Конспект организации совместной продуктивной образовательной деятельности с детьми «Тряпичная кукла-оберег»
Яна Александровна Хасанова
Конспект организации совместной продуктивной образовательной деятельности с детьми «Тряпичная кукла-оберег»
Актуальность изготовления тряпичных кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Цель: Формирование представлений о разнообразии народного декоративно — прикладного искусства: обереговая кукла.
Задачи:
• Расширять знания детей о народной игрушке — тряпичной кукле.
• Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.
• Закреплять умение изготавливать кукол из тряпочек, умение обматывать нитками, соблюдая плотность наматывания.
• Совершенствовать мелкую моторику.
• Обогащать речь детей с помощью пословиц о труде.
• Расширять словарный запас (оберег).
• Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
• Развивать у детей творческие способности, воображение, индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ткани и ниток.
• Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность
Предварительная работа
• Рассказывание детям об «Истории тряпичной куклы»
• Рассматривание иллюстраций тряпичных кукол, тканей.
• Чтение русской народной сказки «Василиса Премудрая» в обработке А. Н. Афанасьева, просмотр мультфильма
• Совместное изготовление кукол родителей с детьми
• Сюжетно- ролевые игры «Семья», пение песенок
• Заучивание пословиц о труде.
• Заучивание народных потешек, игры «У Тёти Моти»
• Проведение Мастер-класс для родителей «Изготовление тряпичных кукол»
Оборудование: тряпичные куклы, лоскутки ткани, разноцветные клубки ниток, ножницы.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, наши желанные
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей
Заиграй музыка скорей.
Звучит музыка «Скачут по дорожке», дети двигаются по кругу подскоками, сопровождают потешку движениями:
Скачут по дорожке белые сапожки — это не сапожки, а у Кати ножки.
(Выходят в круг дети у кого сандалики белого цвета и танцуют, остальные хлопают в ладоши) – повтор 3 раза
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются с гостями.)
Воспитатель: Я сегодня приглашаю вас на выставку, которая посвящена тряпичной кукле. Давайте посмотрим, какая она.
Воспитатель: Почему куклу назвали тряпичной?
Предполагаемые ответы детей: Потому что она сделана из тряпочек.
Воспитатель: Правильно. Она сделана из разноцветных тряпочек-лоскутков.
Воспитатель показывает разноцветные лоскутки ткани.
Воспитатель: Ребята, как ещё можно назвать такую куклу? (оберег, веснянка, берегиня)
Воспитатель: А кто в старину делал эти куклы?
Предполагаемые ответы детей.
Эти куклы делали мамы, бабушки.
Воспитатель: Правильно, эти куклы в старину делали бабушки, мамы для своего сына или дочки.
Воспитатель: А как же она ее делала? Кто расскажет?
Предполагаемый ответ ребенка: Мама собирала разноцветные тряпочки, складывала их в коробочки, рвала на полоски и скручивала куколку.
Воспитатель: для чего они их делали?
Предполагаемые ответы детей: Они их делали для того, что бы дети играли, не плакали и не баловались. Они говорили «Поиграй, мое дитя, и не балуйся»
Воспитатель: Почему у куклы нет лица?
Предполагаемые ответы детей:
В старину люди верили в нечистую силу: леших, Бабу ягу, Кощея, домовых. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Для этого они и делали разные предметы и верили, что они их оберегут.
Воспитатель: Правильно ребята. С куклой не только играли, она служила оберегом, оберегала человека от болезней и не чистой силы, беды, приносила счастье, оберегала дом.
Оберегом служила не только тряпичная кукла. Оберегом служили маленькие букетики и мешочки с сушеный травой, желуди, веточка цветущей рябины, чеснок, горох.
Оберег вешался над кроваткой ребенка.
Обереги изготавливали и дарили самым близким и любимым людям.
А вы хотите его сделать и подарить? Для кого?
Воспитатель: Чтобы сделать красивую куклу оберег, нужно потрудиться. Какие вы знаете пословицы о труде?
Предполагаемые ответы детей:
«Без труда не выловишь рыбку из пруда»,
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,
«Кто не работает, тот не ест»,
«За всякое дело берись смело»
«Дело мастера боится»
Воспитатель: Давайте, ребята, отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем тряпичную куклу оберег, а наши гости нам помогут.
Создавая куклу — оберег нужно соблюдать некоторые правила:
• Обереги не могут быть изготовлены для себя
• Обереги изготавливаются только по доброй воле, никто вас не может заставить
• Самые сильные обереги те, которые изготовлены вашими родственниками мамой, папой, бабушкой, братом или сестрой
• В процессе создания оберега нужно думать о том человеке, для которого вы его делаете. Если вы будете постоянно думать об этом человеке, он действительно защитит этого человека от беды.
Воспитатель предлагает сесть за столы и изготовить куклу оберег из ткани.
Воспитатель. Посмотрите, что нам нужно для изготовления куклы?
Предполагаемые ответы детей: Для работы нам нужны разноцветные тряпочки, ножницы, нитки.
Воспитатель рассказывает и показывает технику изготовления куклы.
Родители помогают детям изготовить кукол.
Воспитатель: Ребята, когда будете обвязывать куколку нитками, не забудьте загадать пожелания для близких, чтобы не болели, чтобы не случилось несчастья, чтобы были веселыми, счастливыми и т. д.
Воспитатель: Вы все потрудились молодцы, вложили в свою куколку любовь, доброту, старание. Куколка будет служить оберегом.
А сейчас мы поиграем
У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом. Показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами
(Показать длинный нос растопыренными руками)
Вот с такими усами
(Очертить пальцами длинные гусарские усы)
Вот с такой головой
(Очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой
(Показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили не ели
(Одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)
На Маланью все глядели
(Держа руки у глаз похлопать ресницами)
И все делала вот так
(Ребенок показывает любое движение).
Воспитатель. Вы ребята молодцы. У нас было интересно. Спасибо.
Организации совместной непосредственно образовательной деятельности «Музыкальные принцессы в стране «Пауколандия» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА. Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми. Разработали и провели: воспитатель.
Конспект совместной художественно–продуктивной деятельности с детьми старшей логопедической группы «Волшебная линия» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 46 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга.
Мастер-класс для родителей с детьми «Игровая кукла-оберег «Зайчик-на-пальчик» ель: Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество со взрослыми: родителями и педагогами. Задачи: — привлекать внимание.
Мастер-класс. Русская тряпичная кукла-оберег «Неразлучники» В нашей группе функционирует уголок народного творчества в котором размещены кухонная утварь, салфетки и рушники вышитые гладью, замечательный.
Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Огонек» г. Топки. Особенности организации занятий в форме.
Современные подходы к организации совместной исследовательской деятельности педагога с детьми В федеральных государственных образовательных стандартах определены принципы и подходы построения образовательного процесса на основе интеграции.
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми (1 часть) 2 часть Тема (проект, событие): «Приглашение от петушка в весенний лес» Возрастная группа: Средняя Форма НОД: познавательно-исследовательская.
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми (2 часть) 1 часть КОНСТРУКТ ИТОГОВОЙ НОД Этапы деятельности Содержание деятельности Действия педагога Действия детей Планируемый результат I.
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Задачи образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы 1. Развитие общения и взаимодействия со.
Занятие «Тряпичная кукла-оберег» Программное содержание: • Создать условия для изготовления тряпичной куклы • Продолжать развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие.
Источник
Конспект мастер-класса «Изготовление куклы- оберега»
материал по технологии (6 класс)
Паспорт занятия
Тема: Работа с текстильным материалом
Изделие: Кукла — оберег
Класс: 6
Место проведения: учебный кабинет
Время:40 минут
Цель: формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении куклы — оберег
Задачи
1. Образовательные (предметные результаты)
- дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
- познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
- научить изготавливать тряпичную куклу;
- развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;
- развивать умения изготовлять куклу без использования иголки
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
2. Развивающие (метапредметные результаты)
Познавательные УУД:
- Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Развивать умение находить ответы в диалоге с учителем;
- Развивать моторику рук, координацию движений;
- Добывать новые знания в процессе обсуждения;
- Развивать творческие способности, мышление, воображение;
- Развивать умение формулировать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
- Развивать умение слушать и понимать речь учителя;
- Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
- Развивать умение участвовать в диалоге на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»
открытого мастер – класса по
изготовлению куклы — оберега
Климова Марина Владимировна
Тема: Работа с текстильным материалом
Изделие: Кукла — оберег
Место проведения: учебный кабинет
Цель : формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении куклы — оберег
1. Образовательные (предметные результаты)
- дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
- познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
- научить изготавливать тряпичную куклу;
- развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;
- развивать умения изготовлять куклу без использования иголки
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
2 . Развивающие (метапредметные результаты)
- Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Развивать умение находить ответы в диалоге с учителем;
- Развивать моторику рук, координацию движений;
- Добывать новые знания в процессе обсуждения;
- Развивать творческие способности, мышление, воображение;
- Развивать умение формулировать своё предположение.
- Развивать умение слушать и понимать речь учителя;
- Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
- Развивать умение участвовать в диалоге на уроке.
- Развивать умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя;
- Развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- Развивать умение организовывать свое рабочее место;
- Развивать потребность выполнения правил на уроке;
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии качества выполненной работы;
- Развивать умение вырабатывать критерии изделия;
- Развивать умение оценивать свою деятельность на уроке.
3. Воспитательные (личностные результаты):
- Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу;
- Воспитывать уважительное отношение к мнениям других людей;
- Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества;
- Воспитывать позитивное отношение к плодотворному взаимодействию на уроке.
5. Воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Основной метод: практическая работа
словесные: рассказ, объяснение, диалог, беседа, опрос
наглядные: демонстрация, образец, наблюдение.
методы поощрения: похвала, благодарность, одобрение.
методы контроля: контроль учителя и самоконтроль, рефлексия
Дидактические средства обучения:
для учащихся: ткань, нитки, зерно (крупа)
для учителя: образцы изделия, поэтапные рисунки, ткань, нитки, кусочек синтепона.
1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.
2.Сообщение темы, целей занятия.
Педагог: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.
Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?
Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.
3. Изучение нового материала.
Педагог: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?
Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Изначально тряпичная кукла была элементом ритуальных обрядов, а не игрушкой для детей. Кукол изготавливали, как оберег для дома, а так же от сглаза и болезней. На них возлагали надежды по защите урожая, сохранения богатства и привлечения «ко двору» благополучия.
Все народные куклы делились на три группы:
- Куклы-обереги;
- Обрядовые куклы;
- Игровые куклы.
Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах
Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
Кукла на счастье. Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
Кукла День и Ночь символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Её делали под Новый год. Она жила в доме и хозяин с хозяйкой разговаривали с куклой . Ежедневно цтром её поворачивали к себе светлой стороной, а вечером -темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачным в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне-чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Кукла оберегала всех домочадцев-охраняла их душевный настрой.
Пеленашка Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
Подорожница -помещалась в ладошку так как её брали с собой в дорогу. Жены давали мужьям. Укуклы в руках узелок в который клали либо золу (символ домашнего очага) либо горошину, чтобы быть в пути сытым.
Берегиня дома -несла частичку души хозяйки и хозяина и помогала защищать дом. К тому же она приносила в дом достаток для чего в руки её давали узелок. Вешали берегиню над входом выше головы, так чтобы она могла видеть входящих в дом. Народ считал, что она оберегает отплохого глаза и злых людей.
Ровно год был отпущен оберегу, который называли «12 лихорадок». Делали её в виде 12 фигурок подвешанных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. Которых звали Дряхлея, Глупея, Ленея, Немея, едея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. 15 января каждого года оберег заменялся на новый.
Обережных кукол, как правило, делали женщины. Ведь именно женщина во все времена была хранительницей домашнего очага и благополучия семьи. Куклам никогда не «рисовали» лицо. Безликость имела очень важное значение. Считалось, что лицо могут иметь только одушевлённые особи. И, что, если нарисовать лицо кукле , в неё может вселиться «злой дух».
Правда, иногда куклам-оберегам «перекрещивали» лицо нитяным крестом (в то время крест был знаком солнца, которому поклонялись как божеству). Никаких других обозначений на лицо куклам–хранительницам не наносили.
Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.
«Кубышка — травница». Эта кукла защищала от болезней, наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни или ставили у кровати больного. Периодически её необходимо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах. Через два года травку в кукле необходимо менять.
Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
Крупеничка или Зерновушка -кукла из мешковины наполненная гречкой или пшеницей. Главная кукла в доме. Крупеничка помогала в тяжелые голодные времена. Ежегодно её наполняли новым зерном, а весной для посева первые горсти зерна брали именно из Крупенички.
Педагог: И сегодня я предлагаю вместе изготовить куклу-оберег безсонница
5 Практическая работа
Обереги – один из самых популярных видов подарков. Их дарят на все возможные праздники, выбор их воистину огромен. Куколку оберег издревле принято считать символом хранительниц очага. Она может стать неплохим подарком на 8 марта от ребенка. Славянские куколки обереги — символы плодородия женщины и они всегда обладают пышным бюстом и округлыми формами. Их принято дарить всем девочкам, женщинам и бабушкам весной. Куколку легко изготовить своими руками. В набивку можно добавить успокаивающие травы, например валериану — такая куколка поможет быстро и крепко заснуть.
Материалы и инструменты: ножницы, лоскуты хлопковой ткани, нитки, кусочек синтепона.
Вырежьте из ткани 5 квадратов размером 10 на 10 см: 3 белым и 2 любого другого цвета;
Порвите синтепон на мелкие кусочки (в этом с удовольствием вам поможет ребенок);
Выделите 3 комка синтепона: один большой и два маленьких;Наполните белый квадрат большим кусочком синтепона и перетяните нитью, повторите процедуру с двумя цветными квадратами, обязательно сравните кусочки наполнителя по размеру, иначе груди будут разного размера (добавьте трав, если хотите);
Примотайте голову к грудям; Сложим руки для куколки: возьмем квадрат и сложим его по диагонали, затем еще раз и еще раз. Повторим процедуру со вторым квадратом;
Приложим ручки со спины к куколке и примотаем ниткой;
Вырежем из ткани прямоугольный треугольник со сторонами 10 см и завяжем его как платочек;
Если хотите, вырежьте маленький фартук.
Источник