Какие разновидности православных оберегов существуют
Православная церковь всегда относилась к разного рода оберегам с особой осторожностью, причисляя их к элементам язычества, но несмотря на это сегодня в православии есть несколько видов различных амулетов, которые пользуются спросом у большого количества людей.
Значение оберегов
Еще с давних времен было принято считать, что православные талисманы и обереги обладают силой, которая может защитить своего хозяина от проклятий, сглаза, порчи, темной магии.
Сегодня в их силу продолжают верить и использовать для укрепления связи со Всевышним. Христианские амулеты способны защитить человека от различных злых сил, недоброжелателей и неприятностей. Они способны укрепить дух человека, очистить его от всего негатива. Такие предметы оказывают защиту от нечисти, укрепляют духовное, физическое и психологическое здоровье. Они могут сберечь семейные взаимоотношения и помочь в лечении различных заболеваний, поэтому такие обереги пользуются большим спросом среди людей.
Православные обереги освящаются Божьей благодатью, но раскрывают свои защитные свойства только те, которые поддерживают молитвой и верой в их силу. Иначе со временем оберег теряет свои возможности.
Виды символики
В православной культуре утвердилось не так много оберегов, но все они смогли занять высокое место из-за своего значения. К ним относят такие атрибуты:
У каждого из этих православных оберегов есть свое предназначение и своя сила.
Иконы
Такие предметы, как иконы, являются наиболее почитаемыми церковными символами. У образов человек может попросить благословение на любое дело, доверить им свои сокровенные мысли.
Иконы защищают человека от влияния недоброжелателей, помогают очистить мысли. Когда люди просят помощи у святых перед иконами, обычно ставится свечка. Самое главное — искренность прошения.
Одним из наиболее распространенных и почитаемых образов стало изображение Девы Марии. Иконы, посвященные ей, не только защищает дом от негатива в любом проявлении. Они могут помочь в решении неприятностей на работе, в бизнесе. Для женщин такие иконы имеют свое значение: они способствуют налаживанию семейного благополучия, защищают от разных недугов не только саму женщину, но и ее потомков.
Иконы можно приобрести в церковных лавках, а можно сделать своими руками. Обычно мастерицы вышивают их с изображением разных образов. Если такой оберег сделан своими руками, он обладает дополнительной силой.
Перед тем как приступать к вышивке, необходимо немного подготовиться. Важным в таком процессе является исполнение необходимых правил.
- Нужно помыться и переодеться — это позволит избавить тело от всего негатива, который уже успел накопиться.
- Иконы можно вышивать только днем.
- Перед тем как сесть за вышивку, нужно прочитать молитву «Отче Наш».
- В ходе выполнения работы тоже нужно читать молитвы. Они заготавливаются заранее. Лучше выучить их наизусть и все время читать вслух или про себя до окончания процесса.
- Вышивка иконы должна выполняться в то время, на которое выпадает пост, важно соблюдать его.
- У своего духовного наставника в церкви надо попросить благословения на такое дело.
- Когда процесс вышивки завершается, нужно прочитать молитву тому святому и назвать имя того, чей лик вышивается на иконе.
- Вышитый лик святого сможет обрести чудодейственную силу, если его освятить при помощи святой воды.
Издавна считалось, что состояние женщины, которая вышивает икону, сильно влияет на весь процесс, поэтому не рекомендуется трогать полотно с незаконченным ликом в течение беременности.
Выполнение этих простых правил поможет не просто вышить икону, а превратить ее в самый настоящий оберег. Он будет защищать не только человека, который сделал икону, но и его дом вместе с семьей.
Ладанка
С давних времен ладанка является одним из наиболее распространенных оберегов. Этот предмет имеет вид мешочка, в котором может храниться текст какой-либо молитвы. Обычно его выполняют из натурального материала, на котором изображают лик Иисуса Христа.
Ладанку необходимо носить на шее в качестве подвески. Для этих целей выбирают кожаный шнурок, на который будет крепиться оберег, но можно обойтись и без него, прикрепив ладанку сразу к одежде. В этом случае она должна оказаться с внутренней стороны вещи.
Потеря ладанки — плохой знак. Значение такого события — предупреждение о том, что кто-то наводит на вас негатив. В случае потери оберега необходимо обратиться в церковь за помощью: закажите сорокоуст, приобретите новый оберег в церковной лавке.
Необходимо всегда помнить о том, что амулет является индивидуальным, поэтому давать его другим людям даже просто подержать не рекомендуется.
Крестик
Нательный крестик — православный оберег, который носит при себе большая часть христиан. Он является напоминанием не только распятия Спасителя, но и канонов православия и заповедей. Сила нательного креста помогает уберечься от жизненных неприятностей, проклятий и недугов, поэтому его лучше носить всегда и стараться не снимать.
Нательный крест вместе с молитвой позволит укрепить веру, защитит от нечисти, злых людей и их влияния. Существует поверье, согласно которому нельзя принимать его в качестве подарка от другого человека или носить, если он был найден на улице. Таким образом вместе с крестиком к вам могут перейти все недуги, проблемы от его предыдущего хозяина.
Особенно сильным оберегом крестик послужит беременным женщинам. Будущей матери он поможет отразить любую порчу, направленную на ребенка и на нее саму. Он сохранит их от различного рода неприятностей и вреда со стороны других людей.
Кольца
Не менее распространенными по сравнению с нательными крестиками среди православных оберегов являются и кольца с разными церковными надписями. Наиболее часто на них встречаются слова: «Господи, спаси и сохрани».
Во время длительного ношения кольца оно подпитывается энергетикой владельца, благодаря чему в трудное для него время может оказать необходимую духовную поддержку. Венчальные кольца считаются оберегами православной культуры, которые скрепляют союз.
Православные амулеты и обереги в виде колец с надписями обычно выполняют из серебра, поэтому они являются символами преданности и чистоты. Они смогут стать поддержкой в начинании любого дела, защитой от разных болезней и воздействия темного колдовства, разной нечистой силы.
Церковные кольца обычно носят на правой руке. Так принято из-за того, что этой рукой люди крестятся. Для такого кольца лучше подходят указательный или средний пальцы.
Четки
Представляют собой верёвку четки, на которой нанизаны бусины разного количества. Этот предмет используют, чтобы сконцентрироваться во время молитвы. Каждая деталь такого предмета имеет свое значение. Замкнутая веревка — символ вечной веры во Всевышнего. Бусин на таком кольце может быть от 50 шт до 1000. Каждые 10 бусинок разделяет более крупная, на которой может присутствовать надпись: «Богородице Дево» или же «Отче наш».
Между бусинами иногда может присутствовать и крестик. Его называют «Воскрылие» и добавляют в четки в качестве напоминания о заповедях Спасителя. При изготовлении такого оберега используются материалы лишь природного происхождения. Помимо них, применяется особая техника выполнения.
У монахов четки — символ повиновения, но в качестве оберегов ими пользуются и обычные верующие люди. Они помогают защититься от самых разных напастей, сглаза и всего зла вокруг человека, который их носит.
Элементы одежды
Христианские обереги включают в себя и некоторые элементы одежды. Наиболее распространены из них:
Крыжма представляет собой атрибут, который всегда применяется при проведении крещения. Во время выполнения таких обрядов она наделяется энергией благодати Божьей. Благодаря этому она способствует защите человека и его исцелению от разных недугов. Такие реликвии хранят дома в течение всей жизни. Иногда их могут использовать и при похоронах.
Крыжму никогда не стирают. Чтобы оберег не собирал посторонние запахи и грязь, его содержат в особой коробке. Его используют для защиты от порчи для малышей, иногда заворачивая их в него на некоторое время. Взрослые люди могут класть крыжму под подушку и вытирать лицо. Делается это, если у человека наблюдаются нарушения в режиме сна, снятся кошмары или появилась слишком быстрая утомляемость.
Пояс представляет собой один из наиболее старых амулетов, который символизирует чистоту, невинность. У славянских мужчин было поверье, что он обладал свойствами защиты и помогал уберечься от смерти и ранений в битве, разных заболеваний и врагов.
Панагия
Святой образ — Панагия. Он имеет небольшой размер, чуть закруглённые края. Этот атрибут носят на одеяниях, с внешней стороны. Когда-то его использовали как емкость для просфоры, посвященной Деве Марии. На оберегах можно увидеть лики не только Матери Божьей, но и Иисуса Христа.
Такие православные талисманы имеют право носить при себе только служители церкви. Изначально в них помещали мощи святых для усиления защитных свойств оберега, но сегодня используется в качестве амулета только сама панагия. Она хорошо может уберечь от разных недугов, воздействия недоброжелателей и семейных разногласий.
Энколпион
Специальное прямоугольное хранилище для остатков просфоры или мощей святых — энколпион. Он отличается небольшим размером и часто имеет на себе изображение Иисуса Христа. Такой амулет занял место одного из наиболее сильных святынь в православии.
Энколпион носят на внешней стороне одеяния, подвешивая на цепи. Этот православный оберег защищает от негативной энергии, тяжелых заболеваний. Часто к такому оберегу обращаются в молитвенных прошениях с просьбами помощи в любой деятельности.
Золото
В православии золото является металлом с защитными свойствами от зла. Из него часто выполняют нательные кресты, кольца, рамы на иконах, купола церквей и др. Этот металл хорошо влияет на самочувствие людей, помогает им достичь умиротворенного состояния, поэтому золото используют не только как часть оберегов или материал для их изготовления. Этот металл может усилить действие оберега.
Амулет «Вера, Надежда, Любовь»
Такие христианские талисманы предназначаются для женщин. В них олицетворяются 3 главных жизненных достоинства:
- Вера — женщина со свечкой или крестом, украшенным изумрудом или голубыми драгоценными камнями;
- Надежда — христианская ассоциация с хлебом и рыбными продуктами, которые спаситель преподнес голодной толпе;
- Любовь — сила, способная победить расставание и даже самую сильную ссору.
Такие христианские амулеты являются усилителями женского духа. Если они начинают тускнеть, то по такому явлению можно понять, что рядом с хозяйкой есть проблема или неприятность.
Источник
Cвятыня или талисман?
Обратиться к святыне или защитить себя талисманом?
|
Среди языческой атрибутики, распространяемой в нашем обществе, можно встретить всевозможные обереги, талисманы и амулеты, то есть предметы, которые, как кажется, оберегают, защищают человека, его дом или двор от дурного влияния, порчи и сглаза. Например, в качестве оберегов используются различные кулоны, пояски или красная нить на руке. В народном сознании талисманом удачи считается кроличья лапка. Особенно часто в качестве талисманов выступают драгоценные и полудрагоценные камни, ради чего составляются подробные инструкции, где прописано, какие качества характера данный камень усиливает или, наоборот, ослабляет, с каким знаком зодиака он наиболее созвучен и с каким дисгармонирует. Множество амулетов и талисманов мыслятся как непременные помощники в жизни людей. Что же это такое? И в чем отличие всего этого оберегающего нас изобилия от христианских святынь?
Сначала несколько слов скажем о подлинных святынях. Божия благодать способна освящать своим присутствием не только души людей, но и предметы, вещи, места, с которыми связано особое явление Божие или подвиг святых людей, и которые поэтому тоже называются святыми. Пророку Моисею во время явления Божия в неопалимой купине (т.е. терновом кусте, объятом пламенем и не сгоравшем) было сказано: Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3: 5). Свято всё, что освящено Божественной благодатью – храмы, иконы, кресты, а потому их присутствие, выразимся образно, создает духовную атмосферу, благотворную для спасения человека и защиты его от вражеских наваждений. Вещи, которые носили люди святые, также освящены благодатью, которую стяжали сами святые. Об апостоле Павле в книге Деяний сказано, что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19: 12). А в Ветхом Завете рассказывается о том, как несшие хоронить покойника неожиданно увидели полчища врагов, поспешно бросили мертвого в гробницу пророка Елисея, и умерший при соприкосновении с костями святого пророка тут же воскрес (4 Цар. 13: 20 – 21)! Тела святых и после того, как душа их отойдет ко Господу, имеют благодатную силу Божию, поэтому в Православной Церкви принято почитание мощей святых угодников. Таким образом, христианину даны все средства, благоприятные для его вечного спасения и единения с Богом. С одной стороны это – внутреннее делание, молитва, с другой – Таинства Церкви, православные святыни, имеющие благодать Божию.
В отличие от святынь существуют предметы, в которых обнаруживаются демонические силы. Например, в древности демоны часто проявляли свое присутствие в статуях, им посвященных. В Священном Писании в 1 Книге Царств повествуется о том, как у израильтян иноплеменники похитили кивот Господень, они поставили его в своем языческом храме, посвященном Дагону:И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним (1Цар. 5: 2–3). Ниспровергнутой статуей Дагона двигал демон, не выдержавший Божией славы, окружавшей ковчег Завета. Этот демон и пал ниц, опрокинув видимую вещь, в которой он обитал. Наиболее же важно понять здесь то, что язычники смотрели на истукан Дагона как на своего покровителя, к которому обращались с мольбой, и от которого ждали помощи и защиты. Примерно то же самое наблюдается в отношении талисманов или амулетов. Сами по себе они не представляют особой ценности, но за ними мыслится некая мистическая сила, благоприятствующая человеку в его земных делах. Сила эта, если действительно проявляется, принадлежит демоническому миру, заинтересованному в погружении людей во мрак язычества.
Уточним ту важную мысль, что сами по себе предметы, используемые для амулетов или талисманов, остаются земными вещами, не заключают в себе ничего демонического. Подкова над входом в дом – это всего лишь предмет деревенского быта, однако мистическое отношение к подобным вещам привлекает к суеверной душе соответствующих невидимок. Причем, над некоторыми предметами, предполагаемыми, как амулеты или талисманы, специально произносят магические заклинания. Камушек или кусок коры, связка волос или клыки хищного зверя используются в магии как предметы, которые после соответствующего ритуала могут служить амулетами. Приведем пример из реальной практики бывшего мага. Колдун изготавливал из дерева дуба маленькую дощечку или цилиндрическую палочку, на которой писал рунические знаки (руны, таинственные символы, обычно используют для гаданий, они имеют демонический характер). Все это заливал тонким слоем воска с произнесением особого заклинания согласно профилю талисмана – удача, любовь, деньги. Таким образом, колдун, пребывающий в демонообщении, передает то же самое свойство создаваемым им амулетам. Иногда назначается время действия талисмана, допустим, полгода – на этот период дела должны упорядочиваться, а потом все возвращается на круги своя. Это нужно для того, чтобы клиент колдуна пришел к осознанию, что своими силами он ничего сделать не может, и что эффект в делах бывает только после посещения колдуна. Маг ставит такого человека в серьезную зависимость от себя, в том числе и финансовую. Подобный талисман носится на шее, якобы чтобы сработаться с энергией конкретного человека.
Другие же предметы не имеют к колдунам и демонам никакого отношения и лишь суеверно в народе почитаются оберегами, без специального оккультного воздействия. Например, таковой является пресловутая подкова или так называемый «куриный бог» – камень с отверстием естественного происхождения, допустим, проточенного струей воды. Считается, что этот талисман (хотя считать так курам на смех) приносит удачу и здоровье тому, кто его нашел (название возникло, очевидно, от того, что в некоторых местах этот предмет вешали в курятниках, чтобы мифические существа кикиморы не давили кур).
Иногда амулет и талисман употребляются в разных значениях.
Амулет мыслится как предмет, который, по суеверным представлениям, должен защищать, охранять его владельца от каких-либо бедствий, и поэтому его лучше всего всегда носить с собой. Еще в древности в этом смысле были известны апотропеи (с греческого «отвращающие беду») – предметы, коим приписывалась магическая сила оберегать человека, животных, жилища от злых сил. Причем, апотропей, как правило, представлял собой изображение устрашающего божества, допустим, горгоны Медузы, или зверя, например, льва. Боясь предметов или явлений нашего мира, как заколдованных и заговоренных, суеверно пугаясь их, человек обращается к амулетам как неким мистическим носителям защиты. Магически понимая окружающий мир, суеверный человек использует магические же способы защиты.
Талисман же в оккультной парадигме есть то, что таинственным образом помогает человеку, приносит ему счастье и удачу. Если амулет исполняет только защитную функцию, то талисман мыслится как предмет, приносящий успех. Особенно часто в этом качестве выступают драгоценные или полудрагоценные камни, якобы оказывающие особое энергетическое воздействие на человека.
Довольно часто происходит смешение христианских символов с языческими оберегами. На картине Яна ван Эйка «Портрет мужчины с гвоздикой» (ок. 1435) можно увидеть, что на шее изображенного висит христианский крестик, к нижней части которого прикреплен амулет, маленький колокольчик. Это наглядный пример примитивной суеверности. Знахарка может обвешать себя православными крестами, ладанками, обвязаться поясом «Живый в помощи Вышнего», только от этого она не становится ближе к Богу, потому что воспринимает христианскую святыню как оградительный талисман.
На основе вполне реальных примеров сделаем обобщение. Достоверно известно, что после смерти человека, особенно если он не вел благочестивой жизни, его близких родственников могут посещать страхования. Демон является в образе умершего. Иногда родственникам слышится даже голос покойного. Невоцерковленный человек от таких страхований приходит в ужас и хватается за любое средство, лишь бы помогло. В некоторых деревнях в подобных случаях рекомендуют сделать из осиновых палочек крестики и расставить их по углам дома. На первый взгляд способ кажется вполне благочестивым и рассудительным – что как не крест прогоняет видения или, точнее, привидения? Но если вникнуть в суть, то видно, что это обыкновенное суеверие, с игнорированием подлинных духовных средств защиты от вражьей силы. Вместо того чтобы обратиться к Христову Распятию и приобрести крест, освященный в храме, невежественный человек сам изготавливает крестики. Он ставит их в углах на пол, то есть там, где не предполагается никакого благоговения и поклонения святыне. К этим крестикам не совершается молитв, сами они исполняют функции предохранительного талисмана. Темная сила может и отступить ради закрепления в человеке его суеверия.
Отличие христианских святынь от подобных вещей заключается в том, что носитель талисмана или амулета считается пассивно защищенным, тогда как от христианина требуется внутреннее соответствие той духовной символике и тем святыням, которые он носит на себе или к которым прикладывается. Невозможно заполучить помощь Божию, лишь повесив на себя крест или купив в храме икону, и при этом будучи равнодушным к Богу, не имея в сердце никакого к Нему стремления.
Необходимо четко различать: христианские иконы – не обереги, это священные образы святых, к которым мы призваны обращаться в наших молитвах. Святыня – не амулет, который оберегает человека сам по себе. Через святыню действует Господь Бог Своей всеспасительной благодатью. И помощь, которую человек действительно может получить через святыню, определяется прежде всего его отношением к Богу, искренностью веры, твердостью надежды и теплотой молитвы. Святитель Феофан Затворник писал еще и так: «Некоторые иконы бывают чудотворными потому, что Богу так угодно. Сила тут не в иконе и не в людях прибегающих, а в Божией милости».
В наши дни особенно важно помнить, что к святыне невозможно «пролезть», расталкивая других локтями. Неблагоговение, выражающееся в дерзком отношении к окружающим, препятствует приобщаться благодати святыни. Тот, кто украл в храме икону ради обитающей в ней «духовной силы», и думает, что обретет эту силу через обладание иконой, глубоко ошибается. Равно как и тот, кто пользуется церковной молитвой в личной экстрасенсорной деятельности, не имеет к Богу никакого отношения. В этом смысле святую воду нельзя воспринимать как оберег от сглаза и порчи, но как святыню, просвещающую душу человека, шествующего за Христом и в день Крещения и в день Распятия, чтобы чрез исполнение Его Заповедей приобщиться и Его Воскресению.
Итак, в христианстве человек полагается не на сам по себе предмет якобы обладающий защитительной силой, а на Бога, Который освящает святыни Своей благодатью, и потому когда на нас крест, когда с нами икона или в нашем жилище присутствуют святыни, мы знаем, что с нами Сам Бог.
Источник