- Тайна египетской гробницы. Джонс Аллан Фревин, Максимова Вероника А. — отзыв
- Тот момент, когда книга на три дня стала другом
- Тайна египетской гробницы
- Агата Кристи Тайна египетской гробницы
- Тайна египетского жука-скарабея
- Почему скарабей стал священным символом Египта
- Секрет скарабея в гробнице Тутанхамона
- Амулеты со скарабеем
- Месть скарабея
Тайна египетской гробницы. Джонс Аллан Фревин, Максимова Вероника А. — отзыв
Тот момент, когда книга на три дня стала другом
Не имей привычки насмехаться над тем, чего не понимаешь! Далеко не всё можно объяснить с позиции науки.
Первая книга серии «Талисман» повествует о приключениях в Египте двух друзей — девочки Олли и мальчика Джоша. Отец Олли и брат Джоша занимаются изучением египетских гробниц. Отец Олии стал археологом неспроста. За этим выбором стоит семейное страшное проклятие и большая любовь к дочке, которой грозит смертельная опасность.
В своих приключениях детям то везёт, то не везёт. Так или иначе, события складываются удивительным образом на пользу дела. Будто бы сама судьба направляет их на путь разгадки разных тайн.
Книга вроде простенькая, но постоянно даёт поводы для новых догадок и предположений. Она дала возможность не только пережить вместе с бесстрашными героями их приключения, но и обеспечила поддержкой.
Тот момент, когда книга на три дня стала другом. Она придала больше уверенности в себе, показала, что очень важно оставаться собой, находить выходы из сложных ситуаций, не вешать нос и не опускать руки, не сдаваться, действовать и не унывать, брать ответственность в свои руки и смотреть на всё с оптимизмом.
Со стороны видно было, что важнее не взаимные упрёки и обиды, а умение прийти на помощь, а также гибко мыслить и анализировать происходящее. Мне запомнились честность и честолюбие детей, организованность взрослых, разумная строгость в воспитании и поддержании дисциплины.
В конце осталось несколько вопросов — например, снялось ли проклятье с Олли? Тем не менее, основная суть сюжетов дальнейших книг понятна. Дети уже знают злодея-грабителя в лицо. Отныне они будут вставать всегда на его пути и пытаться доказать взрослым, что под маской семейного друга и доброжелателя кроется лицемерный хладнокровный вор. Не трудно догадаться, что всё закончится хорошо в конце всей серии (это не спойлер, я просто предполагаю ).
Я не большой любитель подобной многосерийности с предсказуемой основной линией сюжета. Тем не менее, путешествовать с детьми по египетской гробнице и ступать (мысленно) там, где не ступала нога человека много тысяч лет. было довольно волнительно. Серия книг больше понравилась, чем нет. Было бы круто, если бы книгу издали с полноцветными иллюстрациями. Но этого нет и не будет.
Если говорить о рекомендации, то я скорее НЕ рекомендую эту серию, так как есть книги полезнее, глубже и интереснее, на мой взгляд. Даже в ключе детской литературы.
Об издании. Так как оно единственное, то мой комментарии об издании носит универсальный характер.
Итак, издание относительно качественное (сейчас порой такой ужас продают. ). На обложке нет названия издательства, громких слоганов (типа «бестселлер», «хит») и какой-либо иной рекламы.
Картинок мало, они чёрно-белые, но зато они есть.
За года моя книга немного истёрлась. Сдвинулся корешок, появилась надорванность (плак-плак).
Если говорить об аннотации, то книга однозначно интереснее, чем она представлена.
Я с теплотой в душе храню всю эту серию «Талисман». Не продаю, не обмениваю и пока не собираюсь. Когда-то в детстве она меня что-то типа поддержала, довольно лихо заинтересовала. Если сравнивать с «Гарри Поттером и философским камнем», то я бы указала на серию «Талисман». Если бы её так же экранизировали, то все бы только о ней и говорили, как о Гарри Поттере до сих пор. Я скорее продам Гарри Поттера, чем Талисман.
Всё же я не уверена, что оставлю эту серию своим детям. Не знаю.
Мой отзыв на третью книгу.
Что могу порекомендовать для аудитории 8-12 лет:
Ещё мне всегда нравилась сказка про Чарли и Шоколадную фабрику. На данный момент у меня есть отзыв на вторую часть этой сказки, с фото.
Какие книги из «взрослых» мне нравятся, которые я готова порекомендовать:
Источник
Тайна египетской гробницы
Агата Кристи Тайна египетской гробницы
Среди всех приключений, которые мне довелось испытать вместе с Пуаро, одним из наиболее захватывающих было расследование странной серии смертей, последовавших сразу за находкой и вскрытием гробницы фараона Мен-Хен-Ра.
Сразу после открытия лордом Карнарвоном[1] гробницы Тутанхамона сэр Джон Уильярд и мистер Блайнбер из Нью-Йорка, которые производили свои раскопки недалеко от Каира, в окрестности пирамид Гизы[2], неожиданно наткнулись на ряд захоронений. Открытие вызвало живейший интерес. Оказалось, что гробница принадлежала фараону Мен-Хен-Ра, одному из самых мрачных правителей Восьмой Династии[3], при которой начался закат Древнего царства. Об этом периоде было мало что известно, и поэтому находки широко освещались в прессе.
Вскоре произошло событие, полностью захватившее внимание публики. Сэр Джон Уильярд неожиданно скончался от инфаркта. Вечно гоняющиеся за сенсациями газеты немедленно воспользовались этим и вытащили на свет старые мистические истории о несчастиях, приносимых египетскими сокровищами. Даже старая мумия из Британского музея, этот старый сморщенный каштан, благодаря журналистам стала одним из самых модных экспонатов сезона.
Две недели спустя мистер Блайнбер умер от заражения крови, а еще через несколько дней его племянник застрелился в Нью-Йорке. «Проклятье Мен-Хен-Ра» было у всех на устах. В колдовские чары мертвых из Древнего Египта готово было поверить все больше людей.
Именно в эти дни Пуаро получил записку от леди Уильярд. Вдова скончавшегося археолога просила Пуаро навестить ее в доме на Кенигстон-сквер. Я отправился туда вместе с ним.
Леди Уильярд оказалась высокой, худощавой женщиной, одетой в глубокий траур. Ее изможденное лицо красноречиво свидетельствовало о недавней потере.
— Как это мило с вашей стороны, мосье Пуаро, что вы сразу же пришли.
— Я всегда к вашим услугам, леди Уильярд. Чем могу быть вам полезным?
— Я знаю, что вы — известнейший детектив. Но я хотела поговорить с вами не только как с детективом. Вы человек оригинальных взглядов, у вас есть опыт и воображение. Скажите, мосье Пуаро, что вы думаете о сверхъестественных силах?
Пуаро, подумав, ответил:
— Давайте не будем вводить друг друга в заблуждение, леди Уильярд. Вы задали мне совсем не абстрактный вопрос. Он имеет для вас вполне конкретный смысл. Речь ведь идет о смерти вашего мужа?
— Да, это так, — согласилась она.
— Вы хотите, чтобы я расследовал обстоятельства его смерти?
— Я хочу, чтобы вы мне объяснили, есть ли правда во всей этой газетной болтовне, и каковы на самом деле факты. Три смерти, мосье Пуаро. Каждая сама по себе вполне объяснима, но все три вместе — ведь это совершенно невероятное совпадение. И все три в течение месяца после вскрытия гробницы. Может быть, здесь действуют сверхъестественные силы? Возможно, это месть мертвых, которая проявляется неизвестным современной науке образом. Но факт остается фактом: три смерти. И я боюсь, очень боюсь, что и это может быть не конец.
— За кого вы боитесь?
— За моего сына. Когда пришло известие о смерти мужа, я была больна. И в Египет отправился мой сын, который только что окончил Оксфорд. Он привез тело отца домой, а теперь уехал снова, несмотря на мои увещевания. Он очень хочет, чтобы дело отца не погибло и раскопки продолжались. Вы можете считать меня глупой, темной женщиной, но, мосье Пуаро, я боюсь. А что, если дух мертвого фараона до сих пор не получил удовлетворения? Возможно, вы считаете, что я говорю чепуху…
— Ну, конечно же нет, леди Уильярд, — тут же заверил ее Пуаро. — Я тоже верю в существование сверхъестественных сил, с их могуществом мало что может тягаться в этом мире.
Я посмотрел на него с удивлением. Мне никогда не могло прийти в голову, что Пуаро верит в сверхъестественное. Однако мой друг говорил вполне искренне.
— Вы действительно хотите, чтобы я защитил вашего сына? Я сделаю все возможное, чтобы оградить его от беды.
— Да, конечно, если бы это был обычный случай. Но что можно сделать против оккультных сил?
— В средневековых фолиантах, леди Уильярд, описано много способов борьбы с черной магией. Вероятно, они знали больше, чем мы, которые так гордимся своими научными достижениями. А теперь давайте перейдем к фактам, которые я должен расследовать. Ваш муж был профессиональным египтологом, не так ли? И долгие годы занимался изучением Древнего Египта.
— О да, с самой юности. Он был одним из крупнейших авторитетов в этой области.
— А мистер Блайнбер, насколько я понимаю, был скорее любителем?
— Вы совершенно правы. Он был очень богатым человеком и легко увлекался любой идеей, которая в данный момент овладевала его воображением. Мой муж умудрился заинтересовать его египтологией. И это на его средства была организована экспедиция.
— А племянник мистера Блайнбера? Что вы знаете о его увлечениях? Он тоже был в экспедиции, как и все остальные?
— Не думаю. Я и не подозревала о его существовании, пока не прочла в газетах о его смерти. Вряд ли они с мистером Блайнбером были очень близки. Он никогда не упоминал ни о каких родственниках.
— А кто еще участвовал в экспедиции?
— Доктор Тоссвил, официальный представитель и эксперт Британского музея: мистер Шнайдер, его коллега из музея Метрополитен, молодой американец — секретарь мистера Блайнбера; доктор Эймс — врач, ну и Хасан, любимый и преданный слуга моего мужа.
— Не помните ли вы имя секретаря мистера Блайнбера?
— Харпер, мне кажется. Но я не уверена. Он успел проработать у мистера Блайнбера совсем недолго… Очень приятный молодой человек.
— Благодарю вас, леди Уильярд.
— Могу ли я еще чем-нибудь быть полезна?
— В настоящий момент ничем. Предоставьте расследование этого дела мне. Обещаю сделать все, что в моих силах, чтобы защитить вашего сына.
Слова были не слишком-то успокаивающими, и я заметил, как вздрогнула леди Уильярд, когда Пуаро их произнес. Хотя, с другой стороны, то, что он не высмеял ее страхи, должно было быть для леди Уильярд хоть каким-то утешением. Что касается меня, то я никогда раньше не замечал, чтобы Пуаро увлекался всякими оккультными науками. Я заговорил с ним об этом по дороге домой. Он был мрачен и полон решимости действовать.
— Но, дорогой мой Гастингс, я действительно верю в существование этих сил. Вам не следовало бы недооценивать их влияние.
— Ну и что мы будем со всем этим делать?
— О мой милый Гастингс, вы всегда такой практичный! Eh bien[4], начнем с того, что телеграфируем в Нью-Йорк. Запросим у них подробности о смерти молодого Блайнбера.
Он так и сделал. Ответ был скорым и исчерпывающе полным. Молодой Рупер Блайнбер был на мели в течение нескольких лет. Он эмигрировал на острова Южного моря, перебиваясь там случайной работой. Однако два года назад вернулся в Нью-Йорк, где начал быстро опускаться на дно. Наиболее важным, с моей точки зрения, было то, что он недавно пытался занять деньги на поездку в Египет. «У меня там есть добрый друг, у которого я мог бы одолжить денег», — говорил он всем. Однако этим планам не было суждено сбыться. Он вернулся в Нью-Йорк, проклиная своего дядю, который больше заботится о костях сгинувших фараонов, чем о своей плоти и крови. Смерть сэра Уильярда произошла во время его пребывания в Египте. По возвращении в Нью-Йорк молодой Блайнбер продолжал вести все тот же легкомысленный образ жизни и вдруг, ни с того ни с сего, покончил с собой. В его посмертной записке было несколько странных фраз. Он писал о себе как о прокаженном и неприкасаемом. Вывод же был следующим: что таким, как он, лучше умереть.
В моем мозгу родилась мрачная версия. Я никогда особо не верил в проклятие давно исчезнувших египетских фараонов и считал, что это вполне современное преступление. Предположим, что молодой человек решил избавиться от своего дяди с помощью яда. Ничего не подозревавший сэр Джон Уильярд принимает роковую дозу. Молодой человек возвращается в Нью-Йорк, где его и настигает газетное сообщение о смерти дяди. Он осознает, насколько бессмысленным было его преступление, и, мучимый раскаянием, кончает с собой.
Я предложил эту версию Пуаро. Он заинтересовался:
— Все, что вы мне изложили, mon ami, весьма убедительно и остроумно, весьма. Вполне возможно, что все так и было. Но вы не учли роковое влияние гробницы.
Я пожал плечами.
— И вы до сих пор считаете, что это надо принимать всерьез?
— Настолько всерьез, мой друг, что мы завтра же отплываем в Египет.
— Как? — вскричал я, совершенно потрясенный.
— Да, да, вы не ослышались.
Лицо Пуаро выражало готовность к самопожертвованию. Он тяжело вздохнул и простонал:
К сожалению. По просьбе правообладателя доступна только ознакомительная версия.
Источник
Тайна египетского жука-скарабея
В Шарм-эль-Шейхе (Египет) сувенирные лавки переполнены различными безделушками. Особенной популярностью здесь пользуются фигурки жуков-скарабеев. Выполнены они из таких материалов, как стекло, базальт, фаянс, гранит и представлены в различных расцветках. Согласно исследованиям, эти мелкие навозные жучки уже очень давно занимают особое место в Египетской культуре. Но почему такую честь оказали столь неприметному на первый взгляд созданию? Оказывается, у этого маленького жука-скарабея есть секреты, неразгаданные и по сей день!
Почему скарабей стал священным символом Египта
На древнеегипетском языке скарабей обозначается Ḫpr(j) (звучит как «Хепри» или «Хепера»). В древнеегипетской мифологии этим именем называли бога утреннего солнца, восходящего над горизонтом в час рассвета. Хепри считался творцом всего мира и человечества. Чаще всего он изображался в образе жука-скарабея, но иногда на стенах гробниц можно увидеть его в образе человека с жуком вместо лица.
Но как так вышло, что в древнем Египте стали поклоняться жуку, принимая его за олицетворение бога восходящего солнца? Наблюдая за скарабеями, египтяне видели следующую картину: как только табуны лошадей пройдут по пыльным дорогам, оставив за собой навозные кучи – сразу же слетаются черные жуки. Усердно используя голову, лапки и все тело целиком, они лепили навозные шары, которые порой превышали размеры самих насекомых и были намного тяжелее их. После этого жуки толкали навозные сферы по пути движения солнца, начиная свой путь на востоке и заканчивая на западе. Порой это расстояние начитывало десятки метров.
Совершая такой «сизифов труд» самцы умудрялись находить себе самок для создания потомства. После того, как избранница была выбрана, жуки искали подходящее место для откладки яиц. В ямку помещался скатанный шар, и скарабей-самка откладывала туда яйца, а затем все тщательно засыпалось песком. Спустя пару недель появлялось потомство, при этом навозный шар служил им первое время пищей.
Хепри (Хепера) – древнеегипетский бог утреннего солнца – изображался в образе мужчины со скарабеем на месте головы.
Отожествляя скарабея с богом Хепри, древние египтяне считали солнце огромным огненным шаром, толкаемым с востока на запад могущественным богом в образе жука. Когда день близится к концу, огненный шар уходил за горизонт, затухая в царстве теней, а на следующее утро, воскрешаясь вновь, дарил свет и тепло всему живому. По мнению древних египтян, такой же путь проделывал и жук-скарабей, двигаясь с востока на запад, повторяя путь огненного светила, и держа в своем шаре будущую жизнь в виде потомства. И даже рожки на голове скарабея отожествлялись в древнем Египте с золотистыми лучами солнца.
Помимо этого, жука-скарабея считали символом воскрешения и перерождения в новую жизнь. Согласно поверьям, после смерти душа освобождалась от тела, воскресала и продолжала свой путь в другом мире. И именно скарабей сопровождал души умерших в загробный мир. В процессе мумифицирования, египтяне делали керамическое или каменное подобие сердца, вырезали на нем изображение священного жука, и затем помещали в умершее тело. Бывали случаи, когда сердце умершего вырезали и вместо него вкладывали фигуру скарабея.
Таким образом жук служил символом особой силы сердца, пробуждающейся в человеке для возрождения, воскрешения после смерти и преодоления любых жизненных испытаний в этом мире и в загробном.
Также в древнем Египте скарабей считался знаком ученика и символизировал его непростой путь к просвещению. Как упорный маленький жук делает из бесформенной вязкой массы навоза сферический шар и дает начало новой жизни зародышу, так и ученик должен следовать дороге Знаний, трансформируя из бесформенной вязкой массы своих слабостей и недостатков, новую, лучшую, чистую сферу Духа просвещения.
Другими словами, образ скарабея был близок каждому египтянину, помогал преодолевать любые трудности и испытания. Жук напоминал людям, что в их сердцах есть души, которые способны возрождаться и переходить в иной мир, подобно утреннему светилу, каждый день побеждающему тени и тьму, и дарящему жизнь, свет и тепло всему на планете.
Секрет скарабея в гробнице Тутанхамона
Священный скарабей долгое время находился в зале каирского музея Египта, вместе с остальными сокровищами, найденными в гробнице известного фараона Тутанхамона. Осенью 1988 года группа официальных лиц из итальянского музея естественной истории Милана, сопровождаемая вооруженным конвоем, прибыла в зал для изъятия музейного экспоната.
Артефакт был сделан в виде амулета, украшенного круглым желтым камнем, символизирующим солнце, под которым красовалась фигура скарабея. Итальянские ученые предполагали, что этот желтый камень является разгадкой тайны самой главной пустыни Африки – Сахары. Проведя исследования, итальянские ученые сделали открытие, которое удивило всех историков и археологов, в том числе первооткрывателя гробницы Тутанхамона Говарда Картера. Камень, который изначально считался полудрагоценным, оказался… стеклом. Но все же не обычным, а самым чистым из когда-либо встречавшихся в мире.
Также у камня были обнаружены и другие удивительные свойства. Известно, что температура плавления обычного стекла составляет 1200 градусов Цельсия. При этом найденный в гробнице Тутанхамона экземпляр начал плавиться, только нагревшись до 1700 градусов. И если при максимальном нагреве, опустить этот уникальный экземпляр в ледяную воду, он не повреждался, тогда как обычное стекло трескалось. Получается, что в древнем Египте использовали стекло с более высокими характеристиками, чем современное стекло, созданное с помощью новейших технологий.
Как выяснилось, этот удивительный камень не уникален в своем роде. В пустыне Сахары было найдено множество таких же образцов стекла: от маленьких кусочков, до огромных 26-килограммовых валунов. Это открытие сделали в 1930-х годах искатели сокровищ и затерянных городов древней египетской цивилизации (таких как легендарный исчезнувший оазис Зерзура).
В найденных камнях можно увидеть замысловатые черные узоры. Из-за большой концентрации иридия, содержащегося в сахарском стекле, можно предположить, что все эти камни внеземного происхождения. Часто метеориты и кометы также содержат иридий. Существует гипотеза, что в древние времена, а именно 28 миллионов лет назад, на Сахару упал крупный метеорит, наподобие Тунгусского. Падение сопровождалось огромной температурой, вследствие чего пески пустыни расплавились, превратившись в стекло.
Древние египтяне вовсю применяли стекло из пустыни в быту. Археологи находили в Сахаре ножи, топоры, стрелы и другое оружие из такого стекла. Возраст находок примерно 100 тыс. лет. Удивительно, что в древности люди знали о существовании стекла пустыни, ведь от его залежей до ближайших поселений – сотни километров пути. Если бы не скарабей, найденный в гробнице Тутанхамона, ученые и не догадались, что древним египтянам было известно о существовании этого удивительного стекла.
По сей день древний скарабей остается единственным найденным сокровищем, сделанным из этого удивительного стекла, среди всех драгоценностей в гробницах Египта
Амулеты со скарабеем
Приезжая в Египет, сотни тысяч туристов увозят с собой декоративные фигурки жуков-скарабеев в качестве сувениров. Однако не каждый знает, что они считаются защитными талисманами. Согласно древним преданиям, амулеты со скарабеем даруют своему носителю удачу во всех делах и защиту от темной энергетики.
В Египте существует поверье, согласно которому женщина, желающая забеременеть, должна выпить воду с добавленным в нее порошком из высушенного жука-скарабея. Египтяне считают, что скарабей является символом зарождения жизни, как физической, так и духовной. Такой же эффект должны приносить и амулеты со скарабеями, освященные особым методом.
Являясь великим тружеником, скарабей символизирует успех в любых начинаниях, в том числе в работе. Талисманы с ним принесут удачу владельцу и продвижение по карьерной лестнице. Помимо этого, египтяне считают, что такие талисманы обладают способностью поддержания молодости и красоты у женщин, а также стабильности и высокого дохода у мужчин. Также талисман помогает странникам и путешественникам: ведь жуки-скарабеи большую часть жизни проводят, двигаясь и перемещаясь с места на место.
Если вы когда-нибудь приедете в Египет, рекомендуем отправиться на восточный берег Нила в город Луксор. Там на территории Карнакского храмового комплекса можно увидеть знаменитую статую священного скарабея, который исполняет желания. Для этого надо загадать самое сокровенное желание и обойти вокруг статуи 7 раз против часовой стрелки. При этом, если желание связано с поиском «второй половинки», достаточно обойти вокруг статуи 3 раза; а если с зачатием ребенка – 9 раз. Главное, чтобы желание было искренним, чистым и шло от всего сердца. Злые желания, направленные на причинение вреда другим людям, скарабей не выполняет.
Для мелких бытовых желаний можно использовать сувенирный амулет с образом скарабея, приобретенный в Египте. Однако не забывайте подпитывать его позитивной энергий солнечных лучей. Для этого периодически оставляйте амулет на подоконнике или в другом солнечном месте. Считается, что такие талисманы также способствуют богатству, удаче и счастью.
Я привезла с собой из Египта амулет с фигуркой скарабея, сделанный из зеленого камня. Все тело насекомого выполнено с особой точностью и очень напоминает живого жука. Это важно, так как чем качественней выполнена работа, и чем больше уделено внимание деталям, тем сильнее сила амулета. Если на талисмане написаны какие-либо знаки или иероглифы, это также усиливает его энергетику. Однако стоимость таких амулетов обычно выше среднерыночной.
Поговорив с продавцами, я узнала, что некоторые из них бывали в России. Например, один даже жил какое-то время в Санкт-Петербурге. После покупки он сделал мне подарок – несколько маленьких скарабеев с едва просматриваемыми чертами. Продавец поведал, что раньше такие фигурки использовались для погребальных обрядов. Поблагодарив его за подарок, по прилету домой, я отнесла этих жучков на могилу родных на местном кладбище.
Месть скарабея
Считается, что все артефакты и сокровища, похищенные из гробницы Тутанхамона, несут своим обладателям страшные проклятия. Так же считала женщина из ЮАР, возвратившая Египетским властям в 2005 году амулет-брошь с изображением скарабея, похищенную из гробницы Тутанхамона.
Она написала письмо в министерство культуры, где перечислила множество странных и трагических событий, которые постигли владельцев талисмана. Он был выполнен в виде золотой броши в форме фигурки скарабея. В 1922 году при раскопах гробницы фараона Тутанхамона, его похитил один из рабочих, а затем продал в Каире. В культурах всех народов считается, что мертвые отправляются на вечный покой, при этом тревожить их останки – значит осквернить их память, тем самым вызвав гнев потустороннего мира.
Первым купившем проклятый талисман, стал английский мореплаватель. В скором времени после приобретения, он его судно попало в кораблекрушение, и он утонул. Талисман перешел к его семье: жене и дочери. Однако и им скарабей не принес счастья: дочь заболела лейкемией и скоропостижно скончалась в возрасте 21 года. Жена заподозрила неладное и передарила амулет последней владелице. Через непродолжительное время 21-летняя дочь новой хозяйки амулета также скончалась от лейкемии. В последствии супруг женщины умер по неизвестной причине. Произошедшие событие сильно испугали владелицу амулета и, опасаясь за свою жизнь, она решила вернуть древнюю реликвию обратно в гробницу фараона.
Согласно комментариям замминистра культуры Египта, амулет был возвращен на свое исходное место, в гробницу Тутанхамона, самого первого и истинного владельца этой древней реликвии, правившего страной в 1361-1352 гг. до н.э. и умершего в молодом возрасте. Действительно ли существует проклятие фараона, или это просто череда случайных трагических событий – никому не известно. Однако, находясь в гробнице, амулет больше никому не причинит вреда.
Больше информации о скарабеях и их значении в культуре и мифологии Египта вы найдете в следующих видео:
Скарабей в египетской мифологии
Скарабей в природе и в мифологии
Источник