Театр предмета священный талисман

СВЯЩЕННЫЙ ТАЛИСМАН

Театр Предмета и Еврейский музей

Соединяя техники предметного театра с кинематографическими приемами, авторы спектакля создают хрупкий визуально-музыкальный мир детских воспоминаний. В этом мире уютно горит свет в окошке и тикают ходики. В этот укромный детский мир беспощадно вторгается большая война взрослых. Камера выхватывает детали и пристально изучает фактуры, через биографию вещей и предметы погружая в историю, а музыка и саунд-дизайн становятся главными проводниками.

В спектакле звучат стихи и песни на идише из репертуара чтеца-мелодекламатора Лейбу Левина, прошедшего войну и советские лагеря. Название спектакля отсылает к образу из его одноименного стихотворения. Священный талисман – белая козочка из старинной еврейской колыбельной, символ детства, напоминание о рае, надежда на то, что война однажды закончится.

Премьера: 14 ноября 2020

В спектакле заняты: Сергей БЫСТРОВ, Ольга ГАЛИЦКАЯ, Александра ДАШЕВСКАЯ, Михаил ПЛУТАХИН

Идея: Петр ВОЛКОВ, Лия ЧЕЧИК

Инсценировка: Михаил ПЛУТАХИН, Илья ЮДОВИЧ

Режиссер: Михаил ПЛУТАХИН

Художники-постановщики: Ольга ГАЛИЦКАЯ, Илья ЮДОВИЧ

Композитор: Илья ШАРОВ

Художники: Дарья ВЯТКИНА, Егор ГОЛОВЫРИН, Руслан ЗЕМСКОВ, Юлия КРИВОШЕИНА

Видеохудожники: Дмитрий СОБОЛЕВ, Александр РОМАНОВ

Оператор-постановщик: Александр КУЗЬМИН

Музыкальное оформление, саунд-дизайн, духовые инструменты, вокал: Илья ШАРОВ, Тимур НЕКРАСОВ

Продюсер Театра Предмета: Петр ВОЛКОВ

В спектакле звучит стихотворение Лейбу Левина «Священный талисман» в переводе Рут Левин и другие произведения автора, использованы фрагменты стихов Ицика Мангера и Лейвика Гальперна, а также мотивы офорта Самуила Розинаса «Под колыбелькой Янкеле».

Отдельная признательность Рут Левин за предоставленные материалы и участие в создании спектакля.

Генеральный спонсор – Банк ВТБ.

Алексей Гончаренко, «Экран и сцена»: «Невозможно забыть, как в легендарной “Песне о Волге” Резо Габриадзе солдат в первой сцене раскапывает себя сам. В “Талисмане” земля в первом эпизоде высыпается из рукава актера. В итоге на плодородной почве строят дом. В спектакле Габриадзе трагедия уже произошла, в постановке Плутахина – скоро произойдет. “Великая война” нидерландского театра “Отель Модерн” по сравнению с “Талисманом” выглядит максимально реалистично на большом экране, видео кажется документальным. В Театре Предмета вещи не притворяются чем-то (у голландцев, к примеру, зелень петрушки играла роль леса), а вызывают эмоции, используя свои обычные качества»

Источник

Пересотворение мира в рукотворном театре

Корреспондентка журнала ТЕАТР. и сотрудница отдела «Новости» – о новом спектакле Михаила Плутахина в Театре Предмета.

«Священный талисман» – название не только спектакля Театра Предмета. Это название стихотворения Лейбу Левина – композитора, поэта, чтеца, автора песен на идише. Левин родился в 1914 году в Румынии, тогда входившей в состав Австро-Венгрии, в 1941-м был мобилизован в советскую армию (правда, не на линию фронта, а на Урал), а уже в 1942-м отправлен в советский же лагерь как румынский шпион. Вышел на свободу в 1956-м, в семидесятых репатриировался в Израиль, где прожил ещё десять лет. Тот самый «Священный талисман» – это белая козочка «из сказочки, из песенки». Причём не из какой-то одной, очевидной – из множества грустных еврейских колыбельных.

Читайте также:  Блок комфорта чери амулет прошивка

Многовато контекста «в затакте»? Казалось бы, да. Но без этого не понять, с какой реальностью соотносится образный, даже сказочный, мир спектакля. В отличие от обласканных критикой «Наблюдателей» – первого спектакля Театра Предмета, где «артистами» стали подлинные предметы лагерного быта, – «Священный талисман» не требует подготовки. Совсем условные, не поддающиеся прямой «дешифровке» «Наблюдатели» будут восприняты зрителем тем абстрактней и отстранённей, чем меньше он знает о реалиях ГУЛАГа. А в «Священном талисмане» космос еврейской поэзии и музыки переплавляется в столь универсальную притчу, что для подключения к действию, по сути, не обязательно что-то «понимать».
«Спектакль-колыбельная» – это жанр. «Козочка», «талисман» и «колыбельная» у Левина – почти синонимы. И спасительная память о потерянном рае ушедшего прошлого, оборвавшегося детства, утраченной родины. «Худшая из бед» – «не дай Бог, растерзают / ту козочку, / ту белую». Поэзия Лейбу Левина в «Священном талисмане» – строчки на экране, как эпиграфы к новым главам; песни на музыку композитора Ильи Шарова, который сам, вместе с Тимуром Некрасовым, исполняет их во время спектакля; вступление – текст «заглавного» стихотворения, звучащий в исполнении актёра Сергея Быстрова. Впрочем, во время основного действия ни Быстров, ни другие участники постановки не скажут ни слова. Звуковая партитура – заполняющая пространство музыка, которая «превращается» то в рыдания колыбельных, то в рёв сирен, то в стук сапог.

При желании в «Священном талисмане» можно найти конкретный сюжет. Общий, очевидный – пересотворение мира, воскрешение жизни на разорённой земле. С этого начинается спектакль – на пустоту голой земли опускается ладонь. Рука становится древом жизни, из рукава сыплется и сыплется новая земля – плодородная. Семена, зелень, крошечное деревце вырастает из горсти – из-под той же ладони. Игра, сказка, миф – и «живое кино», как называют создатели происходящее в двух измерениях, на экране и вне его. Все чудеса, из которых состоит спектакль, – театральные «трюки», которые артисты не скрывают. Наоборот: всему «чудесному» место на крупном плане, на большом экране, куда транслируется то самое «живое кино» – что-то вроде кукольного мультфильма. Но совсем другого рода чудеса – процесс создания этого кино – становятся второй составляющей действия. Переходя от одной локации к другой, участники спектакля создают визуалистскую историю катастрофы: в гармоничный мир приходит война. Здесь шьют лоскутное одеяло и вырезают для него аппликации. Здесь в красном свете фонаря угрозой-грозой размывают навсегда хрупкие бумажные стены домика – от силуэта здания, напоминающего об улицах Центральной или Восточной Европы, остаётся облезлый, жуткий остов: клочья бумаги повисают на каркасе из промокших ниток. Здесь главные герои – игрушки: потрёпанный мишка, солдатик, девушка-игольница, шахматные фигуры и та самая козочка. Они любят и, кажется, ревнуют, дружат и уходят из-под кровати на войну. А там, в страшной черноте мира за краем простыни, падают под невидимым обстрелом ниточные катушки – рядовые-строевые, подвешенные к одной жерди на нитях, как марионетки. Всё это – не просто череда «красивых картинок», хотя от красоты этой игрушечной вселенной порой и впрямь захватывает дух. И не только потому, что на самом деле за простотой образов спрятано множество культурных отсылок и контекстов – без них, как уже говорилось, спектакль для зрителя не «закрывается». Дело во «втором плане» – в том процессе, который и делает происходящее театром, а не чем-то иным.

Читайте также:  Датчик давления фреона чери амулет

Четыре участника-артиста, которые создают «картинки», – люди разных театральных профессий. Создатель Театра Предмета Михаил Плутахин – выпускник актёрского курса Дмитрия Брусникина, режиссёр и актёр театра кукол и вообще предметного театра – здесь прежде всего режиссёр. Он перемещает «подкроватных» героев с помощью магнитов, подсвечивает гибнущее здание, но одновременно постоянно «дирижирует» происходящим. Художницы Ольга Галицкая и Александра Дашевская существуют в другом внутреннем ритме. Они спокойны, сосредоточены и не пытаются «играть». Но их руки – тоже герои спектакля: в их движениях, в как бы не эмоциональных действиях – внимательная теплота, особая художническая любовь к предметному миру. А раз вселенная спектакля и есть мир «на столе», это уже метафора.

“Священный талисман”. Фото предоставлено театром

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/oteatre.info/wp-content/uploads/2021/05/fedorchuk-135.jpg?fit=300%2C200″ data-large-file=»https://i0.wp.com/oteatre.info/wp-content/uploads/2021/05/fedorchuk-135.jpg?fit=712%2C475″ src=»https://i0.wp.com/oteatre.info/wp-content/uploads/2021/05/fedorchuk-135.jpg?resize=720%2C480″ alt=»» width=»720″ height=»480″ srcset=»https://i0.wp.com/oteatre.info/wp-content/uploads/2021/05/fedorchuk-135.jpg?w=720 720w, https://i0.wp.com/oteatre.info/wp-content/uploads/2021/05/fedorchuk-135.jpg?resize=300%2C200 300w, https://i0.wp.com/oteatre.info/wp-content/uploads/2021/05/fedorchuk-135.jpg?resize=712%2C475 712w, https://i0.wp.com/oteatre.info/wp-content/uploads/2021/05/fedorchuk-135.jpg?resize=185%2C123 185w» sizes=»(max-width: 720px) 100vw, 720px» data-recalc-dims=»1″/>

Четвёртый участник спектакля – уже упоминавшийся Сергей Быстров – актёр. От минималистичного и даже как будто нейтрального существования, как у партнёрш-художниц, он начинает уходить почти с самого начала. Разумеется, даже руки Галицкой и Быстрова «живут» в кадре по-разному. Но важнее, что здесь есть интенсивность внутреннего действия – она и становится в финале определяющей. Главная во всех «измерениях» спектакля мысль – о рукотворности счастья и хрупкой гармонии. Рукотворности – даже в буквальном смысле. В конце «Священного талисмана» появляется совсем другой «домик» – концлагерный крематорий. Из его крошечной трубы идёт дым, её засыпают лоскутками – пока весь «домик» не скроется под ними. И уже после всего появятся руки актёра, которые будут вынимать по одной тряпочке, гладить каждую, словно оплакивая. И каждую бережно прятать в карман на груди. Долго-долго, несколько минут. На экране не видно ни кармана, ни, тем более, лица Сергея Быстрова. Но его видно зрителям. Как и то, что ещё с минуту после того, как выключатся камеры, он так же медленно и печально будет собирать лоскутки у сердца. Может, и неважно, что у сердца. Важно, что рукотворный театр в итоге разомкнёт пределы своей «рамки».

Источник

Священный талисман, или Мальчик, который победил войну. Премьера спектакля к 75-летию Победы

Еврейский музей и Театр Предмета приглашают посмотреть онлайн-спектакль к 75-летию окончания Великой Отечественной войны. Премьера постановки в жанре объектного (предметного) театра «Священный талисман» состоится на YouTube-канале музея в формате специально подготовленного фильма-спектакля.

Читайте также:  Замена регулятора генератора чери амулет

Поставленный режиссером Михаилом Плутахиным и художником Ильей Юдовичем спектакль покажет войну с одного из самых острых ракурсов – глазами ребенка. Маленький мальчик прячется от происходящих вокруг ужасов войны под кроватью. Чтобы не было так страшно, в своем воображении он придумывает игру: детская комната превращается в замок, игрушки – в его обитателей, и на руинах разрушенного города разворачивается решающее сражение добра и зла.

Название «Священный талисман », в свою очередь, отсылает к образу из одноименного стихотворения известного исполнителя песен на идише, поэта, чтеца и композитора Лейбу Левина, пережившего войну и сталинские лагеря. Этот образ – белая козочка из детской колыбельной – символ веры в любовь и добро, взятый из детства и пронесенный через всю жизнь. Постановка расскажет о поиске сил и смыслов для преодоления травмы, об обнаружении ресурса веры и жизнелюбия, скрытого в каждом человеке – через какие бы испытания ему ни пришлось пройти.

Изначально предполагалось, что зрители смогут увидеть премьеру в мае в пространстве Еврейского музея: полноформатный объектный спектакль в стилистике «живой анимации» с живым музыкальным сопровождением. Однако с учетом обстоятельств создателям постановки пришлось отложить работу над сценической версией и переориентироваться на онлайн-премьеру.

«Конечно, мы хотели бы транслировать спектакль в прямом эфире – но это очень уязвимый с технической точки зрения процесс, – рассказывает продюсер Театра Предмета Петр Волков, – Поэтому, на ходу нащупывая новые формы взаимодействия предметного театра со зрителем, мы готовим видеоверсию постановки – фильм-спектакль, специально рассчитанный на просмотр на экране домашнего компьютера. Работаем в условиях соблюдения строгой самоизоляции: проводим репетиции в зуме и параллельно снимаем и монтируем наш фильм-спектакль в студии-мастерской. И, разумеется, ждем, когда, наконец, ситуация позволит, и мы представим премьеру первоначально задуманной офлайн-версии на сцене Еврейского музея».

Театр Предмета – московская театральная компания, содружество профессиональных художников, актеров и музыкантов, увлеченных жанром объектного (предметного) театра. Спектакль Театра Предмета в Музее истории ГУЛАГа «Наблюдатели» был отобран экспертами для показа в рамках программы «Золотая Маска. Russian Case 2020» и для участия в фестивалях «BRUSFEST 2019», «БТК-ФЕСТ 2020» (СПб), «Золотая Маска. THEATRUM 2020».

Михаил Плутахин – режиссер и основатель Театра Предмета. Окончил Школу-Студию МХАТ. Актер и режиссер Мастерской Брусникина. Режиссер спектакля «Наблюдатели» Театра Предмета и других опытов в области объектного театра.

Создатели фильма-спектакля: художники-перформеры Театра Предмета Ольга Галицкая, Тарас Глушаков, Алексей Леонтьев, Алиса Сельникова и съемочная группа в составе Александры Харитоновой, Полины Мироновой и Арсении Филатовой. Декорации и реквизит изготовили Дарья Вяткина, Руслан Земсков и Юлия Кривошеина. Звукорежиссер – Александр Чирков. Композитор спектакля — Илья Шаров (ансамбль «Комонь»). Стихотворение Лейбу Левина «Священный талисман» читает в спектакле его дочь, израильская певица и актриса Рут Левин.

Источник

Оцените статью