Таро кура де жебелена

Жебелен, Антуан Кур де

Антуан Кур де Жебелен (фр. Antoine Court de Gébelin, Женева, 1719 или 1725 г. — Париж, 1784 г.) — уроженец Швейцарии, создатель первого эзотерического Таро, французский ученый и протестантский пастор, писавший по проблемам гуманитарных и естественных наук, масон, оккультист, астролог.

Содержание

Ранние годы

Отцом Антуана был Антуан Кур, известный религиозный лидер гугенотов. После окончания обучения в семинарии в 1754 году Антуан Кур становится пастором. До своего отъезда из Швейцарии он остается открытым протестантом и защитником свободы совести. В 1763 году Антуан Кур покинул Лозанну и переехал во Францию, чтобы заниматься литературной работой. Там под псевдонимом «Антуан Кур де Жебелен» (используя фамилию бабушки) он издает свою первую книгу «Ту­лузцы, или несколько исторических и умиро­творяющих писем в за­щиту реформированной религии и разных протестантов, осужденных в последнее время парламентом Тулузы» (по поводу процесса над протестантом Жаном Каласом) и в 1778 году получает место королевского цензора.

В 1771 году Антуан Кур де Жебелен был посвящен в Париже в масонскую ложу «Соединенные друзья» (Les Amis Réunis) и подружился с основателем США Бенджамином Франклином, который также состоял в этой ложе. Позднее посещал масонскую ложу «Девять сестер». Занимался сравнительным языковедением, изучал древние мифологии, искусство, Таро, животный магнетизм и др. Поддерживал независимость Североамериканских штатов. В 1781 году был избран иностранным почетным членом Американской академии искусств и наук.

В 1780 году Антуан Кур де Жебелен основал «Общество аполлонийцев» (в 1783 году переименованное в «Парижский музей») и занимал пост его президента до самой смерти. Общество занималось поддержкой искусств и науки. Он также был одним из основателей «Общества Филалетов» (лат. Philalethes; от греч. Philos, «друг» и греч. aléthia, «правда») и, возможно, мартинистского Ордена Избранных Коэнов.

«Первобытный мир» Антуана Кур де Жебелена

Наибольшую известность приобрел после выхода книги «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным» («Le Monde primitif analysé et comparé avec le monde moderne»), где рассматриваются многие вопросы, касающиеся истории, геральдики, денег, игр, кругосветных путешествий финикийцев, американских языков, происхождения календарей и т. д. Этот труд в девяти томах публиковался в Париже с 1775 по 1784 гг. В нем на основе лингвистики, изучения символов и мифов Антуан Кур де Жебелен доказывал, что древние первобытные цивили­зации были интеллектуально развитыми и духовно просвещенными.

«В данном случае слово «первобытный» (фр. primitif) означает «бывший первым», то есть древнейший, изначальный. Антуан Кур де Жебелен верил в Золотой Век человечества и собирался восстановить облик этой гипотетической древней цивилизации при помощи сравнительного изучения языков, календарей, мифологий и символогий разных культур. В 1772 году он опубликовал проспект многотомного труда, который должен был распространяться по подписке. Подписчиков нашлось более тысячи, среди них – король Франции и члены королевской семьи. Собранные средства позволили начать издание».[1]

Таро Антуана Кура де Жебелена

Антуан Кур де Жебелен первым заявил о египетском происхождении Таро и отождествил его с мифической «Книгой Тота», а также указал на связь 22 старших арканов Таро и 22 букв иврита.

«Таро (в архаичном написании Tarraux) впервые упоминается в пятом томе «Первобытного мира», вышедшем в 1778 году и содержавшем «Этимологический словарь французского языка». Словарная статья гласит: ТАРО: карточная игра, хорошо известная в Германии, Италии и Швейцарии. Это игра египетская, как мы еще однажды покажем; название же ее составлено из двух восточных слов, Тар и Рха, или Рхо, что означает «королевская дорога»».[2]

Восьмой том этого труда, вышедший в 1781 году, содержал эссе «Об игре в Таро, где изучается ее происхождение, объясняются содержащиеся в ней аллегории, доказывается, что именно от Таро произошли современные игральные карты, и т. д, и т. п.». Используя «Марсельское Таро», Антуан Кур де Жебелен пытался расшифровать древнеегипетские иероглифы и утверждал, что карты Таро представляют собой «Книгу Тота», созданную египетскими жрецами. По мнению Жебелена, в течение первых веков существования церкви египтяне были очень близки к Риму и передали ему свои церемониалы и культ Исиды, а в результате — и игру, которая имеет к нему отношение. Территория распространения этой игры, интересной сама по себе, была ограничена Италией до времени ее объединения с Германией (Священная Римская империя), когда народ узнал о ней, и вплоть до объединения с Италией владений графов Прованских, а особенно до пребывания римского двора в Авиньоне, после чего эта игра появилась в Провансе и Авиньоне.

«Рассматривая игру с картами Таро в качестве продукта древнеегипетских верований, исследователь пришел к выводу о том, что сама колода карт является древнеегипетским документом — книгой, которая чудом сохранилась. «Эта Египетская книга — единственное, что осталось от их великолепных библиотек, — существует в наши дни; даже учитывая, что она является общественным достоянием, ни один ученый не удосужился ею заняться; никто до нас даже не подозревал о ее знаменитом происхождении. Эта книга составлена из LXXVII листков и картинок, разделенных на 5 классов, которые представляют каждый из объектов столь разнообразно: как занимательно, так и поучительно. Одним словом, эта книга — Игра Таро, игра, правда, не известная в Париже, но широко известная в Италии, Германии, даже в Провансе». Весьма интересным и симптоматичным является факт, на который указывает сам Антуан Кур де Жебелен, а именно: несмотря на широкое распространение Таро как игральной системы, ни в Германии, ни в Италии, ни в Провансе никогда не пытались философски осмыслить символику карт или проследить историю их происхождения. Впервые это было сделано именно на территории Франции, причем не на юге, где с Таро были давно знакомы, а в Париже, где доминировали идеи Просвещения, хотя о картах Таро там не все и слышали».[3]

Антуан Кур де Жебелен считал, что арканы (козыри) Таро представляют собой мирских и духовных правителей общества (Король и Королева, Верховный Жрец и Верховная Жрица), четыре кардинальные добродетели (Сила, Умеренность, Справедливость, Благоразумие), брак, смерть и воскресение (или сотворение), перемены фортуны, мудреца и глупца, всепожирающее время и т. д. При этом он дал новое толкование многим арканам «Марсельского Таро». По его мнению, на аркане «Повешенный» фигуру следует перевернуть: человек должен не висеть, а стоять привязанным за ногу. Правильный смысл этого аркана — «Благоразумие». На аркане «Колесница» изображен триумф египетского бога Осириса; Дьявола на одноименном аркане он отождествлял с греческим богом Тифоном, братом Осириса и Исиды; на аркане «Звезда» он видел правительницу небес — богиню Исиду, звезду Сириус и семь традиционных «планет»; аркан «Дом Божий» («Башня») был дворцом бога богатства Плутоса, аркан «Страшный суд» («Правосудие») на самом деле изображал сотворение мира; аркан «Мир» должен был, по его мнению, называться аркан «Время», так как на нем была изображена богиня Времени. Кроме того, Жебелен считал, что правильный порядок нумерации арканов был полностью изменен и одним из первых связал «Безумца» («Дурака») с нулем. Согласно Жебелену, нулевой аркан должен стоять после 21-го аркана. Порядок последовательности арканов должен был следовать от большего к меньшему (то есть от «Мира» к «Жонглеру», позже переименованного в «Мага», или «Фокусника»).

Также он утверждал, что четыре масти символизируют четыре социальные группы: «Мечи» представляли дворянство и военную знать, «Чаши» — духовенство или священство, «Дубинки» (позже названные «Жезлами») — крестьян, «Монеты» (позже названные «Пентаклями») — торговцев.

Помимо своего эссе, в этот же том Жебелен помещает эссе «Исследование таро», подписанное псевдонимом «M. Le K. de M. ***», посвященное использованию карт в искусстве прорицания. По мнению историков, за инициалами скрывался Луи-Рафаэль-Люкре да Файолль, граф де Мелле, французский вельможа XVIII столетия, королевский лейтенант.

«Луи-Рафаэль-Лукрес де Файоль, граф де Мелле (Louis-Raphaёl-Lucrèce de Fayolle, comte de Mellet), был офицером кавалерии, дослужившимся до звания генерал-лейтенанта. С 1767 года по 1784 был губернатором французской провинции Мэн и Перш. Кавалер ордена Святого Людовика. Был ли он масоном, неизвестно, но весьма вероятно, учитывая его интерес к вопросам, которым посвящено его эссе. «Граф де Мелле» есть в списке подписчиков «Первобытного мира», приведенном в третьем томе (1775), но это не губернатор, а «лейтенант Королевской стражи», так что непонятно, тот же ли это человек или нет. Так или иначе, как популяризатор идей оккультного Таро граф де Мелле ни в чем не уступает самому Куру де Жебелену, в чем читатель убедится, познакомившись с обоими эссе».[4]

В эссе де Мелле 22 аркана Таро были впервые связаны с 22 буквами иврита. Как считал граф де Мелле, аркан «Мир» — это Алеф, «Правосудие» — Бет, последний аркан «Дурак» — Тав.

Поздние годы и смерть

Финансовые дела Жебелена складывались неудачно. Он позволил себя обмануть двум мошенникам, которые от его имени заключили долговые обязательства, в результате чего Жебелен был разорен и умер в нищете. По сообщению современников, он увлекался месмеризмом и скончался, сидя в бадье с намагниченной водой, предположительно после приема месмерической процедуры. Жебелен не был женат и не оставил после себя наследников или родствен­ников.

Читайте также:  Колесница дьявол сочетание таро

Французский врач Жан-Жак Поле (1740–1826), специализировавшийся на разоблачении месмеризма, написал по этому поводу следующую эпиграмму:

Здесь Кур де Жебелена бедного могила. Геройством восхититесь, как и познаний силой: По-гречески, латыни, еврейски говорил, За магнетизм своею он жизнью заплатил[5].

После его смерти остались долги в размере тридцати тысяч фунтов. По этой причине кредиторы конфисковали его литературную коллекцию и остальные бумаги, которые были проданы на аукционе.

Влияние Кура де Жебелена на других тарологов

Иллюстрации к эссе Кура де Жебелена использовались несколько раз в качестве иллюстраций к книгам других авторов. Так, в 1897 году Станислас де Гуайта выпустил втором своего труда «Змей Книги Бытия» (Le Serpent de la Genese). Он назывался «Ключ к черной магии» (La clef de la magie noire). Иллюстрации старших арканов 8 — 14 к нему нарисовал Освальд Вирт, но автор также использовал в качестве дополнительной иллюстрации «Смерть» из «Первобытного мира» (без ссылки на Кура де Жебелена, которого он, впрочем, вскользь упоминает в другом месте книги). В 1911 году Папюс использовал иллюстрации Таро Кура де Жебелена во втором издании своей книги «Таро цыган» (Le Tarot des Bohemiens). Жебеленовское Благоразумие он бесцеремонно перевернул вверх ногами, чтобы картинка соответствовала традиционному Повешенному (не позаботившись о том, чтобы перевернуть и номер XII), а Безумца поставил между старшими арканами XX и XXI, как требовала система Элифаса Леви, которую он развивал. Тем не менее, все 22 козыря Кура де Жебелена были опубликованы в этой книге со ссылкой на автора. в 1913 году Эли Стар использовал иллюстрации Таро Кура де Жебелена во втором издании своей книги «Тайны гороскопа» (Les mysteres de l’horoscope). Всем картам он дал новые названия по системе Поля Кристиана, которую он развивал. Жебеленовское Благоразумие он, как и Папюс, перевернул вверх ногами, а Безумца сделал старшим арканом XXII. Имя Кура де Жебелена в книге не упоминается[6].

Антуан Кур де Жебелен в России

В России в тарологической литературе Антуан Кур де Жебелен (как «Курт де Гебелин») впервые упоминается в книге Владимира Шмакова «Священная Книга Тота», (1916):

«Первым, кто познакомил Европу с Таро, является Court de Gebelin. В своем сочинении «Monde primitif» он не только поставил своей целью показать мистическую ценность карт Таро, но и пытался дать им философское объяснение».[7]

Источник

Таро Кура де Жебелена

перевод с французского Максима Чеботарева под ред. Александра Морозова и Андрея Костенко (с) Андрей Костенко, 2005

Это Таро описано в многотомном труде Антуана Кура де Жебелена (?-1784) Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным, где рассматриваются многие вопросы, касающиеся истории, геральдики, денег, игр, кругосветных путешествий финикийцев, американских языков и т. д., или же содержатся разрозненные сочинения
На странице 365 восьмого тома, вышедшего в 1781 году, начинается эссе Об игре в Таро, где изучается ее происхождение, объясняются содержащиеся в ней аллегории, доказывается, что именно от Таро произошли современные игральные карты, и т. д, и т. п.

Репринтное издание эссе было выпущено в 1983 г. в Париже отдельной книгой под названием Court de Ge’belin, Le Tarot, pre’sente’ et commente’ par Jean-Marie Lho^te. Иллюстрации карт Таро, как утверждает Жан-Мари Лот в этой книге, выполнила для «Первобытного мира» некая мадемуазель Линот (Mlle Linote).

Здесь я публикую только ту часть эссе «Об игре в Таро», в которой описываются козыри Таро, и воспроизвожу иллюстрации мадемуазель Линот в оригинальном виде (по две в общей рамке) и в ориганальном порядке. Под иллюстрациями я располагаю описания соответствующих карт. При этом часто нарушается оригинальная последовательность текстов, но зато каждый текст располагается под своей иллюстрацией.

Полный перевод эссе де Жебелена будет опубликован в сборнике «Таро философов».

No I

Игрок в стаканчики, или Скоморох

Мы начинаем с номера 1 и движемся к номеру 21, потому что ныне принято начинать счет с наименьшего числа и от него двигаться к числам более значительным. А между тем есть основания предполагать, что египтяне вели счет от больших чисел к малым. Именно поэтому они пели октаву от верхней ноты к нижней, а не от нижней к верхней, как это делаем мы. В очерке, непосредственно следующем за нашим, 2 этот обычай египтян применяется очень широко. Таким образом, здесь будет два метода: наш, наиболее удобный и простой, когда карты рассматриваются по отдельности, и упомянутый другой метод, который полезен для лучшего понимания всей совокупности карт и связей между ними.

Первым среди козырей, если считать по восходящей, и последним, если считать в обратном порядке, является Игрок в стаканчики. Род его занятий не оставляет сомнений, ибо он стоит за столом, на котором видны игральные кости, стаканчики, ножи, шары и проч. В одной руке он держит прут Иакова, 3 или магический жезл, а двумя пальцами другой руки сжимает шарик, который вот-вот ловко спрячет.

Издатели карт называют его простонародным словом Скоморох (Ba^teleur). Пожалуй, нет нужды пояснять, что это слово происходит от слов baste или ba^ton. 4

Символизируя первое из всех человеческих состояний, он указывает на то, что жизнь — всего лишь сон, иллюзия, вечная игра случая или столкновение тысячи обстоятельств, которые никогда не зависят от нас самих, но с неизбежностью оказывают влияние на любое правление.

Но между Сумасшедшим и Скоморохом человеку не хорошо!

N O 0, Ноль

Шутовской жезл и стеганый камзол, украшенный ракушками и колокольчиками, не оставляют никаких сомнений в том, что на этой карте изображен Сумасшедший. Он шагает очень быстро, как и подобает безумцу, неся за спиной небольшой узелок и надеясь убежать от тигра, который кусает его за зад. Узелок символизирует ошибки, которых он упорно не желает замечать, а тигр — преследующие его угрызения совести.

Гораций замечательно выразил эту прекрасную идею, но она не принадлежит ему, ибо была известна еще древним египтянам. Это общеизвестная и даже банальная идея, но мудрому поэту удалось представить ее так естественно и ярко, что теперь все связывают ее с его именем. 1

Что касается этого козыря, мы называем его Нулем, хотя в колоде он располагается за картой XXI, потому что сам по себе он ничего не значит, но лишь придает значение другим картам — в точности как наш ноль придает значение другим цифрам, — показывая тем самым, что ничто не существует без его безумия.

No II, III, IV, V Правители общества

Король и Королева Карта IV представляет Короля, карта III — Королеву. Атрибутами обоих являются орел на геральдическом щите и скипетр, на конце которого шар, увенчанный крестом, или, иначе, знаком Тау.

Король изображен в профиль, королева — в фас, оба восседают на тронах. Королева в длинном одеянии, ее трон — с высокой спинкой. Король сидит со скрещенными ногами на троне затейливой формы, напоминающем гондолу. Его полукруглая корона украшена сверху жемчужиной с крестом. Корона Королевы имеет остроконечную форму. Король носит знак рыцарского ордена. 5 Верховный Жрец и Верховная Жрица

На карте V изображен Глава Иерофантов, или Верховный Жрец, а на карте II — Верховная Жрица, его жена, ибо мы знаем, что у египтян вожди жречества могли вступать в брак. Если бы эти карты были современным изобретением, мы не видели бы среди них Верховной Жрицы, тем более под именем Папессы, которое ей в насмешку дали германские картопечатники.

Верховная Жрица восседает в кресле, на ней длинная мантия и нечто вроде накидки, концы которой перекрещиваются на животе. На голове у нее двойная корона с двумя рогами, как у Исиды. На коленях лежит раскрытая книга, на груди скрещиваются две украшенных крестами перевязи, образуя букву X.

Верховный Жрец одет в длинную мантию и просторную накидку, концы которой соединены застежкой. На нем тройная тиара, одна его рука покоится на скипетре с тройным крестом, двумя вытянутыми пальцами другой он благословляет двух верующих, которых мы видим у его колен.

Итальянские или немецкие картопечатники, которые низвели эту игру до своего уровня знаний, дали этим двум персонажам, которых первоначально называли Отцом и Матерью, или Аббатом и Аббатисой — восточные слова, означающие то же самое, — итак, они назвали эти карты Папой и Папессой.

Скипетр с тройным крестом — это, несомненно, египетский символ. Мы видим его под буквой ТТ на Табличке Исиды 6 — драгоценном и важном памятнике, полноразмерную гравюру которого мы уже сделали, чтобы однажды представить публике. Этот символ связан с тройным фаллосом, который носили по улицам во время знаменитого праздника Памилий, посвященного окончанию поисков Осириса, и который символизировал воскресение растительного мира и всей природы в целом.

No VII Торжествующий Осирис

Осирис движется вперед в образе торжествующего царя, со скипетром в руке и короной на голове. Он стоит в своей боевой колеснице, в которую запряжены два белых коня. Всем известно, что Осирис был великим божеством египтян, а также всех сабейских народов. Будучи невидимым, это высшее божество, тем не менее, проявлялось в физическом мире в образе Солнца, этого чуда природы. Зимой оно пряталось, а весной появлялось и светило с новой силой, восторжествовав над всем, с чем ему пришлось сразиться.

No VI Брак

Молодой человек и девушка клянутся друг другу в любви и верности, священник их благословляет, Амур пускает в них свои стрелы. Картопечатники называют эту картину «Влюбленный». Похоже, что именно они добавили Амура с луком и стрелами, чтобы сделать символизм этой карты — как они его понимали — более выразительным.

В «Древностях» Буассара (1) описан очень похожий памятник; он тоже символизирует брачный союз, но здесь всего три персонажа.

Возлюбленный и возлюбленная, которые клянутся друг другу в верности, между ними — Амур, который служит одновременно и свидетелем, и священником.

Эта скульптура называется Fidei Simulacrum, то есть картина супружеской верности. Ее персонажи известны под такими прекрасными именами, как Истина, Честь и Любовь. Нет нужды говорить, что истину здесь символизирует не мужчина, а женщина, и не только потому, что это слово женского рода, но и потому, что вечная верность более присуща женщине, нежели мужчине. Этот замечательный памятник воздвиг некий Фунданий Эромен в честь своей возлюбленной супруги Поппеи Деметрии и милой дочери Манилии Эромении.

(1) T. III. Pl. XXXVI.

No VIII, XI, XII, XIV 7 Четыре основные добродетели Фигуры, которые мы объединили в эту группу, имеют отношение к четырем основным добродетелям.

No XIV 7 Умеренность

Женщина с крыльями переливает воду из одного сосуда в другой, чтобы умерить крепость напитка, который в нем содержится.

No XI

Сила Женщина, которая укротила льва и раскрывает его пасть с такой легкостью, словно это не лев, а ее ручной пес. На голове у женщины пастушечья шляпка.

No VIII Справедливость Это царица, Астрея, восседающая на своем троне. В одной руке она сжимает кинжал, а в другой — весы.
No VIIII или IX Мудрец, или искатель Истины и Справедливости

На карте IX изображен почтенный философ в длинной мантии, капюшон которой лежит у него на плечах. Он шагает, опираясь на посох и держа в левой руке фонарь. Это мудрец, который ищет Справедливость и Добродетель.

При виде этой египетской картины на ум приходит история Диогена, который при свете дня искал с фонарем в руке человека. Меткие высказывания и удачные образы живут веками, и Диоген, вероятно, лишь воплотил эту картину в реальную жизнь.

Картопечатники превратили мудреца в отшельника, и этому легко найти объяснение, ведь философы охотно жили в уединении — там, куда не достигали мирская суета и легкомыслие. Гераклита его сограждане считали сумасшедшим, а на Востоке, кстати, посвятить себя умозрительным наукам до сих пор означает практически то же, что уединиться [от мира]. В этом смысле отшельники египетские, вероятно, мало чем отличались бы или отличаются от индийских отшельников, сиамских жрецов и друидов.

No XIX Солнце

В эту группу мы объединили все картины, имеющие отношение к свету. После тусклого фонаря Отшельника мы перейдем к созерцанию Солнца, Луны и сияющей Каникулы, которые тоже фигурируют в этой игре в виде разнообразных символов.

Солнце представлено здесь в образе физического отца людей и всей природы, ибо оно освещает людей в обществе, господствует в их городах. От его лучей отделяются золотые капли и жемчужины — так символически изображается благотворное влияние этого небесного светила.

Итак, эта колода Таро совершенным образом соответствует учению египтян, в чем мы убедимся еще больше, изучив подробности в следующей статье.

No XVII Каникула

Перед нами не менее аллегорическая картина, и абсолютно египетская; она называется Звездой. Мы и впрямь видим здесь большую сияющую звезду в окружении семи звезд поменьше. Нижнюю часть картины занимает женщина, опустившаяся на одно колено и держащая два опрокинутых сосуда, из которых вытекают два потока. Рядом с этой женщиной виден цветок, на котором сидит бабочка.

Все это чистейший египтианизм.

Большая звезда — это, вне всяких сомнений, Каникула, или Сириус. Эта звезда изображена здесь по той причине, что она восходит, когда Солнце выходит из Рака, а именно это мы видели на предыдущей картине.

Семь звезд поменьше, которые будто ухаживают за нею, суть планеты. Она в некотором смысле их правительница, поскольку отмечает начало года. Все они словно получают от нее приказы и регулируют по ней свое движение.

Изображенная под звездами дама, которая очень осторожно выливает воду из сосудов, — это Царица Небес, ИСИДА, чьей благосклонности приписывают разливы Нила. Нил обычно начинал выходить из берегов с восходом Каникулы, поэтому появление этой звезды считалось знаком грядущих наводнений. Именно поэтому Каникулу всегда связывали с Исидой.

Так как восход этой звезды знаменовал еще и начало нового года, ее называли СОТ-ИС, «начало года», и именно под этим именем посвящали Исиде.

Наконец, бабочка и цветок, на котором она сидит, были символом возрождения и воскресения. В то же время они указывали на то, что благодаря милости Исиды поля Египта, прежде совершенно голые, с восходом Каникулы покрываются новыми всходами.

No XVIII Луна

Рядом с Луной, которая следует за Солнцем, тоже изображены золотые капли и жемчужины, ибо и она одаривает Землю своими щедротами.

Павсаний в своем «Описании Фокиды» замечает, что египтяне считали эти капли слезами Исиды, которые каждый год наполняют воды Нила и делают плодородными поля Египта. 10

Согласно существующему в этой стране поверью, в час, когда в Ниле начинает прибывать вода, с Луны падает капля, или слеза.

В самом низу картины изображен рак — для того, чтобы передать обратное движение Луны или показать, что Нил выходит из берегов в тот самый момент, когда Солнце и Луна выходят из созвездия Рака и проливают слезы. В это время также восходит Сириус, изображенный на следующей картине.

Впрочем, не исключено, что здесь соединены оба этих значения, поскольку символизм подобных изображений всегда довольно сложен.

Середину картины занимают две башни, по одной с каждой стороны. Они изображают два знаменитых Геркулесовых столпа, за которые никогда не заходят и над которыми никогда не поднимаются [Солнце и Луна,] эти два великих небесных светила.

Между этими двумя столпами изображены два пса, которые, похоже, лают на Луну и в то же время охраняют ее — совершенно египетские идеи. Этот народ, известный своей любовью к аллегориям, сравнивал тропики с двумя дворцами, каждый из которых охранялся одним псом. Эти псы, подобно привратникам или верным стражам, удерживали Солнце и Луну на небосводе, не позволяя им скатиться ни к одному из полюсов.

Это не фантазии комментаторов. Климент, который сам был египтянином, поскольку происходил из Александрии, и который, стало быть, знал, о чем говорит, заверяет нас в своих «Лоскутках» (1), что египтяне сравнивали Тропики с изображениями двух собак, подобных Привратникам или верным Стражам, препятствующими Солнцу и Луне проникнуть слишком далеко и дойти до Полюсов.

(1) Или «Строматах» (книга V). 11

No XIII Смерть

На карте XIII изображена Смерть. Она косит [всех] людей: царей и цариц, великих и малых . Никто и ничто не в силах устоять под ее ужасной косой.

Нет ничего удивительного в том, что она помещена именно под этим номером, ибо число тринадцать всегда считалось несчастливым. Должно быть, когда-то давным-давно в день с таким номером случилось какое-то великое несчастье, и воспоминания об этом сохранились у всех древних народов. Возможно, именно поэтому тринадцать Колен Израилевых всегда считались двенадцатью?

Неудивительно и то, что египтяне включили Смерть в игру, которая, [по идее,] должна пробуждать только приятные мысли: эта игра была игрой военной, и потому без Смерти в ней было не обойтись. Шахматы — тоже военная игра, и она тоже заканчивается смертью, ибо шах-мат, означает не что иное, как «смерть царя». Мы уже упоминали в разделе, посвященном календарю, что на своих пиршествах этот мудрый и предусмотрительный народ всегда помещал на виду скелет, называя его Манеросом, 12 — без сомнения, для того, чтобы гости, созерцая его, были умеренны и не убили себя чревоугодием. Впрочем, каждый видит и понимает по-своему, и никогда не следует спорить о вкусах.

No XV Тифон

На карте XV изображен известный персонаж египетской мифологии Тифон — брат Осириса и Исиды, злое начало, великий Демон Ада. У него крылья летучей мыши, лапы гарпии и отвратительные рога оленя, и вообще он изображен таким уродливым, каким только может быть дьявол. У его ног стоят два дьяволенка с длинными ушами и хвостами, их руки связаны за спиной Они также связаны друг с другом веревкой, которая обвивает их шеи и прикреплена к пьедесталу Тифона. Эта веревка говорит о том, что он не отпускает тех, кто ему принадлежит, и очень сильно любит тех, над кем властвует.

No X La Roue de Fortune

Последний номер на этой таблице 14 — Колесо Фортуны. Здесь люди, [изображенные] в форме обезьяны, собаки, кролика и т. д., поднимаются, оборот за оборотом, на этом колесе, к которому они привязаны. Говорят, что это сатира против фортуны и против тех, кого она быстро поднимает и столь же быстро сбрасывает вниз.

No XVI Дом Божий, или Замок Плутоса

Перед нами урок, показывающий, к чему приводит алчность. На этой картине изображена башня, называемая Домом Божьим, то есть Домом по преимуществу. Это Башня, наполненная золотом, это Замок Плутоса, который обрушивается и погребает под собой тех, кто поклонялся богатству.

Разве можно не увидеть в этой картине историю египетского царя Рампсинита, о котором упоминает Геродот? 13 Этот правитель приказал возвести огромную каменную башню для своих сокровищ. У этой башни была только одна дверь, и ключ от нее был только у царя, поэтому никто, кроме него, не мог войти в башню, однако сокровища таяли буквально на глазах. Чтобы поймать хитрых воров, царь расставил ловушки вокруг сосудов, в которых хранились его сокровища. Ворами оказались двое сыновей архитектора, услугами которого воспользовался Рампсинит. Этот архитектор установил один камень в стене башни таким образом, что его можно было незаметно и легко вынимать и возвращать на место. Он поделился секретом со своими сыновьями, которые не замедлили перейти к делу. Они ограбили царя и потом бросились с башни вниз — в точности так, как изображено на картине. У Геродота можно найти остальные подробности этой замысловатой и очень занимательной истории: как один из братьев попался в расставленные сети; как он заставил брата отрубить ему голову; как их мать потребовала, чтобы оставшийся в живых сын принес тело своего брата; как он навьючил на ослов мехи с вином и отправился опоить стражей, которые охраняли тело брата и дворец; как эти стражи опорожнили, несмотря на его притворные слезы, все мехи с вином и потом заснули; как он отрезал у каждого из них клок бороды с правой стороны и украл тело брата; как изумленный царь попросил свою дочь, чтобы она заставила каждого своего любовника рассказать ей о самом ловком своем подвиге; как этот смышленый юноша рассказал царевне о том, что сделал; как он подсунул руку мертвеца вместо своей, когда красавица попыталась его задержать; как царь, чтобы положить конец этой истории, выдал свою дочь за этого находчивого юношу, который так ловко его обхитрил; и как все закончилось свадьбой ко всеобщему удовольствию.

Не знаю, относился ли сам Геродот к этой истории серьезно, но несомненно одно: народ, способный выдумывать подобные чудные и сложные сказки, вполне мог придумать чудную и сложную игру.

Геродот приводит еще один факт, который подтверждает то, что мы сказали в разделе «Истории календаря»: гигантские статуи, которые носят во время самых разных праздников, почти всегда символизируют времена года. Геродот пишет, что Рампсинит — тот самый царь, о котором мы только что упомянули, — приказал поставить на северной и южной сторонах храма Вулкана две статуи высотой в двадцать пять локтей, которые получили название Лето и Зима: первой поклонялись, а у второй, напротив, совершали жертвоприношения. Похожий обычай можно наблюдать у дикарей, которые относятся с любовью и почитанием к доброму началу, но жертвы приносят только злому.

No XX Картина, неверно называемая Страшным Судом

На этой картине изображены трубящий ангел, а также нагие старик, женщина и ребенок, которые будто выходят из земли.

Картопечатники, которые пребывали в неведении относительно истинного смысла этих картин, как по отдельности, так и всех вместе, увидели здесь Страшный Суд и для вящей убедительности изобразили людей так, будто они выходят из могил. Если же убрать могилы, эта картина может с не меньшим успехом символизировать Сотворение мира, или же начало Времени, которое изображено на картине XXI.

No XXI Время, неверно называемое Миром

Эта картина, которую картопечатники назвали Миром, потому что сочли ее началом всех вещей, [на самом деле] представляет Время. С этой композицией невозможно ошибиться.

В центре изображена Богиня Времени с развевающейся вуалью, которая служит ей поясом, или пеплумом, как его называли древние. Она бежит, словно само Время, внутри круга, который символизирует временные циклы, а также яйцо, в нутри которого [содержится] все сущее во Времени.

В четырех углах картины — символы четырех времен года, образующих годичный цикл; они же представляют четыре головы Херувимов 15 . Эти символы суть:

Орел, Лев, Бык и Юноша.

Орел символизирует Весну, когда снова появляются птицы.

Лев символизирует Лето, жар Солнца.

Бык символизирует Осень, когда [люди] трудятся и сеют.

Юноша символизирует Зиму, когда [люди] собираются вместе.

1. По-видимому, здесь имеется в виду известный афоризм из «Од» (4.5.24) «Кара за преступлением следует по пятам», или, в поэтическом переводе М. Н. Бычкова, «За виной кара следует».

2. Имеется в виду эссе «Исследование Таро» некоего «графа де М.» (по-видимому, Луи-Рафаэль-Лукрес де Файоль, граф де Меле, 1727-1804), помещенное в «Первобытном мире» сразу после эссе «Об игре в Таро» самого де Жебелена.

3. См. Быт. 30:37. Кроме того, «прутом Иакова» французы называют палочку фокусника.

4. Baste (ст.-фр.) — ловкость рук, хитрая проделка, трюк. Ba^ton, baston — палка, жезл. Ba^teleur, basteleur — жонглер, фокусник, скоморох.

5. Знак рыцарского ордена — цепь на шее Короля.

6. «Табличка Исиды» — бронзовая плита с эмалью, покрытая изображениями в древнеегипетском стиле. Достоверных исторических сведений о ней нет. По одной из версий, Табличка хранилась в одном из дворцов Рима, но после разграбления города войсками Карла V в 1527 году попала в руки некоего кузнеца, который впоследствии продал ее кардиналу Пьетро Бембо (1470—1547), известному собирателю древностей. После смерти Бембо Табличка сменила многих хозяев и в настоящее время, возможно, все еще находится в Музее египетских древностей в Турине (Италия). Афанасий Кирхер в «Эдипе Египетском» (1654) посвятил Табличке Исиды обширный трактат и привел ее прорисовку, которую впоследствии воспроизвели в своих книгах У. Уинн Уэсткотт (The Isiac Tablet, 1887) и Мэнли П. Холл (An Encyclopedic Outline, 1928). Табличку комментировали и воспроизводили и другие авторы. У Уэсткотта есть полная библиография, но Кур де Жебелен в ней не фигурирует. По-видимому, его замысел опубликовать «полноразмерную гравюру» остался неосуществленным. Так или иначе, на доступной нам копии Кирхера маркировка совсем другая и букв «ТТ» нет, но «скипетр с тройным крестом» можно усмотреть (и то с большой натяжкой) лишь у одной фигуры:

7. В оригинале ошибочно указан номер XIII.

8. На самом деле, конечно, между Силой и Смертью (см. предыдущее примечание).

9. Нерешительна я ступня (лат.)

10. См.: Павсаний, Х, 32, 10: «Подобную же историю я слыхал и от одного финикийца, что египтяне справляют праздник, в честь Исиды, когда, по их словам, она оплакивает Озириса; тогда и Нил начинает у них выходить из берегов, и многие из местных жителей говорят, что то, что заставляет подниматься воды реки и заливает пашни, — это и есть слезы Исиды». Перевод С.П. Кондратьева. Цит. по изд.: Павсаний. Описание Эллады. — М.: АСТ; Ладомир, 2002, Т. 2, с. 311.

11. «Два пса символизируют два тропика, которые стоят на страже и служат привратниками южному и северному путям Солнца» (Строматы V.VII.43.3). Цит. по изд.: Климент Александрийский. Строматы. Перев. с др.-греч. и комм. Е. В. Афонасина. — С.-Пб.: Издательство Олега Абышко, 2003. (в 3-х томах).

12.»Мы со ссылкой на авторитет Диодора Сицилийского уже упомянули о том, что египетские жнецы имели обыкновение причитать над первым срезанным снопом, призывая при этом богиню Исиду, прародительницу земледелия. Греки дали жалобной песне египетских жнецов название «Манерос». Манерос, если верить их объяснению, был единственным сыном египетского царя и изобретателем земледелия. После его безвременной кончины он стал объектом народных причитаний.» — Джеймс Джордж Фрэзер. Золотая ветвь. — М.: Политиздат, 1986, с. 396-397.

13 . «История», книга II (Евтерпа), 121. — см.: Геродот. История. В 9-ти кн. Пер. Г. А. Стратановского. – М.: ООО «Издательство АСТ», «Ладомир», 2001.

14. Изображения карт Таро приводятся в энциклопедии де Жебелена на шести таблицах, каждая из которых занимает целую страницу.

Источник

Читайте также:  Карты таро соответствующие дате рождения
Оцените статью