- Русский язык 5 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год
- Задание 1
- Критерии и ответы
- Задание 2
- Критерии и ответы
- Задание 3
- Критерии и ответы
- Задание 4
- Критерии и ответы
- Задание 5
- Критерии и ответы
- Задание 6
- Критерии и ответы
- Задание 7
- Критерии и ответы
- Задание 8
- Критерии и ответы
- Задание 9
- Критерии и ответы
- Задание 10
- Критерии и ответы.
- Русский язык. Литература
- Рубрики
- Top-5 за сегодня
- Top-5 за всё время
- Peклaмa
- Поиск
- 5б. Олимпиадные задания. Разбор
Русский язык 5 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год
Задание 1
(8 баллов) Перед Вами ряд слов. Из этого ряда выпишите слово(-а), в котором(-ых) количество букв совпадает с количеством звуков. (Произнесите слова быстро, без видимого усилия. Прислушайтесь, как звучит слово). Кратко поясните своё решение.
Ёж, ехать, знает, привет, Яуза, Егор, поджаренный.
Критерии и ответы
Привет – (1 балл), знает – (3 балла), ехать – (1 балл).
В настоящем времени основа глагола «знает» оканчивается на j (1 балл), однако в позиции между двумя гласными (1 балл) реализуется нулём звука (1 балл), если слово произносится без видимого усилия.
Допустимо: после гласной буква Е обычно обозначает два звука (j + э), но здесь гласный звук безударный и похож на [и], перед которым при быстром произнесении j не слышится (выпадает).
Если слово знает не выписано, баллы не ставятся.
Всего 8 баллов.
Задание 2
(5 баллов) Даны словосочетания: свободный народ, свободное место, свободное платье, свободная вакансия, свободный вечер.
Сформулируйте значение прилагательного свободный в каждом словосочетании. Найдите среди этих словосочетаний такое, в котором прилагательное свободный избыточно по смыслу. Покажите это с помощью толкования значения существительного в этом словосочетании.
Критерии и ответы
- Свободный народ – независимый, никому не подчинённый (1 балл).
- Свободное место – никем и ничем не занятое (1 балл).
- Свободное платье – не стесняющее движение, не тесное, просторное (1 балл).
- Свободный вечер – не занятый работой, делом (1 балл).
Прилагательное избыточно по смыслу в словосочетании свободная вакансия (0,5 балла). Вакансия – это никем не занятая, т. е. свободная должность (0,5 балла).
Всего 5 баллов.
Задание 3
(3 балла) Даны пары слов, обозначающие мужчину и женщину: узбек – узбечка, швейцар – швейцарка, казах – казашка, хорват – хорватка.
Какая из этих пар не вписывается в модель «лицо мужского пола по национальности – лицо женского пола по той же национальности»? Обоснуйте свой ответ толкованием слов в выбранной паре.
Критерии и ответы
Не вписывается в модель пара швейцар – швейцарка (1 балл). Слово швейцар значит «сторож, привратник при подъездах, входах в учреждения» (1 балл), а слово швейцарка – «жительница Швейцарии» (1 балл).
Всего 3 балла.
Задание 4
(2 балла) Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологический оборот (выделен жирным шрифтом).
Сколько раз твердили Васе, чтобы он делал уроки внимательно – а ему хоть кол на голове чеши / пиши / теши / паши!
Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения.
Критерии и ответы
Правильный вариант – хоть кол на голове теши (кому-то) (1 балл).
Фразеологизм значит «кто-то совершенно не способен или упрямо не хочет что-то делать или понимать (никакими силами нельзя его заставить или убедить)» (1 балл).
Всего 2 балла.
Задание 5
(5 баллов) Даны пары имён существительных.
лошадь – лошадка
машина – машинка
корзина – корзинка
мышь – мышка
горсть – горстка
поляна – полянка
ночь – ночка
дорога – дорожка
Левое слово пары – это производящее слово, а правое слово пары – это производное слово. Одни пары слов имеют один и тот же грамматический признак, а в других парах слова различаются по этому же признаку. Укажите этот грамматический признак и разделите пары на две группы в зависимости от отношения к нему.
Критерии и ответы
Этот грамматический признак – склонение (2 балла). В одних парах оба слова относятся к 1-му склонению (машина – машинка) (1 балл), а в других парах производящее слово 3-го склонения (лошадь), а производное – 1-го склонения (лошадка) (1 балл). Существительные можно разделить так (1 балл):
Оба слова относятся к 1-му склонению | Производящее относится к 3 склонению, а производное – к 1-му склонению |
|
|
Всего 5 баллов.
Задание 6
(5 баллов) Настя в шутку написала предложение из сказки А.С. Пушкина в одно слово. Затем она разрезала это слово на куски. Восстановите предложение.
таро ря. сталис седибес Тутсо коить по гоца
Критерии и ответы
Тут соседи беспокоить стали старого царя.
Всего 5 баллов.
Задание 7
(10 баллов) Прочитайте фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Княжна с постели соскочила,
Седого карлу за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила.
Трепеща, скорчился бедняк,
Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьётся;
Встаёт, упал; в такой беде
Арапов чёрный рой мятётся ;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вон распутывать несут,
Оставя у Людмилы шапку.
Выпишите подчёркнутые слова. Определите их лексическое значение.
Критерии и ответы
- Карла – карлик.
- Арап – негр.
- Скорчился – согнулся.
- Мятется – находится в тревоге, волнении (возможно: взволнованно и беспорядочно движется).
- Вон – наружу.
За каждое верно истолкованное слово по 2 балла.
Всего 10 баллов.
Задание 8
(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.
Чтобы не ошибиться в написании в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой стоит или согласные Л, М, Н, Р.
- Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
- Сформулируйте название этого орфографического правила.
- Приведите примеры его использования.
Критерии и ответы
Чтобы не ошибиться в написании СОГЛАСНОЙ в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой СОГЛАСНОЙ стоит ГЛАСНАЯ или согласные Л, М, Н, Р.
Правило называется: правописание проверяемой согласной в корне слова.
Примеры: дуб – дубы, зуб – зубной и т. п.
- За верно восстановленное правило – 2 балла.
- За адекватное название правила – 2 балла.
- За достаточное количество (не менее 2) примеров его использования – 1 балл.
Всего 5 баллов.
Задание 9
(1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.
Пример: кекс Али (лексика).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: засекумое.
Критерии и ответы
Всего 1 балл.
Задание 10
(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)
- Как вели палачи по королевству, / Запевал-то Данило песню новую, / Песню новую да ведь победную.
- Тои бо вѣщии Боянъ… пояше славу русскыимь княземь: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичю и Святославу Ярославичю, Ярославу Володимеровичю, восхваляя ихъ пѣсми и гуслеными буиными словесы.
Критерии и ответы.
- Песня – словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним голосом или хором (3 балла).
- Пѣсми – песнями – песня: песенная хвала, слава, прославление кого-либо чего-либо (3 балла, если названо хотя бы одно из выделенных слов).
Всего 6 баллов.
Максимальный балл за все выполненные задания – 50.
Источник
Русский язык. Литература
Рубрики
- «Человек есть то, что он читает» (60)
- 10 класс (326)
- 11 класс (489)
- 5 класс (552)
- Литература (231)
- Русский язык (184)
- 6 класс (405)
- 7 класс (411)
- 8 класс (508)
- 8″В». Мы (3)
- 9 класс (475)
- 9в. Доп (29)
- Temet nosce (Познай самого себя!) (8)
- Говорим грамотно (4)
- ЕГЭ (166)
- Занимаемся летом В 9 класс (20)
- Индивидуальные траектории (4)
- Концепция сайта (2)
- Критерии оценок (2)
- Л. ря 7 (5)
- М.П. (3)
- Матвей (18)
- Метод.сундук (10)
- Москва (6)
- МХК (347)
- Научные исследования (5)
- Нннн (10)
- ОГЭ (56)
- Олимпиады (12)
- Проект Geroiskazok.ru (1)
- Проект Тихона Войтенко (2)
- Проект Фёдора Сопова (1)
- Проекты. Рефераты. Дипломы (44)
- Прочее (236)
- Мы были, видели, чувствовали.. (8)
- Разговор наедине 🙂 (родителям) (39)
- РКИ (9)
- Спецкурс (135)
- Список для чтения (14)
- Творческие работы (1)
- Участники, победители, призёры (1)
- Учебные программы (1)
- Философия. Иван Ильин (1)
- Цитата дня (25)
- Слова, которые меняют (7)
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июн | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
- Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
- Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (109 801)
- Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
- Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
- Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)
Peклaмa
Поиск
5б. Олимпиадные задания. Разбор
Размещено 17.05.20 в рубрике 5 класс, Русский язык
В конце этой записи. после вопросов, приведены ответов. Но не торопите заглядывать в них. Попробуйте выполнить самостоятельно,а потом проверьте себя сами.
1. Перед Вами ряд слов. Из этого ряда выпишите слово(-а), в котором(-ых) количество букв совпадает с количеством звуков. (Произнесите слова быстро, без видимого усилия. Прислушайтесь, как звучит слово). Кратко поясните своё решение. Ёж, ехать, знает, привет, Яуза, Егор, поджаренный.
2. Даны словосочетания: свободный народ, свободное место, свободное платье, свободная вакансия, свободный вечер. Сформулируйте значение прилагательного свободный в каждом словосочетании. Найдите среди этих словосочетаний такое, в котором прилагательное свободный избыточно по смыслу. Покажите это с помощью толкования значения существительного в этом словосочетании.
3. Даны пары слов, обозначающие мужчину и женщину: узбек – узбечка, швейцар – швейцарка, казах – казашка, хорват – хорватка. Какая из этих пар не вписывается в модель «лицо мужского пола по национальности – лицо женского пола по той же национальности»? Обоснуйте свой ответ толкованием слов в выбранной паре.
4. Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологический оборот (выделен жирным шрифтом). Сколько раз твердили Васе, чтобы он делал уроки внимательно – а ему хоть кол на голове чеши / пиши / теши / паши! Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения.
5. Настя в шутку написала предложение из сказки А.С. Пушкина в одно слово. Затем она разрезала это слово на куски. Восстановите предложение. таро ря. сталис седибес Тутсо коить по гоца
А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМ:
1задание. Критерии и ответы
Привет (1 балл), знает (3 балла), ехать (1 балл). В настоящем времени основа глагола «знает» оканчивается на j (1 балл), однако в позиции между двумя гласными (1 балл) реализуется нулём звука (1 балл), если слово произносится без видимого усилия. Допустимо: после гласной буква Е обычно обозначает два звука (j + э), но здесь гласный звук безударный и похож на [и], перед которым при быстром произнесении j не слышится (выпадает). Если слово знает не выписано, баллы не ставятся. Всего 8 баллов.
2 задание. Критерии и ответы Свободный народ – независимый, никому не подчинённый (1 балл). Свободное место – никем и ничем не занятое (1 балл). Свободное платье – не стесняющее движение, не тесное, просторное (1 балл). Свободный вечер – не занятый работой, делом (1 балл). Прилагательное избыточно по смыслу в словосочетании свободная вакансия (0,5 балла). Вакансия – это никем не занятая, т. е. свободная должность (0,5 балла). Всего 5 баллов.
3 задание. Критерии и ответы Не вписывается в модель пара швейцар – швейцарка (1 балл). Слово швейцар значит «сторож, привратник при подъездах, входах в учреждения» (1 балл), а слово швейцарка – «жительница Швейцарии» (1 балл). Всего 3 балла.
4 задание. Критерии и ответы Правильный вариант – хоть кол на голове теши (кому-то) (1 балл). Фразеологизм значит «кто-то совершенно не способен или упрямо не хочет что-то делать или понимать (никакими силами нельзя его заставить или убедить)» (1 балл). Всего 2 балла.
5 задание. Критерии и ответы Тут соседи беспокоить стали старого царя. Всего 5 баллов.
Источник