Солодилова расстановки по таро

Расстановки по картам Таро. Метод работы с морфическим полем

В нашей жизни мы встречаемся с различными «реальностями», осознаваемыми и неосознаваемыми, проявленными и непроявленными. Арнольд Минделл отмечает «первичный и вторичный» процессы, Берт Хеллингер говорит о проявлениях «большой души», Руперт Шелдрейк – о теории поля, Густав Юнг – о коллективном бессознательном… Эту реальность иллюстрируют и карты Таро. Через образы карт мы можем наблюдать за проявлением символа на разных уровнях психики, выражением архетипического сюжета в судьбе человека.

Структура колоды Таро Уровни психики Старшие Арканы:22 архетипа коллективного бессознательного Трансперсональный уровень Фигурные карты:16 социальных ролей, персонажи семьи и родовой системы Социальный уровень Номерные карты:40 типичных жизненных сценариев Уровень эго-проблематики, субличностный уровень

Расстановки по картам Таро представляют собой синтез методов работы с колодой карт и расстановок по Берту Хеллингеру, как один из способов общения с энергией системы. Для начала необходимо принять три аксиомы, предсуппозиции:

  1. Существование системы (надличностной структуры психики, бессознательного, морфического поля, эгрегора и т.п.)Систему можно представить себе в виде бесконечно огромного облака, из которого, словно торнадо, выделяются вихри отдельных человеческих душ. Какая-то неведомая сила воплощает их в земную реальность для получения нового опыта, и потом интегрирует этот опыт в пространство общей мировой души. Эти отдельные вихри имеют общее «коренное» информационно-энергетическое пространство, как члены одной семьи, рода, нации, этноса, человечества, ноосферы. И наше общение друг с другом происходит как на уровни индивидуума, так и на уровне системы.
  2. Справедливость закона синхронии.Синхрония – термин придуманный Карлом Юнгом для обозначения одновременного наступления событий психического и реального плана, резонанса между психикой и внешним миром, совпадений, не поддающихся объяснению с точки зрения теории вероятности и исполненных глубокого смысла. Юнг убеждает, что синхрония не зависит от расстояния, и что временная последовательность в ней может меняться на обратную (может появиться как «предчувствие» событий, так и «послечувствие»). А в работе с Таро (и другими мантическими системами) синхрония проявляется в неслучайном выпадении карт, совпадении их значений с картиной реальности. Так, в процессе перемешивания последовательность карт в колоде синхронизуется с существующей ситуацией и с тем психическим состоянием, в котором находится человек.
  3. Существование магического пространстваВ поле нашей психики существует внутреннее магическое пространство сил, которое мы проецируем на внешние ритуалы и атрибуты. Мы будто договариваемся сами с собой, что этот стол передо мной станет теперь (или на какое-то время) уменьшенной моделью реальности. И то, что я делаю на этом столе (перекладываю и двигаю карты), символизирует действия с реальными предметами, явлениями, людьми и событиями. В точности этот принцип использует Берт Хеллингер, моделируя пространство психики «заказчика» расстановки в комнате с людьми-«заместителями».

Как работает метод?

Мы часто попадаем в жизни одну и ту же повторяющуюся нежелательную ситуацию, будто проигрываем заезженную пластинку. Иногда даже не отслеживаем этот общий сценарий. Не усваиваем какой-то важный урок. Так энергия системы стучится к нам через одни и те же знакомые сюжеты. Эти сюжеты зашифрованы в Арканах Таро.

На сегодняшний день я провожу два вида расстановок. Первый приближен к классическому варианту – это групповая работа, где «заместителями» выступают участники группы, а колода используется для диагностики и стимуляции системного процесса. Здесь сочетаются технологии системных расстановок по Б.Хеленгеру, психодрамы, гештальт-терапии, семейной скульптуры.

Такое занятие – это и психологическая работа, и энергетическое взаимодействие с архетипом. Оно интересно и для тех, кто пришел с конкретным запросом, и для желающих исследовать себя, и для тех, кто хочет глубже узнать Таро. Можно быть активным участником – «заказчиком», озвучив свою тему, заявив собственную проблемную ситуацию. Запрос при этом возможен любой: направленный на исследование или изменение личностных качеств, отношений с близкими, деньгами, здоровьем, самореализацией… Также можно участвовать в общем сюжете, быть «заместителем», сознательно не заявляя своей собственной темы. Понимая, что любая встреча не случайна, довериться собственной душе и тому, с чем она сегодня готова работать.

В процессе расстановки мы будто «входим» в пространство карты. Это дает возможность увидеть препятствие изнутри, понять его миф, корень проблемы, распутать клубок нарушенных связей и отношений, изменить сценарий ситуации, влияя на ее сюжетные ходы через выражение скрытых архетипических сил. При этом каждый заместитель, выходя через расстановку на трансперсональный уровень, работает с собственным психическим материалом, а не с запросом заказчика. Удивительно наблюдать феномен синхроничного соединения разных личностных, семейных, родовых, социальных историй в одном едином поле души, переплетения судеб всех участников группы – заказчика, заместителей, наблюдателей и терапевта-ведущего расстановки.

Ход расстановки:

Запрос. «В чем ситуация? Чего ты хочешь?»

Выбор Аркана клиентом (спонтанно, «взакрытую») или терапевтом (осознанно, исходя их вербального и невербального запроса).

Заказчик говорит, что он видит на карте, на чем концентрируется, он отвечает на вопрос: «Что ты видишь? Какие фигуры и символы обращают на себя твое внимание? Что ты выделяешь в рисунке карты?»

Выбор заместителей, назначение «ролей». На каждый выделенный символ (фигуру) участник выбирает заместителей из числа других участников. Он легко прикасается к каждому и проговаривает ему его роль. Например: «Володя, ты посох в руках Мага». Затем он показывает каждому участнику, где и как ему встать в расстановке. Пусть выбор заместителей и их места будет спонтанным, интуитивным, без логики и размышлений.

Читайте также:  Рыцарь пентаклей таро предсказание

Проживание заместителями состояний, передвижение, проговаривание. На этом этапе расстановки заказчик смотрит на действие со стороны. Тем временем, я прошу заместителей вчувствоваться в свои желания, отследить возникшие мысли и эмоции, двигаться так, как сейчас хочется. Расстановка оживает. Заместители обмениваются посланиями друг к другу: «Я чувствую к тебе… Я хочу от тебя…»

Ввод в расстановку заказчика, разрешающий действия и фразы. В определенный момент я прошу всех заместителей проговорить свои послания друг другу одновременно, а заказчика – вслушаться в этот сонм голосов, чувств, требований и выбрать ту фигуру, которая сильнее задевает эмоционально, в которой он чувствует для себя больше энергии, и встать на её место. И из этой роли сделать движения, совершить поступки, сказать слова, которые гармонизируют расстановку в целом так, чтобы каждому её участнику стало хорошо, каждый нашел себе своё место.

Завершение расстановки с выводом из «ролей». Заместители освобождаются от ролей также через прикосновения и слова. Например: «Володя, ты не посох в руках Мага, ты Володя». Он соглашается: «Да, я не посох в руках Мага, я Володя».

Завершается расстановка общим шерингом. С заместителями на этом этапе стоит работать глубже, чем с заказчиком расстановки. Вопросы к заместителям: «Как ты себя чувствовал в этой роли? Как ты думаешь, почему тебя выбрали на эту роль? О чем это в твоей жизни?» Вопросы к участникам-наблюдателям: «Какие чувства затронула расстановка? Что ты переживал?» Вопросы к «заказчику» расстановки: «Какие сюжеты своей жизни, отношения с какими конкретными людьми ты узнал в ходе расстановки? Что важного для тебя здесь произошло? Как ты сейчас?»

Стоит отметить, что пространство архетипа позволяет одновременно работать с заявленной ситуацией локально и с психикой человека в целом, потому что при работе с системой неизбежно отзываются все уровни души. Анализ проявлений архетипа на примере одной из расстановок. Клиент – женщина средних лет. Запрос – хроническая боль в горле. Достает из полной колоды Аркан Повешенного, акцентирует внимание на «сияющей голове» и «ногах». В ходе расстановки архетип проявляется на несколько уровнях:

  • Физический уровень – запрос – хроническая боль в горле.
  • Уровень субличностный – отрицание части своего «Я».
  • Уровень семейный – многолетняя обида на мужа.
  • Уровень событийный (сценарный) – созависимые отношения с мужчинами.
  • Уровень родовой – насильственная смерть мужчины.
  • Уровень культурный – мученичество как идея.
  • Уровень архетипа – жертва.

При этом степень осознанности клиентом-заказчиком процесса расстановки может быть невелика. Не стоит бороться с этими естественными сопротивлениями. Порой достаточно лишь прикосновения к системе: давая через внимание энергию всем ее составляющим, уравновешивая внутренние связи, запуская процесс самоисцеления.

Второй вариант расстановок на Таро – это индивидуальная работа, в которой системные процессы отражены в раскладе карт колоды, и «заместителями» являются сами карты. Здесь есть три этапа.

Запрос. (Так же как и в предыдущем варианте). Исходя из запроса, клиент вытягивает карты из колоды («взакрытую») – себя и заместителей. Я прошу клиента расположить закрытые карты в поле расклада так, как ему хочется (не задумываясь), и только потом открываю их. Процесс. Я (а иногда сам клиент) перемещаю карты согласно композиции расклада, согласно логике поля расклада (наверху предки, внизу потомки), согласно желанию клиента или моему желанию. Так же в расстановку по необходимости вносятся дополнительные карты, иногда убираются «не рабочие». При качественном изменении расстановки возможно вытягивание «проверочных» карт. В ходе расстановки действия согласуются с содержанием образов карт, с телесными и вербальными проявлениями клиента, с моими субъективными переживаниями. Завершение. Завершением наступает, когда картина расстановки выглядит гармоничной по содержанию карт и согласуется с логикой поля расклада, когда клиент и терапевт ощущают внутреннее согласие с произошедшим. Этот процесс гомеопатический и естественный, в нем клиент, терапевт и колода в поле расклада представляют собой единую живую реальность.

Оба эти метода позволяют за короткое время распутать нити человеческих историй и судеб, выйти из лабиринта собственных иллюзий и увидеть огромный мир души таким, какой он есть. Пережив опыт соприкосновения с чем-то бесконечно большим, ощущаешь явственную перемену внутри самого себя…

Я привожу здесь некоторые отзывы о расстановках по Таро.

Ирина К.Родовая коррекция произвела неизгладимое впечатление. Я не думала, что так вообще может быть. Во-первых, уже в процессе работы многое прояснилось и неожиданно расставилось по местам, появилась ясность. Но самое удивительное, что уже на следующий день начались изменения наяву. Стали появляться новые люди, изменилось отношение ко мне. Как будто какой-то старый ржавый механизм со скрежетом заработал и начал набирать скорость. Даже появилось ощущение ветра и холодка на висках, и стало немного тревожно. Это не просто работает, это работает очень тонко и сильно.

Катерина К.Хочу ещё раз поблагодарить тебя за мастерство проведения воскресных расстановок. Я увидела, что твоя идея расстановок на Таро – очень рабочая и перспективная, т.к. работая на символическом (метафорическом уровне) можно в большей степени избежать искажений и проекций, привносимых и клиентом и расстановщиком на сессии. Кроме того, клиент изначально сам выбирает тот уровень символов, которые актуальны именно для него (а не для таролога), рассказывая “что он видит на карте”. Понятно, что о моих результатах говорить ещё рано, однако приятная бодрость присутствует.

Екатерина Н.Отличие от классических расстановок заключается в том, что клиент, после озвучивания своего запроса, вытаскивает карту и говорит, что он на ней видит. Не интерпретирует, а именно видит (выбирает из символики карты то, что «резонирует» ему в данный момент). Например, на райдеровском тузе мечей я выделила меч, огонь, руку и тень от руки. А ведь там есть ещё и корона и горы и облако и растительность, да и в мече можно выделить отдельно и рукоятку и острие и украшения. Таким образом – клиент определяет именно свою символику и далее расставляет выбранные символы-фигуры в пространстве. Последующая расстановка происходит по законам расстановок. Однако происходит она на метафорическом уровне, то есть среди символов. Вскоре ситуация «узнается» клиентом и он занимает место в расстановке, заменяя одного из заместителей. Из очевидных плюсов расстановок на Таро:

  1. отсутствие необходимости заместителей;
  2. минимизация проекций клиента, таролога или заместителей, так как работа в основном происходит на интуитивном уровне через символы. Соответственно – и коррекция возможна на более глубоком уровне.
  3. Быстрота и «легкость» для клиента (за 4 часа работы Алена провела около 5 расстановок).

Лично мне не совсем хватило этого завершающего катарсиса и вида глобального клина, состоящего из родных клиента, упорядоченно стоящих позади него и поддерживающих его.

Я довольно давно искала хорошего расстановщика, к которому можно было бы перенаправить клиента, если выясняется, что его вопрос «родовой». Алена – отличный мастер и если тема Таро не вызывает отрицания – то её расстановки – отличный вариант для решения вопросов. Кроме всего прочего – я получала настоящее эстетическое удовольствие, наблюдая за её работой – она с такой нежностью и уважением, очень по-женски относится к ритуалу. Не потому что боится или из высокомерия, а просто сама получает удовольствие от того, что бы развернуть покрывало, накрыть им стол, достать колоду. Играет и получает от этого удовольствие. Ну и окружающие её люди соответственно тоже.

Алёна Солодилова-Преображенская, психолог, мастер Школы психологического Таро.

Источник

Читайте также:  Как активировать таро уэйта карты для работы

Алёна Солодилова. Что такое расстановки?

«Коротко, мое понимание расстановок сводится к тому, что им просто не надо заказывать «решение проблем» и «исполнение желаний». Они этого не делают. Они трансформируют энергию намерения в поиск и интеграцию исключенного. То, что вам после этого будет хорошо — не факт. Будет как угодно, мож хорошо, а мож и плохо. Но вас у вас будет больше, это , я бы даже сказала, гарантировано. Большинство проблем с последствиями расстановок связаны, на мой взгляд, с тем, что расстановщики, мягко говоря, не нейтральны (а честно говоря, повторю, заврались до полного беспредела) и делают клиенту «получше», а клиент, находясь в своей боли, радостно покупает это «решение проблем». Расстановки не решают проблем в общепринятом смысле, нечего от них этого и ждать».
(с) Елена Веселаго из facebook.com

В психологической теории расстановки называю системно-феноменологическим подходом. Что это значит? В первой части определения «системно-» мы предполагаем, что причина и решение проблемы клиента находится не только (и не столько) в его личности, но в его включенности в системные процессы, в отношения с другими людьми, членами семьи, рода, организации, в лояльности к тому, что в этой системе происходит. Таким образом, метод расстановок работает не с отдельным человеком, а с системой в целом.

Вторая часть определения «-феноменологический» говорит о том, что мы в работе имеем дело с особым феноменом заместительского восприятия. Это способность, свойственная в той или иной степени всем людям, чувствовать то, что переживает другой человек (живущий или умерший, находящийся рядом или на любом расстоянии); способность чувствовать состояния неодушевленных предметов, энергию больших фигур (таких как Деньги, Судьба, Война, Любовь); способность узнавать исторический контекст, место, область души.

Заместительское восприятие похоже на некую мистическую практику и тесно связано с представлением о Поле. Поле – это область нашей души, где находится вытесненный опыт, травма и ресурс к ее исцелению. Этот опыт вытесняется, поскольку на момент, когда произошла травма, ее переживание было слишком сильное и энергии на интеграцию не хватило. Травму может перенести любой член системы (наш отец или далекий предок), не справившись с переживанием, он передает ее следующим поколениям.

Исключения опыта часто происходят по принципу «слишком больно смотреть». Слишком больно смотреть на суицид, на абортированных детей, трагически погибших. Еще исключения бывают из лояльности к системе, по принципу «это не наше». Так, может исключается опыт необычных профессий, гомосексуальности, больших денег и прочего. В любом исключенном содержится отщепленный ресурс и сила.

Читайте также:  Как он ко мне относится таро анастасия шучалина

Точкой входа в Поле в помогающих практиках является запрос клиента (боль, с которой он живет). В методе расстановок Поле проявляется в чувствах, переживаниях заместителей и в их стремлениях к определенному движению. Боль клиента, пережитая через тела других, не затронутых этой болью людей, исцеляется. В этом основной помогающий эффект заместительствования.

Надо сказать, форма расстановок, где заместителями выставляют людей (участников расстановочной группы) не единственная. Энергию Поля можно фиксировать не только людьми, но и любыми предметами, и вовсе без предметов – в воображении. В этом случае клиент и расстановщик сами проживают (заместительствуют) все процессы и динамики расстановки.

То, что проявляется в расстановке, — движение энергии, которое мы стремимся облечь в какую-либо метафору (часто в метафору отношений членов семейной системы). Важно избегать при этом фантазирования о судьбах родственников и конкретных историях. Стоит понимать, что заместитель стоит не в роли твоего деда, например, а транслирует исключенную энергию. Исцеление происходит через принятие того, что было исключено, через согласие с реальностью.

Давайте поговорим о мифах, которыми обрастает этот популярных сегодня метод психологической помощи.

Миф 1. «После расстановок всегда вначале становится плохо, а потом хорошо». Не всегда, но так бывает. Ведь принимая то, что было исключено, поднимая травмированный опыт и интегрируя его, наша психика испытывает боль, словно замороженная часть тела начинает оттаивать и оживать. Важно, чтобы клиент принял расстановку в свою душу (не обязательно на сознательном уровне, но на уровне сильных переживаний, пусть и не осознанных). Если расстановка никак не затронула клиента, его душа не включилась в работу, то и целительного эффекта для него вероятно не будет.

Миф 2. «Заместительствовать вредно. Можно нацеплять на себя чужие энергии и проблемы». Нас выбирают на ту или иную роль не случайно. Какая-то часть нашего собственного опыта (или опыта нашей системы) попадает в резонанс с запросом клиента. Как только расстановка завершена, все состояния, которые вы испытываете, уже не имеют отношения к системе клиента, а имеют отношение к вам. Расстановка всколыхнула ваши собственные похожие травмы и, возможно, вам стоит заняться их исцелением.

Миф 3. «Достаточно сделать расстановку и проблема решится сама собой, желание сбудется». Расстановка – это не магия, благодаря которой мы подчиняем реальность своей воли и воплощаем любые желания. Это глубокая и часто болезненная внутренняя работа заказчика, его родовой системы (а так же расстановщика, заместителей и их родовых систем). Это обращение к непринятому травматичному опыту прошлого и исцеление его. Желание в результате может не сбыться или сбыться, или вовсе утратить свою актуальность.

Миф 4. «Расстановки исцеляет рак, шизофрению, любые недуги». Это не так. Но расстановка помогает распутать переплетение и освободиться от повторения этого травматичного опыта в будущем системы, семьи, рода.

Миф 5. «Расстановки могут рассказать о тайнах прошлого и предсказать будущее». Нет, расстановки не гадание и не ясновидение. В расстановках проявляются непрожитые, исключенные чувства, а не информация о событиях. Перекладывание исключенного опыта на конкретные события (прошлого или будущего) приводит к фантазиям, проекциям, предвзятости и уводит нас от принятия и исцеления.

Чем же полезны расстановки? Исключенный травмирующий опыт хочет быть прожитым через следующие поколения и стучится в нашу жизнь и в жизнь наших потомков снова и снова. Проживая такой исключенный опыт в расстановке, давая ему место в нашей жизни, мы прерываем это повторение.

Кроме того, расстановки дают возможность почувствовать связь с бОльшим, пережить ощущение того, что мы все находимся в едином движении, прикоснуться к ресурсу и источнику жизни. Впрочем, такое переживание уже выходит за область помогающей практики и обращает нас к духовной составляющей бытия.

Как выбрать своего расстановщика? Вопрос тонкий. Как ни странно, этот выбор не зависит от количества дипломов расстановщика, опыта его работы или сертификации. Зависит от «узнавания СВОЕГО». Вы выбираете расстановщика по внутреннему резонансу, по безошибочной уверенности: «Этот тот, в диаде с которым, мы можем обрести целостность». Расстановщик бессознательно привлекает вас своей собственной болью. Как бы он ни старался остаться непредвзятым и находиться в «пустой середине», он все равно «продает» вам свое мировоззрение, неизбежно проецирует свои представления о жизни, о правильном или не правильном решении.

Стоит отметить, что не только клиент выбирает расстановщика. И расстановщик тоже выбирает клиента. Он приходит на нашу проблематику, чтобы мы вместе нашли решение. Мы вместе можем смотреть на то, что мы не видим в себе без наших клиентов, а они не видят без нас. Эта мистическая связь каждого с каждым глубоко пронизывает весь процесс помогающей практики.

Источник

Оцените статью