Старец максим инзенский предсказание
Отец Максим родился в селе Тияпино Инзенского района Симбирской губернии (жил приблизительно с середины ХIХ века до середины 20-х годов ХХ века). Известно о нем немного. Местные жители считают его праведником, берут землю с его могилки.
Родители его умерли, а он не женился: «Так и жил как старец». Тияпинцы помнят место, где находилась его избёнка. Теперь рядом с тем местом стоит магазин. Отмечают его прозорливость. Помнят также, что «к нему все ходили», даже издалека, из Мордовии приезжали — за советом, с просьбой помолиться. А то и за благословением: «Благослови, отец Максим, я в армию». Он благословит. Другие собирались ягнят везти продавать, к нему заезжали: «Отец Максим, благослови, как нам Господь велит». — «Ну, поезжайте, продадите». По благословению старца Максима все управлялось наилучшим образом.
До сих пор живы люди, рождение которых он предвидел. В одной семье двенадцать лет не рождались дети. Пришли за благословением к старцу Максиму. Он помолился и говорит: «Будут, будут дети!» И вот родилось двое детей: мальчик и девочка.
Часто говаривал он о жизни людей в будущем. Предсказывал, что люди будут относиться друг к другу все хуже и хуже. Когда тияпинцы впервые увидели самолет, люди сбежались со всех окрестных сел — и вспомнили, как Максимушка говорил, что по небу будут галки железные летать. Еще предсказывал, что будет голод, настанет время, когда будет народ собирать по полям колосья. «И было это время. Колосья-то собирали ведь по полям, в голод». Говорил про паровозы, автобусы, электричество. Говорил, что жить станет легче, но станет в мире намного хуже. Сказал прямо про наше постперестроечное время: «Народ, говорил, будет гибнуть. Вроде, мол, войны не будет, а народ будет умирать». Говорил: «Доживете, — будете поминать. Доживут девицы, будут бесстыжие лица. Будут женщины драться и ходить в мужских кальсонах». Предсказал даже, что рядом с его домом потом станут торговать. Теперь там магазин.
Но и враг ему мстил: находились в селе люди, которые не только не почитали старца, но и камнями в него кидали, и палками. И он все терпел.
Сам он умел видеть духовную суть человека, особо выделяя бедных, но благочестивых. Бывало, придет к таким в дом и спросит:
— Анна, блины печешь?
— Ой, отец Максим, блины пеку.
А потом дня через три:
— Анна, кисель варишь?
— Кисель, отец Максим.
Известно, что был он бессребренником: своего у него ничего не было. Благодарные люди ему из Мордовии избёнку привезли. Кроме этой подаренной избёнки у него не было никакого имущества. Даже кормили его благодетели. «Он очень был простой. Что дадут ему, он обратно раздаёт. Что у него есть, придет кто, он накормит. Подадут ему сахарку, так если придет кто, например, с дороги, он чайник поставит, напоит и этим сахарком-то и угостит. Скажет: «Завтра будет еще. Будет день, будет и пища. Беречь не надо, а то испортится».
Обликом старец Максим был «очень тоненький, сухенький»: «Бывало, идет зимой по снегу в зипуне босиком и без шапки — и ничего не отмораживал». Старики слышали, что он подушку под голову никогда не клал. Голову клал на поленья, а ноги — на подушку. При этом говорил: «Голова — дура, нечего ее любить, а ноги устают».
Дар предвиденья сочетался в отце Максиме с даром исцеления не только телесных, но и духовных болезней. Люди помнят случай, когда глубоко верующий Михаил не повез сына в больницу, а обратился прежде всего к старцу Максиму. «У одного старичка (он в Бога верующий был) сын сделался как безумный. Семейные ему говорят: — Поезжай, отец, в больницу — Нет, пойду к отцу Максиму. Как отец Максим скажет. И вот он пришёл к отцу Максиму: «Отец Максим, у меня с сыном-то плохо. Он у меня как безумный». Он берёт кружечку, почерпнул воды в ручье. И говорит: «Вот иди умой его, дай ему испить, и он будет такой, как был». Вот уж дядя Миша-то целовал руки и ноги ему».
Отмечают люди и случаи чудотворений. «У него в январе месяце красные ягоды были. Вот в Чумакине Марья заболела. — Надя, иди к отцу Максиму за ягодами. — Бабушка, какие сейчас ягоды? Снега, гляди сколько! Окна все замёрзли! А бабушка все одно — иди. Одна идти не смеет, пошла со старушками. Пришла к отцу Максиму. Кругом сад у него был. А избёнка-то самановая была, так, плохонькая. А крыша была — две вязанки соломы. — Отец Максим. А он: — Я знаю, знаю, знаю, знаю. Берёт лукошечко и идёт рвать красные ягодки. Надя-то говорит: — Господи, что-то долго его нет.
Дверь-то отворила. А он, говорит, на снегу-то стоя, на коленках рвёт красные ягоды. Принесла домой, все поели, чаю напились». Рассказывают и про другой случай: «Потом время сеять лён, весной. Такая засуха была, дождя не было. Сеять мужики всё собираются, а начать не могут. В праздник в церкви отец Максим говорит: — Ничего, мужики, не тужите, сейчас дождик пойдёт. Пришли из церкви — полил дождик как из ведра, откуда ни возьмись — ни тучки, ни облачка».
Старец Максим предсказал час своей кончины: «Вот, Марья, скоро обуешь лапотки». Зашел к знакомой семье и сказал: «Вот я буду умирать, вам голубь будет в три окна стукать. Догадайтесь, идите ко мне».
Гроб старца Максима несли люди на руках. Народ пришел из всех окрестных сел. А те, кто нес гроб, говорили: «Как и ни несли! Вот идем — какая-то свобода».
Дом старца Максима, к сожалению, вскоре разобрали и перевезли на ток, где из него сделали сторожку. Но много людей продолжало приходить и даже приезжать издалека на то место, где стоял его домик. Особо почитался тот дубок, под которым старец сидел, когда принимал паломников. Ведь при жизни он говаривал: «К моему дубу кто подойдёт, исцелён будет». Но и дуб этот злые люди спилили. Говорят, что сделали это две женщины, которые после этого ослепли.
Похоронили его в селе Пятине, возле самой церкви. Время от времени сменяются на могиле кресты. Их складывают возле церковных стен. На кресте часто можно увидеть полотенца, кусочки хлеба, конфеты, яйца.
Землю с могилки люди берут, растворяют ее в воде, пьют, прикладывают к больным местам. Так хранится в народе память о праведнике, так помогает он и после своей смерти людям по их вере.
Источник
Прозорливец из села Тияпино (№17)
Среди жителей Присурья жива память об отце Максиме, личности настолько яркой и интересной, что, думаю, рассказ о нем не оставит равнодушными всех, кто познакомится с ним. Отец Максим – уроженец села Тияпино Инзенского района Ульяновской области, жил приблизительно с середины XIX века до середины 20-х годов XX века. Почитается в среднем течении реки Суры как местный святой.
Отец Максим был бессребреник. Что дадут ему, все обратно раздает. Будет день — будет и пища. Беречь не надо. А был он на вид очень тоненький, сухенький. Вот бывало идет зимой в зипуне босиком и без шапки. По снегу весь год – и ничего не отмораживал. Отношение к отцу Максиму было как к человеку, в котором «дары-то больно хороши были». Оттого и повелось в народе испрашивать у него благословения и удачи в делах.
«К нему приходили: «Благослови, отец Максим, я в армию!» Он благословит – вернется человек целый, невредимый. Соберутся ягнят везти продавать, к нему заедут: «Отец Максим, благослови, как Господь велит». — «Ну, поезжайте, продадите». И сразу, говорят, народ к ягнятам подходит».
Подушку под голову он никогда не клал. Вместо подушки – поленья. Помнятся его пророчества и предсказания. Вот что о нем поминят односельчане.
«Мой свекор его хорошо знал. С женой свекор дружно жили, а детей двенадцать годков не было. Пошел к Максимушке, а тот ему в ответ: «Будут, будут дети!» И вот двоих родили они».
Чаще всего предсказания прозорливца были обращены к жизни людей в будущем. «Он все говорил, все предсказывал. «И народ, — говорил, — будет друг на дружку». Правильно ведь. Сейчас как раз народ очень озлобленный!»
«Мне мама покойная рассказывала, что он все знал. «Вот, Анюточка, здесь будет базар». И сейчас точно, здесь магазин. «А вот будут галки летать железны», — говорил. Это самолеты. К нам один раз сел вот самолет. Народу сбежалось со всех сел, мы тогда сроду не видали самолета. Это диво было. А вот все Максимушка предсказывал».
Предсказывал, что будут по полям собирать колосья с голоду. И это подтвердилось. А еще говорил, что жизнь вся переменится, все будет по-другому, свет будет гореть. Про появление поездов, машин, автобусов. «Облегчится жизнь, с одной стороны, а с другой – народ будет гибнуть». И ведь правда: все получается, видишь, где поезда, где самолет разобьется».
«Помню, он ходил к маме моей: «Всю деревню скоро опутают тенетом. Живете – будете вспоминать. Появятся девицы – бесстыжие лица, будут женщины драться и в мужских кальсонах». И вот кругом провода и все женщины в брюках».
Обладал отец Максим даром исцелять болезни физические и душевные. Детские болезни заговаривал, молясь, скот лечил. «У одного старичка верующего сын сделался как безумный. Отправился он к Максимушке. Тот берет кружечку, а у него в подполе родник тек. И зачерпнул. После подает старичку: «Иди, умой его, дай испить, и будет как был». Так и вышло. Вот уж он, дядя Миша-то, целовал руки и ноги Максимушке!» А вот как Максимушка дождь вызывал. «Пришло время сеять лен весной. Такая засуха была! Раз в праздник в церкви были все, все горюют. «Ничего, мужики, не тужите, сейчас дождь пойдет». Пришли из церкви – полил ведром, отколь ни возьмись: ни тучки, ни облачка».
«А мой дядя поехал на базар в Березники. «Отец Максим, садись!» Он сел. Потом дядя говорит: «Отец Максим, давай воротимся, туча, батюшки, я боюсь». А он: «Не бойся, Бог всех сильнее». Дождь идет, а лошадь сухая и телега сухая. Вот приехал дядя домой и говорит: «Ну, теперь я верю и вы верьте! Как отец Максим! Это надо: телега сухая и лошадь сухая!» Вот с этого разу он еще лучше полюбил жизнь». Вскоре после смерти отца Максима началось почитание места, где он жил. Приходили отовсюду, молились и брали землички.
Но особо почитали все же не само место, а дубок, который рос тут и под которым старец любил сидеть и принимать паломников. Дело в том, что при жизни отец Максим часто повторял: «Кто к моему дубу подойдет, исцелен будет». Может быть, поэтому до сих пор так тяжело переживают жители села, чтящие память о старце, уничтожение этого дуба. Рассказывают, что дубок стал больно хороший, народ к нему шел и шел, а его две женщины, которым надоело шествие рядом с их домами, взяли и срезали. И обе ослепли в наказание.
Сегодня особо привлекает паломников могилка старца – единственная сохранившаяся из захоронений возле разграбленной и загаженной церкви. Регулярно сменяются на могиле кресты, не уничтожаясь и не оскверняясь. На кресте часто можно увидеть обетные полотенца, кусочки хлеба, конфеты, яйца.
Встреча с такой живой и искренней верой, какая была у отца Максима, становилась настоящим потрясением для человека и запоминается на всю жизнь.
Источник
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СТАРЦА МАКСИМА ПЯТИНСКОГО, ИНЗЕНСКОГО. Часть 1
«. БЫВАЛО, ИДЕТ ЗИМОЙ ПО СНЕГУ В ЗИПУНЕ, БОСИКОМ И БЕЗ ШАПКИ – И НИЧЕГО НЕ ОТМОРАЖИВАЛ. «
Владислав и Станислав МАНЮТИНЫ
+ + +
О чудном блаженном старце Максиме Пятинском из села Тияпино Инзенского района сегодня знают уже очень многие. Он подвизался в пещере, вырезанной в глинисто-меловых инзенских холмах. А известен был не только в нашей области, но и далеко за ее пределами. По сохранившимся о нем воспоминаниям, старец Максим отличался своей строгой подвижнической жизнью, а после праведной кончины – многочисленными чудотворениями. Люди берут земличку с его могилы для заживления ран.
На основе бесед со свидетелями тех времен, а также — хранителями памяти о чудном тияпинском и пятинском блаженном, мы попытались составить (неполное пока) жизнеописание.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!
Старец Максим Пятинский (в миру Максим Яковлевич Кузнецов (Митрясов)) родился в селе Тияпино, Карсунского уезда, Симбирской губернии.
С помощью Божией, в архивах области удалось найти метрическую книгу храма с. Пятино. А в ней запись о том, что в соседнем с.Тияпино 6 августа (19 авг. по н.ст.) 1859 года у крестьян Якова Васильевича и Марии Варфоломеевны Кузнецовых родился сын, который 15 августа (28 авг.н.ст) был крещен с именем Максим. Восприемниками (т.е. крестными) мальчика стали крестьянин деревни Тияпино Яков Родионович Кузнецов и девица Евдокия Яковлевна Савина из села Пятино. А имя ему нарек и крещение совершал иерей Александр Эпиктетов, которому сослужили диакон Николай Головцев, дьячок Логин Богоявленский и пономарь Иван Тихов. [1]
В праздник Преображения Господня родился блаженный наш Максимушка! И он, поистине, преобразил себя подвигом следования за Христом. Родители его Яков и Мария Кузнецовы были искренне верующими богобоязненными людьми, потому и сына смогли воспитать в крепкой живой православной вере. И крестили его в светлый праздник Успения Пресвятой Богородицы.
[Святыми его покровителями могли быть прп. Максим Исповедник Афонский или блж. Максим Московский, их память совершается 13 августа по ст.ст., это ближайшая дата к дню рождения старца Максима].
Уточним сразу, что недоразумений в двойной фамилии старца Максима нет. Как объяснили о.Адриану пожилые его прихожанки, жительницы этих мест, так звали Максимушку «по-улишному». Довольно часто распространенное явление в русских селах. Если было полсела Кузнецовых или Ивановых, то для ясности ещё прикреплялось отличительное уличное прозвище — по роду занятий, по внешности, по какому-то предку и т.д. Например, был каким-нибудь прадедом Митрофан (это слово греческое, означает «слава матери», а сокр. Митряс), вот вам и «Кузнецовы, Митрясовы потомки». Как версия.
Еще, по имеющейся информации, у него был родной брат.
Максим не был женат и какое-то время подвизался на берегу реки Суры в одиночестве. В молодости Максим мог быть насельником монастыря на Афоне, в Греции. (некоторые утверждают это и величают его монахом). По прибытии с Афона в родные места, некоторое время жил в вырытой в лесу в холмах пещере, неподалёку от с.Тияпино. Многие подвижники-пустынники, мы хорошо знаем, спасались в пещерах, которые находились в лесах и в горах. Был ли старец монахом, доподлинно не известно, ибо сам он об этом ничего не рассказывал.
Имеются лишь свидетельства того, что старец носил тяжёлые вериги на теле под рубахой и на ступнях ног вместо лаптей тоже были цепи.
Старец ходил к знакомым в с.Малое Шуватово, что в пяти километрах от с.Тияпино, в баню, так вот даже в бане он не снимал своих вериг. Но именно монахи так изнуряли свое тело ради стяжания Духа Святаго. К сожалению, никаких даже следов личных вещей старца не осталось.
В начале 20 века благодетели в с.Тияпино поставили старцу привезённую из Мордовии небольшую избёнку, около которой он посадил небольшой фруктовый сад. Дом старца после его смерти разобрали и перевезли на ток, где из него сделали сторожку.
Что касается точной даты праведной кончины блаженного старца Максима, здесь все оказалось намного сложнее. Этот вопрос на сегодня (осень 2019 года) пока остается открытым. После революции церковные метрические книги были упразднены, а в архивах ЗАГС точных сведений пока отыскать не удалось. Ранее рассматривалась дата: середина 20-х годов XX века. При сборе свидетельств выяснилось, что в 1929 году он исцелил девочку. Вероятно, та дата касается с.Тияпино, т.к. по некоторым воспоминаниям о нем, в с.Пятино Максимушка пришёл позднее. Примем пока обе верссии.
Сведений о старце Максиме совсем немного. Все отмечают, что он обладал добродетелью нестяжания: своего ничего не имел. Одни его называли блаженным, другие — святым, третьи — ясновидящим. Был он добрейшим человеком, и все любили его. Старец лечил людей. Ему приписывают дар исцеления не только телесных, но и духовных недугов: из разных мест приходили и приезжали к нему за помощью. Так и по сей день.
Местные жители называют своего старца Максима праведником.
ВОСПОМИНАНИЯ О бл.МАКСИМЕ ПЯТИНСКОМ. ЧУДЕСНЫЕ ИСТОРИИ. ПРОРОЧЕСТВА
Многие свидетельства дошли до нас «из уст в уста», передаваемые от родителей к детям, так как очевидцев тех лет, даже если они были детьми тогда, осталось очень мало, а в 2010-12 годах, во время работы нашей экспедиции, им уже было некоторым к 90.
Просим простить нас, если что-то в нашем повествовании о старце Максиме невольно будет повторяться. В некоторых случаях мы попытались сохранить самобытность речи наших собеседников, простоту и народную яркость слога, чтобы передать неповторимый колорит инзенского края. Иногда имена не приводятся, а только рассказы. Некоторые из них записаны на видеоплёнку. Односельчане вспоминают:
«Обликом старец Максим был «очень тоненький, сухенький». Бывало, идет зимой по снегу в зипуне, босиком и без шапки – и ничего не отмораживал.
Старики слышали, что он подушку под голову никогда не клал. Голову клал на поленья, а ноги – на подушку. При этом говорил: «Голова – дура, нечего ее любить, а ноги устают».
«Отец Максим (так простодушно называл старца народ) был бессребреником. Очень был простой. Что дадут ему, он обратно раздаёт. Что у него есть, придет кто, он накормит. Подадут ему сахарку, так если придет кто, например, с дороги, он чайник поставит, напоит и этим сахарком-то и угостит. Скажет: «Завтра будет еще. Будет день, будет и пища. Беречь не надо, а то испортится».
«К нему приходили: «Благослови, отец Максим, я в армию!» Он благословит – вернется человек целый, невредимый. Соберутся ягнят везти продавать, к нему заедут: «Отец Максим, благослови, как Господь велит». — «Ну, поезжайте, продадите». И сразу, говорят, народ к ягнятам подходит».
«Мой свекор его хорошо знал. С женой свекор дружно жили, а детей двенадцать годков не было. Пошел к Максимушке, а тот ему в ответ: «Будут, будут дети!» И вот двоих родили они».
Сам он тоже к кому заходил. Он умел видеть духовную суть человека, особо выделял бедных, но благочестивых. Показывая им свое внимание, уважение. Бывало, придет к таким в дом и спросит:
— Анна, блины печешь?
— Ой, отец Максим, блины пеку.
— Вот будем есть.
А потом дня через три ещё зайдет:
— Анна, кисель варишь?
— Кисель, отец Максим.
— Вот будем есть.
Вроде бы мелочь, вроде — ни о чем, а у человека на душе оставалась теплота и надежда. Узнаваемое душевное устроение блаженствующих людей Божиих.
P.S. Simbpr.: [Составлено на приходе Свято-Никольского храма с.Оськино и храма-часовни во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г.Инзы, настоятель — архим.Адриан (Шитов)]
При использовании материала ссылка на составителей обязательна.
Источник