Дэвид Боуи как художник: Алистер Кроули, магия, оккультизм, каббала и карты таро
Автор фото, Geoff MacCormack
Боуи в 1975 году, когда создавалась «Магическая серия»
В ноябре 1975 года Дэвид Боуи, выступая в необычной для себя роли — не музыканта, а художника — создал пять шелкографий, вдохновением для которых стало его увлечение идеями, учением и практикой английского мистика, мага и оккультиста первой половины XX века Алистера Кроули.
Эти работы Боуи объединил названием «Магическая серия — Любовники, Смерть, Звезда, Луна, Земля». Несмотря на всю невероятную популярность и притягательность артиста, огромный интерес ко всем разнообразным аспектам его творчества, шелкографическая серия Боуи до сих пор остается малоизвестной даже самым преданным его поклонникам.
Выставлялись они лишь однажды — на проходившей уже свыше двадцати лет назад в Лондоне выставке «Дэвид Боуи: новое афро-язычество 1975-1995».
Сегодня эти работы представлены на обозрение в лондонской галерее Masterpiece Art. Выставка, ссылаясь на знаменитый образ Майора Тома, впервые придуманный Боуи еще в 1969 году в его самом первом хите Space Oddity и прошедший с ним через все творчество вплоть до последнего, вышедшего буквально накануне смерти альбома Blackstar, называется From Major Tom to Major Arcana — «От Майора Тома до Майора Аркана».
Arcana — тайна, загадка, непознаваемое — термин, применяемый в используемых со времен средневековья для гадания на магических картах таро.
Кроули
Автор фото, Keystone
Мистик-оккультист Алистер Кроули оказал огромное влияние не только на Боуи, но и на многих других рок-музыкантов
Кроули с присущей ему тягой к мистике и оккультизму настолько увлекался картами таро, что в 1944 году под псевдонимом «Мастер Терион» опубликовал «Книгу Тота». Таро Тота — созданная Кроули вместе с художницей Фридой Харрис оригинальная колода так называемых «карт Тота». Тот — древнеегипетский бог мудрости, знаний, Луны, покровитель библиотек, ученых, чиновников, государственного и мирового порядка.
Тогда же был отпечатан и первый пробный тираж (200 экземпляров) колоды. Из-за разногласий вокруг авторских прав эта работа Кроули оставалась практически неизвестной вплоть до 1969 года, когда она вновь была переиздана.
Публикация совпала со всплеском нового интереса к Кроули. Толчок к нему, как и ко многим другим культовым феноменам 60-х, первыми дали «Битлз». После того, как в 1967 году лицо загадочного мистика появилось в толпе знаковых фигур на обложке «Сержанта Пеппера», он стал иконой контркультуры.
Но если для «Битлз», точнее для Леннона, который и предложил включить Кроули на обложку «Сержанта», это было мимолетным увлечением и ограничилось одним-двумя упоминаниями в интервью, то на других рок-музыкантов сатанизм и оккультизм оказали более серьезное влияние.
Одна из главных песен Rolling Stones Sympathy for the Devil (1968) стала переломной в трансформации имиджа группы от просто «плохих парней» к воплощенному дьявольскому началу, апогеем которого стала трагедия на их концерте в Альтамонте в декабре 1969 года.
Эстафету быстро подхватили Black Sabbath, и в самом названии которых, и в тематике песен (особенно дебютного альбома), сатанизм лился из каждого звука, из каждого имиджа. А в 1980 году Оззи Озборн посвятил своему кумиру песню Mr. Crowley.
Однако самыми известными и глубокими приверженцами и последователями Кроули стали Джимми Пейдж, гитарист и идеолог Led Zeppelin, и Дэвид Боуи.
У Пейджа этот интерес трансформировался в увлечение магической символикой, особенно явственной на обложке вышедшего в 1971 году четвертого альбома группы — смысл помещенных на ней знаков до сих пор не разгадан, а сам Пейдж от каких бы то ни было пояснений уклоняется.
Поиск скрытых смыслов
У Боуи же оно вылилось в попытку собственной интерпретации порожденной Кроули визуальной образности его карт Тота.
«В 1970-е годы Боуи увлекся исследованиями оккультизма: поиском скрытых сил и смыслов, попытками выйти за пределы сознания в мир невообразимых богатств и опасностей. Именно этот поиск запредельного и вдохновил его на художественные эксперименты. В них он пытался преодолеть хорошо известные техники и методы, выйти на материалы и средства, которые помогли бы ему преодолеть ограничения и подавления окружающей его повседневной действительности» , — так писал об этом опыте в книге «Человек который продал мир: Дэвид Боуи и 1970-е» биограф музыканта Питер Доггет.
Весной 1975 года, поселившись в Лос-Анджелесе, Боуи тесно сблизился с Пейджем и с еще одним рьяным поклонником Кроули — кинорежиссером Кеннетом Ангером.
Это был один из самых мрачных периодов в жизни Боуи. Музыкально он отражен в записанном той же осенью 1975 года альбоме Station to Station — метафора и стояний Христа на Крестном пути, и каббалистского «Древа жизни». Здесь же появляется и одна из самых мистических, пронизанных фашистскими ассоциациями персон Боуи — Thin White Duke, Изможденный Белый Герцог.
Автор фото, Jorgen Angel
Боуи — Thin White Duke (Изможденный Белый Герцог) во время тура Station To Station. Театр Falkoner в Копенгагене, 29 апреля 1976 г.
«Магическая серия» — визуальное воплощение того поиска, того пути, который Боуи проделывал в то время. Более того, в качестве обложки альбома Station to Station предполагалась поначалу сделанная фотографом Стивом Шапиро фотография Боуи, рисующего мелом на полу каббалистическое Древо Жизни — так как его изображал Кроули.
В 1997 году Боуи заявил, что никогда по-настоящему не верил в учение Кроули, и что самопровозглашенный мистик и мессия на самом деле не кто иной, как шарлатан. Как бы то ни было, Кроули оставил заметный след в творчестве музыканта, а тот факт, что в 1998 году Боуи переиздал «Магическую серию», подтверждает значимость этой работы для него самого спустя почти четверть века после ее создания. Сам он, однако, нигде и никогда — во всяком случае, публично — о смысле и значении для себя «Магической серии» не говорил.
Ну и, наконец, к оккультной символике Боуи вернулся в последнем, ставшим по сути дела его духовном завещанием, альбоме Blackstar. В клипе к песне Lazarus, само название которой символизирует воскрешение из мертвых, Боуи одет в тот же костюм, в котором Стив Шапиро запечатлел его во время воссоздания нарисованного когда-то Кроули Древа Жизни. Следует ли нам это понимать как подтверждение того, что каббала, метафизика и оккультизм занимали Боуи до самого конца его дней?
Магическая серия
Как бы то ни было, но «Магическая серия — Любовники, Смерть, Звезда, Луна, Земля» — не только художественная реакция Боуи на соответствующий образ карт Тота Кроули, но и отражение духовных поисков артиста в один из самых противоречивых, тяжелых и переломных моментов его жизни.
Работы Боуи интересно воспринимать в непосредственном соседстве с вдохновившими их картами из «Книги Тота» Алистера Кроули. Так они представлены в Masterpiece Art Gallery, так же мы предлагаем их и вашему вниманию — Кроули слева, Боуи справа.
Комментарии куратора выставки Алекса Казенса.
Источник
Галерея Стармэн таро
Пару месяцев назад я стала обладательницей этой удивительной, поистине водолейской колоды таро.
«Starman» – это название известной песни Дэвида Боуи, британского рок-музыканта, автора песен, продюсера, актера и эзотерика. Этот сингл стал основой данного таро, идея создания которого родилась у Дэвида Боуи и его друга Дэвида Де Анджелиса еще в 1995 году. В песне поется о самой жизни с рождения и до смерти, и многие люди понимают ее, как гимн надежды на лучшее будущее. Авторы воплотили в «Стармэн Таро» цветной мир энергий и инопланетных чудес. Дэвид Боуи ушел из жизни в 2016 году, и Дэвид Де Анджелис завершал работу над колодой один. В какой-то степени Таро стало прощанием с музыкантом и в то же время продолжением его творчества.
Источник
О творчестве Дэвида Боуи я узнала еще в детстве. Был тогда один занимательный фильм для детей, “Лабиринт”, в котором Дэвид Боуи играл короля гоблинов. Он также снялся в широко известном фильме “Голод”, про вампиршу Мириэм и ее спутника Джона. Не могу сказать, что творчество Боуи-певца было как-то созвучно моей душе, но как актер он мне импонировал. Дэвид Боуи вообще был весьма разносторонне развитой и интересной личностью. Его называли британской рок-иконой. Актер, певец, художник, все его творчество пронизано инаковостью. Он не боялся ломать шаблоны.
Парень с молнией на лице
Зигги Стардаст (англ. Звёздная пыль) — вымышленный персонаж, созданный Дэвидом Боуи, являющийся центральной фигурой его концептуального глэм-рок-альбома “The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars” и образ которого развивается в альбоме Aladdin Sane. Зигги Стардаст — это бисексуальный андрогинный человекоподобный марсианин, который пытается подарить человечеству послание надежды в течение пяти лет, которые он провёл на Земле. Именно этот образ лег в основу созданной художником Дэвидом де Анджелисом колоды Стармэн таро. Интересно, что именно в этой колоде как в никакой другой цифра I по написанию идентична местоимению “я” (I), и ассоциируется именно с самим Боуи. Боуи – мастер драматургии. Именно энергией драмы наполнены и карты этой колоды. Колода позиционируется ее создателем как колода для пробуждения творчества, интереса к собственному развитию.
Маг – Зигги Стардаст
Зигги, несомненно, помог пробиться идее, что ты можешь создать свой собственный способ обращения с окружающим миром или со своим собственным миром, со своим периодом времени. Что тебе вовсе незачем укладываться в рамки, определенные для тебя кем-то другим. И если ты хочешь, ты можешь быть очень радикальным — не имея в виду обычный политический жаргон, — в том, как подойти к собственной жизни, собственной сексуальности, собственному стилю одежды. Идея самосоздания, или пересоздания, до тех пор никем не была заявлена.
Дэвид Боуи, декабрь 1972 г.
С галереей колоды можно познакомиться ЗДЕСЬ.
Источник
Стармэн Таро. Starman Tarot
«Starman» — это название знаменитого сингла Дэвида Боуи, британского культового музыканта, рок-певца и эзотерика. Героем сингла, а затем и псевдонимом Боуи, стал вымышленный персонаж Зигги Стардаст (Звёздная пыль). В песне отражена жизнь героя от начала и до конца. Эта же концепция легла в основу Таро, которое Дэвид Боуи задумал в 1995 году. Разработка совместно с дизайнером Дэвидом де Анжелюсом длилась около 10 лет и в результате была создана креативная и эффектная колода, особенностью которой стало то, что в персонажах карт запечатлён сам Боуи. В фантастических образах воедино сплелись алхимические, магические и оккультные символы, буддийские и каббалистические традиции, соединив загадочные тайны прошлого и веяния будущего.
Дэвид де Анжелюс описывал свой опыт творческого сотрудничества с Боуи так:
«Когда я работал с Боуи, у меня всегда было ощущение, что сейчас произойдет что-то удивительное и невозможное. Я словно переходил в царство, где все обычное становилось необычайным, а идеи обладали особым качеством, таким, что они становились практическим осязаемыми для меня. . Боуи — словно энергетический магнит, притягивающий творческие идеи. В следствие чего реальность становилась будто бы чувствительнее и одаривала нас разного рода неожиданностями».
Сам Боуи называл работы Анжелюса «мощной визуальной алхимией», а его самого «визуальным алхимиком».
Сегодня пришла колода, я в восторге, упаковка — плотная коробочка с крышкой, сами карты по размеру больше стандартных ЛоСовских колод, что приятно удивило. Глянцевые и яркие, покупкой очень довольна.
Очень интересная колода. На мой взгляд, с характером! знакома со многими колодами, но эта — нечто. Она ревнива))) и откроется не сразу. Но она очень глубокая. Фантастическая! Качество хорошее, непривычно, конечно, что настолько большие, тасовать сложно. НО, я очень довольна приобретением. Спасибо магазину!
Вчера получила посылку, очень быстрая отправка. Магазину спасибо! Буду еще у вас заказывать товары. По поводу колоды — шок, наслаждение, космос, загадка, параллельный мир — я в восторге.
Источник