Герметическое происхождение карт Таро: Тарокки Мантеньи
Оригинал находится на The Alchemy Web Site
(с) Adam McLean (впервые опубликовано в Hermetic Journal в 1983)
перевод Зау Таргиски, 2003
В практике западной эзотерической традиции принято считать, что изображения карт Таро заключают в себе систему, заимствованную из еврейской Каббалы. Эта идея родилась в середине 19 века, когда возрождался французский оккультизм. Частично это мнение было обнародовано Элифасом Леви и, позднее, благодаря Весткотту, Матерсу и Уэйту, вошло в учение Герметического Ордена Золотой Зари, из которого берет начало оккультная традиция двадцатого века. Другие эзотерики пытались даже связать изображения Таро с еще более давним периодом — с египетской иконографией — и предположили, что евреи могли получить эту эзотерическую систему во время своего пребывания в Египте. Частично эта ассоциация Таро с еврейским эзотеризмом основана на том, что в современной колоде Таро 22 Старших Аркана и это соответствует количеству букв в алфавите иврита, сердце каббалистической системы.
Однако, перед тем, как вернуться к уже устоявшемуся мнению, я бы предложил остановиться и на мгновение обратить внимание на Тарокки Мантеньи — раннюю колоду Таро, которой, сожалению, пренебрегают. Эта колода наряду с колодой Висконти-Сфорца 15го столетия признается одной из наиболее ранних известных колод Тарокки, издававшихся до 1465 г. (Некоторые предполагают, что Тарокки Мантеньи может быть даже более ранней колодой, нежели Висконти-Сфорца).
О Тарокки Мантеньи известно немного, и то, что мы знаем, полностью противоречит его названию. Большинство ученых придерживаются мнения, что это Тарокки ошибочно приписывается Андреа Мантенья (1431-1506), живописцу и издателю школы Падуи, и, скорее, принадлежит феррарской школе. Это не колода Тарокки в полном смысле этого слова, и не карты, а серия гравюр. Кеннет Кларк, известный историк-искусствовед эпохи Ренессанса, приписывает их создание Паррасио Мишелю, мастеру феррарской школы. Они состоят из 50 прекрасно выполненных гравюр, разделенных на 5 декад, которые можно охарактеризовать следующим образом:
1. Архетипическое социальное состояние человечества;
2. Девять Муз и Аполлон;
3. Свободные искусства;
4. Главные добродетели;
5. Небесные сферы.
Символизм этих карт (или, возможно, нам их следует называть «эмблематическими изображениями»), похоже, берет свое начало в герметической традиции, которая сейчас признается основой итальянского Ренессанса середины 15 века. Именно в этот период были основаны платонические академии Медичи, а Фичино и другие ученые начали переводить такие тексты как Corpus Hermeticum и работы Платона, часть из которых была доставлена к флорентийскому двору Гемистусом Плетоном (1355-1450), греческим ученым, возможно, получившим посвящение в «платонической» школе мистерий на Востоке. Эта реконструкция герметического и неоплатонического эзотеризма нашла свое отражение в таких образах как Музы, Свободные Искусства, Главные Добродетели и Небесные Сферы, и я считаю, что Тарокки Мантеньи должны рассматриваться как «книга символов» этого герметического течения. Таким образом то, что эти изображения явно соотносятся с более поздними колодами Таро, представляет собой величайший интерес для изучающих как Таро, так и герметизм.
Первая декада представляет собой последовательность положений человека, от жалкого нищего до Папы:
1. Нищий
2. Слуга
3. Ремесленник или Мастер
4. Торговец
5. Джентльмен или сквайр
6. Рыцарь
7. Дюк
8. Король
9. Император
10. Папа
В этой последовательности отражено как социальное положение человека, так и этапы внутреннего развития, от низшей «нищей» души до духовности — Папы.
Примечательно то, что это хорошо ложится на схему Древа Жизни, полностью соответствуя сефиротам, а также может быть хорошо символически увязано с пифагорейским «тетрактисом» или пирамидой.
Вторая декада состоит из изображений девяти муз и Аполлона. Эти музы покровительствуют определенным искусствам и инструментам этих искусств.
Источник
Подтверждение
Таро Мантеньи — Астрология
Двадцать девятая карта таро Мантеньи неоднозначна. Она принадлежит к среднему поясу карт — поясу наук, хотя в современном понимании этого слова наукой и не является. Управляя сферой разума, аллегории наук стоят посередине между миром людей и горнем миром в понимании средневековых философов. И управление, и подчинение есть в этой карте. Но присмотримся к ней поближе.
Лицо и жест
Перед нами дородная женщина: она кажется по-земному довольной своей жизнью, но ее крылья указывают на сверхъестественное. Под плащом она скрывает книгу, а палочкой наподобие школьной указки показывает в землю: ее знание скрыто, и в то же время приземленно-утилитарно. Астрология редко используется для познания самого себя, для высоких целей. Обычно к этому знанию прибегают, чтобы определить, годится ли день для сделки и повезет ли в любви.
Атрибуты: символ сферы
Обратим особое внимание на сферу, которая висит в воздухе перед Астрологией. Сфера покрыта звездами, что указывает нам на прямую связь этой науки с небесными светилами, однако сфера интересна тем, что встречается на многих других картах этой колоды, так что ее символ намного глубже. Сфера сопутствует двенадцати женским и пяти мужским персонажам. Из женщин это преимущественно музы: Полигимния, Терпсихора, Урания, Эрато, Мельпомена. Клио, Эвтерпа и Каллиопа. Лишена сферы оказалась только Талия, муза легкой поэзии и комедии. Согласно теориям, восходящим к Платону, сфера является геометрическим выражением совершенства; совершенное мыслящее существо, по мысли греческих философов, сферично. Музы стремятся к совершенству все, кроме Талии: она повелевает легким жанром, где не нужно усердствовать — лишь бы слушатель, пусть и невзыскательный, был доволен. Кроме муз, сферой наделены товарки астрологии по классу наук: Поэзия и Теология. Сфера лежит у ног Поэзии и вмещает в себя картину неба и земли. Огромная звездная сфера помещена перед теологией, указывая на величие и значительность. Огромный усыпанный звездами шар держит перед собой фигура из высшего класса символов, названная Восьмой Сферой. Что же касается Астрологии, хоть она и помещена во главу ряда наук, пропуская вперед лишь науку о божественном, есть в ней и кое-что лукавое. Небесной сферы, указывающей на совершенство, она не касается ни ногами, ни руками, но лишь вглядывается в нее.
Девиз карты и его истолкование
Мастера прежних дней, работавшие с колодой, присудили Астрологии девиз «Ищи скрытые значения». Однако это касается не только поиска скрытого в науке — Астрология генетически связана с обыденным: материальным благополучием и не всегда кристальными методами его достижения, лукавством, манипуляцией, интригой. Ищи скрытое: люди вокруг тебя не ангелы. Астрология оповещает о наступлении туманных времен, о необходимости ловчить, чтобы остаться сытым, о ложной божественности и о тайне, либо секрете. Успей разгадать первым.
Подтверждение
Таро Мантеньи — Дворянин
Карта Дворянин рассказывает о представителе младшего, нетитулованного дворянства, бывшие младшие дружинники племенных князей. Таковы английские представители джентри — эсквайры. К этой же категории относились на Руси «дети боярские».
Грань между безземельным дворянином и слугой тонка. положение обоих колеблется от скромного до крайне незавидного. И все же разница есть: это перспективы. Перед Zintilomo лежит весь мир. Хотя, скорее всего, он закончит жизнь таким же бедным, каким родился, теоретически он может получить титул, оставить детям богатство и даже породниться с коронованной особой. Быть Zintilomo — то же самое, что быть выпускником школы. В настоящем все очень неприглядно, но будущее рисует картины славы, богатства и могущества.
Лица и жесты
Молодые люди на карте кажутся грустными, их головы покорно склонены. Это напоминает нам о том, что настоящее их вовсе не сладко. Вместе с тем, лицо дворянина с соколом исполнено достоинства и внутренней силы: он в любой момент готов встряхнуться и показать, на что способен.
Обратите внимание на жест, каким юноша заложил большой палец за пояс. Мы скоро увидим этот знак снова: на карте Император. В этом совпадении можно прочитать намек на будущую славную судьбу Дворянина. Zintilomo — это молодость, блестящие перспективы, взлет, ожидание прекрасного будущего.
Сокол и собаки
Представители животного мира традиционно символизируют на картах таро низменные инстинкты, животную природу человека, бессознательное. Этот символ говорит нам, что юности. которую олицетворяет карта, свойственны импульсивные поступки, продиктованные неотрефлексированными желаниями.
Обратите внимание, что карта Zintilomo содержит светлую и темную сторону. Юноша на первом плане хорош собой, спокоен и изящен. У него на руке сидит сокол или иная хищная птица, изготовившаяся для охоты. Примечательно, что на соколе нет клобучка — кожаного чехла, который закрывает птице глаза. Обычно перевозят соколов в клобучках, чтобы они не волновались и не пытались улететь. Его отсутствие символизирует самоконтроль, доверие себе.
На заднем плане — совсем другой персонаж. Он — с непокрытой головой, что говорит о более низком статусе, у него довольно глупое и неприятное лицо. На сворке он ведет двух собак, которые рвутся с поводка и разбежались бы, если бы были предоставлены самим себе. Оба юноши — две стороны одной медали, два способа быть молодым, которые обычно успешно совмещаются в одной личности. Карта напоминает нам, что мы можем видеть себя прекрасными и исполненными достоинства, а со стороны казаться совсем другими.
Подтверждение
Таро Мантеньи — Купец
Купец познакомил меня с неизвестной мне прежде закономерностью колоды. Первая карта — Бедняк — показывает человека, окруженного множеством предметов, но все эти предметы бесполезны. Здание за его спиной разваливается, животные у его ног выглядят жалкими. Стоящая на ступень выше карта — Слуга — показывает человека на фоне пустоты. Но у него есть работа, есть шансы подняться выше. Ремесленник вновь окружен вещами. Это уже не бесполезный хлам, но это предметы связывают, отягощают его.
Купец, как и Ремесленник, оказывается один среди пустоты. Все, чем владеет, он в любой момент может обратить в деньги, положить в кошелек и унести с собой на край света. Купец — это свобода, независимость, мобильность, путешествия. Это воплощенное «надо жить умеючи», средневековый Купец — определенно идеал жизни современного жителя мегаполиса. Он постоянно в движении, заводит новые знакомства, извлекает пользу из каждого шага.
Скорбь Купца
Озадачивает выражение лица почтенного коммерсанта. Что его расстроило или озаботило? Причин может быть множество — от дурных известий о его кораблях до дурных известий о намерении правительства ввести новые налоги. Нам должно быть очевидно одно: значение этой карты не имеет ничего общего с наслаждением достатком. Богатые тоже плачут. от многих денег — многие печали. А еще скорбь Купца рассказывает нам о жадности. Есть люди, которые не могут радоваться имеющемуся. Персонаж карты стоит в роскошной одежде, держит в руках слиток серебра и — недоволен. Внутри него — черная дыра. Если он завладеет лесом, он оставит на его месте мертвую пустыню. Купец олицетворяет неразумную, жадную власть, которая ценит только прибыль. Купец очень остро нуждается в самоограничении.
Сандалии Купца
Обратим внимание на его обувь. Глядя современными глазами, мы бы подумали, что Купец наел на ноги носки со сланцами-шлепанцами. На самом деле на нем — сапоги из тонкой кожи, а то, что с виду похоже на босоножки, на самом деле — съемные деревянные колодки-паттерны. Они были нужны для того, чтобы приподнимать ногу пешехода над ужасно грязной мостовой, и потому их вытачивали высокими, до 50 сантиметров в высоту, хоть в это и трудно поверить. Однако паттерны Купца совсем плоские. Это говорит нам о его беззащитности. Условия, в которых он живет, несмотря на опасности профессии, близки к тепличным. Есть много бедствий, к которым он попросту не подготовлен. Также он не в состоянии «подняться над ситуацией», побыть беспристрастным наблюдателем, показать, что он выше чего-либо. Ему пока не прыгнуть выше головы.
Подтверждение
Таро Мантеньи — Ремесленник
Третья карта колоды имеет много общего с Магом классических таро, и это неслучайно. Совпадают поза (с Магом Висконти) и атрибутика. Стол, на котором у Мага лежат символы четырех мастей младших арканов, у Ремесленника занят инструментами, похожими на ювелирные. Однако сходство не только внешнее: ремесленники в Средние века жили замкнутыми сообществами, и невхожие в Цеха люди читали их не чуждыми колдовству. Изначально, еще с дописьменной эпохи, в Европе близкими к нечистой силе считали кузнецов. На Балканах вплоть до последнего времени в умении накладывать «чары засухи» подозревали черепичников: их работа требовала ясной сухой погоды, поэтому, когда долго не было дождя, крестьяне знали, кого винить. Наконец, масоны — самые известные цеховые маги, самый раскрученный орден из всех тайных орденов.
Подмастерье
Несмотря на то, что мастер сам ее очень молод, у него за плечами стоит подросток и наблюдает. Ремесленник больше других карт таро Мантеньи ассоциируется со связью времен, поколений, преемственностью. В его образе читаются и символы наставничества, учительства, которые в классическом таро ассоциируются с Иерофантом. Это заодно и отношения в паре, любовной или дружеской, где один старше и опытнее. Подмастерье стоит за левым плечом мастера. За левое плечо обычно помещают духа-искусителя, поэтому Ремесленнику, или старшему в паре, несмотря на свои знания и опыт, стоит опасаться своего младшего товарища.
Интерьер
Достаточно подробно для таро Мантеньи на этой карте выписан фон. Мы видим печь (скорее не печь, а прообраз промышленного горна), которая подойдет для обжига эмали, плавления драгоценных металлов. Над печью — зарешеченное окно. Это многозначные образы. В первую очередь они напоминают о двух высших стихиях — огне и воздухе. Огонь также говорит о вдохновении, окно — о свободе. Правда, эта свобода еще не заслужена, она ограничена решеткой: свобода и могущество достигаются после упорного труда.
Грустное лицо мастера
Выражение лица Ремесленника поражает. Кажется, он готов расплакаться над своей работой. Если труд и доставляет ему радость, то явно не ее одну. Во время работы порой появляется желание все бросить, отказаться, отступить перед трудностями. Ката запечатлела этот момент. Однако мастер прилежен. Его тонкие капризные губы плотно сомкнуты — он может показать, но не рассказать. Вероятно, в речах он совсем не так искусен, или все ж призван хранить свои цеховые тайны. Его молчание — также и способ избавляться от тех учеников, которые недостаточно любопытны или недостаточно способны, чтобы постичь ремесло без лишних объяснений. Вспоминаются стихи Николая Гумилева:
Я помню древнюю молитву мастеров:
Храни нас, Господи, от тех учеников,
Которые хотят, чтоб наш убогий гений
Кощунственно искал всё новых откровений.
Как можно видеть, отличий от Мага — множество, но и о связи этих образов не стоит забывать. Тяга к внешнему эффекту, которую приписывают Магу, можно перенести и на ремесленника, ведь он создает в первую очередь грубые вещественно-материальные ценности. Мага классического таро уличают в излишней самоуверенности: и о Ремесленниках есть немало легенд, в которых их обводят вокруг пальца, пользуюсь самоуверенностью, а затем бесплатно пользуются плодами их труда. Маг, как считается, умеет обращаться с деньгами, и это качество также вполне можно перенести на Ремесленника. Также Магу приписывают формулу: «Знать, желать, сметь, молчать». Это лозунг и Ремесленника тоже.
Источник