Свойство конструкта быть применимым для предсказания ограниченного набора событий называется
166. Самоуверенный, напористый человек, обладающий незначительным социальным интересом, проявляющий превосходство над окружающими, не озабоченный благополучием других людей, решающий во враждебной манере основные задачи — это тип личности .
• управляющий
167. Свойство конструкта быть применимым для предсказания ограниченного набора событий называется:
• диапазоном
168. Седьмая стадия онтогенеза личности (по Эриксону) — зрелый возраст — несет специфический параметр личности, а именно:
• общечеловечность — самопоглощенность
169. Система мнений, которые человек сформировал о себе, жизни и других людях, в когнитивной психологии трактуется как:
• личность
170. Ситуационисты утверждают, что прямой доступ к когнитивным процессам:
• отсутствует
171. Склонность преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности Адлер называл:
• комплексом превосходства
172. Следующее положение: «личностные процессы направляются конструктами, которые служат средствами предвидения событий» представляет собой в теории личностных конструктов:
• фундаментальный постулат
173. Следующие понятия: «воспринимающий, эксплуатирующий, накопительский, рыночный и продуктивный» используются в теории Фромма для характеристики характера:
• социального
174. Следующие психологические категории: экстраверсия, интроверсия, мышление, чувство, ощущение и интуиция применяются в юнговской психологии личности для построения .
• типологии личности
175. Смещение, ведущее к высоким культурным достижениям, называется:
• сублимацией
176. Смысл вопроса о филогенезе личности заключается в:
• исторической трансформации личности
177. Совокупность познавательных процессов, которые соотносятся с реальностью, а также защитные механизмы, по теории Фрейда, — это:
• Эго («Я»)
178. Совокупность таких характеристик, как физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, по Леонтьеву, свойственна:
• индивиду
179. Согласно «Словарю Русского Языка», личность — это:
• свойства, составляющие индивидуальность человека
180. Согласно А.Маслоу, активность — это характерная черта .
• самоактуализирующейся личности
Источник
Базовый постулат и 11 следствий теории личностных конструктов
Фундаментальный постулат: «Деятельность человека психологически канализируется (направляется) в соответствии с тем, как он предвосхищает события». |
Психические процессы и деятельность человека нуждаются в точном определении своего направления. Критерием для определения направления служит будущее (предвосхищение). Люди стремятся узнать заранее, что будет завтра. Обычно, впоследствии, полученный опыт людей служит либо подтверждением, либо опровержением того, как они ранее предвосхищали события. Психологические процессы человека канализируется теми путями, которыми он предвосхищает события. Речь идет о том (и это уточняется в расшифровке постулата), что эти процессы происходят не в произвольном направлении, а текут по каким-то руслам, каналам, сеть которых имеет определенную структуру и определяется нашими способами предсказания.
Следствия, выведенные Дж.Келли из основного постулата, разъясняют его смысл и расширяют содержание. Они раскрывают строение индивидуальной системы конструктов, характер их функционирования и динамику развития.
Первое следствие — конструктивное, или об истолковании — гласит: «Человек предвосхищает события, путем истолкования их повторений». |
Несмотря на то, что события никогда полностью не повторяются, человек ожидает то, что происходило с ним ранее. Основной принцип конструирования состоит в том, что вновь воспринимаемое уподобляется одним объектам и отличается от других.
Второе следствие – «об индивидуальности»: «Люди отличаются друг от друга своими способами истолкования событий». |
Люди по-разному интерпретируют события. Конструкционные системы двух людей не похожи, даже тогда когда они используют одинаковые логические отношения.
Третье следствие касается организации системы конструктов: «Каждый человек для предвосхищения событий создает упорядоченную систему отношений между конструктами». |
Конструкты взаимосвязаны субординационно. Одни из них имеют много связей с другими, как правило, это наиболее значимые — центральные — конструкты. Внутри индивидуальной конструкционной системы имеется центральная (ядерная) структура, посредством которой человек приходит к пониманию наиболее фундаментальных особенностей реальности, общества и самого себя. Эта центральная структура с трудом поддается изменениям и выражает основополагающий взгляд человека на жизнь. В свою очередь внутри центральной структуры имеются такие построения, которые позволяют людям прогнозировать и контролировать наиболее важные контакты с людьми и группами. Эти построения составляют центральную (ядерную) роль человека. Другие могут иметь одну-две связи, такие конструкты называются периферическими. Отсутствие или слабость связей этих конструктов с другими объясняется их специфичностью либо новизной. Связи могут меняться с течением времени: ослабевать, перегруппировываться, снова упрочиваться, но уже в иной комбинации. Такая динамика системы конструктов служит основой творческого мировосприятия, позволяя увидеть новые отношения между объектами. Системы личных конструктов людей различаются не только по содержанию и количеству элементов, но и по характеру связей между ними. Установление приоритетов среди конструктов обусловливается не только логикой, но и обязательствами и моральными императивами.
Четвертое следствие — дихотомия конструктов состоит из ограниченного количества дихотомических конструкций». |
Здесь подчеркивается ключевая особенность конструкта — разделение на черное и белое, не допускающее промежуточных оттенков. Наглядной аналогией может служить разветвление дороги, содержащее только левый и правый повороты. Позднее, Келли и его ученики пришли к тому, что конструкты не обязательно биполярны, то есть сформулированы в виде двухполюсной альтернативы. Конечность же числа конструктов не противоречит тому, что это число очень велико и постоянно растет.
Пятое следствие — «выбор»: в биполярном конструкте человек выбирает для себя ту альтернативу, которая, как он рассчитывает, способствует расширению и большей определенности его системы. |
Выбор имеет отношение к действиям человека, а не к событиям, который происходят после выбора. Люди могут изменить происходящие вокруг них события только после того, как они изменят себя.
Шестое следствие — «диапазон»: конструкт применим для предсказания ограниченного набора событий |
Любой конструкт имеет ограниченную сферу применения, пригоден для антиципации только в ограниченном диапазоне событий. Вегетарианец не станет классифицировать животных по признаку их съедобности. Ни один конструкт не охватывает все события, с которыми сталкивается человек. Конструкт имеет фокус применимости — набор объектов, с которыми он работает особенно хорошо. Он также имеет диапазон применимости, в котором он может работать достаточно хорошо.
Седьмое следствие — «опыт»: система конструктов меняется по мере того, как человек последовательно конструирует образы событий. |
Конструкты можно изменять, каждый раз примеряя к событиям. Но изменение конструктов не происходит автоматически. Менять или не менять свои конструкты – это вопрос личного выбора. Совокупность изменений составляет индивидуальный опыт. Конструкт — это рабочая гипотеза, которая проходит испытание опытом. Если система изменяется, перестраивается в результате опыта, опыт успешен. Он неуспешен, если система конструктов не меняется под влиянием неудачного опыта.
Восьмое следствие — «модуляция»: вариации в конструкционной системе человека ограничены проницаемостью тех конструктов, внутри «зоны применимости» которых заключены эти варианты. |
Проницаемость конструкта — это его способность приложения к новым событиям. Чем более проницаем конструкт, тем легче его применить к новым событиям и тем больше человек открыт для новой информации. Но чрезмерно проницаемый конструкт подобен ситу, которое пропускает через себя все, ничего не задерживая. Человек в этом случае мыслит расплывчато, ему трудно составить четкую картину реальности и, следовательно, он будет изъясняться неопределенно. Непроницаемый конструкт охватывает явления, которые составляют его первоначальную основу, и остается закрытым для интерпретации нового опыта.
Девятое следствие — «фрагментация»: человек может использовать множество конструкционных подсистем, которые логически взаимно несовместимы. |
Это следствие отмечает тот факт, что в жизни людей логика обычно играет второстепенную роль. Реакции человека на события не обязательно согласуются между собой или вытекают из других реакций, которые у него были ранее. Этот вид иррациональности, замечает Келли, не обязательно является недостатком. Людей иногда делают великими именно несовместимые фрагменты их конструкционных систем.
Десятое следствие — «общность»: психологические процессы одного человека сходны с психологическими процессами другого в той мере, в какой один опирается на истолкование опыта, сходное с тем, на которое опирается другой. |
«Люди принадлежат к одной культуре главным образом потому, что они настраивают свой опыт одинаково»: психологические процессы одного человека сходны с психологическими процессами другого в той мере, в какой они пользуются сходными системами конструирования опыта.
Одиннадцатое следствие — «социальность»: один человек может принимать участие в социальном процессе, затрагивающем другого человека, в той мере, в какой он моделирует его процессы истолкования |
Это следствие объясняет эмпатию и социальные отношения. Люди истолковывают наблюдаемое поведение других людей и реагируют на них, опираясь на это истолкование. Осмысленное отношение к другим людям нуждается в понимании того, как они конструируют самих себя и свой мир. Отношения, базирующиеся на понимании того, как другие люди воспринимают мир, согласно Келли, составляют основу общественной жизни. Большая часть поведения состоит из взаимных приспособлений. Такое взаимопонимание позволяет эффективно взаимодействовать в обществе.
Развитие личности.
Теория личных конструктов рассматривает человеческую личность как способную к изменению и росту путем преодоления того, что сконструировано в качестве ее нынешних возможностей. У человека как конструктора своей жизни диапазон конструктов неизменно превышает возможности изменения и роста. Развитие зависит от попыток человека глубже понимать мир через непрерывную разработку системы конструктов. Взаимодействие с внешней средой играет главную роль в личностном росте. Келли, как психолог-гуманист, рассматривает развитие как врожденную тенденцию. Дж. Келли описывает измерения перехода. Это понятие относится к жизнедеятельности в целом и обозначает главное направление изменения конструктов или организации систем конструктов. Среди измерений перехода такие известные эмоции, как тревога (осознание того, что события, с которыми столкнулся человек, находятся за пределами прогнозирующего потенциала системы его конструктов) или агрессивность (активная разработка перцептивного поля человека). Кроме того, существуют некоторые измерения перехода, относящиеся скорее к успешности использования различных типов конструктов, чем к эмоциональным состояниям. Например, цикл творчества, который человек начинает с ослабленными конструктами, а заканчивает с ужесточенными.
В теории личных конструктов центральное положение занимает «конструктор событий», то есть «Я». В то же время «Я» — это конструкт. Контролирующее действие «Я» — это свидетельство прочности всей конструкции.
Дж. Келли. Психология личности . Теория личностных конструктов, СПб, Речь, 2000, -256 с.
Глоссарий
Агрессивность.Человек агрессивен, когда он активно испытывает свои конструкты на практике. Агрессия, это прекрасный способ развития, пересмотра, и уточнения собственных конструктов.
Тревога возникает, когда собственные конструкты индивидуума неприменимы к происходящим с ним событиям.
Поведение как эксперимент .Метафора человека как ученого; основная ее идея состоит в том, что он испытывает личностные конструкты на пригодность, реализуя их в поведении. Результаты действий либо подтверждают, либо опровергают конструкции. Это, в свою очередь, приводит сохранению или пересмотру тех способов, посредством которых формируются конструкции.
Конструктивный альтернативизм —существует бесчисленное множество способов конструирования событий и что людям нужно лишь использовать новые возможности, чтобы по-новому конструировать мир.
Страхвозникает в результате неизбежных надвигающихся изменений периферийных конструктов индивидуума.
Фундаментальный постулат .Индивидуальные психологические процессы канализируются в соответствии с теми способами, посредством которых индивидуум предвосхищает события. Данный постулат предполагает, что предвидение того, что произойдет в будущем, оказывает определяющее влияние на формирование личностных конструктов.
Личностные конструкты .Биполярные измерения смыслов, которые люди применяют по отношению к окружающему миру, чтобы осмыслено предвосхищать грядущие события. Конструкты являются биполярными и включают некоторую характеристику и ее противоположность. Примерами биполярных конструктов являются: «счастливый-ответственный», «сильный-уязвимый», «боязливый-разговорчивый» и др. Конструкты каждого индивидуума иерархически организованы.
Репертуарная решетка .Методика выявления конструктов, при использовании которой испытуемого просят составить список значимых других людей в его жизни. Лица, перечисленные в этом списке, группируются в различные триадные комбинации, для каждой тройки людей испытуемый указывает, в чем состоит сходство двоих из них, и чем они отличаются от третьего. Ответ, который испытуемый предлагает для каждой триады, составляет личностный конструкт ( см.перезнтацию)
Источник
Психология личности Тест с ответами
1. Теория личности А.Н. Леонтьева является:
• мотивационной
2. Фрейд объединил все инстинкты в две большие группы:
• жизни и смерти
3. В теории личности А. Бандуры специфическое значение придается:
• случайным событиям
4. Психические свойства С.Л. Рубинштейн объединил в две группы:
• характерологические свойства и способности
5. Тип личности, который в своем поведении направлен на определение ценностных характеристик предметов и явлений, называется:
• чувственным
6. Личностные структуры, в которых отдельные черты отличаются друг от друга разной степенью общности и напоминают обычную структуру понятия, являются:
• иерархическими
7. По мнению Б.Ф.Ломова, в психологическом складе личности такие образования, как потребности, способности, темперамент и характер, по сравнению с процессами и состояниями являются категориями:
• более высокого уровня интеграции
8. Тип характера, воплощающий любовь к жизни, — это характер .
• биофильный
9. Свойство конструкта быть применимым для предсказания ограниченного набора событий называется:
• диапазоном
10. У. Мишел не относил к личностным чертам:
• результаты социального научения
11. По мнению С.О. Ключевского, в России понятие личности начало формироваться во времена:
• Петра I
12. В личности социальное и биологическое соотносятся следующим образом:
• в главном соответствуют друг другу
13. При определении личности в психологии используются следующие понятия:
• система черт, индивидуальность, сознание, автономность
14. По отношению к личности различают два уровня активности:
• личностную и безличностную
15. Р. Кеттел исследовал структуру личности, опираясь на:
• факторный анализ
16. Оригинальность подхода В.Н.Мясищева к вопросу о структуре личности состоит в том, что он рассматривал структуру как:
• одну из нескольких характеристик личности
17. Если изучение личности строится таким образом, что личность представляется в виде интегрированного целого и это целое состоит из взаимодействующих частей, каждая из которых имеет свои собственные функции или задачи, обусловленные фактором целостности, то данный подход будет являться:
• системным
18. Механизм развития личности, который представляет собой принятие черт другого и преобразование их в часть собственной личности, назван Фрейдом:
• идентификацией
19. Психологические категории: интроверсия, экстраверсия, мышление, чувство, ощущение и интуиция используются для:
• построения типологии личности
20. Если действует стимул, реакция на который заложена с рождения, то данное подкрепление называется:
• первичным
21. Классификация личностей А.Ф. Лазурского построена на основе двух критериев:
• активность приспособления, обусловленная одаренностью, и психическое содержание личности
22. Активация — это:
• физиологический механизм поведенческой активности
23. Такие направления в психологии как «диспозиционализм» и «ситуационизм»:
• противостоят друг другу
24. С.Л. Рубинштейн открыл такое свойство личности, как:
• направленность
25. Когда преступное в других случаях поведение представляется необходимым или даже достойным, то значит, что действует механизм .
• морального оправдания
26. Категории «Эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима и анимус, тень» являются элементами теории личности:
• Юнга
27. Стремление к систематизации, упорядочению существующего характерно для типа личности, по классификации Лазурского, тесно связанного с:
• организацией
28. Чувство эмпатии ко всем людям, проявляющееся в сотрудничестве с людьми скорее ради общего успеха, чем для личных выгод, в теории Адлера называется:
• социальным интересом
29. В ходе социализации образуется:
• внутренний мир человека
30. Ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в концепции Фромма, — это:
• социальный характер
31. В ходе социализации биология человека является:
• природной основой процесса социализации
32. Врожденная психологическая репрезентация телесного источника возбуждения в теории Фрейда называется:
• инстинктом
33. Проявление существенных свойств личности, ее, и сознательности в социальном поведении и в деятельности — это __________________ активность.
• личностная
34. Подростковый период онтогенеза личности характеризуется возможностью таких линий развития, как:
• гуманистическая, эгоистическая, депрессивная, суицидальная
35. Процесс вызова поведения Скиннер назвал:
• обусловливанием
36. В течение второй стадии (по Эриксону) развития человека (второй и третий год жизни) у ребенка формируется:
• самостоятельность
37. Эго функционирует на основе принципа .
• реальности
38. Личность, внутренне дифференцированная, «независимая от поля» называется:
• гетерогенной
39. Путь ухода от ответственности за свои действия, который состоит в обвинении человека, который пострадал от этих действий, называется:
• дегуманизацией жертвы
40. Социальная и профессиональная компетентность личности — это:
• подготовленность к жизни и деятельности в обществе
41. Если подкрепление увеличивает вероятность повторения предшествующего действия, то оно называется:
• позитивным
42. Согласно взглядам Леонтьева, свойства индивида по отношению к личности играют роль:
• генетических условий формирования
43. Седьмая стадия онтогенеза личности (по Эриксону) — зрелый возраст — несет специфический параметр личности, а именно:
• общечеловечность — самопоглощенность
44. По мнению К.Д.Кавелина, решающую роль в филогенезе личности сыграли три фактора:
• христианство, войны и право
45. Динамика онтогенеза личности и его результаты находят свое отражение в общественном мнении, а именно в форме:
• инициации
46. Функция Эго, состоящая в обращении невротической или моральной тревоги в объективный страх, называется:
• проекцией
47. Женскую сторону мужской личности Юнг обозначил понятием:
• анима
48. Одна из функций когнитивных структур состоит в том, что они дают человеку:
• чувство идентичности
49. Согласно Лазурскому, характерологический комплекс, включающий симпатию, вчувствование, развитые нравственные и религиозные чувства, самоуглубление, волю, направленную на помощь страждущим, свойствен для:
• альтруистического типа
50. Те когнитивные схемы, которые приводят к нарушениям поведения, эмоциональных процессов, восприятия и мышления, называются:
• дезадаптивными
51. Джордж Келли создал учение о:
• личностных конструктах
52. Личность представляет собой комплекс следующих семи свойств:
• способности, темперамент, характер, направленность, компетентность, я-концепция, структура
53. Информационный и энергетический метаболизм (обмен) организма с внешней средой — это:
• активность
54. Для оценки способностей используют два параметра:
• предметное содержание и уровень выраженности
55. С.Л. Рубинштейн относил к собственно личностным свойствам те, которые обусловливают .
• общественно значимое поведение и деятельность человека
Источник