Телеутская кукла оберег эмегендер

Эменгедер женский, кукла-оберег (12 см)

Внимание! На сайте указаны оптовые цены, которые действуют при покупке на сумму не менее 5.000 рублей! Все о ценах, скидках, сроках и способах доставки заказов: Информация для покупателей

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность отправлять заказы на нашу продукцию прямо с этого сайта!

Цена 500 руб. за 1 шт

«Эменгедер» переводится на русский как «бабушка», «матушка», «предок». Так в Горном Алтае называют духов-покровителей, обереговых кукол. Эменгедер передается по наследству, бережно хранится, его даже «кормят». Если обобщить, то «эменгедер» — предок-покровитель. В книге Владислава Хромова «Горно-алтайская резная кость. Рождение промысла» в увлекательной форме рассказывается о традиции культа родовых предков, о народном художественном мышлении и фантазии.
Эменгедер из томлёной лиственницы вобрал в себя обереговые традиции разных народов: бренчалки кочевников и мистические культы африканских племен, символичные персонажи ярмарочных балаганов и мудрые посылы народных кукол. Большинство обереговых кукол сопровождаются защитными символами. Женский эменгедер включает символы женственности и плодородия — «детки» и цветок. Эменгедер можно подвесить в машине, держать дома или носить с собой. Изделие упаковано в мешочек из натуральной ткани, прилагается иллюстрированный буклет.

Источник

Телеутская кукла оберег эмегендер

РОО «Сибирское землячество в Санкт-Петербурге» запись закреплена

ЭМЕГЕНДЕР ИЛИ КУКЛА ТЕЛЕУТСКОГО НАРОДА.

В Сибири и на Дальнем Востоке кукла копировала образ человека.
Мы не раз Вам рассказывали о куклах-Эмегендер и создавали их вместе с вами на разных площадках Санкт-Петербурга. А сегодня мы расскажем Вам легенду, благодаря которой появилась в телеутской культуре (*телеуты-малочисленный народ Кемеровской области).
Согласно легенде у телеутов в прошлом был хан. Его маленькая дочь любила играть куклами, ухаживать за ними как за маленькими детьми: кормить, одевать, укладывать их спать. Она даже песни им пела. Дочь быстро росла, вскоре её выдали замуж и она с мужем уехала в другую землю, оставив дома всех кукол. Но прошло совсем немного времени и девушка серьёзно заболела. Ей приснился странный сон, будто её куклы начали разговаривать с ней, высказав ей свою обиду за то, что она их бросила. Куклы просили, чтобы она забрала их с собой и продолжать кормить и ухаживать за ними как и прежде. Девушка рассказала родителям свой сон, и они сразу же привезли её куклы, велели сшить им новую одежду, приготовить саламат и накормить их.
Дочь сделала всё, как сказали родители и вскоре выздоровела. С тех пор телеуты якобы имеют кукол, кормят их и ухаживают за ними, так как верят, что они помогут при любой беде. Куклы «эмегендер» — культовый предмет телеутов. Телеуты считали, что эмегендеры имеют важное значение в их жизни: являются хранителями жилища, очага, они покровительствуют роженицам, способствуют благополучным родам, усыпляют детей. К их помощи прибегали во время заболевания кого-либо из членов семьи и при болезни скота. Телеутские куклы русские называли идолами, отсюда — идолопоклонники. Раньше куклы были большие и маленькие, вырезанные из дерева и набивные, жестяные и каменные. У телеутов они были набивные (чучельные) и вырезанные из дерева (курмушек, курмыжек). Набивные куклы были и у алтайцев, якутов, шорцев и других тюркских народов Сибири.
Впоследствии куклы стали делать старухи и не обязательно родственницы, но чаще всего бабушки своим внучкам или матери дочерям по образцу старинных родовых кукол. При этом у каждой старой куклы брали немного содержимого (кудели, находившейся внутри) и вкладывали в каждую новую. Это делалось для соблюдения преемственности между поколениями.
Хранили эмегендер обычно в мешочках из холста в укромном месте, чтобы их никто из посторонних не видел и не трогал.

Читайте также:  Талисман делаем с ребенком

P.S На ярких фотографиях члены РОО «Сибирское землячество в Санкт-Петербурге» на разных площадках Культурной столицы представляют мастер-класс по созданию эмегендера.

Источник

Телеутская кукла оберег эмегендер

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Эмегендер

Эмегендер — старушки, женщины. Изображения домашних покровителей телеутов в виде антропоморфных холщевых фигурок без обозначения конечностей, набитых куделью. Область лица ограничена лоскутом ткани, глаза – бисеринки.

Эмегендеров шьют по случаю выдачи дочери замуж или же по случаю рождения в семье первенца. Они передаются по женской линии от матери к дочери. Хранят их на печи или на чердаке дома и по нескольку раз в год «кормят»

Обряд кормления Эмегендер у телеутов

Старшая родственница роженицы находилась возле неё и сказывала благопожелания. Чтобы сохранить жизнь матери и ребёнка, она изготовляла тряпичные куклы — эмегендер, они устанавливаются у изголовья роженицы.
У алтайцев и шорцев есть легенда о возникновении кукол-эмегендер: когда жене Кантайчы пришло время родить сына — будущего богатыря Шуну-хана, — она попросила прислать ей куклы, которыми играла в детстве. Присланные отцом куклы оказались живыми. Она развлекалась ими, и это облегчало её родовые муки. В конце концов с помощью этих кукол она безболезненно родила сына — богатыря Шун-хана (волк).
Обращение к оберегам эмегендер:
Святые, уважаемые!
В переднем углу сидящие,
С приданным прилетиевшие…
С бусами, повешенными на груди,
С перьями, воткнутыми в темя.
С красным, как кровь, лицом,
С видом белой бумаги,
От хана Таада распространившиеся,
Одетые в шубы из шлка Таади,
Оседлавшие верблюдов — коней Таади,
Отделившиеся от Конгудая.
Злобно не ругайтесь.
Язык пусть будет одним, общим,
Топот пусть будет у вас сильным,
Не пугайте молодой побег,
Будьте внимательны к прошению,
Почувствуйте мою мольбу.

Мать жениха (свекровь) ни в коем случае не принимала в дом невесту без кукол (”эмегендер”). ”Эмегендер” передавались из поколения в поколение и являлись хранителями семейного очага, его благополучия и достатка.

Источник

Телеутская кукла оберег эмегендер

Строгие куклы или Двенадцать тряпичных кукол – эмегендеров

31.03.2014
Авторы:Фото: © Грант Слейтер / Grant Slater, © Валерий Кламм. Текст и подписи © Ирина Октябрьская
Двенадцать тряпичных кукол – эмегендеров. Для них телеутская бабушка Анна Кирилловна Алагызова вытерла лавку в переднем углу под иконной полкой, застелила подоконник парчой. Окропила водкой стены дома; угостила огонь.
Кукол достали из тайника за дверью; вынули из старого мешочка, осмотрели; расставили на лавке – впереди два канату — «крылатые» (маленькие развилки с лоскутком ткани), за ним эмегендеры – матушки-заступницы – маленькие, набитые паклей, с замасленными лицами и фартуками, со светлыми бусинками глаз — строгие куклы…

Читайте также:  Заговор оберег ангела хранителя

От этих кукол зависело благополучие семьи и дома. Их шили накануне свадьбы; берегли, передавали по наследству, вспоминали в дни несчастий, особенно когда болели дети.
Эмегендеров кормили саламатом – мучной масляной кашей; обращались к ним с просьбами. Верили, что они могут защитить страждущих, или наказать нерадивых — послать слепоту, пожар, увечья. Это были строгие куклы.
Их боялись, особенно старых и сильных, оставшихся от родителей и прародителей. От них пытались избавиться, отправляя вниз по реке, отдавая в музеи.
Шла игра человека с судьбой. В череде поколений непостижимые законы риска сводились к кукольным заботам.
Но мир менялся, взрослела культура – эмегендеры сгорали в брошенных домах, исчезали вместе с деревнями телеутов.
Говорят, сейчас осталось только несколько старушек — тех, кто еще может кормить кукол и говорить с ними на понятном им языке священных молитв.
Анна Кирилловна Алагызова – одна из них. Ей много лет. В последние годы она достает своих кукол чаще ради приезжих – ученых, фотографов и журналистов. И уже срывается голос, и забываются слова. Но она успевает сказать главное – чтобы матушки не сердились, и все было хорошо.
Куклы теперь не столь значимы в жизни тех, кто их когда-то придумал.
Но Анна Кирилловна верит своим эмегендерам и все делает по правилам.
Кукол нельзя обманывать – пусть они остались вне времени, но по-прежнему строгие и могут наказать за забвение.

В доме на окраине телеутской деревни Шанда Гурьевского района Кемеровской области живет Анна Кирилловна Алагызова и ее внучка Оля.

Оле 21 год. Она закончила 9 классов и с тех пор ухаживает за бабушкой. Ее младший брат пока в детском доме

Анне Кирриловне за семьдесят. Она известная мастерица и до сих пор ткет телеутские пояса. Станок, который сделал ее отец, выручал ее в самые тяжелые годы; приносил доход. Сейчас осталось только пенсия
Ткачеству у Анны Кирилловны учились многие нынешние мастерицы Беловского и Гурьевского районов. Сейчас станки, сделанные по образцу ее собственного, стоят в школах и культурных центрах, где действуют программы сохранения культуры телеутов

Кормление эмегендеров Анна Кириловна проводит по просьбе приезжих, но по всем правилам – в традиционном халате, с кроплением дома, с угощением огня, не пропуская ни одного слова из обязательных обращений. Иначе строгие куклы могут наказать

Для эмегендеров готовят саламат – мучную кашу на молоке и масле. Этой кашей угостят всех присутствующих; поставят ее перед куклами. А на следующий день отнесут остатки и бросят в бегущую воду

Эмегендеров — двенадцать; с ними два канату – «крылатых» посланника; подстилкой им служит мешочек и лоскут ткани – «кöжöго» — свадебная занавеска, как напоминание о том, с чего все началось. Их шили к свадьбе, кормили с просьбой о прощении и благословении — поднося ложку каждому © Валерий Кламм

Кормлению предшествует кропление водкой печи, углов дома, матицы

Читайте также:  Талисман как крест значение

Куклы становятся поводом, чтобы вспомнить о старине. И из сундуков достают праздничные телеутские наряды © Валерий Кламм

Источник

Bestiary.us

Быстрый переход

Эмегендер

Согласно легенде, у телеутов в прошлом был хан. Его маленькая дочь любила играть куклами, ухаживать за ними как за маленькими детьми: кормить, одевать, укладывать их спать. Она даже песни им пела. Дочь быстро росла, вскоре ее выдали замуж и она с мужем уехала в другую землю, оставив дома всех кукол. Но прошло совсем немного времени и девушка серьезно заболела.

Ей приснился странный сон, будто куклы начали разговаривать с ней, высказав ей свою обиду за то, что она их бросила. Куклы просили, чтобы она забрала их с собой и продолжать кормить и ухаживать за ними как и прежде. Девушка рассказала родителям свой сон, и они сразу же привезли ее куклы, велели сшить им новую одежду, приготовить саламат * и накормить их.

Дочь сделала все, как сказали родители и вскоре выздоровела. С тех пор телеуты якобы имеют кукол, кормят их и ухаживают за ними, так как верят, что они помогут при любой беде.

Записано в 1972 году от Н.С.Челухоева

Эмегендер — это женские духи хранители рода в фольклоре телеутов * , почитаемые в виде кукол. Они являются хранителями жилища, очага, они покровительствуют роженицам, способствуют благополучным родам, усыпляют детей. К их помощи прибегали во время заболевания кого-либо из членов семьи и при болезни скота.

Куклы-эмегендер олицетворяли собой предков нескольких поколений и наследовались по материнской линии. Дочь, выходя замуж, брала эмегендер матери. К куклам матери присоединялись куклы дочерей, невесток. Их боялись, особенно старых и сильных, оставшихся от родителей и прародителей. От них пытались избавиться: сжигали или складывали в мешок и уносили подальше от дома, где подвешивали на дерево. Иногда их закапывали на кладбище на могиле своего рода головами в землю, чтобы они потеряли ориентир и не могли возвратиться домой, или складывали на плотик (сал) из ивняка и отправляли вниз по течению реки.

У телеутов эмегендер были набивные (чучельные — их делали женщины) и вырезанные из дерева (курмушек, курмыжек — их изготавливали только мужчины). Подобные «куклы» у шорцев назывались орекеннеры, у тувинцев и алтайцев онгут или онгоны, кетов — алэлы, у манси — пупыги, у кумадинцев * — Куртыйяк.

Эмегендер изображают мужчин, женщин и детей. Кукол-женщин телеуты обычно называют «катеринками», «катьками», «старушками» (через последнее наименование прослеживается связь с домашним божеством типа богини-матери Эмегельджи, буквальный перевод имени которой значит «прабабушка», «бабушка»). Куклы-мужчины известны под именем эр-кижи — «мужчина», «человек».

Ежегодно весной и осенью эмегендер вынимали из хранилищ для кормления. Кормили их саламатом из деревянной березовой чашки и такой же ложкой. Саламат готовился без соли, без сахара из молока, коровьего сливочного масла и муки простого помола. Это пресная кашица полужидкого характера. Один раз в 10 лет в их честь приносили в жертву барана. Телеуты верили, что если люди забывали кормить, одевать кукол, ухаживать за ними, то те якобы наказывали членов семьи, насылая на них различные несчастья и болезни.

Источник

Оцените статью