Славянский Языческий Портал
Цветовые символы в славянском язычестве
Цветовые символы в Славянской мифологии
Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета. Для повседневной жизни славяне выбирали одни цвета, для религиозно — обрядовой другие. Так же костюм был выполнен в соответствии со своим полом, социальным статусом и даже настроением.
В Славянской мифологии цвета тоже обладают чётким значением.
Но всё это разнообразие цветовых значений достаточно просто выстроить в логическую цепочку, и сразу начинает прорисовываться вся многозначность и занимательность трактовок того или иного цвета.
Немного символами цвета занимался исследователь мировоззрения древних Славян М.В.Попович. Нам интересны не только символы цвета, используемые в одежде древними Русичами, но и цветовая символика, используемая в мифах, былинах, сказках.
Белый цвет — это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Зима. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел.
Белый цвет — абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый — также разрешение проблем, новое начало.
В пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил.
Символом Святовита, является белый цвет. Это связано с тем что, Белбог и Святовит в традиции одна и та же сила, только в разных воплощениях, соответственно и значение у них одинаковое.
В мифах часто встречаются фразы: «бел шатёр» — для обозначения славянского воинства, «белые руки» — для отмежевания славянина от печенега. Эпитет реки Дунай — «белая река». Так же эпитет «белый» связан с «живой водой». «Белая уточка» — всегда в сказке положительный герой, восходящий к уточке прародительницы из мифа о сотворение мифа. «Белая берёза» — постоянный эпитет в мифологии называет одно из славянских священных деревьев.
«Бел – горюч камень» (Алатырь) – в мифологии священное чистое место.
«Палаты белокаменные» — чистое, светлое, надежное жилое место.
В народном календаре «белые» дни — это масленичные дни у сербов и македонцев («белая неделя»); святочные дни (когда нет поста) в Сербии и Поморавье («белые дни»); Страстная неделя у украинцев и белорусов (Бiлий тиждень, Бiела няделя); Страстная суббота у хорватов, словенцев, чехов и словаков («Белая суббота»).
Рубаха белого цвета, использовалась Славянами в религиозно — обрядовых целях, например, одевалась перед битвой под кольчугу или без оной, просто на чистое тело.
Черный почти повсеместно предстает как цвет негативных сил и печальных событий. Черный цвет — это и отрицание земного тщеславия и великолепия.
Черный же цвет, как антагонист белого, выражает идею «ничто», ничто как абсолютный отказ, как смерть или как «нет» в боевом протесте (как концентрированный сгусток агрессивного упорства). Чёрный цвет символизирует ночь. Это время тёмных сил. Это время сна, временного небытия.
Наиболее конкретной и однозначной символикой обладает черный цвет, который ассоциируется с мраком, землей, смертью (выступает как знак траура; ср.: в семьях, где был траур, пасхальные яйца красили в черный или другие темные — зеленый, фиолетовый, синий — цвета).
Черного цвета обычно персонажи Пекельного мира (появляются также в виде черного животного или предмета): банник, овинник, полевой дух «удельница» (рус.). В черного коня превращается волкодлак (серб.), вампиры мучают людей, обратившись в черную курицу (словен.), ведьмы превращаются в черных кошку, собаку, свинью (о.-слав.). Появление черного животного после смерти чародея — свидетельство того, что из него вышел Вий (серб.).
В магической практике (апотропейной, любовной, лечебной) использовались предметы черного цвета, например: нож в черных ножнах как защита от испуга (серб.), от моры (словен.); черный терновый шип забивали мертвецу под ноготь, чтобы не ходил (серб.); кость черной собаки отпугивала вештицу (серб.); черную курицу обносили вокруг посевов от града (серб.)
Символом Чернобога является чёрный цвет. Он олицетворяет совокупность всех тёмных сил Пекельного царства.
В мифологии эпитетами чёрного цвета обозначали: «Чёрная рать» — вражеское войско, « Чёрная река» — несущая смерть, «Чёрный камень» – вход в Пекельное царство, «Чёрный ворон» — предвестник смерти и т.п.
«Чёрный бархат», «Чёрные соболя» — чёрный цвет здесь выступает как показатель богатства, дородности персонажа.
Обережная тесьма, как в прочем и одежда чёрного цвета не использовалась в обрядовой деятельности. В быту же символического цвета не имела.
Вообще красный цвет считается агрессивным, жизненным и исполненным силы, родственным огню и обозначающим как любовь, так и борьбу не на жизнь, а на смерть. Так же это цвет солнца (Владимир Красно солнышко). Красный цвет на Руси — синоним красоты. Красный цвет это кровь — символ жизни, но одновременно и символ смерти.
Богатыри на Руси обычно предпочитали красные одежды (штаны, сапоги, кафтан, плащ и т.д., только рубаха обычно — белая) отсюда былинное «красно молодец», а в значение «красна девиц» — красивая.
Красный — Цвет жизни, огня, плодородия, здоровья и вместе с тем — хтонических персонажей (красную одежду или шапку носят домовой, водяной, шуликуны; красные глаза, зубы, волосы у ведьмы, шуликунов, русалок). Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное (пасхальное) яйцо, которые наделяются защитными свойствами и используются в качестве оберега.
Цвет Ярилы, солнца красный в первую очередь связан с весной, плодородием, жизнью и конечно, возрождающим природу к жизни весенним солнцем.
«Весна красна»- в былинах и сказках обозначает приход Весеннего солнца Ярилы.
Выбор одежды красного тона характеризует тот факт, что хозяин уверен в себе.
Синий цвет наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. В отличие от энергичного красного цвета, синий цвет воздействует «сдерживающе» и настраивает большинство людей на задумчивость. Это цвет мудрости. Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. Синий цвет неба — наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов.
Синий цвет связан с «мёртвой водой». Загадочные «синие молнии» и «синее вино» также имеют символический смысл и соотносятся с половцами. Черные тучи, идущие с моря, — это полчища половцев, надвигающихся на русских, а синие молнии — это сверкающие половецкие сабли. Синий это цвет моря. «Глубокое синее море» — там водится чудо — юдо рыба кит.
Остров Буян. И этот эпитет обозначает задумчивую, мудрую бесконечность.
Синюю тесьму на рубахах используют люди, вставшие на путь духовного самосовершенствования.
Зеленый цвет неоднозначен по смыслу. Это жизнь в ярко-зеленом цвете и смерть, выраженная мертвенным серо-зеленым флуоресцирующим светом. Юность, надежда и радость, но, вместе с тем — изменение, непостоянство и ревность. Зеленый — это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир.
Зелёным обозначалось Древо мира. Так же это цвет лешего. Но самое главное — это символ Леса. Так же символ засеянного поля, молодых всходов всегда наносился зелёным цветом.
Зеленый цвет соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью, обладает продуцирующей символикой (у сербов преобладание зеленого цвета в радуге означает урожай злаков; в Родопах вечнозеленые растения использовались на помолвках и свадьбах).
В то же время зеленый цвет — атрибут «чужого» пространства, где обитает нечистая сила: в южнославянских заговорах на «зеленую гору», «зеленую траву», «зеленое дерево» изгоняются злые духи. Зеленый цвет характеризует персонажей народной мифологии: зеленые волосы у лешего, русалки, водяного; зеленого цвета водяной; зеленые глаза имеют леший, русалки, вилы, водяные.
«Зелёный сад» — в мифологии обычно употребляется в метафорическом значении «цветущая жизнь».
«Глухоморья зелёного» — обычно этот оборот близок по значению с таким как «В тридевятом царстве» то есть очень далеко.
«Зелено вино» — хлебное молодое вино. Близко по семантическому значению «зелёный змей» — сильное, до галлюцинаций опьянение.
В Белоруссии в национальной одежде преобладает зелёный цвет.
Символ вечнозелёной природы.
Желтый — это свет солнца, интеллект, интуиция, вера, мёд. Темно-желтый означает предательство, измену, ревность, амбиции, скупость, скрытность, обман, неверие, воровство. Золотисто-желтый является символом солнца и божественности. Это цвет Благородства и достоинства.
Золото есть образ света, оно символизирует свет солнца и в связи с этим является атрибутом русских князей. Солнце, золото, русские князья — все они излучают свет: солнце «светлое» и «тресветлое».
Желтый цвет имеет и негативное значение, часто осмысляется как символ смерти (появление желтого пятна на руке предвещает смерть; в желтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения). Для мифологических персонажей характерны желтые волосы (домовой, женские лесные духи — «повитрули»); душа вештицы может превращаться в желтую бабочку. Растения с желтыми цветами (корнями, соком) и предметы желтого цвета используются при лечении «желтых» болезней (желтуха, лихорадка).
Цветовой Символ Дажьбога — золото. Это связано с тем, что Дажьбог — это образ малого солнцеворота (день). Многие художники изображают его в золотых тонах.
«Желтые кудри» в мифологи используются для обозначения персонажа, как Славянина.
Выбор одежды жёлтых тонов характеризует свободу. М.В.Попович считает, что в одежде золотой цвет связан — с идеей сакральности, с блеском и славой. Белый близок золотому как его смысловой нюанс.
Серебряный — цвет умеренности, цвет старости, знания и мудрости, приобретённой многими летами. Многие атрибуты волхвов делались из серебра, тем самым, подчёркивая их значимость, да и владельца они характеризуют соответствующим способом. Серебрили бороду Перуну, то есть — старили.
Серебро обладает мощным обеззараживающим свойством, поэтому Славяне, прекрасно осведомленные об этом свойстве, использовали посуду из серебра.
Именно серебро — металл богини Лели. Он символизирует любовь, которая, по определению, истинная и, соответственно, мудрая.
По преданиям, серебряного оружия боялись существа, относящиеся к Дасуням по своей сути.
На одежде серебряную тесьму часто носили волхвы, проводящие праздники.
Это нейтральный цвет, обладающий утонченной красотой. Цвет неприметности, скрытности. Серый цвет практически так же хорошо сочетается с другими цветами как черный или белый, но при этом является зачастую более выразительным. Цвет некрашеного льна. Такие одежды носили Славяне в быту, и замарать не страшно, и не приметно. Такой цвет одежды подчёркивал повседневность.
В мифологии эпитетом «серый» могут наделить и зайца и волка.
С одной стороны — трусливый зверёк, а с другой – хищник, и обоих наделяют одним и тем же эпитетом. Это связано с умением зверей сливаться с окружающим их миром.
Серый — цвет Стрибога. Он максимально точно характеризует нейтралитет, цветовую незаметность ветра.
Серые цвета в одежде предпочитают те, кому присуща повышенная чувствительность или грубость.
Голубой — день, небо, жизнь.
Сварог — небесно-голубой. Здесь всё понятно, Сварог — это поднебесный князь.
Выбор одежды Голубого тона характеризует, тот факт, что человек достиг удовлетворения или стремится не выделяться. Часто девушки используют в своих нарядах голубые цвета.
По голубому цвету, глаз Славяне выделялись из других народностей.
Ассоциировался у Славян, прежде всего с Матерью Сырой Землёй — кормилицей. Мать Сыра Земля даёт и отнимает жизнь. И второй, не менее важный образ, связанный с этим цветом — это бурый медведь, который входит в круг культовых тотемных животных Славянского народа. Зачастую, с этим зверем олицетворяли славянских витязей.
В одежде данный цвет использовался редко и поэтому не приобрел чёткой символики.
Источник
Значение цветов в славянских узорах
В обережных традициях цвет имеет важное значение и особый смысл. Восприятие цвета сформировалось вследствие триединства: человек — творение неба-отца и матери-земли. От количества основных цветов зависело многое: можно было определить и характер человека, и его положение в обществе.
Красный — символ жизненной энергии, огня, солнца. Крест — изображения огня. В славянской символике огонь и есть солнце, поэтому наравне со светилом он дает здоровье, совершенство, тепло, защищает от дурных глаз.
Красно солнышко — дающее жизнь;
Весна-красна — начало жизни;
Лето красное — торжество жизни;
Красна девица — здоровая, полная сил девушка.
Красный цвет защищает человеческую жизнь. Для девушек лучшим оберегом являлись рябиновые бусы, алый сарафан и сапожки. Именно так наряжались в праздники, прославляя бога жизни Ра.
Женское начало также символизировал красный цвет. Для девочки — алый цветочек, маки — девушкам, а ягоды — символ женщины.
Белый — символ света, невинности и свободы, пространство, в котором мы обитаем. С белым цветом сочетаются все цвета, поэтому он знак примирения и гармонии во всем. Чистота мыслей, воодушевление, светлая любовь — в белом сочетается все душевное и доброе. Бело личико, белы ручки, белая береза — частые описания молодых людей, подчеркивающие их светлые помыслы.
Белый не дает проникнуть злым чарам, оберегает от зла. Он есть добро. Скатерти белые, чтобы гости не оставляли злых помыслов в доме, белье нательное — только белое, так как не даст горю и болезням проникнуть в тело. Спать на белых простынях, украшеных кружевными передками — не дать смерти забрать человека. Белым фартуком женщины защищали свои органы от дурного глаза.
Синий — символ неба, мужского начала. Голубая вода отражает небо на земле. Мужчина — надежный и самый крепкий оберег женщины. Голубые цветы — символ мальчика или неженатого юноши. Синий — сила и мощь мужчины.
Колокольчик — символ приглашения на свидание;
Незабудка — символ расставания с милым другом;
Лен — мужское начало.
Платок также является символом оберега мужчиной женщины. Как небо покрывает землю, так мужчина оберегает женщину. Поэтому юноша, подаривший платок девушке, стал готовым оберегать её, а муж подтверждал свою опеку. Важно было, чтобы мужчина повязал сам девушке платок — это символизировало его самостоятельность в выборе и желание опекать.
Черный — имеет два разных значения. В фольклорной и речевой традиции это символ зла, грязи, лжи, смерти.
Черный глаз — человек желающий зла;
Черный ворон — символ смерти;
Дума черная — плохие мысли.
В узорах же черный цвет символизирует землю. Земля — плодородие, для женщины — символ материнства. Черный зигзаг в узоре — символ невспаханного поля — означает, что женщину нужно оплодотворить. Черная волна в узоре — вспаханное и готовое к прорастанию зерна — к оплодотворению.
Источник