Таро джона бауэра толкование

John Bauer Tarot: две метафоры — два расклада

Ну так вот, жил-был художник. Он рисовал троллей и принцесс, пока не утонул в озере Веттерн вместе с женой и сыном. Случилось это сто лет назад, 20 ноября 1918 года. Звали художника Йон Бауэр.

Вот такое он, например, рисовал. И считал, как пишут, всё это несерьёзной забавой, а сам хотел заниматься более «серьёзными вещами» — не акварельками, а живописью маслом, например.

Бауэр прославился, иллюстрируя рождественские сборники сказок. Этим он занимался с 1907 по 1915 год. В русском переводе серия получила название «Среди эльфов и троллей», хотя более точный перевод — «Среди гномов и троллей», с куда более весомым акцентом на стихии земли.

В рисунках Бауэра вообще очень много земли, из которой растёт мох, папоротник, лес. В этом сумраке сидит какая-нибудь принцесса-златовласка. Говорят, что всех принцесс Бауэр рисовал по образу и подобию своей супруги Эстер (а вот другой художник, Артур Рэкхем, говорят, так изображал своих персонажей, что они обнаруживают портретное сходство с их создателем; это к вопросу о том, кто кого рисует, но о Рэкхеме в другой раз).

Спустя сто лет после гибели семейства Бауэров вышла колода Таро Йона Бауэра. Бауэр не рисовал Таро — он рисовал троллей. Иллюстрации по арканам распределили уже в ЛоСкарабео: автор колоды — вернее, подборки иллюстраций — Пьетро Аллиго. В результате получилась колода формально «по Уэйту» (Сила имеет восьмой номер, Правосудие — 11), а реально — очень неклассическая и далекоооо не универсальная. Благодаря своей фольклорно-мифологической подоплёке она скорее инструмент для душевных и духовных, чем для событийных раскладов.

Я тут её крутила так и сяк и остановилась на двух ключевых метафорах.

Метафора раз — путешествие в лес. Колода очень явно транслирует метафоры Пути Героя — внутренней трансформации, происходящей в процессе прохождения испытаний, — в специфической «лесной» упаковке. Сюжеты многих сказок начинаются с того, что герой отправляется в лес. Уже неловко цитировать именно это из Клариссы Пинколы Эстес, но всё-таки — «Если ты не пойдёшь в лес, с тобой никогда ничего не случится». Зато если пойдёшь, то с тобой что-то случится обязательно.

Герой — обычно человек. Человек идёт в лес — пространство, живущее по своим, «нечеловеческим» законам, и встречается там с лесными обитателями. Всё это метафора путешествия в лес души, знакомства со своими отчуждёнными частями, или любого путешествия на чужую территорию, где предстоит встретиться с недружелюбными силами и найти способ выйти из леса целым.

Главные действующие лица в этом лесу — тролли. В переводе с шведского troll — очарование, колдовство. Это, в общих чертах, горные духи, ассоциируемые с камнем и обычно враждебные человеку. Тролли не обязательно огромные, но чаще да; независимо от размеров самого тролля, у него, как правило, большой нос (и это предмет гордости тролля); они рождаются из скалы и превращаются в камень на солнце; питаются мясом, и человечиной не брезгуют. Впрочем, некоторые тролли не так чувствительны к солнечному свету и рассматривают человеческих женщин совсем не в гастрономическом смысле или забирают к себе человеческих младенцев, подбрасывая в колыбельку троллёнка. В скандинавских сказках XIX века тролли, как и гномы в немецких литературных сказках, — источник чудес, происходящих с людьми-героями.

Кроме собственно троллей, попадаются в этом лесу лесные девы — довольно прохладные, но могущие помочь за оказанную им услугу; разговорчивые животные и гномы. Но основной сюжет разворачивается между человеком и троллем. Человек не может противостоять троллю силой — это бесполезно, поэтому проявляет хитрость и изобретательность. Он изменяется — и это изменение в процессе взаимодействия и есть ключевой момент, момент трансформации.

Обычно герой выходит из леса с каким-то даром — в сказках дар реален, это богатство, драгоценные камни. В метафорическом смысле дар — это любое новое умение, проявившееся полезное качество.

В общем идея этого сюжета — не быть сожранным собственной Тенью и добыть из Тени золото. И вот как это можно посмотреть:

Вот что я ещё отметила, пока читала сказки: любопытно, что в скандинавских сказках путешествие героя чаще начинается из чистого любопытства или скуки. Герой-ребёнок идёт в чащу, когда ему становится мало пищи для ума и для чувств в привычном мире. Он идёт в лес по собственной воле, он доброжелателен к существам, населяющим лес, и готов помогать тем, кто нуждается в помощи. Так идёт в лес мальчик Ниссе — потому что ему скучно. То же и с принцессой — ей смертельно скучно во дворце и на лугу.

Это очень мягкий и позитивный сценарий «путешествия в чащу», или личностного роста: герой понимает, что уже перерос своё окружение и свою территорию, и по собственной воле выходит за её границы — на поиски нового, совершенно подготовленный и расположенный к знакомству с этим новым. Идя в лес, он реализует естественную потребность души в расширении «светлого пятна».

Часто это путешествие в лес — или личностный рост, или знакомство со своими теневыми персонажами и своими «лесными обитателями», — начинается не так благостно: герой отправляется в путешествие не добровольно, а по необходимости. Обстоятельства складываются так, что он вынужден. Правда, и обстоятельства просто так не складываются. Они свидетельствуют готовность человека к переменам и буквально заставляют его меняться, если он сам по каким-то причинам «засиделся». Но для героя это более стрессовый сценарий, который требует более воинственной подготовки: он уже заранее предполагает, что с отдельными чудищами договориться не удастся, и придётся решать вопрос силой. Итого — во взрослом состоянии ему уже приходится ехать в лес в броне и металле, чтобы не скушали.

Читайте также:  Как описать предмет с помощью таро

Если, опять-таки, посмотреть на всё это как на метафору… то понятно, кто тут чудища и откуда они взялись. Оттуда, что герой с детства мало в лес ходил)))

Метафора два — это общение человеков и троллей как «общение» человека с собственным телом. Тролли как персонификация материи, стихии земли очень «напрашиваются» в расклады на тему телесности и изучения влияния душевного состояния на физическое.

Один из подходов — рассматривать болезнь как способ удовлетворения потребности, которая не может быть удовлетворена другим, более конструктивным и «безболезненным» способом, и работать на улучшение состояния через восстановление контакта с телом.

В колоде есть группы персонажей, каждую из которых можно соотнести с определённой идеей телесности. Это дети, тролли, животные, наряженные барышни; в ряде карт проходит тема контакта, взаимодействия, сближения, и они скорее не про фигуру, а про процесс, про смысл связи между двумя элементами. Чтение карт тут будет отталкиваться в первую очередь от изображений, от персонажей и характера их взаимодействия. И фигуры в таком подходе можно рассматривать так:

  • дети — «базовое» человеческое состояние, характеризующееся хорошим контактом с телом, чистое от зажимов и блоков; это то ядро естественности, к которому нужно стремиться.
  • тролли (особенно в контакте с детьми, на контрасте) выглядят персонификацией «взрослого тела» — неповоротливого, инертного, «каменного», или в принципе тела, с которым утрачен контакт.
  • животные — это жизненная сила, витальность, инстинктивная природа человека, его жизнеспособность в принципе, его физический ресурс.
  • наряженные барышни (неуместные в лесу) — символ внешней заботы о теле, внешнего украшательства, которое рассчитано больше на социальный эффект. За этим могут быть комплексы, связанные с внешностью, желание «казаться, а не быть», соответствовать стандартам, игнорируя потребности тела.

И расклад на эту тему — вот он:

А теперь я мечтаю расписать все арканы в табличку «по сказкам» и вдумчиво посидеть над сюжетами — есть ощущение, что их можно как-то классифицировать. Например, по специфике решаемых героями задач. Что это в конце концов даст — ума не приложу, но так захватывающе (-:

Источник

Таро Джона Бауэра: обзор колоды про троллей и живой лес

На самом деле его звали Йон. А так — отличные карты.

Это была краткая рецензия на колоду «Таро Джона Бауэра» издательства «Аввалон-Ло Скарабео». Сейчас будет не-краткая.

Йон Бауэр — шведский художник-иллюстратор, работавший в начале ХХ века. Самые известные его работы — иллюстрации к сказкам про эльфов и троллей. Колода таро, разумеется, не его авторства: она проиллюстрирована работами Бауэра, составлена из них.

Подбор иллюстраций иногда удивляет. Думаю, особенно тех, кто знает сюжеты сказок-источников.
Вот, например, 3 Чаш.

В МБК — что-то о том, что тролли «провожают» женщину (на самом деле скорее девочку, по сюжету сказки) и «защищают» её. Это очень сомнительная защита, потому что это иллюстрация к сказке «Подменыши», и эти тролли украли девочку-принцессу из дворца, и прямо сейчас ведут её на вечеринку к другим троллям, куда ей идти совсем не хочется, и где ей будет плохо. Такая себе Тройка Чаш, ну?
Теперь эта карта в первую очередь напоминает мне теневую, сложную и неочевидную сторону 3 Чаш: развлечения, которые кому-то кажутся весёлыми, но не тебе; ощущение себя чужой, невозможность вписаться в чужую эмоциональную атмосферу (со стороны девочки) и навязывание свой атмосферы и лайфстайла другим (со стороны троллей).
В общем, смысл карты с этой иллюстрацией не пропал — но был, по-моему, к этому пугающе близок.

А вот на 8 Мечей Лось охраняет спящего ребёнка. Никакой привычной опасности и ловушки 8 Мечей тут нет — чистая остановка, пауза, некая вынужденность в этом: девочке нужно поспать, никуда от этого не денешься, а Лось не может никуда уйти, «застрял», потому что хочет охранять её сон. Здесь я уже прям согласна с выбором иллюстрации, но она всё ещё неожиданная и немного сбивает с толку.

Есть и несомненные, неоспоримые «попадания» иллюстрации в карту. Вот, например, какая Луна!

Вообще, конечно, это очень красиво. Бауэровские иллюстрации создают единый мир, а для колоды таро это важный момент: она сама по себе описывает мироздание, поэтому наличие проработанной вселенной в образах карт создаёт цельную и густую магию, внутреннюю энергию колоды. Здесь это мир шведских сказок и фольклора, троллей, гномов, духов природы и самой природы. Здесь маленькие дети теряются в лесу, общаются с его хозяевами и жителями, иногда это опасно, иногда — интересно, иногда это помогает им найти то, что они искали. Неплохая метафора для жизни вообще.

И кстати о детях. Логично, что колода из иллюстраций к сказкам, особенно шведским, изобилует образами детей. Очень многие истории здесь о том, как маленький мальчик или девочка оказались в природном, волшебном мире. Поэтому отчасти эта колода — о детстве или о взаимоотношениях с детьми, «внутренними» или вполне реальными.

Когда я дала её ученице, до этого работавшей только с лаконичными колодами и строго «по системе», она неожиданно для всех стала читать эти карты крайне метафорично, идя полностью от картинки. Так что такая возможность (или опасность) в работе с Таро Джона Бауэра есть. Эти маленькие дети, общающиеся со страшными, мудрыми, злыми, добродушными, смешными, и совершенно нездешними троллями, действительно вызывают ассоциации и эмоциональный отклик. Думаю, с ними стоит быть осторожнее в работе с другими, чтобы не нанести своих проекций, зато это хороший шанс спросить самих кверенто_к: что вы здесь видите? кто вы на этой карте? а это вот — кто?
Такое чтение будет похоже на прогулку по древнему лесу: начинаешь с известной дороги (значений карт), а где в итоге окажешься — не знаешь, пока не дочитаешь сказку до конца.

Читайте также:  Солнце таро значение да или нет ответ

P.S. Я не любительница вдаваться в технические характеристики колод, я практически всеядна в этом плане, но для тех, кому важно, тут будет этот абзац.
Качество печати (ожидаемо) как у стандартных колод Ло Скарабео, меня оно полностью устраивает, хотя и не создаёт ощущения high-end колоды (ну, собственно, это и не high-end колода). Некоторые картинки показались мне не очень чёткими, при том что другие — чёткие вполне. Видимо, сложно было найти достаточный размер каких-то иллюстраций. Мне не критично, но вот так.
Зато я очень рада, что обозначения без надписей: число, ранг, масть, номер старшего аркана — всё дано символами. На такой лесной древней колоде не хочется слов, это «слишком человеческое».

Здорово, что нет полной рамки — только бордюр сверху и снизу карты. Рубашка не симметричная в обе стороны, там женская фигура в полный рост. Кому-то это может осложнить работу с перевёрнутыми картами.
А ещё моя колода очень приятно пахла, уютным типографским лесом.

Заказать колоду можно в моём магазине Modern Magic .
И спасибо издательству «Аввалон-Ло Скарабео» за возможность сделать этот обзор.

Источник

Рецензии на книгу « Таро Джона Бауэра (на русском языке) »

Нормальное качество для такой цены

Очень нравится художник. И давно засматривалась на эту колоду. Купила со скидкой, несмотря на неоднозначные отзывы. Что получила: (+) действительно интересные необычные иллюстрации, неплохое качество печати. Но. (-) картинки обрезанные, и это прямо видно, обкрамсали не жалея; (-) очень неудачное светлое обрамление сверху и снизу, видимо, идея была сделать светлый фон для тёмных иллюстраций, но вышло неудачно; (-) слишком маленький формат карт, для такого количества деталей на иллюстрациях явно просится больший размер картинок. А так приходится вглядываться, присматриваться, чтобы разобрать что изображено на картах. ИТОГ: изначально замечательную идею реализовали на троечку. Получили неудачно оформленные, обрезанные мелкие иллюстрации, которыми сложно любоваться не морщась. В общем, разочарована. Попробую еще отсканировать и напечатать избирательно для себя на большем формате.

Таро Йона Бауэра. Не знаю, с какой стати этот замечательный шведский художник стал Джоном, на самом деле его имя читается именно так. Очень люблю его работы, и однажды думала, что круто сделать такую колоду. А когда она вышла — долго ходила вокруг да около, думала, надо ли мне оно, читала обзоры и проработки. Не выдержала, купила. Я не коллекционер, с колодами предпочитаю работать, посему 100500 штук набирать не хочется. Стало интересно, как оно пойдёт.

Идея колоды, с одной стороны, занятная, с другой — спорная. Как всегда с такими арт-колодами, многие арканы могут показаться притянутыми за уши. Ведь изображения рисовались не специально для карт, сам художник давно погиб и понятия не имеет о том, что почти сотню лет спустя его работы стали картами таро. Некоторые картины обрезаны, чтобы уместиться в карту. Кое-где смысл арканов пугающе близок к исчезновению. Однако удерживается на грани. Другие вышли точными, в соответствии с классическими значениями.
И колода получилась рабочая. Сделала пару пробных раскладов, осталась довольна. Наверно, буду прорабатывать, читать и перечитывать сказки, которые иллюстрировал Бауэр. К слову, вошли сюда не только сказки: есть христианские мотивы (что меня не порадовало, как закоренелую неоязычницу. Конечно, для меня Бауэр ценен троллями, а не ангелами), немного скандинавской мифологии. 10 мечей — Один, стоящий у радужного моста, а Отшельник — Святая Люсия. Праздник в её честь отмечают ежегодно 13 декабря, и хотя принято считать, что Люсия была сиракузской мученицей, в Швеции есть свой персонаж с таким именем и красивой легендой. Именно она изображена на карте.

Качество стандартное для Ло Скарабео. С непривычки могут показаться слишком тонкими, но гладкие, прочные и в работе держатся хорошо (проверено на других колодах). Обозначения в этот раз максимально интернациональны: только номера арканов и символы, никакого текста на картах.
Некоторые картины отпечатаны хорошо, другие — чуть размыто. Думаю, это зависит от качества репродукций, поскольку замечала такую же проблему в книгах с иллюстрациями Бауэра.
Рубашка несимметричная. Я не работаю с перевернутыми картами, мне не принципиально. МБК — как всегда, минимум пользы. Даны общие сведения и беглые описания изображений карт с краткими значениями. Полностью на русском, иностранных версий нет.

Я, наверно, обрадуюсь больше, если кто-нибудь нарисует свою авторскую колоду, основанную на шведском (а также норвежском) фольклоре. Красивую, вдохновенную, продуманную. Может, они и есть, не копала достаточно глубоко. Но повторюсь, данная колода вышла рабочей при всех недочетах. Скорее всего, можно использовать как метафорическую (МАК не занимаюсь, посему точно утверждать не стану).

Скажу сразу — я покупала эту колоду чисто как экземпляр коллекции, потому что стиль у Джона Бауэра потрясающий! Заказать и получить колоду удалось лишь с третьего раза, и я очень рада, что она у меня есть. Стилистика написания схожа с новым Fairy Oracle Элфорда Джейми. До Таро, колода конечно не дотягивает. Всё-таки, картины художника подгоняли под тарошную систему. Но некоторые Арканы очень точны, как например СА «Сила» с потрясённым медведем и маленькой девочкой, которая целует его в нос.
Колода конечно оракульного, типа. И прежде всего предмет коллекции. Как мантический инструмент, только после какой-то личной проработки, которая потребует не малых временных затрат. Но зачем изобретать велосипед? Пусть предсказывают другие колоды, а эта, пусть поглаживает наше чувство прекрасного.

Читайте также:  Календарь таро что это

Красивая колода, плотный картон, аккуратная вырубка. Инструкция только на русском.

Итак, в многообещающем каталоге Скарабеев на 2018 год колода Таро Джона (на самом деле Йуна, но если самим шведам плевать на то что он Йун, Йон и Джон одновременно, то зачем устраивать скандал на сей счет) Бауэра в этой линейке выглядела наиболее привлекательным и многообещающим артефактом. Ее кроме шуток очень хотелось заполучить. Собственно весь бомбаж с ее своевременным неполучением и был обоснован желанием заполучить. Как только сие произошло – оказалось что то что ждали не совсем соответствовало ожиданиям.

Колода поставляется в стандартном скарабео-боксе-убей-меня-потаскав-на-пару-фестивалей. Коробка очень слабая. Рубашка карт несимметрична, срез неидеальный, с заусенцами. Есть пустая карта. Сила восьмая, Правосудие одиннадцатое, но в силу определенных обстоятельств это вас особо не должно беспокоить. Ниже узнаете почему.

Старшие Арканы открывает Шут, способный заставить задуматься – перед нами некая Пеппи Длинныйчулок сидящая на лужайке и поедающая кусок хлеба с таким рвением, словно не ела месяц. Как это соотносится со многими значениями Шута традиционного, но давайте позволим анонимным создателям колоды (не будем же мы верить в то, что эту выборку нечаянно нашли во время раскопок парома, который затонул посреди озера Веттерн, где и погиб несчастный Бауэр) это допущение. Пока что одно. Маг – некое чудище, с ястребами на огромной плоской голове. Никаких естественных дополнений нет – черт возьми, это 100% репродукции (Просто, видимо, потогонная линия в Италии сломалась). Хорошо. Еще одно допущение. Верховная Жрица. Мда. Принцесса Тувстарр. Та самая которая у озера сидит и в него смотрится с длинными блондекс-волосами. Грустная-грустная. Зато деревья на заднем плане напоминают колонны у Жрицы. А как можно дойти до значений обозначенного Аркана наблюдая голую блондинку у озера у меня пока не особо в голове укладывается. Императрица. Видимо, то же самое озеро, только теперь у нас дева, рыжая, да еще и отрисованная в немного другой стилистике. Почти что Васнецов. На руке птичку держит. Император конструкцией очень напоминает персонажа с Мага, но если приглядеться – они все-таки разные. Жрец – некая каменная гигантская конструкция с которой пытаются установить контакт некие дети (о боги, первая карта, которая не выглядит притянутой за уши с перфорацией барабанной перепонки. ). Влюбленные – некие двое танцующих. Больше тянет на тройку кубков, ну да черт с ней. Колесница – девочка на гигантском овцебыке (допустим). Сила – девочка, договаривающаяся с офигевшим от такой наглости медведем (тоже в принципе в тему). Отшельник. Снова длинноволосая блондекс с венком и семью горящими на нем свечами. Колесо фортуны – некий странник с посохом в жутком кольце – больше тянет на Отшельника, но тоже допустим. Сила – совсем мимо – синеволосая старуха на обрыве – снизу очередной слегка обозначенный ребенок. Повешенный – еще один флоп – некая дама – дух дерева и полуголый юноша ей чуть ли не в любви объясняющийся. Смерть – снова две рыжих особы с подобием урн в руках. Умеренность – просто водяной. Дьявол – некая страшная тварь, летящая ночью и теряющая в полете гроздья винограда, яблоки, груши… Башня – Скала, некий призрачный юноша и молния пробивающая скалу. Звезда – просто звезды и всадник на коне. Луна – месяц и гордо шагающий на его фоне олень. Солнце – некий персонаж, несущий мешок на спине на фоне восходящего солнца. Страшный суд – некие полуголые молящиеся, восстающие из овечьих шкур. Перед ними Облако странной конструкции. Мир – судя по всему, Императрица, но в другом наряде и прикрыв лицо.

Младшие Арканы классичны – это Туз, Минорные Арканы, Паж, Рыцарь, Королева, Король. Все изображения особо не имеют отношения к классическим Арканам, так как изначально художник не задумывался, что из его картинок к сказкам сляпают Таро. Причем ключевое слово тут сляпают.

Теперь я начинаю понимать для чего создавался ажиотаж с задержками осенних новинок Скарабео – чтобы подтянуть именно эту, не самую удачную колоду. Когда художник создавал свои иллюстрации к сказкам, он и не допускал, что через сто лет после его смерти несчастную принцессу у озера превратят в Жрицу. Причем тупым копированием без попытки внятного коллажа или обработки, как это блестяще делал тот же Атанассов. Естественно, колода предъявляет высочайшие требования к знаниям. Причем шведских сказок, которые иллюстрировал Бауэр. А такая работа требует к колоде полноценной книги – насыщенной и интересной. А не пустого невнятыша-МБК, который имеется сейчас у Бауэра. Сами изображения весьма хороши и эффектны, но колода – представляющая собой тупую нарезку из картин автора в плане оригинальности оказывается в районе какого-нибудь Таро Трансформации или Священной живописи. Смертельное разочарование.

Источник

Оцените статью