Талисман от сглаза с изображением головы горгоны медузы

Содержание
  1. Зачем русские носили талисманы с Медузой Горгоной
  2. Талисман — змеевик
  3. Черниговская гривна Владимира Мономаха
  4. Греческие корни
  5. Славянская интерпретация
  6. Скифские корни
  7. Змееногие девы в традиционной культуре
  8. Археологи обнаружили при раскопках в Архызе амулет с медузой Горгоной
  9. Зачем русские носили талисманы с медузой горгоной
  10. Проклятая за красоту…Миф о Медузе Горгоне..
  11. Как Медуза стала Горгоной
  12. Змеевик (оберег, амулет)
  13. Почему русские князья-христиане поклонялись Медузе Горгоне?
  14. Медуза Горгона: несчастная жертва или жестокое чудовище?
  15. Происхождение Медузы и превращение в горгону
  16. Добровольное изгнание
  17. Убийство, совершенное при содействии Афины
  18. Почему русские князья поклонялись горгоне Медузе
  19. Талисман — змеевик
  20. Черниговская гривна Владимира Мономаха
  21. Греческие корни
  22. Славянская интерпретация
  23. Скифские корни
  24. Змееногие девы в традиционной культуре

Зачем русские носили талисманы с Медузой Горгоной

Доподлинно неизвестно, змееволосое существо, которому поклонялись русские князья и простолюдины, имело эллинистические или исконно славянские корни, но факт наличия данного культа неоспорим.

Первые упоминания о существовании на территории древней Руси культа змееволосой покровительницы относятся к XI веку, кода вместе с христианскими символами ее лик использовался в богослужениях. Переходный этап двоеверия продолжался до XV-XVI веков, когда укрепившаяся церковь официально отказалась от этой языческой фигуры, найдя ей замену в сонме православных святых.

Талисман — змеевик

На Руси защитное изображение девы со змеиными волосами или ногами наносилось на каменные или металлические медальоны, называвшиеся змеевиками. Изображавшийся на древних медальонах образ был весьма схож с описанием горгоны Медузы — колоритного персонажа древнегреческого мифа, чье имя означает «защитница». Оборотная сторона этих древних артефактов круглой, восьмиугольной или овальной формы украшалась образом христианского святого и словами из греческой молитвы.

Однако если до крещения Руси лицевой стороной талисмана считалась та, на которой было выбито изображение со змеями, то с объявлением монотеизма официально все поменялось местам, но народ по-прежнему отдавал магическое превосходство деве-змее.

Чтобы не настраивать людей против себя, церковные иерархи не стали сразу запрещать этот пользовавшийся популярностью в обществе языческий символ, защищавший владельца от болезней, сглаза, эпидемий, напастей и смерти.

На пригодном для ношения как женщин, так и мужчин обереге одновременно могло было быть изображено от 4 до 12 змей, даривших хозяину долголетие, здоровье и энергию. Часто змеевик хранился в доме и охранял его от злых духов, привлекая удачу и достаток.

Черниговская гривна Владимира Мономаха

Обнаруживаемые археологами в разных районах исторической Руси змеевики принадлежали к числу наиболее распространенных славянских амулетов, которые носили при себе как представители знати, так и бедных слоев населения. Если для последних змеевики выполнялись из дешевых материалов, то для аристократических медальонов применялись драгоценные металлы – золото и серебро. Ярким примером может служить найденная на берегу реки Белоус большая золотая «Черниговская гривна Владимира Мономаха», вероятно, потерянная им на охоте.

Датируемый 1076 -1094 годами медальон по традиции имеет две композиционные составляющие: на аверсе представлен образ покровителя Киева — архангела Михаила, а на реверсе женская фигура, волосы, руки и ноги которой переходят в змеиные головы.

Греческие корни

Поскольку при раскопках талисманы-змеевики обнаруживались не только на территории Древней Руси и славянских поселениях Европы, но также во владениях Древней Греции и Византии, возник вопрос о его исторической родине. Одна из версий напрямую связывает происхождение культа змеи с античным мифом о горгоне Медузе, голова которой стала олицетворением покровительства и заступничества.

Согласно повествованию, безобразно страшной горгона Медуза стала благодаря стараниям воинственной Афины. Узнав, что Посейдон овладел прекрасной лебедеподобной нимфой в ее храме, Афина обрушила свой гнев на девушку, превратив ее в крылатое чудовище со змеями вместо волос, одним лишь взглядом превращающей все живое в камень.

Не желая попадаться на глаза окружающим, Медуза уединилась на затерянном острове, но Афина не довольствовалась моральной победой, ей захотелось физически уничтожить обидчицу. Для реализации этого плана она привлекла своего сводного брата Персея, рассказав ему о магической способности взгляда Медузы и подарив щит, глядя в отражение которого, он должен был отрубить голову горгоне.

Успешно справившись с заданием, герой вручил Афине «трофей», а она триумфально обтянула кожей Медузы свой щит, поместив в центр ее устрашающую голову, не утратившую способность обращать живое в камень. Впоследствии доспехи и щиты с талисманным изображением маски горгоны стали частью амуниции легендарных и исторических персонажей, например Агамемнона и Александра Македонского.

Славянская интерпретация

Нестандартной внешностью с зооморфными чертами обладала славянская богиня Выргонь, прототипом которой являлась вышеописанная Медуза. Понимавшая языки всех биологических существ на Земле, змееволосая богиня раз в год пленительным голосом подзывала к себе по одному представителю от каждого живого рода, которые, влюбляясь в нее, погибли под действием ее смертоносного взгляда.

Нанося образ Выргони на оберег-змеевик, древние славяне рассчитывали, что она сможет уберечь их от неприятностей, в том числе болезней и неприятелей, которые будут замертво отскакивать от защищенного человека.

Скифские корни

Академик Борис Рыбаков, изучив русские змеевики, условно разделил их на две категории: первую, на которой изображена голова горгоны Медузы с извивающимися волосами-змеями, и вторую — с образом змееногой скифской богини Апи.

Визуально отличавшаяся от греческого чудовища прародительница скифов Апи олицетворяла собой Землю, чьи змеевидные ноги символизировали питательные подземные силы, дающие толчок для рождения новой жизни, которая, умирая, вновь возвращается в лоно Матери-Земли.

Не случайно на дохристианских змеевиках по разные стороны были вырезаны тотемные образы, относившиеся к почитанию Земли и Луны, причем змеевая сторона таких талисманов не имела отчетливого верха и низа, а носила эзотерический характер, воплощая собой подземное Солнце.

Змееногие девы в традиционной культуре

В традиционной русской культуре змееногих дев можно было повстречать не только на змеевиках, но на наличниках и фронтонах крестьянских домов, расположенных в северных землях. В лубковой живописи XVIII века часто встречались сюжеты с изображением Медусы, которую из-за вокализации называли Мелузой. На этих рисунках она представала в образе коронованной девы, волосы и ноги которой имели вид змей. В славянской культуре аспиды воплощали собой борьбу со злом, а потому змеиные узоры часто встречались в вышивках, росписях и на предметах прикладного искусства.

Источник

Археологи обнаружили при раскопках в Архызе амулет с медузой Горгоной

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 ноября. /ТАСС/. Археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) обнаружила в ходе начавшихся в этом месяце раскопок на трассе будущего горнолыжного спуска в Архызе (Карачаево-Черкесия) так называемый горгонейон — античную маску-талисман от сглаза с изображением головы медузы Горгоны, мифического существа, взгляд которого обращал человека в камень. Артефакт датируется предположительно III-I веками до н.э., сообщили журналистам в пятницу в пресс-службе института.

«Самой интересной находкой первых дней работы, мы, безусловно, считаем горгонейон — это украшение-талисман, хорошо известное археологам. В нашем случае это небольшой круглый медальон из терракоты, на котором хорошо заметно изображение медузы Горгоны — ее лицо, обрамленное волосами-змеями. Мы полагаем, что это было нательное украшение и датируем его III-I веками до н.э. Принадлежало оно мужчине или женщине, на данный момент однозначно сказать трудно, это покажут дальнейшие исследования курганов. Скорее всего горгонейон не был изготовлен местными мастерами, это импорт из античных городов, а значит, это свидетельство о существовавших в тот период обменах между Западным Кавказом и античным миром», — привели в пресс-службе слова руководителя экспедиции, старшего научного сотрудника отдела археологии Центральной Азии и Кавказа ИИМК РАН Андрея Субботина.

Объектом исследования археологов являются более 30 курганных насыпей, расположенных группами. По словам Субботина, работу в настоящее время осложняют плохая погода, снегопады и остатки селей на склоне, а также обнаруженные свидетельства того, что эти курганы в прошлом подверглись грабежам. Тем не менее, интересные находки удалось сделать уже в первую неделю раскопок.

«Найден прямой двулезвийный меч синдо-меотского типа с брусковым навершием — он скорее всего целенаправленно согнут пополам в соответствии с весьма распространенными в то время представлениями относительно состояния погребального воинского инвентаря. Оружие нужно было «убить», чтобы мертвый, в чье захоронение его положили, не явился с этим оружием в мир живых и не причинил зла. Еще один образец оружия, найденный в этих курганах, маленький железный топорик, по всей вероятности, боевой. Хронологическую привязку этого топорика, а также двух наконечников метательного оружия — дротика и копья — еще предстоит выяснять», — рассказал руководитель экспедиции.

После того, как находки изучат и введут в научный оборот, они будут переданы в Государственный музей Карачаево-Черкесской Республики. Экспедиция планирует работать на объекте до второй половины декабря, общая площадь раскопок составляет более 4 тыс. м. «Ученые рассчитывают, что в курганах Архыза будут сделаны новые интересные находки», — отметили в пресс-службе ИИМК РАН.

Источник

Зачем русские носили талисманы с медузой горгоной

Змеевик – языческий оберег, который существовал практически до XX века. После принятия христианства, змеевик принял форму наступившего двоеверия и даже активно использовался церковью. Официальный отказ церкви от змеевиков, как принадлежащих только язычеству оберегов, произошёл на рубеже XVII-XVIII вв.

Змеевик представляет собой двусторонний металлический и каменный медальон-амулет, обычно округлой, овальной, иногда восьмиугольной формы. На одной стороне изображался лик Божества, на другой стороне – изображения змей или змееобразных существ(от 6 до 14).

После принятия христианства вместо языческого Божества на одной из сторон стали изображать христианских святых. При этом церковь не убрала змей с другой стороны.

Стоит также отметить, что амулеты и обереги Змеевики были присущи не только славянским народам, расселившимся на территориях Руси и Европы, но и таким странам, как Византия, древняя Греция и т.д.

Во всяком случае, змеевики носили именно защитную функцию, призваны были защищать своего владельца от болезней, несчастий, злой магии.

На Руси змеевики получили широкое распространение в центральной, восточной и северной части. Археологические находки подтверждают то, что это были одни из самых распространённых амулетов среди древних славян.

Их носили как обычные люди, так и знатные особы – князья, бояре и так далее.

При раскопках встречаются и змеевики, которые выполнены из дешёвых материалов, и такие обереги, которые выполнены из серебра и даже золота («Черниговская гривна Владимира Мономаха», найденная на реке Белоус), что говорит об их значимости среди славян.

Кроме всего прочего, подтверждением того факта, что змеевики обладали большой важностью среди славянских племён, говорит и то, что найдено немало амулетов, которые имеют в своей основе не только лики языческих и христианских святых и изображения из змей, но и гербы княжеских и боярских родов.

Считается, что змеевики носились поверх одежды и находят их в основном в тех местах, где когда-то располагались города или хотя бы значительные для того времени поселения.

Дата их появления довольно расплывчата и неопределённа: появляются они в 11 – 12 веках (по другим сведениям в 10 веке), продолжают бытовать вплоть до 16 века. Известно так же, что нередко и в более позднее время копировались, возможно просто механически, ранние образцы.

По мнению специалистов это свидетельствует о том, что данный тип амулетов высоко ценился и был очень популярен на протяжении многих столетий.

Вообще амулеты-змеевики связывают с княжеско-боярскими кругами, но ведь науке сегодня отлично известны не только образцы, выполненные из золота или серебра, но так же изготовленные из меди и бронзы. Учитывая популярность змеевиков, почему бы их не носить и простым людям, не говоря уж о дружинниках и купцах? Не понятно.

Сама форма и посвящение этого оберега до сих пор вызывают большие споры в научных кругах.

Одно время считалось, что змеевики имеют византийское происхождение, однако многие последующие после этого заявления раскопки убеждают в спорности этого мнения.

На Руси змеевиков найдено гораздо больше, чем в Византии и других странах. Также есть и предположения, что змеевики пришли на Русь с языческого Востока или Греции.

Почти всегда на змеевиках преобладают греческие надписи с заклинанием от чёрной немочи («истеры»), что переводилось на тогдашний русский язык словом ДЪН – «нутро», «внутренность», «утроба».

На лицевой стороне изображался, какой либо христианский сюжет: Михаил архангел, Богородица, змееборец Фёдор Тирон, Фёдор Стратилат, целители Козьма и Дамиан, Борис и Глеб, распятие и т.д. и т.п.

Вокруг христианских изображений по внешней окружности змеевика идёт надпись, в русском варианте выглядящая так: СТЪ СТЪ СТЪ ГЬ САВАОФ ИСПОЛНЬ НБО И ЗЕМЛЯ СЛАВ ТВО, что значит: Свят, свят, свят господь Саваоф; исполнены небо и земля славы твоей! Правда надпись была, как правило, на греческом языке с аббревиатурами.

Выходит, что таким образом изображение того или иного христианского персонажа оказывалось вторичным по отношению к такой всеобъемлющей мощнейшей круговой надписи, которая была прямо обращена к повелителю всего сущего, всего макрокосма в понимании тогдашнего человека. Находящийся по центру образ святого, говоря современным языком, определял лишь специфику той помощи, которой ожидал носитель амулета. Это был или только целитель или борец со злом, олицетворённым в виде змея, или же тот, кто мог обеспечить победу в битве.

Читайте также:  Мусульманский амулет восьмиконечная звезда

Что касается посвящения змеевика, то наиболее достоверной точкой зрения считается, что это символ, относящийся к культу Земли и Луны. На одной стороне изображался Бог Луны, на другой стороне Змеи – символы Земли и плодородия.

О спорности мнения насчёт византийского происхождения амулетов мы ещё поговорим ниже, где я приведу доводы в пользу того, что змеевики могли быть исконно-русскими, языческими символами, амулетами и оберегами, а вовсе не продуктом греческой мифологии.

Как вы и сами можете понять из всего вышесказанного, несмотря на широкое распространение змеевиков на Руси, его смысл по большей части остаётся загадкой. Ещё одной загадкой является способ ношения змеевика, ведь ни один из древних амулетов не был найден с цепочкой или шнурком, а значит нельзя с уверенностью говорить, что данный медальон носился на шее или каким-либо другим способом.

В ходе христианизации Руси, стерлись некоторые предпосылки, которые могли бы дать точное определение – какое Божество было изображено на змеевиках и какую цель преследовали люди, когда носили именно этот амулет, предпочитая его многим другим.

В отличие от христианских медальонов, где змеи часто изображались на голове какого-то Божества, в более древних вариантах, змеевая сторона амулета не имеет ни низа, ни верха, и носит некий эзотерический характер, часто представляет собой подобие солярного символа.

Это наталкивает на мысль о том, что солярный символ из змей представлял не Верхнее Солнце, как другие свастические символы и коловраты, а именно подземное Солнце или Чёрное Солнце, понятие о котором было очень распространено среди древних народов.

Ещё одним явным отличием языческих от христианских змеевиков является то, что при их изучении было с большой точностью вычислено – при христианстве главной стороной (лицевой) была сторона с ликом святого, так как лик святого был тщательно выгравирован, а сторона со змеями часто носила общий характер, которому уделялось меньшее внимание. В языческой культуре всё как раз наоборот – лицевой стороной является сторона со змеями!

Что касается характера стороны со змеями, то, согласно изучению А. С.

Орлова, они делятся на 8 типов: Мощный (в центре голова или верхняя часть человеческой фигуры с извивами змеиных тел), облегчённый (практически идентичная мощному типу, но с более упрощёнными формами), безобразный (женская фигура с извивающимися змеями вместо ног, змеи находятся также в руках фигуры и образуют крылья женщины), вензелевидный (человеческая фигура полностью образована змеями), колесовидный сигматический (от человеческой головы радиально расходятся змеиные тела, при этом змеиные головы обращены в одну сторону, как на коловрате), серповидный встречный (восемь змеиных туловищ, которые сгруппированы по парам и представляют собой крестообразную фигуру, тела змей имеют серповидный изгиб, а головы развёрнуты в разные стороны), серповидный пересекающийся (состоит из 12 змей, 8 змей сгруппированы попарно, а остальные четыре представляют дополнительный косой крест, змеиные шеи в верхней части пересекаются), серповидный сложнопересекающийся (человеческая голова, от которой вверх и вниз отходят по 4 змеиных туловища, в стороны отходят по 2 змеиных туловища, при этом тела змей переплетаются в сложных формах).

Часто встречающиеся змеевики с человеческой головой, у которой вместо волос змеи, относит нас к мифу о Медузе Горгоне, который существовал в Древней Греции.

По этой и по некоторым другим признакам многие исследователи делают вывод, что изначально амулеты змеевики были изобретены в Греции, и только потом проникли в другие страны.

Подобно тому, как Персей, отрубив голову Горгоне и держа её в руке взглядом от себя, превратил в камень чудовище, так и змеевик, который носился человеком, представлял живое олицетворение этой истории.

Взгляд Медузы Горгоны с амулета должен был уничтожить все опасности и всех врагов. Если учесть ещё и тот факт, что в древней Греции голова Горгоны изображалась на панцирях и щитах воинов, то вполне вероятным может быть то, что змеевики были изобретены в Греции.

Стоит сказать, что не стоит со 100% уверенностью быть уверенными, что изображение на змеевиках является греческой медузой Горгоной. В славянской традиции и верованиях также были существа, как русалки (изображались со змеиным хвостом), изображавшиеся со змеиным телом.

Стоит вспомнить и многоглавого Змея-Горыныча, древнерусского дракона, который во многих мифах и сказаниях изображается именно как 12-главый, что вполне соответствует количеству змей на змеевиках.

Дракон о нескольких змеиных головах был практически главным действующим лицом многих фольклорных сказаний, поэтому изображение змееголового существа или скопления змей вполне может относиться и к славянской традиции. У древних скифов была змееногая богиня Апи. Змеи в язычестве были очень сильно распространены.

Змеи являются мифологическими символами самой Земли, поэтому их изображение на амулетах не является каким-то экзотическим новшеством для славян и могло зародиться именно на Руси, а не Византии.

Тождество змеевиков именно поверьям славянских народов доказывает и человеческая фигура со змеями не вместо волос, а вместо ног. Здесь уже нельзя говорить о медузе Горгоне, так как всякое сравнение будет большим преувеличением. Змееногие фигуры больше похожи или на славянских русалок или на скифскую богиню Апи.

При этом, стоит заметить, что богиня Апи является божеством Земли! Именно по этой причине вместо её ног изображаются змеи, как существа символизирующие землю.

Так каким же образом на амулеты змеевики попали такие разные Боги, как Богиня Земли из славянских верований и Горгона из греческих мифов? Может быть, мнение исследователей глубоко ошибочно и Горгонами змей назвали уже в христианское время сами христиане, которые увидели в образах славянских Богов схожие черты с греческими языческими Божествами и существами? Может быть и такое, что изначально змеевики были исконно-славянскими амулетами, на которых изображались Божества Земли со змеями в руках, со змеями на голове и со змеями вместо ног. В этом случае становится понятно, что символизировал этот амулет и что он означал. Так же становится понятно, почему змеевики были так распространены на Руси, где смутно представляли себе – кто такая медуза Горгона, а, скорее всего, и вовсе не знали, зато знали древних языческих Богинь Земли, которых и изображали на своих амулетах. Также становится понятно, почему славяне носили с собой эти амулеты. Если исходить из последних выводов, то распространённость этих оберегов была вовсе не из-за того, что на одной из сторон было нарисовано экзотическое чудовище с непонятным значением, а из-за того, что амулет представлял собой языческую “иконку”, который символизировал силы Земли, являлся символом плодородия и оберегом от злых сил загробного мира.

Удивительно, как быстро змеиный узор стал считаться не русским, как только того пожелали различные деятели, не считающиеся с многотысячелетним наследием Великой Руси. Змеиный узор был очень распространён в росписи, вышивке и прикладных искусствах на протяжении многих тысячелетий.

Клубки змей (ужей) наносились на жертвенники, сосуды, одежду и даже дома. Что касается домов, то это вообще отдельная история, которой можно уделить целую книгу. Клубки змей, пары змей или ужи-одиночки украшали дома, так как считались покровителями дома.

Сохранились и предания, что некогда ужи жили в домах вместе с людьми, обитали под печью и считались священными охранителями дома, домовыми духами – цмоками. Кроме того, змеи соотносятся со стрелами Перуна – молниями, с дождём, а, следовательно, были олицетворением борьбы со злыми силами и покровительствовали урожаю.

Как вы и сами можете понять, культ змей у древних славян был очень обширен, им придавали огромное значение в верованиях и мировоззрениях. Найдены и женские фигурки со змеями в руках, которые относятся к Трипольской культуре. Исходя из всего вышесказанного, стоит сильно сомневаться в том, что змеевики имеют исключительно зарубежное происхождение.

У славян змеи были в большом почёте и играли огромную роль в верованиях и магических представлениях, так что – где, как не здесь, было зародиться амулетам, которые сегодня известны, как – Змеевики?!

Всё-таки двоеверие являлось далеко не только результатом терпимости РПЦ к языческим верованиям.

Да и была ли эта терпимость на самом деле? А вот показателем нежелания отказаться от веры предков, как в кругах русской аристократии (князей, боярства), так и среди простых людей, двоеверие можно считать наверняка.

Значит и после принятия христианства язычество развивалось, совершенствовалось и вырабатывало новые непрямолинейные методы соперничества с навязанной извне религией.

  • Возможно амулеты-змеевики, в какой-то мере придавали уверенности тогдашнему человеку – случись чего, новая вера, чужой Бог ещё неизвестно помогут ли, а уж заповеданные прадедами обережные знаки защитят наверняка.

вполне может быть, что ношению таких амулетов не препятствовала и сама церковь по одной простой причине. Устроители христианства на Руси тоже ведь не всегда шли напролом, действуя исключительно силовыми методами.

Могло статься и так, что, безусловно зная о двойственном значении амулетов-змеевиков, православные священнослужители, глядя в будущее, попросту приучали людей к ношению предметов с христианской символикой и вере в них.

Много встречается и другой христианской пластики, особенно домонгольского периода, где форма тех же крестов, например, близка к форме круга, которая была более привычной для язычников.

Самым известным из древнерусских змеевиков, является золотая «Черниговская гривна Владимира Мономаха». Это очень большой золотой змеевик, который, по-видимому, действительно принадлежал самому Владимиру Мономаху. И был им утерян во время охоты на речке Беловосе под Черниговом, где Мономах княжил с 1076/78 по 1094 г.г. Этими же годами принято датировать и амулет-змеевик.

Сердцевина оборотной стороны змеевика занята сложной композицией из десяти драконо-змей, окружающих фигуру, у которой верхняя часть туловища женская, а нижняя змеиная, её руки и ноги переходят в змеиные извивы, завершающиеся драконьими головами. Так же оборотная сторона содержит обычную надпись заклинания от «истеры» – дъны и вторую надпись: Г(оспод)И, ПОМОЗИ РАБУ СВОЕМУ ВИСИЛИЮ. АМИН. Василий – крёстное имя Владимира Мономаха.

На лицевой стороне изображение архангела Михаила, покровителя Киева, далее идёт кольцевая греческая надпись, затем изображена кольцевая волнистая линия (мировой океан, не в географическом смысле конечно?), а по внешнему краю даны символы растительной силы (крины), обращённые вовне: «Пусть всё растёт и процветает».

В настоящее время древнерусские змеевики очень популярны у реконструкторов периода Древней Руси, любителей истории, коллекционеров.

Проклятая за красоту…Миф о Медузе Горгоне..

Миф о Медузе Горгоне

Миф о Медузе: Медуза Горгона- мифическое создание, жившее на севере. Титанида Медуза умела летать и предсказывать будущее, отличалась несравненной красой и свободной волей. Её красота очаровала Посейдона, а вольность возмутила Афину.

Вступив в сговор, олимпийцы пленили Медузу, и Посейдон, надругавшись над ней, лишил её магической силы и бессмертия. Афина жестоко отомстила титаниде по-другому, превратив её в чудовище со змеями вместо волос.

От этих ужасных испытаний открылась Медузе бездна человеческого страдания, и окаменел от этой невыносимой муки её взгляд. Но и этого Афине показалось мало. По поручению богини Персей отсек Медузе голову.

Из тела Горгоны родился Пегас, кровь титаниды использовалась Асклепием в качестве живой и мертвой воды, а её головой Афина украсила свой щит….

. «Вместо волос у горгоны — шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем.

От взгляда горгоны все живое превращается в камень» — так описывает горгону древнегреческий поэт Гесиод (ок. 700 до н.э), в поэме «Теогония» («Происхождение богов»).

Действительно, облик ее был ужасен, и слово «gorgos» в переводе означает «страшный, грозный».

Горгона Медуза была дочерью морских божеств Форкия и Кето, и внучкой Геи, отождествляемой с землей и Понта, отождествляемого с морем. Но родилась она вовсе не страшным чудовищем, а прекрасной морской девой. Настолько привлекательной, что колебатель земли Посейдон решил возлечь с ней. Но место для этого выбрал не совсем удачное – храм Афины.

Девственная воительница была вне себя, и мало того, что превратила красавицу в крылатое чудовище, еще и наделила ее ужасающей силой – превращать в камень все живое своим взглядом. Бедная Медуза, имя которой перводится как «покровительница, хранительница» была вынуждена скрывать от всех свой безобразный облик, и перебралась «на край земли», на затерянный отдаленный остров.

Шли годы, но Афина все не могла успокоится, пока, наконец, не появился герой Персей, сын Зевса и Данаи, обронивший случайно обещание принести голову Медузы. Афина сопроводила его на этот подвиг, предупредив, чтобы он не глядел на Медузу, а лишь на ее отражение, и подарила ему для этого отполированный до блеска щит.

Читайте также:  Какие можно сделать обереги для дома

Персею помог и Гермес, вручив ему серп, которым можно было отрезать голову Медузы. Затем Персей раздобыл крылатые сандалии, черную шапку-невидимку и волшебную сумку, для хранения отрезанной головы жертвы. Экипировавшись таким образом, Персей полетел в страну гипербореев, где среди окаменевших изваяний людей и животных увидел спящую горгону.

Глядя в зеркальный щит на отражение Медузы, Персей одним взмахом руки, направляемым Афиной, отрезал серпом голову несчастной девы. Хлынула кровь, и

  1. Конь появился Пегас из нее и Хрисаор великий.
  2. Имя Пегас — оттого, что рожден у ключей океанских,
  3. Имя Хрисаор — затем, что с мечом золотым он родился.
  4. Гесиод «Труды и дни»

Это были дети Посейдона и Медузы, зачатые в храме Афины. Персей положил голову Медузы в сумку, надел шапку, сделавшую его невидимым и полетел на юг.

Древние мифы рассказывают о том, что когда Персей пролетал над морем, то на месте, где капли крови горгоны упали в воду, выросли красные кораллы, называемые горгонарии.

По преданиям античной Греции красные кораллы применялись в качестве амулета, защищающего от «дурного глаза», от отравлений и даже от подагры. Земля же порождала из крови Медузы змей:

  • В Ливии знойной как раз над пустыней парил победитель,
  • Капли крови в тот миг с головы у горгоны упали,
  • Восприняла их Земля и змей зачала разнородных
  • Овидий «Метаморфозы»

Кровь горгоны Медузы, обладающая губительными и живительными свойствами, была собрана Афиной в два сосуда, и подарена прославленному врачевателю Асклепию, которому поклонялись как основателю медицины. Асклепий с помощью крови Медузы, взятой из левой части тела мог оживлять людей, а из крови, взятой из правой части тела мог мгновенно умертвить.

Интересно то, что Асклепий изображается всегда с посохом, обвитым змеей — порождением крови горгоны Медузы. Древнегреческий путешественник и писатель Павсаний (2 в. н.э.) упоминает о том, что в храме Асклепия в Эпидавре жили несколько прирученных змей.

А изображение змеи, обвивающей чашу появилось в XVI веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу (1493-1541), и сегодня стало символом медицины.

Голова Медузы, сохранила и после смерти способность превращать в камень все живое. И когда победитель Медузы приземлился рядом с дворцом титана Атланта, не оказавшим герою гостеприимства, Персей превратил его в гору, показав голову горгоны.

Вскоре отрубленная голова Медузы была передана Афине, и та прикрепила ее к своему легендарному щиту – эгиде – получившему эпитет «горгонеон», а сама Афина стала называться Горгопа — богиня со страшным взглядом.

Немного позднее, в Древнем Риме, изображение змеевласой головы Медузы стало одним из наиболее популярных на металлических украшениях, служивших воинскими знаками отличия.

Чаще всего горгона изображалась на военных медалях, а затем и на украшениях конской сбруи, иногда на доспехах и щитах – дабы устрашать и повергать в ужас противника. Образ Медузы на воинских надгробных памятниках, возможно, играл охранительную функцию, призванную защищать могилу от разорителей.

Персей же, женился на спасенной им Андромеде, родившей ему дочь. Малышке дали имя Горгофона – убийца Горгоны. Надо сказать, что имена Горгий, Горгоний и Горгодиан были распространены не только в Древней Греции, но и дожили вплоть до христианских времен.

Отголосок древней легенды имеется и в названии озера в Мегариде – Горгопида, и в древнем названии города Анапы – Горгиппия. В средние века на стенах замков, храмов и соборов появились каменные изображения странных фантастических существ, называемых «горгулы». Считалось, что в случае опасности статуи оживают и расправляются с врагом.

А жанр фэнтези превратил горгул в крылатые создания, которые умеют обращаться в камень, и в этом состоянии чрезвычайно быстро заживляют все раны.

  1. Галина Росси
  2. искусствовед
  3. Права на статью принадлежат автору Галине Росси.
  4. Статья может быть скопирована при условии, что полное содержание, а также это уведомление об авторских правах останется без изменений.
  5. Читайте на сайте «Монсальват»:
  6. Медуза

Проклятая за красоту, она была обречена убивать всех, кто на нее посмотрит..





Все мужчины, взглянувшие на нее превращались в камень…

Как Медуза стала Горгоной

Давным-давно, в стародавние времена, когда боги общались с людьми, жила — была девушка. Звали её Медузой.Нельзя сказать, что была Медуза обыкновенной девушкой. Её родителями были бог бурного моря Форкий и его сестра КетоМедуза была столь прекрасна, что ни один юноша не оставлял её без внимания.

Лилия Осипова. Зеркало памятиНо Медуза ни одному не отдавала предпочтения. Ждала настоящую любовь.Медуза при рождении получила способность своим взглядом превращать людей в камни. Но надо сказать, этим свойством Медуза пользовалась нечасто. Применяла только в том случае, когда было необходимо для защиты жизни.

Джулио Аристиде Сарторио. Медуза и герои, ок. 1897Особенно славилась она своими волосами — пушистыми, длинными, шелковистыми. Из-за них, говорят, воспылал страстью к Медузе сам верховный морской бог Посейдон.

Кирилл Мельник. Посейдон и горгоны, 2011Но и он не тронул сердце девушки. Но Посейдон не привык отступать. Богам позволено все. Однажды он подкараулил девушку в храме Афины и насильно овладел ею.Ох, и рассердилась Афина на такое святотатство. В гневе даже разбираться не стала, кто виноват. А превратила Медузу в чудовище с женским лицом и змеями вместо волос.

Элис Пайк Барни. Медуза, 1892

Яцек Мальчевский. Медуза, 1900

Люсьен Леви-Дюрмэ. Медуза Горгона или яростная волна, 1897У Медузы были две сестры — Эвриала и Сфено. В отличии от Медузы, которая по какой-то причине родилась смертной, её сестры были бессмертными. Может быть, потому что были старшими.

Густав Климт. Три горгоны, 1902

Змеевик (оберег, амулет)

Змеевик — оберег, который существовал практически до XX века. Официальный отказ церкви от змеевиков, как принадлежащих только язычеству оберегов, произошёл на рубеже XVII-XVIII вв.

Змеевик представляет собой двусторонний амулет из металла или камня. На одной стороне изображался лик божества, на другой стороне — изображения змей или змееобразных существ. После принятия христианства вместо языческого божества на одной из сторон стали изображать христианских святых.

При этом церковь не убрала змей с другой стороны. Стоит также отметить, что амулеты и обереги Змеевики были присущи не только славянским народам, расселившимся на территориях Руси и Европы, но и таким странам, как Византия, древняя Греция и т.д.

Во всяком случае, змеевики носили именно защитную функцию, призваны были защищать своего владельца от болезней, несчастий, злой магии.

На Руси змеевики получили широкое распространение в центральной, восточной и северной части. Археологические находки подтверждают, что это были одни из самых распространённых амулетов среди древних славян.

Их носили как обычные люди, так и знатные особы — князья, бояре и так далее.

При раскопках встречаются и змеевики, которые выполнены из дешёвых материалов, и такие обереги, которые выполнены из серебра и даже золота («Черниговская гривна Владимира Мономаха», найденная на реке Белоус), что говорит об их значимости среди славян.

Кроме всего прочего, подтверждением того факта, что змеевики обладали большой важностью среди славянских племён, говорит и то, что найдено немало амулетов, которые имеют в своей основе не только лики божеств и христианских святых и изображения из змей, но и гербы княжеских и боярских родов.

Сама форма и посвящение этого оберега до сих пор вызывают большие споры в научных кругах. Одно время считалось, что змеевики имеют византийское происхождение, однако многие последующие после этого заявления раскопки убеждают в спорности этого мнения. На Руси змеевиков найдено гораздо больше, чем в Византии и других странах.

Также есть и предположения, что змеевики пришли на Русь с Востока или Греции. Что касается посвящения змеевика, то наиболее достоверной точкой зрения считается, что это символ, относящийся к культу Земли и Луны. На одной стороне изображался Бог Луны, на другой стороне Змеи — символы Земли и плодородия.

О спорности мнения насчёт византийского происхождения амулетов мы ещё поговорим ниже.

Как вы и сами можете понять из всего вышесказанного, несмотря на широкое распространение змеевиков на Руси, его смысл по большей части остаётся загадкой.

Ещё одной загадкой является способ ношения змеевика, ведь ни один из древних амулетов не был найден с цепочкой или шнурком, а значит нельзя с уверенностью говорить, что данный медальон носился на шее или каким-либо другим способом.

С ходом времени стерлись некоторые предпосылки, которые могли бы дать точное определение — какое божество было изображено на змеевиках и какую цель преследовали люди, когда носили именно этот амулет, предпочитая его многим другим.

В отличие от христианских медальонов, где змеи часто изображались на голове Божества, в более древних вариантах змеевая сторона амулета не имеет ни низа, ни верха, и носит некий эзотерический характер, часто представляет собой подобие солярного символа.

Ещё одним явным отличием языческих от христианских змеевиков является то, что при христианстве главной стороной (лицевой) была сторона с ликом святого, так как лик святого был тщательно выгравирован, а сторона со змеями часто носила второстепенный характер, которому уделялось меньшее внимание.

В языческой культуре всё как раз наоборот — лицевой стороной является сторона со змеями!

Что касается характера стороны со змеями, то, согласно изучению А. С.

Орлова, они делятся на 8 типов: Мощный (в центре голова или верхняя часть человеческой фигуры с извивами змеиных тел), облегчённый (практически идентичная мощному типу, но с более упрощёнными формами), безобразный (женская фигура с извивающимися змеями вместо ног, змеи находятся также в руках фигуры и образуют крылья женщины), вензелевидный (человеческая фигура полностью образована змеями), колесовидный сигматический (от человеческой головы радиально расходятся змеиные тела), серповидный встречный (восемь змеиных туловищ, которые сгруппированы по парам и представляют собой крестообразную фигуру, тела змей имеют серповидный изгиб, а головы развёрнуты в разные стороны), серповидный пересекающийся (состоит из 12 змей, 8 змей сгруппированы попарно, а остальные четыре представляют дополнительный косой крест, змеиные шеи в верхней части пересекаются), серповидный сложнопересекающийся (человеческая голова, от которой вверх и вниз отходят по 4 змеиных туловища, в стороны отходят по 2 змеиных туловища, при этом тела змей переплетаются в сложных формах).

Часто встречающиеся змеевики с человеческой головой, у которой вместо волос змеи, относит нас к мифу о Медузе Горгоне, который существовал в Древней Греции.

По этой и по некоторым другим признакам многие исследователи делают вывод, что изначально амулеты змеевики появились в Греции, и только потом проникли в другие страны.

Подобно тому, как Персей, отрубив голову Горгоне и держа её в руке взглядом от себя, превратил в камень чудовище, так и змеевик, который носился человеком, представлял живое олицетворение этой истории.

Взгляд Медузы Горгоны с амулета должен был уничтожить все опасности и всех врагов. Если учесть ещё и тот факт, что в древней Греции голова Горгоны изображалась на панцирях и щитах воинов, то вполне вероятным может быть то, что змеевики были изобретены в Греции.

Стоит сказать, что не стоит со 100% уверенностью быть уверенными, что изображение на змеевиках является греческой медузой Горгоной. В славянской традиции и верованиях также были существа, как русалки (изображались со змеиным хвостом), изображавшиеся со змеиным телом.

Стоит вспомнить и многоглавого Змея-Горыныча, древнерусского дракона, который во многих мифах и сказаниях изображается именно как 12-главый, что вполне соответствует количеству змей на змеевиках.

Дракон о нескольких змеиных головах был практически главным действующим лицом многих фольклорных сказаний, поэтому изображение змееголового существа или скопления змей вполне может относиться и к славянской традиции. У древних скифов была змееногая богиня Апи. Змеи в язычестве были очень сильно распространены.

Змеи являлись мифологическими символами самой Земли, поэтому их изображение на амулетах не является каким-то экзотическим новшеством для славян и могло зародиться именно на Руси, а не в Византии.

Тождество змеевиков именно поверьям славянских народов доказывает и человеческая фигура со змеями не вместо волос, а вместо ног. Здесь уже нельзя говорить о Медузе Горгоне, так как всякое сравнение будет большим преувеличением.

Змееногие фигуры больше похожи или на славянских русалок или на скифскую богиню Апи.

При этом, стоит заметить, что богиня Апи является божеством Земли! Именно по этой причине вместо её ног изображаются змеи, как существа символизирующие землю.

Так каким же образом на амулеты змеевики попали такие разные Боги, как Богиня Земли из славянских верований и Горгона из греческих мифов? Может быть, мнение исследователей глубоко ошибочно, и Горгоной змей назвали уже в позднее время, когда люди увидели в образах славянских богов схожие черты с греческими языческими божествами и существами? Может быть и такое, что изначально змеевики были исконно-славянскими амулетами, на которых изображались Божества Земли со змеями в руках, со змеями на голове и со змеями вместо ног. В этом случае становится понятно, что символизировал этот амулет и что он означал. Так же становится понятно, почему змеевики были так распространены на Руси, где смутно представляли себе — кто такая Медуза Горгона, а, скорее всего, и вовсе не знали, зато знали древних языческих Богинь Земли, которых и изображали на своих амулетах. Также становится понятно, почему славяне носили с собой эти амулеты. Если исходить из последних выводов, то распространённость этих оберегов была вовсе не из-за того, что на одной из сторон было нарисовано экзотическое чудовище с непонятным значением, а из-за того, что амулет представлял собой языческую «иконку», которая символизировала силы Земли, являлась символом плодородия и оберегом от злых сил.

Читайте также:  Притаившийся лют по славянскому талисман

Змеиный узор был очень распространён в росписи, вышивке и прикладных искусствах на протяжении многих тысячелетий. Клубки змей (ужей) наносились на жертвенники, сосуды, одежду и даже дома. Что касается домов, то это вообще отдельная история, которой можно уделить целую книгу. Клубки змей, пары змей или ужи-одиночки украшали дома, так как считались покровителями дома.

Сохранились и предания, что некогда ужи жили в домах вместе с людьми, обитали под печью и считались священными охранителями дома, домовыми духами — цмоками. Кроме того, змеи соотносятся со стрелами Перуна — молниями, с дождём, а, следовательно, были олицетворением борьбы со злыми силами и покровительствовали урожаю.

Культ змей у древних славян был очень обширен, им придавали огромное значение в верованиях и мировоззрениях. Найдены и женские фигурки со змеями в руках, которые относятся к Трипольской культуре.

Исходя из всего вышесказанного, стоит сильно сомневаться в том, что змеевики имеют исключительно зарубежное происхождение.

У славян змеи были в большом почёте и играли огромную роль в верованиях и магических представлениях.

Приборы видеонаблюдения, сигнализация, система безопасности и многое другое. В интернет-магазине install.in.ua можно ознакомиться с полным ассортиментом. Большой каталог продукции и удобные условия приобретения товаров.

Почему русские князья-христиане поклонялись Медузе Горгоне?

Во время раскопок на территории бывших древнерусских княжеств часто находят удивительные медальоны-обереги. С одной стороны, на них изображены образы православных святых, а с другой — женские головы с извивающимися змеями вместо волос. Что это — знаменитая Медуза Горгона или какой-то из древних русских символов?

Фактрум рассказывает об амулетах-змеевиках и о том, что они значили для русских правителей.

На Руси такие амулеты были довольно популярны и служили чем-то вроде аналога современного нательного креста. Но, в отличие от последнего, использовались ещё и в дохристианскую эпоху: в то время вместо лика православного святого на оборотную сторону амулета наносилось изображение какого-нибудь языческого божества. Считалось, что змеевики оберегают от сглаза, болезней и тёмных сил.

Их носили абсолютно все, независимо от сословий. Различались лишь материалы: для бедноты — медь, бронза или даже дерево, для тех, кто побогаче, — золото и серебро. В этой связи стоит вспомнить самый знаменитый змеевик — «Черниговскую гривну» князя Владимира Мономаха, утерянную им во время охоты и впоследствии обнаруженную археологами.

Змеевик. Серебро, золочение. XIII в.

И всё-таки, почему именно Медуза Горгона? Ведь это чудовище с живыми змеями вместо волос, которое своим взглядом обращало всё живое в камень, известно как мифологическое существо из древнегреческих мифов.

На этот счёт есть два мнения.

Согласно первому, этот образ был позаимствован Древней Русью у Византии, а той — у Греции. Это подтверждается находками похожих амулетов на территории Балканского полуострова и Малой Азии (территория современной Турции).

Второй гласит, что змеевик — исконно русский символ. Сторонники этой теории утверждают, что существо, похожее на Медузу, — вовсе не древнегреческое мифическое существо, а создание из славянских преданий. Например, русалки в представлении древних славянских народов обладали не рыбьим, а змеиным хвостом.

Также часто встречаются изображения существ, у которых змеи заменяют руки, крылья и волосы. Даже у хорошо знакомого нам Змея Горыныча головы были не драконьими в традиционном смысле, а змеиными. Кроме того, змеиными узорами очень часто украшали посуду, домашнюю утварь и даже сами дома, стараясь таким образом получить защиту Матери Сырой Земли.

А если в доме под печкой появлялось гнездо ужа, это считалось добрым знаком, и безобидную змею считали добрым духом и хранителем очага.

Учёными было сломано немало копий в спорах о том, чьей именно культуре принадлежат изображения на змеевиках, но единого мнения нет до сих пор.

Медуза Горгона: несчастная жертва или жестокое чудовище?

Медузе Горгоне, как и большинству других персонажей древнегреческих мифов, трудно дать однозначную оценку. Она олицетворяет отвратительное существо, воплотившее страх и смерть, но вместе с тем и глубоко несчастную красавицу, которая по стечению роковых обстоятельств стала безвинной жертвой из-за обрушившегося на нее проклятия богини.

Происхождение Медузы и превращение в горгону

Есть несколько версий о происхождении Медузы Горгоны. Наиболее распространена изложенная Овидием в «Метаморфозах». У морских божеств в родственном браке родились дочери. Это были три водные девы дивной красоты. Младшую, самую прекрасную из сестер, звали Медузой. Ее красоте завидовала даже богиня Афина. Под власть очарования морской девы попал Посейдон.

Спасаясь от преследований владыки морей, красавица спряталась в святилище Афины. Бог, обернувшись птицей, проник в священное место и овладел морской девой против ее воли.

Девственная богиня Афина, узнав о совершенном осквернении храма, в гневе превратила невинную жертву в горгону — существо с чешуей, когтями, металлическими крыльями. На голове, заменяя волосы, извивались змеи.

В мифе упоминается, что еще одним мотивом совершенного была зависть богини к красоте морской девы.

Добровольное изгнание

Две другие сестры, пожелав разделить участь несчастной, тоже стали чудовищами. Кроме наводящей ужас внешности они приобрели жуткую способность превращать в каменное изваяние любого, встретившегося с ними глазами. Сестры осознали свое горестное положение и поняли, что им нет места ни среди людей, ни в мире богов.

Они отправились в добровольное изгнание на отдаленный остров. Их внешность стала определять поступки. Немало жизней было загублено ими. Наибольшей кровожадностью славилась младшая из сестер, не обладавшая бессмертием.

Убийство, совершенное при содействии Афины

«Персей» с головой горгоны; статуя Бенвенуто Челлини; фото https://www.flickr.com/people/127226743@N02/

Убить чудовище удалось Персею. Герой подкрался к сестрам. Он знал, что если встретит их взгляд, то окаменеет. Помог медный щит Афины, в его отполированной поверхности отразились спящие горгоны.

«Голова Медузы», Рубенс (1618)

Персею удалось отрубить голову Медузе, глядя на отражение. Кровь полилась на землю, из нее возникли и вознеслись в небо дети Посейдона: великан Хрисаор и белокрылый Пегас. После злоключений Персей вручил голову Афине, которая поместила ее на своем щите.

Напольная мозаика с изображением горгонейона при входе в дом

Изображение головы Медузы было популярным в античном мире. Его чеканили на военных медалях, щитах. Им украшали архитектурные сооружения в качестве декора, использовали как оберег, защищающий от колдовства.

  • Интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ!Ещё нас можно читать во ВКонтакте!
  • E-mail для связи с редакцией: kott.media@yandex.ru
  • Литература:wikipedia.orgСтатья по теме:Вотивные дары: что подносили богам в Древней Греции?

Почему русские князья поклонялись горгоне Медузе

Доподлинно неизвестно змееволосое существо, которому поклонялись русские князья и простолюдины, имело эллинистические или исконно славянские корни, но факт наличия данного культа неоспорим.

Первые упоминания о существовании на территории древней Руси культа змееволосой покровительницы, относятся к XI веку, кода вместе с христианскими символами её лик использовался в богослужениях.

Переходный этап двоеверия продолжался до XV-XVI веков, когда укрепившаяся церковь официально отказалась от этой языческой фигуры, найдя ей замену в сонме православных святых.

Талисман — змеевик

На Руси защитное изображение девы со змеиными волосами или ногами наносилось на каменные или металлические медальоны, называвшиеся змеевиками. Изображавшийся на древних медальонах образ, был весьма схож с описанием горгоны Медузы -колоритного персонажа древнегреческого мифа, чьё имя означает «защитница».

Оборотная сторона этих древних артефактов круглой, восьмиугольной или овальной формы, украшалась образом христианского святого и словами из греческой молитвы.

Однако если до крещения Руси лицевой стороной талисмана считалась, та, на которой было выбито изображение со змеями, то с объявлением монотеизма официально всё поменялось местам, но народ по-прежнему отдавал магическое превосходство деве-змее.

Чтобы не настраивать людей против себя, церковные иерархи не стали сразу запрещать этот пользовавшийся популярностью в обществе языческий символ, защищавший владельца от болезней, сглаза, эпидемий, напастей и смерти. На пригодном для ношения, как женщин, так и мужчин, обереге одновременно могло было быть изображено от 4 до 12 змей, даривших хозяину долголетие, здоровье и энергию. Часто змеевик хранился в доме и охранял его от злых духов, привлекая удачу и достаток.

Черниговская гривна Владимира Мономаха

Обнаруживаемые археологами в разных районах исторической Руси змеевики принадлежали к числу наиболее распространённых славянских амулетов, которые носили при себе как представители знати, так и бедных слоёв населения. Если для последних змеевики выполнялись из дешёвых материалов, то для аристократических медальонов применялись драгоценные металлы – золото и серебро.

Ярким примером может служить найденная на берегу реки Белоус большая золотая «Черниговская гривна Владимира Мономаха», вероятно потерянная им на охоте.

Датируемый 1076 -1094 годами медальон по традиции имеет две композиционные составляющие: на аверсе представлен образ покровителя Киева — архангела Михаила, а на реверсе женская фигура волосы, руки и ноги которой переходят в змеиные головы.

Греческие корни

Поскольку при раскопках талисманы-змеевики обнаруживались не только на территории Древней Руси и славянских поселениях Европы, но также во владениях Древней Греции и Византии, возник вопрос о его исторической родине.

Одна из версий напрямую связывает происхождение культа змеи с античным мифом о горгоне Медузе, голова которой стала олицетворением покровительства и заступничеств. Согласно повествованию безобразно страшной горгона Медуза стала благодаря стараниям воинственной Афины.

Узнав, что Посейдон овладел прекрасной лебедеподобной нимфой в её храме, Афина, обрушила свой гнев на девушку, превратив её в крылатое чудовище со змеями вместо волос, одним лишь взглядом превращающей всё живое в камень.

Не желая попадаться на глаза окружающим, Медуза уединилась на затерянном острове, но Афина не довольствовалась моральной победой, ей захотелось физически уничтожить обидчицу.

Для реализации этого плана она привлекла своего сводного брата Персея, рассказав ему о магической способности взгляда Медузы и подарив щит, глядя в отражение которого он должен был отрубить голову горгоне. Успешно справившись с заданием, герой вручил Афине «трофей», а она триумфально обтянула кожей Медузы свой щит, поместив в центр её устрашающую голову, не утратившую способность обращать живое в камень. Впоследствии доспехи и щиты с талисманным изображением маски горгоны стали частью амуниции легендарных и исторических персонажей, например Агамемнона и Александра Македонского.

Славянская интерпретация

Нестандартной внешностью с зооморфными чертами обладала славянская богиня Выргонь, прототипом которой являлась вышеописанная Медуза.

Понимавшая языки всех биологических существ на Земле змееволосая богиня раз в год пленительным голосом подзывала к себе по одному представителю от каждого живого рода, которые влюбляясь в неё, погибли под действием её смертоносного взгляда.

Нанося образ Выргони на оберег-змеевик, древние славяне рассчитывали, что она сможет уберечь их от неприятностей, в том числе болезней и неприятелей, которые будут замертво отскакивать от защищённого человека.

Скифские корни

Академик Борис Рыбаков, изучив русские змеевики, условно разделил их на две категории: первую, на которой изображена голова горгоны Медузы, с извивающимися волосами-змеями, и вторую — с образом змееногой скифской богини Апи.

Визуально отличавшаяся от греческого чудовища прародительница скифов Апи олицетворяла собой Землю, чьи змеевидные ноги символизировали питательные подземные силы, дающие толчок для рождения новой жизни, которая, умирая, вновь возвращается в лоно Матери-Земли.

Не случайно на дохристианских змеевиках, по разные стороны были вырезаны тотемные образы, относившиеся к почитанию Земли и Луны, причём змеевая сторона таких талисманов не имела отчётливого верха и низа, а носила эзотерический характер, воплощая собой подземное Солнце.

Змееногие девы в традиционной культуре

В традиционной русской культуре змееногих дев можно было повстречать не только на змеевиках, но на наличниках и фронтонах крестьянских домов, расположенных в северных землях.

В лубковой живописи XVIII века часто встречались сюжеты с изображением Медусы, которую из-за вокализации называли Мелузой. На этих рисунках она представала в образе коронованной девы, волосы и ноги которой имели вид змей.

В славянской культуре аспиды воплощали собой борьбу со злом, а потому змеиные узоры часто встречались в вышивках, росписях и на предметах прикладного искусства.

Источник

Оцените статью