- Колода, которая может стать лучшим другом или заклятым врагом: Таро Тота Алистера Кроули
- История карт Таро
- Идея создания новой колоды Таро
- Карты Аркана Главного Уэйта
- Колода Тота – колода для профессионалов
- Путь мага
- Сакральный символизм колоды в реалиях реального мира
- Единство переднего плана и энергетического фона
- Формальные отличия таро Уайта и Кроули
- Разница также и в смысле
- Заключение. Величайшее творение Кроули
- Что же «тёмного» в Таро Тота Алистера Кроули? Или — долой невежество!
Колода, которая может стать лучшим другом или заклятым врагом: Таро Тота Алистера Кроули
На современном разнообразном рынке карт таро можно выделить следующие базовые системы (они же – школы): таро Уайта, Кроули, Папюса, Марсельское таро.
Колода «Таро Тота» была создана в начале XX века Алистером Кроули и Фридой Харис и до конца XX века была второй по популярности после колоды Артура Эдварда Уэйта. Однако с начала XXI века удельный вес карт колоды Тота на рынке стал постепенно снижаться. Очевидной причиной стало то, что колода «Таро Тота» создана для профессионалов, но не для широкого круга любителей.
История карт Таро
Итальянская аристократия XIV века играла в карточную игру Tarocchi, используя самые старые известные карты, колоду Висконти-Сфорца. Такие карты, как шут, смерть, солнце и справедливость, могли быть получены от персонажей венецианского карнавала.
В 1789 году появилась колода гаданий, созданная Тарокки, с 22 основными и 56 второстепенными тайными картами, разделенными на монеты, кубки, мечи и масти, представляющие четыре элемента — землю, воду, огонь и воздух. Двадцать два козыря соответствовали 22 путям на каббалистическом древе жизни. Колода оракула была связана с египетским богом Тотом.
Идея создания новой колоды Таро
В начале XX века в Европе появился «Золотой Зари», эзотерическое оккультное общество. Тогда еще начинающий, а впоследствии — самый известный маг XX века Алистер Кроули стал членом лондонского храма в 1898 году. Он, вместе с другими знаниями, с упоением изучал магию темной стороны — гоетию. Его учитель из «Золотой Зари» пытался удержать его. Из-за конфликта, возникшего с орденом, Кроули решился создать свой собственный орден.
У него возникла идея создания собственной колоды таро, основанной на традиционных изображениях, магической, каббалистической и астрологической информации.
Карты Аркана Главного Уэйта
Алистер Кроули заметил слабые места классических карт таро от Уэйта-Смита, созданных в ордене «Золотой Зари» А. Е. Уэйтом и проиллюстрированная Памелой Колман.
Он, ссорясь с членами Ордена, называл профанацией отсутствие на картах Уэйта каббалистической и эзотерической символики. Заметим, что со временем Колода Уэйт-Смит превратилась в колоду Райдер Уэйт, которая в настоящее время публикуется американской игровой системой. Однако суть противоречия не изменилась, ведь Кроули предложил более профессиональный подход.
Американский оккультист и писатель Дюкетт пишет: «Он языческий Зеленый Человек весны; Парсифаль, чистый Шут, который побеждает Святой Грааль; Хоор-Па-Краат, невинный египетский владыка молчания, наступающий на спину богу-крокодилу Сельбеку, Пожирателю».
Колода Тота – колода для профессионалов
С чего же начать изучать эту такую непростую колоду Тота? Как трансформировать отнюдь непростую оккультную философию на понятный всем человеческий язык, с присущей ему обычной логикой? Что мы делаем, если нам надо изучить колоду Артура Эдварда Уайта или же колоду Марселя?
Мы идем в магазин и покупаем учебник.
С «Тотой» так нельзя. Если неподготовленному читателю взять учебник по колоде «Таро Тота», то он мало что поймет, анализируя расклады. Ведь эта книга перенасыщена ссылками на мифы, легенды, символы. У него будет культурный шок. Более рациональный путь для адепта – это начать сначала изучать:
- азы астрологии: характеристики и свойства планет, знаков зодиака;
- кресты: кардинальный, фиксированный, мутабельный;
- стихии (огонь, вода, воздух, земля), как они сочетаются между собой.
В каждой карте Кроули есть астрологическое соответствие. Возьмем, например младший аркан. Тройка Кубков – это Меркурий в Раке. Не зная астрологии, вы понятия не будете иметь, о чем это сочетание говорит. А между тем, в отличие от остальных колод, в таро Тота астрология крайне важна. Следует ориентироваться, где планета находится в обители, в изгнании, падении, в экзальтации и что это такое. В этом ориентируются астрологи, но без этого «Таро Тота» не постичь. Исключением являются Дома Гороскопа, их в колоде Тота нет.
Второй немаловажный аспект: необходимо знать основы Кабалы, ориентироваться в еврейском алфавите. Следует ориентироваться по древу жизни, сферотам.
Путь мага
После ухода из Золотой Зари, Кроули отправился в Египет. Там Кроули провел магический эксперимент общения с египетским богом Хором, в результате которого было создано учение телема. Основываясь на поступивших от Хора откровениях, Алистер пишет «Книгу Закона». В основе этой основы учения телема было следующее положение: «Делай, что хочешь, и будет весь закон; любовь — это закон, любовь под волей».
У мага были видения во время занятий раджа-йогой в 1900 году во время поездок в Мексику и пустыню Сахара. Кроули использовал полученный эзотерический опыт, когда в 1907 основал собственный орден «Серебреная звезда».
Он пишет книги по магии. Однако самым важным трудом его является колода карт «Таро Тота». Их описание Алистер Кроули изложил в своем одноименном труде. Однако, как мы уже упоминали, освоить ее без знаний астрологии и Кабалы невозможно. Только овладев знаниями, мы, наконец, начинаем понимать, о чем здесь идет речь. По сути дела, это есть графический учебник по основам Кабалы и астрологии.
Почему мы говорим, что колода Тота создана для профессионалов?
Сакральный символизм колоды в реалиях реального мира
Колода эта необычная, она замечательно подходит для работы с энергетикой человека, для ее коррекции. Гадания на «Таро Тота» также рассматривает вопросы, касающиеся отношений, бизнеса, денег, внешнего мира, магических аспектов.
Она очень хорошо показывает, как работают мозги человека, как полушария мозга взаимодействуют друг с другом, как внешняя среда влияет на ваши действия. И, в конце- концов, она показывает, какую стратегию для себя вы можете избрать, и что вы от нее получите.
Сложность системы в том, что там не прорисованы младшие арканы, которые называются числовыми картами. Ее трудно понять даже человеку, уже работающему с колодой Райдера Уэйта. Поэтому адепту придется изучать колоду, применяя ее на себе, на своей энергетике. При этом обязательно следует вести дневник, поскольку непонятными останутся нюансы работы с колодой.
Единство переднего плана и энергетического фона
Говоря о сакральном символизме реального мира, нужно сказать, что изображение на карте из колоды «Таро Тота» имеет несколько планов. Причем, задний план (структурные составляющие расклада) является не менее важным, чем передний (персонажи, движения, жезлы). Так описано энергетическое поле, в рамках которой работает та или иная карта. Поэтому, анализируя карту, следует понять, как взаимодействует объект с энергетическим фоном, и куда, в итоге, идет вектор действия.
В квантовой физике имеется понятие квантового всплеска. Применительно же к картам Тота эта теория дает нам объяснение, что происходит с раскладом, если в нем присутствует определенный импульс, обладающий аномальной энергетикой и связанный с одним ату.
Как мы уже упоминали, изучать колоду Тота, следует, соизмеряя ее с собой, со своей повседневной жизнью. При этом следует в каждой ситуации устанавливать для себя, какая карта связана с происходящим с вами. Таким образом, при помощи карт, вы поймете, откуда берется импульс изнутри вас, и что он с вами делает. Возможно, поэтому Дюкетт отмечает ее универсальность, утверждая, что изображения на картах Кроули — это «Рог изобилия сакральных образов, многие из которых проявляют себя только после долгой медитации (и помощи увеличительного стекла)».
Формальные отличия таро Уайта и Кроули
Безусловно, при создании колоды «Таро Тота» Алистер Кроули как основу использовал колоду Таро ордена «Золотой Зари». Однако, кроме углубленного наполнения их содержания, даже формально эти магические инструменты особенные. Приведем, пока что, общеизвестные отличия произведения Кроули от колоды Райдера Уайта:
- Изменена нумерация (райдеровская «Сила» с 8 места переместилась на 11-е, а «Правосудие и Справедливость» переместилась с 11-го на 8-е место).
- Изменилось название (райдеровская «Сила» стала «Вожделением», а «Правосудие» стало «Регулированием или Исправлением».
- Изменены названия еще двух ату. Страшный Суд, который мы знаем как Эон, а Мир в Райдеровской колоде стал Юниверсумом.
- В колоде Тота может быть 1 (греческий) или 3 мага (греческий, египетский и индийский). Их можно использовать или одного, или всех трех. Но если всмотреться в картинки мага, то можно увидеть в них становление человека с точки зрения его организационных способностей и страхов.
Разница также и в смысле
Впрочем, более тонкие отличия заметны при рассмотрении конкретных карт. Например, у Райдера «Восьмерка Мечей». Стоит человек с завязанными глазами, окруженный мечами. А в «Таро Тота» это два параллельных меча, перпендикулярно которым еще находятся колющие и режущие предметы. Ощутима разница в энергетике двух карт, разница в трактовке и в методах работы. Райдеровская восьмерка нам сообщает, что человек конкретно зашорен и не видит никакой перспективы. А карта Тота говорит о наличии внешних препятствий, которые проявляются в рамках отклика на ваши действия, и именно эти препятствия не дадут вам куда-то продвинуться.
Однако (что свойственно для колоды Тота) внешнее часто обусловлено бессознательным внутренним. Что такое бессознательное? Допустим, вы решили изменить работу. Работа вам нравится, но вас пугает ответственность. Соответственно, вы сами себе мешаете изменить работу.
Примечательно, что карты таро от Кроули выполнены художницей-египтологом на высочайшем уровне. В своей книге о «Таро Тота» американский оккультист и писатель Дюкетт пишет: «Когда мы спрашиваем, что делает карты от Алистера уникальным, первым и наиболее очевидным ответом является произведение искусства. Как бы трудно ни было постичь математические тонкости проективной геометрии, мы видим, как это потрясающе проявляется в филигранной работе художницы Харрис».
Заключение. Величайшее творение Кроули
Кроули умер в 1947 году, а Харрис в 1952 году — никто не из них не увидел воочию свое произведение, карты Таро. Более того, колоду «Таро Тота» не опубликуют до 1969 года. Тем не менее, именно карты стали главным делом жизни мага. Именно они принесли ему славу в мире магов.
Сам Алистер Кроули был в восхищении от их наполненности смыслом и завершенности: «Вся картина — символ творческого света». Каждая композиция колоды Тота является многослойной со значением — некоторые ясные, другие неясные или загадочные, основанные на интерпретациях Кроули. Каждый цвет, линия, жест и объект несут символическое сообщение. Погружение в колоду Кроули — это погружение в изучение оккультизма, герметизма, гематрии, древа жизни Каббалы, астрологии, мифологических богов и богинь и ритуальной магии.
Источник
Что же «тёмного» в Таро Тота Алистера Кроули? Или — долой невежество!
Недавно я прослушала в записи эфир, посвящённый картам Таро. Приглашённая гостья, руководитель какого-то центра и ведущая курсов по картам Таро, весьма серьёзно предупреждала слушателей, что колода Таро Алистера Кроули, с точки зрения магии и эзотерики, «тёмная»!? И всё потому, что, видите ли, создатель этой колоды был тёмным магом и сатанистом? Причём сама она расклады на колоде Таро Алистера Кроули делает крайне редко, потому что это «тёмные материи», как она сама выразилась, которые затягивают!? И преподаёт она колоду Таро Тота на своём курсе лишь для того, по её же словам, чтобы ученики понимали, что такое «чёрное», а что такое «белое».
Конечно же, она имеет право на собственную точку зрения и своё субъективное видение колоды Таро Алистера Кроули, однако заявлять во всеуслышание от лица всех магов и эзотериков, что данная колода является «тёмной», на мой взгляд, весьма опрометчиво как минимум, и максимум — это заблуждение и невежество.
Лично я в эзотерике и магии профессионально пребываю и живу более 10 лет и с колодой Алистера Кроули постоянно и почти ежедневно работаю достаточно давно, чтобы позволить себе выразить публично свою точку зрения относительно этой загадочной колоды.
Да, автор этой колоды Таро Алистер Кроули снискал себе неоднозначную славу и имел скандальный имидж. О нём написано много плохого, и он один из наиболее противоречивых и интереснейших людей в истории. Он был одарённым поэтом, прославленным альпинистом, великолепным гроссмейстером, талантливым художником, мастером йоги, писателем, сатириком, был умным рационалистом, критиковавшим церковную власть и фанатичных мистиков, бескомпромиссно отрицал христианскую идеологию, отчего люди боялись читать его труды. Для многих он был страшным и ужасным. Однако, несмотря на свою жуткую репутацию и устрашающие, омерзительные социальные «маски», Алистер Кроули обладал поистине огромными познаниями в области эзотерики и магии, поэтому являлся признанным авторитетом в эзотерических кругах. Он понимал, что человек — это микромодель космоса (Вселенной), и далеко ходить изучать миры не надо. Достаточно заглянуть в себя, в свою душу. А все мы знаем, что своя душа потёмки, а что уж говорить о душе другого человека. Алистер Кроули довольно серьёзно на эту тему проводил исследования. И есть разные версии, как он туда (в себя) пробирался. Во всяком случае, он не скрывал, что употреблял психоделики, чтобы изменить своё состояние сознания. Кстати, в книге Теренса Маккена и Деннис Маккена «Невидимый ландшафт» подробно расписана биохимия процесса экзогенных и эндогенных психоделиков, которые дают возможность открыть и прочитать генетический потенциал ДНК. Благодаря изменённому состоянию сознания, Алистер Кроули пережил, и, может, даже неоднократно, религиозный опыт и получил-таки внутренние ответы на свои духовные вопросы. А создание «Таро Тота» стало его достойным венцом магической карьеры. По историческим документам, Кроули очень ответственно подошёл к разработке своей колоды, и в одном из своих писем он называл колоду «энциклопедией всей серьёзной оккультной философии» и «колода, которая донесёт правду и истину». Ему не нравилось, что Арканы находятся под «налётом» таинственности и, что открывались эти тайны только избранным и то по строжайшему секрету. Кроули считал, что карты Таро должны быть доступны и понятны каждому, кто изучает их всерьёз. Поэтому к колоде он написал огромный труд под названием «Книга Тота» — практическое руководство для начинающих по системе Таро и колоде Тота в частности, и настаивал в своё время на том, чтобы «Книга Тота» непременно сопровождала каждое издание колоды. Он не хотел допустить, чтобы карты «годились только для игры и гадания». Другое дело, что не каждому «по зубам» этот труд, и как писала художница колоды Фрида Харрис: «…у любого читателя от них (от книг Кроули) зайдёт ум за разум». И это естественно, ведь далеко не все из нас перешагнули рубеж «личиночного сознания» (термин взят из книги «7 языков Бога» Тимоти Лири). Поэтому «Книга Тота» понятна не всем, но для тех, кто не испугался и обладает познаниями в эзотерической философии, каббале, алхимии и др. оккультных дисциплинах, она служит настольной книгой и практически неисчерпаемым источником новых откровений.
Но что касается самой колоды Таро Алистера Кроули, то работать с ней может любой человек, который хочет с ней работать. Никакие демонические силы и материи вас никуда не затянут и не засосут. Все эти страшилки от незнания истории и непонимания метафизики. Да, эта колода содержит огромную базу универсальных символов, которая очень цепляет (ибо мы все архитепически похожи), а некоторых даже пугает. Но это не от того, что она какая-то «тёмная», а потому, что она настолько грамотно нарисована с точки зрения бессознательной психоделики, что при одном взгляде на картинки этой колоды они относят нас к нашей древней структуре, откуда мы все произошли и носителями чего мы все являемся. Карты буквально напичканы символизмом! Более того, Кроули удалось гармонично соединить в ней и нумерологические символы, и астрологические, и Каббалу! Поэтому колода великолепно «работает», и всё зависит от умения человека правильно перевести символьное объяснение карт в форму текста (вербально или письменно). Опасности от этой колоды Таро, как и от любой другой колоды, нет и никогда не было! А вред нанести может человек либо самому себе сам, либо другому человеку только неправильной интерпретацией карт, неверной их расшифровкой. Ведь Таро используют и как диагностический инструмент, и как средство самопознания. Изучение символов Таро и их расшифровка помогает не только увидеть возможный вариант развития будущего, но и позволяет общаться с самим собой, выражать в словах душевное состояние, трудности, сомнения, поэтому карты Таро при правильной интерпретации несут огромную терапевтическую пользу. Они снимают аффективный заряд и нетрезвость восприятия.
Таро Кроули невероятно многогранный инструмент! С ними можно диагностировать, прогнозировать, моделировать и трансформировать, то есть проводить такие качественные изменения в своей жизни, которые предоставят свободу выбора и снимут ограничения. И, как когда-то давно считала моя дорогая учительница по Таро Ольга Семишина, и теперь с практикой я полностью разделяю её мнение, что чем меньше мистики и таинственности — тем лучше! Чем больше напряжения вокруг (в виде «работать только на этой скатёрке» или «только при свечах») — тем хуже! Не надо ограничивать себя никакими ритуалами. Не нужно их заряжать под Луной или класть в морозилку! Карты и так работать будут. Они не могут не работать. Не работать могут только мозги. И, наверное, в этом единственная опасность при работе с картами Таро. Причём с любыми, а не только с колодой Алистера Кроули.
Ещё хотелось бы затронуть тему пресловутого деления магии, колод Таро и всего остального на «белое» и «чёрное». Тут явно попахивает дихотомическим мышлением, которое весьма искажает и обуживает восприятие действительности. Это упрощённое и достаточно категоричное представление о мире и его явлениях. Ну когда же мы признаем амбивалентность мира. Всё дуально! И нет ничего «плохого» и «хорошего», «тёмного» и «светлого». Всё это узость восприятия. Во Вселенной нет разделения на хорошо-плохо, чёрное и белое. Всё только в наших головах. Мы любим навешивать ярлыки, исходя из чисто субъективной оценки и опыта, поддаваясь влияниям извне в виде общественного настроя, воспитания, морально-этических норм, религиозных клише и многого другого. Поэтому было странно немного услышать о «тёмности» колоды Кроули из уст человека, заявляющего о своей экспертности в области эзотерики и карт Таро, ведь магия — едина. Нельзя ей приписать какой-то цвет! Ибо цвет — это ассоциация! Сама по себе энергия не имеет цвета. Поэтому, дорогие мои, давайте же выходить из чёрно-белой позиции по отношению к миру! Не обуживайте своё восприятие! Не ведитесь на страшилки и не ограничивайте себя в инструментарии. Знайте и ведайте! Колода Таро Алистера Кроули необыкновенна и уникальна! В ней содержится колоссальный объём знаний по системе Таро, и она действительно, мощная и всеохватывающая. По своему сложному символическому содержанию Таро Кроули пока ещё никто не превзошёл. И они могут стать вашим верным спутником на пути к себе! Единственное, самому понять и изучить язык этих карт будет очень сложно. Учитель необходим. И нужно учиться именно у профессионалов, ибо важно овладеть той моделью, которая действительно рабочая, которая даёт ответы на вопросы и помогает, а не запутывает. И только профессионал научит вас, как водолаза, погружаться в воду (в бессознательное) в любую погоду и доставать оттуда жемчужины, очищать их и рассматривать.
Источник