Удмуртские обереги для мужчин

Славянские обереги своими руками: птица счастья, веник и кукла

Традиция

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси.


Птица с мезенским узором, из Архангельска

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:

«Здесь те же голубки из лучинок — досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения».

В путевых записках по северу России и Норвегии «За волшебным колобком» Михаил Пришвин, описывает голубка так:

«Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди неё свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок».

В рассказе М. Пришвина «По Маймаксе» он упоминает птицу, описывая старика-помора:

«А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в „чистой“ комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка — вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубёночек — «вроде как бы Святой дух»».

Из вышеприведенного текста можно сделать вывод о сакральном назначении голубя, связанным с образом Святого духа. В связи с этим современное превращение сакрального символа поморов в обычный сувенир не совсем корректно, так как разрушает исконную суть и духовное назначение артефакта. Образ голубя — это глубокий символ надежды, а не просто украшение или деревянная игрушка, как пытаются представить некоторые исследователи.


Щепные птички, «Беломорские узоры»

В советской этнографии также можно найти описание голубя. В конце 20-х годов XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» так описывает птицу:

«Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья».

Исследователь Иван Мосеев считает, что «поморский старообрядческий голубок» — артефакт этнических и религиозных верований поморского народа.

Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.


Маленькая птичка

Изготовление

Изготавливается щепная птичка из двух цельных брусочков, щепки без применения клея и крепежных элементов. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики могут быть вырезаны фигурно.

На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого — продольные разрезы для хвоста.

В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяют их так, что они образуют крест.

Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. Получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитками.

Изготавливается птица обычно из древесины карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Древесина должна хорошо расщепляться и не ломаться на изгибах. Поначалу изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок.

Считается, что раньше голубков не раскрашивали. Сейчас популярны раскрашенные птички. По желанию их можно раскрасить самостоятельно.

Если посмотреть на готовую птичку сверху, то можно заметить, что она напоминает «крест в круге», что всегда читалось сильным знаком и оберегом. По разным версиям это — знак мира, Солнца, вечности, солнечный знак, солнечное колесо.

Изделия народных мастеров

Птичка счастья-глухарка Мартына Филипповича Фатьянова была изготовлена с великим тщанием и излучала добро. Он осторожно дул на её деревянные перья, и птица поворачивалась по кругу, словно осматривала свои владения.

В золотистую фактуру сосновой дранки прекрасно вписывались красные и черные штрихи. Такое сочетание красок придавало вещи особый, «мезенский» колорит.

В руках другого народного мастера из Архангельской области, Александра Ивановича Петухова, традиционный щепной голубок, выполнявшийся всегда предельно просто, лаконичными приёмами резьбы, превратился в настоящую скульптуру — массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове. Работы А. Петухова украшают многие выставки. Мастер словно демонстрирует красоту материала, подбирая текстуру древесных слоев под оперение птицы, подчеркивая ею форму туловища, головы, хвоста.

Популярность

За сравнительно короткий срок производство деревянной «птицы счастья» было освоено ремесленниками во многих регионах и ведется сейчас не только по всей России, но и на Украине, Белоруссии, Литве и Чехии.

Современные традиции

В наше время щепную птицу любят и чаще всего используют как сувенир. Время от времени появляются всякие легенды, связанные с ней.

Например рассказывают, что птичку подвешивали в доме с наступлением нового года, а через год сжигали. Считалось, что птица вбирает в себя всякий негатив, охраняя владельцев дома.

Но этой легенде нет официальных подтверждений.

Теперь принято птицу счастья дарить на рождение ребёнка, подвешивать над кроваткой или на новоселье, чтобы подвесить как оберег при входе в новый дом.

Её привозят как сувенир-символ России иностранные туристы.

Авторские права

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0. Авторство фото: 1, 3, 4 — Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0; 2 — , CC BY-SA 3.0; 5 — Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0.

Изготовление талисманов разных народов

У каждого народа свои принципы и особенности изготовления оберегов. Они работают благодаря вере, которая делает их особенными и придаёт им большую силу.

Украинские талисманы

Одежда и интерьер жилища были украшены магической символикой. Украинские талисманы заключают в себе символы четырёх стихий:

Большую роль при создании талисманов играла вышивка. Каждый узор олицетворяет что-то своё:

  • на одежде незамужних женщин преобладала вышивка цветов;
  • замужних — растений с плодами;
  • холостых парней — ветвей дуба и зелёных листьев.

Часто на вышивку читали специальные заговоры.

К популярным украинским оберегам можно отнести куклу-мотанку, «мешочки благополучия», травяные сборы.

Обереги этого народа не только выполняют защитную функцию, но и отличаются красотой.

Удмуртские обереги

Удмуртские обереги украшали характерными для этой культуры орнаментами и рисунками. Их изготавливали из таких материалов:

Одежду и предметы быта этот народ по сей день декорирует вышивкой с символикой. Функция оберегов — защищать владельца от любого негативного влияния на его душу и психоэмоциональное состояние.

Казачьи амулеты

Казачьи талисманы и амулеты служили защитой от врагов. У зажиточных казаков было сразу несколько оберегов, которые ещё и защищали их от порчи и сглаза.

Занимались изготовлением магических предметов знахари.

Когда амулет был готов, над ним в течение лунного месяца проводили специальные обряды. Знахарь отдавал талисман казаку, рассказывал о правилах ухода и хранения.

В особой цене были обереги, созданные во время строгого поста.

Хантыйские обереги

Хантыйские обереги часто выполняют в виде тряпичных кукол, набивая их специальной травой, собранной в определённое время. Такие талисманы оберегают от негатива и помогают обрести личное счастье.

Народ Ханты часто украшает свою одежду вышивкой. Хантыйских орнаментов существует достаточно много:

  • лапа лисы;
  • медвежий след;
  • заячьи уши;
  • кедровая шишка и др.

Некоторые из них вышивают строго в определённое время. Для вышивки используются разные нитки (шерстяные, бумажные, шелковые).

Японские талисманы

Японские талисманы заговариваются на успех или счастье, помогают добиться поставленных целей, иногда могут передаваться по наследству. Дома японцев украшены множеством скульптур и статуэток. На первый взгляд, может показаться, что это обычные безделушки. Но каждая из вещиц обладает магической силой:

  • защищают жилище;
  • приносят удачу;
  • оберегают детей.

К популярным японским талисманам можно отнести цветок лотоса, куклу Кокеши, японских манящих котов манэки-нэко. Изготавливают магические предметы из стекла, фарфора, пластика.


Приглашаем приобрести птицу счастья в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Изучите наши предложения

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
  • Послать это другу (Открывается в новом окне)
  • Нажмите для печати (Открывается в новом окне)
Читайте также:  Красивые обереги для мужчин

↑ Гамаюн

Посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.

В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.

Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

↑ Сирин

Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.

Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.

Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот — истинное блаженство!

↑ Алконост

Это чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая.

Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода — пока не вылупятся птенцы.

Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка.

Источник

Удмуртский оберег: история и современность

исследовательская работа с элементами проектной деятельности

Скачать:

Вложение Размер
rabota_yuli.doc 724 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Глазова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

УДМУРТСКИЙ ОБЕРЕГ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Калинина Юлия Борисовна,

ученица 7 «Г» класса

Глава 1. Функции и символика удмуртского оберега……………………………..5

1.2. История удмуртских оберегов, их значение в жизни удмуртов…………….7

1.3. Суть и функции оберега……………………………………………………….10

1.4. Цветовая и орнаментальная символика оберега……………………………..11

Глава 2. Современный удмуртский оберег……………………………………….14

2.1. Оберег и отношение к нему в современной образовательной среде (на примере учащихся 6-8 классов МБОУ «СШ №15» города Глазова)……………14

2.2. Технология изготовления оберега……………………………………………15

Приложение 1. Декоративно-прикладное искусство удмуртов…………….…21

Приложение 2. Советы по изготовлению вышивки-оберега………………….22

Приложение 3. Анкетный лист социологического исследования……………..23

Сегодня во всём мире наблюдается небывалый интерес к познанию культурных традиций разных народов. Однако в нашей стране люди часто больше осведомлены о принципах «фэн-шуй» и прочих экзотических учений, чем о культуре, традициях и верованиях своего народа.

Тем не менее, несколько лет назад традиции многовековой культуры народа, в частности наличие оберегов в доме начали возрождаться в России. Прилавки наших магазинов постепенно заполнились веничками, домовыми, подковами, колокольчиками и пр. Приобретая обереги, многие искренне верят в их чудесные свойства. Однако для некоторых людей оберег в интерьере современного жилища является данью моде. Многие зачастую не знают ни цветовую, ни орнаментальную символику «защитного» предмета. И если любой заинтересованный человек практически без затруднений может найти информацию о славянских оберегах, то совсем не многие осведомлены об истоках и значении удмуртских оберегов.

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что каждый образованный человек, проживающий на территории Удмуртской Республики и/или считающий себя удмуртом должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной культуре, духовно-нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитывает уважение и интерес к народным традициям.

Объектом исследования является удмуртский оберег.

Предметом исследования является история удмуртских оберегов и их символическое значение.

Цель нашего исследования – создание оберега, отражающего символику традиционных удмуртских обережных предметов и современные представления школьников об оберегах.

  1. Изучить имеющуюся литературу и интернет-источники по исследуемой проблеме;
  2. Выяснить, что такое «оберег», историю его появления.
  3. Узнать функции и символику оберегов;
  4. Провести опрос респондентов 6-8 классов МБОУ «СШ № 15» для выяснения преставления учащихся об удмуртском обереге;
  5. Создать собственный оберег.

Методы исследования: анализ и синтез теоретического материала, анкетирование, анализ, сравнение.

Теоретической основой данной исследовательской работы послужили работы Е.Н. Васильевой, Л.А. Волковой, М.В. Гришкиной, М.Г. Ивановой, Т.А. Крюковой и других исследователей в области истории и культуры Удмуртии.

Гипотеза исследования : Учащиеся более знакомы со славянскими оберегами, нежели с удмуртскими, потому часто не отделяют предметы одной культурной традиции от другой.

Практическая значимость исследования : данный материал может быть использован на классных часах, на уроках истории, истории Удмуртии, краеведения, обществознания, а также может быть полезен всем интересующимся культурой и историей Удмуртии.

Глава 1. Функции и символика удмуртского оберега

1.1. Оберег, амулет, талисман

В толковых словарях, энциклопедиях, словарях синонимов и ряде других источников можно встретить понятия «амулет», «талисман», «оберег». В рамках настоящего исследования представляется важным уточнить значение данных понятий и в случае необходимости разграничить их использование в нашей работе.

Слова амулет, оберег, талисман обычно используются как синонимы и во многих словарях указаны, как синонимы. Однако, некоторые словари указывают на оттенки значений:

Амулет ( лат. amulētum ) — предмет, который, по суеверным представлениям, способен охранять его владельца от бедствий. Кроме того, в словарях Ожегова [14] и Ушакова [15] упоминается, что амулет носят на теле.

Амулет (от латинского amuletum — «дающий силу») – предмет, которому приписываются магические силы, который должен принести счастье (энергетическое, таинственное действие) и уберечь от потерь (защитное действие) [20].

Амулеты носят на теле (часто как украшение) или на одежде, помещают в транспортные средства или в жилище, либо вешают вокруг скота. Они могут быть изготовлены из множества материалов, благодаря которым носитель должен быть пассивно защищён.

Амулеты известны во всех религиях . С каменного века использовали раковины или жемчужины и особенные камни, как, например, янтарь и горный хрусталь . Уже в первобытном обществе люди увешивали себя остатками убитой ими добычи (зубами и когтями). Они должны были дать их носителю силу животного.

Амулеты находят применение в нетрадиционной медицине , в качестве защиты беременных, против сглаза и в качестве любовных чар. В амулете действует анимистское представление, что на человека влияют магические силы, противодействовать которым он может амулетом.

Считается, что амулеты могут приносить удачу, предупреждать об опасности, улучшать самочувствие. Также считается, что амулет, плохо настроенный на хозяина, может представлять серьёзную угрозу, равно как и чужие амулеты. Амулетом может являться любой предмет, от ювелирного украшения до куска камня или обрезка коры дерева. Однако особенно часто в этом качестве выступают драгоценные и полудрагоценные камни [20].

Талисман ( греч. τέλεσμα — посвящение, чары, заклинание) — предмет, который, по суеверным представлениям, приносит счастье, удачу. Служит также оберегом. В словарях Ожегова и Ушакова также упомянута удача. В этих словарях не упоминается ношение талисмана на теле. Таким образом, талисман — наиболее общее понятие: талисманы могут нести не только защитную функцию, но и приносить успех; одни талисманы носятся на теле, другие — нет (например, талисманом может быть животное).

Талисман – магический предмет, назначением которого является защита его обладателя или увеличение эффективности его магических воздействий. Талисманом также может быть некий персонаж или животное. Спортивные команды и музыкальные группы часто используют неких персонажей в качестве своих символов-«талисманов».

В качестве талисманов люди могут использовать как артефакты (то есть предметы, изготовленные человеком), так и естественные предметы (например, корни, куски янтаря, раковины, необычные камни ). Одни талисманы создаются на конкретную опасность или ситуацию (например, победу в состязании), другие предназначены для помощи в любой ситуации (ладанки, крестики). Некоторые талисманы заговорены магом ( колдуном , ведьмой, шаманом и т. п.), другие – нет (например, подковы на счастье).

Оберег (от глагола: «оберегать») — предмет, обладающий по суеверным представлениям, колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. В словаре Ожегова есть пример «Подкова над дверью — оберег дому» [14], показывающий, что не всякий оберег носят с собой. В широком смысле к оберегам относят не только предметы, но и, например, заговоры. Согласно Словарю Даля : „«Оберег» — заговоры, зачурания, слова и обряд от порчи, уроки; наговор, нашепты, для разрушения или недопущения вредных чар; талисман, ладанка, привеска от сглазу, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, болезней и пр.“ [18]

Оберегами были обычные предметы, наделенные магической функцией: защита, охрана. Их мог сделать сам человек.

Оберег следует отличать от амулета. Амулеты частенько изготавливались колдунами за сравнительно небольшую плату. И что еще немаловажно: их в большинстве своем носили в тот момент, когда человек явно чувствовал, что ему хотят причинить зло. Оберег же брали с собой в целях защиты на всякий случай.

Главное отличие оберегов от амулетов и талисманов заключается в следующем: обереги создает сам человек, он делает его намеренно, чтобы защитить не только себя, но и свой дом, своих родных и близких .

Амулет, равно как и талисман, у каждого свой. Оберег же может быть общим. Оберег, в принципе, не сильно отличается от амулета. Единственное различие – это нечто исконно русское, не заимствованное, а посему особо ценное для нас. Оберегом может стать любой предмет, который обладает начальными магическими функциями – защитой. Усилить возможности оберега можно наговором (с помощью молитвы или заговора) или освящением его в церкви [16].

Таким образом, в нашем исследовании мы будем использовать понятие «оберег», поскольку он будет создан автором исследования самостоятельно с целью придания данному предмету защитной функции. В дальнейшем предполагается, что данный предмет будет постоянным предметом ношения, не индивидуальным, а общим.

1.2. История удмуртских оберегов, их значение в жизни удмуртов

История удмуртских оберегов уходит корнями в древность и неразрывно связана с их религией и поверьями. Возникнув в позднем палеолите, продолжали развиваться в эпоху мезолита ранние формы религии (тотемизм, анимизм, фетишизм), различные виды магии (промысловая, вредоносная, охранительная, лечебная) и семейно-родовые культы. Самые ранние виды религии заключали в себе фантастическое представление о мире и культовую практику. Мир удмурты представляли себе трехъярусным: верхний – небесный, звездный, космический; средний – земной; нижний – подземно-подводный [7]. Чтобы задобрить духов, они приносили им в дар жертву: мясо животных, шкуры, монеты и амулеты. Для охраны от злых духов, болезней, сглаза и порчи удмурты широко использовали различные обереги [3]. В качестве оберега могли использовать разные предметы и даже тексты (заговоры, молитвы).

Наибольший интерес для нашего исследования представляет декоративно-прикладное искусство, включающее в себя древние орнаменты и символы, оно предоставляет исследователям богатейший материал для изучения мифологических и традиционных религиозных представлений о мире. По мнению Е.Н. Васильевой, предметы традиционной культуры содержат закодированные сведения о духовной культуре народа, поскольку с помощью орнамента древний человек отображал все, что его окружало и что было для него значимым [1] (См. Приложение 1).

Уже в древние времена на предметы быта, оружие, украшения наносили орнамент или рисунки. Экскурсно рассмотрим основные направления декоративно-прикладного искусства, предметы традиционной культуры удмуртов и характерные для них орнаменты и рисунки.

А) Ювелирное дело. В эпоху энеолита удмурты освоили медь, позднее бронзу и железо. М.Г. Иванова в своей работе описывает такие способы металлообработки, известные удмуртам, как: плавка металла, литье, ковка. [7]. В археологических раскопках Прикамья встречаются различные предметы из металла, на могильниках находят много оружия: наконечники стрел и копий, топоры-кельты, секиры, мечи. Украшения играют важную роль в жизни удмуртов, большинство из них украшены в «зверином» стиле. Исследователи полагают, что образ птицы связан с промысловой магией, с древнейшими мифами о сотворении мира. Недаром, на современном гербе Удмуртии изображен прекрасный лебедь, а точнее, лебедь-человек. У самых разных народов лебедь олицетворял мудрость, мужество, красоту, совершенство, чудесное преображение. На груди человека-птицы и в верхней части герба находятся особые знаки – обереги, их называют солярными (солнечными). По древнему преданию они оберегают человека от несчастий. Большой солярный знак является земным воплощением оберегающих сил, два малых – космическим. С гербом Удмуртии мы сталкиваемся постоянно: он находится на зданиях государственных учреждений, на печатях и бланках, на различных ценных бумагах и почтовых марках.

В коллекции предметов часто встречается изображение коня . «Конь использовался для верховой езды и как транспортное средство, его мясо употребляли в пищу. …Позднее, образ коня превратился в символ богатства. Его изображение служило оберегом, символом плодородия и счастья,» – пишет М.Г. Иванова [6].

Металлические украшения многообразны: подвески, серьги, бляхи, которые носили все – женщины, мужчины, дети. По мнению М.Г. Ивановой [6], украшения наряду с эстетической функцией выполняли функцию оберега. Нежный, слегка приглушенный звон, издаваемый при движении, был призван отгонять все напасти и силы зла, а сами изображения коней, птиц должны были обеспечивать благополучие. Считалось, что все нечистые духи боятся металлических звуков и не смогут подойти близко к человеку.

Б) Обработка кости и рога. Много вещей из кости и рога обнаружено при раскопках в Прикамье. Из кости и рога удмурты изготавливали рукояти для ножей, наконечники стрел, копоушки, гребни, ложки, вязальные иглы, украшенные в «зверином» стиле. С древними верованиями связаны многочисленные амулеты из клыков и когтей медведя, зубов лисы, волка, лошади. Это, очевидно, были символы мужества, отваги, охотничьей удачи и обереги от сил зла [6].

Н.И. Шутова в своей статье «Косторезы», пишет, что удмурты изготавливали бусы из отполированных и просверленных зубов бобров и медведей, которые носили на шее в качестве талисмана, обладающего способностью оберегать владельца от всего плохого [12]. Особую категорию вещей составляют костяные украшения, чаще всего это подвески с отверстием для привешивания. Такие подвески представляют собой разные фигурки зверей или птиц, тщательно отполированные, иногда покрытые изящным орнаментом. Среди популярных образов – объемные изображения коней, лосей, уток, медведей и мелких пушных зверей: соболей, куниц. Их назначение – украшать своего хозяина, охранять от возможных бед [12].

В) Вышивка. Вышивкой женщины украшали предметы быта и одежду. Традиционная расцветка старинной удмуртской вышитой одежды включала в себя небольшое количество цветов, преобладали темные, глубокие, насыщенные тона. Чаще всего для выполнения узора употребляли красные, черные, белые цвета, синий, желтый и зеленый включаются в композицию рисунка небольшими вкраплениями. В работе С.Х Лебедевой [10] описываются узоры и предметы вышивки. Вышитые узоры, по ее словам, располагались на рукавах, груди, подоле рубах и кафтанов, головных уборах, поясах, чулках и даже обуви, выполняли роль оберега. М.Г.Ходырева в статье «Костюм северной удмуртки племени ватка» пишет, «мастерицы верили в то, что замысловатый узор, тесьма или полоска ткани вышивались в определенных местах ткани не случайно. Все эти детали обладали защитной силой и оберегали женщину от болезней и злых сил» [10].

При вышивке использовались следующие орнаменты: ромбы, треугольники, прямоугольники, звезды, крючки, S-образные фигуры, отмечен узор «древо жизни», «толэзе» или «лунный», «крылья утки», «глаз голубя», «рога барана». «Еще в глубокой древности человек создавал несложные узоры из условных знаков-символов: прямой горизонтальной линией обозначалась поверхность земли, волнистой – вода, квадратами, кругами или ромбами изображали солнце и луну. Многие узоры и украшенные ими предметы считались оберегами» [11].

Г) Художественная обработка дерева. Художественная обработка дерева имела широкое применение в быту удмуртов для изготовления предметов домашнего обихода из древесины, коры, корней, лыка, бересты. Это занятие стало мужским промыслом.

Наибольший интерес для нашего исследования представляют ворота, их декоративное оформление нашло присущее удмуртам осмысление окружающего пространства. Считалось, что ворота – лицо дома хозяина. По воротам судили о благосостоянии и достоинстве хозяина. В работе К. Климова «Удмуртское народное искусство» описываются ворота удмуртской усадьбы. Климов пишет «… в технике трехгранно-выемчатой резьбы выполнялся основной солярный мотив: символическое изображение солнца. Солнце, дающее все блага жизни, изображалось в виде круга, полукружия и ромба с отходящими от него радиально лучами. Солнце – высшее божество, которому поклонялись люди, оно отгоняло злых духов. Солярные знаки имели охранительный смысл» [8]. Это подтверждается и в работе Л.А. Волковой, она пишет, что столбы ворот были украшены глубокими резными узорами в виде кругов и лучей. Этот узор называется «шунды пужи» — солнечный. Это знак Шунды–мумы (Матери-солнца). Он оберегает хозяйство и дарит тепло его обитателям [2]. Резьба на воротах активно перекликалась и удачно сочеталась с оформлением фасада избы и оконных наконечников [9].

Бытовая утварь, берестяные туеса были богато украшены геометрическим орнаментом: треугольники, ромбические мотивы, круги, которые воспринимаются как солярные знаки.

Г) Ткачество. Ткачество является одним из традиционных видов творчества удмуртских женщин, которое они развивали в рамках натурального хозяйства, производя ткани для своих потребностей, для производства одежды собственного тканья. Паласы, безворсовые ковры, полотенца, скатерти, занавески, покрывала выполнялись в домашних условиях. Узорное таньё, по словам Т.А. Крюковой [9], широко входит в быт удмуртов в XIX веке и вытесняет вышивку. Преобладал разноцветный геометрический орнамент: ромбы, шестигранники, восьмигранники. До сих пор известно, что ромб исполизуют как оберег от сглаза и дурных сил [8]. При тканье основа была портяной, рисунок же исполнялся самой разнообразной расцветки: красной, синей, зеленой, лиловой, желтой.

Д) Вязание. Материалом для изготовления вязаных изделий служила овечья шерсть. Узоры были самые разнообразные, это – и звезды, розетки, параллельные линии, крестообразные фигуры, зигзаги, растительные элементы. Для выполнения орнаментальных композиций использовались яркие цвета: желтый, красный, оранжевый, лиловый, малиновый, зеленый. Вязали чулки, варежки, носки, перчатки [9].

Таким образом, уже предметы древних удмуртов отражают их представлений о защитных силах и способах защиты от дурного. Предметы материальной культуры того времени отражают сохранившуюся до наших дней символику обережных знаков.

1.3. Суть и функции оберега

Суть оберегов в точности соответствует их названию: их призвание – оберегать людей, особенно в сложные годы, в периоды военных конфликтов, террористических актов и других невзгод. Иными словами, защищать своего хозяина от любого направленного негативного воздействия, каким бы оно ни было и откуда бы ни исходило. Негативными воздействиями могут быть чисто физические влияния (болезни вызванные, кстати, часто не только естественными причинами, но и одолевшие нас вследствие сглаза или порчи).

Обереги могут защищать своего хозяина и от любого воздействия на его психику, на душу, на эмоциональную сферу. Они будут охранять вас от навязывания чужой воли, приворотов, внушений извне и от тяжелой депрессии.

Обереги – это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил. Обереги бывают разные. Это бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода, украшения на окнах, ставнях, наличниках, над крыльцом и крышей, над воротами дома.

Современный человек сегодня практически утратил навыки повседневной защиты, которые использовали наши предки.

Наиболее сильными считаются обереги личные, передаваемые в семье по наследству: серьги, кольца или перстни, бусы – любая вещь, которая, по преданию, приносит счастье в семейной жизни. Чаще такие предметы передаются по женской линии – кольца и серьги, по мужской реже – ножи, пряжки для ремней.

Самым простым, но в то же время и очень эффективным средством, использовавшимся уже древними удмуртами считается так называемая обережная вышивка. Вышивать следует цветы и фигурки, несущие традиционный охраняющий смысл: силуэты коня, собаки, петуха или сказочной птицы с женским лицом. Эти символы родом из времен культов почитания языческих богов и символизируют дружественных нам оберегающих магических существ [ 17 ]. Особенно удобно использование обережных вышивок и аппликаций для детской одежды, так как малышам тяжело постоянно носить бусы, кольца или браслеты.

Люди всегда верили в то, что вещи, изготовленные собственными руками, могут уберечь от многих неприятностей. Считается, что самый сильный оберег – это вещь, которую сделали для вас кровные родственники. Если мама связала для вас носки или вышила платок, не спешите забрасывать подарок на самую дальнюю полку шкафа. Это сильнейший оберег, ведь любимый человек потратил на его создание свое время и свою энергию. Изготовить оберег вы можете и самостоятельно, только делать его лучше не для себя, а для любимого человека.

Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила :

1. Обереги не могут быть изготовлены для себя.

2. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.

3. Самые сильные обереги – те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми.

4. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаете.

5. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности (См. Приложение 2).

Самые безопасные, доступные и удобные для изготовления оберегов материалы – это обыкновенные нитки: шерстяные, льняные, хлопковые. А самым простым оберегом с давних времен считалась вышивка. Она традиционно присутствовала на любой ткани, полотенце, одежде. Главное в вышивке-обереге – цвет и узор. Цветовая гамма должна соответствовать той части спектра, которую вышивка призвана защищать [ 17 ] .

Следовательно, любой оберег – это не просто элемент декора или украшение, хотя безусловно обереги выполняют и эту функцию, но и предмет, хранящий в себе определенную энергетику, настрой.

1.4. Цветовая и орнаментальная символика оберега

Слово «орнамент» произошло от латинского слова «ornamentum» и в переводе означает украшение. Орнаментом мы называем узор, состоящий из повторяющихся элементов. Основное значение орнамента – украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы.
Прочитать знаки – задача трудная.

Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали.

Набегающие друг на друга ромбы – знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры.

Волнистые линии символизировали воду, горизонтальные – землю;
косые – дождь, пересекающий путь к солнцу;
точки между ними – зерна, брошенные в нее [ 13 ] .

Особые обережные знаки – солярные (солнечные) знаки. По древнему преданию они оберегают человека от несчастий. Большой солярный знак является земным воплощением оберегающих сил, два малых – космическим [4].

Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.

Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.

В обережных узорах часто действующей является какая-то одна его часть, а не весь узор в целом — просто цветочный или геометрический мотив, заключенный в круг или овал, круговая окантовка рукава, подола, ворота. Ведь чтобы иметь реальную защиту, достаточно вышить узор, состоящий из замкнутых, округлых контуров.

Не следует на какой-то одной вещи вышивать несколько различных по назначению обережных узоров — лучше для каждого из них выбрать отдельную вещь, иначе результатом такой вышивки получится некая энергетическая сумятица. Это относится и к материалам, из которых сделаны нитки, — не надо в одном узоре использовать несколько видов материала.

Особое значение имеет и цветовая гамма оберега и/или обережной вышивки. Черный цвет – символ земли и стабильности, красный – цвет солнца и символ жизни, белый – символ космоса и чистоты [5]. Желтый – цвет жизненной энергии, зеленый цвет отвечает за наши эмоции, голубой – за творческий потенциал человека, синий – ответственный за наши интеллектуальные способности.

Создавая оберег, важно помнить не только для кого и с какой целью он создается, но так же какой материал, цвет и символы используются. Поскольку сочетание цветовой и орнаментальной символик могут усилить или, наоборот, ослабить влияние оберега.

Источник

Читайте также:  Домовой умняшка кукла оберег
Оцените статью