Таро жана нобле галерея

Марсельское Таро (колода Нобле)

Марсельское Таро, одна из самых старых по своему дизайну колод существующих сегодня.

Игра в карты подвержена влиянию времени, «исходного» Таро больше не существует, а немногие крохи старинных колод, всё ещё хранящиеся в музеях, не совсем соответствуют выпускаемым сейчас. Поэтому ни одно из существующих на сегодняшний день Таро не может быть названо ни в одном из смыслов подлинным, аутентичным. Но Марсельская версия в целом сохраняет чувственный тон и стиль некоторых более ранних дизайнов.

«Марсельское Таро» — собирательное название особого исторического дизайна карт Таро.

Существует три так называемых «типа» Марсельских Таро. Первый тип 0, представлен только известной колодой Таро Жана Нобле. Затем тип I, можно представить, например, экспортной колодой Додаля, сделанной в 1701 году, в том же году, когда король Людовик XIV установил налоги на игральные карты (ниже показаны изображения колоды из Британского музея). И последний, но не менее важный, самый старый сохранившийся пример колоды II типа, Таро Пьера Мадени 1709 года:

Марсельский вариант не мог возникнуть уже в готовом виде. Его развитие шло постепенно. Самая старая из существующих колод, которая может быть уверенно классифицирована как Марсельская, была разработана во Франции приблизительно в 1650 году Жаном Ноблем.

Но есть более ранние колоды, которые содержат такие же элементы, как и Марсельское. В Собрании коллекций карточных игр Йельского Университета имеется фрагмент неразрезанного листа линогравюр Козырей, отпечатанных с деревянных клише примерно в 1550 году, на которых изображены самые первые образцы Луны и Звезды Марсельского Таро. Эти изображения немного отличаются от подобных из более ранних колод. Как они выглядели до этого, можно проследить по образцам, принадлежащим Козырям Марсельского Таро. Стюарт Каплан воспроизводит несколько карт, найденных во Дворце Сфорца в Милане, которые относятся к 1499 году и имеют большое сходство с их копиями из Марселя.

Исследования историка Майкла Даммета привели его к заключению, что первая подобная колода, вероятно, была изобретена в северной Италии в 15 веке и впоследствии получила широкое распространение в южной Франции, когда французы заняли Милан и Пьемонт в 1499 году.

Интересно, но в 16 веке интерес к игре в тарокки в Италии стал постепенно исчезать. Как следствие, колода тарокки с 78 картами исчезла как игра. В 18 веке Марсельское Таро вновь вызвало большой интерес в Италии и многие производители карт в Италии начали копировать Марсельские колоды c французскими названиями карт. Игры в тарокки с французскими названиями — это все копии Таро Марселя Типа I. Забавно, но если корни Марсельского Таро лежат в Италии, то возвращение моды на игру в таро уже вернулось на родину через Францию…

Вышеупомянутый Белтрамо и еще один карточный мастер Torinese по имени Росси, первыми предложили поставлять две колоды вместе в одной упаковке, карты Beltramo были с французскими названиями и карты Rossi с итальянскими названиями

Читайте также:  Таро прогноз для водолея март 2021

Колоды Тарокки на обоих языках были сделаны во многих итальянских городах. Например, известно о нескольких колодах, которые были сделаны в Болонье. Но самые популярные были сделаны в районе Пьемонта. Когда в остальной Италии были выпущены только итальянские языковые колоды, в Пьемонте осталась привычка выпускать колоды на обоих языках.

На картах из Турина можно увидеть ещё одну особенность при переходе с французских титулованных карт на итальянские титулованные карты. Некоторые кардмейкеры пытались отойти от марсельского шаблона изменяя некоторые детали на картах.

Среди других небольших различий мы видим, что прыгающее животное (собака / кошка) было заменено бабочкой и что цветок заменяет другую растительность.

В других регионах Италии колоды Таро также продолжают развиваться. Многие кардмейкеры делают оригинальные модели менее строгими. Хотя они всё ещё основаны на изображениях марсельской серии, они всё больше уходят в сторону и не могут более рассматриваться как простые клоны Марсельского Таро. Пока ещё в районе Пьемонта дизайн Марсельского Таро всё ещё более или менее уважается, в других местах кардмейкеры совершенствуют технологии картографии и разрабатывают собственные проекты.

В документальном фильме «Les mystères du Tarot de Marseille» (2015) заявляется о свидетельствах, что автором Марсельского Таро возможно является итальянский философ, гуманист, астролог, католический священник XV века из Флоренции Марсилио Фичино (лат. Marsilius Ficinus; 1433-1499).

Неизвестно, существовал ли единый образец Козырей, рисунки которых появляются в колоде Нобле, распространенной во Франции и в Италии. Колода Нобле ведёт свое происхождение из Франции, а все упомянутые выше более ранние фрагменты – из Италии. Тот факт, что названия карт на французском языке стали стандартными для Таро, даже для Марсельских колод, позже производимых в Италии, указывает на Францию, как на страну происхождения оригинала, в котором были использованы элементы, родина которых Италия. Самые ранние итальянские гадальные колоды не имели никаких названий. Полетт указывает на то, что сами итальянцы не нуждались бы ни в каких названиях карт для объяснения аллегорий, изображенных на козырях, в то время как французские игроки не были знакомы с подобными аллегориями и, таким образом, нуждались бы в названиях, помогающих пониманию иллюстраций на картах.

В любом случае, в это время между этими двумя областями происходил активный культурный обмен, тем более в 1499 году Франция захватывала территории, в том числе и Милан, принадлежащие Италии, что, скорее всего, обеспечило возможность проникновения Таро во Францию. В том числе туда попали и образцы, впоследствии превратившиеся в Марсельские колоды. Достаточно быстро в Марселе и соседнем Лионе обосновались крупные изготовители карт, а статус Марселя, как главного портовый города страны, облегчил распространение Таро по всей Европе.

Среди разнообразия гадальных колод, процветавших в этот период, Марсельский образец был доминирующим, и стал изготавливаться в нескольких странах. Это, безусловно, был один из немногих видов гадальных колод, удобный для оптовой закупки, возможно единственный для всех.

Читайте также:  Гадание таро почему это случилось

Большинство карт колод «марселей» имеют общие сходные черты в прорисовке основных элементов и подборке цветов, но все-же различаются.

Источник

О настоящем Марсельском Таро

Для начала совершенно неясно, что вообще считать «Марсельским Таро». Википедия предлагает взять в качестве образца карты, изданные в 1930 году Полем Марто и впоследствии переизданные фирмой Гримо.

Tarot of Marseilles by Nicolas Convert 1963

Ancien Tarot de Marseille (Grimaud, 1980, 1981)

Колода Поля Марто является, по сути, ремейком колоды Николя Конвера (первое издание ориентировочно 1760).

Ancient Tarot of Marseilles – Nicholas Conver 1761, LS

Вот так выглядит колода Николя Конвера по версии Ло Скарабео. Следует учесть, что колода печаталась на протяжении 120 лет, с 1760 по 1880 год. Естественно, и штампы, и состав красок, и бумага неоднократно обновлялись. Плюс к тому ещё неумолимый бег времени влияет на изменение цвета карт – так, все светло-зелёные элементы сегодня превратились в темно-зелёные.

Колода Николя Конвера, известная как Марсель тип II, послужила фундаментом для множества современных «восстановленных подлинных марсельских таро», например, для колоды Камоэна-Ходоровски.

Лично мне красно-синие карты Марто нравятся больше, чем кислотные Ходоровски.

Tarot de Marseille (Camoin-Jodorowsky)

Марсельское Таро возникает не на пустом месте. Ему предшествует Таро Висконти-Сфорца.

Visconti Sforza Tarot

Visconti Cary Yale Tarot

Не стопроцентное совпадение, но корни, несомненно, прослеживаются.

Раз мы упомянули Марсель тип II, то очевидно, что должны быть и Таро Марсель тип I.
Таковыми считаются колоды Жана Додаля и Жана Нобле, созданные между 1650 и 1701 годами.

Tarot de Marseille (Jean Noblet, 1650) reprint 2007

Tarot de Marseille Jean Dodal c.1701, современная реконструкция

Безусловно, нельзя обойти вниманием удивительную колоду Жака Вьевиля с парадоксальными рисунками старших арканов.

Tarot Jacques Vieville

Существует также очень любопытная колода Tarot de Paris, по моему мнению заслуживающая внимания.

Кроме уже упомянутых колод, существует множество удачных и не очень репринтов.

Tarot of Marseille (C. Burdel, 1751, Lo Scarabeo)

Tarot de Marseille (Piatnik)

Epinal Tarot – Tarot d’Epinal 1830

Возникает вопрос: зачем нам столько практически одинаковых колод? В чём смысл?

В том, что они не одинаковы.

В Марсельском Таро нет значений как таковых. Каждая карта не более чем арабеска, узорная вязь, смысл которой предстоит разгадать. Марсельское Таро с полным правом может претендовать на звание алфавита «языка птиц». И здесь каждая деталь, каждый завиток может иметь значение, подсказывая или утаивая некие смыслы, нюансы, тонкости.

Пентакли в разных колодах Марсельского Таро

Наличие или отсутствие цветка между монетками, форма и цвет листьев – всё это говорящие знаки. Поэтому вопрос о «тру-марселе» представляется очень важным для авторов, они, бывает, по полкниги доказывают, почему именно та или иная колода имеет право претендовать на звание «истинного и подлинного» (и подразумевается – единственно истинного и подлинного) Марсельского Таро.

Читайте также:  Карты таро принципы гадания

Марсельский дизайн был популярен не только во Франции.

Ancient Italian Tarot 1880

Antiche Minchiate Etruria

Удивительно, но в Италии были созданы – и исключительно похабная версия Таро, и прекрасное Таро Джованни Ваччетта, цветная версия которого была переиздана как Таро Мастера.

I Tarocchi 1910-1912 Guglielmo Murari

Tarot of the Master

Вариации на тему Марсельского Таро можно встретить и у швейцарцев 1JJ Swiss Tarot, и у фламандцев Tarot Flamand.

Современные авторы предлагают свои решения марсельской колоды. Иногда они очевидны.

Grand Tarot Universel – Bruno de Nys

Rolla Nordic Tarot

Некоторый не-канон в изображении младших арканов нисколько не помешал Нордик утверждать, что у неё как раз самое настоящее Марсельское Таро, только немного обновлённое.

И это приводит нас к вопросу – что делает Таро Марсельским? Листочки или отсутствие сюжетного рисунка? Или отсутствие значений?

Начиная с конца XVIII века, у колод появляются авторы не только рисунков, но и текста. И первый из них – Эттейла.

Известно несколько вариантов колод Эттейлы.

Etteilla Tarots – Grand Etteilla (Grimaud, 1910, type I)

The Book Of Thoth (Etteilla Tarot)

Etteilla Tarots – Jeu de la Princesse – и эту же колоду мы встречаем под именем Cartomanzia Italiana. Con Tarocchi del 19° Sec TAROT

Сам термин «Марсельское Таро» впервые употребил Папюс, но его колода – клон колоды Эттейлы.

Papus Tarot (Tarot of the Gypsies)

А современное Таро Папюса по своей стилистике весьма напоминает Таро Братства Света, которое, в свою очередь, генетически восходит к Египетскому Таро Сен-Жермена.

Таро 12 лучей – Tarot of Twelve Rays

Brotherhood of Light Egyptian Tarot

Egyptian Tarot (Comte C. de Saint-Germain)

Какое отношение ко всему этому имеет Эттейла? Папюс в младших арканах опирается на его значения. Собственно, он не приводит своих, полностью заимствуя значения Эттейлы.

И так поступает не он один.

Вот интересная колода автора Magus Edmond Grand Tarot Belline.

Grand Tarot Belline

Так сразу и не поймешь, марсельский ли Эттейла, или эттейловый Марсель. Дизайн – с миру по нитке. Текст на карте – Эттейла в младших, Эттейла + Кристиан в старших.

А Вирт? Формально – полностью соответствует всем признакам Марсельского Таро.

Oswald Wirth Tarot

Любопытно, что при переиздании колоды Вирта издательству Ло Скарабео оригинальные младшие арканы показались слишком скучными, и они были перерисованы по мотивам Юде Пикара. Я сталкивался с таким решением младших арканов в колоде El Gran Tarot Esoterico.

Universal Wirth Tarot

El Gran Tarot Esoterico

И, как ни странно, Ло Скарабео на этом не останавливаются.

Источник

Оцените статью