- Теперь же при крике петуха петр вспомнил это предсказание христа
- Апостол Петр: отречение и раскаяние
- Учебник «Основы православной культуры»
- Предлагаем вниманию читателей избранные главы из учебника «Основы православной культуры» под редакцией протодиакона Андрея Кураева
- Урок 10. Совесть и раскаяние
- Отречение Петра
- Работа совести
- Раскаяние
- Это интересно
- Из Евангелия
- Святые мысли
- Урок 11. Заповеди
- Урок 13. Золотое правило этики
- Это интересно
- Слова Христа из Евангелия
Теперь же при крике петуха петр вспомнил это предсказание христа
таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала:
«Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!» Петр стал
отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!»
И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час
ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он
трижды отрёкся от Христа.
И тут петух пропел утреннюю зарю… И Петр вспомнил, что еще
вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно
говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды
отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы
надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при
крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал
от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. Впредь он
не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это
Когда человек предает тех, кто любит его, или отрекается от них, душа не может радоваться. Даже разум иногда может оправдывать такой
поступок. Он может шептать: «Ну, от тебя ничего ведь не зависело! Так
будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а тебе будет хорошо!».
От этих лукавых «мудрых советов» человека защищает совесть. Для
честного человека боль совести важнее любых доводов. Кстати, слово
грех, возможно, происходит от слова греть; гореть: от греха просыпается
совесть и начинает жечь душу.
Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:
— Перед выбором совесть подсказывает, как должен
— После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя!
У совести есть очень важная особенность: если забыть
о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие
годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть — потому что
совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось
Поэтому самое главное в жизни человека — быть в ладу со своей
совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
Некоторые стараются просто забыть свои собственные слабости.
Помните песенку крокодила Гены из известного мультфильма: Может, мы обидели кого-то зря,
Календарь закроет этот лист.
К новым приключениям спешим, друзья!
Эй, прибавь-ка ходу, машинист!
Получается, будто можно не придавать значения чужим слезам: день закончится, всё забудется само собой, наступит новый день с
новыми развлечениями и приключениями!
На самом деле если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется —
Раскаяние (или покаяние) — это изменение той оценки, которую
человек дает своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше
виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый.
Первый шаг покаяния — согласие с протестующим криком твоей
Второй шаг в покаянии — это переворот твоих стремлений.
Покаяние совсем не похоже на признание своей математической
ошибки. Песенка крокодила Гены хороша именно по отношению к тем
ошибкам, которые бывают в школьных тетрадках. Понял, что был
неправ, — ничего, учись дальше… Но когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже
разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой
недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца.
Представь: мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых
полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своем «подвиге».
А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи
побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки
разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна…
И теперь недавний «герой» готов отдать все на свете — лишь бы не было
этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом
для глубочайшего стыда и позора.
Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя
перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.
Солгал? — Наберись сил сказать правду.
Сказал злое слово? — Попроси прощения.
К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить
причиненное зло… Но если такая возможность еще есть — надо
спешить делать добро.
У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы
к Богу. Самая простая из них — «Господи, прости!»
И еще надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди
делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили
пару движений. И кого же они так обманули? Себя.
Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что
можно скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!» —
и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до
пота, так и каяться надо искренне, а порою — до слез.
Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.
«Если ты заболел и ищешь исцеления, то прежде всего позаботься
о совести. Все, что она говорит, сделай — и найдешь пользу».
(святой Марк Подвижник)
«Дверь покаяния всегда открыта и неизвестно, кто прежде войдет
в нее, — ты ли осуждающий или осуждаемый тобою».
(святой Серафим Саровский)
Вопросы и задания
1. Есть полушуточное определение человека: «человек — это животное, умеющее краснеть». Объясните его.
2. Какие два важнейших дела у совести?
3. Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая
4. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?
5. Каковы этапы покаянных действий?
Что общего у убийства и воровства
Как зависть гасит радость
У кого-то совесть чуткая, у кого-то — не очень. Чтобы у людей
было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в
своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди
записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.
Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк
Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора
Источник
Апостол Петр: отречение и раскаяние
Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.
О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».
Когда пасхальная трапеза подходила к концу, Иисус произнес с печалью: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф 26:21). Ученики смутились. Они искренне любили Его, но каждый интуитивно чувствовал, что от любви до предательства может оказаться всего один шаг, и сделать этот шаг можно даже не заметив…
«Не я ли, Господи? Не я ли?» — спрашивали Филипп, Иоанн, Фома, Матфей. «Не я ли?» — спросил и Иуда. Кажется, только один из учеников не задал этот вопрос — Симон, за твердость своей веры получивший от Господа второе имя Кифа (по-арамейски «камень»), или, по-гречески, Петр (греч. πέτρος — «камень, скала»). Петр был уверен: уж он-то Учителя не предаст. И когда Иисус предупредил учеников, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, Петр воскликнул: «Я никогда не соблазнюсь!» И наверное, очень удивился, услышав: Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф 26:33–34).
Потом было Гефсиманское моление, а после — арест Учителя. Его связали и, толкая в спину, повели к дому бывшего первосвященника Анны. Петр и Иоанн поспешили следом. Проникнуть во двор оказалось легко: Иоанна здесь знали. Иисуса ввели в дом, а Петр присел во дворе у костра и стал ждать. Вдруг какая-то служанка указала на него: «Смотрите, а этот тоже из Его учеников!» «Вовсе нет», — пробормотал Петр и отсел подальше от огня. Но тут и другая женщина воскликнула: «Точно, я видела его с Иисусом». «Говорю вам, не знаю этого человека», — отрицал Петр. «Ты даже говоришь с галилейским акцентом, не отпирайся, ты — Его ученик!» — засмеялись еще несколько человек. «Клянусь, нет!» — запротестовал Петр.
И вдруг осознал: что-то не то он говорит… Трагически неправильное. Словно чей-то взгляд почувствовал он на себе. И вспомнил: «Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».
В этот самый момент за забором закричал петух. Светало. Начиналось утро пятницы, несколько часов спустя его Учитель будет распят.
Петр опрометью кинулся за ворота. Его душили слезы. «Не я ли, Господи? Не я ли?»
Петр был лидером апостолов. Это видно по деталям евангельского повествования: Петр идет ловить рыбу — и остальные следом, Петр исповедует Христа Сыном Божиим — и остальные молча соглашаются.
Взрослый, сложившийся человек, всю жизнь занимавшийся простым физическим трудом, он не привык копаться в себе и, видимо, был уверен, что в любой ситуации сможет поступить как дóлжно. Он не мог допустить, что его горячая любовь и преданность Учителю способны поколебаться.
И тем не менее отречение произошло. Почти само собой, почти случайно.
Можно было бы назвать это минутной слабостью или сработавшим инстинктом самосохранения. И все-таки это было отречение. Пусть на несколько мгновений, но Петр принял мысль, что лучше, правильнее, безопаснее от Христа дистанцироваться, не иметь с Ним ничего общего — по крайней мере, в глазах окружающих. И это было преступление против любви, которая связывает людей воедино и даже помыслить не может увидеть в любимом человеке кого-то другого, отдельного от себя.
Недаром на берегу Тивериадского озера воскресший Христос будет троекратно спрашивать у трижды отрекшегося ученика: Любишь ли ты Меня? (Ин 21:15–17).
Раскаялся Петр почти сразу, а вот покаяние — изменение на деле, в поступках, — потребовало времени. Мы не находим Петра на Голгофе: из всех апостолов там был один Иоанн. Не знаем мы и того, как Петр провел субботу, когда тело Господа лежало «в сердце земли». Зато следующим утром Петр, едва услышав об исчезновении Его тела из гроба, тут же побежал вместе с Иоанном к месту погребения — и нашел там одни пелены лежащие и плат (Ин 20:5). Уже сама эта поспешность была свидетельством покаяния: ведь разумнее было отсидеться дома —в вдруг после расправы над Иисусом первосвященники взялись бы и за Его учеников? Но Петр побежал туда, где еще недавно была выставлена охрана, где могло быть опасно.
В ночь накануне крестных мук Христа Петр уподобился Иуде Искариоту. Но, в отличие от Иуды, он покаялся. И расстался с самоуверенной мыслью, что уж он-то просто не может оступиться. Недаром, как гласит Предание, у Петра постоянно были красные глаза: каждый раз, слыша пение петуха, он вспоминал свое отречение — и плакал.
Источник
Учебник «Основы православной культуры»
Предлагаем вниманию читателей избранные главы из учебника «Основы православной культуры» под редакцией протодиакона Андрея Кураева
Урок 10. Совесть и раскаяние
В Православии добро — это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.
Зло — это то, что удаляет от этих добрых целей. У слова «зло» в православии есть синоним — «грех». Грех — это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести. Грех и преступление не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.
Человеку на его грех указывает не милиционер, а его собственная совесть. Ведь у любого недоброго поступка человека всегда есть свидетель — его же душа.
Отречение Петра
Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Пётр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился от людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!» Пётр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!» И снова Пётр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа.
И тут петух пропел утреннюю зарю. Пётр вспомнил, что ещё вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророческими: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Пётр мужественно ответил: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Пётр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда, этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнён. Когда человек предаёт тех, кто любит его, душа не может радоваться.
Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать: «Но от тебя ничего ведь — зависело! Так будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а тебе будет хорошо!» От этих лукавых «мудрых советов» человека защищает совесть. Слово «грех», возможно, происходит от слова «греть», «гореть»: от греха просыпается совесть и начинает жечь душу.
Работа совести
Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:
— перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек;
— после ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»
У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесённых ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде, пример, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть, потому что совесть вдруг подняла из глубин памяти что-то, о чём не хотелось бы помнить. Поэтому самое главное в жизни человека — быть в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
Некоторые стараются просто забыть на сенные кому-то обиды. Вспомните песенку Крокодила Гены из известного мультфильма:
Может, мы обидели кого-то зря,
Календарь закроет этот лист.
К новым приключениям спешим, друзья!
Эй, прибавь-ка ходу, машинист!
Получается, что можно не придавать значения чужим слезам: день закончится, все забудется само собой, наступит новый день новыми приключениями!
На самом деле если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратить можно только к одному лекарству. Оно называется раскаяние.
Раскаяние
Раскаяние (или покаяние) — это изменение той оценки, которую человек даёт свои поступкам. Тот поступок, который раньше виделся человеку хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь можно оцениваться как глупый, нечестный, трусливый.
Первый шаг в раскаянии — согласие человека с протестующим криком своей совести. Второй шаг в раскаянии — это переворот своих стремлений.
Раскаяние совсем не похоже на призвание своей математической ошибки. Песенка Крокодила Гены хороша именно по отношению к тем ошибкам, которые бывают школьных тетрадках. Понял, что был неправ, — ничего, учись дальше. Но когда речь идёт о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а разозлиться на неё. Кающийся человек именно ненавидит свой поступок, выталкивая его из своей жизни и, из своего сердца. Даже плачет.
Представьте: мальчик бросил мяч в чужое окно и целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своём «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь», и врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна. И теперь недавний «герой» готов отдать всё на свете, лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для глубочайшего стыда и позора.
Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправьте свою прошлую ошибку делом. Найдите дело, противоположное совершённому греху.
Солгал? — Наберись сил сказать правду.
Сказал злое слово? — Попроси прощения.
К сожалению, не всегда делом можно петь исправить причинённое зло. Но если такая возможность есть, надо спешить делать добро.
У христиан есть и третий шаг в раскаянии: покаянные молитвы к Богу. Самая простоя из них — «Господи, прости!».
И ещё надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто раскаиваются, а на самом деле подделывают раскаяние. Они думают, что, стоит скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!», и можно спешить к новым приключениям.
Как работу надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порой до слёз. Но — таких слёз приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.
Это интересно
Из Евангелия
Христос сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40).
Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1Ин.4:20)
Святые мысли
«Если ты заболел и ищешь исцеления, то, прежде всего, позаботься о совести. Всё, что она говорит, сделай — и найдёшь пользу» (Святой Марк Подвижник)
«Дверь покаяния всегда открыта, и неизвестно, кто прежде войдёт в неё, — ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою» (Святой Серафим Саровский)
Урок 11. Заповеди
У кого-то совесть чуткая, а у кого-то не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.
Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его.
Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой.
Вот некоторые их них.
Почитай отца твоего и матерь твою. Родители дали каждому из вас жизнь. Неужели за этот величайший дар они не достойны хотя бы уважения (почитания)?
Родители помогают ребёнку, пока он растёт и нуждается в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание — это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей, в том числе душевным вниманием и участием.
Не убивай. Не ты дал жизнь, значит, не тебе её отнимать! Заповедь говорит не только о бандитах. Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого человека с ненавистью.
Не кради. Тот, кто крадёт, готов причинить страдания другому человеку. О его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше. И убийца, и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до цели. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны.
Не прелюбодействуй. То есть не переступай через любовь, не предавай. Это заповедь верности тому, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди — залог сохранения семьи.
Не лги. Кажется, что ложь может помочь преодолеть неприятности, избежать наказания. Но это не так. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул ко лжи.
Одна ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Народная мудрость напоминает: «На лжи далеко не уедешь», «Сколь верёвочке не виться, а кончик найдётся». А Христос предостерегал: «Нет ничего сокровенного, что не укрылось бы, и тайного, что не было бы узнано». Поскольку заповедь, запрещающую ложь, даёт именно Бог, для христианина это напоминание о том, что Бога не обманешь. Он видит любой обман.
Не завидуй. Зависть мешает радости. Если разрешить себе зависть, то в её чёрных тучах радость сразу поблекнет. Зависть не знает границ. Старуха из «Сказки о рыбаке ж рыбке» А. С. Пушкина стала и боярыней, и царицей, но ей и этого было мало. Что было дальше — вы знаете.
Урок 13. Золотое правило этики
Христос сказал: «Итак, во всём, как хоте, чтобы с вами поступали люди, так ступайте и вы с ними».
Это правило у православных христиан: принято называть золотым правилом этики. В другом виде оно может звучать так: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя». Например, не хочешь, чтобы те, притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе, — удержи себя от сплетен про них.
Чтобы не доверять сплетням, вал знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет нём самом; он приписывает другим то чём сам грешен.
Представьте: глубокой ночью человек и по городу. Из одного окна некто выгляну, сказал: «Что это он идёт так поздно? Наверное, это вор!» Выглянувшие из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребёнка. На самом деле прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нём частицу с его мира, своих проблем или страхов.
Уберечься от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.
Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени: до было казнить — забросать камнями смерти. Христос не стал призывать людей нарушению этого закона. Он просто сказ; «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый помнил что-то своё. И все тихо разошлись.
Осуждение других людей плохо ещё и тем, го оно слишком упрощает мир и человека. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Сегодняшний неудачник может оказаться звездой следующего дня. Так часто бывает, например, в спорте.
Вот человек однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он окончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал.
Неосуждение — это не навешивание на человека ярлыков. Если, например, Саша солгал, а мы скажем: «В этом Саша солгал», это будет правдой. Но если мы скажем: «Саша лжец», то сделаем шаг к его осуждению. Ведь такой формулой можно растворить человека в одном его поступке.
Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) не одно и то же. В Православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.
Это интересно
Слова Христа из Евангелия
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними «(Мф. 7:1-5, 12).
«Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете» (Лк.6:36-37).
Источник