Таро для гадания папюс
Отношение к искусству предсказания всегда было двояким. С одной стороны, человечество суеверно верило всевозможным оракулам, сивиллам и гадателям, с другой же стороны, дело осложнялось тем, что против самой возможности гадания восставало чувство реальности: как можно предсказать то, что еще не произошло? Дело осложнялось тем, что уже во времена античности на одного искусного гадателя (учтите, что мы не называем их волхвами или чародеями, ибо полагаем, что способность прорицания доступна самому обычному человеку) приходилось по меньшей мере с десяток шарлатанов (тенденция эта сохранилась до наших дней).
Человечество освоило по меньшей мере две-три сотни различных гадательных методик, из которых примерно половина утвердительно-отрицательные (то есть отвечающие на вопрос односложно «да» или «нет»), одна треть ищут смысл в совпадении буквосочетаний и лишь небольшая часть толкует различные выпавшие человеку символы. Символы могут быть какими угодно: это может быть сочетание чаинок в чашке выпитого человеком чая, сочетание очков на костяшках домино или игральных костей или, наконец, карточные символы.
Разумеется, во всех этих символах смысла ровно столько, сколько им придает человек. Кстати, буквы – это точно такие же символы, но передающие звуки речи и слова. Буквы неизвестного языка ни о чем нам не скажут. Но жителю этой страны они откроют целый мир. Не будем вдаваться в теорию символов глубоко, (она не менее сложна, чем высшая математика), скажем лишь, что символ помогает сделать невидимое видимым; перевести информацию, содержащуюся в подсознании в скрытой форме, в форму раскрытую, доступную истолкованию и восприятию сознанием. Таким образом, гадатель объясняет спрашивающему лишь то, что тот в действительности уже знает сам – недаром в большинстве систем гадания определять или выбирать символы должен спрашивающий.
Так же и карточные гадания могут быть пустым времяпрепровождением для непосвященного и увлекательнейшим занятием для того, кто даст себе труд прочесть эту книгу. Самые ранние из найденных карт относятся к XIII–XIV векам. И к тому же периоду относятся первые запрещения карточной игры. Карты пробудили в человеке чувство азарта, открыв ему вначале дорогу к обогащению, ведь само слово «Таро» (или «Тарот») часто переводят как «дорога владык». Возможность быстро и беспроблемно обогатиться настолько увлекла людей, что довольно долгое время эзотерическому значению карт никто не придавал никакого значения. Впрочем, гораздо большее количество людей напрочь разорились в ослеплении азарта, а те, кто в совершенстве овладел искусством карточной игры или шулерства, как правило, плохо кончали. Известен ли кому-либо карточный игрок, который, сказочно разбогатев на игре, оставил бы казино и зажил мирной, обеспеченной и безмятежной жизнью? Увы, как правило, выигравший, как бы много он ни выиграл, вновь стремится к зеленому столу, чтобы вновь и вновь сразиться с судьбой. Так что довольно длительное время карты Таро были источником азарта наряду с рулеткой и костями.
Их новое, необычное открытие состоялось в последние 200 лет. Изучавшие их эзотерики (Кур де Жеблен[1], Эттейла, Мария Ленорман, Элифас Леви, Папюс, А. Е. Уайт, А. Кроули) считали, что восстанавливают некогда действительно существовавшее знание, приводя рисунки карт в соответствие с такими эзотерическими дисциплинами, как астрология, каббалистика, магия и др. Были сделаны попытки сравнить Таро с различными системами знаков, но приходилось менять местами буквы или знаки, что-то вставлять, что-то отбрасывать и т. д. Были попытки сопоставить Таро и с русским алфавитом, однако успеха они не имели.
Вокруг происхождения Таро ходит достаточно много овеянных мистическим туманом легенд. Их создание приписывают и египетскому богу Тоту и мифическому ученому Гермесу Трисмегисту. В 1781 году французский лингвист Кур де Жеблен утверждал, что само понятие «тарот» было основано на древнеегипетском ритуале, связанном с культом бога книг и письменности Тота, составившего «книгу» египетской мудрости. Другие думают, что оно происходит из Индии, из Марокко, как графический «язык». Иные даже уверяют, что египетским жрецам это знание передано из самой Атлантиды. Многие считают, что цыгане привезли его с собой по прибытию в Европу в 1417 году (однако есть сведения, что к тому времени игральные карты, то есть Младшие Арканы Таро, уже использовались).
По одной из версий, Арканы Таро представляют собой чудесным образом дошедшую до нас египетскую иероглифическую книгу, состоящую из 78 таблиц. Известно, что в Александрийской библиотеке, кроме папирусов и пергаментов, было много книг, состоящих из большого числа глиняных или деревянных таблиц. Предание гласит, что некогда это были медали с выбитыми на них изображениями и числами, затем металлические пластинки, далее – кожаные карты и, наконец, карты бумажные.
Колода магических карт Таро включает в себя 56 числовых и «придворных» карт – они называются Малыми Арканами – и 22 символические карты Старших Арканов. Малые Арканы (56 карт) состоят из четырех мастей: Жезлы (трефы), Кубки (черви), Мечи (пики), Денарии (бубны). Каждая масть содержит по 14 карт: король, дама, всадник, валет и числовые карты от туза до десятки. Старшие Арканы (22 карты) имеют большое количество взаимосвязанных значений. Слово «Аркан» возводят к латинскому «арканум» – «тайна».
Старшие Арканы делят на три серии по 7 карт, помеченных цифрами от 1 до 21. Первые семь карт относятся к интеллектуальной сфере жизни человека, карты от 8 до 14 относятся к нравственной сфере, карты от 15 до 21 означают различные события материальной жизни. Двадцать вторая, или Нулевая карта – «Шут» – помещается между 20 и 21, по своему значению она равна всем 56 картам Малых Арканов, это душа человека.
Исследованием и практикой Таро занимались и многие философы и духовные лидеры XX века, не причислявшие себя к герметической традиции, – от Успенского и Ошо до Юнга и Тимоти Лири. Так что Таро, несомненно, обладает мощным эгрегором. В герметической традиции считается, что древние евреи получили свои эзотерические знания у египтян, поэтому двадцать две буквы и десять Сефирот Каббалы – основа системы Таро – имеют, в сущности, египетское происхождение. Согласно легенде, в Древнем Египте имелся храм, в котором проводились мистерии оккультного посвящения. Каждая из последовательных ступеней инициации проводилась в особой комнате. Всего их было 22. На стенах комнат имелись символические картины, от которых впоследствии произошли Великие Арканы Таро. Подробный рассказ об этих мистериях и о древних картинах Таро можно найти в книге «Египетские мистерии», приписываемой Ямвлиху и переведенной на русский язык издательством «София». Некоторые исследователи оспаривают египетское происхождение Таро. Действительно, кроме сочинения, приписываемого Ямвлиху, и преданий герметических орденов, у нас нет доказательств существования «Книги Тота» (Великих Арканов Таро) в Древнем Египте. Древнееврейские каббалистические корни прослеживаются в Таро гораздо четче, и скептически ориентированные адепты Таро предлагают считать отправной точкой в истории этой системы 300 год нашей эры – примерную дату создания «Сефер Йецира», фундаментального труда по Каббале, в котором детализируется астрологический символизм еврейского алфавита, легший в основу Таро.
Таро обобщает символическую систему герметизма. Как удачно выразился небезызвестный исследователь оккультизма П. Д. Успенский, «Таро по отношению к метафизике представляет то же самое, чем являются счеты по отношению к арифметике».
Источник
Таро Папюса: легенда и история, знакомство с колодой и автором
Предсказательное Таро – колода работы великого французского эзотерика Жерара Анкосса, сочетающая простой графический стиль и удивительную смысловую глубину. За свою более чем вековую историю она выдержала несколько десятков переизданий и до сих пор пользуется огромной популярностью.
Немного о создателе колоды
Жерар Анкосс (Папюс) являлся автором более двадцати книг и множества статей оккультной тематики. Самыми известными его работами признаны “Цыганское Таро”, первое издание которого вышло в 1889 году, и не менее занимательный труд “Предсказательное Таро”, предложенный вниманию публики двумя десятилетиями позже. Анкосс считается одним из самых видных представителей так называемой “французской” школы тарологии и авторитетом в области оккультизма. Очень рано (в возрасте семнадцати лет) приняв посвящение в одну из масонских лож, мсье Жерар активно занимался изучением магии, мантики, каббалы.
В 1887 году Анкосс становится соучредителем ордена Мартинистов, общества, члены которого посвятили себя изучению тайн мироздания. Интересно, что в отличие от множества подобных организаций, орден сумел выжить и продолжает свою миссию в век космических полетов и интернета. Тогда же Жерар открывает для себя учение Блаватской, но его общение с последователями махатм непродолжительно: молодому человеку не нравилась чрезмерная увлеченность восточными учениями.
Годом позже Анкосс участвует в создании ордена Розы и Креста, еще одной организации-долгожительницы. Несмотря на бурную общественную жизнь, Жерар успевает заниматься образованием: защитив шесть лет спустя диссертацию, становится доктором медицины. Уже в зрелом возрасте он принимает литературный псевдоним “Папюс”. Медик-оккультист отличался выдающимся чувством юмора и умел смеяться над собой: человек более серьезного склада не выбрал бы в качестве псевдонима имя забавного персонажа из классической комедии.
Легенды и история
Во время написания “Предсказательного Таро” большая часть Европы (Франция – в особенности) переживала увлечение египетскими древностями. Среди тогдашних оккультистов бытовала легенда о том, что все свои экстраординарные знания жители царства фараонов получили от переселенцев из гибнущей Атлантиды. Ушлые беженцы научили предков египтян письму, счету, строительству, медицине, но главным их подарком стали Арканы Таро, изображающие все процессы, происходящие во вселенной. Благодарные туземцы сперва высекли их на огромных каменных плитах, затем скопировали на металлические пластины размером поскромнее, а там и до папируса было недалеко. В мрачный период заката египетско-эллинской культуры группа жрецов превратила набор сакральных символов в азартную забаву. Так карты Таро стали еще одной (далеко не первой и точно не последней) игрой, претендующей на роль вместилища древних тайн.
Скорее всего, Папюс разделял точку зрения большинства. В своей второй книге “Предсказательное Таро” доктор предложил публике полную, восстановленную лично им, систему египетского предсказания судьбы. На восстановление древних тайн у него ушло более двадцати лет. Кроме учения жрецов, в книге имелись страницы с черно-белыми рисунками карт работы Габриэля Гулина. Арканы следовало аккуратно вырезать и наклеить на плотный картон. Считалось, что подобные манипуляции увеличивают “сродство” колоды с гадателем, который теперь мог считаться одним из творцов своего набора. Новая колода доктора была выполнена (несложно догадаться) в стиле земли пирамид. Люди в странных одеждах, сфинксы, крокодилы, львы… экзотика. Публика была в восторге.
В 1982 году Таро было переиздано в США. Художник проделал нешуточную работу: устаревшие рисунки следовало перерисовать в более современном стиле, улучшить, раскрасить, словом, угодить избалованному американскому потребителю. Вдохнуть новую жизнь в творение мсье Жерара согласился соотечественник Папюса, Стефан Оливье. Француз оказался мастером своего дела, и раритет засиял новыми красками.
В начале 90-х республики бывшего Союза накрыл вал оккультной литературы. Не обошлось без первых книг по Таро, немного погодя возник спрос и на сами карты. Одно из ныне позабытых издательств заказало художнику, имя которого затерялось во мраке истории, копию колоды Папюса. Исполнитель оказался творческим человеком: карты копировать не стал, нарисовав почти что оригинальную колоду, впоследствии известную как первое Русское Таро. О авторском праве в странах победившего дикого капитализма еще не знали и знать не хотели, потому и стал новый набор пираткой чистой воды. Сейчас можно отыскать как исходную монохромную, так и более современную цветную версии Предсказательного Таро.
Описание
Каждому из Старших Арканов в системе Папюса соответствует планета, знак зодиака, стихия, число и литеры сразу нескольких алфавитов. Парад Козырей открывает Маг, непоседливый Шут нашел свое место между Судом и Миром, в колоде он двадцать первый. Правосудие оказалось на восьмом месте, Сила – на одиннадцатом. Жерар Анкосс особое значение придавал второму Аркану: Папессе (Жрице). Считалось, что под видом величавой женщины в высоком головном убор и лицом, закрытым вуалью, подразумевается Изида Урания, богиня мудрости и оккультных знаний, покровительница тайных обществ. Она сидит на троне между двух колон – символов масонства, в руках женщины – книга мудрости.
Имя “Изида” красной нитью проходило через жизнь Папюса. Он был близко знаком с Еленой Блаватской, труд всей ее жизни “Разоблаченная Изида” оставил в душе Жерара неизгладимое впечатление. Один из своих журналов Папюс назвал “Вуаль Изиды”, на титульном листе другого, под названием “Misteria”, была изображена богиня мудрости. Позже, уже в России, ученики Папюса, издают новый журнал “Изида”, в котором публикуют переведенные труды наставника и работы других ведущих эзотериков. Современные оккультисты считают египетскую богиню покровительницей (кроме всего прочего) колод, созданных Анкоссом, дарующей последователям высокую точность предсказаний. В колоде 16 придворных карт, в каждой масти:
Недостаток – отсутствие иллюстраций номерных карт (их в наличие 40). Для опытных гадателей это не проблема, но начинающим придется потрудиться, запоминая значения. Папюс проделал большую работу, систематизируя, упорядочивая, упрощая, делая более доступным для тогдашнего обывателя учение своего предшественника Эттейлы, но язык, которым было написано “Предсказательное Таро” может показаться тяжеловат современному читателю. В таком случае изучение системы следует начать с книг последователей мсье Жерара, написанных уже в нашем столетии.
Знакомство с колодой и ее проработка
Дитя неспешного XIX века, Папюс считал, что с оракулом следует обращаться уважительно.
- Колоду надлежало хранить в специально приобретенной шкатулке, предварительно обернув чистой тканью (вышивка в виде букв еврейского алфавита или египетских иероглифов приветствовалась).
- Стол перед сеансом должен быть накрыт скатертью зеленого цвета.
- К гаданию приступать только в состоянии душевной чистоты и полного спокойствия.
- Карты тасовать три раза (не больше и не меньше!).
- Снимать левой рукой.
Время вносит свои коррективы. Старые традиции иногда соблюдаются, но чаще колода пылится на тумбочке, а прорицать будущее начинают “по порыву души”. Несмотря на такое неуважение, Таро работает. В своей книге Папюс описал более десятка способов гаданий при помощи как Арканов, так и обычных игральных карт. Мэтр рекомендует сначала найти в колоде карту, символизирующую вопрошающего, окружить ее Старшими Арканами, означающими главные события в его судьбе, затем выложить внешний круг Младших. Согласно старой французской методике, Старшие и Младшие Арканы тасовались отдельно, при анализе проблемы использовалась только одна масть (для торговых дел подходили Денарии, за карьеру отвечали Посохи, “на любовь” раскладывались Кубки, узнать причину всяческих несчастий помогали Мечи).
“Картой вопрошающего” обычно были Император для мужчин, женщину же обозначала Императрица. В картах Папюса при гадании на человека влюбленного, в центре расклада размещался Король Кубков. После приобретения колоды не стоит сразу засыпать ее десятками вопросов: это не лучший способ “подружиться” с ней. Каждый магический инструмент требует уважения к себе, и карты Таро не исключение.
Прежде чем приступить к знакомству с классическим набором карт, рекомендуется ознакомиться с работами ее создателя, трудами его предшественников и современников, словом, проникнуться духом эпохи. Это поможет начинающему тарологу понять логику автора, оценить потенциал колоды, найти подсказки, спрятанные в каждом рисунке.
Систему Папюса никак нельзя назвать простой. Для ее полного понимания гадательных должен иметь хотя бы поверхностные познания в астрологии, нумерологии, каббале, мистическом символизме. Метод интуитивного изучения, столь популярный в наше время, часто дает сбои: любая хорошая колода имеет несколько смысловых слоев; работа со всеми ими без должной теоретической подготовки не представляется возможной. Сама колода довольно универсальна: ее можно использовать как для самопознания, так и для решения повседневных проблем. Это на руку начинающему: он получает возможность практиковаться в простейшем “Ежедневном гадании” задавая оракулу бытовые вопросы и проверяя ответы по истечении дня. Через пару недель стоит перейти к более сложным раскладам. Удачи!
Источник