Древо Сефирот или Древо Жизни — некая модель мироздания, попытка описать структуру сознания планеты на которой мы все с вами живем. Подобные модели встречаются во многих традициях, наиболее известная из них – это Кабаала, а следом (или же наоборот) – Сефиротическая магия.
Суть здесь в том, что эти традиции берут свое начало в Древнем Египте, в лаборатории дома Тота, где был создан документ под названием «Священная книга Тота», в котором были собраны наработки жрецов, магические техники, информация для настройки сознания с целью выполнения определенной магической работы. Зная о неминуемом падении царства, жрецы выбрали несколько способов, чтобы сохранить важную для магов информацию и скрыть ее от непосвященных, одним из них было создание колоды карт Таро, где в каждой из них были зашифрованы соответственные страницы книги Тота. Суть этой манипуляции проста – азартные игры, в том числе, карточные, распространяются очень широко и живут долго, поэтому через некоторое время колода гуляла чуть ли не по всему земному шару в виде незамысловатой игрушки, ни чем не вызывая подозрений. А вот посвящённые в традицию или сами же перевоплощенные маги (те самые жрецы), зная ключики могли использовать колоду Таро по ее прямому назначению – как настроечные таблицы для сознания личности и подключению с их помощью к каналам Древа Сефирот.
И вот мы плавно подошли к нашему «дереву» . Это схематическое изображение Гения Земли, Системы, модели мира, сознания планеты, называйте как удобно. Оно состоит из 10 сфер – сефир и 22 каналов, которые соединяют сефиры между собой.
Религии нам говорят, что человек создан по образу и подобию Бога и этот постулат находит свое подтверждение здесь. Считается, что сефиры – это аналог чакр в энергосистеме человека, некие активные зоны, генераторы частот, которые, кстати сказать, также имеют свои проекции на теле планеты, называемые местами силы, но здесь не об этом. А каналы, соединяющие их, обеспечивают коммуникацию между сефирами, наподобие радиоволн. Эти каналы имеют определенные качества и разные частотные диапазоны. Человеческое сознание, настраиваясь определенным образом – смещая точку сборки – может включаться в канал и взаимодействовать с ним. Для работы с каналами и были созданы большие арканы, и само слово «аркан» здесь и есть намек на то, что это некое средство, для того, чтобы войти в зацепление с энергетическим каналом сознания планеты.
Вообще, тема Таро и Сефиротической магии – это нечто, настолько глубокое и обширное, настолько интересное и манящее, что словами не передать, но определенно это про развитие, про личностный рост, про наработку качеств и совершенствование себя.
В конце добавлю еще кое-что в одной из лекций для первого курса ШМА Борис Моносов сказал такую фразу: «использовать Таро только для гадания – все ровно, что забивать гвозди энциклопедией»… тоже можно, конечно, но все же изначальное предназначение этого инструмента гораздо более сложное.
Поэтому тем, кто занимается исключительно гадательным аспектом Таро, эта тема может быть далека и непонятна, но всему свое время и это совершенно не мешает вам успешно практиковать гадание на Таро, ведь колода отлично работает просто как мантический инструмент. Да и гвоздь можно отлично заколотить Большой Советской Энциклопедией, совершенно не умея читать..
Хотелось попроще, а получилось как всегда…
Кто меня понял, мы на одной волне, очень рада, что здесь есть такие люди, хотела просто и понятно рассказать о связи Древа Сефирот и арканов Таро, надеюсь получилось.
Древо Сефирот или алхимическое Древо Жизни – уникальное воплощение модели мира. Согласно этой модели, Вселенная едина, а механизм ее существования основан на равновесии пар противоположностей. Но равновесие это не статично – ему характерны устойчивость и движение. Это — основной закон развития Вселенной, воплощенный в Древе Сефирот. Древо Сефирот – схема Вселенной в ее единстве.
Древо Сефирот «растет» необычно — ветвями вниз: корень всего сущего – вверху, из этих миров первопринципы спускаются к познающему человеку. 10 сефирот являются воплощением 10 принципов, 10 качеств Бога, как свидетельства его присутствия на земле. Но 10 принципов подчиняются трем первоначальным: Воле, Милосердию, Справедлиости.
Древо присутствует во всех творениях и примиряет противоречия, уравновешивая их в системе.
Древо Сефирот представляет собой 10 сфер, расположенных послойно. Две крайние сферы – противоположны друг другу и уравниваются, уравновешиваются в третьей. Движение по древу происходит как сверху вниз, так и снизу вверх. Сверху (от 1-й сефиры к 10-й) происходит движение от идеальной формы энергии до ее проявления в физическом мире. Движение снизу вверх (от 10-й сефиры к 1-й) – это встречное движение ищущей души, идущей по Пути очищения и постижения Истины.
22 направления Древа поддерживаются 22 Старшими Арканами Таро.
Особая категория – Тузы, стоящие особняком и представляющие собой чистую, первозданную энергию.
Движение от Туза до 10 – это движение от абсолютного, от идеальной формы к проявлению на физическом плане бытия.
«Десять сефиротов и двадцать две карты Таро составляют то, что каббалисты называют 32-мя путями абсолютного знания»,- так писал Элифас Леви в своей книге «Учение и ритуал высшей магии», 1910.
В предшествующих главах Таро рассматривалось лишь в одном из множества его аспектов. Мы хотели представить его в первую очередь как единое целое, состоящее из 22 частей (число, делимое на 2 и 11). Но мы можем отложить в сторону Дурака, который отличается от остальных карт отсутствием номера. Тогда Таро разделяется на две категории, причем в первую входит только один Аркан, Дурак, который в одиночку уравновешивает 21 Аркан второй группы.
Итак, оставим на время Дурака, к которому мы еще вернемся, и продолжим изучение ряда нумерованных Арканов. Поскольку число 21 кратно 3 и 7, мы рассмотрим семь групп по три карты в каждой и три группы по семь карт.
Во всяком развитии необходима тройка, которая, в сущности, образует единицу. В каждом единичном действии можно различить три составляющие: 1. Активный принцип, причина или субъект действия. 2. Действие данного субъекта; его глагол. 3. Объект данного действия, его следствие или результат.
Эти три составляющие неразделимы и взаимозависимы, вот откуда проистекает то три-единство, которое мы находим во всех вещах.
Понять важность данного закона поможет следующий пример. Идея творения подразумевает: 1) творца, 2) процесс творения, 3) сотворенное. Как только один из этих элементов устраняется, исчезают и два остальных, ибо без творца нельзя себе представить ни процесс творения, ни его результат. С другой стороны, творец является таковым только потому, что творит; вне процесса творения не существует ни его, ни результата. Если же, наконец, исключить сотворенное, то есть результат, не останется ни творца, ни процесса.
Обобщая, заметим, что среди элементов тернера первый является преимущественно активным; второй — промежуточным, то есть активным по отношению к следующему элементу, но пассивным по отношению к предыдущему; третий же — сугубо пассивным. Первый соответствует духу, второй — душе и третий — телу.
Такая же взаимосвязь обнаруживается и в Таро, Арканы которого можно сгруппировать следующим образом:
АКТИВНЫЕ 1- 4 — 7 — 10 — 13 -16 — 19 ДУХ
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ 2 — 5 — 8 — 11 — 14 — 17 — 20 ДУША
ПАССИВНЫЕ 3 — 6 — 9 — 12 — 15 — 18 ТЕЛО
АКТИВНЫЕ 1- 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 ДУХ
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ 8 — 9 — 10 — 11 — 12 — 13 — 14 ДУША
ПАССИВНЫЕ 15 — 16 — 17 — 18 — 19 — 20 — 21 ТЕЛО
Сопоставление этих двух таблиц показывает, что Арканы 1, 4 и 7 являются особенно активными, или духовными, Арканы 8, 11 и 14 — промежуточными, то есть связанными с душой, а 15, 18 и 21 — пассивными, то есть связанными с телом. Эти свойства данных Арканов подтверждаются их расположением как среди тернеров, так и среди септенеров
Сефирот дают ключ к первым трем тернерам Таро. Эти девять Арканов составляют единое целое, которому соответствует вторая группа, образованная следующими девятью Арканами.
Теософские суммы чисел, которые занимают в этих тройных тернерах одинаковые положения, равны. Между значениями соответствующих Арканов тоже наблюдается полная аналогия. Но если первая эннеада соответствует Адаму Кадмону, то есть идеальному Человеку, отвечающему божественному замыслу, согласно которому строится вся человеческая индивидуальность, то вторая указывает на Адама земного — Человечество, состоящее из множества обособленных индивидуумов, но в то же время представляющее собой единое и вечное коллективное существо, оживляющее наши временные организмы, которые по отношению к нему являются тем же, чем каждая из наших органических клеток является по отношению к единому целому нашей индивидуальной личности.
Кроме того, эннеада представляет собой не что иное, как утроение тернера «ДУХ, ДУША, ТЕЛО», как видно из следующей таблицы:
Из тех двадцати двух карт, которые, собственно, и есть Таро, на одной не указан порядковый номер. Эта карта называется Дурак и в силу такой своей особенности лишена ранга. Поскольку у этой карты нет номера, ей трудно найти место в колоде. Должна ли она предшествовать Фокуснику (Аркан I) или следовать за Миром (Аркан XXI)? Этот вопрос разрешается сам собой, если карты Таро разложить в форме колеса, как подсказывает нам слово ROTA, которое Гийом Постель вывел из слова TARO. В этом случае Дурак оказывается между началом и концом, где он символизирует иррациональную и непостижимую Бесконечность, из которой мы вышли и куда нам предопределено вернуться.
Расположение в форме колеса очень важно, поскольку образующийся круг естественным образом делится на две половины, в каждой из которых по одиннадцать карт. Для установления взаимосвязей между ними имеет смысл расположить их в два ряда, как показано ниже:
Сравнивая попарно карты из этих двух рядов, нельзя не заметить определенного контраста, в особенности между Арканами 1 и 0, 7 и 16, 10 и 13, 11 и 12.12
Действительно, совершенно очевидно, что Фокусник (1) являет собой разумного и находчивого человека, который точно знает, что он делает, тогда как Дурак (0) безрассуден и слепо шагает, сам не ведая куда.
Колесница (7) с триумфатором возвышается над Домом Божьим (16), с которого падают два человека; так вознесение к успеху связывается в Таро с катастрофическим падением, словно напоминая нам о Тарпейской скале, соседствующей с Капитолийским холмом.
Колесо Фортуны (10) обещает неожиданную удачу, в противоположность Смерти (13), которая символизирует неотвратимую угрозу рока.
Сила (11) противопоставляет созидательную мощь бессилию Повешенного (12), руки которого связаны.
Контраст, хотя и менее заметный, существует и между остальными Арканами, поэтому можно сделать вывод, что каждая половина Таро должна иметь некое общее значение, противоположное значению другой половины.
Как определить эти два общих значения? Сначала у нас возникает искушение приписать первому ряду благоприятное значение, а второму — неблагоприятное, но стоит нам приглядеться повнимательнее, как все сразу встает на свои места. Оказывается, дело не столько в «хорошем» и «плохом», сколько в активности и пассивности.
Первые одиннадцать Арканов отражают развитие агента, который в своей сущности активен, сознателен и самостоятелен, тогда как последние одиннадцать, напротив, представляют пассивного, бессознательного, чувствительного или импульсивного, а также лишенного инициативы субъекта. Не следует, однако, понимать «пассивность» исключительно в плохом смысле. В Посвящении различаются два пути:
Сухой, мужской, рациональный или дорический,и влажный, женский, мистический или ионический. Первый путь основан на развитии индивидуальной инициативы, рассудке и силе воли. Он подходит мудрецу, который никогда не теряет контроль над собой и полагается только на свои силы, не надеясь на помощь со стороны. Второй путь прямо противоположен первому и не связан ни с развитием внутренних свойств, ни с расширением личных энергий. Избрав этот путь, мистик должен развить свое восприятие и не давать, а только лишь принимать.
Это фундаментальное различие нашло свое отражение и в Таро, две половины которого соответствуют двум колоннам Бинера Мужчине и Женщине; Духу (внутреннему активному огню) и Душе (чувствительному окружающему пару); Сере и Меркурию алхимиков.
Каждый из двух рядов Таро разделен на две равные части Арканами 6 и 17, которым предшествуют и за которыми следуют группы по пять Арканов. Таким образом, следует определить значения двух средних Арканов (6 и 17) и этих четырех групп по пять карт.
В каждом из двух путей Посвящения можно различить две стадии: к первой стадии относятся подготовка и учеба, ко второй — практическое применение изученного. Исходя из этого, мы можем составить нижеследующую таблицу:
Следует отметить, что в мужском, или дорическом, посвящении теория предшествует практике, тогда как в женском, или ионическом, все происходит в точности наоборот: пассивный субъект вначале побуждается к практическим действиям и лишь затем к нему приходит понимание. Для того, чтобы развить сознательную деятельность (дорический путь), следует начинать с приобретения знаний, которые связаны с Арканами 1, 2, 3, 4 и 5. Когда обучение завершится, посвящаемого ждет моральное испытание, представленное Арканом 6. Если он успешно пройдет это испытание, ему будет позволено перейти к практической деятельности, направление которой намечено Арканами 7, 8, 9, 10 и 11.
В сфере пассивности (ионический путь) мистическая отрешенность немедленно проявляется в поступках, которые символически представлены в Арканах 12, 13, 14, 15 и 16; затем при помощи внешних влияний, на которые указывает Аркан 17, постепенно достигается просветление, стадии которого отражены в Арканах 18, 19, 20, 21 и 0.
Мы не будем подробно рассматривать свойства двух главных путей Посвящения, поскольку внимание читателя следует в первую очередь сосредоточить на четырех группах по пять Арканов, которые предоставляют ключ к расшифровке всего Таро. Эти группы исключительно важны в силу своей взаимной согласованности, поскольку равнозначные Арканы в них указывают на значение друг друга. Таким образом, если расшифрована первая группа, то по аналогии и с помощью правильной подстановки легко проясняется значение всех остальных, как мы продемонстрируем ниже.
Первая группа Арканов
Папесса (2) и Императрица (3) образуют пары с Императором (4) и Папой (5). Данная группа из четырех карт обособлена от Фокусника (1), и этот факт заставляет нас противопоставить его следующим за ним Арканами. Таким образом, в подготовительной, или теоретической, стадии дорического посвящения кватернер противополагается единице. В том, что касается учебы и интеллектуальной подготовки, единица соответствует мыслящему субъекту. Поэтому Фокусника (1) можно рассматривать как олицетворение «Я», сознательного принципа, отправной точки всякой инициативы. Это простой субъект всего знания, множественный объект которого символизируют четыре перечисленных выше симметричных Аркана. Эта группа Арканов включает в себя двух мужчин и двух женщин, исполняющих мирские или религиозные функции.
Половые различия могут касаться только индуктивного или дедуктивного знания: индуктивное соответствует женскому духу, тогда как мужской интеллект превосходен в дедукции. С другой стороны, эти функции наводят на мысль о древнем разделении наук на священнические, метафизические или абстрактные, и королевские, физические или конкретные. Это приводит нас к следующим толкованиям:
Император (4): Дедуктивная королевская наука; Математика и другие точные науки, применимые к конкретному.
Папа (5): Дедуктивное священническое знание; религиозная Философия, Онтология, Каббала, Эзотеризм.
Аркан 6 (Влюбленный) знаменует переход от теории к практике, от подготовительной учебы к применению знаний. Поскольку он связывает Арканы 5 и 7, Колесница (7) указывает на применение на практике знаний и моральных качеств полностью обученного посвященного, которого символизирует Папа (5). Аналогичная связь существует между Арканами 8 и 4, 9 и 3 , 10 и 2, 11 и 1. В каждом случае Аркан второй группы применяет на практике то, что равнозначный Аркан первой группы содержит только в потенции или в теории. Пассивный ряд Таро представляет собой, так сказать, перевернутое отображение активного. Таким образом, взаимосвязь между всеми 22 Арканами можно представить в виде следующей схемы:
Трансцендентное и абстрактное учение, провозглашаемое Папой (3) с его незыблемого престола, применяет на практике торжествующий хозяин Колесницы (7), который путешествует по миру на подвижном троне. Этот разумный посланник повсюду приспосабливает идеальное к практическим нуждам. Он борется с жестокой действительностью и преобразует ее, согласовывая противоположности: дух и материю, эгоизм и альтруизм. Он — судья, миротворец, мудрец, который правит благодаря своим знаниям и моральному авторитету.
Математическая точность (Император, 4) в сфере морали превращается в Справедливость ( , поскольку ћсправедливость — это не что иное, как математика в действии, на практике», как верно заметил фурьерист Берто-Гра, цитируемый Лакюриа. Дедуктивная королевская наука показывает нам, как привнести в мир порядок; она расставляет все по своим местам и тем самым обеспечивает стабильность, равновесие и правильное функционирование. Поэтому Аркан 8 мы можем связать с мудростью, которая сохраняет, заведует и управляет.
Индуктивную мирскую науку (Императрица, 3) развивает Отшельник (9), символизирующий ученого, который постепенно и очень осторожно проясняет тайны природы.
Колесо Фортуны (10) обещает успех в практических делах человеку, который использует свою интуицию (Папесса, 2). Для того, чтобы извлечь пользу из превратностей судьбы, нужно уметь предвидеть.
Сила (11) принадлежит Фокуснику (1), который полностью осуществил свой план.
Для того, чтобы понять значения Арканов 0, 21, 20, 19 и 18, достаточно ћперевернуть» значения первых пяти Арканов.
Дурак (0), в противоположность Фокуснику (1), являет собой пустого человека, «Я» которого, будучи лишенным контроля и всякой личной инициативы, подчиняется абсолютно всем внешним влияниям.
Мир (21) представляет Великое Всё, которое воздействует на чувствительного человека и вводит его в экстаз. Экстатические способности являются в пассивной сфере тем же, чем в активной сфере является интуиция (Папесса, 2).
Суд (20) противопоставляет непосредственную и стихийную природу вдохновения исследовательскому усердию и терпеливости Императрицы (3), олицетворения индуктивных королевских Наук.
Солнце (19) является источником того духовного света, который вдохновляет художника и поэта. Озарение гения противопоставлено математической точности (Император, 4), тем не менее искусство, осознанно или нет, подчиняется строгим правилам, то есть, в конечном счете, закону чисел.
В активном ряду интеллектуальный синтез сугубо рационален (Папа, 5); в пассивном же он основывается на воображении. Луна (18) излучает неясный свет, который зачастую вводит в заблуждение, подобно миражам воображения.
Звезды (17) связаны с судьбой. Они определяют участь пассивного человека, которому не нужно выбирать свой путь самостоятельно, в отличие от дорического посвященного, который представлен Влюбленным (6) и, подобно юному Геркулесу, призван выбирать между Пороком и Добродетелью.
Возбужденное воображение (Луна, 18) вызывает к жизни сумасбродные прожекты, осуществление которых может привести только к краху, представленному Домом Божьим (16). Аркан 16 указывает на все химерические предприятия, ведущие к прямой противоположности триумфа (Колесница, 7).
Тот, кто наделен даром художника (Солнце, 19), способен заниматься оккультными искусствами. Своими заклинаниями он воздействует на душу мира, магический агент, символом которого выступает Дьявол (15). Этот Аркан противопоставляет беспокойство и высвобождение иррациональных инстинктов обычному спокойствию и логике Справедливости ( .
Вдохновленный человек (Суд, 20) восприимчив не только интеллектуально. Работая над чем-либо, он привлекает к себе универсальный жизненный флюид, который он потом может передавать другим. Именно этот флюид Умеренность (14) переливает из одного сосуда в другой. Купание в океане этого флюида противопоставлено аскетизму и полному уединению Отшельник (9).
С экстазом (Мир, 21) связана способность восстанавливать, дающая новую жизнь тому, что скошено Смертью (13). Антагонизм Арканов 10 и 13 очевиден с первого взгляда; они символизируют соответственно добрую удачу и ужасный рок.
Повешенный (12) представляет человека, который жертвует собой ради других. Здесь пассивность Дурака (0) приобретает утонченный характер. Она способствует осуществлению Великого Делания, завершение которого знаменует конец пути мистического, тогда как путь естественный, или позитивный, оканчивается, как мы уже видели, в Силе (11).
Итак, мы уже располагаем кое-какими сведениями, но они еще слишком скудны и потому нуждаются в постепенном пополнении. С этой целью давайте еще раз попарно сравним Арканы из двух рядов Таро.