- История Всемирного фестиваля молодежи и студентов
- Идея проведения масштабных молодежных форумов возникла после окончания Второй мировой войны.
- Ромашка с разноцветными лепестками стала эмблемой еще фестиваля 1957 года. С течением времени она трансформировалась, но ее облик все так же узнаваем.
- «Дачный» цветок
- Голубка Пикассо
- Главной песней Всемирного фестиваля молодежи и студентов с 1947 года стал «Гимн демократической молодежи мира» советских авторов Анатолия Новикова и Льва Ошанина.
- Сочи станет 17-м городом, который примет Фестиваль. Но впервые в истории фестивального движения его мероприятия пройдут, по сути, по всей стране.
- Как международные слеты молодежи меняли советское общество
- Праздник прошел на пике хрущевской оттепели и впервые за годы советской власти смог приподнять «железный занавес»
- Улыбнуться миру
- Пьеха, КВН и диссиденты
История Всемирного фестиваля молодежи и студентов
Идея проведения масштабных молодежных форумов возникла после окончания Второй мировой войны.
Инициатором первого фестиваля, который прошел в Праге в 1947 году, стала Всемирная федерация демократической молодежи — своего рода комсомольского интернационала, объединявшего молодежные организации левого толка со всего мира.
Советский Союз активнее других стран поддерживал это мероприятие, которое должно было, среди прочего, усилить поддержку социалистических идей в разных странах мира. Тем не менее первые фестивали проводились не в СССР, а в дружественных ему странах Восточной Европы — Чехии, Венгрии, Польше, ГДР.
В СССР фестиваль приехал только в 1957 году, на пике хрущевской оттепели и попыток властей приподнять «железный занавес». Впервые за многие десятилетия в Советский Союз приехало столько иностранцев, причем не только из стран, близких идеологически, но и англичан, американцев, бельгийцев, французов.
Фестиваль длился всего две недели, но его влияние на советское общество и повседневную жизнь трудно переоценить. Впервые советские люди получили возможность свободно общаться с иностранцами, считается, что фестиваль ускорил ход перемен в Советском Союзе, в частности, положил начало диссидентскому движению в стране, развитию контркультуры. Брешь в «железном занавесе» действительно была пробита.
В последующие годы фестиваль проводился не только в странах соцлагеря, но, например, в Австрии и Финляндии.
В 1985 году фестиваль вернулся в Советский Союз. Праздник посетили знаменитые личности: президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч, певец Дин Рид, Боб Дилан, на концертных площадках выступали Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Екатерина Семенова, София Ротару, группы «Машина времени» и «Интеграл», «Земляне», «Цветы», «Самоцветы».
1990-е стали не лучшим временем для фестивального движения. Распад социалистического лагеря в Европе сильно повлиял на все «левое» движение. С формальным окончанием холодной войны бороться «за мир и дружбу» стало вроде бы неактуально. В результате, за все десятилетие состоялся лишь один фестивали – в Гаване в 1997 году.
В следующее десятилетие менялась политическая обстановка в мире, активизировалось и молодежное движение. В «нулевые» фестивали прошли в Алжире (2001 год), Каракасе (2005) и Претории (2010). Последний на данный момент молодежный слет принимала столица Эквадора Кито в 2013 году.
В октябре 2017 года фестиваль снова придет на российскую землю: на сей раз принимать праздник будет не столица, а южный Сочи. Среди гостей будут представители НКО, молодежь, достигшая успехов в науке, творчестве, спорте, педагогике, IT, политике, лучшие представители студенчества, соотечественники и иностранцы, интересующиеся российской культурой.
Ромашка с разноцветными лепестками стала эмблемой еще фестиваля 1957 года. С течением времени она трансформировалась, но ее облик все так же узнаваем.
Эмблему фестиваля 1957 года выбирала специальная комиссия — был объявлен всесоюзный конкурс, в котором мог принять участие любой желающий.
«Дачный» цветок
В финал конкурса попали 300 эскизов, которые были присланы со всей страны, но жюри остановило свой выбор на рисунке московского художника-графиста Константина Кузгинова. В его работе специалистов привлекало сочетание простоты исполнения и уникальности — всем понятная ромашка с разноцветными лепестками, глобусом посередине и лаконичным девизом «За мир и дружбу» прекрасно передавала идею фестиваля, была яркой и запоминающейся.
По замыслу автора лепестки символизировали континенты: красный цвет — Европу, желтый — Азию, синий — Америку, фиолетовый — Африку, зеленый — Австралию.
«Работая над эскизами эмблемы, я находился на даче, когда всюду цвели цветы. Ассоциация родилась быстро и удивительно просто. Цветок. Сердцевина – земной шар, а вокруг 5 лепестков-континентов» — вспоминал художник в одном из интервью.
Еще одно достоинство эмблемы Кузгинова — в его ромашке не было сложных деталей, наличием которых «страдали» эскизы конкурентов. Ведь при уменьшении масштаба, например на значке или на марке, терялся бы смысл эмблемы.
Цветок настолько полюбился участникам и организаторам фестиваля, что в 1958 году Венский конгресс Всемирной федерации демократической молодежи выбрал ромашку Константина Кузгинова как постоянную эмблему для всех последующих мероприятий.
На XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве 1985 года ромашка почти не изменилась: те же разноцветные лепестки, только в сердцевине, на фоне глобуса, вместо слогана «За мир и дружбу» теперь красовался профиль голубя — символа мира.
В октябре 2017 года в Сочи пятицветная ромашка снова украсит Международный фестиваль молодежи и студентов, уже девятнадцатый по счету. Спустя 60 лет эмблема праздника осталась почти такой же: цветок, в центре которого изображены глобус и голубь мира.
Голубка Пикассо
Помимо эмблемы-ромашки у каждого фестиваля был и свой символ. В 1957 году им стала белая голубка с оливковой ветвью в клюве руки Пабло Пикассо. Он нарисовал его к I Всемирному конгрессу сторонников мира, который состоялся в 1949 году в Париже. Сам художник впоследствии в своих работах сотни раз интерпретировал образ белой голубки и даже назвал именем Палома (что на испанском означает «голубь») свою младшую дочь. С тех пор голубь стал постоянным атрибутом молодежного праздника.
Символом следующего Фестиваля молодежи, проведенного в Москве в 1985 году, стала Катюша — девочка в русском народном красном сарафане и кокошнике, который образовывали лепестки фестивальной ромашки. Эта идея пришла в голову молодому художнику Михаилу Веременко за полгода до начала праздника. Образ ребенка автор выбрал не случайно: он олицетворял мирное будущее — по признанию автора, лицо Катюши он списал со своей двухлетней племянницы. В руках у девочки вновь появился полюбившейся всему миру голубь — знак того, что молодое поколение не будет воевать. Катюша была очень популярна: деревянные, оловянные, бумажные куклы продавались повсюду и были в доме почти каждой московской семьи, а имя Екатерина стало в тот год одним из самых популярных для новорожденных девочек.
Главной песней Всемирного фестиваля молодежи и студентов с 1947 года стал «Гимн демократической молодежи мира» советских авторов Анатолия Новикова и Льва Ошанина.
Анатолий Новиков написал музыку в середине 40-х годов под впечатлением от новости о расстреле студентов Афинского университета во время гражданской войны в Греции.
Впервые песня прозвучала 25 июня 1947 года во время открытия I Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге. Она так полюбилась слушателям, что стала постоянным гимном форума.
Позже поэт Лев Ошанин вспоминал: «С этим гимном связано самое сильное переживание, которое только может выпасть на долю композитора или поэта, написавшего песню. Я помню, как в Берлине в 1951 году на заключительном митинге фестиваля стоял миллион человек. И когда кончился митинг, весь этот миллион на разных языках запел нашу песню. Люди вскинули кверху руки, сплели их, и как бы в такт песне раскачивалась площадь. Можете представить, что я тогда испытывал? Это радостно, что есть песня, которая объединяет людей».
Текст гимна очень точно передавал дух и идею праздника: в нем говорилось о стремлении молодежи к миру, вспоминался трагический опыт пережитой недавно войны. Строчка припева «Эту песню не задушишь, не убьешь!» стала крылатой.
Сочи станет 17-м городом, который примет Фестиваль. Но впервые в истории фестивального движения его мероприятия пройдут, по сути, по всей стране.
Первый Всемирный фестиваль молодежи и студентов провели в 1947 году в Праге. С тех пор праздник состоялся 18 раз в разных уголках мира, на разных континентах: в Европе, Африке, Южной Америке. Дважды фестивали принимали Москва, Гавана и Берлин, по одному разу — Прага, София, Каракас и многие другие города.
В 2017 году основным местом проведения форума станет Сочи, куда съедутся около 20 тысяч гостей. Главные мероприятия Фестиваля состоятся в Олимпийском парке, а церемонии открытия и закрытия — в ледовом дворце «Большой».
Перед официальным открытием праздника в столице также пройдет приветственный парад-карнавал — студенты вспомнят знаменитые московские Фестивали 57-го и 85-го годов.
Впервые за историю проведения Всемирного фестиваля молодежи и студентов, помимо основной программы, в 15 городах России будет работать еще и региональная: ее гостями станут две тысячи иностранцев, которые смогут лучше познакомиться с культурой и традициями российских народов. Таким образом, праздник охватит страну от Калининграда до Владивостока, от Санкт-Петербурга до Севастополя.
Как международные слеты молодежи меняли советское общество
Мало какое культурное событие так повлияло на настроения советской молодежи 50-х, как Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Это событие открыло таких молодых артистов как Нани Брегвадзе, Эдита Пьеха, о Фестивале упоминается в фильме с Людмилой Гурченко в главной роли «Девушка с гитарой», в кинотеатрах Москвы в те дни были представлены 125 картин из 30 стран мира, в том числе советский фильм Александра Зархи «Высота» и французская картина Жака-Ива Кусто «Мир тишины».
VI Фестиваль молодежи и студентов в СССР заметно повлиял на вкусы и культуру молодежи: стал популярным джаз и рок-н-ролл, был дан мощный толчок современной живописи и скульптуре, изменилась мода — вошли в моду джинсы, брюки-бананы, кеды и кроссовки. Взбодрились почти исчезнувшие к тому времени стиляги. Девушки очень внимательно следили за тем, как были одеты иностранки, даже зарисовывали модели их платьев и потом либо сами шили похожие, либо делали заказы в ателье по этим эскизам.
В 1985 году Советский Союз был интегрирован в мирровую культуру куда больше, чем в 1957-м. На фестиваль приехал, в частности, американский рок-певец Боб Дилан. Правда, публика его немного удивила.
Дело в том, что он выступал в рамках Вечера мировой поэзии, который за день до официального открытия фестиваля организовали Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский. Последний вспоминал, что «вечер поэзии особо не афишировался — на тех плакатах, что встречались в городе, был заявлен просто факт поэтических выступлений, но не называлось никаких имен». Как результат — полупустой зал, неприятно поразивший Дилана.
Евтушенко позже вспоминал, что американский певец ушел со сцены «чуть ли не в слезах», после чего Вознесенский «забрал его к себе на дачу в Переделкино, отпаивал чаем, успокаивал».
Впрочем, после этого был концерт Дилана в Тбилиси, где его приняли восторженно.
На площадках Москвы в те дни выступали немецкий рок-музыкант Удо Линдеберг советские артисты Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Екатерина Семенова, Михаил Муромов, группы «Машина времени» и «Интеграл». В столице работали десятки танцплощадок — именно в дни праздника Москву захлестнула «дискотека 80-х».
Праздник прошел на пике хрущевской оттепели и впервые за годы советской власти смог приподнять «железный занавес»
Для того чтобы принять участие в Международном фестивале молодежи и студентов 1957 года, в Москву съехались 34 тысячи иностранцев из 131 страны мира.
Для события специально придумали эмблему — цветок, лепестки которого по замыслу автора, московского художника-графика Константина Кузгинова, символизировали пять континентов. А в качестве символа выбрали белую голубку с оливковой ветвью в клюве — работы Пабло Пикассо.
Москва, готовясь к фестивалю, изменилась. Специально к празднику 1-ю Мещанскую улицу переименовали в проспект Мира, открыли роскошную гостиницу «Украина», на улицах появились венгерские «Икарусы», закупленные для перевозки иностранных гостей, в Лужниках построили огромный стадион, на котором состоялось торжественное открытие фестиваля. Впервые за историю советской власти стал доступен для посещений Кремль, а в Грановитой палате организовали бал.
Улыбнуться миру
Фестиваль 1957 года был шестым по счету. Первый состоялся еще в 1947 году по инициативе Всемирной ассоциации демократической молодежи — своего рода комсомольского интернационала, объединявшего молодежные организации левого толка со всего мира.
Советский Союз активнее других стран поддерживал это мероприятие, предпочитая, тем не менее, проводить его не у себя, а в других странах соцлагеря — Чехии, Венгрии, Польше, ГДР. Но после смерти Иосифа Сталина, XX Съезда КПСС советские власти искали способ продемонстрировать новую степень открытости миру, доказать, что «железный занавес» в прошлом, а советские люди хотят и умеют дружить. Фестиваль пришелся как нельзя кстати.
«Это народ, который отчаянно жаждет иметь друзей», — писал Габриэль Гарсиа Маркес, который стал одним из гостей фестиваля и позже написал эссе «СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы».
«На наш вопрос: «Какая разница между настоящим и прошлым?» — довольно часто повторялся знаменательный ответ: «Теперь у нас много друзей». И они хотят иметь друзей еще больше: переписываться лично, разговаривать о том, что интересует всех, с людьми всего мира», —продолжал Маркес.
Писатель вспоминал, что иностранец не мог просто выйти на улицу и купить мороженое или посидеть в летнем кафе — его счет тут же оплачивали люди из очереди или соседи по столику. Москвичи без всяких колебаний оплачивали такси заблудившимся туристам, показывали дорогу, дарили ценные вещи и безделушки, а еще — не могли наговориться. Те, кто знал иностранный язык, были готовы вести беседы часами.
О невероятном интересе к гостям говорит хотя бы тот факт, что в одном из московских домов обвалилась крыша от того, что на нее набилось слишком много желающих посмотреть на процессию иностранных делегаций.
В столицу в те летние дни съезжалась и советская молодежь со всей страны. Кто — в составе делегаций, по специальной путевке, а кто — сам по себе.
Писательница и журналист Анна Кудрявская-Панина вспоминает, как ее отец, журналист Леонид Кудрявский, рассказывал о своей поездке на Фестиваль молодежи и студентов. В июле 57-го он, будучи студентом Уральского государственного университета, сбежал с друзьями с летней практики и рванул в Москву, чтобы увидеть своими глазами «людей доброй воли» — так называли гостей фестиваля.
«Папа остался в полном восторге и от праздничной Москвы, и от иностранных гостей, — рассказывает Анна. — А еще он был очень похож на молодого Михаила Козакова; тогда только вышел на экраны фильм «Убийство на улице Данте», и папе проходу не давали, просили автограф, а он озорства ради давал. В университете, кстати, папу чуть не отчислили за самовольную отлучку».
Пьеха, КВН и диссиденты
Уникальность события для страны, до этого десятилетиями культивировавшей подозрительность к иностранцам, заключалась и в том, что теперь любой советский гражданин мог с ними свободно знакомиться, общаться, звать в гости.
Фестиваль длился всего две недели, но его влияние на советское общество и повседневную жизнь трудно переоценить.
Лауреатами форума стали София Ротару, Эдита Пьеха, Нани Брегвадзе, один из конкурсов фестиваля вскоре перекочевал на телевидение, стал называться «Вечер веселых вопросов», а впоследствии — Клуб веселых и находчивых.
Иностранцы в СССР перестали быть экзотикой, уже в 1960 году в Москве был основан Университет дружбы народов.
Считается, что фестиваль ускорил ход перемен в Советском Союзе, в частности, положил начало диссидентскому движению в стране, развитию контркультуры, чему способствовала среди прочего прошедшая в парке имени Горького выставка художников-абстракционистов с участием американца Джексона Поллока. Брешь в «железном занавесе» была пробита.
Источник