- Толкование и значение имени Тарас
- Значение имени для мальчика
- Характер имени Тарас
- Судьба имени Тарас в любви и браке
- Совместимость с женскими именами
- Таланты, профессия, карьера
- Тарас Бульба — характеристика и биография
- Место в литературе
- Краткая характеристика
- Детство и юность
- Жена и дети
- Значение образа в наше время
- Характеристика Тараса Бульбы
- Краткая характеристика
- Цитатная характеристика
- Портрет
- Внешность
- Черты характера и поступки
- Характеристика Тараса Бульбы другими героями
- Остап
- Андрий
- Товарищи-казаки
- Характеристика Тараса Бульбы по главам
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Народная характеристика
- Речевая характеристика
- Авторская характеристика
- Биография
- Образ Тараса Бульбы
- 5 фактов о Тарасе Бульбе
- Вывод
Толкование и значение имени Тарас
Что означает имя Тарас: «мешать», «возмущать».
Происхождение имени Тарас: древнегреческое.
Имя произошло от древнегреческого Тарасиос, которое образовалось от слова «тарассо». Тарас переводится как «смешивать», «возмущать». Еще одно значение имени Тарас — «смутьян». Он обладает сильной волей, с детства верит в своё яркое будущее, любит помогать людям. Идеальная профессия для него – врач или спасатель. Тарас имеет творческие способности, которые следует развивать – это поможем ему стать успешным.
Сокращенное имя: Тарасик, Тараска, Ася.
Какое отчество подходит к имени: Ильич, Кимович, Петрович, Никитович, Павлович, Иванович, Эдуардович.
Имя «Тарас» на английском (перевод) Taras.
Значение имени для мальчика
Раннее детство: Это подвижный и упрямый ребенок, всегда сумеет настоять на своем. Друзей у него немного, он очень обидчив и тяжело реагирует на детские шалости, задевающие его. Спокойно и с чувством юмора он не может отнестись, когда ему кричат: «Тарас Бульба!», вспоминая героя Н.В. Гоголя. Тарас замыкается в себе, становится неуверенным и еще более ранимым. Родителям необходимо много терпения, чтобы научить ребенка мягче относиться к людям и легче — к себе.
Подросток: Тарас коммуникабелен, не укладывается в рамки привычных стереотипов, поэтому многие в нем разочаровываются. Его нужно принимать таким, каков он есть, и тогда вы не пожалеете о своем терпении. Его часто преследует чужая зависть, но недруги явно побаиваются Тараса. Близких друзей у него мало. Парень с этим именем немногословен, но к нужному человеку всегда найдет подход. Не честолюбив, неохотно берется за новое дело. Своими идеями Тарас охотно делится с окружающими, хотя сам он частенько лишен возможности их реализовать.
Взрослый: Мужчина Тарас обладает сильной волей, нестандартным, несколько парадоксальным мышлением, не поддается чужому влиянию. Парень с этим именем упрямый, стойкий к неудачам, принимает их так же ровно, как и победы, но не умеет просчитывать ситуацию на много ходов вперед. Запутанные дела Тарас решает одним махом, режет правду-матку в глаза и окружающим это не слишком приятно, но зато все знают, что камень за пазухой он не держит. Тарас часто весьма талантлив, но не всегда умеет реализовать свои возможности. К достижению поставленной цели идет прямым и далеко не самым легким путем.
Характер имени Тарас
Положительная характеристика имени: В характере Тараса преобладает своеволие и решительность. Он стремится выделиться из своего окружения. Парень с именем Тарас быстро становится лидером, в нем есть какая-то притягательность и, может быть, даже странность, которая основана на сочетании способности принимать быстрые волевые решения и склонности к сомнениям.
Отрицательная характеристика имени: Имя Тарас приносит внутренние сомнения и недостаток чувства юмора. Мужчина, названный Тарасом, довольно активно стремится к самоутверждению, проявляя чрезмерную напористость. Для него характерны некоторая угрюмость, флегматичность и отстраненность, обеспечивающие, по его мнению, вес в обществе и подчеркивающие самостоятельность.
Судьба имени Тарас в любви и браке
Обещает ли счастье в любви значение имени Тарас? С общепринятой точки зрения брак будет хорошим, но пройдет через суровые испытания, через разочарование из-за родственников.
Тарас любит женщин и любим ими. В семье лидер, жене придется к нему приспосабливаться. Для него имеет особое значение домоседство. Детей любит, но его любовь выражается вовсе не в потакании их капризам, с детьми Тарас достаточно суров. Секс рассматривает как средство удовлетворения любовной страсти, считает его полезным для здоровья и душевного равновесия и тяжело воспринимает малейшие неудачи. Жене необходимо проявлять максимум терпения, такта и деликатности.
Тарасику хорошо живется в семье, если его жена трудолюбивая и практичная женщина, он же занят только зарабатыванием денег. Он в свободное время лежит у телевизора, читает газеты. Женится он чаще на разведенных женщинах.
В жены себе он обычно выбирает девушку хрупкую, сентиментальную, грезящую о неземном блаженстве в любви, — и всю жизнь заменяет ей и мужа, и любовника, и отца. К старости Тарас становится чудаковатым, набожным, пытается разыскать друзей детства, многих из которых, увы, нет уже в живых.
Совместимость с женскими именами
Женские имена, подходящие Тарасу:
Благоприятен союз имени Тарас с Аксиньей, Богданой, Даной, Клавдией. Тарас также сочетается с Терезой.
Неудачная совместимость имен:
Сложные отношения вероятны с Акулиной, Вассой, Лилией, Роксаной.
Таланты, профессия, карьера
Выбор профессии: В делах мужчина с именем Тарас отличает собранность и аккуратность. Придает огромное значение работе с полной самоотдачей. Берется за какое-либо дело, но уже с первых шагов в голову ему нередко начинают приходить мысли типа «а стоит ли?». Маловероятно, что в жизни Тараса возникнет много конфликтных ситуаций, его внутренняя энергия хоть и способна на вспышку недовольства, однако не предполагает агрессию и долгое накопление напряжения, так что чаще всего и личная жизнь, и карьера у него бывают довольно ровными, без скачков и срывов.
Тарас чаще работает врачом в санэпидемстанции, стоматологом, преподавателем, переводчиком, тренером. Спортом он занимается с детства, любит силовые виды — штангу, бокс, борьбу, поэтому он может выбрать военную службу, стать спасателем, для него это лучший путь к успешной карьере. Мужчине с именем Тарас обычно трудно на что-либо решиться, но если он принимает решение, то переубедить его довольно трудно.
Благосостояние: Парень умеет заработать деньги, сохранить их и приумножить. Тарасик с юных лет верит в свою звезду, готовится к великим свершениям. Лишь много позже он понимает, что для великих дел нужны великие времена, и тяжело переживает безвременье. Лучший путь к успеху для носителей этого имени — выбрать военную службу, стать спасателем или врачом.
День ангела Тараса: Имя Тарас дважды в году отмечает именины:
- 10 марта (25 февраля) — Св. Тарасий, патриарх Константинопольский, за благочестивую жизнь и ревность по вере православной из сановников царских был поставлен в патриархи; помогал бедным, построил много монастырей и больниц (IX в.).
- 20 (7) июня — Св. мученик Тарасий пострадал за веру Христову от рук язычников.
Приметы: 10 марта — Тарасий-кумошник: с этой поры днем не спят, иначе нападет кумаха, то есть лихорадка.
Источник
Тарас Бульба — характеристика и биография
Полное имя: | Тарас Бульба |
Дата рождения: | Конец 16-начало 17 века |
Место рождения: | Запорожье |
Чем известен: | Вымышленный персонаж из повести Н. В. Гололя |
Место в литературе
Тарас Бульба – герой одноименного произведения Н. В. Гололя. Эта историческая повесть – результат титанического и кропотливого труда автора. Перед читателями предстает развернутая картина событий с живыми людьми.
Создавая образы своих героев, Гоголь не идеализировал их. Он был максимально объективен и представил казачество в том виде, каким оно и было в то время. Персонажи неоднозначны и противоречивы как настоящие живые люди. В этом заключается историческая и литературная ценность повести.
После первого издания в 1835 г. в сборнике «Миргород» автор значительно дополнил ее. Гоголь переписывал произведение около 8 раз, выверяя буквально каждое слово.
Краткая характеристика
Поскольку Тарас – литературный герой, то его внешний вид и даже прозвище — это часть всего образа. Бульба – это не картофель, о котором в то время еще не знали в Запорожье, это валун, глыба. Таким Гоголь его и описывает: широкоплечий, коренастый, сильный, с крупными чертами лица, суровым взглядом, в волосах седина, на лице и теле шрамы. Возрастная полнота придает внешности мощь. Это настоящий русский богатырь. Завершают образ чуб, усы, трубка. Сам Тарас, как и другие казаки, мало заботился о своем внешнем виде, следуя лишь традициям.
Вся жизнь Тараса – это воинская служба. Свое предназначение он видит в защите Родины. Роль отца в его представлении в том, чтобы вырастить достойную смену себе. Тарас – не простой казак. Он обладает званиями дворянина, помещика, пана.
В то время большинство казаков не имели собственного двора. Если они были не в сечи, то проживали в городах. У Тараса же был хутор, где проживала семья и работники.
Богатство представителей этого сословия не наживалось тяжелым трудом земледельца, а добывалось в военных походах. Земельный надел покупали или получали в качестве награды. В войске он не рядовой, а имеет чин полковника, что свидетельствует о признании его военных заслуг старшими командирами. Казаки выказывают свое уважение, избирая его атаманом.
Образ жизни Тараса – военные походы или подготовка к ним. Даже находясь в Сечи (укрепленный военный лагерь), он не довольствуется спокойной жизнью и ищет повод, чтобы пойти в военный поход.
Несмотря на имеющийся земельный надел, он нисколько не занимается земледелием. Он считает это делом, недостойным казака. Жить возле бабской юбки – также непозволительная слабость. Поэтому никогда бы не понял он Андрия, променявшего все на женскую ласку.
Неоднократно Тарас говорит о защите русской (в то время это синоним православной) веры. Но при этом он не следует христианским заповедям: груб и несдержан, чрезмерно пьет, мало заботится о соблюдении религиозных обрядов.
Вера для него – это основа любви к Родине, связующая нить между ними, оказавшимися под властью польского иноверного короля, и другими славянами-единоверцами. С этой же верой православные воины во все времена шли защищать свою землю от французов, турок, немцев и других врагов.
Смерть его символична. Не погибает он в бою от вражеской руки. Его берут в плен и тут же решают сжечь на костре. Прибивают к стволу дерева, разбитого молнией. Пока враги готовят костер, он не думает о смерти, прожитой жизни, а помогает советом товарищам уйти от смерти. За эти крики ударяют его, он теряет сознание, но придя в себя, видит, что они спаслись, и радуется. Его последние мысли о вере и свободе русского народа.
Детство и юность
Родился Тарас на рубеже 16 и 17 веков в Запорожье (местность ниже порогов Днепра) недалеко от города Дубно. В то время эта территория вместе с Киевом принадлежала Речи Посполитой. Страна была многонациональна, и граждане ее исповедовали самые различные религии. Государство провозглашало веротерпимость, но на деле население порой вступало в конфликты именно на религиозной почве.
Казачество изначально формировалось из людей смелых, отчаянных, вольнолюбивых. Уже родившись в той среде, он был обречен стать таким, каким стал. С рождения он впитывал образ той жизни.
Поскольку в то время в основе жизни лежали традиции, можно смело предположить, что в детстве его окружали те же условия, какие видим мы в описываемое время. Своего отца, видел он, скорее всего, крайне редко, поскольку тот был занят воинскими делами. Но в редкие свидания, которые были тем ценнее и оставляли в душе мальчика сильные чувства, сформировали образ «настоящего казака». При этом он видел и отношение отца к матери, дому, домашним делам. Поскольку он обнаруживает образованность, скорее всего, так же как и его сыновья, в отрочестве он получил классическое образование.
Жена и дети
В брак Тарас вступил, следуя традиции и для продолжения рода. К жене относился без уважения, называя ее старухой, бабой. Гоголь даже не сообщает ее имени, обобщая тем самым женский образ. Это сухощавая, бледная женщина. Ее лицо покрыто сетью преждевременно появившихся морщин. Она привыкла терпеть от мужа не только грубость, ругань, пьяное буйство, но и побои. Видя мужа всего 2-3 дня в год, а иногда и реже, свою любовь и нежность она без остатка отдала сыновьям.
Достаток, порядок в хозяйстве, чистота и опрятность дома – ее заслуга. Судьба этой женщины – доля женщин «грубого века» войн, ждущих своих мужей и сыновей в слезах и молитве.
Несмотря на крайне редкие визиты домой, у Тараса родились два сына: Остап и Андрий. Они почти ровесники. Вместе учились в Киеве.
Остап к знаниям не воспылал любовью и несколько раз убегал из бурсы. Отец пригрозил отправить сына в монастырь. Это возымело должный результат: Остап стал учиться и даже преуспел. В воинской жизни он, также как и отец, показал острый ум, смелость, хладнокровие, умение руководить. Его избирают атаманом без содействия отца, а за личные качества. Попав в плен, проявил гордость и достоинство. Во время казни жалел лишь, что вокруг все чужие, хотел, чтобы рядом был отец.
Андрий также унаследовал от отца живой ум, смелость, волевой характер, но имел более романтичную натуру. Любовь стала для него главнее кровных уз, но это была не слабость, а защита права следовать своему выбору.
Тарас – строгий и любящий отец. В воспитании он следует традициям. Вернувшихся с учебы, он проверяет их, потом решает научить настоящему – ратному — делу. Видя успехи сыновей, гордится ими. Но простить предательства он не может, не хочет даже выслушать сына.
Тарас Бульба с сыновьями и женой. Худ. П. Соколов
Значение образа в наше время
Тарас Бульба – яркий, живой, будоражащий душу русского человека образ. По мотивам повести снято несколько фильмов, художники на холсте отражают свое видение русского богатыря, защитника.
Богдан Ступка в роли Тараса Бульбы одноименном фильме 2009 г.
Повесть включена в школьную программу, и каждый современный подросток, который на экране видит, в основном, персонажей американских боевиков, познакомится с этим пусть и вымышленным, но таким настоящим русским героем, увидит образец патриотизма и самоотверженности.
Источник
Характеристика Тараса Бульбы
Тарас Бульба— главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя, полковник Войска Запорожского. Это непростой, противоречивый и очень яркий образ, воплотивший в себе все качества казацкой братии образца XV–XVII вв. Характеристика Тараса Бульбы необходима для масштабного понимания описываемых исторических событий в повести. Она объясняет мотивы поступков не только самого Тараса, но также его сыновей, Остапа и Андрия.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Тарас Бульба.
Полное имя — Тарас Бульба.
Возраст — точно не указано, преклонный возраст.
Род занятий — казацкий полковник.
Семья — жена и двое сыновей — старший Остап и младший Андрий.
Социальное положение — казак.
Происхождение — богатый и знатный помещик, пан.
Воспитание — получено в основном на Запорожской Сечи и в бесконечных военных походах.
Образование — не указано учебное заведение, но Бульба — образованный человек.
Внешность — среднего роста, очень крупный, даже толстый, седой, с сабельными шрамами на лице и теле.
Характер — невероятно упрямый, настойчивый в достижении цели, деятельный, отважный, принципиальный, цельная и широкая натура.
Положительные черты — патриотичный, волевой, настойчивый, энергичный, храбрый, отличный товарищ.
Отрицательные черты — упрямый, вспыльчивый, грубый, беспощадный по отношению к врагам, несмотря на их пол и возраст.
Произведение — «Тарас Бульба».
Автор — Николай Васильевич Гоголь.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет героя основан на его чрезвычайно упрямом, неукротимом нраве, волевом характере, который был выкован в тяжёлое военное время.
«Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников». (Глава I)
Тарас Бульба — казацкий полковник, знатный и всеми уважаемый человек, который добился богатства и признания в казацком товариществе. Среди его близких товарищей — сотники и полковники.
«Тарас был один из числа коренных, старых полковников…» (Глава I)
«Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин, кто только был налицо; и когда пришли двое из них и есаул Дмитро Товкач, старый его товарищ, он им тот же час представил сыновей, говоря: “Вот смотрите, какие молодцы!
«…отборнее всех был один полк, и полком тем предводил Тарас Бульба. Все давало ему перевес пред другими: и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам». (Глава XII)
Портретная характеристика Бульбы основывается также и на том, что он является богатым помещиком, зажиточным паном, у которого есть богато обставленный дом, добытое в походах золото, хутора, табуны лошадей, стада овец и прочего скота.
«…наведывался и в конюшни и в амбары, отобрал слуг…» (Глава I)
«Все, какие у меня есть, дорогие кубки и закопанное в земле золото, хату и последнюю одежду продам…» (Глава XI)
«У меня три хутора, половина табунов отцовских — мои…Такого ни у кого нет теперь у козаков наших оружия, как у меня: за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец». (Андрий описывает всё, чем владеет, то есть, что дал ему отец, Глава VI)
Тарас Бульба — отец двоих взрослых сыновей.
«…старый Бульба двух сыновей своих…» (Глава I)
«…у меня два сына, оба молодые люди. Еще ни разу ни тот, ни другой не был на войне». (Глава III)
Внешность
Тарас Бульба — мужчина преклонных лет, чья голова покрыта сединой.
«…поседевшая голова его…» (Глава II)
«…старый Бульба…» (Глава I)
«…все еще потрясал посеребрившеюся в козацких делах головою».
«“Эх, старость, старость!” — сказал он, и заплакал дебелый старый козак». (Глава XI)
По козацкому обычаю Бульба носит длинные усы и чуб.
«…гордо провел рукою по усам». (Глава II)
«Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны…» (Глава VI)
Бульба отличается мощным телосложением и большим весом.
«Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст». (Глава I)
Бульба неожиданно молодеет, когда надевает одежду иностранного графа, чтобы спасти Остапа из темницы.
«В минуту оделся он; вычернил усы, брови, надел на темя маленькую темную шапочку, — и никто бы из самых близких к нему козаков не мог узнать его. По виду ему казалось не более тридцати пяти лет. Здоровый румянец играл на его щеках, и самые рубцы придавали ему что-то повелительное. Одежда, убранная золотом, очень шла к нему». (Глава XI)
Тарас Бульба — настоящий богатырь с очень крепким здоровьем. Благодаря ему он быстро поправляется после полученных страшных ран.
«…наконец Тарасу стало лучше. Лекарства ли или своя железная сила взяла верх, только он через полтора месяца стал на ноги; раны зажили…» (Глава X)
Бульба отличается огромной физической силой даже в преклонном возрасте.
«А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. “Эх, старость, старость!” — сказал он, и заплакал дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам». (Глава XII)
После полученных ранений и известия о пленном Остапе внешний вид Тараса Бульбы меняется: он становится мрачным, хмурым, с сабельными шрамами по всему телу.
«…раны зажили, и только одни сабельные рубцы давали знать, как глубоко когда-то был ранен старый козак. Однако же заметно стал он пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него». (Глава X)
Черты характера и поступки
Тарас Бульба — прирождённый воин, который получает истинное удовольствие от военного дела, походов, простой, незамысловатой казацкой жизни. Он не создан для домашнего уюта.
«Какого дьявола мне здесь ждать? Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак, не хочу! Так что же, что нет войны? Я так поеду с вами на Запорожье, погулять. Ей-богу, поеду! — И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. — Завтра же едем! Зачем откладывать! Какого врага мы можем здесь высидеть? На что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки? — Сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки». (Глава I)
«…весь был он создан для бранной тревоги…» (Глава I)
«Ему не по душе была такая праздная жизнь — настоящего дела хотел он. Он все придумывал, как бы поднять Сечь на отважное предприятие, где бы можно было разгуляться как следует рыцарю». (Глава III)
«…Да за одним уже разом выпьем и за Сечь, чтобы долго она стояла на погибель всему бусурменству, чтобы с каждым годом выходили из нее молодцы один одного лучше, один одного краше. Да уже вместе выпьем и за нашу собственную славу, чтобы сказали внуки и сыны тех внуков, что были когда-то такие, которые не постыдили товарищества и не выдали своих». (Глава VIII)
Бульба — большой противник жизни в роскоши и не приемлет польской моды, которая распространилась среди местной знати.
«Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козакови перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов». (Глава I)
Всё, что ценит Бульба, — военное дело и пирушки. Только эти занятия он считает достойными истинного воина.
«…поглядит на первые подвиги их в ратной науке и бражничестве, которое почитал тоже одним из главных достоинств рыцаря». (Глава I)
«Да горелки побольше, не с выдумками горелки, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела как бешеная». (Глава I)
Смысл своей жизни Тарас видит в вечной битве с врагами христианского мира.
«Так, стало быть, следует, чтобы пропадала даром козацкая сила, чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христианству не было от него никакой пользы? Так на что же мы живем, на какого черта мы живем?» (Глава III)
«…он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства». (Глава I)
«Итак, выпьем, товарищи, разом выпьем поперед всего за святую православную веру: чтобы пришло наконец такое время, чтобы по всему свету разошлась и везде была бы одна святая вера, и все, сколько ни есть бусурменов, все бы сделались христианами. Так за веру, пане-братове, за веру!» (Глава VIII)
Главная черта Тараса Бульбы — небывалое упрямство. Также его отличает прямолинейность и грубый нрав.
«Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников». (Глава I)
«..отличался грубой прямотойсвоего нрава». (Глава I)
«…Тарас увидел свою неосторожность, но упрямство и досада помешали ему подумать о том, как бы исправить ее». (Глава XI)
Тарас Бульба — невероятно горячий, страстный, вспыльчивый человек, привыкший ставить собственные интересы превыше всего.
«…И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою…Сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки». (Глава I)
«Вечно неугомонный…» (Глава I)
При необходимости Бульба может быть на удивление терпеливым человеком. Это человек большой силы воли, который всегда добивается намеченного.
«Неразумная голова, — говорил ему Тарас. — Терпи, козак, — атаман будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит, и хоть ты ему что хочь, а он все-таки поставит на своем». (Глава V)
Бульба проявляет душевную слабость только один раз, при спасении сына. Страх за Остапа делает его малодушным и пугливым.
«Он был в странном, небывалом положении: он чувствовал в первый раз в жизни беспокойство. Душа его была в лихорадочном состоянии. Он не был тот прежний, непреклонный, неколебимый, крепкий как дуб; он был малодушен; он был теперь слаб. Он вздрагивал при каждом шорохе, при каждой новой жидовской фигуре, показывавшейся в конце улицы. В таком состоянии пробыл он, наконец, весь день; не ел, не пил, и глаза его не отрывались ни на час от небольшого окошка на улицу…» (Глава XI)
Бульба — человек жёсткий, даже жестокий, который не имеет пощады к самым слабым и беззащитным: детям и женщинам.
«…не поглядел бы на ее красоту, вытащил бы ее за густую, пышную косу, поволок бы ее за собою по всему полю, между всех козаков. Избились бы о землю, окровавившись и покрывшись пылью, ее чудные груди и плечи, блеском равные нетающим снегам, покрывающим горные вершины; разнес бы по частям он ее пышное, прекрасное тело…» (Глава VII )
«“Ничего не жалейте!” — повторял только Тарас. Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя». (Глава XII)
«Даже самим козакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением». (Глава XII)
Главной гордостью Тараса Бульбы, его отрадой на старости лет являются молодые, сильные и красивые сыновья.
«Теперь он тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь и скажет: “Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!”; как представит их всем старым, закаленным в битвах товарищам…» (Глава I)
«А старому Тарасу любо было видеть, как оба сына его были одни из первых». (Глава V)
Тарас пренебрежительно относится к своей супруге. Для него ниже достоинства заботиться о жене, относиться к ней с уважением, считаться с её мнением.
«…да бабиться с женой? Да пропади она…» (Глава I)
«А где стара’? (Так он обыкновенно называл жену свою)». (Глава I)
«Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки…» (Глава I)
Тарас Бульба пренебрежительно относится к наукам, образованию. Превыше всего он ценит воинскую доблесть и боевой опыт, который можно заполучить, по его мнению, лишь на Запорожской Сечи.
«Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь! Это все дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари, и философия — все это ка зна що, я плевать на все это! — Здесь Бульба пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати. — А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму». (Глава I)
Несмотря на то, что Бульба демонстративно хулит науки, он всё же является образованным человеком.
«А как по-латыни горелка? То-то, сынку, дурни были латынцы: они и не знали, есть ли на свете горелка. Как, бишь, того звали, что латинские вирши писал? Я грамоте разумею не сильно, а потому и не знаю: Гораций, что ли?» (Глава I)
«“Вишь, какой батько! — подумал про себя старший сын, Остап, — все старый, собака, знает, а еще и прикидывается”».
(Глава I)
Бульба понимает, что дети представителей высшего украинского сословия должны быть грамотными, и посылает сыновей на учебу в Киевскую академию.
«Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию, потому что все почетные сановники тогдашнего времени считали необходимостью дать воспитание своим детям, хотя это делалось с тем, чтобы после совершенно позабыть его». (Глава II)
Бульба — невероятно мужественный, волевой человек. Будучи свидетелем мучительной казни Остапа, он ни одним движением не выдаёт своих истинных чувств.
«Пойдем на площадь. Я хочу посмотреть, как его будут мучить». (Глава XI)
«Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его». (Глава XI)
«Остап выносил терзания и пытки, как исполин…Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: “Добре, сынку, добре!”» (Глава XI)
Ради Остапа Бульба готов рисковать собственной жизнью. Он откликается на призыв сына, который уже не в силах терпеть мучительные пытки, и тем самым укрепляет его дух перед смертью.
«…И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
— Батько! где ты! Слышишь ли ты?
— Слышу! — раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул». (Глава XI)
Смерть Тараса Бульбы очень страшная — его живьём сжигают на костре. Но даже во время казни все его мысли с братьями-казаками, которые скрывались от преследования.
«И присудили, с гетьманского разрешенья, спечь его живого в виду всех… Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты все было видно как на ладони.
— Занимайте, хлопцы, занимайте скорее, — кричал он, — горку, что за лесом: туда не подступят они!» (Глава XII)
Характеристика Тараса Бульбы другими героями
Остап
Тарас Бульба любит подшучивать над своими сыновьями, но Остап не даёт ему спуску. Чтобы проверить старшего сына на прочность, старый Бульба готов с ним драться на кулаках.
«— Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.
— Как же хочешь ты со мною биться? Разве на кулаки?
— Да уж на чем бы то ни было». (Глава I)
Остап замечает, что отец, при всём своём пренебрежении к наукам, является образованным человеком.
«“Вишь, какой батько! — подумал про себя старший сын, Остап, — все старый, собака, знает, а еще и прикидывается”». (Глава VII)
Андрий
Андрий и Остап побаиваются своего отца и стесняются перед ним проявлять свою слабость.
«Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца…» (Глава I)
Для Андрия отец — бесспорный авторитет, к которому он относится с большим уважением и страхом. Даже перед лицом смерти он не сопротивляется отцовской воле.
«— Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.
— Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье». (Глава IX)
Тарас Бульба, будучи человеком военным, редко навещает родное поместье, и супруга видит его очень редко.
«Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху…» (Глава I)
Совместная жизнь с Бульбой — трудная и безрадостная для его супруги. Будучи вспыльчивым и жёстким человеком, Тарас не церемонился с женой, вымещая на ней свой тяжёлый норов.
«Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки…» (Глава I)
Товарищи-казаки
Бульба пользуется большим уважением среди казацкого братства благодаря своим личным качествам и большому боевому опыту.
«А наказным атаманом, коли хотите послушать белой головы, не пригоне быть никому другому, как только одному Тарасу Бульбе. Нет из нас никого, равного ему в доблести.
Так сказал Бовдюг и затих; и обрадовались все козаки, что навел их таким образом на ум старый. Все вскинули вверх шапки и закричали…» (Глава VIII)
Казаки не бросают тяжело раненого Бульбу на поле битвы, и, спасая его, держат в секрете его имя — голова запорожского полковника высоко оценена поляками.
«Что пользы знать тебе, как выбрался? Довольно того, что выбрался. Нашлись люди, которые тебя не выдали, — ну, и будет с тебя! Нам еще немало ночей скакать вместе. Ты думаешь, что пошел за простого козака? Нет, твою голову оценили в две тысячи червонных». (Глава Х)
У Тараса — верные товарищи, которые не дают ему умереть и выхаживают его после тяжёлого ранения.
«А между тем верный товарищ стоял пред ним, бранясь и рассыпая без счету жестокие уморительные слова и упреки. Наконец схватил он его за ноги и руки, спеленал, как ребенка, поправил все перевязки, увернул его в воловью кожу, увязал в лубки и, прикрепивши веревками к седлу, помчался вновь с ним в дорогу». (Глава X)
Товарищи Бульбы знают, как трепетно он относится к родине, к православной вере, и делают всё возможное, чтобы он не погиб на чужбине.
«— Хоть неживого, да довезу тебя! Не попущу, чтобы ляхи поглумились над твоей козацкою породою, на куски рвали бы твое тело да бросали его в воду. Пусть же хоть и будет орел высмыкать из твоего лоба очи, да пусть же степовой наш орел, а не ляшский, не тот, что прилетает из польской земли. Хоть неживого, а довезу тебя до Украйны!» (Глава X)
Характеристика Тараса Бульбы по главам
Глава I
Бульба не ценит образование и считает, что бесценный жизненный опыт способна дать лишь казацкая жизнь, полная лишений и опасностей.
«Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь! Это все дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари, и философия — все это ка зна що, я плевать на все это! — Здесь Бульба пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати. — А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму».
Бульба принадлежит к казацкой знати и перед своими товарищами хвастает тем, что наиболее дорого ему — сыновьями.
«Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин, кто только был налицо; и когда пришли двое из них и есаул Дмитро Товкач, старый его товарищ, он им тот же час представил сыновей, говоря: “Вот смотрите, какие молодцы! На Сечь их скоро пошлю”».
Бульба — образованный человек, который знаком с творчеством античных классиков.
«А как по-латыни горелка? То-то, сынку, дурни были латынцы: они и не знали, есть ли на свете горелка. Как, бишь, того звали, что латинские вирши писал? Я грамоте разумею не сильно, а потому и не знаю: Гораций, что ли?»
«“Вишь, какой батько! — подумал про себя старший сын, Остап, — все старый, собака, знает, а еще и прикидывается”».
Самым страшным наказанием для Бульбы является тихая, размеренная жизнь, ведение хозяйства. Он — прирождённый воин, который чувствует себя живым лишь на поле брани.
«Какого дьявола мне здесь ждать? Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак, не хочу! Так что же, что нет войны? Я так поеду с вами на Запорожье, погулять. Ей-богу, поеду! — И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. — Затра же едем! Зачем откладывать! Какого врага мы можем здесь высидеть? На что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки? — Сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки».
Яркая черта Бульбы — его безграничное упрямство, настойчивость в достижении цели.
«Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников».
Тарас Бульба — казацкий полковник, опытный воин.
«Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».
Бульба предпочитает скромную жизнь без излишеств. Роскошь по западному образцу раздражает его.
«Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов».
Полковник Бульба — истинный защитник православной веры, который всегда готов выступить против иноверцев.
«Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».
Большой отрадой и гордостью Тараса являются два его сына, Остап и Андрий.
«Теперь он тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь и скажет: “Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!”; как представит их всем старым, закаленным в битвах товарищам; как поглядит на первые подвиги их в ратной науке и бражничестве, которое почитал тоже одним из главных достоинств рыцаря».
Отношение Тараса к жене пренебрежительное.
«А где стара? (Так он обыкновенно называл жену свою)».
Глава II
Тарас Бульба — человек преклонных лет, с поседевшей головой.
«…поседевшая голова его…»
Несмотря на то, что Бульба — большой любитель пирушек, он является ответственным человеком и в пути никому не разрешает выпивать.
«Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге…»
Глава III
Тарас Бульба — человек дела. Для него важно постоянно находиться в самой гуще военных событий.
«Ему не по душе была такая праздная жизнь — настоящего дела хотел он. Он все придумывал, как бы поднять Сечь на отважное предприятие, где бы можно было разгуляться как следует рыцарю».
Смысл своей жизни Бульба видит в служении Отечеству, христианской вере.
«Так, стало быть, следует, чтобы пропадала даром козацкая сила, чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христианству не было от него никакой пользы? Так на что же мы живем, на какого черта мы живем?»
Глава IV
Бульба — терпеливый человек, способный вытерпеть многое ради поставленной цели.
«Неразумная голова, — говорил ему Тарас. — Терпи, козак, — атаман будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит, и хоть ты ему что хочь, а он все-таки поставит на своем».
Глава VII
Известие о предательстве младшего сына Андрия, его переходе на сторону ляхов, вызывает сильнейшую ярость. Он готов убить сына за подобное отступничество.
«…Пан Андрий обещал прогнать запорожцев.
— И ты не убил тут же на месте его, чертова сына? — вскрикнул Бульба».
«…поник седою головою, а все еще не хотел верить, чтобы могло случиться такое позорное дело и чтобы собственный сын его продал веру и душу…»
Бульба — человек крутого нрава, жесткосердный, в котором нет жалости к противнику, даже если им является слабая женщина.
«…тут же вспомнил он, что не в меру было наклончиво сердце Андрия на женские речи, почувствовал скорбь и заклялся сильно в душе против полячки, причаровавшей его сына. И выполнил бы он свою клятву: не поглядел бы на ее красоту, вытащил бы ее за густую, пышную косу, поволок бы ее за собою по всему полю, между всех козаков. Избились бы о землю, окровавившись и покрывшись пылью, ее чудные груди и плечи, блеском равные нетающим снегам, покрывающим горные вершины; разнес бы по частям он ее пышное, прекрасное тело…»
Глава VIII
Тарас Бульба пользуется большим уважением среди казаков благодаря своей воинской отваге.
«А наказным атаманом, коли хотите послушать белой головы, не пригоне быть никому другому, как только одному Тарасу Бульбе. Нет из нас никого, равного ему в доблести.
Так сказал Бовдюг и затих; и обрадовались все козаки, что навел их таким образом на ум старый. Все вскинули вверх шапки и закричали…»
Для Бульбы огромную ценность имеет православная вера, Запорожская Сечь как оплот воинской доблести и собственная незапятнанная честь.
«Итак, выпьем, товарищи, разом выпьем поперед всего за святую православную веру: чтобы пришло наконец такое время, чтобы по всему свету разошлась и везде была бы одна святая вера, и все, сколько ни есть бусурменов, все бы сделались христианами! Да за одним уже разом выпьем и за Сечь, чтобы долго она стояла на погибель всему бусурменству, чтобы с каждым годом выходили из нее молодцы один одного лучше, один одного краше. Да уже вместе выпьем и за нашу собственную славу, чтобы сказали внуки и сыны тех внуков, что были когда-то такие, которые не постыдили товарищества и не выдали своих. Так за веру, пане-братове, за веру!»
Глава IX
Тарас Бульба, будучи целостной натурой, не в состоянии понять и простить предательство, даже собственного сына. Для того, чтобы смыть позор с семьи, он готов собственноручно убить Андрия.
«— Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.
— Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье».
Тарас убивает Андрия, но муки совести его не терзают — он вычеркнул сына из своего сердца сразу после известия о предательстве. Он относится к нему как к самому последнему подлецу и даже не собирается похоронить его тело.
«Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп…
— Чем бы не козак был? — сказал Тарас… — Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
«Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:
— Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.
— Погребут его и без нас! — сказал Тарас, — будут у него плакальщики и утешницы!»
Глава X
Бульба — не простой казак, а запорожский полковник, видный военный деятель, чья голова высоко ценится противником.
«Что пользы знать тебе, как выбрался? Довольно того, что выбрался. Нашлись люди, которые тебя не выдали, — ну, и будет с тебя! Нам еще немало ночей скакать вместе. Ты думаешь, что пошел за простого козака? Нет, твою голову оценили в две тысячи червонных».
Для Тараса большим ударом становится весть о том, что Остап — его единственная надежда и отрада — оказался во вражеском плену.
«…вдруг вспомнил, как Остапа схватили и связали в глазах его и что он теперь уже в ляшских руках. И обняло горе старую голову. Сорвал и сдернул он все перевязки ран своих, бросил их далеко прочь, хотел громко что-то сказать — и вместо того понес чепуху; жар и бред вновь овладели им…»
У Бульбы есть верные товарищи, которые не только спасают его с поля брани, но и терпеливо выхаживают после полученных страшных ран.
«А между тем верный товарищ стоял пред ним, бранясь и рассыпая без счету жестокие уморительные слова и упреки. Наконец схватил он его за ноги и руки, спеленал, как ребенка, поправил все перевязки, увернул его в воловью кожу, увязал в лубки и, прикрепивши веревками к седлу, помчался вновь с ним в дорогу.
— Хоть неживого, да довезу тебя! Не попущу, чтобы ляхи поглумились над твоей козацкою породою, на куски рвали бы твое тело да бросали его в воду. Пусть же хоть и будет орел высмыкать из твоего лоба очи, да пусть же степовой наш орел, а не ляшский, не тот, что прилетает из польской земли. Хоть неживого, а довезу тебя до Украйны!»
Крепкое здоровье Тараса и заботливый уход помогают ему встать на ноги, но Бульба уже не тот, что прежде, — все его мысли поглощены Остапом, его печальной судьбой.
«…наконец Тарасу стало лучше. Лекарства ли или своя железная сила взяла верх, только он через полтора месяца стал на ноги; раны зажили, и только одни сабельные рубцы давали знать, как глубоко когда-то был ранен старый козак. Однако же заметно стал он пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него».
«Напрасно старались занять и развеселить Тараса; напрасно бородатые, седые бандуристы, проходя по два и по три, расславляли его козацкие подвиги. Сурово и равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: “Сын мой! Остап мой!”».
Бульба способен рискнуть собственной жизнью и заплатить огромную сумму, чтобы хотя бы одним глазком увидеть Остапа.
«Не говори мне ничего. Вези меня в Варшаву. Что бы ни было, а я хочу еще раз увидеть его, сказать ему хоть одно слово.
— Кому сказать слово?
— Ему, Остапу, сыну моему.
— Разве пан не слышал, что уже…
— Знаю, знаю все: за мою голову дают две тысячи червонных. Знают же, они, дурни, цену ей! Я тебе пять тысяч дам…»
Глава XI
Тарас буквально оживает, когда в его душе появляется надежда на спасение сына от смерти. Он готов отдать посредникам всё своё богатство, лишь бы спасти Остапа от горькой участи.
«Тарас поглядывал на каждого из них. Что-то, казалось, сильно потрясло его: на грубом и равнодушном лице его вспыхнуло какое-то сокрушительное пламя надежды — надежды той, которая посещает иногда человека в последнем градусе отчаяния; старое сердце его начало сильно биться, как будто у юноши.
—Освободите мне моего Остапа! Дайте случай убежать ему от дьявольских рук. Вот я этому человеку обещал двенадцать тысяч червонных, — я прибавляю еще двенадцать. Все, какие у меня есть, дорогие кубки и закопанное в земле золото, хату и последнюю одежду продам и заключу с вами контракт на всю жизнь, с тем чтобы все, что ни добуду на войне, делить с вами пополам».
Страх за судьбу сына делает из некогда уверенного и стойкого Бульбы слабого и малодушного человека.
«Он был в странном, небывалом положении: он чувствовал в первый раз в жизни беспокойство. Душа его была в лихорадочном состоянии. Он не был тот прежний, непреклонный, неколебимый, крепкий как дуб; он был малодушен; он был теперь слаб. Он вздрагивал при каждом шорохе, при каждой новой жидовской фигуре, показывавшейся в конце улицы. В таком состоянии пробыл он, наконец, весь день; не ел, не пил, и глаза его не отрывались ни на час от небольшого окошка на улицу…»
В попытке вызволить сына из тюрьмы Бульба переодевается в одежду иностранного графа и в новом наряде неожиданно молодеет.
«В минуту оделся он; вычернил усы, брови, надел на темя маленькую темную шапочку, — и никто бы из самых близких к нему козаков не мог узнать его. По виду ему казалось не более тридцати пяти лет. Здоровый румянец играл на его щеках, и самые рубцы придавали ему что-то повелительное. Одежда, убранная золотом, очень шла к нему».
Вопрос веры важен для Бульбы настолько, что он даже подвергает риску операцию по освобождению Остапа.
«— Врешь ты, чертов сын! — сказал Бульба. — Сам ты собака! Как ты смеешь говорить, что нашу веру не уважают? Это вашу еретическую веру не уважают!
— Эге-ге! — сказал гайдук. — А я знаю, приятель, ты кто: ты сам из тех, которые уже сидят у меня. Постой же, я позову сюда наших.
Тарас увидел свою неосторожность, но упрямство и досада помешали ему подумать о том, как бы исправить ее».
Бульба — человек огромной силы воли. Он становится свидетелем невероятных пыток Остапа, но ничем не выдаёт своего внутреннего волнения.
«Пойдем на площадь. Я хочу посмотреть, как его будут мучить».
«Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его».
«Остап выносил терзания и пытки, как исполин…Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: “Добре, сынку, добре!”».
Бульба не в силах удержаться, только когда видит крайнее отчаяние любимого сына. Рискуя собственной жизнью, он даёт о себе знать, чтобы тем самым поддержать Остапа в его последнюю минуту.
«…И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
— Батько! где ты! Слышишь ли ты?
— Слышу! — раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».
Глава XII
Смерть Остапа разжигает в Бульбе сильнейшую ненависть к полякам. Он жестоко мстит за сына, не жалея ни детей, ни женщин.
«“Ничего не жалейте!” — повторял только Тарас. Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя. “Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!” — приговаривал только Тарас. И такие поминки по Остапе отправлял он в каждом селении».
«Даже самим козакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением».
Тарас — принципиальный человек и ради своей верной спутницы-люльки рискует собственной жизнью.
«И пробились было уже козаки, и, может быть, еще раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: “Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим лясам!”. И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома».
Тарас обладает большой физической силой, и лишь несколько десятков человек смогли одолеть могучего казака.
«А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. “Эх, старость, старость!” — сказал он, и заплакал дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам».
Даже во время собственной казни Тарас думает не о себе, своей судьбе, а всем сердцем переживает за братьев-казаков, которые спасаются от погони.
«И присудили, с гетьманского разрешенья, спечь его живого в виду всех… Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты все было видно как на ладони.
— Занимайте, хлопцы, занимайте скорее, — кричал он, — горку, что за лесом: туда не подступят они!»
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Тараса Бульбы вместе!
Речевая характеристика
Речевая характеристика Тараса Бульбы как нельзя лучше подчеркивает его характер: прямой, решительный, вспыльчивый. Старый полковник, будучи от природы честным, смелым и прямодушным человеком, открыто говорит всё, что думает, не скрывая своих истинных мыслей. Но при этом Бульба не является пустобрехом — он в полной мере осознает всю ответсвенность за свои слова и говорит по делу.
Тарас Бульба — человек эмоциональный, вспыльчивый, и в его речи нередко проскальзывают ругательства: «Здесь Бульба пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати». Частенько он упоминает в разговоре «черта»: «Так на что же мы живем, на какого черта мы живем?», «Постой же ты, чертов кулак! — сказал Бульба про себя», «Каков чертов жид! — подумал про себя Тарас».
Оценка характера Тараса Бульбы будет наиболее полной при анализе его речи в IX главе, где полковник обращается к казакам-побратимам перед решающей схваткой. Подбадривая воинов, он:
- напоминает о священных узах товарищества («Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей»);
Эта речь, идущая от самого сердца, глубоко проникает в души казаков, вызывая невольные слезы. Она вызывает чувство патриотизма, гордости, наполняет уверенностью в правоте своего дела.
Авторская характеристика
В повести «Тарас Бульба» Николай Васильевич Гоголь выступает в качестве стороннего рассказчика, который никак не проявляет своего истинного отношения к героям, к описываемым событиям.
Авторское отношение писателя к главному героя проявляется, пожалуй, единожды, при его описании. Раскрывая характер полковника Бульбы, Николай Васильевич описывает его так: «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка русской природы…»
Таким образом Гоголь показывает, что Бульба является ни положительным, ни отрицательным героем. Это сложная, глубокая натура, выкованная суровыми внешними обстоятельствами. Он просто человек, со своими сильными и слабыми сторонами, имеющий право жить и поступать так, как считает нужным.
Биография
Тарас Бульба — мужчина преклонных лет, полковник Войска Запорожского. Среди казацкого товарищества он пользуется большим уважением благодаря беспримерной отваге и большому боевому опыту, а также благодаря любви к Отчизне и православной вере.
Бульба является богатым помещиком, паном, который смог выстроить большое хозяйство, насчитывающее не один хутор и табун лошадей. Такая жизнь стала возможной благодаря многочисленным военным походам, из которых Бульба возвращался с многочисленными трофеями. Однако главным богатством старого полковника, его отрадой, являются два красавца-сына, Остап и Андрий.
Решая закалить дух и тело сыновей, Тарас Бульба отправляется с ними поначалу на Запорожскую Сечь, а затем и в военный поход против поляков. Младший сын, Андрий, ради любви прекрасной панночки переходит на вражескую сторону. Бульба не в состоянии простить подобное предательство и собственноручно убивает сына.
Тем временем старший сын, Остап, оказывается в плену. Узнав об этом, Бульба тайком пробирается во вражеский стан, где становится свидетелем мучительной казни остапа. Снедаемый местью, он одно за другим сжигает польские поселения. В итоге Тарас Бульба сам попадает в плен, и его сжигают на костре.
Образ Тараса Бульбы
Тарас Бульба — яркая, неординарная и, безусловно, очень сильная личность. Будучи одним из старых и опытных казацких предводителей, обладает такими чертами как мужество, бесстрашие, настойчивость в достижении поставленной цели.
Опытный воин, закаленный в многочисленных походов против иноверцев, Тарас Бульба готов положить жизнь свою за Отчизну и христианскую веру — только в этом он видит смысл своего существования. При этом, будучи православным человеком, Бульба способен на нечеловеческую жестокость даже по отношению к женщинам и детям.
Главная радость для Тараса Бульбы — военное дело да хмельные пирушки. Этот человек совершенно не приспособлен для семьи, тихой спокойной жизни. Тарас пренебрежительно относится к жене, но всем сердцем любит своих сыновей. Однако даже столь сильная любовь не становится преградой для принципиальной позиции Бульбы, не способного простить предательство. Он становится детоубийцей, безжалостно убивая младшего сына за его слабость.
На протяжении повести в образе Тараса Бульбы происходят значительные перемены. Пережитые потрясения не проходят для героя бесследно, и из жизнерадостного, сильного духом человека он превращается в мрачного, мстительного убийцу, который трагически завершает свой жизненный путь.
5 фактов о Тарасе Бульбе
- Прообразом Тараса Бульбы считается куренной атаман Войска Запорожского Охрим Макуха, живший в первой половине XVII века. У него было три сына, один из которых предал казацкое братство ради любви к польской панночке.
- Несмотря на то, что автор датирует рождение Тараса Бульбы XV веком, описываемые события указывают на XVII век. Так, в повести сказано, что полк Бульбы участвует в походе гетмана Остранцы — реального исторического персонажа, который был избран гетманом в 1638 году.
- Повесть «Тарас Бульба» имеет две редакции. В первой редакции от 1835 года Тарас Бульба представлен неукротимым бунтовщиком («был большой охотник до набегов и бунтов»). Однако спустя 7 лет писателю под давлением цензуры пришлось несколько смягчить образ полковника, который стал «законным защитником православия».
- Высказывания Тараса Бульбы стали крылатыми, поистине народными. Так, например, фразы: «Терпи казак – атаманом будешь», «Я тебя породил, я тебя и убью», «Есть еще порох в пороховницах» — давно стали крылатыми.
- Неугомонный, вспыльчивый характер Бульбы подчеркивает его любимый конь по прозвищу Чёрт — быстрый, ретивый и очень выносливый, способный носить на себе грузного хозяина.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
Тарас Бульба — центральный персонаж одноименной повести Н. В. Гоголя. Старый казацкий полковник, закалённый в кровавых сражениях и умудрённый жизненным опытом, Бульба предстаёт нерушимой скалой. Роль героя очень важна в произведении, поскольку этот невероятно сильный духом и телом человек является зеркальным отражением своей эпохи.
На протяжении повести Тарас Бульба меняется под гнётом трагических событий, но при этом не изменяет своего отношения к родине, вере, дружбе. Собственноручно убив одного сына, став свидетелем мучительной смерти другого сына, он сам погибает в огне, но все его помыслы принадлежат Отчизне.
Источник