Температура гороскоп обоняние периферия угорелый уплотнить егэ
Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.
К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.
1) к увеличению численности растительноядных организмов;
2) к уменьшению численности растений;
3) к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма и распространению заболеваний.
Критерии оценивания ответа на задание С3 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
1) увеличение численности мирных рыб, изменение их видового состава.
2) сокращение видового состава растений (так как они являются продуцентами).
3) все это ведет к саморегуляции видов.
Выпускником допущены ошибки: не произойдет изменения видового состава рыб, никакой саморегуляции здесь не будет. За ошибочное суждение снимается балл. Одним из экспертов завышена оценка. Выпускник должен был получить 1 балл.
Оцените это решение в баллах:
1) увеличение численности рыб
2) распространение болезней у рыб
3) уменьшение корма
В ответе выпускника нет четкости. Численность каких рыб увеличится? Какой корм уменьшится? Как повлияет распространение болезней на численность рыб? Однако один эксперт явно занизил баллы, а другой завысил. Работа проверялась третьим экспертом, так как расхождение в баллах больше 1. Выпускник получил 1 балл.
Оцените это решение в баллах:
Какие основные процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?
1) поступление из атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом за счет НАДФ•2Н;
2) использование в реакциях энергии молекул АТФ, синтезированных в световой фазе;
3) синтез глюкозы и крахмала.
Происходит как на свету, так и в темноте (свет не нужен), в строме хлоропластов.
Дублирует задание 10969
Идет фиксация углекислого газа, синтезируется основной продукт фотосинтеза – углевод глюкоза С6Н6О12, используется энергия аденозинтрифосфорной кислоты и никотинамидадениндинуклеотидфосфата, полученных еще в световую фазу фотосинтеза.
Выставленные экспертами баллы: 2/2; ответ оценен двумя баллами.
Ответ выпускника занижен двумя экспертами, таким образом, выпускник не добрал одного балла. Несмотря на краткий ответ, он раскрыл все три элемента эталона. Эксперты невнимательно работали с ответом выпускника: не смогли выделить в ответе три элемента, а отметили только два. Они не учли, что эталон не является абсолютным образцом, возможны иные формулировки ответов, не искажающие его смысла. Выпускник не написал формулы веществ, а дал их название словами.
Оцените это решение в баллах:
«Н», образовавшийся в результате фотолиза воды в световой фазе, и СО2, поступающий из атмосферы, используются для построения молекул глюкозы С6Н12О6. «Н» доставляется молекулой переносчиком НАДФ·Н2 в строму хлоропласта, где идет синтез глюкозы – первичного запасного вещества:
6СО2 + 24Н → С6Н12О6 + 6Н2О (процесс идет с использованием АТФ)
Первичное запасное вещество затем доставляется в стебель и корень, где превращается в основное запасное вещество крахмал.
Выставленные экспертами баллы: 3/2; оценка выпускника — 3.
Ответ правильный и полный, он содержит не только три элемента ответа, но и дополнительные сведения: где осуществляется темновая фаза, приведены формулы веществ и уравнение реакции. Ответ заслуживает выставления максимального балла, тем не менее один из экспертов занизил оценку и поставил 2 балла.
Оцените это решение в баллах:
Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.
Могут быть приведены следующие причины:
1. Вымывание из почвы кальция, натрия и других питательных веществ.
2. Ослабление деревьев и усиление их подверженности болезням, насекомым, засухам, грибам и мхам, которые процветают в кислой среде.
3. Замедление роста культурных растений, таких, как помидоры, соя, фасоль, табак, шпинат, морковь, капуста-брокколи и хлопок.
4. Кислотный речной сток может погубить многие формы жизни в озерах и реках.
1) Разрушается клеточное строение листа
2) В листах не происходит процесс фотосинтеза, так как растение теряет зеленый цвет
3) Кислотный дождь проникает к корням растений, разрушает их и тем самым приводит к его гибели.
Выставленные экспертами баллы: 1/3/2; оценка выпускника — 2.
Выпускник указал правильно 1 элемент — повреждение органов (листьев и корней), указал прекращение процесса фотосинтеза, что тоже можно отнести к одному из элементов. Однако один эксперт занизил, а другой завысил отметку. Работа проверялась третьим экспертом, так как расхождение в баллах больше 1.
Выпускник получил 2 балла.
Оцените это решение в баллах:
Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте. Укажите не менее 4 признаков.
1) появление покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения;
2) наличие слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;
3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;
4) дифференциация тела и появление органов ( стебель, листья).
Дублирует задание 11041.
Псилофиты первыми появились на суше, так как:
1) у них появилась проводящая корневая система, способная проводить воду с растворенными в ней минеральными веществами;
2) появление тканей, покрытых плотной оболочкой, состоящей из целлюлозы;
3) появление основной ткани, в которой находятся пластиды, которые способны к фотосинтезу, происходящему в хлоропластах.
Выставленные экспертами баллы: 1/2; оценка выпускника – 2.
В ответе нет ни одного правильного положения. Содержится обилие биологических ошибок: корневой системы у псилофитов нет, ткани появляются, но целлюлозная оболочка присуща всем растениям, фотосинтез стал осуществляться у растений в водной среде. Реальная оценка выпускника 0 баллов.
Оцените это решение в баллах:
Появление ризоидов – способ прикрепления к субстрату, появление проводящей и механической тканей, размножение менее зависело от воды (спорообразование).
Выставленные экспертами баллы: 2/2; оценка выпускника – 2.
Выпускник дал частично правильный ответ. Он указал появление механической и проводящей тканей, то есть частично раскрыл второй и третий элементы ответа. В ответе допущена неточность. Ризоиды имеются и у водорослей, поэтому не являются особенностью только псилофитов.
Спорообразование также присуще не только псилофитам в связи с освоением наземной среды, но и водорослям. Наличие двух правильных элементов позволяет оценить ответ в 2 балла.
Оцените это решение в баллах:
В подержании постоянной температуры тела млекопитающих большую роль играет кожа. Назовите структуры кожи, участвующие в теплорегуляции? Укажите их значение.
1) Испарение пота. Через потовые железы пот выделяется на поверхность кожи, потом испаряется, забирая тепло от организма и понижая его температуру.
2) Волосяной (шерстный) покров задерживает воздух, препятствуя оттоку от тела теплого воздуха и притоку холодного.
3) Подкожный жир тоже задерживает тепло внутри организма.
4) Изменение просвета капилляров: сужение – снижает теплоотдачу; расширение – усиливает.
Кожа человека покрыта жиром. Жир сохраняет тепло, если его выделяется много. Если мало, тепло уходит. В коже имеются кровеносные сосуды. При жаре кровеносные сосуды расширяются, кожа становится красной, кровь приливает. Тело отдаёт тепло в пространство. Сужение сосудов приводит к сохранению тепла.
У выпускника сложилось неправильное представление о роли кожного жира: «Кожа человека покрыта жиром. Жир сохраняет тепло, если его выделяется много. Если мало, тепло уходит». Но он достаточно правильно отразил в ответе второй элемент эталона: «В коже имеются кровеносные сосуды. При жаре кровеносные сосуды расширяются, кожа становится красной, кровь приливает. Тело отдаёт тепло в пространство. Сужение сосудов приводит к сохранению тепла». Пользуясь, предложенными к ответу критериями оценки ответа, необходимо выставить 1 балл. Два эксперта выставили такой же балл.
Оцените это решение в баллах:
Поры кожи человека то расширяются, то уменьшаются. Тепло выходит и сохраняется. Если много жира, то человеку тепло на морозе. Тонкий и худой быстро замёрзнет. Жир плохо проводит тепло, он его сохраняет в организме человека. У водных животных, например, кита имеется много жира, и он не замерзает в холодной воде. Кит – теплокровное животное, как и организм человека.
Высказано правильное суждение о роли подкожного жира в терморегуляции. Приведена аналогия с морским млекопитающим китом. Выпускник неправильно объяснил первый элемент эталона ответа. В ответе нет рассуждений о роли пота, его испарении. Из двух элементов только один правильный. Первый эксперт поставил 0 баллов, второй 1 балл. Считаем, что второй эксперт был более объективным. Общая оценка 1 балл.
Оцените это решение в баллах:
Какие особенности риниофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте. Укажите не менее 4 признаков.
1) появление покровной ткани — эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения;
2) наличие слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;
3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;
4) дифференциация тела и появление органов (стебель, листья).
Риниофиты первыми появились на суше, так как:
1) у них появилась проводящая корневая система, способная проводить воду с растворенными в ней минеральными веществами;
2) появление тканей, покрытых плотной оболочкой, состоящей из целлюлозы;
3) появление основной ткани, в которой находятся пластиды, которые способны к фотосинтезу, происходящему в хлоропластах.
В ответе нет ни одного правильного положения. Содержится обилие биологических ошибок: корневой системы у риниофитов нет, ткани появляются, но целлюлозная оболочка присуща всем растениям, фотосинтез стал осуществляться у растений в водной среде. Реальная оценка выпускника 0 баллов.
Оцените это решение в баллах:
Появление ризоидов — способ прикрепления к субстрату, появление проводящей и механической тканей, размножение менее зависело от воды (спорообразование).
Выпускник дал частично правильный ответ. Он указал появление механической и проводящей тканей, то есть частично раскрыл второй и третий элементы ответа. В ответе допущена неточность. Ризоиды имеются и у водорослей, поэтому не являются особенностью только риниофитов. Спорообразование также присуще не только риниофитам в связи с освоением наземной среды, но и водорослям. Наличие двух правильных элементов позволяет оценить ответ в 2 балла.
Оцените это решение в баллах:
Какие изменения происходят в составе крови в капиллярах большого круга кровообращения у человека? Какая кровь при этом образуется? Какому процессу способствует медленный ток крови в капиллярах?
1) кровь в капиллярах большого круга кровообращения отдаёт кислород и насыщается углекислым газом;
2) в капиллярах большого круга кровообращения питательные вещества переходят из крови в тканевую жидкость, а продукты обмена веществ – из тканевой жидкости в кровь;
3) кровь из артериальной превращается в венозную;
4) медленный ток крови в капиллярах способствует полному обмену веществ между кровью и клетками тела.
Кровь из артериальной превращается в венозную, насыщается и отдаёт кислород. Медленный ток крови даёт возможность переходить через тонкие стенки газам. Если бы стенки были толще, как у артерий и вен, газообмен бы не совершался.
Выставленные экспертами баллы: 1 /1; оценка выпускника — 1 .
Ответ выпускника неполный. Он не указал на снабжение тканей питательными веществами, которые приносит артериальная кровь, ничего не написал о поступлении в кровь из тканевой жидкости вредных продуктов обмена. В ответе имеются первый и третий элементы эталона, частично представлен четвёртый. Следуя критериям оценивания задания, необходимо выставить 1 балл: «ответ включает три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки». В третьем элементе нет ошибок, но он не раскрыт полностью. Оба эксперта выставили по 1 баллу.
Оцените это решение в баллах:
Артериальная кровь в большом круге кровообращения течёт по артериям. Она несёт клеткам питательные вещества и кислород и вбирает углекислый газ и растворённые вредные вещества. Артериальная кровь превращается в венозную. Она становится тёмного цвета.
Выставленные экспертами баллы: 1 /2; оценка выпускника — 2 .
В ответе выпускника имеется три верных элемента ответа. Они не содержат биологических ошибок. Пользуясь, предложенными к ответу критериями оценки ответа, следует выставить 2 балла. Один из экспертов занизил ответ на 1 балл. За три элемента следует выставить 2 балла. Общая отметка — 2 балла, в данном случае баллы округляются в пользу выпускника.
Оцените это решение в баллах:
В чём проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее четырёх признаков и объясните их значение.
1) сухая кожа без желёз с роговыми образованиями, обеспечивающая защиту от потерь влаги в организме;
2) дыхание только с помощью лёгких, имеющих ячеистое строение, что увеличивает площадь газообмена в лёгких и его интенсивность;
3) появление в трёхкамерном сердце неполной перегородки в желудочке, поэтому кровь смешивается частично;
4) внутреннее оплодотворение, появление в яйце запаса питательных веществ и защитных оболочек даёт возможность размножаться на суше;
5) усложнение нервной системы и органов чувств, развитие переднего мозга обеспечивают более сложное поведение пресмыкающихся и связь с внешней средой;
6) увеличение количества позвонков шейного отдела, позволяющего не только поднимать и опускать голову, но и поворачивать её.
Пресмыкающиеся — это наземные организмы. По сравнению с земноводными они приобрели сухую кожу без желёз и роговые чешуйки, когти. У них внутреннее оплодотворение. Наружное оплодотворение не могло бы осуществляться на суше. Внутреннее оплодотворение повышает вероятность выживания потомства. Пресмыкающиеся откладывают яйца с запасом питательных веществ. У пресмыкающихся появляются позвонки шеи и другие особенности.
Выставленные экспертами баллы: 1 /2; оценка выпускника — 2 .
Выпускник дал неполный ответ. В ответе имеются элементы эталона: 1 и 6, которые представлены частично, 4 — полный элемент. Считаем возможным выставить 1 балл. Выпускник, по всей видимости, не обратил внимание на то, что помимо приведённых признаков, он должен был объяснить, какое значение имеют эти признаки для жизни на суше. В первом и шестом пункте таких объяснений нет. Один из экспертов завысил оценку, таким образом, выпускник получил завышенные баллы.
Оцените это решение в баллах:
У пресмыкающихся имеется сухая кожа, предохраняющая организм от высыхания. Появление более совершённых лёгких увеличивает площадь газообмена и даёт возможность животным порвать с водой. Сердце имеет неполную перегородку, которая способствует меньшему смешиванию крови. Происходит внутреннее оплодотворение, откладываются яйца с запасом веществ, которые идут на процессы жизни эмбриона. У ящериц есть шея, они поворачивают головой развитая нервная система.
Выставленные экспертами баллы: 3 /3; оценка выпускника — 3 .
Ответ оценивается тремя баллами. Он достаточно полный. Правильно и полно представлены четыре элемента эталона ответа. Нет биологических ошибок. В ответе имеются также сведения о появлении хорошо выраженного шейного отдела и хорошо развитой нервной системе. Несмотря на это, выпускник получает максимально три балла, выставление большего числа баллов в критериях не предусмотрено.
Источник