Создатель карт таро был шутом

Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.

Происхождение карт, как для игры, так и для гадания, к сожалению, вызывает больше вопросов, чем ответов. А история Tarot на сегодняшний момент – это набор множества версий и гипотез, зачастую невероятных и противоречащих друг другу. С уверенностью можно сказать лишь одно, что об истории происхождения карт Таро доподлинно ничего не известно.

Документально первые упоминания о картах и карточных играх появляются лишь в 14 веке. Однако большинство исследователей пришли к заключению, что история Tarot гораздо более древняя, чем принято думать. Учитывая, что в 14 веке карты были широко распространены, а колода уже представляла универсальную, логичную систему с включением архетипических образов, то доводы людей, изучающих историю Таро, в пользу более раннего происхождения карт не лишены оснований.

Предлагаю вашему вниманию замечательную статью о происхождении карт «Таро — шифровка из прошлого» Елена МОДЕНОВА, размещена с разрешения автора.

В последние несколько десятилетий во всем мире наблюдается повышенный интерес к предсказательным системам и практикам, в особенности, к картам Таро. Используемые для гадания карточные символы в течение веков завораживали людские умы и продолжают это делать до сих пор, каждый раз раскрывая свои новые и новые грани…

Их используют для предсказаний и медитаций, покупают для коллекций и игр, с ними работают психологи, к ним обращаются люди разных возрастов, профессий, материального достатка. В Таро есть что-то, вызывающее живой интерес. Обратимся же к их истории, затерянной в глубине веков.

Родина – Древний Египет

Самые ранние документальные свидетельства позволяют предположить, что Таро пришли в Европу из мусульманского мира где-то около 1375 года. Они использовались в Италии в карточной игре, которая носила французское название Les Tarots. Долгое время карты Таро применялись только для игры, и лишь в конце XVIII века с помощью их стали делать предсказания.

Колода Мантеньи. 1465 год

Колода Таро состоит из пятидесяти шести карт, известных как Младшие Арканы, и двадцати двух картинок, получивших название Старших Арканов. Первые письменные упоминания о Старших Арканах появляются лишь после 1445 года, которым датируются самые ранние из дошедших до нас карточных колод.

Хотя придворные и числовые карты Младших Арканов Таро несомненно связаны с игральными картами, которые остаются в ходу и по сей день, всё-таки можно предположить, что сами Таро гораздо старше.

Одна из гипотез гласит, что карты Таро возникли на основе египетских иероглифов, и что во времена фараонов Таро было собранием чеканных фресок на стенах тайного храма, на которых изображались важнейшие оккультные истины.

Популярность «египетской» гипотезы происхождения Таро можно объяснить характерным в Европе для рубежа XVIII—XIX веков интересом к Древнему Египту. Поскольку культура Египта считалась одной из самых древних в мире, то эта теория получила очень широкое распространение.

Наследие Атлантиды

Согласно другой гипотезе, двадцать два Старших Аркана Таро представляют собой шифрованную запись вероучения монашеского ордена тамплиеров. Карты рыцарей-храмовников были предназначены для того, чтобы безопасно передавать знания, не вызывая подозрений у случайных свидетелей.

Также существуют предположения о том, что карты Таро попали в Европу из Азии благодаря цыганам; что их изобрели арабы, а в Европу доставили рыцари-крестоносцы; что Таро были изобретены в Индии и представляли собой древнейший аналог шахмат.

Некоторые исследователи утверждают, что Таро – это наследие Атлантиды и они имеют неземное происхождение. Однако, все эти гипотезы происхождения карт Таро крайне маловероятны и, скорее всего, являются просто красивыми мифами и предположениями.

Авторские колоды Таро

Основной дошедшей до нас старейшей колодой является колода Висконти-Сфорца, названная так по семье ее обладателей: в ней есть традиционные четыре масти и 22 карты Старших Арканов.

Эта колода датируется приблизительно 1450 годом. Она была изготовлена по заказу миланского герцога Висконти. Вообще, все первые колоды Таро рисовали известные художники, поэтому пользоваться такими картами могли только знатные люди.

Читайте также:  Семерка мечей таро чувства

Также стоит отметить так называемую колоду Мантеньи, созданную примерно в то же время, что и колода Висконти-Сфорца. Колода состоит из 50 карт и не содержит Младших Арканов, поэтому она не подпадает под определение Таро, несмотря на сходство с некоторыми традиционными образами Старших Арканов.

Первое документальное упоминание об авторских колодах Таро относится к концу XIV века. Речь идёт о трёх позолоченных и разнообразно украшенных колодах карт, написанных художником Жакмьеном Григонье для французского короля Карла VI. За основу он взял цыганские карты и продал их королю за 50 су.

В Национальной библиотеке Парижа лежат семнадцать карт, приписываемые Григонье, хотя есть мнение, что они созданы в Венеции в XV веке.

С 1500 года начали появляться печатные колоды Таро, что вызвало волну популярности игры в народе. Многие подлинные исторические колоды Таро были созданы во Франции. И из них наибольшей известностью пользуется «Марсельское Таро», графика которого не изменялась с XVIII века.

В первых колодах 22 Старших Аркана играли роль постоянных козырей (кроме Шута, которым можно было играть вместо любой другой карты). Остальные 56 карт, четыре карточные масти Младших Арканов тогда, похоже, соотносились с четырьмя сословиями: мечи представляли знать, кубки – духовенство, монеты – купцов и горожан, а посохи – крестьян и слуг.

Карты Двора Паж, Рыцарь, Королева и Король условно обозначали четыре ранга аристократии в порядке увеличения власти. В дальнейшем масти назывались по-разному, пока с распространением карточного печатания не утвердились фигуры червей, бубен, пик и треф.

22 буквы иврита

Популярность Таро росла, что способствовало появлению множества эзотериков, имевших собственный взгляд на этот предмет.

Гермес Трисмегист

В XVIII веке представитель французского масонства мыслитель Антуан Кур де Жеблен рассматривал отношение карт Таро к египетской культуре. В ходе обширного оккультного исследования он разработал гипотезу о связи между Таро и так называемой «Книгой Тота». Авторство этой книги приписывают легендарному Гермесу Трисмегисту – древнегреческому алхимику и магу.

В середине XIX века дело Кура де Жеблена продолжил другой французский оккультист, Альфонс Луи Констан (псевдоним Элифас Леви). Он разработал систему интерпретации карт Таро, в том числе и колоду Райдер-Уэйта.

Он же установил связь Таро и Каббалы (старинной еврейской мистико-магической системы), что до сих пор вызывает споры относительно истинных соответствий 22 Старших Арканов и 22 букв иврита, которые, согласно Каббале, являют собой слова, с помощью которых неведомый бог проявлял себя во Вселенной.

Знания о законах мироздания

Следующим выдающимся исследователем и систематизатором Таро был Жан-Батист Альетт (псевдоним Эттейла), современник и ученик Кур де Жеблена. Он не увлекался “философским” аспектом символики Таро, а систематизировал и привёл в порядок систему гадания на картах. Именно он ввел понятие “прямая карта”, “перевернутая карта”, “бланка (сигнификатор)”.

Продолжателем идей Элифаса Леви стал французский врач Жерар Энкоссе (псевдоним Папюс). В 1889 году Папюс издал книгу «Цыганское Таро», ставшую классикой Таро и окончательно сформулировал идею шифрованного карточного ключа для передачи знаний о законах мироздания в доступной и понятной форме.

Иллюстрациями к книге «Цыганское Таро» послужила колода из 22 Старших Арканов швейцарца Освальда Вирта, изданная в том же году. Таким образом, Вирт и Папюс положили начало особой ветви оккультной традиции Таpо.

Древо Жизни

В XX веке картами Таро вплотную занялись оккультисты из ордена “Золотой Зари”. Один из руководителей ордена Артур Эдвард Уэйт выпустил в 1908 году книгу “Ключ к Таро” и вместе с художницей Памелой Колмен-Смит изготовил новую колоду Таро, где Младшие Арканы были иллюстрированы, что облегчило понимание колоды. Благодаря этому новшеству колода Таро Уэйта завоевала весь мир.

Марсельская колода

Огромный вклад в Таро сделал и известный оккультист и мистификатор Алистер Кроули. Во время второй мировой войны он написал свою “Книгу Тота” и изготовил соответствующую колоду Таро. Его книга представляет собой фундаментальный труд, посвящённый символике Таро, а также их каббалистическим и астрологическим соответствиям.

Таро Тота основана на Каббале и отражает структуру Древа Сфирот – Древа Жизни, это эксклюзивная колода Таро, мистические образы которой воплотила художница леди Фрида Харрис.

Читайте также:  Значение карт таро с рисунками

Итак, история становления современного Таро фактически сложилось из появления двух колод: «Марсельского Таро» и «Таро Райдер-Уэйта». Первую колоду характеризует наличие символических рисунков только на Старших Арканах, вторую же – их наличие и на Старших и на Младших.

В некоторых ранних колодах содержится более семидесяти восьми карт, порядок их следования несколько раз менялся. Все известные колоды прекрасно оформлены, и каждую из них можно считать достойным, хотя и своеобразным произведением искусства. Более того, многие люди покупают карты Таро просто как миниатюрные картины, а не как гадальный инструмент.

Сейчас в мире существует большое разнообразие Таро. Помимо «классики», в последнее время появилось большое число колод, которые направлены на изучение определенных сфер жизни и познания самого себя. Из всего вышеизложенного возникает вопрос: стоит ли людям обращаться за советом к картам Таро?

Конечно, стоит! С их помощью можно заранее продумать, проанализировать любую ситуацию прошлого, настоящего и будущего, что несомненного позволит избежать ошибок и сделать правильные выводы. Таро помогает увидеть пределы тех ограничений, которые мы сами на себя накладываем, и расширить наше восприятие реальности.

И, несмотря на то, что Таро предпочитает хранить свою историю под покровом тайны, у этой уникальной системы, есть своё настоящее и интересное будущее. Именно в наши дни Арканы Таро начинают раскрывать свой истинный потенциал, свою потрясающую способность отражать человеческие эмоции, современную психологию и жизненные ситуации, через которые проходит каждый человек на протяжении всей своей жизни.

Елена МОДЕНОВА, таролог

Источник

Создатель карт таро был шутом

История:

Старший аркан Шут (Дурак, Алхимик, Глупец, Дух Эфира, Блаженный, Безумец, Слепец) занимает особое положение в колоде Таро. Он менялся несколько раз коренным образом, от убогого кретина или блаженного в старых колодах до бога Аполлона в колоде Уэйта, рогатого солнечного бога или плода в матке у Кроули.

На одной из самых старых колод – Таро Висконти-Сфорца Дурак изображен оборванцем с дубиной, в его волосах торчат перья, штаны спущены, идти в таком виде невозможно, человек явно не приспособлен к жизни, т.к. даже замахнувшись палкой, чтобы отогнать бродячих псов, он сам может потерять равновесие и упасть, к тому же, судя по разбухшей щитовидке и косым глазам это человек с физическими и психическими заболеваниями. Болезни щитовидной железы могут вызывать кретинизм и отклонения в развитии, а также ряд нервных патологий.

Дурак в Таро Висконти-Сфорце

Прообраз. Картина Джотто
«Аллегория глупости»

Такие люди обычно ходили по городам и весям, собирали подаяние и развлекали своим видом публику.

В Золотом Флорентийском Таро Дурак изображен как изгой – он полуголый, в шляпе с ослиными ушами, и связкой бубенцов, которые символизируют о его приближении. Дети (как символ людей с незрелым умом) побивают его камнями.

В Золотом Флорентийском Таро

В общем-то это очевидно дурак и при этом не фигурально выражаясь, а именно как диагноз. В средние века люди не понимали душевнобольных и боялись их, рождение такого ребенка воспринималось как кара божья или проклятье. Сумасшедших и больных изолировали, изгоняли, бросали в тюрьмы, чего стоит популярное одно время в Европе средство избавления от несчастных — «Корабль дураков». Юродивых, больных, странно ведущих себя людей собирали и сажали на корабль, который отпускали на волю волн. Такие корабли стали символом слепого следования судьбе и власти случая. Но по сравнению со средневековыми методами лечения это был еще гуманный способ, т.к. больных били, морили голодом, пытались вправить мозги на место вращая на разного рода хитроумных устройствах и так далее. Поэтому и карта Дурак того периода несет на себе печать изгоя. Для толкователя Таро эта карта была нежелательным и очень неприятным символом.

Волна интереса к Таро поднялась в 18 веке, на Таро обратили свои взоры члены массонских лож. В каждом аркане они искали сакральные знания и колоды того времени имеют сильный отпечаток масонской идеологии.

Читайте также:  Луна таро сочетание с влюбленными

Постепенно, по мере эволюции Дурак обрастает кое каким имуществом и одеждой. Идеи со старых карт сохраняются, их мы можем увидеть и в современных колодах (например Таро Дюрера): оборванные подратые штаны, зачастую могут сверкать ягодицы и прочие близлежащие причиндалы, яркая полосатая одежда, а также бубенцы на плечах.

Итак, дубина заменяется посохом, добавляется палка с котомкой, рядом появляется собака, которая то ли кусает его или подталкивает вперед, то ли старается уберечь и тянет назад. Сам Дурак изображается более одетым, цвета его одежды в большинстве случаев либо пестрые на манер скоморохов, либо в полосочку, что также было привилегией аутсайдеров.

Дубина заменяется посохом

Впервые появляется Ноль

Нарисована буква «М»

Это повелось еще с 14 века, когда на епархиальном синоде приняли декрет, по которому представители духовенства не должны были одеваться в двухцветную одежду – будь то полоска, или симметричные половины двух цветов. По этой причине насмешкам и гонениям подвергался орден кармелитов, носивших полосатые плащи. Дальше — хуже. В 1310 году некий сапожник в Руане был приговорен к смертной казни потому что «был замечен в полосатой одежде». С тех пор церковь объявила настоящую войну полоскам – особенно если чередовались яркие цвета: красный, желтый или зеленый. Множество примеров негативного посыла полосатых тканей появилось в литературе Средневековья. Вероломные рыцари, жены-изменницы, непочтительные сыновья, братья-клятвопреступники, подлые слуги, жестокие карлики, нечестивцы и предатели — любой из этих персонажей отмечался полосками как в одежде, так и в геральдике. Все эти люди были barres, т. е. «полосатые», а на современный манер — «меченные», одного упоминания об этих полосках было достаточно, чтобы читателю стало ясно, что за «фрукт» перед ним.

И только к концу 18-го века полоска теряет свое отрицательно значение, когда полосатые ткани становятся популярными среди знати, а до этого полосатую одежду часто носили слуги. Поскольку появились свидетельства о том, что автором Марсельского Таро является итальянский философ, астролог, католический священник XV века из Флоренции Марсилио Фичино, то вполне возможно что полосатая одежда, как и у Аркана Маг, говорит об обособленности от социума, о том, что эти люди за гранью. Один бродяга-юродивый, а второй ярмарочный шарлатан-фокусник.

Разница на картах разных колод прослеживается только в определенных деталях. Прежде всего по цвету изображения. А вот поза Дурака и даже мелкие детали идентичны . Например, палку с узелком Дурак держит в левой руке и перекидывает через правое плечо. Даже количество бубенчиков на вороте его одежды на этих колодах одинаково – пять. Общий пейзаж местности и задний план на всех картах примерно одинаков: довольно скудная растительность, поле, луг, песочная или глиняная на вид дорога.

Принципиальным является отличие в том, что на Марсельском Таро собака раздирает одежду Дурака, оголяя его тело. На карте Классической колоды (ориг. название «The Classic Tarot» – это репродукция итальянской колоды художника Карло Делла Рокка, изданной в 1835 году) собака сдерживает, а не подталкивает вперед, уцепившись зубами за одежду она тянет Дурака назад. Также у этого Дурака на спине камзола нарисована буква «М» (скорее всего сокращение от названия карты на итальянском языке “IL MATTO”). Слева на карте прописаны 4 термина на разных языках, которые соответствуют этому аркану: STRANEZZE – эксцентричность, странность; STRANGENESS – необычность, отчужденность, странствие, чужеродность; MYSTERE – мистерия, загадка, секрет, тайна, таинство; SONDERBARKEITEN – чудачества, странность, курьез.

На этих же колодах впервые появляется номер аркана Дурак — ноль, а также надписи на разных языках.

Французский оккультист Эттейла создает 2 варианта аркана. В одном варианте Дурак в колоде Таро Гранд-Эттейла изображен в костюме арлекина с шутовским колпаком на голове. Он ступает вперед в полуприсяди, закрыв глаза руками, показывая этим, что он слеп и не видит объективный мир, или не хочет его видеть. Как в первой колоде Таро Висконти-Сфорца на карте нет ни собаки, ни палки, ни шеста с котомкой. Иногда карту называют Слепец.

Источник

Оцените статью