Таро ря сталис седибес тутсо коить по гоца восстановить предложение

Русский язык 5 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

(8 баллов) Перед Вами ряд слов. Из этого ряда выпишите слово(-а), в котором(-ых) количество букв совпадает с количеством звуков. (Произнесите слова быстро, без видимого усилия. Прислушайтесь, как звучит слово). Кратко поясните своё решение.

Ёж, ехать, знает, привет, Яуза, Егор, поджаренный.

Критерии и ответы

Привет – (1 балл), знает – (3 балла), ехать – (1 балл).

В настоящем времени основа глагола «знает» оканчивается на j (1 балл), однако в позиции между двумя гласными (1 балл) реализуется нулём звука (1 балл), если слово произносится без видимого усилия.

Допустимо: после гласной буква Е обычно обозначает два звука (j + э), но здесь гласный звук безударный и похож на [и], перед которым при быстром произнесении j не слышится (выпадает).

Если слово знает не выписано, баллы не ставятся.

Всего 8 баллов.

Задание 2

(5 баллов) Даны словосочетания: свободный народ, свободное место, свободное платье, свободная вакансия, свободный вечер.

Сформулируйте значение прилагательного свободный в каждом словосочетании. Найдите среди этих словосочетаний такое, в котором прилагательное свободный избыточно по смыслу. Покажите это с помощью толкования значения существительного в этом словосочетании.

Критерии и ответы

  • Свободный народ – независимый, никому не подчинённый (1 балл).
  • Свободное место – никем и ничем не занятое (1 балл).
  • Свободное платье – не стесняющее движение, не тесное, просторное (1 балл).
  • Свободный вечер – не занятый работой, делом (1 балл).
Читайте также:  Солнце рыцарь жезлов сочетание таро

Прилагательное избыточно по смыслу в словосочетании свободная вакансия (0,5 балла). Вакансия – это никем не занятая, т. е. свободная должность (0,5 балла).

Всего 5 баллов.

Задание 3

(3 балла) Даны пары слов, обозначающие мужчину и женщину: узбек – узбечка, швейцар – швейцарка, казах – казашка, хорват – хорватка.

Какая из этих пар не вписывается в модель «лицо мужского пола по национальности – лицо женского пола по той же национальности»? Обоснуйте свой ответ толкованием слов в выбранной паре.

Критерии и ответы

Не вписывается в модель пара швейцар – швейцарка (1 балл). Слово швейцар значит «сторож, привратник при подъездах, входах в учреждения» (1 балл), а слово швейцарка – «жительница Швейцарии» (1 балл).

Всего 3 балла.

Задание 4

(2 балла) Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологический оборот (выделен жирным шрифтом).

Сколько раз твердили Васе, чтобы он делал уроки внимательно – а ему хоть кол на голове чеши / пиши / теши / паши!

Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения.

Критерии и ответы

Правильный вариант – хоть кол на голове теши (кому-то) (1 балл).

Фразеологизм значит «кто-то совершенно не способен или упрямо не хочет что-то делать или понимать (никакими силами нельзя его заставить или убедить)» (1 балл).

Всего 2 балла.

Задание 5

(5 баллов) Даны пары имён существительных.

лошадь – лошадка
машина – машинка
корзина – корзинка
мышь – мышка
горсть – горстка
поляна – полянка
ночь – ночка
дорога – дорожка

Левое слово пары – это производящее слово, а правое слово пары – это производное слово. Одни пары слов имеют один и тот же грамматический признак, а в других парах слова различаются по этому же признаку. Укажите этот грамматический признак и разделите пары на две группы в зависимости от отношения к нему.

Читайте также:  Слуга монет таро значение

Критерии и ответы

Этот грамматический признак – склонение (2 балла). В одних парах оба слова относятся к 1-му склонению (машина – машинка) (1 балл), а в других парах производящее слово 3-го склонения (лошадь), а производное – 1-го склонения (лошадка) (1 балл). Существительные можно разделить так (1 балл):

Оба слова относятся к 1-му склонению Производящее относится к 3 склонению, а производное – к 1-му склонению
  • машина – машинка
  • корзина – корзинка
  • поляна – полянка
  • дорога – дорожка
  • лошадь – лошадка
  • мышь – мышка
  • горсть – горстка
  • ночь – ночка

Всего 5 баллов.

Задание 6

(5 баллов) Настя в шутку написала предложение из сказки А.С. Пушкина в одно слово. Затем она разрезала это слово на куски. Восстановите предложение.

таро ря. сталис седибес Тутсо коить по гоца

Критерии и ответы

Тут соседи беспокоить стали старого царя.

Всего 5 баллов.

Задание 7

(10 баллов) Прочитайте фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Княжна с постели соскочила,
Седого карлу за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила.
Трепеща, скорчился бедняк,
Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьётся;
Встаёт, упал; в такой беде
Арапов чёрный рой мятётся ;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вон распутывать несут,
Оставя у Людмилы шапку.

Выпишите подчёркнутые слова. Определите их лексическое значение.

Критерии и ответы

  • Карла – карлик.
  • Арап – негр.
  • Скорчился – согнулся.
  • Мятется – находится в тревоге, волнении (возможно: взволнованно и беспорядочно движется).
  • Вон – наружу.

За каждое верно истолкованное слово по 2 балла.

Всего 10 баллов.

Читайте также:  Маг таро сочетание со старшими арканами

Задание 8

(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Чтобы не ошибиться в написании в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой стоит или согласные Л, М, Н, Р.

  1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
  2. Сформулируйте название этого орфографического правила.
  3. Приведите примеры его использования.

Критерии и ответы

Чтобы не ошибиться в написании СОГЛАСНОЙ в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой СОГЛАСНОЙ стоит ГЛАСНАЯ или согласные Л, М, Н, Р.

Правило называется: правописание проверяемой согласной в корне слова.

Примеры: дуб – дубы, зуб – зубной и т. п.

  1. За верно восстановленное правило – 2 балла.
  2. За адекватное название правила – 2 балла.
  3. За достаточное количество (не менее 2) примеров его использования – 1 балл.

Всего 5 баллов.

Задание 9

(1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.

Пример: кекс Али (лексика).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: засекумое.

Критерии и ответы

Всего 1 балл.

Задание 10

(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Как вели палачи по королевству, / Запевал-то Данило песню новую, / Песню новую да ведь победную.
  2. Тои бо вѣщии Боянъ… пояше славу русскыимь княземь: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичю и Святославу Ярославичю, Ярославу Володимеровичю, восхваляя ихъ пѣсми и гуслеными буиными словесы.

Критерии и ответы.

  1. Песнясловесно-музыкальное произведение, исполняемое одним голосом или хором (3 балла).
  2. Пѣсми – песнями – песня: песенная хвала, слава, прославление кого-либо чего-либо (3 балла, если названо хотя бы одно из выделенных слов).

Всего 6 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 50.

Источник

Оцените статью