Тайны оберегов башкирского народа
ТАЙНЫ ОБЕРЕГОВ БАШКИРСКОГО НАРОДА
(Исследовательская работа) — На подумать
Мы живем в эпоху глобализации, которая делает наш мир универсальным, наполняет нашу жизнь стандартами. Но не все народы желают терять свою самобытность. Они стремятся сохранить уникальность, обращаясь к историческим корням. Поэтому очень актуальной стала тема этнических культур, которая вобрала в себя духовный опыт тысячелетий. В данной исследовательской работе я обратилась к культурному наследию башкирского народа, а именно, к теме оберегов.
В настоящее время стало популярно украшать свой дом оберегами, иметь личные обереги – амулеты. Но зачастую, приобретая подобные предметы, люди не подозревают о том, что тот или иной оберег имеет определённую символику. Это первая причина выбора данной темы. Вторая: почему иноземные обереги вытесняют свои собственные, родные?
Гипотеза: люди стараются внести в свою жизнь духовность, уберечь своих близких, сохранить здоровье, посредством использования оберегов, как это делали наши предки. У нас в Башкортостане множество собственных оберегов, талисманов.
Оберег – это предмет, оберегающий от несчастья, амулет. Обереги можно разделить на группы: орнамент/ украшения /имена-обереги /
обереги / тотемы / обереги для дома / личные амулеты
Наши предки за многие века практических наблюдений и экспериментов узнали сочетания предметов, помогающих в делах и охраняющих от неприятностей. Мечты, веру в добро и счастье люди связывали с определёнными символами, заключёнными в оберегах. К сожалению, в вихре скоростей современного мира многие из нас забыли о мудрости прошедших дней, но всё же эти знания и тайны сохранились.
Культ волка у башкир
У древних башкир особенно был развит тотемизм. Это было связано с их представлением, что вся природа вокруг разумна. Тотем — это животное, растение, предмет или явление природы, которое, по мнению древнего человека, охраняет, оберегает и защищает его.[2] Волк был одним из тотемов башкир.
Название башкирского народа «башкорт». Что обозначает это слово? В науке существует множество объяснений. Наиболее распространёнными являются следующее: с корнями «баш» — главный, «корт» — волк связывают происхождение этнонима «башкорт». Такое объяснение связано с древними верованиями башкир. У башкирского народа сложено немало легенд о волке-спасителе, волке-проводнике, волке-прародителе. У юго-восточных башкир (племена бурзян, тангаур, усерган) зафиксированы легенды о переселении их предков на Южный Урал и волке, появившемся из могилы умершего родоначальника (ырыу башлыгы) и указавшем место новой родины. Культ волка нашел отражение в семейно-брачных отношениях башкир: невестка обращается к свекру «буре». Изображение волчьей головы до XVII-XVIII вв. служило знаком административной власти старшин у юго-восточных башкир. Части тела волка наделены магическими свойствами. Клыки, когти, шерсть служили оберегами от сглаза и болезней; их подвешивали к колыбели, одежде ребенка. Волчью голову закапывали под фундамент дома, чтобы оградить хозяев от колдовства и сглаза. Для облегчения трудных родов и лечения бесплодия женщину пропускали через сильно растянутую и высушенную волчью губу. Как лечебное средство при грудных заболеваниях, кашле, бешенстве использовалась волчья желчь и т.п. Когти волка являлись распространенными оберегами. Для защиты ребенка от сглаза и болезней; их подвешивали к колыбели. Для устрашения злых духов к подолу и рукавам одежды пришивали волчьи когти и клыки. Для защиты ребёнка от сглаза волчий коготь с солью и кусочком хлеба зашивали в одежду. Женщины в то время носили когти и клыки в ожерелье или на цепочках, прикреплённых к одежде на плече или к поясу вместе с другими амулетами.
Башкирский орнамент в роли оберега
Не менее интересен башкирский орнамент, которым славится наш народ. За многовековую историю башкирского народа его декоративно-прикладное искусство выработало яркий самобытный художественный стиль, выражавший эстетические идеалы народа, его отношение к природе и к жизни общества. Этот стиль в искусстве воплотился в произведениях ткачеств и вышивке, декоративной обработке дерева, металла, оформлении костюма и организации интерьера, где проявилась тесная связь прикладного искусства с трудовой жизнью народа, его обычаями и традициями.
Башкирский народ славится орнаментальным искусством. Башкирский орнамент включал в себя знаки — обереги, с помощью которых человек стремился оградить себя от злых духов. Башкирский орнамент, основу которого составляет тотемическая тамга, вобрал в себя самые сильные свойства духа башкирского народа. Оберег “Башкирская тамга” — символ принадлежности и любви к своему народу и своим корням. Благоприятствует гармоничным отношениям в семье и в коллективе. Каждый человек принадлежит к какому-нибудь роду. Каждый род имеет свою родословную (шежере) и знак (тамга), используемый в качестве тавра для скота, “знака качества” на предметах оружия и архитектуры, или родового символа. Каждая башкирская тамга имеет свое значение и богатую историю, которая иногда может рассказать больше, чем родословные и письменные источники.
Орнамент является одной из древних форм изобразительной деятельности со времен палеолита. Необычайно богатый орнамент вобрал в себя лучшие и наиболее устойчивые орнаментальные традиции многих народностей. Каждый род имел свой родовой знак — тамгу. Для каждого рода тамга имела свои очертания, которые отражали вид деятельности, род занятий в семье. И если девушка выходила замуж, то рисунок ее родовой тамги изменялся, дополнялся, обогащаясь элементами семейной тамги жениха.
Тамга, как оберег, встречалась на одежде, головном уборе, обуви, резной деревянной утвари, ковшах ижау, боевом оружии. Таким образом, повторение тотемического элемента вело к возникновению орнамента. В основе семантики этого орнамента лежит кускар — рогообразный элемент, символ завитых бараньих рогов, символ трав. Кускар — символ кочевого народа.
Самой простой и распространенной в башкирском орнаменте формой оберега-амулета был треугольник, реже ромб. Обе эти фигуры являются символическим изображением глаза: треугольник – глаз в профиль, ромб — в фас. Глаз в изображении наделялся магической силой, являясь самым надежным средством от сглаза.[5] Представление о том, что изображение треугольника способно оградить от вредных воздействий, было распространено у многих народов. Оберег, рассчитанный на то, что в любой момент он должен препятствовать злым силам, изображался направленным на все четыре стороны света, в крайнем случае — на две.
Ромб — элемент геометрического характера, земледельческий культовый символ. Одиночный ромб с завитками — символ плодородия земли и скота, он должен быть украшен элементами орнамента как внутри, так и снаружи. Цепочка ромбов означает дерево жизни. Ромб также является символом добра и изобилия, позже трактуется как знак удачной охоты. Этот атрибут связан с культом солнца и плодородия.
Занавеси шаршау служили и для разделения жилого помещения на мужскую и женскую половины, для отделения гостевой части юрты или дома от хозяйственной комнаты. Орнамент на занавесях покрывал все центральное поле, обрамленное широкой каймой. На центральном поле расположены узоры из многоугольников, восьмиконечных звезд, квадратов. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, черный, желтый цвета. Красный — символизировал тепло, огонь, кровь. Активный красный цвет защищал носителя от злых сил и дурного сглаза. У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим в себе большую жизненную силу. Зеленый цвет символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Желтый символизировал свет солнца, цвет возрождения жизни и богатства осени. Синий — свидетельствовал о мечтательности башкир, об их философском и созерцательном мышлении. Белый — символизирует чистоту, невинность. Милосердие, стремление делать добро, душевность на протяжении веков являлись жизненными ценностями башкир.
Башкирский орнамент многоцветен, в нем преобладают теплые оттенки красного, зеленого, желтого. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте контрастно.
Национальная традиция в восприятии цвета возникла еще в мифологическую эпоху, когда цвету предавалось различное информационное и символическое значение. Цвет имел важное значение в той или иной вещи. Способными отвлечь дурной глаз считались красный, черный и белый цвета. Запястье ребенка перевязывали красной ниточкой, к волосам прицепляли кораллы, на лбу делали мазок красной краской.[6] Можно сказать, что в
традиционных цветах башкирского орнамента нашли свое отражение наиболее яркие черты национального духа башкир: духа, сформировавшегося и закаленного в ходе насыщенной событиями истории башкирского народа.
Обереги в одежде башкирского народа
С помощью знаков-амулетов человек полагал оградить себя от вредных духов, сглаза и прочих несчастий. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде и на жилище. В одежде украшались орнаментом, прежде всего края, разрезы, отверстия: воротник, вырезы, застежки, края рукавов и подола. Одежда сама по себе считалась достаточно надежной защитой человека от вредоносных воздействий извне, но уязвимым местом одежды были отверстия, через которые могли проникнуть злые духи, и потому они нуждались в дополнительной защитной силе. Края, украшенные узором, считались недоступными для отрицательных воздействий, швы же делались двойными, а у некоторых народов одежда вдоль швов дополнительно прошивалась цветными нитками. «Не случайно на декоративных изделиях большинства народов узоры вышивки расположены по линии швов и бортам одежды или по краям плоских изделий. В этом свете небезынтересно заметить, что общепринятые в башкирском языке древнетюркские термины для обозначения вышивки — сигеу, тайну — в их изначальном смысле восходят к понятиям «ограничивать», «обрамлять», «окаймлять».
Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым. Реже использовался синий. В старинной белой одежде красной была отделка — вышивка, аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых, употреблялись черные ткани.
Состав личных имен людей (фамилии, имена, прозвища) связан опосредованно с реальной действительностью, отражает мировоззрение и эстетические взгляды их носителей.
В прошлом имена башкир были более конкретными, их значение прозрачным, понятным, со временем они все более абстрагировались, это произошло особенно после принятия Ислама. Домусульманские имена стали употребляться все меньше и меньше, они до наших дней сохранились в большинстве своем в фамилиях и документах.
Названия диких и домашних животных занимали значительное место в общем именнике башкир. Эти имена, очевидно, возникли в тот период, когда люди верили в магическую силу слова (имени) и старались придать имени то качество, которое хотели видеть в своем ребенке: здоровье, крепость, силу, ум, находчивость и др.
Поэтому преимущественно применялись в качестве имени названия сильных, могущественных зверей: Арслан (лев), Юлбарыс (тигр) и тотемных животных, как Айыусы, Айыухан (медведь), Буребай (волк), Тулкусура (лиса), hеляуhен (рысь). Но никогда не называли ребенка именем kуян (заяц), кузян (хомяк), йомран (суслик) и т.п. Они встречаются сейчас в качестве родовых подразделений или уничижительных прозвищ.
Среди прирученных животных особое место занимает собака (эт) и щенок (кучук). Это имена-обереги. Они сохранились сейчас только в фамилиях, хотя их носители свои фамилии переименовывают на русский лад, чтобы избежать отрицательных восприятий (Итбаев, Иткулов, Итдимасов) и кучук (Кучуков, Аккучуков, Иткучуков, Кучукбаев, Кучуккулов) и др. Тем самым стирается истинный смысл древнего имени.
Встречаются больше всего общие наименования животных, как Йылкыбаев (от слова йылкы “конь”), Малбаев (от слова мал “скот”). Но башкиры никогда не давали имени угез (вол), хыйыр (корова), бейэ (кобыла) и т.п., хотя в русских именах их сплошь и рядом.
В составе древних имен имеются названия детенышей животных: колонбай (жеребенок), конанбай (двухлетний жеребенок), кузы, кузыбай (ягненок).
Только в фамилиях сохранились названия видов верблюда: Нартайлаков (нар+тайлак “двухгодовалый жеребенок одногорбого верблюда”), Нарбутов (нар+бута “детеныш одногорбого верблюда”).
В именовании своих детей названиями детенышей животных выражаются также особо почтительное отношение к этим животным и тотемистические взгляды. Кстати, наименования растений не имеют места в именнике башкир.[8]
Именник всегда подвижен, постоянно меняются его состав и формы. А значит, движение башкирского именника имеет тенденцию к краткости, звучности и абстрагированности по смыслу. К примеру, жители города Октябрьского в 2005 году для девочек предпочли Алину и Элину, а для мальчиков — Руслана, Рината, Рустема. Эти имена вышли на ведущее место.
В целом именник сужается, то есть количество наиболее употребительных имен становится меньше, частотность одних и тех же имен больше.
Тема «Тайны оберегов башкирского народа» достаточно обширна и интересна. Сколько ещё нераскрытых загадок, тайн связанных с оберегами?
В результате исследования темы «Тайны башкирских оберегов» я составила таблицу символов изучаемых оберегов. Таким образом, можно считать, что мною получены ответы на вопросы и задачи, поставленные в начале работы над темой.
обереги — символ
волк — тотем башкирского народа
волчьи клыки когти — от сглаза и болезней
волчья голова — от колдовства и сглаза
высушенная волчья губа — лечение бесплодия
тамга — гармоничные отношения в семье, принадлежность и любовь к своему народу
элементы орнамента: кускар — символ бараньих рогов, трав, кочевого народа и гостеприимства
ромб земледельческий — символ, символ добра, изобилия
ромб с завитками — символ плодородия земли и скота
цепочка ромбов — дерево жизни
красный цвет — тепло, огонь, кровь; от дурного сглаза
зелёный цвет — символ оазиса, природы, жизни, отдыха
жёлтый цвет — свет солнца, возрождение
белый цвет — символ чистоты и невинности
украшения — защита от сглаза и нечистой силы
шумящие подвески — от злых духов
украшение дома орнаментом — от различных неблагоприятностей
Да, современный человек верит в существование сверхъестественных сил, имеющих оберегающее значение. В дизайне учитывается фэн-шуй, в продаже широко распространены различные восточные эфирные масла, благовония, статуэтки, украшения, несущие в себе целебную и оберегающую силы. Многие люди всерьез увлекаются оккультными науками, верят в лечебную силу тех или иных оберегов, и что интересно, некоторым все это действительно помогает.
Но почему иноземные обереги вытесняют свои собственные, родные и не менее полезные вещи? При этом невольно возникают вопросы: почему мы охотно верим, что нэцке приносят счастье и удачу? Или в то, что если 300 (!) раз погладить по животу Хоттея (Хоттей — фигурка, в виде толстого улыбающегося человечка, лежащего или сидящего на мешке), то заветное желание непременно исполнится. Кто знает, что происходит с травами, благовониями, магическими предметами пока они доходят к нам из далеких краев. Быть может, по пути они растрачивают всю свою чудодейственную силу. И тогда уже хоть гладь, хоть не гладь толстяка Хоттея — все бесполезно.
А ведь у нас в Башкортостане есть собственные обереги-элементы культуры и искусства. И в их экологической безопасности сомневаться не приходится. Конечно, кто-то может сказать, что всё это вымысел, но эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. И если человек хочет верить и видеть силу в простеньком обереге-амулете, то эта сила всегда будет помогать ему во всём.
Полный текст исследования в прикрепленном файле
Источник