Таро тота история создания

Таро Тота

Карты Таро представляют собой систему символов из 78 карт, появившуюся в Средневековье в XIV–XVI веках. В наши дни она используется преимущественно для гадания. Изображения на картах Таро обычно толкуются с точки зрения астрологии, каббалы и алхимии, поэтому наука Таро связывается с тайным знанием. Колода Таро содержит 78 карт, подразделяющихся на две основные группы: 22 Старших аркана и 56 Младших. Одна из самых известных систем Таро («Таро Тота») была разработана Алистером Кроули и нарисована художницей Фридой Харрис под его руководством.

Содержание

История создания

В 1898-1900 гг. Кроули состоял в Герметическом ордене Золотой Зари, где от посвященного степени Младшего Адепта требовалось создать собственную колоду Таро по образцу, предоставленному орденом. Образцом служила колода, созданная главой ордена — С.Л. Макгрегором Мазерсом и его женой — художницей Мойной Мазерс. Выполнение задания требовало глубокого погружения в образную систему орденской колоды, которая послужила впоследствии прототипом для колоды Тота, хотя и образный ряд, и смысл арканов, и, отчасти, даже структура колоды подверглись изменениям.

Изначально в планы Кроули не входило создавать принципиально новую колоду, Таро Тота должно было стать перерисовкой одной из колод Золотой Зари с внесением отдельных поправок в изобразительную символику, на что, как полагал автор колоды, должно было уйти около полугода. Именно Фрида Харрис настояла на радикальной переработке традиционных образов системы. Ей удалось убедить Кроули, сделав ему выгодное предложение. Художница стала ученицей Кроули, выплачивая ему гонорар за обучение магии, и параллельно под его руководством создавала новые образы арканов, в точности следуя его указаниям. Работа над колодой продолжалась пять лет, с 1938 по 1943 год.

Выставки полотен с образами будущих карт Таро проводились по крайней мере трижды: в июне 1941 года — в оксфордском отеле «Рэндольф», в июле 1942-го в галерее Беркли (Дэвис-стрит, Лондон) и в августе 1942-го — в здании Королевского общества художников-акварелистов (Кондит-стрит, Лондон).

В 1944 году Кроули опубликовал (под псевдонимом «Мастер Терион») одну из главных своих работ — «Книгу Тота». Она была задумана как «руководство для начинающих» по системе Таро в целом и колоде Тота в частности, но в действительности эта книга весьма сложна.

Первое полноцветное издание колоды Тота осуществила только в 1969 году компания «Samuel Weiser». В 1977 году компания «U.S. Games Systems» осуществила переиздание на основе новых фотокопий с акварельных полотен, а в 1983-1987 гг. выпустила в свет еще два улучшенных издания (в зеленой и фиолетовой коробках).

Тогда же, в 80-е годы, три издания колоды Тота (в синей коробке) выпустила швейцарская компания «A.G. Muller». В дальнейшем выходило множество переизданий в разных странах.

Старшие арканы

Старшие арканы описывают общие Божественные принципы, согласно которым устроена вселенная. По словам Алистера Кроули, «двадцать две карты Старших арканов символизируют связи между сефирот, или Вещами-в-Себе, поэтому положение каждой из этих карт на Древе Жизни играет важную роль» . Эти карты можно соотнести с 22 мя буквами еврейского алфавита, которые, согласно каббале, создали мир. Каждая из них соответствует также одной из стихии, либо одной из семи планет, либо одному из двенадцати знаков Зодиака.

Ниже приводится перечень Старших арканов. В скобках указаны варианты перевода их названий, встречающиеся в оккультной литературе. Кроме того, для некоторых арканов добавлены их старые названия, использовавшиеся во всех или в некоторых колодах.

I. Маг; старые названия — Фокусник, Скоморох

II. Верховная Жрица (Жрица); старое название — Папесса

V. Иерофант; старое название — Папа

VIII. Равновесие (Уравновешивание, Исправление); традиционные названия — Правосудие или Справедливость

X. Фортуна; старое название — Колесо Фортуны

XI. Вожделение; старое название — Сила

XIV. Искусство; старое название — Умеренность

XVI. Башня, или Война; старые названия — Башня, сокрушаемая Молнией; Дом Божий; Богадельня

XX. Эон; старые названия — Суд, Страшный Суд

Младшие арканы

Младшие арканы описывают конкретные ситуации и свойства. Кроули указывает, что «эти карты представляют собой изображения сил, соответствующих четырем буквам Имени Тетраграмматон и четырем стихиям. Кроме того, они соотносятся с зодиакальными знаками»[1]. Младшие арканы делятся на четыре масти: «Жезлы» ,— Огонь; «Чаши» («Кубки») — Вода; «Мечи» — Воздух и «Диски» («Монеты», «Пантакли») — Земля. Также Младшие арканы подразделяются на 16 придворных карт и 40 числовых.

Придворные карты (по четыре в каждой масти) разделены на четыре ранга: «Рыцарь» (иногда именуемый Королем), «Королева», «Принц» (иногда именуемый Рыцарем) и «Принцесса» (иногда именуемая Пажом).

Числовые карты (по десять в каждой масти — от Тузов, то есть «Единиц», до Десяток) соответствуют десяти сефирот Древа Жизни. Каждая из числовых карт представлена в четырех формах, поскольку эти карты суть не абстрактные числа, а конкретные символы чисел-сефирот проявленной вселенной, вся совокупность явлений которой подразделяется для удобства на четыре стихии.

Астрологические и стихийные соответствия

Император Овен
Влюбленные Близнецы
Иерофнт Телец
Колесница Рак
Вожделение Лев
Отшельник Дева
Исправление Весы
Смерть Скорпион
Искусство Стрелец
Дьявол Козерог
Звезда Водолей
Луна Рыбы
***
Маг Меркурий
Верховная Жрица Луна
Императрица Венера
Фортуна Юпитер
Башня Марс
Солнце Солнце
Вселенная Сатурн
***
Дурак Воздух
Повешенный Вода
Эон Огонь (Дух)
Придворная карта — Квадрант стихии Градусы Зодиака Даты
Рыцарь Жезлов — Огонь Огня 21-й Скорпиона — 20-й Стрельца 12 ноября — 11 декабря
Королева Дисков — Вода Земли 21-й Стрельца — 20-й Козерога 12(13) декабря — 10 января
Принц Мечей — Воздух Воздуха 21-й Козерога — 20-й Водолея 11 января — 9 февраля
Рыцарь Чаш — Огонь Воды 21-й Водолея — 20-й Рыб 10 февраля — 10 марта
Королева Жезлов — Вода Огня 21-й Рыб — 20-й Овна 11 марта — 9 апреля
Принц Дисков — Воздух Земли 21-й Овна — 20-й Тельца 10 апреля — 9 мая
Рыцарь Мечей — Огонь Воздуха 21-й Тельца — 20-й Близнецов 10 мая — 9 июня
Королева Чаш — Вода Воды 21-й Близнецов — 20-й Рака 10(11) июня — 11 июля
Принц Жезлов — Воздух Огня 21-й Рака — 20-й Льва 12 июля — 12 августа
Рыцарь Дисков — Огонь Земли 21-й Льва — 20-й Девы 13 августа — 12 сентября
Королева Мечей — Вода Воздуха 21-й Девы — 20-й Весов 13 сентября — 12 октября
Принц Чаш — Воздух Воды 21-й Весов — 20-й Скорпиона 13 октября — 11 ноября

Только 12 из 16 карт двора имеют точную астрологическую и календарную привязку. Принцессы как земные субстихии своих мастей рассматриваются отдельно от остальных членов своих семейств. Совместно с Тузами Принцессы управляют четырьмя четвертями пространства — как земного, так и зодиакального. Туз и принцесса Жезлов управляют небесным квадрантом Рак — Лев — Дева и территорией Азии; Туз и Принцесса Чаш — квадрантом Весы — Скорпион — Стрелец и Океанией; Туз и Принцесса Мечей — квадрантом Козерог — Водолей — Рыбы и обеими Америками; Туз и Принцесса Дисков — квадрантом Овен — Телец — Близнецы и территориями Европы и Африки. Иными словами, Принцесса может указывать на более длительный временной промежуток

Читайте также:  Атрибуты для работы с таро

Туз Жезлов — Огонь

Двойка Жезлов Марс в Овне 21 — 30 марта
Тройка Жезлов Солнце в Овне 31 марта — 10 апреля
Четверка Жезлов Венера в Овне 11 — 20 апреля
Пятерка Жезлов Сатурн во Льве 22 июля — 1 августа
Шестерка Жезлов Юпитер во Льве 2 — 11 августа
Семерка Жезлов Марс во ЛЬве 12 — 22 августа
Восьмерка Жезлов Меркурий в Стрельце 23 ноября — 2 декабря
Девятка Жезлов Луна в Стрельце 3 — 12 декабря
Десятка Жезлов Сатурн в Стрельце 13 — 21 декабря

Туз Мечей — Воздух

Двойка Мечей Луна в Весах 23 сентября — 2 октября
Тройка Мечей Сатурн в Весах 3 — 12 октября
Четверка Мечей Юпитер в Весах 13 — 22 октября
Пятерка Мечей Венера в Водолее 20 — 29 января
Шестерка Мечей Меркурий в Водолее 30 января — 8 февраля
Семерка Мечей Луна в Водолее 9 — 18 февраля
Восьмерка Мечей Юпитер в Близнецах 21 — 31 мая
Девятка Мечей Марс в Близнецах 1 — 10 июня
Десятка Мечей Солнце в Близнецах 11 — 20 июня
Двойка Чаш Венера в Раке 21 июня — 1 июля
Тройка Чаш Меркурий в Раке 2 — 11 июля
Четверка Чаш Луна в Раке 12 — 21 июля
Пятерка Чаш Марс в Скорпионе 23 октября — 1 ноября
Шестерка Чаш Солнце в Скорпионе 2 — 11 ноября
Семерка Чаш Венера в Скорпионе 12 — 22 ноября
Восьмерка Чаш Сатурн в Рыбах 19 — 28 февраля
Девятка Чаш Юпитер в Рыбах 1 — 10 марта
Десятка Чаш Марс в Рыбах 11 — 20 марта

Туз Дисков — Земля

Двойка Дисков Юпитер в Козероге 22 — 30 декабря
Тройка Дисков Марс в Козероге 31 декабря — 9 января
Четверка Дисков Солнце в Козероге 10 — 19 января
Пятерка Дисков Меркурий в Тельце 21 — 30 апреля
Шестерка Дисков Луна в Тельце 1 — 10 мая
Семерка Дисков Сатурн в Тельце 11 — 20 мая
Восьмерка Дисков Солнце в Деве 23 августа — 1 сентября
Девятка Дисков Венера в Деве 2 — 11 сентября
Десятка Дисков Меркурий в Деве 12 — 22 сентября

Отличия от Таро Райдера — Уэйта и других колод

Таро Тота содержит несколько существенных отличий от Таро Райдера — Уэйта и предшествующих традиционных колод. Четыре придворные карты каждой масти не повторяют традиционный строй. Место привычных Короля, Королевы, Рыцаря и Пажа занимают соответственно Рыцарь, Королева, Принц и Принцесса. Масти в большинстве своем сохранили названия — Жезлы (Огонь), Мечи (Воздух), Чаши (Вода), а масть Пентаклей (Земля) стала именоваться Диски. Значительные изменения внесены в четыре Старших Аркана. Аркан «Правосудие» (или «Справедливость») получил название «Регулирование», Аркан «Сила» стал «Вожделением», «Умеренность» — «Искусством», а «Суд» — «Эоном». Арканы «Вожделение» («Сила») и «Регулирование» («Правосудие») поменялись местами, вернувшись на позиции французской школы XI и VIII. Также А.Кроули изменил астрологические соответствия и соответствия буквам еврейского алфавита Старших Арканов «Император» и «Звезда», руководствуясь текстом полученной им Книги Закона: «Все эти старые буквы Книги моей верны, но צ — не Звезда» (AL I:57). Другое важное отличие Таро Тота — отсутствие трактовки перевернутых карт, при этом «теневые» аспекты Арканов могут проявляться по соседним картам и общему настроению расклада.

Источник

История создания колоды Таро Тота

Анна Блейз

«Почему у меня нет живого огня, который выткал бы музыкой все эти красоты? Я не могу сделать это красками. Мне нужны музыка, поэзия и свет, а не цветные мелки»
(из письма Фриды Харрис Алистеру Кроули, дата неизвестна).

Колоде «Таро Тота», созданной английским мистиком и магом Алистером Кроули в сотрудничестве с художницей Фридой Харрис, отдают предпочтение перед прочими колодами тысячи тарологов-профессионалов, любителей и коллекционеров во всем мире. По данным Американской ассоциации Таро, среди профессиональных тарологов колода Тота занимает второе место по популярности после Таро Райдера-Уэйта. Странная, чарующая красота сочетается в ней с исключительной эффективностью — это одна из самых мощных «рабочих» колод, существующих на сей день. (. )

Соавтор колоды Тота, Фрида Харрис, далеко уступает в известности Алистеру Кроули, и сведений о ее жизни и личности сохранилось значительно меньше. Поэтому на ее биографии мы остановимся подробнее и приведем здесь те немногие факты, которые все же сохранила для нас история. Леди Фрида Харрис (в девичестве Маргарита Фрида Блоксам, 1877—1962; творческий псевдоним — Джизус Чатни), английская художница, мистик и оккультист, была женой баронета Перси Харриса, главного организатора либеральной партии в британском парламенте, а позднее председателя Британского международного либерального совета. Сама Фрида Харрис состояла в обществе сомасонов — тайной организации, по структуре и деятельности подобной масонским братствам, но, в отличие от последних, допускающей женщин в свои ряды. Для этой организации она как художница создала так называемые чертежные доски — символические рисунки, использовавшиеся в ритуалах.

С Кроули Фрида Харрис познакомилась в июне 1937 года благодаря известному писателю и журналисту Клиффорду Баксу (1886—1962), приятелю Кроули, в то время искавшему по его просьбе художника для работы над проектом по изданию исправленной колоды Таро. Первоначально Бакс предполагал представить Кроули других художников — Мьюма Стюарта и Лесли Бланш, однако те не явились на встречу, и тогда он решил пригласить Фриду Харрис, с которой общался в масонских кругах.

Идея создания принципиально новой колоды исходила, как ни удивительно, не от Кроули, а от Фриды Харрис. Именно она побудила Кроули переработать традиционные образы Таро и написать о них книгу, которую пообещала снабдить соответствующими иллюстрациями. Сперва Кроули отказывался: изначально в его планы входило лишь выбрать «лучшую из уже имеющихся колод» и перерисовать ее, внеся кое-какие отдельные поправки в изобразительную символику, — на это, как он полагал, уйдет около полугода. Однако Харрис продолжала настаивать на своем, требуя радикально переработать старую систему, и в конце концов сделала Кроули предложение, от которого тот не смог отказаться, поскольку в то время был крайне стеснен в средствах: она будет выплачивать ему еженедельное жалование в два фунта стерлингов, а он за это будет обучать ее магии.

В результате леди Харрис стала официальной ученицей Кроули. Еще в феврале 1938-го Кроули записал в своем дневнике, что Харрис «по-настоящему встала на Путь», а 3 мая добавил: «Теперь она — настоящая ученица». 11 мая 1938 года Фрида прошла посвящение в O.T.O. и приняла магическое имя «Сестра TzBA». Древнееврейское слово TzBA соответствует по гематрии числу 93 — важнейшему числу телемической нумерологии — и имеет несколько значений: «воинства, сонмы», «деятельный», а также «ревностный, усердный». И действительно, в работе над новой системой Таро Фрида Харрис проявила истинное усердие и энтузиазм.

Колода Тота создавалась на протяжении пяти лет, с 1938-го по 1943-й: столько времени понадобилось художнице, чтобы создать по указаниям Кроули семьдесят восемь акварельных полотен, которые затем были воспроизведены в форме карт Таро.

Приступая к работе над колодой, Фрида Харрис одновременно постигала азы магического искусства и самой системы Таро: в этой области она была новичком, несмотря на значительную осведомленность в эзотерической философии и ритуальной практике. Прежде всего она тщательно изучила традиционные образы Таро и описания Таро Золотой Зари, опубликованные в «Эквиноксе» (I, 8). Затем она приступила к разработке арканов, скрупулезно следуя указаниям Кроули, подчас не вполне понятным, противоречивым и нередко менявшимся в процессе работы. Сохранились свидетельства, что леди Харрис погрузилась в тему так глубоко, что в событиях ее жизни начали воплощаться идеи арканов, на которыми она работала в соответствующий период (к примеру, при создании Восьмерки и Девятки Мечей ее преследовали всевозможные неприятности и проволочки).

Читайте также:  Как начать расклад таро правильно

Еще в 1937 году Фрида Харрис заинтересовалась антропософией и стала изучать труды Рудольфа Штайнера, оказавшие влияние на ее художественный стиль. Мистическая глубина сочеталась в ее творчестве с особой художественной техникой, в основе которой лежали идеи проективной геометрии (эта наука входила в программу антропософских исследований, и Харрис занималась ею частным образом у двух учеников Штайнера — Джорджа Адамса и Оливии Уичер): представление о единстве пространства и времени и о сущностном тождестве центральной точки и бесконечного пространства (последнее также является одним из основных положений оккультной философии Кроули). Эти идеи нашли зримое выражение в образах колоды Тота: сознательно включая в изображения арканов схемы проективной геометрии, Харрис преображала визуальное восприятие пространства и создавала принципиально новую среду, в которой бесконечно далекое и предельно близкое оказываются неотличимы друг от друга.

О личных отношениях между создателями колоды Тота известно не так уж много. В период работы над колодой им обоим было уже за шестьдесят; у Кроули к тому времени серьезно пошатнулось здоровье, а леди Харрис вела чрезвычайно активную общественную жизнь, в которой едва ли нашлось бы место для бурных романтических отношений, так что сотрудничество их, вопреки некоторым предположениям, не было обременено любовной связью. Однако все свидетельствует о том, что Фриду Харрис и Алистера Кроули связывала искренняя и прочная дружба, выдержавшая испытание временем, хотя и омрачавшаяся периодическими размолвками. Достаточно серьезные разногласия возникли, например, в связи с вопросом о правах на колоду Тота, когда Кроули объявил ее своей собственностью на две трети и даже нанял адвокатов для защиты этого требования. Однако все размолвки разрешались миром, а из сохранившихся писем явствует, что Харрис питала к Кроули неизменную приязнь и сочувствие: «Не надо, Алистер, говорить мне “полюбите меня хоть немножко”. Вы, смею надеяться, — мой друг, а когда мои друзья бывают со мной невежливы, я этого не запоминаю. Что бы там ни было, они остаются стержнем, узловой точкой, средоточием, из которого исходит все самое приятное, что есть в моей жизни» (28 января 1940 года). В декабре 1947 года Фрида Харрис посетила Кроули на смертном одре (он уже был при смерти и не узнал ее). Она была в числе исполнителей его завещания; она была одной из немногих, кто пришел на его похороны; она устроила по нему пышные поминки; она продолжала сотрудничать с американским отделением O.T.O. и оказывала финансовую поддержку сыну Кроули, Алистеру Ататюрку (1938—1978). Спустя одиннадцать лет, в одном из писем 1958 года, все еще вспоминала о своем наставнике и соавторе с нежностью и теплом.

Кроули, со своей стороны, высоко ценил ее творчество и отзывался о нем с восхищением, редким для человека, вообще-то крайне скупого на похвалы: «Она вложила свой гений в эту Работу. Она невероятно быстро вошла в ритм и с неистощимым терпением принимала все указания своего фанатичного надсмотрщика, нередко переделывая одну и ту же карту вплоть до восьми раз, пока та не приходила в точное соответствие с его ванадиевым эталоном! Пусть же страстная “любовь в согласии с волей”, которую она вложила в эту сокровищницу Истины и Красоты, изливается из Великолепия и Силы ее труда, озаряя мир; пусть это Таро послужит отважным мореплавателям Нового Эона картой, что проведет их через Великое Море Понимания к Городу Пирамид!»

Следует отметить, что «указания надсмотрщика» относились не только к содержательной, но и к чисто художественной стороне работы. К примеру, в письме от 19 декабря 1939 года, в ответ на высказанное Фридой Харрис беспокойство в связи с картой «Исправление» и по поводу ее страха перед прорисовкой лиц, Кроули пишет: «Ощущаемое вами отсутствие форм и лиц — не более чем симптом всеобщей болезни, поразившей современную душу. Это неверие в собственные творческие силы. Здесь корень всех этих сумасбродных течений — неотомизма, бухманизма, дадаизма, сюрреализма. Довольно далеко это зашло у Пикассо: он попытался нарисовать стул вообще — такой, чтобы его нельзя было счесть каким-либо конкретным стулом. Следовательно, у этого стула не должно было быть ни цвета, ни формы; но чтобы оставаться стулом, он должен был служить опорой для человеческого тела; и в результате вышла горизонтальная линия. Но это метафизика, а не искусство. Должен подчеркнуть, что эта боязнь лиц — отвратительное проявление трусости. Это ведь природный инстинкт — ассоциировать выражение лица с нравственными идеями, а ваша задача — проиллюстрировать именно нравственные идеи, или, вернее сказать, идеи магические. В данной конкретной карте это не так уж важно, поскольку по традиции Правосудие слепо; но, с другой стороны, скрытое лицо предполагает обман, что решительно противоречит смыслу этой карты; только прихвостни инквизиции или фемгерихта вершили свое так называемое “правосудие” под капюшонами. Беспристрастие — красивая идея, но вы с ней недалеко уйдете, если будете допускать, что ее олицетворением может оказаться какой-нибудь демон зловещей тьмы».

На протяжении всей работы над проектом Харрис регулярно выплачивала Кроули обещанное жалование. Кроме того, она задействовала свои общественные связи для финансового обеспечения выставок готовых акварелей, выпуска каталогов и, в конечном счете, издания самой колоды. Выставки полотен с образами будущих карт Таро проводились по крайней мере трижды: в июне 1941 года — в галерее Николсона и Венна (Оксфорд), в июле 1942-го в галерее Беркли (Кембридж) и в августе 1942-го — в здании Королевского общества художников-акварелистов (Кондит-стрит, Лондон). По настоянию Фриды, Кроули на выставках не присутствовал и имя его в программных статьях не упоминалось — во избежание скандала.

К выставкам было выпущено два каталога. К оксфордскому мероприятию Кроули написал заметки о Таро, снабженные торжественным названием «Выставка игральных карт: Таро (Книга Тота) 78-ми картин, представленное в согласии с традицией Посвященных и современной научной мыслью, а также прочие оккультные и алхимические зарисовки». Однако в каталог эти заметки не вошли, что вызвало у Кроули немалое возмущение и едва не привело к ссоре с Фридой Харрис. В каталоге для выставки, прошедшей в галерее Беркли, эти заметки были включены в качестве цитат в статью, написанную Робертом Сесилом (1913—1994, дипломатом, писателем и ученым-историком, с которым Кроули в то время поддерживал дружеские отношения) и озаглавленную попросту «Выставка 78-ми картин Таро Фриды Харрис».

Эти выставки и статьи были призваны привлечь внимание общественности и собрать средства, необходимые для публикации карт Таро и книги с их описанием. Роберт Сесил надеялся заинтересовать этим издательским проектом знаменитого английского поэта и критика Т.С. Элиота (1888—1965), работавшего в то время редактором в крупном лондонском издательстве «Фабер энд Фабер». Однако не сохранилось даже свидетельств о том, состоялись ли предполагавшиеся переговоры на самом деле.

Читайте также:  Расклад таро девятка кубков

В конечном счете Кроули осуществил свой замысел при финансовой поддержке ближайших друзей, последователей и единомышленников (в частности, Грейди Луиса Макмертри — ученика Кроули, впоследствии занявшего пост Внешнего главы O.T.O., — и Луиса Уилкинсона — известного английского писателя, которого Кроули считал одним из лучших своих друзей). Благодаря им Кроули смог подготовить и опубликовать роскошное издание одной из главных своих работ — «Книги Тота», проиллюстрированной репродукциями карт из новой колоды. Книга увидела свет 21 марта 1944 года — в день весеннего равноденствия, на 35-ю годовщину великого «Равноденствия Богов», начала Нового Эона. В рекламном проспекте к «Книге Тота» Кроули заявлял: «Книга издана благородно; никакие иные соображения не должны были помешать исполнению этой цели». Отпечатанная на дорогой формованной бумаге и переплетенная в «настоящий нигерийский сафьян местной выделки и окраски», книга включала в себя 8 цветных репродукций оригинальных картин Фриды Харрис, 90 черно-белых иллюстраций и текст за подписью «Мастер Терион» (девиз, принятый Алистером Кроули на степени Мага — одной из высочайших степеней магического ордена, A.’.A.’.

Многие оккультные мыслители до Кроули, начиная с французского историка XVIII века Антуана Кура де Жеблена, полагали, будто бы Таро представляет собой некий мистический «текст в картинках», дошедший до нас из Древнего Египта, — собственно, «Книгу Тота». Тот (Тахути, или Джехути), древнеегипетский бог мудрости, речи и магии, изобретатель письменности, в эллинистическую эпоху слился с образом Гермеса Трисмегиста («Триждывеличайшего») — легендарного мудреца, которому приписывалось авторство мистических и магических трактатов, составляющих так называемый «Герметический корпус». Назвав свою работу «Книгой Тота» и дав ей подзаголовок «Египетское Таро», Кроули отдал дань почтения как этому божеству, так и упомянутым традиционным представлениям (расходящимся с данными современной исторической науки). Однако в предисловии к книге он лишь упоминает «египетскую» версию происхождения Таро наряду с некоторыми другими, не высказываясь сколько-нибудь определенно в ее поддержку. По его глубокому убеждению, ценность Таро никоим образом не зависела от древности происхождения, а определялась лишь пользой, которую эта символическая система может принести на практике: «Каждая карта — в некотором смысле живое существо Задача ученика — возвести из этих живых камней свой собственный живой Храм».

В соответствии с этим подходом, «Книга Тота» была задумана как практическое «руководство для начинающих» по системе Таро в целом и колоде Тота в частности. Но в действительности эта книга весьма сложна и способна отпугнуть многих «начинающих». О том, насколько она непроста и далека от «элементарного пособия», можно судить хотя бы по жалобам Фриды Харрис из письма Кроули 1939 года: «Что касается ваших книг, полагаю, вы и сами догадываетесь: будь они написаны на санскрите, новичку и то было бы легче, и у любого читателя от них зайдет ум за разум. Поэтому люди благоразумные (вроде меня) отщипывают от них по кусочку, сколько смогут переварить, да и то лишь время от времени, когда позволяет самочувствие». Научиться гадать на Таро или быстро освоить колоду Кроули по «Книге Тота» невозможно, однако многим серьезным исследователям оккультной философии она служит настольной книгой и практически неисчерпаемым источником новых откровений. Так или иначе, она требует глубокого и длительного изучения, для которого понадобятся достаточно обширные познания в эзотерической философии, каббале, алхимии и прочих оккультных дисциплинах, а также знакомство с другими трудами Кроули, на основе которых вырастало и складывалось его учение о Таро.

Создание «Таро Тота» стало достойным венцом магической карьеры Кроули. В письме граверу г-ну Пирсону, которому предстояло работать над пробным изданием колоды, Кроули ясно дает понять, сколь важное значение он придавал своей работе над Таро: «По-видимому, важно, чтобы вы понимали, чем я руководствуюсь. Для меня эта Работа, это Таро, над которым я тружусь, — энциклопедия всей серьезной “оккультной” философии. Это стандартное справочное руководство, которым будет определяться весь ход развития мистической и магической мысли на протяжении последующих двух тысяч лет. Единственная моя забота — оградить его от опасности уничтожения, а для этого необходимо воспроизвести и размножить его в стандартной форме и распространить как можно более широко. Финансовой выгоды я не ищу; если бы я располагал капиталом в этой стране, я бы сам разослал 200 (допустим) экземпляров по государственным библиотекам во все части света и столько же — моим главным представителям» (29 мая 1942 года).

Ходили слухи, что Кроули якобы разбогател на колоде Тота, а Фрида Харрис осталась ни с чем. В действительности же ни Харрис, ни Кроули не дожили до того дня, когда их проект начал приносить доходы. Более того, они так и не увидели свое детище опубликованным в виде колоды Таро. В 1944 году вышло лишь около 200 пробных экземпляров, отпечатанных по фотокопиям с иллюстраций к «Книге Тота», а не с акварельных полотен, и всего в два цвета: для изображений на лицевой стороне карт использовалась только синяя краска, а на «рубашке» — красная. Колоды этого тиража, известные также под названием «Одноцветное Таро Святого Грааля», ныне стали коллекционной редкостью.

После смерти Фриды Харрис в 1962 году акварели, послужившие основой для создания колоды, перешли в собственность Джеральда Йорка — одного из британских учеников Кроули, известного также под магическим девизом «Брат Nia». Йорк поместил эти картины на хранение в исследовательский институт Варбурга в Лондоне.

Первое полноцветное издание колоды Тота осуществила только в 1969 году компания «Samuel Weiser». Но качество печати и здесь оставляло желать лучшего, как и в тираже, выпущенном компанией «Llewellyn» в 1970 году в сотрудничестве с O.T.O. и Джеральдом Йорком.

В 1977 году Йорк и представители O.T.O. подготовили более качественное переиздание на основе новых фотокопий с акварельных полотен; его осуществила компания «U.S. Games Systems» в сотрудничестве с «SamuelWeiser». В 1983—1987 гг. «U.S. Games Systems» выпустила в свет еще два улучшенных издания (в зеленой и фиолетовой коробках).

Тогда же, в 80-е годы, три издания колоды Тота (в синей коробке) выпустила швейцарская компания «UraniaVerlag» в сотрудничестве с издательством «A.G. Muller». В версию 1987 года были включены три различных варианта карты «Маг» (Ату I) — «греческий», «индийский» и «египетский» (из этих трех вариантов, предложенных Фридой Харрис, Кроули в свое время выбрал «греческого», который и фигурирует во всех стандартных изданиях).

В настоящее время регулярно переиздаются две основные версии колоды (различающиеся только размером карт и языком надписей): Таро Тота версии «U.S. Games Systems» — с зеленой каймой и приглушенными цветами и так называемое «швейцарское Таро Тота» (по образцу первых изданий компании «A.G. Muller») — с серой каймой и более яркими цветами. Кроме того, «U.S. Games System» выпустила специальное переиздание «швейцарского Таро» с тремя «Магами».

Что касается «Книги Тота», то ей Кроули придавал не менее важное значение, чем самой колоде, и настаивал в свое время на том, что она непременно должна сопровождать каждое издание колоды: «Карты не должны продаваться отдельно от книги. я не допущу издания карт в таком виде, чтобы они годились только для игры или гадания».

Источник

Оцените статью