Урок по изготовлению куклы оберега

Конспект мастер-класса «Изготовление куклы- оберега»
материал по технологии (6 класс)

Паспорт занятия

Тема: Работа с текстильным материалом

Изделие: Кукла — оберег

Класс: 6

Место проведения: учебный кабинет

Время:40 минут

Цель: формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении куклы — оберег

Задачи

1. Образовательные (предметные результаты)

  • дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
  • познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
  • научить изготавливать тряпичную куклу;
  • развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;
  • развивать умения изготовлять куклу без использования иголки
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

2. Развивающие (метапредметные результаты)

Познавательные УУД:

  • Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Развивать умение находить ответы в диалоге с учителем;
  • Развивать моторику рук, координацию движений;
  • Добывать новые знания в процессе обсуждения;
  • Развивать творческие способности, мышление, воображение;
  • Развивать умение формулировать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

  • Развивать умение слушать и понимать речь учителя;
  • Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • Развивать умение участвовать в диалоге на уроке.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_master-klassa.docx 26.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»

открытого мастер – класса по

изготовлению куклы — оберега

Климова Марина Владимировна

Тема: Работа с текстильным материалом

Изделие: Кукла — оберег

Место проведения: учебный кабинет

Цель : формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении куклы — оберег

1. Образовательные (предметные результаты)

  • дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
  • познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
  • научить изготавливать тряпичную куклу;
  • развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;
  • развивать умения изготовлять куклу без использования иголки
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

2 . Развивающие (метапредметные результаты)

  • Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Развивать умение находить ответы в диалоге с учителем;
  • Развивать моторику рук, координацию движений;
  • Добывать новые знания в процессе обсуждения;
  • Развивать творческие способности, мышление, воображение;
  • Развивать умение формулировать своё предположение.
  • Развивать умение слушать и понимать речь учителя;
  • Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • Развивать умение участвовать в диалоге на уроке.
  • Развивать умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя;
  • Развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Развивать умение организовывать свое рабочее место;
  • Развивать потребность выполнения правил на уроке;
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии качества выполненной работы;
  • Развивать умение вырабатывать критерии изделия;
  • Развивать умение оценивать свою деятельность на уроке.

3. Воспитательные (личностные результаты):

  • Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу;
  • Воспитывать уважительное отношение к мнениям других людей;
  • Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества;
  • Воспитывать позитивное отношение к плодотворному взаимодействию на уроке.

5. Воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Основной метод: практическая работа

словесные: рассказ, объяснение, диалог, беседа, опрос

наглядные: демонстрация, образец, наблюдение.

методы поощрения: похвала, благодарность, одобрение.

методы контроля: контроль учителя и самоконтроль, рефлексия

Дидактические средства обучения:

для учащихся: ткань, нитки, зерно (крупа)

для учителя: образцы изделия, поэтапные рисунки, ткань, нитки, кусочек синтепона.

1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.

2.Сообщение темы, целей занятия.

Педагог: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.

Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?

Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.

3. Изучение нового материала.

Педагог: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Изначально тряпичная кукла была элементом ритуальных обрядов, а не игрушкой для детей. Кукол изготавливали, как оберег для дома, а так же от сглаза и болезней. На них возлагали надежды по защите урожая, сохранения богатства и привлечения «ко двору» благополучия.

Все народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;
  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.

Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Кукла на счастье. Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Кукла День и Ночь символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Её делали под Новый год. Она жила в доме и хозяин с хозяйкой разговаривали с куклой . Ежедневно цтром её поворачивали к себе светлой стороной, а вечером -темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачным в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне-чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Кукла оберегала всех домочадцев-охраняла их душевный настрой.

Пеленашка Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

Подорожница -помещалась в ладошку так как её брали с собой в дорогу. Жены давали мужьям. Укуклы в руках узелок в который клали либо золу (символ домашнего очага) либо горошину, чтобы быть в пути сытым.

Берегиня дома -несла частичку души хозяйки и хозяина и помогала защищать дом. К тому же она приносила в дом достаток для чего в руки её давали узелок. Вешали берегиню над входом выше головы, так чтобы она могла видеть входящих в дом. Народ считал, что она оберегает отплохого глаза и злых людей.

Ровно год был отпущен оберегу, который называли «12 лихорадок». Делали её в виде 12 фигурок подвешанных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. Которых звали Дряхлея, Глупея, Ленея, Немея, едея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. 15 января каждого года оберег заменялся на новый.

Обережных кукол, как правило, делали женщины. Ведь именно женщина во все времена была хранительницей домашнего очага и благополучия семьи. Куклам никогда не «рисовали» лицо. Безликость имела очень важное значение. Считалось, что лицо могут иметь только одушевлённые особи. И, что, если нарисовать лицо кукле , в неё может вселиться «злой дух».

Правда, иногда куклам-оберегам «перекрещивали» лицо нитяным крестом (в то время крест был знаком солнца, которому поклонялись как божеству). Никаких других обозначений на лицо куклам–хранительницам не наносили.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

«Кубышка — травница». Эта кукла защищала от болезней, наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни или ставили у кровати больного. Периодически её необходимо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах. Через два года травку в кукле необходимо менять.

Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

Крупеничка или Зерновушка -кукла из мешковины наполненная гречкой или пшеницей. Главная кукла в доме. Крупеничка помогала в тяжелые голодные времена. Ежегодно её наполняли новым зерном, а весной для посева первые горсти зерна брали именно из Крупенички.

Педагог: И сегодня я предлагаю вместе изготовить куклу-оберег безсонница

5 Практическая работа

Обереги – один из самых популярных видов подарков. Их дарят на все возможные праздники, выбор их воистину огромен. Куколку оберег издревле принято считать символом хранительниц очага. Она может стать неплохим подарком на 8 марта от ребенка. Славянские куколки обереги — символы плодородия женщины и они всегда обладают пышным бюстом и округлыми формами. Их принято дарить всем девочкам, женщинам и бабушкам весной. Куколку легко изготовить своими руками. В набивку можно добавить успокаивающие травы, например валериану — такая куколка поможет быстро и крепко заснуть.

Материалы и инструменты: ножницы, лоскуты хлопковой ткани, нитки, кусочек синтепона.

Вырежьте из ткани 5 квадратов размером 10 на 10 см: 3 белым и 2 любого другого цвета;

Порвите синтепон на мелкие кусочки (в этом с удовольствием вам поможет ребенок);

Выделите 3 комка синтепона: один большой и два маленьких;Наполните белый квадрат большим кусочком синтепона и перетяните нитью, повторите процедуру с двумя цветными квадратами, обязательно сравните кусочки наполнителя по размеру, иначе груди будут разного размера (добавьте трав, если хотите);

Примотайте голову к грудям; Сложим руки для куколки: возьмем квадрат и сложим его по диагонали, затем еще раз и еще раз. Повторим процедуру со вторым квадратом;

Приложим ручки со спины к куколке и примотаем ниткой;
Вырежем из ткани прямоугольный треугольник со сторонами 10 см и завяжем его как платочек;
Если хотите, вырежьте маленький фартук.

Источник

Урок мастерства «Русская народная кукла. Изготовление куклы-оберега»
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

На уроке обучающиеся научаться изготавливать народную куклу «Вепская кукла «Желанница»

Скачать:

Вложение Размер
izgotovleniya_kukly-oberega.ppt 1.94 МБ
izgotovlenie_kukly_-_oberega.doc 70 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Русская народная кукла. Изготовления куклы-оберега»

На уроке мы научимся изготавливать народную куклу-оберег, которая называется «Вепсская кукла», а в простонародье «Желанница»

“ Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”. А.Синявский

Слово “кукла” в русском языке заимствовано либо от латинского “cuculla”, либо произошло от древнеславянского корня “кук”. Простейшая производная от этого корня – слово “кука” может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и “нечто страшное, обитающее в темноте”.

Кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

В словаре же В.Даля и в словаре “Русских народных говоров” это слово имеет множество значений: Идол. В старину говорили: “А если сильно холодно, куклу вынесут, подержат: завтра тепло будет”. “ Заломы”, “закрутки” в посевах, делаемые колдунами. Рассказывали: “Кто куклу снимет – тот умрет”. Снежная баба. Кулак (кукиш). Лен в связке. Горсть льна для трепания (отходы – “куклевина”), кудель, моток ниток. Связка ивовых прутьев. Почки (ростки). Насекомое в предпоследней стадии развития, в состоянии замирания. Форма, болванка у вязальщиков. Фальшивые денежные знаки.

Все народные куклы традиционно делятся на три группы: · игровые, · обрядовые, · обереги Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Вот такое разнообразие кукол существует…

Кукла Бессоница Из квадратных кусков ткани создавали куклу Бессонницу, набивая ее успокаивающей травой. Это магическая колыбельная кукла Бессоница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая: Сонница-бессоница, Не играй моим дитятком, А играй этой куколкой. Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Кукла «Бабочка» Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.

Куклы — кувадки К концу 19 в. истоки обряда окончательно утратились и забылись, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки.

«Обрядовая свадебная кукла» В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Куклы можно свободно двигать по «руке».

Девка-баба (кукла-перевёртыш) Кукла готовила девочку к взрослой жизни, показывая, что не всегда жизнь будет беспечной и веселой. Кукла-перевертыш — игровая кукла. Развивает детское игровое творчество. В таких куклах часто прослеживаются противопоставления «грусть-радость», «молодость-старость» и другое .

Зернушка (Крупеничка) Куклу обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. Кукла — зернушка помогает человеку верить в удачный год,, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.

Кукла «Веснянка» Веснянка — это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине — всегда быть обаятельной и привлекательной.

Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы) Это двенадцать «кукол-лиходеек» «Огнея», «Ледея», «Трясея» и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней. Ровно год был отпущен оберегу, который назывался « 12 лихорадок». Делали его в виде 12фигурок , подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея,, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея.. 15 января каждого года оберег заменяли на новый..

Толстушка-Костромушка Эта куколка — оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок, кукле говорили: «Детки появились — пошла играй».

Кукла «Десятиручка» Кукла «десятиручка» (многоручка) помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Кукла Покосница Такую куклу делала женщина перед тем, как идти на покос, чтобы куколка оберегала руки от травм и повреждений во время покоса. Сегодня такую куколку можно делать как оберег и для других работ, где можно повредить руки.

«Вепсская кукла» Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

Технология изготовления «Вепсской куклы» Вепсская кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью — это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, Из них же надергивают нити для путанки и связывания деталей куклы .

Для изготовления куклы потребуется: Лоскут белой бязи 25х25; 3-4 лоскута цветного ситца или бязи 25х25; Разноцветные обрывки нитей ; Лоскут бязи (для косынки) 10х10; Мотки красных и белых нитей.

1).Лоскут 25х25 белой ткани перегибают по диагонали. В центр лоскута закладывают синтепон или вату. 2).Моток обтягивают в центр лоскута и обтягивают нитью, концы нити связывают двойным узлом.

3).Лоскут складывают по диагонали, на одном из концов диагонали делают подгиб ткани на 1-1,5 см, края скручивают внутрь, и в 0, 5 см от края закрепляют несколькими плотными витками нити.

4).Расправив связанные концы в стороны, лоскут перетягивают нитью.

Лоскут 25х25 цветной ткани перегибают по диагонали. В центр лоскута закладывают синтепон или вату. Оставшимися концами нитей первую деталь сначала перематывают 2-3 раза под закрепленными мотками путанки, а за-тем 3-4 раза крест-накрест между ними.

Из обрывков разноцветных нитей из-готавливают пояс для куклы. Две одина-ковые по длине и фактуре разноцветные нити складывают вместе и связывают оди-нарным узлом на одном конце. Разведя свободные концы нитей в сто-роны, нить перекручивают между пальца-ми несколько раз в одном направлении (рис. 12, а). Не отпуская нити, их концы снова складывают. Нити растягивают за концы, а затем, отпустив один конец нити, плотно перевивают друг с другом. После перекручивания вторые концы нитей также закрепляют одинарным уз-лом (рис. 12, б). Изготовленным поясом закрепляют передник куклы.

В подгиб пропускают пояс. Передник накладывают лицевой сто-роной на лицевую сторону куклы нижней стороной вверх и крепят двумя-тремя витками скрученных нитей. Затем отги-бают и закрепляют двойным узлом сбоку. Изготовленным поясом закрепляют передник куклы. Для этого подгибают на 1 см край небольшого лоскута ткани раз-мером 5×6 см, отличающегося от предыдущих по цвету.

Работу над куклой завершают подвязыванием косынки и платка. Сначала сложенной пополам полоской тонкой ткани обтягивают верхнюю часть головы куклы. Концы полоски крест-на-крест выводят на затылок и закрепляют. Лоскут цветной ткани размером 10×10 см складывают пополам по диагонали. Платок повязывают на голову кукле так, чтобы была чуть видна полоска ткани в верхней части головы. Крест-накрест из-под подбородка концы платка крепят двойным узлом сзади.

« Спасибо за внимание !»

Список литературы: Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». СПб «Паритет» 240 стр., 2003; Организация кружковой работы в школе. Автор — составитель О.Н. Маркелова. Волгоград: Учитель, 2006; Занятия по прикладному искусству 5-7 классы/ автор сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2007; Декоративно – прикладное творчество 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Авт. сост. О.Я. Воробьева. — Волгоград: Учитель, 2007; Н. Генсицкая «История одной куклы«; http://nwdolls.narod.ru/ ; http://www.doll4you.narod.ru ; http://www.mydolls.ru/ ; http://izodolls.com ; http://kukly.synnegoria.com .

Предварительный просмотр:

«Русская народная кукла. Изготовление

  • систематизировать сведения о народной кукле,
  • научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол – вепсскую куклу.
  • познакомить учащихся с историей появления народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол.
  • пробудить у учащихся интерес к народному творчеству.
  • воспитывать творческое отношение к выполняемой работе.
  • изготовление вепсской куклы «Желанница».
  • лоскуты белой и набивной ткани 25 на 25 см для туловища и костюма
  • нитки для перевязывания
  • вата для набивки
  • ножницы для отрезания ниток
  • образцы народных кукол (презентация)
  • инструкционные карты по изготовлению вепсской куклы
  • мультимедийный проект

Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, сообщение темы и целей, знакомство с планом занятия.

Сегодня я предлагаю вам знакомство с народной игрушкой.

  1. Изложение нового материала (показ слайдовой презентации)

Перед началом хотелось бы прочитать слова А.Синявского:

“Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,
и дети перестали бы походить на родителей,
и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”.

На наш взгляд, в этом отрывке очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом. А теперь давайте начнем знакомство с таинственным и загадочным миром народной куклы.

При слове “кукла” в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Но всегда ли это было так?

— А как вы думаете, что обозначает слово “кукла”, как вы понимаете его значение?

Оказывается, о происхождении этого слова до сих пор спорят ученые и исследователи. Слово “кукла” в русском языке заимствовано либо от латинского “cuculla”, либо произошло от древнеславянского корня “кук”. Простейшая производная от этого корня – слово “кука” может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и “нечто страшное, обитающее в темноте”.

В словарях так же можно найти разное толкование этого слова. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

В словаре же В.Даля и в словаре “Русских народных говоров” это слово имеет множество значений:

  • Идол. В старину говорили: “А если сильно холодно, куклу вынесут, подержат: завтра тепло будет”.
  • “Заломы”, “закрутки” в посевах, делаемые колдунами. Рассказывали: “Кто куклу снимет – тот умрет”.
  • Снежная баба.
  • Кулак (кукиш).
  • Лен в связке.
  • Горсть льна для трепания (отходы – “куклевина”), кудель, моток ниток.
  • Связка ивовых прутьев.
  • Почки (ростки).
  • Различные хлебы и пироги.
  • Насекомое в предпоследней стадии развития, в состоянии замирания.
  • Форма, болванка у вязальщиков.
  • Фальшивые денежные знаки.

.А как же возникла кукла в понимании игрушки, о которой мы сегодня вам и будем рассказывать?

Рассказ учащегося (показ слайдовой презентации)

Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным, страшным и пугающим для него. С неба лилась вода, стрелами падал огонь (дождь и молния). Вода смывала и уносила жилища, людей, посевы. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце сжигало все засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задавался вопросом: “А кто все это делает”? И нашел для себя ответ: “Конечно, это были высшие и могущественные существа – боги”. И вот люди подумали, а что если создать изображения богов и дать им имена? Тогда можно будет знать, у кого просить помощи и защиты, кому поклоняться. Так появились боги. Чаще всего изображали богов в виде человеческих фигур.

Наверное, это и были самые первые куклы в истории человечества! Люди верили им, поклонялись, надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

Когда люди просили о чем-то богов, то они обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Но однажды кому-то пришла в голову мысль предложить в жертву вместо живого человека – куклу. Взяли полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла жизнь человека.

Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить в жертву разных кукол-чучел. А взамен просили здоровья, урожая, любви.

На изготовление этих кукол шли в основном подручные материалы.

Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа.

Все народные куклы традиционно делятся на три группы:

Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она выполняла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла “с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.

В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими Дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Вот такое разнообразие кукол существует.

Из квадратных кусков ткани создавали куклу Бессонницу, набивая ее успокаивающей травой . Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Простейшая традиционная тряпичная кукла бытовала в нескольких районах. Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.

В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду».

В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу.

После родов куклы сжигались во время обряда очищения.

К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от козней злых духов. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу — оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели, и хранили ее наравне с крестильной рубахой.

Неразлучники (свадебная кукла)

В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое.

Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из любого дерева, кроме ольхи и осины (эти деревья связывались с нечистой силой).

У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Куклы можно свободно двигать по «руке».

Кукла готовила девочку к взрослой жизни, показывая, что не всегда жизнь будет беспечной и веселой.

Кукла-перевертыш — игровая кукла. Развивает детское игровое творчество. В таких куклах часто прослеживаются противопоставления «грусть-радость», «молодость-старость» и другое .

Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рола оберегом семьи. Иногда ее называли Зерновка или Крупничка. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы — мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла сделать женщина, которая хотела иметь ребенка. Зернушка символизировала прибыль и благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.

Веснянка — это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.

Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине — всегда быть обаятельной и привлекательной.

Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими.

По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка. »

В народе существует множество преданий и поверий о лихорадках. Сестры могут ходить по земле, как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Могут окликивать людей с улицы ночами, кто отзовется во сне – заболеет. Количество демониц в разных местах называется разное. Чаще всего, говорится о том, что числом их 9, 12, 13, хотя есть варианты и по 40, 77.

Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестер во всем ей послушны. Всем остальным сестрам народ тоже дал имена. Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного.

Эта куколка — оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок, кукле говорили: «Детки появились — пошла играй».

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла «десятиручка» (многоручка) помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Такую куклу делала женщина перед тем, как идти на покос, чтобы куколка оберегала руки от травм и повреждений во время покоса. Сегодня такую куколку можно делать как оберег и для других работ, где можно повредить руки.

«Вепсская кукла» – желанница.

Такая подружка — кукла Желанница — была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

Вот такие были куклы.

И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной.

4. Вводный инструктаж

Но все же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.

Сегодня я дам вам возможность попробовать изготовить своими руками рукотворную куклу. Вам предлагается выполнить вепсскую куклу, рассказ о которой вы уже слышали. Работать вы будем по технологическим картам.

Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы. Все ли необходимое лежит на столе?

Как вы уже слышали, в старину ткань для изготовления куклы не резали, а рвали. И даже иногда нитки перекусывали зубами. Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы. А так как это режущий предмет, вспомним правила безопасной работы с ними.

Повторение правил безопасной работы

5. Практическая работа (показ слайдовой презентации)

Учащиеся работают по технологическим картам. Учитель контролирует ход работы.

6. Подведение итогов

А теперь, когда вы выполнили свои куклы, подумайте, как вы их назовете, и продемонстрируйте их присутствующим.

  • И в конце нашего урока ответьте на следующие вопросы:
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Почему народная кукла была безликой?
  • Какие народные куклы и обряды, связанные с ними перешли в наше время?
  • Хотели бы еще что-то узнать о народных традициях и обрядах, научиться изготавливать другие народные куклы?
  • Отличается ли современная кукла от традиционной народной куклы? В чем, по-вашему, “плюсы” и “минусы” этих кукол?
  • Пригодятся ли вам полученные сегодня знания и умения в дальнейшей жизни?

В конце позвольте сказать вам спасибо за внимание и за вашу работу.

Источник

Читайте также:  Фигурки талисманы для богатства
Оцените статью