно, постоянно и др.

Примеры: «если однажды я не смог добиться успеха, то я никогда не смогу этого сделать» или «все люди эгоисты».

Такая установка формирует принцип, по которому все сводится к единому исходу. Перенося свой негативный опыт из прошлого в свое настоящее, человек тем самым «блокирует» возможность иметь другое будущее, т.к. заранее определил исход событий.

Если вы перестанете сводить все к одному и обобщать, вы заметите, что каждый конкретный случай универсален. Вы сможете выносить объективную оценку событиям и явлениям, что позволит вам использовать свои шансы на успех и избегать бесполезной траты своих усилий.

Замените установку «все люди лгут» на установку «одни люди врут, а другие люди говорят правду, мне нужно научиться различать два этих типа людей».

Чтение мыслей

Приписывание людям мнений, суждений и мыслей, которые они не высказывали (выносили, озвучивали).

Слова-маркеры: «он думает так», «она такого мнения», «они так считают» и т.п.

Пример: «они точно думают, что я глупый».

Когда вы приписываете людям то, что вам кажется, вы лишаете себя возможности узнать их реальное мнение по тому или иному вопросу. Это приводит к недопониманиям, конфликтам и неспособности выстраивать продуктивные взаимоотношения. Кроме того, это заставляет вас испытывать стресс из-за несуществующих оценок.

Человек не обладает способностью читать мысли других людей. Если вам важно знать, что думают люди касательно вас или каких-то событий, явлений, спросите их об этом. Только так вы сможете объективно оценивать реальность и взаимодействовать с ней.

Вместо того, чтобы приписывать людям те или иные мнения, суждения и мысли, думайте так: «я не знаю, что думает этот человек, потому что я не он, и он ничего не говорил по этому поводу».

Оценочное мышление

Представляет собой оценку личности в целом, а не ее конкретных проявлений (качеств, свойств, поступков).

Слова-маркеры: хороший, умный, глупый, грубый, добрый, злой и т.д.

Пример: «Ваня хороший человек, потому что он любит кошек, а Петя плохой, потому что он не любит кошек».

Оценивая себя или других людей, а также события и явления окружающего мира на основе одного или нескольких критериев, вы выносите неверное суждение.

Сложные понятия и сущности нельзя сводить к неким обобщающим характеристикам. Всегда есть то, что мы знаем, и то, чего мы не знаем. Нужно оценивать конкретные качества людей, но никак не их сущность. Ничто не может быть абсолютно плохим или хорошим, никто не может быть абсолютно злым или добрым. Более того, сделать вывод на основании одной или нескольких характеристик нельзя, это противоречит законам логики.

Думайте о конкретных проявлениях, например, вместо установки «я неудачник (потому что я не зарабатываю 1 млн. руб. в месяц)» используйте установку «я не зарабатываю 1 млн. руб. в месяц, но зато у меня много друзей и я отлично умею шутить».

Заключение

Работать с иррациональными убеждениями необходимо регулярно, причем делать это лучше всего в письменном виде, т.к. это позволит вам не только выявить уже существующие иррациональные установки и избавиться от них, но и изменить свой ход мышления в целом, чтобы в будущем такой тип установок не продолжал формироваться.

К сожалению, это далеко не единственное когнитивное искажение нашего мышления. Если вы хотите лучше понимать самого себя, свои мысли, желания и поведение, вы можете пройти нашу программу «Самопознание», а на нашей программе «Когнитивистика» вы освоите лучшие техники мышления, которые научат вас логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы к решению абсолютно любых задач.

Желаем вам удачи в самопознании и верим в то, что вы обязательно сможете выбраться из всех ловушек мышления!

Источник

Оцените статью