Таро Освальда Вирта
Родители Освальда Вирта были эльзасцами. Йозеф Пауль Эдуард Вирт принял участие в неудачном восстании 1848 года, был ранен, отсидел в тюрьме, а после освобождения принял решение эмигрировать вместе с женой из Франции в Швейцарию. Там, в городе Бриенц, и родился в 1860 году их сын, Йозеф Пауль Освальд Вирт.
Отец зарабатывал на жизнь ремеслом художника; у него Освальд брал свои первые уроки рисования. Уже в возрасте 13 лет мальчик прочел случайно попавшуюся ему книгу о месмерическом целительстве и опробовал это искусство на приятеле — и это событие оказало влияние на всю его дальнейшую жизнь. Мать Освальда была ревностной католичкой; от нее он унаследовал религиозные убеждения, но не смог, как она хотела, стать богословом. В 1879 году, после смерти матери, он отправился искать удачи в Лондон, где намеревался стать бухгалтером. Эта карьера у него также не сложилась, и в начале 1880-х годов молодой Освальд Вирт перебрался во Францию.
В Париже он смог наконец войти в давно манившее его сообщество последователей Месмера. Вращаясь среди «магнетизеров», Вирт узнал и о других эзотерических учениях. Теософия его не особо привлекла, зато он сразу захотел получить посвящение в вольные каменщики. Однако и мирскую жизнь устраивать как-то надо было. В 1882 году он вступил в пехотный полк, базировавшийся на западе Франции, в городе Шалон. В начале 1884 года появилась возможность вступить и в местную масонскую ложу, в которой Вирт уже через год продвинулся до градуса Мастера. Товарищи сразу почувствовали в молодом человеке теоретика: его особенно интересовал символизм масонских ритуалов и регалий.
В 1886 году Освальд Вирт вышел в отставку и стал профессиональным целителем-месмеристом, продолжая при этом штудировать эзотерические теории. Вскоре его персоной заинтересовался (с подачи шалонских оккультистов) маркиз Станислас де Гуайта (1861—1897) — молодой аристократ, увлекавшийся высшей магией, последователь знаменитого Элифаса Леви (1810—1875). О мистических обстоятельствах первого знакомства Вирт сам расскажет в своей книге. Де Гуайта сделал его своим личным секретарем и соучредителем (в 1888 году) Каббалистического Ордена Розы-Креста. Кроме того, де Гуайта, знавший о художественном таланте Вирта, предложил тому участие в грандиозном проекте — издании первой оккультной колоды карт Таро, которая бы следовала традиции Элифаса Леви и воплощала все новейшие идеи западного эзотеризма.
Здесь не обойтись без небольшого отступления. В игральных картах Таро, распространенных в некоторых странах Южной Европы, первым усмотрел эзотерический смысл видный французский масон и историк Антуан Кур де Жебелен (ок. 1728-1784). Его идеи развивали оккультисты Эттейлла (1738—1791), Элифас Леви и Поль Кристиан (1811—1877). [См. об этом здесь и здесь.] Из них всех к тому времени только Эттейлла удосужился издать полную колоду из 78 карт, дизайн которых был «исправлен» в соответствии с новым пониманием Таро. Но традиция Эттейллы развивалась скорее в сторону картомантии (коммерческого гадания на картах), чем высокого оккультизма, поэтому его колоды в кругу маркиза де Гуайта как бы «не шли в счет». Нужно было создать (и напечатать) такое Таро, в котором гадательный аспект был бы лишь второстепенным. Рисунки этих карт должны были воплощать идеи Каббалы, нумерологии, алхимии, месмеризма, масонского символизма — словом, всего того, из чего складывался «просвещенный» французский оккультизм конца XIX столетия.
С этой задачей Вирт блистательно справился. Его первая колода была издана в 1889 году и называлась Les 22 Arcanes du Tarot Kabbalistique («22 Аркана Каббалистического Таро»). Подзаголовок колоды гласил: «нарисованы Освальдом Виртом по указаниям Станисласа де Гуайта для использования посвященными».
Неизвестный художник перерисовал Большие Арканы из «Цыганского Таро», дополнил их мастевыми картами, взятыми из традиционной марсельской колоды, и издал полный набор из 78 карт (еще до того «Таро Освальда Вирта», о котором мы скажем пару слов ниже).
В коллекциях сохранились две таких полных колоды: одна черно-белая, а другая разрисованная акварельными красками.
Карты имеют сквозную нумерацию от I до 78 по Полю Кристиану; даже Малые Арканы снабжены еврейскими буквами.
Точная датировка отсутствует: Каплан в «Энциклопедии Таро» (том III) предполагает «около 1900—1920»), К. Франк Йенсен — 1950-е годы.
В 1897 году де Гуайта, друг, наставник и покровитель Вирта, умер.
Друзья устроили автора «Каббалистического Таро» библиотекарем во французское Министерство колоний.
Он продолжал постигать масонскую премудрость, практиковать магнетическое целительство и изучать оккультные науки.
В 1911 году он начал публиковать серию статей под названием Les Arcanes du Tarot («Арканы Таро») в журнале «Ля люмьер масоник». Для этой публикации Вирт заново нарисовал все 22 Больших Аркана.
Но это была лишь подготовка к его главному литературному труду — большой, богато иллюстрированной книге о Таро.
В 1920-х годах он издал ряд работ о символизме и Посвящении.
А в 1926 году выпустил свой третий вариант карт Таро.
Теперь они назывались Le Tarot des imagiers du moyen age («Таро средневековых рисовальщиков») и были изданы в виде портфолио из 11 листов, по 2 карты на лист.
Главным отличием этих карт от предыдущих Таро Вирта являются узорная рамка и золотой фон. Изменились цвета и многие детали рисунков.
В 1927 г. в Париже вышла одноименная книга, известная в русском переводе под названием «Таро магов».
Новые карты на 11 листах прилагались к части тиража в специальных кармашках задней крышки обложки.
В самой книге все 22 карты были также воспроизведены в виде черно-белых рисунков — основанных на новых цветных картах, но с некоторыми отклонениями в деталях и оформлении.
Все 22 Аркана в книге представлены не только в виде традиционных карт Таро, но и в виде так называемых «идеограмм» — простых символических рисунков.
Кроме того, Вирт включил в книгу собственные рисунки карт гипотетического древнейшего «астрономического Таро» и наброски некоторых интересных карт из различных исторических колод.
В 1927 году Вирт вышел на пенсию. Семьи он так и не завел, жил вместе со своей сестрой Элизой. В 1931 году он еще раз обратился к теме Таро, издав небольшую книжку Introduction a l’etude du Tarot («Введение в изучение Таро») — в сущности, сжатый пересказ «Таро рисовальщиков».
Вторая мировая война застала Вирта с сестрой и племянницей на отдыхе в Арденнах. Они бежали на юг Франции, останавливаясь в домах знакомых эзотеристов. Швейцарские масоны предлагали Вирту вернуться на родину, но он не воспользовался приглашением и умер в городке Вьен, что к югу от Лиона, в 1943 году. Элиза сообщила в письме друзьям: «Ваш старый Мастер покинул нас 9 марта в 11 часов — тихо, без потрясений, как и подобает Мудрецу девятого Аркана» (ученики Вирта были убеждены, что в образе Отшельника Таро он представил самого себя в старости).
В 1960 году третья виртовская колода (1926 года) была скопирована неким Георгом Александером — с сохранением авторской монограммы (буквы O и W), но без узорных рамок на картах. Это так называемое «Таро Александера» было в 1969 году использовано известной швейцарской учительницей йоги Элизабет Хайх для ее книги Tarot, die 22 Bewusstseinsstufen des Menschen («Таро: 22 ступени человеческого сознания»).
В 1966 году в Париже была переиздана книга Вирта. К новому «Таро средневековых рисовальщиков», как и в 1927 году, прилагались 22 карты — якобы нарисованные Виртом. На самом деле в этом посмертном издании виртовского Таро от оригинала остались разве что общие очертания фигур.
Все подверглось изменению, и все изменения были к худшему. Изящный шрифт подписей был заменен неудобочитаемым готическим, золотой фон — медным; узорные рамки исчезли; приятные приглушенные цвета стали, как сейчас говорят, «кислотными».
Рисунки были неумело стилизованы под гравюры на дереве — очевидно, для того, чтобы придать картам более «средневековый» вид.
В тексте книги Арканы иллюстрированы теми же новыми картами, только в контрастном черно-белом варианте.
В 1976 году швейцарская картопечатная фирма AGMuller издала «полную колоду Таро Освальда Вирта» из 78 карт, добавив к картам 1966 года Малые Арканы (как и в случае с более ранней черно-белой колодой, 56 новых карт были созданы заново на базе Марсельского Таро, но теперь — со множеством грубейших искажений).
Источник
История Таро. Таро в истории. Часть 3
19 век в истории Таро – это время уже не просто колод, а мощных хорошо проработанных течений и оккультных систем, это время не просто авторов, а посвященных магов, прославленных далеко не только картами, выдающихся личностей и авторских колод, это время оккультного возрождения, новой волны интереса к оккультизму, время возвращения в повестку дня Гоэтии, Енохианы, время открытия Востока, интереса к йоге, индуизму, даосизму, буддизму, время спиритизма и прочих –измов, теософии, телемы.
И все это не прошло мимо Таро. И наш новый герой — Аьфонс Луи Констант более известный как Элифас Леви.
Он родился в семье парижского сапожника, получил духовное образование, и сан, стал дьяконом, монахом, дал обед безбрачия, стал аббатом, но в конце концов сбежал из монастыря, сел тюрьму, вышел из нее, женился и начал изучать магию. Сейчас он признанный классик, но не факт, что был посвящен, работал в основном теоретически и не был особо известен при жизни, за пределами узкого круга специалистов.
В середине 19 века выходит книга «Учение и ритуал высшей магии» Элифаса Леви. В ней Леви утверждает, что Таро это гораздо больше, чем просто система гадания и если человека запереть на тридцать лет в замке и в его распоряжении будет только колода Таро, то, имея к ней ключ, он станет образованнейшим человеком своего времени, имеющим знания во всех человеческих науках.
Леви включил в эту книгу отделочную главу, словно вставную, несколько оторванную от всего текста книги и дал некоторые рисунки и описания, который местами стали классикой дальнейших колод. Именно он нарисовал первых Сфинксов на Колеснице.
Карта Таро Колесница, нарисованная Леви
Он носил с собой блокнот с рисунками всех карт, но издать не успел, и после его смерти блокнот был утерян. Леви подержал египетскую теорию, и считал марсельские карты некоторым искажением настоящих карт, сильным — но допустимым. И именно он первым увязан 22 Старших Аркана Таро и 22 буквы Иврита. Мысль носилась в воздухе уже давно, но Леви именно положил в ряд карты — и подписал на них буквы, по порядку, но сделал это на привычной ему колоде, и колода эта начиналась не с Дурака, а с мага, который стал буквой Алеф. И это – французское течение в Таро.
А на подиум выходит Жан-Батист Питуа, более известный как Поль Кристиан — ученик Элифаса Леви, который продолжил его дело в картах Таро.
У него тоже довольно буйная биография, совсем не похожая на жизнь умудренного тайными знаниями мага в высоком замке, полном книг. Он застал рабство, руководил восстанием рабов, участвовал в повстанческой партизанской войне на стороне восставших рабов, потом на стороне Франции воевал в Африке, был секретарем французского маршала, был ранен, демобилизован и стал библиотекарем при Министерстве народного просвещения Франции, где и начал изучать магические книги. Познакомился с Леви, брал у него уроки, и написал книгу «Красный человек из Тюильри» — пересказ документа о якобы состоявшемся разговоре Наполеона с мудрым монахом, который описывает ему нумерологию, систему астрологии, Таро и «алфавит магов» якобы египетский. И рассказывает, что Таро – наследие древнего Египта.
Именно здесь впервые и звучит слово «Аркан» (то есть «Тайна»)применительно к Таро, и начинается использование терминов «Старшие Арканы» и «Младшие Арканы».
В 1870 году увидела свет вторая книга Кpистиана, посвященная оккультизму — «Истоpия магии«. Из семи томов четыре посвящены магии разных культур, в двух объясняется астpологическая и нумеpологическая система самого Кpистиана, а одна посвящена «Мистеpии Пиpамид», воображаемой посвятительной системе древнего Египта, когда в ходе ритуала в тайном храме под египетскими пирамидами посвящаемый проходит через 22 зала и в каждом знакомится с одной новой картиной — с одной картой Таро.
В книге не было картинок, иллюстраций самих карт, но зато даны подробные описания, по которым американец Эдгар де Валькур—Вермонт выпустил свои карты в 1901 году под нескромным псевдонимом Сен-Жермен. Его карты полностью основаны описаниях Кристиана, но завялены как созданные на основе не названных автором древних рукописей. И вот это уже, после всех рассказов о Египте, наконец-то, первое в мире египетское Таро.
Египетское таро с алфавитом магов на картах
Идеи египетских карт, с псевдоегипетским «афивитом магов» и египетской стилизацией, взял па вооружение еще один американец, Эльберт Бенжамин, который потом сменил имя на Бенджамин Уильямс, превратив фамилию в имя, а поверх него еще и поверх взял псевдоним Зайн – по названию буквы иврита.
Начинал он как гипнотизер, но решил, что подавлять волю человека недопустимо. Позже изучал Таро и астрологию, а так же стал одним из ранних активистов защиты природы, попытал счастье в оккультных организациях своего времени, но не нашел с ними общего языка и построил свой собственный храм, с Таро и Древним Египтом — Церковь Света, которую зарегистрировал как религиозную организацию, исповедующую «религию звезд» в 1932 году в Лос-Анджелесе.
По его версии, сами Тайные Вожди раскрыли ему правильную религию и назначили его единственным хранителем истины на земле. Церковь существует до сих пор, стоит на той же позиции истинности и уникальности, она распространилась по Северной и Южной Америке, а сам Зайн развелся с женой, которая не захотела принимать религию мужа и написал очень много всего для своей организации, под всеми своими именами, в том числе, описал и свои карты Таро.
Египетское Таро Зайна
Это течение французских карт, стилизованных под Египет, основанное на работах Зайна, называют порой американским Таро. Причем до того, как Зайн разработал свое Таро, в его церкви пользовались Таро Уайта.
Но вернемся немного назад и покинем египетское Таро, оставшись во французском. Освальд Вирт.
Последователь Леви, сын художника, он сам отлично рисовал и это дало ему большой плюс в деле создания собственных карт Таро. Он (что не часто встречается) действовал под своим настоящим именем, без всяких звучных псевдонимов. Он отслужил в пехотном полку, стал масоном и целителем – месмеристом, а так же библиотекарем при Французском министерстве колоний, и сооснователем Каббалистического ордена Розы и Креста.
Станислас де Гуайта привлек его к работе над колодой Таро, которая должна была стать выражением идей Элифаса Леви. Но итогом стало создание собственной колоды Вирта, ставшей на тот момент самой популярной в мире, не смотря на то, что в ней были только Старшие Арканы.
В наши дни к ним добавили Младшие, взятые из описаний Юдэ Пикара, который, в противоположность многим другим тарологам. Сосредоточился на работе только в ними. Так что современная колода Таро Вирта – это сборник из карт Вирта и Пикара, причем местами карты Вирта подверглись кое-где заметным искажениям.
Таро Вирта, современное издание
Карты на основе описания Юдэ Пикара
Впрочем, у самого Вирта было несколько разных версий его карт. Именно этими картами пользовался когда-то Алистер Кроули, в начале своего пути, сохранилась карта Башня из принадлежащей ему колоды, на которой от руки исправленные буквы иврита с французской системы (которой пользовался Вирт) на английскую (которой пользовался Кроули и о которой речь еще будет идти дальше)
Карта, принадлежащая Кроули (Таро Вивиля)
Первое издание этих карт выглядело как иллюстрации в книге тиражом в 100 экземпляров «Книга Тота. 22 аркана Таро, нарисованные для использования посвященными, по наставлениям Станисласа де Гуайты». Позже выпусти другую версию карт известную как «Таро средневековых рисовальщиков», а потом и книгу «Таро магов» посвященную этой колоде.
Таро Вирта, оригинальные версии
Вирт оказался уже большим реалистом, чем его предшественники, в Таро Магов он отказался от египетской теории как бездоказательной, и справедливо счел, что в древние времена действительно можно отслеживать символы карт, но не сами карты Таро. Разумеется, не в Италии на пустом месте придумали, например, фигуру справедливости с весами и мечом. Или образ колеса Фортуны – это куда более старая, античная, символика, существовавшая задолго до Таро. Так же как изображение женщины с Луной под ногами, крыльями и венком из звезда (одна из версий Императрицы) или ангела, стоящего одной ногой на суши, а другой на море (Умеренность) – оба эти образа восходят к текстам Апокалипсиса.
Карта Императрица с символами Жены Облаченной В Солнце из Апокалипсиса
Умеренность как ангел, стоящий на суше и воде, снова образ из Апокалипсиса
Так что символы — древние, но сами карты, эти символы использующие, по мнению Вирта, ведут свою историю от игральных карт 14 века.
Разумеется, на Вирте история не закончилась, так что дальше покинем не спеша Францию, законодательницу оккультной морды той поры, навестим русских тарологов, и потом окунемся в английское Таро Ордена Золотой Зари, где и появятся главные звезды — Уэйт и Кроули.
Источник